«Случайный вальс»

Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни!

1943 год, в поезде, идущем от Сталинграда до Ельца, ехали два очень талантливых человека: композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский. В условиях военного времени поезд шёл очень медленно, дорога заняла 7 дней, зато аз это время родилась песня «Случайный вальс», которая вот уже многие годы остаётся любимой в нашем народе.

«Случайный вальс» – Богдан, скажите, пожалуйста, когда вы впервые услышали эту песню и, так сказать, прочувствовали её?

Богдан Княшко: Вы знаете, я эту песню услышал впервые, наверно, обучаясь в Гнесинке. Наверно, в связи с подготовкой к празднованию Дня Победы я услышал это произведение и моментально в него влюбился. И именно в каком-то таком нативном исполнении, куда более человеческой, чем в оперном. В тот момент как раз именно на оперного певца я и учился. И вот эта песня, и ещё ряд других произведений подтолкнули меня в свою очередь, чтоб оперу бросил и занялся более эстрадным и актёрским вокальным и музыкальным искусством. И эта вещь, удивительная по своей мимолётности и глубине при этом, в ней целый такое мир и мимолётное счастье человека на фоне огромной трагедии для всего народа, скажем так. Наверное, это вещь о чём-то таком, что вечно живо, а вечно жива любовь, не смерть, и как раз текст этой песни всецело нам передаёт эмоциональное состояние героя. И в принципе военные песни имеют на меня очень серьёзное влияние и всегда имели.

Александр Ф. Скляр: В воспитаниях Евгения Долматовского описана история трагичная и романтичная. Эта история связана с песней «Случайный вальс»: однажды лётчик Василий Васильев рассказал Марку Фрадкину о том, что он, будучи в прифронтовой деревне шёл и услышал звуки вальса. Он увидел танцующую молодёжь. В сторонке стояка девушка, лётчик пригласил её на вальс. В их жизни был один лишь этот танец. Потом просигналила машина и забрала лётчика Васильева на фронт. Спустя некоторое время Васильев попросил Марка Фрадкина сочинить на эту тему песню. И эта песня прозвучала потом по радио. Девушка услышала эту песню и написала на радио. Но вот только Василий Васильев не мог откликнуться, он погиб в воздушном бою.

Вот эта песня впервые была исполнена, ушла в народ, благодаря исполнению Леонида Утёсова. Утёсов, понятное дело, это прежде всего «сердце». Он сам так говорил, потому что у него не было классического образования, он не учился вокалу. Соответственно, он всегда говорил: «Нужно петь сердцем». Но потом эту песню исполняли люди и с мощным вокалом, естественно, и она существует в самых разных исполнениях. Вот скажите, пожалуйста, среди этих двух разных направлений - сердцем и голосом – какое вам кажется, лично вам, ближе?

Богдан Княшко: Мне, конечно же, сердцем. Иначе я бы и не поступил к Сергею Александровичу Соловьёву во ВГИК в своё время и не ушёл бы из одного театра, чтобы найти себя ещё глубже и полнее. В принципе, я считаю, незачем выходить на сцену, если нечего сердцем сказать. Если ты выходишь любоваться собой, то грош тебе цена как артисту. На музыканте, который «открывает рот», лежит двойная ответственность, потому что он должен не только демонстрировать свои умения, но дальше в больше степени проживать историю сердцем, как человек, и только так возможно подключение зрителя к нему. Хороший поход в театр – это как хороший поход в психологу, я считаю, ты что оттуда уносишь. А чтобы что-то унести, нужно что-то получить, а чтобы кто-то что-то получил, нужно это что-то дать, а чтобы дать, нужно прожить. Это такой алгоритм. Конечно, сердце.

Александр Ф. Скляр: Когда Леонид Утёсов исполнил на радио песню «Случайный вальс», которая получила тогда название «Офицерский вальс», то у чиновников сразу возникли вопросы: «Как может советский офицер танцевать с незнакомой женщиной, говорить, сам не зная о чём, да ещё думать о родном очаге?». Ну просто безобразие какое-то! Поэтому цензура разрешила записать только один куплет на пластинку. Есть версия, что переименовать «Офицерский вальс» в «Случайный вальс» пришлось по распоряжению Сталина. Прослушав песню, Сталин якобы сказал: «Как может девушка дотянуться до погона боевого офицера? Он же – гигант! К тому же офицер должен воевать, а не танцевать». Строчки «и лежит у меня погоне незнакомая ваша рука» «погон» был заменён на «ладонь». Сейчас трудно себе это представить, но в 46-м году песня «Случайный вальс» была запрещена к исполнению и тиражированию. И продлился этот запрет до хрущёвской оттепели.

Вы ведь очень много самых разных песен поёте, вот песни времён Великой Отечественной войны, в которых как раз вот это «сердце» в первую очередь и присутствует, много ли у вас в активном репертуаре песен именно времён Великой Отечественной?

Богдан Княшко: В активном репертуаре всё-таки не так много, потому что тема специфическая, и чем дальше мы уходим от той даты, от даты начала войны и Победы в ней, тем меньше и культуры повседневной с этим связано, поэтому, конечно, я не могу в любом своём концерте уделять достаточное количество внимания музыкальному пласту времени войны и посвящённому ей, но всё это мне безумно близко, безумно по душе. Очень нравится и заставляет сопереживать, как будто бы это происходит буквально здесь, сейчас на моих глазах. Для меня пласт необходим, для нашей культуры он очень ценен и его нужно уметь исполнять, must have, как говориться, для любого артиста, который поёт.

Александр Ф. Скляр: Песне «Случайный вальс» уже пости 80 лет. В ней нет ни пафоса, ни надрыва. Это любимая песня моей мамы. Именно такие песни делаются любимыми на десятилетия, а, может быть, даже на века.

Присылайте ваши любимые песни на видео, и, может быть, именно они прозвучит в следующих выпусках нашей программы. До встречи!