Почему возникают перебои с водоснабжением?

Гости
Татьяна Овчаренко
эксперт в сфере ЖКХ

Иван Князев: В эфире «Отражение», мы продолжаем.

Тамара Шорникова: И прямо сейчас время для рубрики «ЖКХ по-нашему». Сегодня обсуждаем перебои с водоснабжением. Не обойдем стороной самую популярную жалобу на слабый набор холодной и горячей воды из-под крана. Почему это происходит? Кто за это отвечает? Куда обращаться с претензиями? Все разъясним и по полочкам разложим.

Иван Князев: Представим нашего эксперта – Татьяна Овчаренко, руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ. Здравствуйте, Татьяна.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте. Но, прежде чем мы перейдем к разговору, предлагаем посмотреть сюжет из дагестанского Дербента. Там жители, устав жить без воды, самостоятельно решили проблему – установили свою насосную станцию и накопительные баки прямо в подъездах и на крыше здания. Северина Шамхалова продолжит.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Такая история у нас из Дербента. И я знаю, что есть другая у вас в письме.

Татьяна Овчаренко: Да. Но сначала несколько слов о Дербенте, если нужно. Вообще я радуюсь за этот город. Всего 5 тысяч лет он существует. Так воду и не научились подавать в нужных количествах. И вообще очень по-американски. В Америке, кстати сказать, водонакопители – это единственная система водоснабжения. Закачивают наверх – и самотеком вниз. В том числе и в восьмидесятиэтажных зданиях. Так что Дербент почти на пути прогресса. Только водонакопители по тонне весом, которые у них висят, – это, конечно, потрясающе! Раз.

Во-вторых, а кто следит за санитарным состоянием и показателями воды? И вообще это просто поразительное явление! А почему они программу только в 2018 году разработали? А до этого все было о’кей? Или как? Я так поняла, что это там длится годы и годы. И эту программу они собираются внедрять, начинать… А что начинать? Если у них изношены на 80% сети, то как вообще? Мы о чем вообще разговариваем? Когда до этого дома дойдет?

Я лично полагаю, что водонакопительная система в таких случаях может быть самая лучшая, но только одна, то есть одна на дом, а не так, что каждый таскает воду самостоятельно. И вообще это поразительная история, честно говоря, потому что… А они отбирают воду тем самым у соседних домов или как?

Иван Князев: Получается, что так.

Татьяна Овчаренко: Получается, да. В общем, замечательно! Поздравляю управленцев. Я не заметила, чтобы товарищ, который администрацию представлял, у него нет водообеспечения. Он такой вполне… воду пьет, очевидно. И, наверное, администрация на своей ветке сидит, как обычно. Поразительная история! Ужасная.

А вот другое у нас есть письмо из города Смоленска, тоже в пандан. Значит, товарищам подают воду горячую техническую из котельной. Можете себе представить? То, что ходит внутри по котлам – вот это подают как горячую воду.

Тамара Шорникова: Внутри старых и ржавых труб?

Татьяна Овчаренко: Да. А это значит, что песок, потому что там все внутри осыпается, камешки. И вообще это ужас! И она ржавая.

Иван Князев: Нет, ну слушайте, какой песок, ржавая? Это вообще нарушение всех норм, каких только можно.

Татьяна Овчаренко: Да.

Иван Князев: Техническую нельзя подавать как питьевую.

Татьяна Овчаренко: Нельзя.

Тамара Шорникова: Сейчас начнем митинговать втроем в студии.

Татьяна Овчаренко: Они пишут, а им отвечают. Все дело в договоре, потому что «Смоленсктеплосеть» роман крутит с котельной, которой скромные 55 лет. Я хочу поинтересоваться: вы фестивальчик не устраивали в честь юбилея, нет? Вокруг хороводы не водили как вокруг самой старой в Смоленске?

Но что касается потребителей – они пишут: «Помогите!» Дорогие друзья, пока вы будете платить за товар некачественный, пока вы рублем не будете их наказывать, до тех пор это будет продолжаться. Вы должны прекратить платить, потребовать за все эти годы штраф 50% за поставку некачественной услуги. Купить себе легкий водоподогреватель, установить на свою холодную воду и подогревать. Вообще отрезаться от этой системы, пока они не придет в нормальное в этом смысле состояние.

Иван Князев: А если не придет?

Татьяна Овчаренко: Значит, подогревать. А как в союзных республиках? Там давно отрубились от этой дорогой системы. К тебе приходит только холодная вода. А что такое горячая вода, вы знаете? Это подогретая холодная.

Иван Князев: Нет, я как раз это знаю. Но если бойлер ставить, то, может, еще и дороже получится.

Татьяна Овчаренко: Не получится дороже. Это я вам говорю, потому что я жила и работала в этих республиках, на себе это все опробовала. Нет.

Иван Князев: Мне кажется, вы один маленький момент забыли. Платить не надо – это само собой, понятно. Это надо делать, мне кажется, завтра людям.

Татьяна Овчаренко: Совершенно верно.

Иван Князев: В суд подавать надо.

Татьяна Овчаренко: Да! Это обязательно.

Иван Князев: Самое главное.

Татьяна Овчаренко: И инвалиды у них есть, они пишут. Прокуратура где? Она единственная, кто защищает интересы ЖКХ, именно инвалидов. Требуйте. Пусть смоленские прокуроры почистят погоны и займутся делом.

Тамара Шорникова: Давайте тоже займемся своим профессиональным делом – послушаем Андрея из Калининградской области. Наш телезритель к нам дозвонился. Андрей, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел вашему эксперту задать вопрос. Вот у нас пять лет назад сделали капитальный ремонт, заменили трубы на горячую воду, на холодную воду. Но дело в том, что даже через старые трубы шла вода чище, чем после капитального ремонта. То есть когда в ванной, например, моешься, то потом… Вернее, набираешь в ванную, вода постояла, спускаешь – и остается слизь на ванной серая, как асфальт, налет такой прямо. Мыться невозможно. Получается, что все моются сейчас под душем. Ну, то же остается и на нас.

И второй вопрос. Горячую воду летом прошлого года нам стали подключать теплосети через счетчик отопительный, ну, через счетчик отопления. Теперь мы платим, как бы мы ни экономили отопление, мы платим в два раза больше, потому что накручивает вода горячая, она проходит через два счетчика. То есть мы платим по домашнему счетчику и по тому.

Татьяна Овчаренко: Ну понятно.

Зритель: Нам сказали на вопрос: «Почему вы это сделали?» – был ответ теплосетей: «Это приказ от 2013 года – подключить». Но дело в том, что мы выяснили, что они должны были это подключение делать, одновременно устанавливая автомат-счетчик еще один, контрольный. А они этого не делают. И получается, я не знаю… Это нарушение? Не нарушение? МЫ даже не знаем, куда обращаться.

Татьяна Овчаренко: Все понятно. Скажите, пожалуйста, если вам в магазине вместо колбасы за 5 рублей продают за 35 – это как называется? Это называется мошенничеством.

Зритель: Да.

Татьяна Овчаренко: Да! Очень просто. Вы заказывали экспертизу этой воды, вызывали специалистов?

Зритель: Ой, нет. Мы вызывали управляющую компанию, приходили…

Татьяна Овчаренко: Управляющая компания – посредник только между вами и водоканалом или тем, кто вам воду поставляет. В данном случае, наверное, теплоснабжение. Ну как? Это же все на словах. Заактируйте. Вызовите специалистов, предъявите претензии. Требуйте административного наказания, потому что раз там, как вы говорите, слизь, то это, возможно, очень опасно для жизни и здоровья. Поэтому тут требуется уже участие жилинспекции и прокурора.

Иван Князев: Андрей, а можно вопрос? Вы в каком районе живете?

Зритель: Как понять?

Татьяна Овчаренко: В частном?

Зритель: У нас тут районов нет, городок маленький, 40 тысяч населения.

Татьяна Овчаренко: Ну город какой?

Зритель: Советск.

Татьяна Овчаренко: Советск?

Иван Князев: Да, город Советск.

Зритель: Я живу в центре этого городка. Дому 50 лет. Капитальный ремонт был произведен. Понимаете? Дело в том, что…

Татьяна Овчаренко: Подождите секунду. У вас есть пятилетний срок гарантийный, у вас он еще не истек. Терзайте тех, кто сделал вам такой капитальный ремонт. Все. Деньгами! Эти люди не понимают ничего, кроме денег. Все остальное – слезы, всплески руками, изумление – это для театра. А вот здесь – деньги. Все.

Иван Князев: Надежда, Московская область нам звонит.

Иван Князев: Здравствуйте, Надежда.

Зритель: Студия?

Тамара Шорникова: Да, слушаем.

Зритель: Здравствуйте, ведущие. Здравствуйте, Татьяна Иосифовна. Наконец-то с вами хочу поговорить. Татьяна Иосифовна, я живу в Московской области, в Гжели, Раменский район. У нас дому 40 лет, пять этажей, 90 квартир. Понимаете, в последнее время, месяца два назад, у нас происходит так, что давление горячей воды очень маленькое. Холодная идет, а вот горячая…

Я начала предпринимать действия: в водоканал звоню, в ЖКО ходила на прием. Начали что-то в подвале стучать, что-то менять. Инженер приходит ко мне, проверяет: «Ну как? Ну как?» Я говорю: «А что ко мне ходить? Я на первом этаже живу». Нет, они все равно идут ко мне. Понимаете, вот только сделали – и затишье. Опять начинаю звонить. Придут, что-то постучат, все – и опять уходит. И вот так у нас и осталось. Скажите, какие действия предпринять дальше мне?

Татьяна Овчаренко: А вы на словах с ними роман крутите?

Зритель: Нет, я на словах не крутила. Мы ходили в ЖКХ к начальнику на прием, я не одна была.

Татьяна Овчаренко: Нет, это все понятно.

Зритель: И он сказал: «Пишите заявку на капитальный ремонт». Ну, наверное, пора уже капитальный ремонт делать в подвале, я так думаю. Но сказали, что капитальный ремонт расписан до 2023 года. Понимаете?

Татьяна Овчаренко: Во-первых, пусть письменно дадут вам объяснение, что же все-таки происходит. Начнем с этого. Во-вторых, а что значит – до 2023 года? Вы можете собрать общее собрание и перенести сроки капитального ремонта. Но вам придется доплачивать, потому что вы вряд ли накопили деньги. Хотя, может быть, там только одну подачу надо исправлять. Это в ваших руках.

За давление спрашиваете в водоканале официально, пусть дают вам справку, какое давление в системе. Если оно не соответствует нормативному по 354-му постановлению, то аналогичный случай – перерасчет и штраф 50%, все. И с «управляйки» за содержание и ремонт требуйте штраф, потому что это их обязанность бегать, а не ваша.

Иван Князев: А давление может падать, действительно, от источника, от водоканала, а потом теряться где-нибудь?

Татьяна Овчаренко: Падать может только за счет, я думаю, подающих систем, которые либо старые… Второе, самое распространенное – «пять ларьков, четыре тетки» называется.

Иван Князев: Вот, вот, вот.

Татьяна Овчаренко: Как только вы разбираете воду после подачи… Или стройки очень часто. В Москве это любимое дело, берут воду из системы – и падает давление.

Иван Князев: Врезаются?

Татьяна Овчаренко: Да, врезаются прямо по поверхности. Очень часто легко это сделать. Я выезжаю и вижу это.

Иван Князев: Это надо идти в водоканал и там спрашивать?

Татьяна Овчаренко: В первую очередь.

Иван Князев: Они по всей системе будут проходить или как?

Татьяна Овчаренко: Обязаны. У них есть всякие линейные товарищи. И потом, они подписывают ежеквартальные акты сверки. Как это они подписали, что всей о’кей? И где проверки вообще? У них должны быть они.

Но должна сказать, что в водоканале из 27 управлений гражданами занимается одно.

Тамара Шорникова: Все понятно без слов, что называется, здесь в этой ситуации. Давайте послушаем Елену из Санкт-Петербурга.

Иван Князев: Здравствуйте, Елена.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, слушаем.

Зритель: У меня такой вопрос. У меня в квартире стоят счетчики на воду. И когда я включаю кран горячей воды, то от 5 до 10 минут льется холодная вода. Счетчик крутится, и мы платим как будто бы за горячую воду. Из крана течет холодная вода, а потом уже начинает нагреваться. Меня интересует вопрос: почему так? Как бы мы переплачиваем достаточно много.

Иван Князев: Кстати, частое явление.

Татьяна Овчаренко: Это очень часто. Так выключены насосы. Зачем воду гонять, когда можно премию за экономию электроэнергии получить? Все очень просто. Включаем насос – народ пошел чистить зубы, утро. Крутится вода, наконец-то она в системе нормативная. А потом народ ушел – выключаем. Она остывает в системе. И вот так по всей стране. Это первое и последнее объяснение. Но это надо актировать. А вот с актами очень сложно. Как только вы пишете им письменную жалобу, за три часа до того, как они являются к вам проверить…

Иван Князев: Они все включают.

Татьяна Овчаренко: Они все включают.

Иван Князев: Ну конечно, это не проверка.

Татьяна Овчаренко: Поэтому после их ухода через три часа вы собираете родственников и друзей потерпевших и актируете самостоятельно. Вам закон дает такое право. То есть хронометр, все по всем правилам. И пожалуйста, термометр. Потому что я не знаю, что для вас холодная вода. Понимаете? Это вопрос норматива – ниже 40. Тогда вы должны платить какой-то процент за холодную воду.

Иван Князев: Слушайте, но они ведь так доиграют, когда холодную воду подают. Это до первых морозов. Потом система разморозится.

Татьяна Овчаренко: Это их совершенно не волнует. Потом они повышают. То есть они дают 32 градуса, которые мы ощущаем, прямо скажем, как воду прохладную. А при 32 – нет, никогда.

Иван Князев: Ничего не будет?

Татьяна Овчаренко: Ну, может быть, где-то совсем на Крайнем Севере.

Тамара Шорникова: SMS. Попробуем ответить на вопросы, что называется, блицем. «Живу на пятом этаже, – Амурская область пишет. – Вода всегда была горячая, а года два назад вдруг временами стала холодная. Приходится сливать, хотя за подогрев берут деньги, за каждый кубометр», – Татьяна, Благовещенск.

Татьяна Овчаренко: Я повторяю, во-первых, это система. Если у вас поделили благодаря… Спасибо Дмитрию Медведеву! Незаконно ввели холодную плюс подогрев, сколько ни писал Роспотребнадзор и все остальные, что не надо этого делать. Вот из этой строчки (там она у вас есть) холодная вода для производства горячей. Если вы докажете, что это 5% или 3% от объема, то вы можете платить эту часть, поставив их в известность, как за холодную.

Тамара Шорникова: Еще наши некоторые телезрители пишут почему-то, что бойлер сейчас законодательно запрещен. Мы можем как-то пояснить? Есть такая информация? Или где-то это прочитали на ненадежных ресурсах люди?

Татьяна Овчаренко: Я, к своему стыду должна сказать, что мне это не известно. Это первое.

Второе. Вы покупаете водонагреватель, а не бойлер, который цепляете прямо на кран, дорогие друзья. Есть израильские, называются Atmor. И он греет в процессе прохождения. Просто это не так экономно, как бойлеры.

Иван Князев: Такой вопрос, тоже зрители наши спрашивают, и мне тоже интересно. Подкачку некоторые сами пытаются ставить, если на пятый этаж нужно, если напор слабый. Это как можно делать? Законно это или незаконно? Работает или не работает?

Татьяна Овчаренко: Это считается переустройством, прямо в Жилищном кодексе. И там с 25-й по 29-ю статью – как это делать. Поэтому если общее собрание установит, допустим, с помощью актов, вернее, решит, что так дальше жить нельзя, имея на руках доказательства этого, и объяснение «управляйки»: «Не имеем технической возможности». Самое главное – они не пишут, что не имеют технической возможности.

Иван Князев: Иначе зачем они нужны тогда?

Татьяна Овчаренко: Да. «Тогда что ты делаешь? Я не понял». Но это еще от жадности. Триста домов обслуживать – надо 22 тысячи сотрудников, вы знаете, по нормативу. Поэтому, конечно… А они держат 120. Да, делают подкачки.

Иван Князев: А дорого это вообще или нет?

Татьяна Овчаренко: Нет, не очень, не очень. А потом, надо продолжать. Потому что я вижу, что в свое время запрещали индивидуальное газовое отопление в квартирах, а сейчас разрешили при определенных условиях.

Тамара Шорникова: Приморский край, город Находка: «Горячая вода бывает только в отопительный сезон. В каждой квартире стоит электротитан. И так длится уже около 20 лет. Цена за кубометр бешеная».

Продолжает рассказывать о жизни российской Саратовская область: «В центре Саратова пять с половиной месяцев в прошлом году не было горячей воды, а в этом с начала мая нет».

Татьяна Овчаренко: Ну нет. И что? А почему нет? Нет? Не платите. Если это неудобство… Опять же это, к сожалению, плохая работа администрации городов. Местные водоканалы, которые… Я вам повторяю: основная промышленность – вот где деньги. Безусловно, надо требовать либо расторгать договор.

Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок – Евгений, Томская область. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Евгений. Задавайте ваш вопрос.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. Меня вот такой вопрос интересует. Правда это или нет? И где справедливость? И правильно это или нет? Мы платим за воду по тарифу. Выходит примерно 600 рублей за месяц…

Татьяна Овчаренко: За какую воду?

Зритель: Ну, за холодную воду из крана. Без счетчика, без счетчика. Тариф нам выставили, я примерно привожу – 600 рублей. А они еще приплюсовывают коэффициент – 300 рублей. Я говорю: «Почему? Откуда вы берете?» Они говорят: «Счетчик ставьте – и не будет коэффициента». Я говорю: «Из одной же трубы бежит».

Тамара Шорникова: Евгений, а почему счетчик-то не ставите?

Татьяна Овчаренко: Действительно.

Зритель: Нет-нет, я его буду ставить. Но меня этот вопрос интересует. Это правильно или неправильно?

Татьяна Овчаренко: Это совершенно законно. Те, у кого нет счетчика, платят в 1,5 раза больше, то есть коэффициент 1,5. Так что – увы.

Иван Князев: Действительно, спрашивают Москва и Московская область: «Сколько платить за воду без счетчиков воды в приватизированной квартире?»

Татьяна Овчаренко: Не знаю. Это зависит от тарифа Московской области и расхода. И без счетчика норматив есть. Откройте администрацию области, там есть департамент ЖКХ, у них все висит. И на Московском водоканале, который и на область работает. Все есть. Посмотрите конкретно на свой город, поселок.

Иван Князев: Есть несколько вопросов по поводу установки бойлера. Опять же бывают такие города у нас в нашей стране, когда, знаете, в отопительный сезон, да, горячая вода есть, а потом на лето отключают. И люди ставят бойлер, но опасаются (часто вопрос такой задают), что могут электрические сети не выдержать. Какие бойлеры лучше ставить, а какие – нет? Какой мощности и так далее?

Татьяна Овчаренко: Господа, у меня высшее архитектурное образование, кроме юридического, поэтому какие системы лучше – я вам не скажу. Я вам могу сказать, что они все греются электричеством. И нужно смотреть в интернете, кто, что, как и почему. Самое главное – экономичность. И главное – нагрев до 90 градусов. Там же какая история? Первый раз нагрел, а потом только подогреваешь. Расход – трехсуточный.

Иван Князев: Нет, просто у нас сейчас, знаете, в стране много хрущевок, где 2 киловатта. Утюг включаешь, чайник включаешь – пробки выбило.

Татьяна Овчаренко: Хорошо, что вы мне напомнили. Увы, надо менять эту самую… проводку, потому что нагрузка колоссальная. Действительно, горит, не только вырубает.

Иван Князев: Сжечь дом можно запросто.

Татьяна Овчаренко: Это да.

Тамара Шорникова: Смотрите, вопрос из Рязанской области: «У нас в селе вода за кубометр – 37, а канализация – 59. Может ли канализация быть дороже воды?»

Татьяна Овчаренко: Если это канализация, а не водоотведение, то есть проходит без очистки, то это очень странно. Нужно запросить у того, кто тарифы устанавливает областные, ну, на данный поселок. Объяснение, когда они их проводили (у них все документы есть), чем обосновывалось это дело.

Тамара Шорникова: Ленинградская область (извини, перебью): «Прокуратура по ЖКХ претензии не рассматривает».

Татьяна Овчаренко: По ЖКХ – нет, а инвалидов – да. Э, не надо…

Иван Князев: То есть инвалидов по ЖКХ могут?

Татьяна Овчаренко: Могут. Это прямо в законе «О прокуратуре» написано. А так, да, я уже много раз говорила. Наши «синепогонные» брезгуют всем этим.

Иван Князев: Ну хорошо. А если в целом, то претензии куда писать?

Татьяна Овчаренко: Ну, перво-наперво в жилинспекцию, кроме управляющей.

Иван Князев: Алгоритм какой там?

Татьяна Овчаренко: Далее жалуемся на управляющую в жилинспекцию. Если эта жилинспекция низового уровня и она плохо себя ведет в нашем хозяйстве, мы жалуемся главному жилищному инспектору области, а потом – страны, я вам должна сказать. И требуем проверок и прочего. Жилинспекция имеет обыкновение дать предписание месяца на три, а не штраф, и проверить. Или на месяц, такие тоже бывают.

Надо участвовать, когда является жилищный инспектор, требовать, жалуясь, чтобы только в вашем присутствии проводились проверки и объяснения. Это очень дисциплинирует. Потому что инспектор носится по всей области, и очень много бывает: «Иван Иванович, ну что там?» – «Да я все исправил». А он даже там не появляется. Нет, нет и еще раз нет!

И если день в день не исполнят… Это должно висеть на сайте «управляйки» в обязательном порядке, что у нее предписание, чтобы все знали. Два раза в год такие предписания – и серьезные нарушения лицензионные, и лицензии она лишается. И дальше требовать административный штраф, если за 30 суток или за 90 суток (три месяца) они не исполнили.

Иван Князев: А у кого требовать штраф-то?

Татьяна Овчаренко: Прокуратура. Жилинспекция должна подать в суд. Это тоже отдельная песня, как их заставить.

Тамара Шорникова: Москва и Московская область…

Татьяна Овчаренко: Простите, она сама налагает. Извините, она сама налагает штрафы.

Тамара Шорникова: «Управляющая компания самовольно установила повышающий коэффициент на воду равный 2», – Москва и Московская область. Что делать?

Татьяна Овчаренко: Писать в отдел борьбы с экономическими преступлениями.

Тамара Шорникова: То есть это случай вопиющий?

Татьяна Овчаренко: Она серьезно не имеет права. Да что вы?

Иван Князев: Ставрополье нам пишет: «У меня в квартире без счетчиков вода шла с отличным напором, а как только поставили счетчики и поменяли краны на трубах – теперь вода идет наполовину слабее. Почему так?»

Татьяна Овчаренко: Загадочная картинка, уважаемый. При чем тут счетчик? Посмотрите. Может, они вам что-то сузили. Да нет, боюсь, что это совпадение.

Тамара Шорникова: И снова о повышении, Краснодарский край: «Сочитеплоэнерго» в мае подняли тариф на 24%. Насколько законно? Ведь речь шла о 4%. Пенсионер».

Татьяна Овчаренко: Нет-нет. 24% – это сказки. Вам подняли на 24%, а где-то внутри какой-то услуги снизили на 6% – получилось 18%. Поделили на что-то… Это все не проценты. Это предельные индексы повышения. Это совсем не то. Понимаете? Это отдельный экономический показатель, он специальным образом рассчитывается. Но вообще жалуйтесь. Жалуйтесь в Федеральную антимонопольную службу, у вас обязательно есть управление ее.

Иван Князев: Москва и Московская область, очень старый вопрос: «Можно ли ставить счетчик только на холодную воду?»

Татьяна Овчаренко: Можно.

Иван Князев: Ленинградская область: «Добрый день, – вопрос тоже не очень понятный. – Помывка лоджий со стороны улицы – это обязательно или можно отказаться?»

Тамара Шорникова: Ни разу не слышала, чтобы кто-то предлагал…

Татьяна Овчаренко: Мы тихо переходим в Голландию. А вы не согласны, да?

Тамара Шорникова: Давайте то, что ближе. Алтайский край, город Рубцовск: «У нас постоянно нет горячей воды. И объясняют, что дом стоит на «обратке» – мол, «ничего сделать не можем». Что здесь за конструкция такая?

Татьяна Овчаренко: Как это в отоплении – я знаю. Я жила в таком доме, пока не занялась этим вплотную. Странно. Как может быть на «обратке»? В каждом доме своя система. Есть такое, но это, пожалуйста, попросите у них, напишите: «Я, старый и больной человек с двумя классами образования, с трудом понимаю, поэтому прошу вас детально и по пунктам объяснить мне, как это получается».

Тамара Шорникова: И в двух экземплярах.

Иван Князев: Хорошо, спасибо большое.

Тамара Шорникова: Спасибо большое за советы.

Иван Князев: Татьяна Овчаренко была у нас в гостях, руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ. Это была рубрика «ЖКХ по-нашему».

На вопросы о горячей и холодной воде отвечает эксперт по ЖКХ Татьяна Овчаренко