Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Руслан Галеев: По нашим исследованиям, в десятках регионов даже одному человеку дешевле ездить на личном транспорте, чем на общественном

Гости

Руслан Галеевдиректор Департамента аудита международной аудиторско-консалтинговой сети "ФинЭкспертиза"

Оксана Галькевич:  А теперь, друзья, как мы и обещали вам в пятницу, подводим итоги нашей недельной работы – рубрика "Реальные цифры". Автобус – не роскошь, а средство передвижения. Всю неделю мы с вашей помощью пристально изучали работу городского общественного транспорта от Москвы, что называется, до самых окраин – везде, где вещает "Общественное телевидение". Пришло время подвести итоги нашего телевизионного исследования.

Константин Чуриков: Для этого мы выбрали самый распространенный, а значит, самый все-таки народный вид общественного транспорта – автобус. Он, в отличие трамваев или троллейбусов, есть везде. С начала недели просили вас сообщать нам, сколько стоит автобусный билет в вашем городе, маленьком ли, большом ли. Вот жители Москвы, Томска, Оренбурга и Петербурга Новый год, кстати, уже начали с новыми тарифами. В ожидании такого новогоднего подарка еще у нас Новосибирск, Екатеринбург, Вологда и Нижневартовск. Там цены на проезд решено поднять с 1 февраля.

Оксана Галькевич:  Видимо, под Новый год по восточному календарю, я правильно понимаю?

Константин Чуриков: Отмечают, да.

Оксана Галькевич:  Да. А пока давайте посмотрим, какая картина. Она следующая. В списке страдальцев у нас традиционно жители столицы. В Москве и Петербурге билеты стоят 55 и 40 руб. соответственно. В далекой от центра Еврейской автономии стоимость проезда, в общем, тоже немаленькая – 40 руб. Суровые цены и жителям Екатеринбурга и Мурманска – 28 и 29 руб. соответственно. А счастливым могли бы назвать билет на автобус жители, например, Ростовской области, там он по 12 руб. Но подкачал административный центр региона Ростов-на-Дону, там проезд стоит на 5 руб. дороже.

Константин Чуриков: Примерно в той же ценовой категории проезд автобусом по Орску (это город в Оренбургской области). На 3 руб. в челябинском Миассе и Томской области. И еще на рубль дороже автобусные маршруты в Тамбовской, Смоленской, Орловской областях. Как обоснованные тарифы на проезд, в цену билетов включают и стоимость запчастей, и бензина (а топливо не дешевеет, мы все это знаем). Плюс, в том числе есть и проблемы с техническим обслуживанием самих автомобилей. Отсюда эти новогодние и не очень новогодние подорожания.

Оксана Галькевич:  Для некоторых категорий граждан автобус – это все-таки уже, получается, роскошь, а не просто средство передвижения. Пенсионеры, студенты, многодетные семьи, для них регионы часто стараются все-таки сохранять льготы, но бывает такое, что не во всех регионах их не так-то просто получить.

Константин Чуриков: Не стараются.

Оксана Галькевич:  Да. Сейчас мы покажем вам снимок, который буквально вчера появился в одной из социальных сетей. Архангельск. Сами знаем, не южный город. Морозная северная зима, и эта длинная очередь. Как вы думаете, куда? В музей? Нет, не в музей. Стоят те самые льготники в очереди за электронными проездными.

Константин Чуриков: Ничего себе!

Оксана Галькевич:  Дело в том, что с 1 марта бесплатный проезд, внимание, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны – просто мы все посчитали, сколько им лет примерно, – а также лиц старше 70 в этом городе будет возможен только по электронным проездным. На дом старикам, как мы понимаем, их никто привозить не собирается, какую-то помощь оказывать тоже. Люди пожилые, очень пожилые, старики стоят на улице на морозе.

Константин Чуриков: Без комментариев, как сказал бы Виктор Степанович. Хотели как лучше, получилось как обычно. Безобразие, конечно, полное. Но если говорить о не льготниках, то в отдельных регионах так здорово подсчитали, что ежедневные поездки на общественном транспорте людям обходятся дороже, чем на собственном автомобиле, или даже на такси, если вскладчину вдвоем или втроем ехать. С одной стороны, городские перевозки не должны быть убыточными – это все-таки удар по местным бюджетам, зачастую весьма скромным, а, с другой стороны, билеты все-таки должны быть доступными.

Оксана Галькевич:  Как найти, как рассчитать правильную стоимость билета, чтобы он был, скажем так, одинаково счастливым и для пассажиров, и для перевозчиков? Попробуем сейчас найти эту формулу вместе с нашим экспертом в студии. Представим нашего гостя. Руслан Галеев, директор Департамента аудита компании "ФинЭкспертиза". Здравствуйте, Руслан.

Руслан Галеев: Добрый вечер.

Константин Чуриков: И сразу давайте спросим наших зрителей. Какие у вас еще есть нарекания к работе городского общественного транспорта? Страна большая, я думаю, что везде есть на что пожаловаться, может быть, действительно, посоветовать властям что-то улучшить. 8-800-222-00-14 – наш телефон в студии, СМС-портал – 3443, вначале буквы "ОТР".

Оксана Галькевич:  Руслан, первый вопрос, отталкиваясь от последней информации по регионам, где дешевле на собственном автомобиле передвигаться, чем на общественном транспорте. Это исследование 2013 года, если я не ошибаюсь. С тех пор какие-то более свежие исследования ситуации проводились, данные какие-то есть?

Руслан Галеев: Да. Мы провели исследование по 2016 году, и, в отличие исследования за 2013 год, мы стали смотреть расстояние в 100 км, стали смотреть, если ездит один человек, или ездит семья, или ездит два человека минимум. И к какому выводу мы пришли? Картинка поменялась, то есть в среднем, если ездит один человек на машине или на автотранспорте, соответственно, городской автотранспорт в этих регионах стал выгоднее. Однако это только для одного человека. Как только речь вступает о том, что если ездит два человека из города в пригород, например, на дачу.

Оксана Галькевич:  Семья.

Руслан Галеев: Да. Соответственно, получаем картинку достаточно интересную. То есть даже на внедорожнике можно доехать с комфортом, дешевле, чем на городском транспорте по межгороду до дачи 4 человека.

Оксана Галькевич:  Почему говорим "внедорожник", потому что, в общем, достаточно большое потребление топлива. Вы это имели в виду, да?

Руслан Галеев: Верно.

Оксана Галькевич:  Это не малолитражка экономненькая такая, особенно какая-нибудь японочка.

Руслан Галеев: Конечно. Мы смотрели и для среднего сегмента, где затраты на бензин порядка 7 литров, и мы в своем исследовании смотрели только расходы на бензин. То есть мы не брали, например, умышленно амортизацию или какие-то накладные дополнительные расходы, для того, чтобы просто провести эксперимент, а сколько бы это стоило. Потому что, не секрет, если ездить каждый день, и, например, распределить даже самую, скажем так, большую налоговую ставку по налогообложению владельцев автомобилей – это, допустим, 300 лошадиных сил, 45 тыс. руб. в год, – то есть даже если это разделить на 365 дней, это получится порядок 123 рубля, и мы видим, что это можно распределить, распределить обслуживание автотранспорта, и все равно получается, что в отдельных регионах дешевле ездить даже одном человеку на своем личном автомобильном транспорте.

Константин Чуриков: Интересный вывод из этого напрашивается. Если на топливо уходит 45 тыс. руб. в год, то есть это для кого-то 13-я условная зарплата (на самом деле ее нет, то есть одна зарплата на это целиком уходит, а для кого-то даже две зарплаты, если 45 тыс.).

Оксана Галькевич:  А что за регионы? Назовите этих счастливчиков. Я даже не знаю, как сказать.

Руслан Галеев: Счастливчики. Мы видим, что в Республике Калмыкия дешевле ездить, если два человека на одной машине. А если, например, взять, допустим, Архангельскую область, то там даже одному человеку выгоднее ездить на автомобиле, чем на автотранспорте.

Оксана Галькевич:  Тот самый Архангельск, который мы сегодня вспомнили. Поэтому, я так понимаю, люди там всеми способами и стоят в очереди.

Руслан Галеев: То есть есть такие регионы, их можно даже просто перечислить. Например, те, где два человека, этих регионов достаточное количество. Например, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Республика Крым, город Севастополь.

Константин Чуриков: Их много, я так понимаю.

Руслан Галеев: Да, их много, то есть достаточно большое количество. И, более того, список, где один человек, который ездит на своем личном автотранспорте, таких регионов много, их десятки.

Оксана Галькевич:  Их стало больше, если говорить о динамике по сравнению с?..

Руслан Галеев: Если в целом по динамике по сравнению с 2013 годом, их стало чуть меньше. Где-то, видимо, выровнялись накладные расходы в регионах. Но в целом статистика говорит о том, что сохраняется тенденция, что люди выбирают в пользу личного автомобильного транспорта.

Константин Чуриков: Руслан, беда-то в том, что ездить на общественном транспорте – это становится все менее выгодным, так еще и качество самой услуги обслуживания в общественном транспорте тоже, мягко говоря, невыгодно.

Оксана Галькевич:  Автобусы в мороз не отапливаются. Какое здесь обслуживание? Конечно, люди выберут свой собственный транспорт, потому что там тепло, удобно, спокойно. И это, кстати, Москва и Московская область.

Константин Чуриков: У нас есть звонок уже. Иван из Самары выходит в эфир. Иван, здравствуйте.

- Здравствуйте.

Константин Чуриков: Что скажете о стоимости, о качестве проезда, например, в самарском автобусе?

- В самарском автобусе, мне кажется, что нужно сменить цену, потому что эти цены, которые у нас сейчас, введены со 2 октября 2016 года, именно с прошлого года. И они по году поднялись все выше и выше. Мне кажется, что здесь надо снизить эти цены. Нарекания у меня на то, что автобусы по 2-3 часа опаздывают из-за пробок, потому что мы же не стоим, не будем там…

Константин Чуриков: Да, погода у нас сейчас не летняя. Понятно, если автобусы ждешь целый час – какой смысл в этом автобусе? Спасибо большое.

Оксана Галькевич:  По 2-3 часа…

Константин Чуриков: У меня такой вопрос, Руслан. Мы сейчас с Оксаной, когда называли те цифры стоимости проезда, которые нам прислали зрители, Санкт-Петербург – 40 руб., Еврейская автономная область – тоже 40 руб. Это странное сочетание. Хорошо, мы понимаем, Санкт-Петербург – все-таки один тоже из локомотивных регионов в стране. Но вот Еврейская автономная область, там другие более маленькие скромные регионы. Почему там сопоставимые цифры возникают?

Руслан Галеев: Это один из вопросов, то есть насколько эффективно управление автобусным парком, или насколько эффективно управление менеджмента этих автобусных парков с точки зрения распределения накладных расходов. Естественно, если сравнивать, например, Санкт-Петербург и Еврейскую автономную область, то мы получаем какой результат? Что в Санкт-Петербурге вместимость на городской автотранспорт выше, количество пассажиров выше. Соответственно, и распределение накладных расходов, очевидно, должно быть более оптимальным и эффективным. Но, к сожалению, здесь ответить на этот вопрос прозрачного ценообразования – я боюсь, очень сложно ответить. Вопрос непростой, потому что никто не видит этой прозрачности, как это сформировалось.

Константин Чуриков: А еще хочется понять. В структуре городских пассажирских перевозок сколько у нас, каков процент в целом по стране частников и государственных перевозчиков? Потому что у нас же есть какие-то автобусные частные маршруты.

Руслан Галеев: Да. В пользу частных маршрутов, на самом деле, я бы высказался "за", потому что они как раз таки ориентируются на то, чтобы справедливо рассчитать свои накладные расходы, и получить справедливое вознаграждение за эти оказанные услуги. К тому же, качество этих услуг очевидно выше. Учитывая последнюю тенденцию, когда идет смена парка этих частных автобусных перевозок, мы видим, что они зачастую бывают гораздо комфортнее. Это и кондиционирование в летний период времени, и отопление, то же самое, когда дальние длинные перевозки. Несмотря на все эти дополнительные накладные расходы, очевидно, бывает даже выгоднее проехать на этих частных маршрутах.

Оксана Галькевич:  Нам приходит очень много сообщений. Такая действительно народная тема, как нам пишут некоторые телезрители. Интересное наблюдение от наших телезрителей из Алтайского края. "Смотрите, вы будете смеяться, но у нас из Бийска Алтайского края в Анапу всей семьей (4 человека) оказалось на личном автомобиле дешевле доехать, чем на поезде или на самолете, и дорога составила примерно столько же по времени – 3 дня, как на поезде оттуда". Что уж говорить о городском общественном транспорте.

Руслан Галеев: Абсолютно верное замечание.

Оксана Галькевич:  Люди начинают не только на какие-то недостатки работы, например, на грубость кондукторов, водителей, которые игнорируют людей, жаловаться. Жалуются в принципе на то, как устроена транспортная система в наших городах. Те самые петербуржцы, которые стонут от 40 руб. за автобус, говорят, что "У нас просто нет еще и метро в шаговой доступности, невозможно добраться".

Люди из очень холодных регионов, таких, как Сургут, пишут, что иногда сообщение расписаний на остановке не соответствуют, как на самом деле, с каким интервалом ходят автобусы. Морозы, ждать невозможно, проще действительно пешком дойти.

Константин Чуриков: Руслан, скажите, а с приходом этих современных сервисов, которые позволяют с помощью смартфона, телефона вызывать такси, у нас же упала стоимость условного километра на такси. Как это повлияло на распределение перевозок в крупных городах, в региональных столицах, где работает тот же "Яндекс.Такси"?

Оксана Галькевич:  Да, это было хорошее добавление, потому что в нас уже начинают бросать помидорами и апельсинами, говоря: "Вы пробовали где-нибудь в глубинке проехать на такси на работу или еще куда-нибудь?"

Константин Чуриков: Мы пытаемся объять необъятное. Все равно интересна ситуация в региональных столицах.

Оксана Галькевич:  Города у нас разные, так или иначе.

Константин Чуриков: То есть с появлением этих крупных операторов что изменилось на рынке?

Руслан Галеев: В целом, мы видим тенденцию, где действительно есть пассажиропоток, где есть установившаяся тенденция к росту частного сектор,  и в том числе таксоперевозки, там наблюдается этот рост, потому что бывает такая ситуация, что гражданину проще доехать до нужного места назначения на такси. Это комфортнее, быстрее, пусть даже с небольшой переплатой. За примерами, на самом деле, далеко ходить не нужно. Действительно, факт того, что рынок частных таксоперевозок растет – это уже сигнал того, что этот рынок отнимает часть того пассажиропотока, который ранее пользовался городскими службами, городскими автомобильными парками.

Константин Чуриков: Я больше про Москву говорить не буду, но простой пример. Здесь в Москве проезд, одна поездка – 55 руб. Минимальная посадка в такси и какое-то расстояние, порядка 5 км, по-моему – это 99 руб. То есть если уже вдвоем, то проще просто вызвать такси, и все.

Руслан Галеев: Конечно. К тому же, в крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, нужно понимать, что есть еще парковки, и поэтому бывает так, что многим проще пересесть на такси того или иного уровня и  платить  за место парковки.

Оксана Галькевич:  В больших городах сейчас еще развивается другая история с так называемым кар шэрингом (car sharing) – автомобили, которые можно брать на очень короткое время от 1 до нескольких минут, и проезжать, и бесплатная парковка. Но это, опять же, столичные все совершенно истории.

Константин Чуриков: Это очень узкий рынок все равно.

Руслан Галеев: Очень в зачаточном состоянии.

Оксана Галькевич: Костя, подбросишь меня сегодня после эфира до метро на такси.

У нас есть звонок из Кирова от телезрителя Ивана. Иван, здравствуйте.

- Здравствуйте. Живу в Кирове. У нас проезд на автобусе с 1 февраля будет 22 руб. Но хочу, что автобусы безобразные, маленькие, грязные, кондукторы не приветливые, хамливые. Сиденья в автобусе тоже грязные. Иногда в чистом садишься, летом особенно в белых брюках, и думаешь. Посмотришь – зад брюк очень грязный.

Константин Чуриков: То есть лучше ехать стоя в кировских автобусах. Иван, скажите, а в чем выражается эта, как вы выражаетесь, хамоватость кондукторов?

- Не очень приветливые.

Константин Чуриков: А каким образом вы оплачиваете проезд?  То есть вы показываете проездной или покупаете билетик у этого кондуктора?

- У меня электронный проездной.

Константин Чуриков: А зачем тогда кондуктор нужен?

Оксана Галькевич:  Он проверяет.

Константин Чуриков: У него есть этот валидатор?

- Билет-то она все равно мне выдает.

Константин Чуриков: Все понятно.

Оксана Галькевич:  Иван, скажите, а проблем с наличием валидаторов в городских автобусах нет? Во всех ли городских автобусах есть те самые валидаторы, чтобы вы могли проехать по своему электронному проездному?

- Во всем городе мы ездим по электронным, да.

Оксана Галькевич:  Очень хорошо. Инфраструктура есть, все нормально.

Константин Чуриков: Я просто, знаете, о чем подумал? Наверное, это не к вам вопрос, Иван, а к нашему гостю. Спасибо за ваш звонок.

Оксана Галькевич:  Я почему спросила? Потому что архангельская история, где старики стоят на улице за электронными проездными, там такая проблема существует. Мало того, что только с 1 марта по электронным проездным, так еще и не во всех автобусах эти валидаторы есть.

Константин Чуриков: Я про хамство как раз хотел спросить. Есть валидатор в виде человека со специальным устройством, а есть валидатор в виде такого турникета. Если человек хамит, то турникет нахамить не может. Вообще, дорого ли установить автоматику этого автобуса?

Руслан Галеев: В крупных городах и где большие автопарки, там, естественно, стоимость установки такого оборудования компенсируется количеством машин, автобусов, транспорта и так далее. В небольших городах установку такого валидатора, возможно, так или иначе руководство посчитало недостаточно оптимальным. И поэтому выбрали в пользу кондуктора. Здесь понятные причины – это пассажиропоток и количество автобусов в парке.

Константин Чуриков: Я бы ввел такое правило. Если жалуются на кондуктора, он все время хамит, тогда вместо него просто ставят этот автоматический валидатор.

Оксана Галькевич:  Тогда автоматически возникает другая проблема с зайцами, которые входят и выходят не там, где полагается. Водитель один, за всеми не уследишь. Не все у нас, знаешь, дисциплинарные, что если вдруг тебе дали сдачи больше, чем полагается, чтобы копеечку-то обратно кассиру вернуть… Ты возвращаешь, кстати, Костя?

Константин Чуриков: Всегда.

Оксана Галькевич:  Я в тебе не сомневалась. Смотрите, у нас жители больших городов обращают внимание еще на то, что а ведь не всегда одним автобусом доедешь до нужного места. Порой нужно еще по две-три пересадки делать, действительно. Тот самый Петербург, где не такая широкая сеть метрополитена, как в Москве, например, это большая проблема. Но я думаю, что не только. Во всех областных, региональных, краевых каких-то центрах по две-три пересадки людям приходится делать. А это сразу умножает стоимость билета на количество пересадок, соответственно.

Руслан Галеев: Очевидно. Здесь, на самом деле, много вопросов в плане формирования стоимости для того, чтобы добраться из точки А в точку Б. И понятно, что наше исследование не затрагивало все возможные варианты, мы рассматривали достаточно стандартную среднюю ситуацию. И даже эта средняя ситуация показала те минусы, скажем так, очевидные минусы того, что граждане выбирают в пользу личного автотранспорта, несмотря на все сложности, например, в больших городах с парковкой. А в регионах, кстати говоря, что парковками на текущий момент проще. То есть в регионах даже проще.

Оксана Галькевич:  У меня такое чувство, что московский Департамент транспорта заранее ознакомился с вашими исследованиями, озадачились тем, что люди в пользу собственного транспорта могут сделать вдруг выбор, и решили побыстрее еще добавить платных парковок.

Константин Чуриков: Руслан, но как бы разрубить этот Гордиев узел? С одной стороны, если сделать общественный транспорт целиком рыночным механизмом, где только одни частники – понятно, они будут кто во что горазд, в принципе.

Руслан Галеев: Конечно.

Константин Чуриков: С другой стороны, как только государство очень плотно внедряется в эту сферу – тоже мы наблюдаем некую стагнацию. Как это лучше все совместить и уладить? Какие, может быть, есть мировые аналогии, удачные примеры из других городов мира?

Руслан Галеев: Зарубежная практика, я, так или иначе, был в различных городах, и вижу тенденцию, когда люди все-таки пересаживаются на городской транспорт. То есть такая тенденция есть. И, очевидно, даже в некоторые города невозможно попасть, если в автомобиле всего лишь водитель. То есть присутствует некая блокировка. Условно, это и сделано для того, чтобы, во-первых, загрязнения в окружающую среду, во-вторых, это бюджеты того или иного региона, а в-третьих, для того, чтобы сделать прогнозируемым момент, когда я попадаю из точки А в точку Б, то есть уменьшить транспортный поток, нагрузку на город и так далее. То есть такие тенденции за рубежом существуют. Но для того, чтобы достигнуть их, здесь достаточно большая работа должна быть проведена. Это и культура вождения, это и культура поездок.

Константин Чуриков: И, очевидно, какая-то все-таки модернизация и автоматизация должна быть в части этого пропускного режима, например.

Руслан Галеев: Очевидно.

Константин Чуриков: Потому что у нас есть, как сейчас и во всем мире, этот некий вездеход на один день. Ты проезжаешь сколько хочешь, или, например, у тебя есть несколько пересадок, время на пересадку. Но, как нам писали на днях зрители, что выдают какой-то билетик тебе, условно говоря, в автобусе, ты хочешь пересесть на трамвай, там опять возникает тетя с этим валидатором, у нее там что-то не работает, не вставляется, и в итоге человек не может пересесть, хотя времени прошло всего пять минут.

Оксана Галькевич:  Как показывает московская практика, оснащение валидаторами всех маршрутных такси и автобусов не делает водителей более приветливыми, к сожалению, потому что они наличные не получают.

Константин Чуриков: Водитель с тех пор превратился просто в функцию. С ним никто теперь не разговаривает, никто ему деньги не дает.

Оксана Галькевич:  Ему просто наличными никто не отсчитывает.

Андрей из Москвы подтвердит мои слова, он до нас дозвонился.

Константин Чуриков: А может опровергнет.

Оксана Галькевич:  Здравствуйте, Андрей. А может опровергнет.

- Здравствуйте. Я из Москвы, зовут меня Андрей. Я с удивлением слушал передачу вашу. С удивлением могу констатировать, что дешевле, получается, до дачи мне из Москвы доехать, чем на личном автомобиле. Один я езжу на дачу – это 130 км от Москвы, Клинский район. Получается, на метро я еду и на двух автобусах, и получается дешевле, чем на личном транспорте по бензину.

Оксана Галькевич:  Ага. Вот видите, математика, что называется, царица наук. Посчитали.

- Извините, разница 400 руб. – уже это по карману-то бьет.

Оксана Галькевич:  Конечно, серьезно.

Константин Чуриков: Конечно. Тем более, мы слышим, у вас много детей. Правда, дети бесплатно. Судя по голосу, еще маленькие.

- Да, когда мы едем семьей – безусловно, выгоднее на автомобиле. А так один я еду – да.

Оксана Галькевич:  Спасибо, Андрей, за ваше интересное наблюдение. Друзья, нам пора подводить итоги. Это была рубрика "Реальные цифры". Всю неделю с вашей помощью мы считали и изучали ситуацию, сколько стоит проезд на городском автобусе в самых разных уголках нашей большой страны. То, что получилось, только что рассказали. Благодарим всех, кто участвовал в обсуждении этой темы, и нашего эксперта. В студии сегодня был Руслан Галеев, директор Департамента аудита компании "ФинЭкспертиза". Всем хороших тарифов.

Руслан Галеев: Спасибо. Всего доброго.

Константин Чуриков: А мы вернемся к вам через полторы минуты. Оставайтесь с нами.

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Сергей Крылов генеральный директор "Лиги защиты должников по кредитам"
  • ГОСТИ

  • Алексей Седой профессиональный инструктор по выживанию, эксперт по безопасности
  • ГОСТИ

  • Николай Миронов руководитель Центра экономических и политических реформ
  • ГОСТИ

  • Татьяна Овчаренко руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ
  • ГОСТИ

  • Алексей Алексеенко помощник руководителя Россельхознадзора
  • ГОСТИ

  • Андрей Нечаев экономист, председатель партии "Гражданская инициатива"
  • Светлана Касина генеральный директор "Национального НПФ"
  • ГОСТИ

  • Олег Рурин заместитель генерального директора госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ"
  • ГОСТИ

  • Алексей Кравцов член Общественного совета при ФССП, председатель Арбитражного третейского суда
  • ГОСТИ

  • Александр Михайленко профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности РАНХиГС
  • Барух Бен-Нерия эксперт по военно-политическим делам (Израиль)
  • ГОСТИ

  • Георгий Федоров президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной палаты РФ
  • Павел Медведев финансовый омбудсмен, доктор экономических наук, профессор
  • ГОСТИ

  • Павел Бранд невролог, медицинский директор сети клиник "Семейная"
  • ГОСТИ

  • Светлана Брюховецкая проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университета Правительства РФ, ответственный секретарь приемной кампании
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Андреянов журналист (Ростовская обл.)
  • Евгений Опарин корреспондент (г. Владивосток)
  • Владимир Рудометкин генеральный директор ОАО "Гипроречтранс", председатель Отделения "Транспортное строительство" Российской академии транспорта
  • Жанна Мейлер корреспондент (г. Калининград)
  • ГОСТИ

  • Михаил Крейндлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям "Гринпис России"
  • ГОСТИ

  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • ГОСТИ

  • Владимир Кашин председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН
  • Ольга Башмачникова вице-президент Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России
  • Алексей Кордумов терапевт, врач общей практики (Архангельская обл.)
  • Ольга Чаплина руководитель инициативной группы (д. Кашмаши, Чувашия)
  • ГОСТИ

  • Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, директор московского Центра образования №109
  • Показать еще
    Показать еще
    Минприроды опровергло слухи о застройке парка "Лосиный остров" Продажа части парка невозможна по закону
    вчера
    Мединский назвал "Оскар" перепиаренной премией Он призвал не придавать большого значения претенденту из России на премию
    вчера
    Премьера фильма "Матильда" Алексея Учителя состоится 23 октября в Мариинском театре В Москве фильм покажут 24 октября в кинотеатре "Октябрь"
    вчера

    ГОСТИ

  • Николай Миронов руководитель Центра экономических и политических реформ
  • Россия выплатила последний долг СССР Деньги были перечислены Боснии и Герцеговине
    вчера

    ГОСТИ

  • Алексей Алексеенко помощник руководителя Россельхознадзора
  • ГОСТИ

  • Сергей Крылов генеральный директор "Лиги защиты должников по кредитам"
  • вчера
    вчера

    ГОСТИ

  • Алексей Седой профессиональный инструктор по выживанию, эксперт по безопасности
  • Алексей Седой: Терроризм, как вирус, постоянно мутирует Как выжить при теракте: советы профессионального инструктора
    вчера

    У нас 800 млрд должны за ЖКХ неотключаемые потребители и бюджетники. Вот на них надо обратить внимание Минстрою

    Татьяна Овчаренко руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ
    В Красноярске власти окажут помощь пострадавшим от аномального ливня Прежде всего речь идет о 40 семьях из частного сектора
    вчера
    ФАС получила ходатайство от Uber и "Яндекса" об объединении бизнесов Ходатайство будет рассмотрено в течение 30 дней после его подачи
    вчера
    Анатолий Антонов стал новым послом России в США Также он занимает должность замминистра иностранных дел РФ
    вчера
    Жители Приамурья массово выкладывают в сеть фотографии и видео с богомолами Распространение богомолов связано с теплым и дождливым летом
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments