Игорь Исаев: Ритмическая речь может быть и без конечной рифмы

Гости
Игорь Исаев
заместитель директора Института языкознания РАН

Иван Князев: Ну что ж, давайте поговорим с экспертом сейчас. У нас на связи Игорь Исаев, заместитель директора Института языкознания Российской Академии наук. Игорь Юрьевич, здравствуйте!

Игорь Исаев: Рад вас слышать!

Иван Князев: Мы уже сказали, что, вроде бы вопрос у нас сегодня простой, да? «Любите поэзию?», «да» или «нет», даже сами задавались вопросом, что, ну есть же, на самом деле, люди, которые поэзию не любят. И пытались понять, вообще для чего нужна поэзия? Скажите, для чего это в нашем языке?

Игорь Исаев: Не отвечу, не отвечу именно по той простой причине: практическая надобность поэзии равна примерно нулю. Ну, разве что, в некоторых случаях она необходима для марширования, для того, чтобы произносить тексты в ритм к шагу. Но это практическая часть.

Но на самом деле, конечно, мы все прекрасно понимаем, что задача, и вкус, и смысл поэзии состоит в том, чтобы передать правильное значение, точное значение в соответствии с выбранными задачами художественными. Тут ведь у поэзии две стороны.

Одна сторона – та сторона, про которую мы обычно с вами не думаем. Это та сторона, которая называется формальной. Ну, во-первых, как устроена поэзия? Вот как она может работать, почему она нужна? Это, значит, вот первая часть, из чего он состоит. И тут самая логичная вещь.

Поэзия вот в том виде, в котором мы ее знаем, слаботоническая, то есть, чередование ударных и безударных слогов – это ситуация, когда есть чередование ударных, безударных в определенной последовательности. Это вот техника. Смотрите, как устроено. Какое-нибудь: «Мо-роз и солн-це, день чу-дес-ный…». Это так называемый ямб, где есть безударные и ударные, безударные и ударные.

Хорей – ровно наоборот. Какое-нибудь: «Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет…». И это все относит нас в область музыки. И, конечно же, поэтические тексты совместимы с музыкой. Ну, обычно поющиеся тексты, они совмещаются с длительностью нот и пауз. Поэтому поэзия – это то, что нам дает вот такую музыкальную часть.

Есть более сложные размеры, трехстопные: анапест, амфибрахий, дактиль. Очень сложные системы…

Иван Князев: Игорь, я не буду вас спрашивать, для каких песен гекзаметр подходит, которым написана «Одиссея» и «Илиада» Гомера.

Игорь Исаев: Да, вот, кстати, правильный вопрос. Значит, мы с вами привыкли к тому, что наши строчки имеют рифмованные окончания, как правило. Но это вовсе не обязательная часть. Потому что ритмическая речь может быть и без рифмы конечной. И, например, знаменитые стихи в прозе Тургенева – это как раз ровно про это. Это ритмизованные огромные отрезки.

Ну вот смотрите. Одно дело, мы с вами берем какое-нибудь, эх, что называется, была бы возможность, вот так вот. Но вообще, на самом деле, если бы представить себе ситуацию, когда мы сами подтанцовываем, поем, то размер музыкальной фразы может быть разным. Ну вот представьте себе какой-нибудь блюз 12-тактный. Вот вам, пожалуйста, «Одиссея».

Иван Князев: Ну а, кстати, да, можно попробовать. Там, «Побежал Одиссей быстроногий…». Ну да, кстати, хорошая идея. Такой вопрос еще по поводу современных поэтов. Ну, вот многие у нас сегодня называли наши телезрители известные, конечно же, всем имена. Это имена гениев, это Пушкин, это Лермонтов, это Есенин.

И крайне мало было современных поэтов. Я вот даже опросы различные посмотрел. 53% опрошенных знают современных поэтов. Мы все сказали уже в мире поэзии? Просто как часто могут рождаться такие гении, как Пушкин?

Игорь Исаев: Как все истинное, гений единичен. Единична настоящая любовь, единична настоящая дружба, единичные настоящие гении, в том числе, в области поэзии, науки и так далее. Конечно, не часто, для этого нужны определенные стечения обстоятельств.

Все ли мы сказали? Да, конечно, нет. Пока жив человек, пока он переживает и думает, пока он в состоянии внутренне пританцовывать, делая трехсложный какой-нибудь там размер, или плакать в этот трехстопный размер, вот это все продолжает нашу жизнь.

Иван Князев: Просто, мне кажется, образы вот уже, ну, какие-то новые придумать, описать сложно будет.

Игорь Исаев: А вы знаете, это вовсе не обязательно. Например, современная, понятная молодежи музыка сэмплированная, которая состоит, там, отдельно из «ZZ Top», отдельно из какого-нибудь там Чайковского, сэмплы составлены, они рождают в целом образность.

Она не приемлема для людей старшего поколения, как правило. Но это тоже один из видов поэзии. Сочетание известных, узнаваемых кусков. Это вообще постмодернизм, так что он движется дальше.

Анастасия Семенова: Ну, современные поэты пишут как-то проще, мне кажется, поэтому наше старшее поколение не очень воспринимает эти стихи, да? Считает, что там нет глубины, нет сути, а вот Пушкин… Я никак не хочу, там, обидеть наших современных поэтов, сама их читаю и люблю. Но есть такое мнение.

Игорь Исаев: Знаете, все-таки надо понимать, что мы люди привычки. Если нам кажется, что мы привыкли к Пушкину, и в школе мы учили Пушкина, то, если мы с вами читаем, ну, например, «Панельку» Хаски, нам кажется это уже не поэзией. Но с точки зрения современных исследователей Хаски – это бог русской поэзии, да не запретят нам с вами сейчас это вслух говорить.

Иван Князев: Спасибо! Спасибо вам! Игорь Исаев, заместитель директора Института языкознания Российской Академии наук, был в нашем эфире.

Ну вот давай подведем итоги нашего смс-опроса. Спрашивали вас: «Любите поэзию?». «Да» ответили 79% наших телезрителей, «нет» соответственно 21. Вот видишь, как я и говорил, есть люди, которые поэзию просто не приемлют. Ну, просто не нравится им читать стихи.

Анастасия Семенова: Ну, а кто любит ее, больше. И мы поняли по звонкам, ведь так нам много позвонило телезрителей, прочитали стихи.

Иван Князев: Ну да. «Забыли Расула Гамзатова, гения любви», из Кировской области сообщение. «Люблю ли я поэзию? Да, конечно же, я пишу, особенно очень люблю Асадова. Такой талант лично для меня рождается раз в сто лет, может быть, больше, чем Лермонтова, Пушкина». Ну, Ахматову все-таки еще раз вспоминают.

«Читайте Андрея Белого», – советует нам телезритель из Курской области. «Поэзия духовна, а жизнь материальна, и разница очень большая», Пермский край. Смоленская область: «Твардовский, Исаковский». Тоже добавляем в копилку.

Анастасия Семенова: Маяковский, Лермонтов «Поле Бородино».

Иван Князев: Да. «Друзья, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен». Но время эфира заканчивается. Анастасия Семенова работала для вас последние два часа.

Анастасия Семенова: И Иван Князев. Пока-пока!