Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Татьяна Волосовец: Родители растут – их волнует уже не только мокрый нос, но и система образования в детском саду

Гости

Татьяна Волосовецдиректор Учреждения Российской академии образования "Институт психолого-педагогических проблем детства"

Рубрика "Реальные цифры". Сколько стоит в месяц детский сад для вашего ребенка или внука? Итоги опроса, проведенного ОТР, обсуждаем с экспертом.

Оксана Галькевич: Ну что, друзья, как и обещали, мы вчера называли вам это время – 15:30. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Мне кажется, так говорили в детском саду, в начальных классах. Вы, уважаемые телезрители, всю эту неделю нам писали, а мы тщательно собирали ваши сообщения и внимательно считали, сколько стоит посещение детского садика в вашем регионе. У нас ведь конституцией гарантировано, что Россия – это социальное государство. И, кроме права на труд, у нас есть, например, еще и право на бесплатное образование, в том числе и на дошкольное.

Но реалии жизни таковы, что хочешь, чтобы твой дошкольник это образование получал, нужно платить за посещение садика. Образование идет в одной связке с присмотром и уходом, или содержание. Без оплаты второго невозможно получение первого.

Прежде федеральный закон об образовании четко регламентировал, сколько можно брать с родителей. 20% от полной стоимости содержания ребенка в детском дошкольном учреждении. С многодетных – 10%. Теперь этого в законе нет. И, что называется, на местах уже самостоятельно решают, какой будет сумма в ежемесячной платежке. Иными словами, какой будет финансовая нагрузка на бюджет семьи, и какой – на бюджет региона.

Например, смотрите, что нам писали на этой неделе. Из Алтайского края: "Льготы многодетным в Бийске отменены. Плата за содержание 1600 руб/мес. То есть если у вас трое (вы многодетные), то умножаем это на три. А в Марий Эл у родителей выходит и по 4 за одного". Перерасчет, возврат делают несвоевременно. Кроме того, собирают еще деньги на средства гигиены, игрушки, канцелярские товары, на ремонт. Знакомая многим история, правда?

Константин Чуриков: Озеленение бывает.

Оксана Галькевич: Озеленение. Тоже такое бывает. Там несвоевременно, но хотя бы возвращают. А вот из башкирского Стерлитамака нам написали: "Берут деньги вперед. Вынь да положь каждый месяц 2160. Хорошо, что не 6700". Это, кстати говоря, максимальная сумма за содержание из ваших СМС-сообщений. Пришло оно к нам из Якутии. Чуть меньше, но тоже суровые расценки, в области Магаданской, Самарской и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Посмотрите, Магаданская область – 4943, Самара – 4200, и чуть меньше в Ханты-Мансийском автономном округе.

Хотелось бы, конечно, думать, что проще живется в Дагестане и Тюмени. Там, опять же, судя по вашим сообщениям, друзья, мы обнаружили вот такие суммы: 300 рублей в Дагестане, Тюменская область – 1150, Ставропольский край – 1225, Санкт-Петербург – 1400. Эти реальные цифры мы задумали, когда заметили, насколько огромна порой разница в том, что насчитали нам в Росстате и в том, что вы нам пишите в комментариях к прямому эфиру. В этом вопросе по оплате детских садов довольно близки оказались средние показатели, что называется – средняя температура по стране.

После анализа ваших сообщений мы получили значение 2482 рубля в месяц, а по данным Росстата это 2024. Где-то близко, можно сказать. Что же до максимумов, то есть в данных Росстата и в ваших сообщениях некое географическое совпадение. В лидеры только выбилась Московская область. Может быть, нам просто мало писали из этого региона. А так все те же северяне. Посмотрите, вторая, третья и четвертая позиция: Магаданская область, республика Якутия и тот же Ханты-Мансийский автономный округ. Кое-где цифры незначительно даже выше по данным Росстата, чем судя по вашим сообщениям.

Но куда интереснее смотреть все-таки на данные по минимальным расходам, опять же, по расчетам Росстата, за уход и присмотр за дошкольниками. Вот есть в Брянской области такой городок. Так в месяц с родителей берут 704 рубля. Может быть и так. Может быть, нам просто сложно в это поверить.

Что ж, о самом начальном, но очень важном образовании мы продолжим сейчас разговор, разговор с нашим гостем. В студии у нас сегодня Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования. Здравствуйте.

Константин Чуриков: Татьяна Владимировна, здравствуйте.

Татьяна Волосовец: Добрый день.

Константин Чуриков: Я правильно понимаю, что все-таки на тему того, как все это высчитывается, вопрос не к вам, наверное?

Татьяна Волосовец: Да, конечно, вопрос не ко мне. Я больше про педагогику, про психологию, про образование в целом.

Константин Чуриков: Про образование. Замечательно. Как раз таки в последние годы мы уже наблюдаем (он, кажется, уже завершился) процесс объединения детских садов со школами. Кажется, эта форма, вывеска как-то изменилась? На детском садике теперь написано, что это школа. А самого образования, мне кажется, больше не стало в детских садах. Или я ошибаюсь?

Татьяна Волосовец: Должна вам сказать, что вы ошибаетесь. Потому что дошкольное образование подчинено совершенно другим принципам и другим законам, нежели школьное образование. Поэтому, несмотря на то что вывеска изменилась, в детском саду по-прежнему реализуется образовательная дошкольная программа. Другой вопрос – нужно ли объединять смысл и какой от этого эффект? С моей точки зрения, вряд ли это принесет какие-то серьезные результаты просто потому, что это разные уровни образования. И у дошкольного образования одни цели и задачи, а у школы это совсем другие цели и задачи. И иногда детский сад просто растворяется в этой школьной массе, нивелируются его цели, непонимание у руководящего состава задач дошкольного образования. Это, конечно, очень настораживает, это есть определенный риск растворения дошкольного образования в школе.

Константин Чуриков: И еще элементарно возникает в этой пищевой цепочке одна лишняя голова – директор школы, советуясь с которым, нужно принимать какие-то важные решения. Правильно?

Татьяна Волосовец: Совершенно с вами согласна. Управленческая составляющая немаловажная. Но меня волнуют в этой ситуации не столько управленцы и их комфорт, сколько ситуация, связанная непосредственно с детьми, потому что ребенок в детском саду, как и в школе – это главный человек.

Константин Чуриков: У меня идея. Вот мы сейчас о цифрах рассказывали. А давайте спросим у аудитории ОТР, у родителей, у дедушек и бабушек: скажите, пожалуйста, ваши внуки в детских садах или ваши дети качественные ли услуги они получают? Чем вы довольны, чем вы недовольны применительно к детскому садику, в который ходит ваш ребенок.

Оксана Галькевич: Образовательные услуги.

Константин Чуриков: Образовательные. Уход, присмотр, пожалуйста – может быть, тут тоже будут вопросы. 88002220014. Позвоните нам или напишите. Внизу экрана указан номер СМС-портала.

Оксана Галькевич: Почему я этот уточняющий вопрос тебе задала, Костя? Потому что такое ощущение, что и родители не всегда понимают детский садик как некое дошкольное образовательное именно учреждение, а вот больше такие требования по части ухода и присмотра.

Вот спрашивают: "Чем кормили? Когда поспали? Как погуляли?".

Константин Чуриков: Носы вытирают там.

Татьяна Волосовец: Завязали шарфик, одели варежки.

Оксана Галькевич: А по буковке, что там по окружающему миру, циферки – вот про это как-то разговора особо не ведется. Даже я по своему опыту не помню.

Константин Чуриков: И я по своему.

Оксана Галькевич: К сожалению. Потому что по мировому опыту именно это начальное образование начинается рано – в 4 года, детей уже готовят потихонечку, знания дают на этом уровне, которые помогают им дальше в школе учиться.

Татьяна Волосовец: Во-первых, хочу вступиться за сегодняшних родителей. Еще 5-7 лет назад действительно родителей больше всего интересовал вопрос: не заболеет ли? Отдадим в детский сад – будет он там болеть или не будет? Чем будут кормить, как будут присматривать? И была ситуация камеры хранения: утром сдали – вечером забрали.

Константин Чуриков: Хрустальную вазу такую.

Татьяна Волосовец: Сохранили или не сохранили – вот был самый главный вопрос родителей. Вы знаете, ситуация меняется. Я сама из любопытства часто посещаю родительские сайты и смотрю, о чем беседуют родители. Вот где-то года 2-3 назад наши молодые родители, те, кому сейчас 30 лет, это такое новое поколение родителей, начали спорить между собой, какая программа лучше, а что там в этой программе интересного происходит, готовят ли детей к школе, какой уровень квалификации у педагогов, какой уровень образования. Это начало интересовать родителей в самые последние годы. И здесь я бы хотела сказать, опять же, защитить наших родителей. Они растут. Их волнует сейчас не только мокрый нос. Их волнует сейчас и та система образования, которую может предложить сегодняшний современный детский сад.

Знаете, на чем хотелось бы остановить еще свое внимание? Это не просто так произошло, не вдруг и не случайно. 3 года тому назад был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Дошкольное образование стало стандартизовано, чего не было никогда: ни в советское время, ни в первые постсоветские годы. Это впервые произошло. Уровень дошкольного образования стал первым уровнем общего образования. И педагоги дошкольных образовательных организаций начали серьезнее относиться к программам, начали серьезнее относиться к своим собственным обязанностям. Их всех как один отправили на курсы повышения квалификации. То есть мы видим и личностный, и профессиональный рост педагога.

Константин Чуриков: Татьяна Владимировна, но кажется, что чтобы стандарт работал, надо периодически спрашивать: а соответствуют дети, например, вот этому стандарту, их уровень знаний, например? Как это проверяется? Потому что иначе – повысили уровень образования, ну и все разбежались по садикам, а там дальше такое закрытое сообщество, никто не понимает, что там происходит.

Татьяна Волосовец: Во-первых, должна вам сказать, что стандарт не предполагает никакую форму аттестации для детей. То есть дети в детском саду не сдают контрольных, не сдают тестов. И уж тем более нет никаких ЕГЭ для дошкольников.

Константин Чуриков: Я понимаю. Естественно. Я не об этом говорю. Естественно. Я просто с точки зрения идеализма. Ведь нужно каким-то образом проверять, а вот эти педагоги что-то делают?

Татьяна Волосовец: Проверяют кого? Педагога. И это более правильный подход. Насколько педагог владеет методами, приемами, способами, технологиями, то есть всем тем, что обеспечивает высокое качество дошкольного образования. Я вам должна сказать, что не все педагоги соответствуют этим высоким требованиям. У нас очень много (90%) педагогов, у которых не высшее педагогическое образование, а всего лишь навсего среднее. У нас есть педагоги, у которых и педагогического образования тоже нет. Есть такие еще случаи. Их осталось мало. Их было много в 1990-х.

Оксана Галькевич: Но, получается, это системная проблема. Они не сами по себе без образования, без высшего образования пришли работать. Стало быть, система выстроена так.

Татьяна Волосовец: Уважаемые коллеги, дело в том, что мы пережили непростое двадцатилетие до этого. И было время, когда педагог получал в детском саду очень низкую зарплату. Просто экстремально низкую зарплату.

Константин Чуриков: Это уже было такое волонтерство по сути.

Татьяна Волосовец: Да.

Оксана Галькевич: Мне кажется, что и сейчас, честно говоря.

Татьяна Волосовец: Нет. Сейчас полегче. Указы президента 2012 года требуют от органов управления образованием повышения заработной платы педагогам. Она действительно растет. Реально растет. Уровень жизни вместе с ней, к сожалению, не растет. Инфляция кое-что съедает. Но в целом зарплата растет.

А было время, когда зарплата была экстремально низкая. Брали любого человека, кто пришел устроиться на работу.

Оксана Галькевич: А тот, кто приходил на работу устроиться, еще и брал на себя нагрузку. И… одновременно работал…

Татьяна Волосовец: И две смены работал. И мы не зря говорим, что у нас есть такая история, как эмоциональное выгорание педагога. Две смены – это 12 часов. А в группе до 35 детей.

Оксана Галькевич: Там ведь важно не только внимание. Там ведь важно еще хорошее настроение педагога. Это как хорошее настроение мамы. Если мама в порядке, то и дети в порядке.

Татьяна Волосовец: Да, конечно, эмоциональный настрой – это большое дело. Плюс еще и силы должны быть у педагога.

Оксана Галькевич: Это да. Особенно с малышами.

Татьяна Волосовец: Особенно с малышами. А где их взять? Где почерпнуть эти силы, когда не хватает времени на отдых? Это тоже серьезная проблема. И сейчас, наверное, она будет как-то решаться. Но пока ситуация ровно такая, какая она есть.

Константин Чуриков: В итоге зрители спрашивают: "Сколько человек должно быть в группе в детском садике?". Потому что нам, например, пишут, что во Владикавказе в детсадах по 40 детей в группах. Это нормально?

Татьяна Волосовец: Это абсолютно не нормально. В этом виноват документ, который называется санпин. Есть такой документ – требования к санитарным правилам и нормам. В этом документе указано, что в группе может быть детей столько по количеству, чтобы было соответствие 1 ребенок на 2 квадратных метра (если это дети старше 3 лет), или на 2.5 квадратных метра, если это дети младше 3 лет. И что мы видим? Мы видим, что берут группу, списочный состав до 35-40 детей с мыслью, что половина будет болеть.

Константин Чуриков: Закладывают.

Татьяна Волосовец: Да. И в результате получается, что 25, умноженные на 2 – это 50. 50 – это квадратные метры одной группы, и, по-моему, так оно и есть. И, по-моему, в детском саду 50 метров – это группа. Дети приходят и не болеют. И получается и 30, и 35. А раньше в санпинах была такая норма, которая называлась предельная наполняемость групп. И что это значит? Больше, чем 20 или 25, нельзя. А сейчас, к сожалению, этой фразы о предельной наполняемости групп нет. Я считаю, что вернуть ее категорически необходимо. Иначе мы так и будем иметь ситуацию перенаполненности групп. А это не только риск заболеваний детей. Мы говорили, детей волнует, болеет или не болеет. Это еще риск скученности. Детям очень трудно находиться в группе, где много людей. Да и нам, взрослым, трудно находиться в помещении, где много людей. Они эмоционально устают. Они устают и от того, что и мало воздуха в группе, и тесно в группе, и шумно в группе. И все это вместе влияет, естественно, и на психическое, и на физическое здоровье ребенка.

Оксана Галькевич: И посуду перемыть потом со всеми после обеда, завтрака и полдника.

Татьяна Волосовец: Это уже не дело воспитателя. Это дело младшего воспитателя.

Оксана Галькевич: Татьяна Владимировна, по поводу все-таки образовательной программы – что должен знать и уметь ребенок по выпуску из детского сада, когда он выпускник детского садика и он уже в школу переходит? Как можно хотя бы субъективно оценить, как с ним работали по части образования в детском саду?

Татьяна Волосовец: Хочу сказать, что федеральный государственный образовательный стандарт предполагает программы, которые бы давали 5 образовательных областей. Это и речевое развитие, и познавательное развитие, и физическое развитие, и художественно-эстетическое, и социально-коммуникативное. То есть фактически ребенок развивается комплексно во всех направлениях. И речь идет здесь большей частью даже не по тому, сможет ли ребенок, придя в первый класс, уже быть подготовленным по чтению, письму или по математике, то есть умеет ли он писать буквы или читать. Это не самое главное. Самое главное – готов ли он психологически, развиты ли у него внимание, память, мышление, воображение, речь, то есть те высшие психические функции, которые ему помогут быть успешным школьником. Вот, что закладывает в первую очередь стандарт.

Константин Чуриков: Еще как обычно оценивается, может ребенок сам застегнуть себе курточку или не может. Тоже важное дело.

Татьяна Волосовец: Это младшие возрастные категории. К 1 классу уже все могут.

Константин Чуриков: У нас есть звонок. Нам дозвонилась Нина из Ростовской области. Давайте послушаем. Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Нина.

Зритель: Здравствуйте. Я звоню из Ростова-на-Дону. Я бывший дошкольный работник. Я отработала 20 лет воспитателем в городе Сыктывкар в республике Коми и 10 лет заведующей. Поэтому это моя родная сфера, которую я очень люблю по сей день и живу, всегда интересуюсь проблемами. А сейчас в настоящий момент в Ростове-на-Дону моя внучатая племянница отходила в детский сад и сейчас пошла в школу.

Много хорошего сейчас тоже. Но большой минус – подготовка детей к школе вообще не проводится. Мы вынуждены были отдавать в школу девочку, платить дополнительные деньги на подготовку. Программа, которая у нас была в мое время подготовки детей к школе, полностью отсутствует. Трудовое воспитание как таковое полностью в детском саду отсутствует. Ни по природе, ни трудового воспитания на прогулке. Дети на прогулке предоставлены в основном сами себе и игрушками, которые приносят в основном из дома. Ну ладно, пусть из дома.

Поэтому заведующая (я знаю, у меня племянница работает заведующей сейчас также в Сыктывкаре) занята такими хозделами, что ей некогда заняться педагогической работой совершенно. Столько бумаг и отчетов. Это немыслимо. В наше время, конечно, этого не было. Мы успевали все делать: и за педагогической работой наблюдать, и педпроцесс, и все. А у нее просто нет времени. Она на занятиях то не бывает. У меня было 13 групп – я всех детей практически знала. Практически всех. Я посещала 2-3 раза в день группы.

Константин Чуриков: Что, по вашему мнению, сейчас изменилось? Почему сейчас невозможно то, о чем вы говорите? Все понятно, вы меня уже не слышите. Тогда к вам вопрос.

Оксана Галькевич: Как прокомментируете?

Татьяна Волосовец: Уважаемые зрители, я хотела бы сказать о том, что сколько мы прекрасно бумаг ни напишем в виде стандартов и программ, всегда были, есть и будут непрофессиональные педагоги, к моему большому сожалению. Я была бы очень рада и счастлива, если бы все педагоги обладали очень высокими компетенциями, имели бы обширные знания и могли бы работать с детьми на высоком профессиональном уровне. Но это не так. Мы сейчас услышали именно тот самый случай. К сожалению, нам ведь не звонят обычно, когда хорошо. Нам звонят обычно тогда, когда есть проблема. И это тот случай, когда педагог показал вопиющий непрофессионализм. Все, о чем говорил наш уважаемый телезритель – этого быть в детском саду не должно, программы это предусматривают, все это в программах написано. Другой вопрос – реализация, насколько педагог профессионален в реализации программ. Оказалось, не профессионален.

Константин Чуриков: Понятно. И чтобы привлечь лучшего, нужен как раз таки этот зарплатный уровень, чтобы лучшие подтянулись, потому что иначе этого плохого педагога и не выгонишь. Потому что а кто придет на его место?

Татьяна Волосовец: Конечно, я с вами согласна. И не только мы должны педагога мотивировать деньгами. Было бы здорово, если бы статус дошкольного работника повышался. Если бы, скажем, на телевидении и в радиоэфире как можно чаще звучали не негативные примеры, а позитивные. Что хорошего происходит сегодня в дошкольном образовании? Ведь действительно много хорошего. А мы включаем телевизор и что видим? Тут где-то ударили, шлепнули, тут нагрубили педагоги родителям и так далее. В основном негативные примеры. Не повышает это статус дошкольного работника.

Оксана Галькевич: С другой стороны, наша работа тоже привлекает внимание к таким вопиющим случаям. Мы будем разбираться в них. Но вообще привлекать внимание к работе дошкольного образования очень важно. Потому что это ведь база нашего будущего общества. Там создается гражданин на самом деле.

Татьяна Волосовец: Конечно. Те, кому сегодня 5, через 20 лет им 25. Конечно.

Оксана Галькевич: Насколько добрым он будет, насколько он будет инициативным, насколько он вообще будет друзей своих любить, дружить.

Татьяна Волосовец: Насколько он будет трудолюбивым.

Оксана Галькевич: То есть это та самая база.

Татьяна Волосовец: Согласна.

Константин Чуриков: Много сообщений от зрителей. Сейчас я вернусь к СМС-сообщениям. Уже в таком блиц-режиме, потому что мало времени. "В садиках собирают деньги на ремонт, окна и так далее. Это правомерно?".

Татьяна Волосовец: Нет.

Константин Чуриков: Неправомерно.

Оксана Галькевич: "Брали детского логопеда в детском саду. Говорят – большая проблема".

Татьяна Волосовец: Категорически возражаю против сокращения логопедов, психологов и дефектологов. Это те специалисты, которые детям очень нужны в дошкольном возрасте. И если мы зайдем в любую группу детского сада, мы увидим 30, а то и 50% детей, у которых есть нарушения речи. Логопед очень нужен. Увольнение логопедов – безобразие.

Константин Чуриков: Вопрос из Екатеринбурга. Как человек с больным позвоночником не могу его не задать: "Когда запретят раскладушки в детских садах?".

Татьяна Волосовец: Проблема раскладушек – это проблема недостатка площадей. Было бы здорово, если бы в каждой группе была спальня. Но когда решали проблему очередности, а у нас еще 3 года назад очередь в детские сады была более 2 млн детей, а сейчас всего 47 тысяч (понимаем, сколько сделано для того, чтобы дети пошли в детский сад), все спальни переоборудовали под дополнительные группы.

Константин Чуриков: Ну что же, спасибо. Мы говорили в данный момент о детских садах и сравнивали как раз реальные цифры, о которых Оксана рассказывала, с уровнем, качеством услуг, которые детские садики оказывают. В студии была у нас Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования. И вот теперь как раз таки идея, которая у нас родилась.

Оксана Галькевич: Спасибо, Татьяна Владимировна. Для следующей недели у нас родилась такая идея. Хотим всю следующую неделю собирать от вас информацию о том, какова сумма взяток в вашем регионе, в вашем городе, поселке.

Константин Чуриков: Как у нас принято, опрос анонимный. И этот вопрос звучит предельно просто: "Какую взятку и кому вы давали в последний раз?". Чтоб было проще отвечать, вот перед вами сейчас шаблон ответа. Например, "Челябинская область, дал гаишнику 500 рублей".

Оксана Галькевич: Лишних подробностей мы, естественно, от вас никаких не просим. Исследование анонимное. Но если, например, давали взятку не деньгами, а щенками борзыми или еще как-то, то опишите, какую услугу вы взамен оказали или что подарили этому человеку. И также попробуйте как-то это все-таки в деньгах оценить стоимость подарка в рублях.

Константин Чуриков: Ваши ответы принимаются круглосуточно. СМС-портал 3443. Вначале буквы ОТР, а далее все то, о чем мы сказали.

Оксана Галькевич: Сейчас прервемся. Дальше большой выпуск новостей.

Константин Чуриков: И вернемся к вам через 20 мин. Спасибо. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Михаил Кюрджев партнер адвокатского бюро "А2"
  • Валентина Лившиц очевидец (Ростовская обл.)
  • Ирина Кальченко пострадавшая при пожаре в Ростове-на-Дону
  • ГОСТИ

  • Олег Сирота фермер-сыровар
  • Вадим Крылов врач-эндокринолог-диетолог
  • Максим Рудаков директор экспертного департамента некоммерческого партнерства "Росконтроль"
  • ГОСТИ

  • Константин Калачев политолог, руководитель "Политической экспертной группы"
  • ГОСТИ

  • Андрей Кочетков идеолог фестиваля "Том Сойер Фест"
  • ГОСТИ

  • Павел Подлесный руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН
  • ГОСТИ

  • Наталья Зубаревич профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики
  • ГОСТИ

  • Леонид Млечин писатель-историк
  • ГОСТИ

  • Ольга Серенкова командир межрегионального поискового отряда "Группа "Поиск"
  • ГОСТИ

  • Алисен Алисенов доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС
  • Богдан Зварич старший аналитик ИК "Фридом финанс"
  • ГОСТИ

  • Сергей Крылов генеральный директор "Лиги защиты должников по кредитам"
  • ГОСТИ

  • Алексей Седой профессиональный инструктор по выживанию, эксперт по безопасности
  • ГОСТИ

  • Николай Миронов руководитель Центра экономических и политических реформ
  • ГОСТИ

  • Татьяна Овчаренко руководитель "Школы активного горожанина", эксперт в сфере ЖКХ
  • ГОСТИ

  • Алексей Алексеенко помощник руководителя Россельхознадзора
  • ГОСТИ

  • Андрей Нечаев экономист, председатель партии "Гражданская инициатива"
  • Светлана Касина генеральный директор "Национального НПФ"
  • Показать еще
    Показать еще
    В столице Китая Пекине открылась самая крупная в мире конференция робототехники На конференции свои изделия представили более 100 стран
    15 минут назад
    Пермские биологи изучили поведение городских и диких белок У городских белок разнообразнее рацион
    час назад
    В Петербурге примотали скотчем зеленые ветки к засохшим деревьям Коммунальщики пытались выиграть конкурс на лучшее благоустройство сада
    2 часа назад
    Черная гвардия Фильм об эпохе расцвета движения анархистов в России
    2 часа назад
    Названа возможная причина смерти российского посла в Судане Российский посол в Судане скончался от сердечного приступа
    3 часа назад
    Последний осуждённый фигурант "болотного дела" вышел на свободу Иван Непомнящих был приговорен к 2,5 года лишения свободы
    3 часа назад
    В России увеличился темп роста заболеваемостью ВИЧ В этом году темп роста заболеваемости ВИЧ увеличился на 4% по сравнению с 2016 годом
    4 часа назад

    ГОСТИ

  • Ирина Кальченко пострадавшая при пожаре в Ростове-на-Дону
  • Михаил Кюрджев партнер адвокатского бюро "А2"
  • Валентина Лившиц очевидец (Ростовская обл.)
  • Мы возвращаемся к советской традиции выборов - подтверждению доверия к конкретному лицу

    Константин Калачев руководитель "Политической экспертной группы"
    вчера
    Александр Бастрыкин поручил проверить участившиеся случаи врачебных ошибок Также он поручил проверить законность процессуальных решений по таким делам
    вчера

    ГОСТИ

  • Сергей Щербаков кинолог
  • Сергей Щербаков: Работать с собакой надо с возраста 45 суток Такой щенок – пластилин, и можно вылепить любую модель поведения
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments