Сети наварились на «борщевом наборе»

Гости
Андрей Карпов
председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла

Тамара Шорникова: Федеральная антимонопольная служба возбудила дело из-за цен на овощи в «Магните» и «Пятерочке». Сотрудники рязанского управления ФАС считают, что сети накрутили цены на борщевой набор. Что именно обнаружили антимонопольщики? Цитата с официального сайта ведомства.

УФАС по Рязанской области: Летом 2021 года на товары плодоовощной группы (картофель, лук, капуста, морковь) «Магнит» и «Пятерочка» устанавливали существенную наценку к ценам закупки, свыше 50%. В ряде случаев наценка превышала 100%.

Александр Денисов: Ну, борщ сейчас козырной туз в любой колоде, в политической, вот в избирательной кампании активно с него заходят, проверяют, вот ФАС тоже вытащил его из колоды. Торговые сети даже не собираются бить эту карту, им все эти претензии, что называется, по ценнику, на него и кивают: мол, поди поймай. Цена в течение сезона гуляла то выше, то ниже, то скидка, то нет, а в среднем нормально.

УФАС по Рязанской области: В течение лета наценка на овощи постоянно менялась в зависимости от цены закупки и объема поставок. Значительную часть лета наценка на картофель и морковь была отрицательной.

Тамара Шорникова: Да, это фрагмент из комментария X5 Group. Будем разбираться, как у нас проверяют цены, может ли кто-то их контролировать.

Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла, выходит с нами на связь. У вас спросим: расскажите о ценах в ваших магазинах, на что, какие товары подорожали особенно сильно.

Александр Денисов: Андрей Николаевич, добрый вечер.

Андрей Карпов: Добрый вечер.

Александр Денисов: Андрей Николаевич, а вот ФАС уцепился за них, ну если уцепился, это еще мы разберемся, кто его боится, а кто нет, вообще кто-то боится, – а есть ли такой закон, регулирующий предельную наценку в торговых сетях?

Андрей Карпов: Нет, такого закона нет. Никаких нормативных актов, которые бы определяли предельную цену на товары, такого нормативного акта нет. Поэтому ничто, как вот попытка каких-то набрать очков на этой истории, мы не видим.

Александр Денисов: То есть мы не преувеличиваем, когда говорим, что сейчас борщ – это актив, хорошая заходная карта в политике? ФАС тоже по какой-то своей игре играет, но явно не в нашу пользу?

Андрей Карпов: Ну, мы с вами как-то обсуждали, что есть в этом вопросе, наверное, какая-то политическая составляющая. Партия правительства в свое время сказала, что борщевой набор должен снижаться, а борщевой набор почему-то не поспешил снижаться. Мы сейчас видим, что цены, в общем-то, и на картофель, и на другие товары не настолько, наверное, сильно упали, как это было в прошлом году, поэтому кого-то это расстраивает. При том что и торговля, и сами производители обращают внимание, что цены на эти товары выше, чем в прошлом году, и цены выше непосредственно у производителей. И опять же, вы привели слова, ответ одной из сетей, которая говорит о том, что у них была отрицательная наценка, и в принципе такие цифры, которые ФАС приводит, эти цифры не подтверждаются.

Тамара Шорникова: Почему, собственно, не такое снижение, как ожидалось, мы наблюдаем в магазинах? Вроде уже и урожай поспел, и целое совещание собиралось, губернаторы должны были договориться с сетями, и дополнительные точки продаж открывали – что не так?

Андрей Карпов: Ну, понимаете, в целом забавная история о том, что губернаторы должны договориться с сетями. О чем они должны договориться с сетями? О том, чтобы сети покупали дороже, а продавали дешевле? Ну это же странная история. Торговые сети и так на этот товар держат достаточно низкую наценку. Предложение на рынке недостаточно, соответственно, это предложение не давит на цену в сторону снижения. Урожай собирают позднее, вообще где-то порядка на 3 недели идет опоздание по сравнению с традиционным временем сбора, как это было в том же самом прошлом году, соответственно, нет пока надлежащего предложения на рынке. В силу этого цены на товары выше, чем в прошлом году.

Тамара Шорникова: Вы говорите, что сети покупают дороже, но каждый раз мы, начиная обсуждать эту тему, связываемся с Картофельным союзом, с капустным и т. д. и они говорят, что отгружают по тем же ценам, а то, что мы видим в магазинах, не их вина, не их головная боль и проблема, они бы тоже хотели такие цены и заработки.

Андрей Карпов: Ну, в целом это опять же очень странно, потому что тот же самый Картофельный союз дает другую информацию на совещаниях в Минпромторге, например. Поэтому это вопрос, наверное, просто с кем вы общаетесь, потому что так же, как ситуация с молочниками: одни молочники находят какие-то сумасшедшие наценки на молочную продукцию, другие молочники не подтверждают эту информацию, которую нашел, соответственно, другой молочный союз. Понимаете, тут сколько экспертов, столько и мнений, и как-то вот пытаться это опровергать... Просто гораздо интереснее всем давать какую-то вот такую громкую информацию, что у торговых сетей 150% наценка, и вроде как это горячая информация, которую всем прямо тут же хочется пообсуждать, что вот эти товарищи как-то вот жируют, хотят очень много заработать, а вот бедные производители и все остальные от этого страдают. Ну это же совершенно не так, и сети абсолютно понимают, что у потребителей доходов недостаточно. В общем-то, сети как раз стоят на страже роста цен в магазинах.

Александр Денисов: Вы знаете, можно, конечно, рассказывать все потребителям, всякие сказки, но сложно рассказывать сказки в бизнес-сообществе друг другу. На совещании в Центре стратегических разработок, там сидели представители зернового сектора, производители подсолнечного масла, производители сахара, и там между ними даже возникла перепалка, один другому сказал: «Вы понимаете, вы мне про маржу-то в 5% не рассказывайте басни, на эту маржу производственные цепочки вертикальные от и до, от поля до полки магазина, не построишь».

Есть ли у государства возможность, у ФАС прозвонить все эти производственные цепочки от поля до полки магазина? Вот ФАС говорит, что примерно 30 тысяч наименований товаров, продовольственных наименований, по магазинам у нас, – можно ли прозвонить все эти цепочки по 30 тысячам наименований в 85 субъектах разных, разбросанных географически, в разных климатических условиях? Или это абсурдная идея?

Андрей Карпов: Нет, обзвонить, получить эту информацию в целом-то возможно. Но на самом деле самый главный вопрос – а зачем? Что мы хотим этим добиться?

Александр Денисов: Очень просто – найти паразитирующий элемент, я вам скажу.

Андрей Карпов: Ну, паразитирующий элемент, наверное, как раз тот самый, который будет что-то искать. Тут же, понимаете, вопрос немножко в другом, вопрос в наличии конкуренции на рынке, в наличии достаточного количества производителей, в наличии государственной политики в области поддержки тех или иных видов производств, например. Мы же с этим чаще всего сталкиваемся. Когда у нас наступает вдруг какой-то дефицит той или иной продукции, продукция начинает расти.

С одной стороны, когда государство говорит, что нужно поддерживать развитие агропромышленного комплекса, с тем чтобы развивать экспорт, тут же в определенный момент, когда цены начинают на эту самую продукцию расти в силу большей востребованности на внешних рынках, государство тут же наступает на горло этому же самому производителю и говорит: «Нет, подожди, что ты тут зарабатывать-то решил? Давай-ка ты внутри страны продавай дешевле, а иначе мы тут тебе создадим проблемы по вывозу этой продукции», – и тут же эти проблемы создает.

Александр Денисов: Абсолютно правильно говорит, потому что деньги-то государство свои дает им на поддержку, взамен оно какую-то любовь должно почувствовать.

Андрей Карпов: А здесь главное, чтобы... включало голову изначально при осуществлении каких-то мер поддержки и именно тем, кому эти меры оказываются, с ними отрабатывали в том числе ценовую политику, которая должна складываться на эту продукцию.

Александр Денисов: А с ними не отрабатывают?

Андрей Карпов: Не отрабатывают, и нет четкого понимания зачастую, кто является получателем тех или иных средств. Потому что получателями являются единицы, а наказывают по сути весь рынок и пытаются, соответственно, его регулировать.

Александр Денисов: Ну как нет? Вот смотрите, недавно было совещание, все мы смотрели Восточный экономический форум, транслировалось все по телевизору. Президент спросил Патрушева, как у нас поддерживается сельхозпроизводитель на Дальнем Востоке, 11 регионов там в ДФО. И все, он цифры выложил, все понятно, известно, тут и спрос легко наладить: мы вас поддержали – где цены? Почему сложно?

Андрей Карпов: А вот, действительно, где цены, почему цены на Дальнем Востоке тогда являются гораздо более выше, чем, например, в Центральной России?

Александр Денисов: Да. Почему, почему не спросить при этом?

Андрей Карпов: Ну вот тут вопрос, наверное, не каждый хочет что-то адресовать президенту, задавать в свою очередь вопросы президенту, обычно формат, в общем-то, это не позволяет. Тут действительно всегда очень важно разбираться, кто является получателем тех или иных средств, куда пошли эти деньги, какой результат этих средств. В принципе государство, прежде чем давать деньги, должно заключать, грубо говоря, какой-то а-ля общественный договор с этими самыми получателями средств или не общественный договор, а какой-то более конкретный договор, чтобы это действительно отражалось в тех ценах, которые должны пойти потребителям. Зачастую этого нет, как и тех же мер поддержки на самом деле не особо, ну, наверное, фермеры могут здесь рассказать подробнее, особых мер поддержки не оказывается, соответственно, нет результативности и нет той отдачи, которую хотелось бы получить именно прежде всего потребителю.

Александр Денисов: Андрей Николаевич, вы знаете, вот сколько мы с вами, сколько уже, минут 10–15 крутимся-вертимся на месте, а ответа-то нет. Может быть, ответ простой: при капитализме невозможно ответить на вопрос о справедливом распределении благ? Вот почему у тебя зарплата маленькая? – ну рынок такой, вот такой ответ. Точно так же насчет цен: ну рынок такой, за границей дорого, поэтому и тебе дорого. Нет желания при капитализме, при рыночной экономике отвечать на этот вопрос о цене и распределении благ, все, и точка, и забудем на этом?

Андрей Карпов: Мы просто всегда пытаемся обсуждать и проверять какие-то большие торговые сети, потому что их проверять гораздо проще. Компания, как у нас последние проверки ФАС, «Магнит», «Лента» и X5, была названа цифра у них оборота больше 4 триллионов рублей, что в целом при общем обороте порядка 30 с небольшим триллионов по всему сектору, значит, фуд из этого составляет половину, ну, грубо говоря, 16 триллионов, соответственно, приходятся на продовольственный, из которых четверть, получается, приходится на эти компании. Соответственно, вот вызвал три компании, и это фактически четверть рынка, а вызвать производителей просто физически невозможно...

Александр Денисов: Андрей Николаевич, простите, вы, безусловно, умный человек, обыграете в два счета и меня, и любого другого. Вы ответьте четко на вопрос: на этот вопрос распределения благ и цен никогда ответа не будет, вот так и все, и точка, и забудьте?

Андрей Карпов: Четкого, понятного ответа без каких-то инструментариев по необходимому обеспечению поддержки, соответственно, последующего контроля нет, не будет.

Александр Денисов: Понятно...

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телезрителей. Олег, Пензенская область. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Ну, я послушал ваш эфир, будем говорить так, у меня сложилось единственное мнение, что «всяк человек ложь», это во-первых.

Во-вторых, что бы хотелось сказать по ценам, которые вот так вот выросли? Все вокруг чего-то крутятся, вертятся, пытаются что-то сказать, но самое главное, я думаю, что цена, все это происходит из-за роста тарифа на энергоносители, то есть свет, газ, бензин и т. д., и т. п. То есть как только в первую очередь начинает повышаться, цепная реакция по всем показателям, по всем позициям пошло повышение. Просто-напросто, наверное, государство не может регулировать цены на энергоносители, соответственно, все это происходит.

Александр Денисов: Олег, да только повод дай. Знаете, когда началась эпидемия, все стали повышать цены, ну потому что эпидемия. Бензин подрос – ну потому что бензин подрос. Началась мусорная реформа, тоже накинули в некоторых регионах, потому что сейчас мусор надо утилизировать. Это бесконечно можно искать причины. Спасибо, спасибо.

Тамара Шорникова: Да. Давайте посмотрим небольшой видеоматериал. В регионах постарались собрать свою статистику: «Какую максимальную наценку вы замечали в магазинах? На какие продукты?» – спрашивали наши корреспонденты в Новокузнецке, Курске и Калининграде. Ответы послушаем и обсудим их.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Андрей Николаевич, вот Саша попытался тут точку поставить, мол, зачем в принципе обсуждать такие вопросы, при капитализме мы не можем, здесь нет инструментов, не можем на них никакой внятный ответ дать. Но у нас сам президент говорит, что, например, реставрация социализма невозможна в данный момент, соответственно, обсуждаем тот строй, при котором живем, в нем тоже нужно как-то взаимодействовать, как-то жить и иметь возможность покупать нужные товары по приемлемым ценам. Коротко ваше мнение, собственно, если все-таки потрошить эту цепочку от поля до прилавка, кто, по-вашему, все-таки, кого лучше проверить? Вы говорите, не нужно трогать большие сети, крупных игроков, их проще всего проверить, – кого нужно проверить, на ваш взгляд?

Андрей Карпов: Да на самом деле не нужно никого проверять. Нужно развивать конкуренцию, нужно, чтобы было больше различных магазинов, больше разных форматов, соответственно, больше предложений на рынке, чтобы потребитель выбирал среди большего количества компаний...

Тамара Шорникова: Андрей Николаевич, извините, перебью – это все-таки опять будущее время и сослагательное наклонение. Вот сейчас конкретно кто самую большую наценку устанавливает?

Андрей Карпов: Это не будущее время. На самом деле в настоящее время торговля развита достаточно сильно, присутствуют разного рода форматы. Есть рынки, есть сетевые магазины, несетевые магазины. В Москве доля несетевых магазинов больше 50%, соответственно, выбор у потребителя есть вполне достаточный, всегда можно найти доступный магазин по тем ценам, которые устраивают потребителя. Просто нужно признать, что цены выросли во всем мире, цены выросли внутри России на продовольственную группу товаров, да и не только на продовольственную группу товаров. Поэтому пытаться искать, кто является здесь виновником всего этого процесса, наверное, нет смысла, потому что действительно, вот и зрители у вас говорят, что и услуги ЖКХ выросли, другие все затраты растут у производителей, у торговых сетей, услуги на логистику выросли достаточно сильно. И при инфляционном процессе, когда в целом растут цены на все, было бы странно искать, пытаться найти в этой цепочке кого-то виноватыми.

Те же торговые сети, наоборот, все время стремились к снижению различных посреднических структур между непосредственно, грубо говоря, производителями и собой как торговлей. Там есть посредники только в той части, чтобы вот та морковка, которую вы сейчас показывали на экране, грязная морковка, чтобы вот эти посредники, кто-то мыл картофель, морковку, кто-то ее упаковывал и т. д., потому что торговля, к сожалению, не может приезжать на поле, забирать грязный товар и везти в магазин. Торговля заточена под продажу этого товара, соответственно, кто-то должен привезти товар упакованный, мытый, еще в каком-то виде обработанный, привезти в магазин, магазин его дальше уже продает. Если производитель сможет нивелировать следующее звено какое-то переработки и будет делать сам, значит, он будет непосредственно поставлять в торговые сети.

Александр Денисов: Андрей Николаевич, все-таки нащупали истину, абсолютно вы правы, я согласен с вами: найти товар подешевле всегда есть возможность. Да, он не каждый день бывает подешевле, но он бывает. Наши зрители, это было бы странно, если бы потребитель не жаловался на рост цен, где вы такого найдете? Ну вот одна девушка сказала, что она не обращает внимания на цены, а остальные называли помидоры по 300 рублей – но помидоры значительно дешевле продаются; морковка по 150 рублей – это тоже зашквар, говоря по-молодежному, она тоже значительно дешевле. Потому что, конечно, мы можем запомнить самую дорогую позицию, но пойти и найти дешевле всегда есть возможность.

Спасибо большое, спасибо. Андрей Николаевич Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла, был у нас на связи.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Как у нас следят за ценами и кто может на них повлиять?