РЖД почти вдвое снизит тарифы на перевозку товаров народного потребления

Гости
Кирилл Янков
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ

Марианна Ожерельева: Ну а сейчас о снижении тарифов. Вот как закон сохранения энергии – где-то прибывает, а где-то убывает.

Виталий Млечин: Ха-ха.

Марианна Ожерельева: «Российские железные дороги» почти вдвое снижают тарифы на перевозку, внимание, товаров народного потребления и дизельного топлива. Дисконт начнет действовать уже с 27 февраля, и, как сообщили в компании, таким образом монополия стремится привлечь как можно больше грузоотправителей.

Виталий Млечин: Пониженный товар для товаров народного потребления будет действовать до конца этого года, на дизтопливо – до 2025-го аж. Кому и как дадут скидку на перевозку, будем обсуждать прямо сейчас. Напомним телефон прямого эфира – 8-800-222-00-14, короткий номер для SMS-сообщений – 5445. Оба номера бесплатны, так что можете задать свой вопрос или рассказать, что вы думаете по этому поводу, насколько, как вы считаете, вот это снижение тарифа на перевозку скажется на ценах в магазинах, вот что нас всех волнует.

Марианна Ожерельева: Обсуждать железнодорожные тарифы будем с Кириллом Янковым, членом Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации. Кирилл Вадимович, здравствуйте.

Виталий Млечин: Кирилл Вадимович, здравствуйте.

Кирилл Янков: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Расскажите, пожалуйста, вот в начале, чтобы мы все поняли, вот эти вот товары народного потребления – о чем речь идет?

Кирилл Янков: Ну, термин «товары народного потребления» применялся в Советском Союзе, последний нормативный документ, в котором этот термин встречается, датирован 1992 годом.

Виталий Млечин: Так.

Кирилл Янков: Сейчас это понятие не очень определенное, но как бы на понятийном уровне понятно, что, допустим, продукты питания в основном товары народного потребления, их же, скажем, закупают рестораны. А вот есть масса товаров, допустим, пиломатериалы – это товары народного потребления, или это не товары народного потребления? Пиломатериалы и люди закупают, и их тоже закупают для производства, для стройки их закупают, и т. д. Или, скажем, то же дизельное топливо. Понятие это не определенное, скидка на товары народного потребления вводится довольно большая, но только со станций европейской части и Сибири, вплоть до Красноярска.

Виталий Млечин: Ага.

Кирилл Янков: Значит, допустим, для Дальнего Востока такая скидка не вводится, т. е. рыба с Дальнего Востока не поедет по сниженным тарифам. Более того, точный список станций пока не опубликован, пока есть только список дорог: Московская дорога, Октябрьская дорога, Юго-Восточная дорога – в общем, это дороги европейской части. По всей видимости, скидка будет действовать не со всех станций, а с тех, видимо, где есть свободные мощности для погрузки.

Она будет действовать на повагонные отправки. Но это очень хорошо, потому что, надо сказать, наши железные дороги больше любят работать с крупными отправителями, которые грузят составы, а повагонные отправки – это мелочевка для железнодорожников. Хорошо, что вводится льгота именно на повагонные отправки. Ну а что железнодорожники сочтут товарами народного потребления, а про что скажут, что это не товары народного потребления, это уже, наверное, на их совести будет.

Виталий Млечин: Да, вот это получается немножко странно: вводятся определенные правила, но непонятно, какие товары попадают под эти критерии.

Марианна Ожерельева: Но есть же перечень все-таки товаров народного потребления, что поедет в том же контейнере, например.

Давайте чуть дальше. Смотрите, вот с точки зрения этого дисконта тот самый закон сохранения энергии, т. е. если кому-то эту скидку дают на конкретных направлениях, Кирилл Вадимович, сегодня есть понимание, как получить эти сидку? Ведь в РЖД есть механизм, тарифный коридор, это тоже непростая схема, и, чтобы согласовать его, тоже нужно попотеть. А здесь как она будет распределяться, эта скидка? То есть опять же сама дорога будет принимать решение с точки зрения своих пропускных способностей?

Кирилл Янков: Ну, видимо, не дорога. Сейчас эти функции централизованы, они переданы от дорог, есть такой Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД, ЦФТО, он отвечает за работу с грузоотправителями. Видимо, это будет централизованная политика ЦФТО. Да, есть тарифный коридор, он уже с 2013 года действует. Но хочу сказать, что опыт тоже довольно большой накопился у РЖД, и думаю, что все-таки больших скандалов в этой связи не будет. Думаю, что РЖД учтет опыт свой предыдущий, думаю, что будут какие-то разъяснения опубликованы со стороны РЖД в части того, что такое товары народного потребления, а что такое не товары народного потребления. Давайте подождем. Думаю, что этим многие воспользуются.

Вот по дизельному топливу, тоже этим же решением предоставлена скидка в отношении дизельного топлива. Но тут хочу сказать, она предоставлена на один конкретный маршрут – от Омска, от омского нефтехимического комплекса в большой порт Санкт-Петербурга.

Марианна Ожерельева: На экспорт.

Кирилл Янков: На экспорт, да. Во-первых, это наводит на мысль о том, что это только экспорт, а не импорт. Во-вторых, подозреваю, что за этим стоит либо какое-то поручение, которое могли получить «Российские железные дороги», либо какая-то договоренность «Российских железных дорог» с крупным поставщиком, с крупным экспортером.

Виталий Млечин: Так это получается, что экспорт станет выгоднее, значит, цены на заправках, наоборот, только повысятся от этого?

Кирилл Янков: Да-да. Это, видимо, поручение...

Виталий Млечин: Прекрасно.

Марианна Ожерельева: Кирилл Вадимович, вот, кстати, про эти повышения давайте пофантазируем. Понятно, что сейчас не ясно, но мы тему цен в магазинах обсуждаем уже много недель, все-таки все мы ходим в супермаркеты и видим, как выросла стоимость сахара и т. д. Как вы думаете? Очень часто логисты говорили о том, что просто подорожало то же самое топливо, логистика подорожала, тариф железнодорожный вырос, поэтому они дороже везут и именно это закладывается в стоимость продукта, одна из таких, скажем, мер, почему она такая высокая. Как вы думаете, а вот сейчас РЖД понизили, будет бумажка, на которой будет написано, что такое товары народного потребления, конкретные продукты в этом случае подешевеют? Или все-таки у рынка свои законы и правила, если где-то чуть-чуть подешевело, необязательно, что финальная стоимость тоже будет меньше?

Кирилл Янков: Я думаю, что это может повлиять не на уменьшение конкретное, а на меньшие темпы подорожания. Ведь у нас инфляция 8–9% уже официально признана, а в секторе, допустим, продуктов питания она даже и повыше. Думаю, что подешевления не произойдет. Но то, что это будет влиять на инфляцию, на небольшое уменьшение инфляции, – это да. Но возможно, что это и принято как раз как антиинфляционная мера, чтобы, допустим, за текущий год инфляция составила не 9%, а 8,5%, вот на это такая мера может повлиять.

Марианна Ожерельева: Ага.

Виталий Млечин: Вот еще вопрос из Ленинградской области, одно из первых сообщений, которое нам пришло: «Значит, подорожают пассажирские перевозки, от денег еще никто не отказывался».

Марианна Ожерельева: Какая тонкая связь между грузами и пассажирами.

Виталий Млечин: Это как раз закон сохранения энергии: если где-то понизили тариф, значит, где-то повысят?

Марианна Ожерельева: Подорожают или нет?

Кирилл Янков: Опять-таки я думаю, что тут нет прямой связи, потому что по пассажирским перевозкам РЖД находится в конкуренции: по дальним маршрутам это конкуренция с авиацией, по ближним маршрутам это конкуренция с автобусами, с личным транспортом и с сервисами попутных поездок. Да, есть некоторые маршруты, где РЖД монополист, но их не так много. И, находясь в этой конкурентной среде, РЖД сильно ограничено в возможностях повышения цен для пассажиров.

Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое.

Виталий Млечин: Будем надеяться. Спасибо.

Марианна Ожерельева: Кирилл Янков, член Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации, был с нами на связи. Вот видишь, где-то дешевеет.

Виталий Млечин: Вот нет, вот как так получается? Вот вроде новость такая, да, снижают тариф, казалось бы, вот снизили тариф, значит, должно подешеветь.

Марианна Ожерельева: Подешеветь.

Виталий Млечин: А начинаешь разбираться и получается, что нет.

Марианна Ожерельева: Подожди, это же звенья одной цепи: одно звено подешевело, а финальная история... Посмотрим, мы проанализируем.

Виталий Млечин: А финальная история, видимо, опять подорожает.

Марианна Ожерельева: Мы как ФАС проанализируем и через несколько...

Виталий Млечин: Нет, как ФАС не будем, как «Общественное телевидение России» проанализируем.

Марианна Ожерельева: Продолжаем.