Грозит ли России дефицит автомобилей

Гости
Александр Гусаров
автомобильный журналист

Марина Калинина: Стоянки логистических терминалов в Московской области заполнены десятками тысяч невостребованных автомобилей. Это выяснили наши коллеги из Autonews.ru. Издание отмечает, что, несмотря на сообщения о якобы существующем в России дефиците автомобилей, из-за которого дилеры поднимают цены, на одних только подмосковных стоянках размещены около 30 тысяч машин. И пока запасы не будут исчерпаны, ввозить новые производители не станут.

Что происходит на автомобильном рынке? Как меняются цены и чего ждать дальше? Об этом будем говорить прямо сейчас. В студии у нас Александр Гусаров, автомобильный журналист. Здравствуйте, Александр.

Александр Гусаров: Добрый день.

Марина Калинина: Так давайте разбираться. Машины есть, цены бешеные.

Александр Гусаров: Значит, смотрите. Ситуация какая? Мы уже говорили про это – что автомобиль стал довольно высоколиквидным товаром. Проблема в том, что терминалы могут быть заполнены чем угодно. И, скорее всего, даже не терминалы, а логистические… Они уже выкуплены, эти машины, они уже имеют хозяина, то есть имеют дилера. Ну, представим себе ситуацию. Вот часы, они мои. Я решил их вам продать. Как бы я могу выставить любую цену, я могу объявить и 100 тысяч рублей. Это мои проблемы.

Марина Калинина: Я не куплю.

Александр Гусаров: Ну вот. Как бы проблема только в этом. Потому что новых поступлений в данный момент ждать не приходится. Единственный завод, который на сегодняшний момент более или менее работает, – это «АвтоВАЗ». Все остальные предприятия стоят. Пойдемте и посмотрим, будем покупать Volkswagen Polo или Audi… А Audi давно прекратила отгрузку. Машины есть у дилеров, но это их автомобили. Соответственно, они заплатили за них денег, они потратили собственные средства.

Кстати, цены на машины очень хорошо демонстрируют реальный курс нашей валюты по отношению к международным. Это очень показательно! Что бы нам ни рисовали… В СССР доллар тоже стоил 36 копеек, но реально на рынке его можно было купить за 4 рубля, а иногда и дороже. Здесь ситуация та же самая. И, к сожалению, решение ее… Ну, во-первых, все должны быть совершенно точно готовы к тому, что цены никогда не вернутся на предыдущий уровень.

Марина Калинина: Ну, некоторые эксперты считают, что они, в общем-то, как-то туда стремятся.

Александр Гусаров: Ну не будут они стремиться, к сожалению. И, вы понимаете, тут же очень непонятная ситуация. Вот возьмем… Предположим, в Калининграде поступили просто, по-нашему, по-советски: дали земельные участки рабочим, которые высококвалифицированные. Затрачены средства огромные на их обучение. Им дали лопаты в руки и сказали: «Вот! Копай и сажай картошку».

Nissan поступает более грамотно – они на своем заводе, я читал, пытаются... повышение квалификации, перепрофилирование, они пытаются как-то трудоустроить людей, потому что бесконечно долго компания не будет нести убытки и платить людям даже одну треть зарплату на неработающем предприятии. Ну, вы сами понимаете, это была бы глупость. А поскольку они не работают с февраля месяца, соответственно, в общем, практически уже полгода прошло, считайте.

Соответственно, как бы ситуация может чуть-чуть исправиться и чуть-чуть могут упасть цены, но лишь тогда, когда будет хоть какая-то «понятка» (извините за такую фразу), ну, когда будет понятно, чем будет насыщен рынок и когда он будет насыщен.

«АвтоВАЗ» со своей Granta без ABS, без подушки, без ничего? При этом мы тут же слышим, что они собираются повышать скоростной режим до 150 километров в час.

Марина Калинина: До 150 километров в час.

Александр Гусаров: Замечательно! Отлично! Такой гроб на колесах. Я ничего не хочу сказать, про Волжский автозавод. Молодцы! Они трудоустроили людей, как бы что-то делают. Понятно, что это безысходности, от безнадеги полной все это происходит, но тем не менее оно есть. И, к сожалению, пока не будет ясности, что будет происходить с заводами…

Renault ушел, да? Как бы, соответственно, сейчас тот же «АвтоВАЗ» испытывает огромные проблемы с производством каких-то вещей, да? Соответственно, то же самое происходит… Непонятно, что будет с «Москвичом». Объявить можно, вы сами понимаете, все что угодно. Завтра мы будем производить, я не знаю, вот такие стаканы, да? Ну, очень хорошо! Их проще производить, чем машины. Пока не будет хоть какой-то ясности и какого-то восстановления логистических цепочек для того, чтобы поставлять, наладить хоть какие-то поставки комплектующих…

Марина Калинина: Ну, с комплектующими вообще беда, с запчастями.

Александр Гусаров: И с запчастями.

Марина Калинина: А вот параллельный импорт, о котором много говорится?

Александр Гусаров: Мы уже говорили здесь, в эфире, как раз мы были с Антоном Шапариным, коллегой. Мы говорили, что он не может работать, потому что у нас есть Таможенный союз. И, соответственно, то, что издает Минпромторг у нас, оно как бы вообще не интересует ни Казахстан, ни Армению, ни Белоруссию. Это наше внутреннее дело. Если будут с ними налажены, достигнуты какие-то договоренности, то тогда – может быть.

Ведь на новой Granta я никуда не могу поехать, кроме Белоруссии. В Белоруссию я могу поехать, потому что межправительственное соглашение есть о том, что автомобили с низким экологическим классом, каким является новая Granta (а там «Евро-2»), и, соответственно, я могу туда поехать. Но в Казахстан… Предположим, я живу рядышком, и там родственники могут быть – что, в принципе, нормально. Но теперь я пересечь границу на этом автомобиле не могу.

К сожалению, я говорю, здесь говорить о том, что сто процентов что-то изменится прямо вот сразу, в мгновение ока, нельзя. Это процесс очень долгий, процесс нудный и процесс, к сожалению, совершенно непонятный. Никто не может сказать, что будет завтра. Завтра, может, ситуация изменится кардинальным образом. А может, и не изменится. Но нужно быть готовым, что даже если что-то поменяется, санкции сразу никто не отменит. И даже если что-то изменится, опять же в лучшую сторону, их отменить полностью невозможно уже. К сожалению, маховик запущен, и он очень… ну, как бы он раскручивается все быстрее. И пока ничего хорошего, в общем, я, к сожалению, не жду.

Цены? Ну да. Что посоветовать людям. Вы знаете, честно говоря, вот как с часами. Я не покупал бы сейчас автомобиль, потому что… Может быть, имеет смысл действительно присмотреть что-то на вторичке, хотя там тоже цены очень сильно поднялись.

Марина Калинина: А вторичка же тоже выросла.

Александр Гусаров: К сожалению, да, естественно. Вторичный рынок всегда подтягивается за ценами первичного, и тут тоже никуда не деться. Либо пытаться… Понятно, что на автомобиле ездить бесконечно долго невозможно. К сожалению, все современные автомобили на это не рассчитаны. Да и, в общем, старые машины. А лежать под автомобилем… Мы все-таки покупаем средство передвижения, а не какой-то раритет. Ну, раритет – да. Но он стоит в гараже.

А что делать с этим? К сожалению, вот я не могу дать однозначного ответа. Ну, не покупать – это однозначно. Потому что, с одной стороны, я тоже понимаю дилера. Они затратили свои деньги, затратили достаточные средства на покупку этих машин. Более того, я гарантирую, что половина машин… Естественно, у дилеров нет свободных денег практически. Соответственно, были взяты кредиты. Кредиты каким-то образом надо возвращать. Они пытаются хеджироваться вот таким образом, ну, защитить собственный бизнес, повышая цены. Понятно, что это спекуляция чистой воды, но, с другой стороны, их тоже можно понять.

Марина Калинина: Но, может, они все-таки как-то подужмутся? Вы понимаете, такая ситуация происходит. Они задрали цены, ну, если по-честному, раза в два, а то и больше.

Александр Гусаров: И это минимум.

Марина Калинина: Минимум, да? Ну хорошо, в два, в два с половиной, в три. И люди-то не побежали покупать машины. То есть они сидят с этими ценами миллионными – и ничего не происходит. То есть они даже какие-то расходы себе не могут вернуть.

Александр Гусаров: Не могут, потому что… Более того, я разговаривал с дилерами. Там дикое сокращение штата идет! Сокращаются операционисты, которые ведали техобслуживанием, поскольку люди там получали от количества заказов. Заказы упали. И когда люди звонят… Вот вы звоните, и вам объявляют, я не знаю, что под 150 тысяч вам обойдется техобслуживание. Вы, естественно, кладете трубку, да? Понятно, что цены выросли, но не настолько. Соответственно, эти люди просто остались без денег, без средств к существованию. Соответственно, их уволили.

Уходят слесари. Уходят кузовщики, то есть мотористы. Людям ну просто негде… Я не знаю, куда они уходят, потому что рынок-то полон. И это тоже проблема.

Как бы сейчас, вы знаете, в отличие… Я же специально в самом начале марта поехал… вернее, в середине где-то марта съездил в один крупный дилершип специально, чтобы там было сосредоточено как можно больше марок автомобилей. Машин полно! Они все были. Я пришел в Toyota ту же, и они мне говорят: «Есть все, пожалуйста. Но вы будете покупать RAV4 за 6,5 миллиона?» – «Я? Нет». Соответственно, автомобили… Мне они сказали: «Пожалуйста, есть практически все комплектации, кроме базовых». Ну, базовые вообще редко кто заказывал. Но они стоят каких-то диких денег.

Соответственно, сейчас ситуация еще хуже. Они прячут эти новы машины и выставляют… Я был совсем недавно тоже, правда, там всего десять марок было в салоне, и я впервые заметил, что в помещении, внутри стояли подержанные машины.

Марина Калинина: То есть такая тенденция идет?

Александр Гусаров: То есть каким-то образом они пытаются выживать. И их тоже можно понять, потому что… Можно сделать просто – можно объявить себя банкротом: «Все, до свидания! Делайте что хотите». Но вы сами же должны понимать, что это… Ну, вы представляете, какое количество безработных?

Вот сейчас мне писали те же читатели: «Нам дилеров не жалко». Ну, вам, может быть, не жалко руководство дилерских центров, но вы пожалейте этих людей. У них тоже есть дети, им надо как-то… у кого-то ипотека, надо покупать еду, платить налоги, я не знаю, платить за квартиру, в конце концов, и кормить детей чем-то, одевать их во что-то. Это тоже огромная проблема. И, к сожалению, нет однозначного решения. Я не могу прямо сказать, что вот так и так будет правильно. Это не получается. К сожалению, не получается. Для покупателей, я говорю, однозначно ждать у моря погоды.

Марина Калинина: Ну а ждать-то чего? Вы же сами говорите, что неизвестно когда это все сдвинется мертвой точки.

Александр Гусаров: Ну, когда-нибудь что-нибудь решится, в конце концов. Я очень надеюсь на здравый смысл и на все остальное. Соответственно, вполне возможно, что, может быть, ситуация как-то поменяется. К сожалению, вот сейчас, прямо вот конкретно… Ну, я смотрел показатели коллег: в прошлом месяце, в июне, зарегистрировано на всю страну 6 тысяч новых автомобилей. Ну, такого же не было никогда. У нас иногда в день столько регистрировалось, если не больше, если мы показывали результаты от полутора до двух миллионов проданных машин. Как бы сейчас этого нет.

И понятно, что если раньше дилер пытался заработать именно на количестве проданных машин, то сейчас, как бы ни были полны их склады, они тоже реально понимают, что новых поступлений, как я уже говорил, не будет. VAG в Калуге стоит. Peugeot… ну, Stellantis стоит. Грузовые машины – все стоят. Они все стоят.

Даже при том, что, в отличие от Renault, тот же Stellantis не объявлял о том, что они уходят из страны, но логистические цепочки нарушены. Да, они пытались максимально локализовать производство, но на 100% они этого сделать не могут. Ну и это было бы странно, потому что никто не локализует… Я не знаю, нет такого. Mercedes не производится только в Штутгарте, их делают везде.

Марина Калинина: Ну понятно, да.

Александр Гусаров: Собственно, какие-то вещи идут со всего мира. И это нормальная ситуация. Сейчас эти цепочки разрушены. Когда они восстановятся? Сейчас же эти попытки искать какие-то обходные пути или заключать на альтернативные вещи, которые есть, аналоги. Но производитель тоже не пойдет, у него есть контроль качества. И если там не будет стоять штампа, что это та или иная компания, то он не имеет права ставить, потому что это нарушение уже даже внутреннего законодательства. Мы можем принять какие-то послабления, но даст ли это что-то? Я не знаю, к сожалению.

Марина Калинина: Ну понимаете, получается такая ситуация, что машины есть, цены большие, а дилеры ничего не предпринимают, просто вот сидят и ждут просто. Получается так, да? То есть ждут покупатели, ждут продавцы, а машины стоят, ничего не движется. Так?

Александр Гусаров: Нет, оно и не будет двигаться как бы, потому что здесь уже работает… Понятно, что они не будут стоять бесконечно долго. Может быть, они чуть-чуть снизят цены, потому что завтра, плохо или хорошо, но придут к тому, что деваться некуда, а автомобиль нужен. И сегодня мы кричали, что мы не купим этот кроссовер за 6 миллионов, а завтра мы уже будем думать, влезать в долги. Тем более ставки снизили сейчас, очень хорошо все. Соответственно, идти и покупать. Потому что они тоже понимают, что если они вернут на январский уровень цены, хотя они тоже были достаточно высокими, потому что тогда была реальная проблема с недостатком машин, в определенный период.

Марина Калинина: Да.

Александр Гусаров: Плюс дикий отложенный спрос 2020 года, и он породил некий дефицит. И там была чистой воды спекуляция. Середине 2021 года и его конец – это чистой воды спекуляция, когда, я не знаю, к какому-то кроссоверу они предлагали мне еще и велосипед сразу купить. Я, конечно, знаю этот велосипед, он хороший, и стоит он дорого, но он мне не нужен к кроссоверу. Более того, может быть, он у меня уже есть.

Марина Калинина: Ну да, там же была какая-то история, что вот допопции прямо…

Александр Гусаров: Да, это была проблема. И это была чистой воды спекуляция. А сейчас…

Марина Калинина: «Только возьмите. Мы вам и коврики за 100 тысяч продадим».

Александр Гусаров: Да-да-да. А сейчас ситуация немножко изменилась, она стала другой. То есть тогда машины, плохо или хорошо, но та же Калуга их производила, тот же Нижний Новгород, тот же VAG, они их делали. Но сейчас эти люди уволены. Все, до свидания! Считайте, что то предприятие VAG, которое было на ГАЗ, оно закрыто, оно не функционирует. Что будет в Калуге – непонятно. И будет ли оно функционировать или не будет? Неясно.

С «Москвичом» тоже вопрос не быстрый. Даже если чисто гипотетически мы сейчас представляем, что вот они садятся, бьют по рукам с какими-то китайцами, еще кто-то, но либо это будет тупая «отвертка» – прикрутили колеса и два бампера… Потому что от Renault остались только стены вот того завода, который был в Москве. Там остались только стены, больше ничего нет.Значит, надо завозить оборудование. А кто его будет завозить? Как его будут завозить? Или мы говорим об «отвертке»?

Опять же, вы смотрите, что происходит. Возьмем китайцев. Китайцы понимают, что они сейчас фактически единственные, кто может себе позволить беспрепятственно ввозить машины через границу. Соответственно, часы за 100 тысяч рублей. Так может, возьмете? Вот. Понимаете? Они могут, соответственно, точно так же… Что сейчас и происходит.

Я читал, опять же, у Сережи Целикова из «Автостата», руководителя отдела, у него очень хорошо было написано, что дилеры выстраиваются в очередь в представительства китайских производителей, потому что им нужно хоть как-то сохранить эти коллективы рабочие. Причем выстраиваются в очереди даже те, кто в свое время никогда в жизни… Ну, есть определенная категория дилерских центров, которые, кроме премиума, никогда ничем не торговали. А сейчас они все спокойно бегут и готовы: «Дайте только нам это дилерство». Потому что, вы посмотрите, одна из китайских марок, она продается у себя на родине под одним именем… Ну, я не буду называть, чтобы не делать рекламу, да?

Марина Калинина: Да, хорошо.

Александр Гусаров: А у нас они разбили модельный ряд аж на три разных бренда: чуть дешевле, middle-класс и high- класс. Соответственно, они могут вам, пожалуйста, предлагать и цены. Автомобиль, который принадлежит одной шведской фирме, он стоил максимум 2,5 миллиона, а сейчас он стоит 4,5 миллиона. И все равно даже в этой ситуации… Я смотрел на продажи: да, они у них очень сильно выросли, у тех же китайцев, но, вы знаете, в пределах рынка это мизер. Я уже сказал: 6 тысяч машин зарегистрировано.

Марина Калинина: Это очень мало.

Александр Гусаров: Это вообще ничто.

Марина Калинина: Артем из Санкт-Петербурга нам дозвонился. Здравствуйте, Артем.

Зритель: Да, здравствуйте.

Марина Калинина: Слушаем вас.

Зритель: У меня вопрос к Александру следующего толка. То есть Александр сказал, что собственно дилеры руководствуются какими-то экономическими соображениями, а вот физлица на вторичном рынке, когда реализуют автомобили, подтягивают свои цены непосредственно к тем ценам, которые у дилеров есть. А чем руководствуются физлица? Ведь они же тоже сидят без денег. Что им руководит? Просто жадность? Или какая-то иная, может быть, у Александра концепция? Хотелось бы узнать.

Александр Гусаров: У меня концепции нет, поскольку я ничего не продаю. А человек, который…

Марина Калинина: Вы же часы мне предлагали.

Александр Гусаров: Давайте! Берите, берите! Мы договорились, все слышали, куча народа слышала.

Ситуация какая? Вот смотрите. Вы же, когда пытаетесь что-то продать через какой-нибудь сервис, вы же сначала изучаете рынок. И вы смотрите: ага, значит, вот этот стакан стоит рубль везде. Так почему я его… Значит, я так подумаю: в принципе, чтобы быстрее его продать, можно поставить его за 90 копеек – и на него будет смотреть большее количество народа, его захотят купить. Но это маржа очень маленькая. Соответственно, люди заходят, смотрят. Они видят, что их ВАЗ-2106, который стоил вчера, я не знаю, 30 тысяч рублей, сейчас он стоит целых 80. Соответственно, он считает: «Ага, а чего это я должен прогадать? Значит, я потеряю свои деньги. Я заработаю. Цены-то выросли».

Почему-то об этом никто не говорит. На продукты питания цены выросли, и очень сильно. Что бы мне ни рассказывали про инфляцию, но я хожу в магазины, в отличие от тех, кто это говорит, и вижу, сколько я оставлял в кассе в январе прошлого года, в январе этого и сейчас. Это очень большая разница! Соответственно, люди тоже хотят выручить побольше. Поэтому никаких претензий к продавцу, тем более частному продавцу, быть не может. Он ориентируется на цены рынка. И это тоже нормально. Я людей понимаю.

Марина Калинина: А что с «АвтоВАЗом» нашим? Что-то они там мудрят и вообще упрощают комплектацию.

Александр Гусаров: Они не мудрят, они не мудрят, нет. «Я тебя слепил из того, что было». Это очень грубо, опять же я прошу прощения, но это то, что есть, это факт. Потому что есть платформа «Гамма» от ВАЗ-2108, которая осталась, на которой Granta выпускается. Да, она улучшенная. Ну, они вам постарались, извините, и так. В принципе, базовые машины обычно продаются даже с черными бамперами. Они хотя бы вот тут попытались компенсировать, он выкрашен в цвет кузова – уже плюс как бы.

Понятно, что мы живем в XXI веке, и автомобиль без подушки безопасности… Можно обойтись без кондиционера, можно. Не так часто… Мы живем не в Африке, не в Италии. Можно обойтись без кондиционера. Но обойтись без антиблокировочной системы тормозов? При возросших скоростях, при том, что у нас в принципе на сегодняшний момент достаточное количество скоростных трасс… Потому что даже 110 километров в час – это, в принципе, достаточно большая скорость.

И я уверен, что… Ведь на сегодняшний момент очень многие производители наличием систем активной и пассивной (ну, в основном активной) безопасности снижали огрехи, недостатки управляемости в каких-то вещах, они таким образом нивелировали все это. На сегодняшний момент этого сделать нельзя. Платформа все-таки, вы понимаете, она старая. Ну, все-таки это ВАЗ-2108.

Марина Калинина: Ну да.

Александр Гусаров: Она очень неплохая, она управляется очень неплохо, но все равно наличие… У нас половина народа кричит, что ABS – это зло. Ну, вы знаете, как и подушки безопасности, как и ремни, видимо, тоже зло. Но количество выживших, именно благодаря наличию этих вещей в автомобиле, оно многократно превышает тех, кто умер.

Марина Калинина: Ну а вот такое желание как-то упростить конструкцию автомобиля, ну, базовую, оно с чем связано? Просто нет возможности?

Александр Гусаров: Сохранить рабочие места.

Марина Калинина: А, сохранить людей.

Александр Гусаров: Мы уже говорили тоже здесь, в эфире… Давайте возьмем автомобильную отрасль: на одного человека приходится еще девять. То есть, грубо говоря, один работник «АвтоВАЗа», а за его спиной стоят еще девять. Это поставщики электроэнергии. Это вода. Это, я не знаю, запасные части…

Марина Калинина: Нет, а что им мешает производить нормальные автомобили? Я вот никак не могу понять.

Александр Гусаров: А как? Как? У нас есть платформа? Нет. У нас есть современные двигатели, современные разработки? Нет. У нас есть электроника современная? Нет.

К большому сожалению, как я уже говорил в прошлый раз, когда был здесь, я повторюсь, может быть… Ну смотрите. VAG потратил на свою платформу MQB в свое время, по-моему, 9,5 миллиарда евро. И потом они ее два усовершенствовали. То есть там сумма вылетает. Они с 2024 года делают новую платформу, и она собираются ее продавать, но она будет уже заточена под электромобили. Это совершенно другое. Потому что мир ушел вперед, они не остались в 80-м году, они в XXII век смотрят. Соответственно, как бы у нас нет таких денег.

Мы же, к сожалению, сейчас вернулись на советский уровень управления бизнесом вообще как таковым… не бизнесом, а вообще организация структуры предприятий. Что такое «АвтоВАЗ» на сегодня? Раньше какой-то период государство вкладывало туда деньги. Как раз 27-го числа было 25 лет ВАЗ-2110. Это очень показательный пример.

Дело в том, что «десятка», которая разработана тоже на этой платформе «Гамма», соответственно, попадает ее выпуск на 85-й год – страны практически уже нет, она разваливается. И вот та огромная река, которая шла на финансирование разработок, она превратилась в такой тоненький ручеек. Собственно говоря, мы, к сожалению, к этому вернулись. И надо что-то менять, но пока…

Марина Калинина: Пока ждем.

Александр Гусаров: Да. Я не пессимист, я еще раз говорю. Давайте все-таки надеяться на хорошее.

Марина Калинина: Давайте. Александр Гусаров, автомобильный журналист, был у нас в студии. Спасибо.

Вернемся через несколько минут.