Наталья Дурова: Можно сказать, что в том числе с Дуровых начался именно русский цирк, до этого были все иностранцы

Гости
Наталья Дурова
дрессировщица

Мария Карпова: Наталья, рады Вас видеть, здравствуйте!

Максим Митченков: Здравствуйте!

Наталья Дурова: Здравствуйте, я тоже рада вас видеть!

Мария Карпова: Мы уже который раз убеждаемся, что основатели таких известных цирковых династий как Владимир Дуров начинают свой творческий путь в цирке случайно, например, насколько мы понимаем, он пришёл в цирк из школы и там как-то задержался вместе с братом, да?

Наталья Дурова: В принципе можно и так сказать, он не попал конкретно в цирк, тогда понятия цирк не было, тогда были балаганы, как в России потом скоморохи, ярмарки, вот тогда были балаганы, и Дуров вместе с братом Анатолием…

Мария Карпова: Да.

Наталья Дурова: Они совершенно случайно, их отчислили, ныне говорят кадетский корпус, их оттуда отчислили, и они сбежали в «Ринальдо» – тогда был цирк такой и там задержались, и потом они пришли к животным. И можно в принципе сказать, что в том числе с Дуровых именно русский цирк, то есть изначально это были все иностранцы, которые приезжали, а вот русский цирк пришёл всё-таки уже в том числе и с династии Дуровых.

Мария Карпова: А можно сказать, что с Владимира Дурова началась некая революция именно в дрессуре животных, потому что он отказался от плети, по-моему, если я не ошибаюсь, то есть от таких жестоких методов?

Наталья Дурова: Да-да, я готова сказать, что на 100% это действительно было так, потому что были в то время укротители от слова «укрощать», чтобы животное боялось и подчинялось, но Дуров понял, что это неактуальные вещи совершенно, зачем так поступать, собственно, если можно не через кнут, а через пряник, через ласку добиться взаимопонимания, добиться любви от животных, соответственно, это помогало развитию как и самого Дурова, так и развитию самого животного, то есть объяснить, что ты прыгаешь через палочку, и это весело, и плюс ко всему ты ещё получишь за это вкусняшку – так это вообще любое животное будет счастливо.

Максим Митченков: Наталья, а Ваше увлечение дрессурой с чего началось? Точнее, с кого, кто был первый, кого Вы стали дрессировать?

Наталья Дурова: Папа меня всегда этим подковыривает, скажем так, потому что…

Максим Митченков: Вы сейчас скажите: «Папу начала дрессировать»…

Наталья Дурова: Нет, в основном во всех династиях и у всех артистов-дрессировщиков идёт сначала с какого-то маленького животного: собачка, кошечка, крыска, хорёк, енотик, у меня сразу – со слона.

Максим Митченков: Ох-ты!

Наталья Дурова: У меня первый был слон, то есть дальше, выше по животным уже некуда, на самом деле, но у меня вот так повернулась судьба, что я первый раз вышла работать в 5 лет именно со слоном.

Мария Карпова: Как можно в 5 лет работать со слоном? Что Вы делали?

Наталья Дурова: Я работала элемент номера «Родители и слон-математик», то есть я спрашивала вопросы у зрителей, зрители задавали мне вопрос, 2+2, например, и слониха давала мне определённое правильное количество палочек хоботом, поднимала и мне давала – вот так начала работать, а потом уже появились другие более маленькие животные.

Мария Карпова: А сегодня Вы уже сами ставите спектакли в театре?

Наталья Дурова: Да, уже… не соврать, лет 7, наверно, как ставлю.

Мария Карпова: А детей сегодня сложней удивить такими спектаклями, таким жанром?

Наталья Дурова: Если раньше пытались зацепить таким неким дивертисментом, то есть номер, номер, номер и между ними какие-то связочки, то сейчас мы берём действительно сказку, либо мы её сами придумываем, я и папа, я имею ввиду, либо мы берём какую-то знаменитую сказку, «12 месяцев», «Золушка», и переделываем полностью, чтобы там главные герои были животные, и детей действительно это цепляет.

Максим Митченков: Это я готов даже подтвердить, потому что мы с дочкой не так давно были как раз на одном из выступлений в Вашем театре – она была в диком восторге.

Наталья Дурова: Спасибо!

Мария Карпова: Дети же всегда очень ярко, очень бурно реагируют на происходящее на сцене, не было каких-то казусов, когда дети выбегали на сцену или что-то кричали, животные пугались?

Максим Митченков: Или дети, может быть, пугались, скорее, так?

Наталья Дурова: На самом деле, что для зрителя бывает иногда смешно, то для дрессировщика иногда бывает очень страшно, то есть были моменты, когда дети очень остро реагировали, например, в том году выпустили маленьких слонят, у нас же появилось 3 слонёнка маленьких в театре, и первый выход их был на так называемом «шефском спектакле», то есть, когда мы просто приглашаем корреспондентов, друзей и просто показываем бесплатные представления, чтобы люди оценили, чтобы они посмотрели.

Максим Митченков: Для своих.

Наталья Дурова: Да, для своих, и со слонами мы репетировали, более полугода мы репетировали, отрабатывали программу, но слон никогда в жизни не видели полный зал, то есть, когда я вышла с первым слонёнком, такая: «Офигеть! Пойду я обратно!». На самом деле, зрители засмеялись, это действительно было очень забавно, там не было какой-то трагедии, никто не убежал, но в этот момент, когда я разворачивала слона и пыталась заново с ним выйти, мне казалось, что прошло около часа, хоты мне все сказали, что прошло секунд 10, то есть ты такой в панике, у тебя трясутся руки, получится-не получится, и ты понимаешь, что животное ни в чём не виновато, просто оно никогда в жизни не видело 350 человек, кричащих детей…

Максим Митченков: Наталья, подождите, расскажите нам, как хрупкая девушка прекрасная может развернуть слона?

Мария Карпова: С 5 лет…

Наталья Дурова: Опять-таки всё через ласку, всё через понимание, то есть она испугалась – это нормально, я её развернула, мы открыли шторки, чтобы она посмотрела, что там нет никакой опасности, я ей дала банан и сказала: «Пойдём, моя хорошая, пожалуйста», – и она пошла.

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ПО СЛЕДАМ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»

Мария Карпова: Когда уже будете удивлять новыми премьерами, спектаклями?

Наталья Дурова: Мы планировали премьеры, но в связи со сложившейся ситуацией я думаю, что каких-то новых премьер не будет, мы перенесём просто на будущий год, но зато у нас в сентябре, как обещали, по идее, если опять-таки ничего не изменится, у нас – открытие новой сцены, нового здания, уже стройка идёт, прихожу каждый день в театр и вижу, как выше и выше становится, уже облицовка идёт…

Мария Карпова: Здорово!

Наталья Дурова: И я думаю, что это будет самая большая премьера.

Максим Митченков: Подождите, объясните нам: новое здание – это пристройка к существующему театру или вообще отдельно стоящее здание?

Мария Карпова: Или собираетесь переехать?

Наталья Дурова: Нет, мы не собираемся переезжать, то есть это прямо рядом, это на одной территории, где и малая сцена и большая сцена, и вот рядом строится новое здание, в котором будет проход для животных и там будет тоже, по-моему, на 350 человек манеж прямо, как в цирке, больше похоже на цирк будет, также будут новые вольеры, новые бассейны, новый слоновник, то есть частично мы туда переедем, чтобы сделать ремонт уже в старом здании, потому что, к сожалению, нет возможности, чтобы всех выселить, на улицу? Куда мы пойдём? Чтобы сделать ремонт, поэтому новое здание: мы сейчас все туда зайдём – тут сделаем ремонт. С нетерпением ждём и надеемся, что, как обещали, в сентябре-октябре откроется новое здание, и тогда уже мы будем подготавливать новую программу. Я думаю, что своими силами мы не справимся, сейчас объясню, почему: мы пригласим ещё кого-то со стороны, наших друзей цирковых, и вместе создадим действительно интересное красивое шоу, а не справимся, не потому что мы не можем, а просто, когда у нас помимо новой сцены у нас ещё большая сцена, малая сцена, мышиная железная дорога и музей, нас просто не хватит, мы просто не будем физически успевать на все сцены.

Максим Митченков: Хотим пожелать Вам сил и терпения, и полных залов Вам, и спасибо за это интервью!

Мария Карпова: Спасибо!