Зарплаты стали расти быстрее

Гости
Владимир Корицкий
коммерческий директор сервиса «Работа.ру»

Виталий Млечин: Да, это может кого-то удивить, но в России стали быстрее расти зарплаты, подсчитали в Сбербанке. По данным аналитиков, вслед за ускорившейся инфляцией разогнались и темпы роста окладов и в целом рынок труда перестал быть рынком работодателя.

Ксения Сакурова: Лидеров в Сбере тоже назвали – это сфера финансов и страхования, там зарплаты выросли на 17,5%. На втором месте IT и связь с показателем в 16,5%. Все хорошо и в строительном секторе (ну, кто бы сомневался).

Виталий Млечин: Да. Но, кстати, интересным образом вот как раз это исследование говорит о том, что в строительной отрасли рост зарплат замедлился, то есть там действительно все неплохо, но не так хорошо, как могло бы быть.

Ксения Сакурова: Темпы покупки жилья, видимо, замедлились, ха-ха.

Виталий Млечин: Да, вполне возможно.

У вас зарплата выросла? И доверяете ли вы подобного рода рейтингам? Расскажите, пожалуйста, нам: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений.

С нами на прямой связи Владимир Корицкий, коммерческий директор сервиса «Работа.ру». Владимир, здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте.

Владимир Корицкий: Добрый день.

Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, вы согласны с результатами такого исследования, во-первых, о том, что зарплаты вообще, в целом растут, и, во-вторых, вот с этим рейтингом, где зарплаты растут быстрее всего?

Владимир Корицкий: Ну, как я могу быть не согласен с тем рейтингом, который мы сделали, который мы составили на основе данных, которые мы собираем, которые мы видим от работодателей, спрос работодательский, интерес соискательский? Соответственно, да, цифры показывают, цифры говорят о том, что уже с IV квартала прошлого года начиная идет постоянный и неизменный рост заработных плат, улучшение условий труда.

Виталий Млечин: Ага.

Ксения Сакурова: Но это только вот в этих названных сферах, в которых, в общем-то, естественно, трудоустроено не так уж и много людей, ну относительно вообще всего населения? Или это, скажем так, тенденция, к которой и другие сферы тоже как-то подтягиваются?

Владимир Корицкий: Ну, на самом деле мы в этом году из квартала в квартал наблюдаем ситуацию, когда рост примерно пропорциональный, одинаковый по сути в каждой отрасли, во всех отраслях. Это связано просто с тем, что дефицит кадров и квалифицированных, и менее квалифицированных наблюдается везде, как в сфере торговли, так и в IT.

Ксения Сакурова: А откуда взялся этот дефицит? Куда у нас делись люди? Ну вот когда уехали мигранты...

Виталий Млечин: Да, со строек.

Ксения Сакурова: ...и не стало у нас строителей, это было понятно. Когда не хватает курьеров, это тоже понятно. А в других сферах куда делись люди?

Владимир Корицкий: Ну, на самом деле здесь имеет место быть фактор опережающего роста спроса со стороны работодателей. То есть бизнесы восстанавливаются, бизнесы привыкли, адаптировались к условиям, в которых мы больше чем полтора года уже живем, и возвращают активность свою, то есть спрос на кадры растет гораздо быстрее, чем растет готовность соискателей менять работу, как следствие...

Ксения Сакурова: То есть получается, что у нас сейчас появилось больше рабочих мест, чем было до пандемии? Это так?

Владимир Корицкий: Ну, строго говоря, количество вакансий, которое мы наблюдаем, оно очень близко, приблизилось к допандемийному уровню.

Ксения Сакурова: Ну то есть получается, что если это ровно столько же, сколько было до пандемии, то опять же людей-то у нас меньше не стало, я так понимаю... Ну, стало, конечно, но не настолько значительно, чтобы действительно их стало настолько не хватать.

Владимир Корицкий: Ну, здесь этот момент можно объяснить достаточно просто. В текущей обстановке, в обстоятельствах, в которых достаточно высокая турбулентность присутствует как в экономике, так и на рынке труда, соискатели стали гораздо более осторожно в том числе менять работу.

Ксения Сакурова: Владимир, а это правда, или это вот мое такое ощущение, что масла в огонь подлило еще и то, что очень многие ушли как бы в свое дело? У нас выросло количество самозанятых, огромное количество людей оказались выброшены на улицу этими самыми работодателями в начале пандемии. Они на это посмотрели, они поняли, насколько они не защищены, и решили: ах так? – ну тогда я буду сам на себя работать. И теперь их уже обратно не заманить, сам себе начальник, сам себе график строю, ну и т. д.

Владимир Корицкий: Ну, я бы скорее не согласился с подобным убеждением, потому что как бы не секрет, что самостоятельно работать, зависеть только от себя, а не от работодателя, и зарабатывать самостоятельно, надеясь только на себя, – ну это достаточно сложная история, точнее сказать, даже более рисковая, чем наниматься к какому-то понятному, проверенному работодателю.

Ксения Сакурова: Но при этом у нас растет ведь количество самозанятых, и как раз 2021 год показал бурный рост.

Владимир Корицкий: Да-да-да.

Ксения Сакурова: То есть тенденция эта есть.

Владимир Корицкий: На самом деле со второй половины 2020 года эта тенденция продолжается. Более того, она, конечно, будет расти и ускоряться еще и в следующем году.

Ксения Сакурова: Давайте послушаем... Ну вот буквально пара сообщений перед этим.

Виталий Млечин: Да, давай.

Ксения Сакурова: Ивановская область: «Зарплату не поднимали уже 4 года даже на рубль». Москва: «Зарплата, наоборот, упала с 28 тысяч до 25».

Виталий Млечин: Лучше... Хуже, но лучше: «У соседки зарплата (Ульяновская область) выросла на 200 рублей, в результате ее лишили компенсации на оплату услуг ЖКХ в размере 2 тысяч», – вот так.

Ксения Сакурова: Вот так вот. Алтайский край на связи, Елена. Елена, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Елена.

Зритель: Здравствуйте.

Сельская местность вас беспокоит. У нас в магазине техничка получает 5 тысяч, это при том, зимой снег чистит, а летом бывает и 3. Вот он говорит, рабочих людей не хватает на рабочих местах, – у нас в селах люди плачут, нет работы. Люди без работы деревнями сидят. В любой дом зайдите, каждый не откажется на какую-то работу. Официально редко где принимают, мало. Зарплаты... Да у нас 25, говорите, там понизилась – у нас 15 потолок.

Виталий Млечин: А вот тот человек, который 5 тысяч получает, это же ниже минимального размера оплаты труда, как так получается?

Зритель: И что? А куда он пойдет жаловаться, если это все неофициально трудоустроено?

Виталий Млечин: А, это не официальное трудоустройство, понятно.

Зритель: А человеку как жить? Кусок хлеба надо на что-то покупать.

Виталий Млечин: Понятно, понятно. Спасибо большое. Какая-то невеселая совсем история...

Ксения Сакурова: Вообще, складывается ощущение, простите, что у нас статистика как-то отдельно, то, что видят рекрутеры, отдельно, а то, как живут люди, скажем так, в нашей большой стране, да, не только в крупных городах, – это вообще какая-то параллельная жизнь, ну хотя бы из того, что пишут нам наши зрители, и из того, что мы только что слышали. Этот рейтинг, он все-таки к маленьким городам, к поселкам имеет какое-то отношение, или здесь только большие города делают вот эту картинку?

Владимир Корицкий: Смотрите, здесь наш рейтинг составлялся на основе большой выборки данных. Соответственно, мы брали данные, получали данные от работодателей, от соискателей в нашем сервисе, сравнивали их с данными «СберИндекс». И конечно же, с учетом того, что есть определенный дисбаланс в нашей экономике, который выражается в том, что значительная часть, значительную долю вакансий, то есть спрос работодателя, формируют большие города, соответственно, конечно, вес, удельный вес сельской местности объективно достаточно невысок в этом рейтинге. Но такова реальность, соответственно, работодатели в более крупных городах, они более склонны использовать инструменты подбора персонала в онлайн.

Виталий Млечин: Нам пишут из Рязанской области: «Зарплаты стоят на уровне 2014 года, оклад повышают, а проценты за выслугу лет, квалификационную категорию и т. д. уменьшают, таким образом реальная зарплата не увеличивается». Скажите, пожалуйста, а вот рейтинг ваш такие вещи может учесть?

Владимир Корицкий: Ну, в данном случае мы не учитывали такие факторы, потому что они находятся объективно за гранью тех данных, которые мы видим.

Виталий Млечин: Понятно. Лидия из Курска дозвонилась до нас. Лидия, здравствуйте.

Ксения Сакурова: Здравствуйте. Алло, Лидия?

Виталий Млечин: Лидия?

Зритель: Да?

Виталий Млечин: Вы в эфире, говорите, пожалуйста.

Ксения Сакурова: Слушаем вас, да.

Зритель: Добрый день.

Я хотела порадоваться за сына, вот ему, значит, добавили заработную плату в этом году на 10 тысяч, вот. К этой зарплате, у него хорошая заработная плата, он менеджер, у него два образования, но к этой зарплате он шел 10 лет, вот. И я как бы за него очень порадовалась. Но вот ипотеку он не может взять, мне это очень печально, конечно, потому что, ну как у большинства молодежи, в конвертах заработная плата, вот это минус, конечно, большой.

Ксения Сакурова: Лидия, у меня два вопроса. Первый – в какой сфере работает ваш сын?

Зритель: Обслуживание, сфера обслуживания.

Ксения Сакурова: Сфера обслуживания. И вот ему просто прибавили, то есть он, не знаю... ?

Зритель: За хорошую работу. Он набрал большую клиентскую базу данных за 10 лет, это очень большой плюс. А все остальные получают меньше, потому что это нужно наработать годами.

Ксения Сакурова: Ага.

Виталий Млечин: Ну а правильно ли я понял, что ему в первый раз за 10 лет повысили зарплату?

Зритель: Нет, каждый год повышается, у него где-то 70 тысяч уже, а была где-то 15 тысяч. Вот он шел постепенно к этой зарплате, потому что...

Ксения Сакурова: А менеджер – это в смысле он продает что-то, да, клиентам?

Зритель: Он работает с клиентами, клиентская база данных. Ее нужно набрать, чтобы...

Ксения Сакурова: И он этим клиентам что-то продает?

Зритель: Он клиентам... У него постоянные клиенты, они звонят, в офисе на телефоне, он занят, у него нет ни минуты свободного времени.

Ксения Сакурова: Все понятно, ясно.

Зритель: Он любит эту работу, любит.

Ксения Сакурова: Ясно.

Виталий Млечин: Здорово, спасибо большое, что позвонили и рассказали.

Ксения Сакурова: Здорово, спасибо большое.

Виталий Млечин: 70 тысяч – это хороший доход.

Ксения Сакурова: Насколько я поняла, речь идет о продажнике, о хорошем продажнике, да, Владимир?

Владимир Корицкий: Собственно, я по контексту, да, видимо, так.

Ксения Сакурова: Ага. У нас эти люди сейчас тоже в большой цене на рынке, да? То есть за таких тоже работодатели будут бороться и таким тоже будут предлагать хорошие зарплаты?

Владимир Корицкий: Конечно-конечно. Повторюсь еще раз, рост заработных плат и фонда оплаты труда мы видим во всех сферах деятельности, продажи здесь не являются исключением.

Ксения Сакурова: Если можно, какой-то совет нашим зрителям, которые, к сожалению, на себе все это не почувствовали, в какую сферу им стоит сейчас, может быть, на какую сферу обратить внимание, где сейчас достаточно хорошо растут зарплаты и куда можно прийти без, ну не то чтобы совсем без опыта, но с незначительным опытом, с незначительным обучением... ?

Виталий Млечин: ...и сразу на большую зарплату.

Ксения Сакурова: Ну, хотя бы не на 5 тысяч рублей, как нам люди звонили...

Виталий Млечин: 5 тысяч рублей – это экстремальное совершенно значение.

Ксения Сакурова: Что можете посоветовать?

Владимир Корицкий: Ну вот на самом деле первое, что хотелось бы однозначно порекомендовать нашим зрителям, – это выбирать все-таки работодателей, которые официально трудоустраивают, соответственно, получать официальную заработную плату, что в свою очередь будет обеспечивать должный уровень социальной защиты, социальных гарантий. Выбирать сферу... Ну как, невозможно порекомендовать выбирать сферу, какую-то другую сферу деятельности менеджеру по продажам, если менеджер по продажам хорошо себя зарекомендовал, умеет хорошо коммуницировать с клиентами и показывает результат, достаточно кощунственно предлагать ему переход в IT, наверное. То есть это вещи, которые не всегда взаимосвязаны друг с другом.

Но в целом, в целом, конечно, здесь что важно в наше время? – это, конечно, показывать результат и обучаться, расти, расти над собой, как ни высокопарно, может быть, это звучит. Переходить из сферы в сферу... Ну, опять же, если мы опираемся на статистику, то сегодня экономика такова, рынок такой, что курьер, активно работающий день изо дня в Москве или в другом городе-миллионнике, способен зарабатывать достаточно большие деньги. В этом парадокс текущей ситуации, когда люди с небольшим опытом или вообще с отсутствующим опытом просто могут объективно заработать больше, чем человек, который является более квалифицированным.

Сферу нужно выбирать, в первую очередь отталкиваясь, наверное, от своих собственных интересов, от того, что мы умеем делать. Выбирать, повторюсь, работодателей, которые гарантируют официальное трудоустройство, ну это очень важно, иначе... Это в любом случае как шоссе, как дорога, это история про обе стороны. Соответственно, если соискатели станут более требовательными и более настойчиво требовать официального трудоустройства, «белой» зарплаты соответственно, значит, больше работодателей, быстрее работодатели будут на светлую сторону переходить.

Виталий Млечин: Спасибо.

Ксения Сакурова: Спасибо, да.

Виталий Млечин: Владимир Корицкий...

Ксения Сакурова: Главное, чтобы этот выбор еще был.

Виталий Млечин: Да, это верно. Коммерческий директор сервиса «Работа.ру» был с нами на прямой связи.

Очень много сообщений, и абсолютное большинство, конечно, сводится к тому, что не только не выросли зарплаты, а еще и снизились. Вот Нижегородская область: «За последние 2 года зарплата снизилась на 6 тысяч рублей, спасибо дорогому директору». Хабаровский край: «10 лет назад работало в цехе шесть человек, сейчас трое. Работы прибавилось по понятным причинам, зарплата на месте, это с учетом инфляции».

Ксения Сакурова: Адыгея: «Работаю на ферме, зарплата была 34 тысячи, упала до 26». Москва: «Не повышают зарплату уже 7 лет».

Виталий Млечин: Да, все это совершенно, судя по всему, так. Вот Красноярский край: «Чтобы не увеличивать зарплату, районная администрация уменьшает ставки до 0,9 или даже 0,8 ставки, соответственно, можно платить меньше таким образом». И вот к тебе обращаются по поводу самозанятых: «Все ИП перешли в самозанятые, меньше платить налогов». И вот вопрос очень важный: «Откуда брать деньги на пенсии и зарплаты в бюджетном секторе, если все станут самозанятыми?» – вот это очень важный вопрос, тоже его как-нибудь обсудим в нашей студии.