Александр Медведь: У страховщиков ежегодно остается 30% от суммы, зарезервированной под страховые выплаты. И об убыточности ОСАГО речи идти не может

Гости
Александр Медведь
ответственный секретарь ООО «Финпотребсоюз»

Ольга Арсланова: Ремонт вместо денег. И снова эта болезненная и спорная тема, о которой мы хотим поговорить в ближайшие полчаса. Новые правила натурального возмещения убытков по ОСАГО вот-вот вступят в силу. Уже этот законопроект был одобрен. Страховым компаниям и автосервисам предстоит договориться и выстроить новую, разумеется, взаимовыгодную схему сотрудничества.

Петр Кузнецов: В этом-то все и трудности. При каждом удобном случае страховщики говорят, что по нынешней схеме им работать невыгодно, какой бы она ни была. По данным "Союза страховщиков" в прошлом году страховщики собрали по ОСАГО 228 млрд руб., общая сумма расходов компании на ОСАГО составит практически 232 млрд руб.

Ольга Арсланова: Потому что там очень долгие подсчеты, все это подробно подсчитывается в течение нескольких лет. А глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что, по прогнозам ЦБ, без принятия закона о натуральном возмещении в ОСАГО этот сегмент станет для страховых компаний убыточным. Мы хотим разобраться, что это такая за убыточность, что-то изменится ли с введением новых правил, и действительно ли страховщики так нуждаются в дополнительных деньгах автомобилистов.

Петр Кузнецов: У нас в гостях Александр Медведь, ответственный секретарь общероссийской общественной организации по защите прав потребителей финансовых услуг "Финпотребсоюз". Александр Владимирович, здравствуйте.

Александр Медведь: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Вы как относитесь к заявлениям страховщиков о том, что убыточно работать в этом сегменте? Мы понимаем, что под убыточностью страховщики подразумевают нечто иное, чем обыватели. То есть нам кажется, что убыточность – это когда ты себе в минус работаешь, но они имеют в виду нечто другое, насколько я понимаю.

Александр Медведь: Здравствуйте, Ольга. Прежде всего, хотел бы поздравить всех дорогих сограждан с Днем космонавтики, с этой знаменательной датой.

Ольга Арсланова: Туда страховщики еще не добрались, да?

Александр Медведь: Да. Там возмещение материального ущерба гораздо сложнее.

Что касается убытков, которые определяют страховые компании, то здесь можно фигурально обозначить, что нормальные люди подразумевают слово "убыток" – это когда уже нет ни дохода, ни нуля, а все идет в минус, в то время как у страховщиков это все равно, что немножечко пониже уровень. То есть убытие как в стакане, в ванной, вода убыла, и это убытие.

Если рассмотреть непосредственно суммы страховой премии, которые собирают страховые компании, то действительно, каждый год что в 2015, что в 2016 году, там гораздо больше 220 млрд руб. Из них под выплаты по страховым взысканиям и требованиям получается где-то около 80%. 80% они отводятся.

Петр Кузнецов: Они должны отдавать, да?

Александр Медведь: Это сумма, которая зарезервирована для покрытия, взыскания, возмещения.

Ольга Арсланова: То есть это те деньги, которые, по сути, и собраны же ими, и они должны отдать автомобилистам, возместить.

Александр Медведь: Могут отдать.

Ольга Арсланова: Напоминаем нашим зрителям, что 100% этих денег собрано с автомобилистов.

Александр Медведь: 100% собраны, 20% остаются для ведения деятельности непосредственно самих страховых компаний. То есть говорить о том, что у них нет вообще ни копейки, нельзя, потому что у них, согласно законодательству, только 80% отводится на возмещение. При этом из той суммы, которая зарезервирована под возмещение, не вся эта сумма уходит непосредственно на возмещение. То есть даже если смотреть по отчетам того же Российского союза автостраховщиков, то если сравнить данные, которые собраны, и те, которые зарезервированы, то зарезервировано 80%, и из них уже пошло на возмещение порядка 70%. Вы сказали, что могут отдать эти 80%. А что, это как-то не регулируется? Я значит "могут отдать"? А могут не отдать?

Ольга Арсланова: Может быть, такой был удачный год, и никто не попадал в аварии. Или, например, выплаты были недостаточно…

Александр Медведь: Нет. Дело не в этом. Дело в том, что они зарезервировали от суммы собранных страховых премий, если их посчитать под 100%, то 80% идет на возмещение. И из них уже около 70% пошли реально на возмещение, то есть около 30% еще остается.

Ольга Арсланова: Куда они идут?

Александр Медведь: В основном они идут на инвестиционные нужды. Банки, финансовые компании очень любят страховщиков по той причине, что они имеют возможность эти средства вкладывать, потому что невостребованные средства остаются в качестве дохода самих страховых компаний.

Ольга Арсланова: Давайте сразу обратимся к нашим зрителям. Пускай они нам позвонят и расскажут о своих взаимоотношениях со страховщиками. Довольны ли вы вашими выплатами по ОСАГО? Ваш опыт. И высказывайте свое мнение о переходе на натуральный ОСАГО.

Смотрите, что нам пишут: "Если у нас все решает рынок, какие же вопросы к страховщикам? Главное – прибыль любой ценой, и так далее". Но мы не должны забывать о том, что здесь не совсем рынок, потому что ОСАГО – это обязательное, и, как говорят многие депутаты и чиновники, в некотором роде навязанная нам услуга, которую мы обязаны покупать. Страховщики здесь выступают монополистами, в любой момент они могут поднять стоимость полиса, сказав: "Убыточно же", и мы ничего не можем с этим сделать. Является ли действительно этот механизм рыночным, можно ли его называть честным рыночным?

Александр Медведь: Ольга, вы абсолютно правы. Как я раньше вам сказал, что так как у них каждый год остается от суммы, зарезервированной под страховые выплаты, около 30%, это говорит, во-первых, о том, что это не убыточный в нашем финансовом понимании бизнес. То есть вести разговор о каком-то повышении тарифов по полисам ОСАГО, по заключениям договоров здесь нельзя. Это первое. Во-вторых, то, что это действительно становится обязательным. Более того, они стараются включить в него разные дополнительные опции. Например, есть инициатива о разделении полисов ОСАГО на три категории: эконом, бизнес и премиум. То, что люди, получается, обязаны это приобретать, то система создана так, что это, по сути, дополнительный налог на автомобилистов. И дополнительные опции, которые входят в полисы ОСАГО, приводят к тому, что такое добровольное приобретение полиса КАСКО, от него люди начинают отказываться, потому что те опции, которые предусмотрены в полисе ОСАГО, по сути, дублируют КАСКО. Зачем мне переплачивать, если я могу в обязательном порядке?..

Петр Кузнецов: Но у КАСКО намного свободнее выбор у автомобилиста, если мы сравниваем с ОСАГО. А основная претензия к ОСАГО с натуральным возмещением теперь в том, что у них просто не остается свободы выбора. Ни в пунктах обслуживания. Им навязывают конкретные пункты. В этом нельзя, здесь можно.

Александр Медведь: Им навязывают ряд функций.

Петр Кузнецов: Соответственно, и автомобиль можно отремонтировать или не отремонтировать – только узкий перечень, который не позволяет обязательное ремонтирование.

Ольга Арсланова: А самое главное, что теперь у автомобилиста нет права выбора опции вообще не ремонтировать свой автомобиль, как многие делали, а просто получить деньги.

Александр Медведь: Там остались несколько вариантов. Если автомобиль не подлежит полностью восстановлению, если ущерб превышает 400 тыс. руб., и в том случае, если непосредственно пострадавший автомобилист докажет то, что в силу семейных обстоятельств и так далее для него гораздо выгоднее и важнее получить денежные средства. Например, он меняет область работы. Допустим, если он раньше занимался частным извозом либо перевозом грузов и так далее, а тут он перешел, например, в ветеринара.

Ольга Арсланова: Какой интересный пункт. Это что-то новое. Мы о таком, честно говоря, еще не слышали.

Александр Медведь: Это возможная вариация. Если он предъявляет, что нет у него сейчас необходимости в транспортном средстве, в его ремонтировании, тогда возмещение.

Петр Кузнецов: Давайте послушаем, у нас звонок. Дмитрий, Иркутская область. Здравствуйте, Дмитрий.

- Здравствуйте, студия. Мне кажется, лучше оставить все без изменений, потому что в данном случае, если будут какие-то изменения по ОСАГО, то страховая, мне кажется, начнет опять говорить, что она в убытке, и начнет изыскивать дополнительные расходы, откуда, где и что взять.

Ольга Арсланова: А почему вы так думаете? Потому что ремонт, по вашим подсчетам, дороже?

- Конечно. Элементарный пример. Когда я попал в ДТП, был не виноват, допустим, мне ремонт составил в гараже у дяди Васи в районе 30 тыс. руб. То есть мне ту же самую сумму и выплатила страховая. А в сервисе тот же самый ремонт, мне сказали, что стоит 42 тыс. Тем самым, если перевести на оплату именно в сервисе, то страховая компания заплатила на 12 тыс. руб. больше, причем у официального сервиса, все документально на 12 тыс. руб. больше. Вот и пожалуйста.

Ольга Арсланова: Спасибо. Это момент, который волнует многих наших зрителей. Если мы говорим об "убытках" (в кавычках или не в кавычках) страховых компаний, то сделать ремонт новыми запчастями, как нам обещают, будет намного дороже. Сейчас же они в основном не доплачивают за ремонт?

Александр Медведь: Я с вами совершенно согласен.

Ольга Арсланова: Экономическая выгода не просчитывается.

Александр Медведь: Да. Если раньше при начислении выплат страховой компании они учитывали коэффициент амортизации, износа транспортного средства, то есть получалось так, что машина, которая эксплуатировалась пять лет, и у нее срок – там был определенный коэффициент, который накладывался, и они учитывали этот понижающий коэффициент, но детали-то ставились новые. Сейчас возможна другая ситуация, что страховые компании, имея дружеские отношения с сервисами, станциями технического обслуживания, они будут преднамеренно завышать стоимость. Вот то, о чем вы говорите. Даже имея определенную "альтернативную" систему, они предлагают пользователям ряд компаний по техобслуживанию транспортных средств, но со всеми, допустим, у них есть договоренности о том, что они завышают. И те средства, которые идут на ремонт, они просто потом отфильтровываются частично по карманам менеджеров.

Петр Кузнецов: Еще есть такой момент в этом законе: если участником ДТП стал автомобиль не старше двух лет, то страховщик должен отправить его на ремонт к официальному дилеру. Но цены у официальных дилеров намного выше, чем приведенные цифры в методике "Российского союза автостраховщиков". То есть я так понимаю, что здесь еще нет единой методики расчета.

Александр Медведь: Вы действительно правы, что у них есть своя методика, но она недоработана, и она нуждается в очень многих корректировках. У них нет четкой методики по работе с теми же автоюристами. Там сейчас пытаются вводить драконовские меры с системами технического обслуживания, с деталями, притом, что если рассмотреть родные детали, детали китайского производства, отечественного производства, либо для автомобилей старого образца – восстановленные детали, запасные части, – как к этому тоже относиться, какие коэффициенты? Эти моменты нуждаются…

Петр Кузнецов: Соответственно, страховщикам невыгодно приводить эту единую систему расчетов в какой-то надлежащий вид, раз она такая разрозненная?

Александр Медведь: Конечно. Вы же сами знаете, что закон как повернешь, так и вышло. Как ты хочешь, так и направляешь. И чем более общие формулировки, тем их свободнее можно трактовать.

Петр Кузнецов: Послушаем Сергея из Томской области. Здравствуйте, Сергей. Расскажите о вашем опыте общения и взаимодействия со страховщиками.

- Работаю страховым агентом. За два года собрано премий 2,5 млн, а потрачено на выплаты 350 тыс.

Ольга Арсланова: В вашей компании?

- Да. Непосредственно мной. Это 350 тыс., включая расторжения.

Ольга Арсланова: А остальное?

- Остальное – прибыль. По другому агенту, допустим, которого я знаю – 30% убыточность, а остальное – 70% в плюсе.

Петр Кузнецов: Понятно. Спасибо. А страховщики, которые жалуются на убыточность, мы так понимаем, что они эту убыточность нигде не показывают, нигде не доказывают? То есть это просто в заявлениях – то, что они несут убыточность?

Александр Медведь: Нет прозрачности.

Ольга Арсланова: Зарплаты нам пишут, тоже тут присоединяются к Сергею: "Зарплаты в страховых компаниях от 50 тыс. и до 100+ премии", Александр из Ижевска. Конечно же, это прибыльное дело.

Но мы понимаем, что страховые компании зарабатывают же не только на ОСАГО. И вообще эта формулировка "зарабатывать на ОСАГО" для многих странно звучит, потому что это, может быть, некая социальная нагрузка, социальная ответственность страховых компаний, задача которых – зарабатывать на чем-то другом. Может быть, если это навязанная услуга, то на ней и не должны зарабатывать компании?

Александр Медведь: Дело в том, что учитывая, что, в принципе, страховое дело есть величина переменная и добровольная, то есть, если вы хотите, то можете застраховать имущество и от наводнения, и от пожара, и от падения метеорита, а можете застраховать свое здоровье и можете застраховать отдельную часть тела – это чисто ваше личное, как хотите.

Что касается ОСАГО, то это обязательная процедура, то есть от нее не увернуться ни автомобилисту, у которого старенький "Запорожец", ни владельцу сверхсовременного длинномера и дальнобойщика. Поэтому это действительно чрезвычайно выгодный бизнес, потому что он накладывает обязательство на потребителя обязательно это приобретать. Поэтому для страховщиков уже идут дальнейшие вариации о том, какие опции накладывать, какие убирать, что делать для того, чтобы увеличивать свою дополнительную прибыль. Мы здесь говорим непосредственно о прибыли. То есть убыток как таковой в общефинансовом понимании здесь отсутствует. Можно, конечно, говорить об убыточности бизнеса чисто в финансовом параметре, но он возможен только в том случае, если идет неэффективное управление этим бизнесом. А неэффективное управление в частности показывается через проблемы с теми же автоюристами. Сами страховые компании, руководители и службы безопасности определяют, что есть четкие взаимоотношения между так называемыми автоюристами и менеджерами самих компаний. То есть идут договоренности о том, что передаются личные данные…

Петр Кузнецов: База данных ДТП.

Александр Медведь: …персональные данные людей, пострадавших в ДТП, передаются уже к этим автоюристам, и они предлагают у них выкупить эти долги с дисконтом. Автомобилисты довольны, потому что их избавляют от хождения по судебным коридорам и так далее. А ребята профессиональные, они уже начинают действовать и начинают завышать, добавлять штрафы, и сами страховщики говорят: "Вот, мы страдаем от автоюристов, они на нас накладывают дополнительные штрафы, это все плохо". Так вы разберитесь со своими коллегами, со своими сотрудниками.

Петр Кузнецов: Получается так, что наносится ущерб общей отрасли страховщиков, а отдельные страховщики на этом очень хорошо зарабатывают?

Александр Медведь: Я бы сказал по-другому, что накладываются проблемы на потребителей, потому что за все платит потребитель.

Ольга Арсланова: Конечно. И в итоге новые принимаемые правила – это тоже нам, по крайней мере, подается как некий способ борьбы с автоюристами.

Петр Кузнецов: Да. Нам говорят, что очень много уйдет черных всяких страховщиков, нелегальных автоюристов.

Ольга Арсланова: За наш счет решаются проблемы страховщиков. Почему нас должны волновать, по большому счету, эти личные проблемы страховщиков, их взаимоотношения с автоюристами? Мы законопослушные граждане.

Петр Кузнецов: То есть это закон в интересах исключительно тех же страховщиков.

Александр Медведь: Закон по ОСАГО, на самом деле, в интересах не только столько страховщиков, в том числе и автомобилистов. Они заинтересованы в том, чтобы страховать риски, потому что вы прекрасно знаете, что одна из недавних инициатив – это внесение наказаний для людей, практикующих опасный стиль езды. А люди, практикующие опасный стиль езды – мало того, что транспортное средство является средством повышенной опасности, они его еще более усугубляют, и происходят дополнительные аварии, притом, что идет именно прямое нарушение правил дорожного движения. И люди, которые выезжают на трассы, становятся участниками дорожного движения, они должны иметь хоть какую-то гарантию, что если произойдёт ДТП по вине такого нерадивого скоростника, то что-то они смогут компенсировать. Хоть что-то. А эти инициативы говорят о том, что "Мы вам все компенсируем", но с интересной оговоркой.

Петр Кузнецов: Довольно простой вопрос, которым задаются наши телезрители: за счет чего растет ОСАГО?

Александр Медведь: Что значит растет? Цена растет?

Петр Кузнецов: Да. Стоимость.

Ольга Арсланова: Многие жалуются, что в некоторых регионах такое ощущение, что вообще никто не ограничивает.

Петр Кузнецов: Там еще эти непонятные территориальные коэффициенты.

Территориальные коэффициенты – это очень интересный параметр. Вы обратите внимание, какие регионы рекомендованы для повышающих региональных коэффициентов.

Александр Медведь: Возьмем город Волгоград. Это город, который вытянут вдоль Волги, и где для людей непосредственно транспортное средство является жизненно необходимым. Если вы поедете по Волгограду, вы увидите на каждом шагу шиномонтаж, автосервис, то есть там без транспорта никак. Поэтому получается, что накладывают дополнительные обременения, дополнительные поборы на людей, которым необходимо.

Какие еще районы? Это Ростов-на-Дону, это город Краснодар, это те центры, где развито сельское хозяйство, туризм и так далее. То есть людям колеса автомобилей жизненно необходимы. Потом идет Иваново, Ульяновск и так далее, то есть крупные города. Такое ощущение, что выбирают именно те населенные пункты, те города и те регионы, районы, которые имеют более высокий уровень дохода. Раз вы имеете более высокий уровень дохода…

Ольга Арсланова: Можете заплатить.

Александр Медведь: Совершенно верно. Мы на вас наложим, будем повышать коэффициент, обоснуем это законодательно, еще и скажем, что у нас высокие убытки… Смотрите выше.

Петр Кузнецов: У нас на связи Денис из Ростовской области. Здравствуйте, Денис.

- Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Вы автомобилист?

- Да, я рядовой автомобилист, автолюбитель. Мне, допустим, автомобиль служит в основном для передвижения на работу. Я живу в одном конце города, и перемещаюсь в другой конец города. Столкнулся с такой ситуацией.

Первое. У меня моего безаварийного стажа вождения в общей сложности девять лет, но, приходя в страховую компанию, мне никаких скидок не предоставляют. В общей сложности это сейчас составляет максимум 5%. Когда я спрашиваю работников страховой службы: "Простите, пожалуйста, а где мои скидки, если у меня безаварийного стажа вождения практически девять лет?", на что мне отвечают: "Данных в базе данных нет". Я говорю: "У вас же база данных одна". Мне отвечают: "Обращайтесь в союз страховщиков". Когда я начинаю звонить, оттуда ни привета, ничего, никто не отвечает просто по номеру телефона.

Второй момент. У нас сейчас именно в городе Таганроге очень большая проблема, чтобы просто застраховать свой автомобиль. Тот же самый Росгосстрах, когда я приезжал, у нас получалась там очередь. Записывались старики, все стояли в очереди – 500 человек. 500 человек в очереди каждый день, эта очередь пополняется, но она неисчерпаема. То есть банально нет страховых компаний, которые страхуют. И даже если застраховался в какой-то своей определенной фирме, допустим, произошло у меня ДТП, и меня отправляют в Ростов-на-Дону. У меня автомобиль нетранспортабелен. Мне говорят: "Езжайте туда". И приходится бороться с тем, что, допустим, чтобы выбить какие-то деньги на ремонт автомобиля, мне приходится ездить в область, в центр города.

Спасибо, Денис. Таких вопросов, на самом деле, очень-очень много: "Почему?", "Почему?", "А вот так", "А вот так", и в результате все в минус. И из Алтайского края нам пишут, из Иркутской области: "Говорите, что закон недоработан, тогда почему вы его принимаете?". И Алтайский край: "Как обычно, кое-как сляпали, а никто ничего понять не может".

Александр Медведь: Дело в том, что человек, который позвонил из Таганрога, ему просто не учитывали его безаварийный стаж вождения, который мог бы повлиять на коэффициент бонус-малус. Это тоже одна из хитростей. Бывают даже такие ситуации, когда вы обращаетесь в офис страховой компании, они учитывают, ставят, а если вы обращаетесь к агенту, то агент об этом забывает. Поэтому здесь ключевой момент – как-то самому контролировать.

Что касается обращений в страховые компании, то я могу посоветовать только одно – с ними не созваниваться, а с ними только работать письменно, потому что если у вас есть какие-то претензии, и вы захотите потом подать иск, то вы, прежде всего, должны будете подтвердить то, что вы обращались в страховую компанию, вам было отказано и так далее. И все эти моменты очень важны. Хоть это и бюрократическая, но это необходимая деятельность.

Что касается очень больших очередей, которые были в Таганроге, в Ростове. Они везде были. Это определенные сезоны. Действительно, сейчас стало полегче, но само по себе явление очень хорошее. Против этого явления направлено в частности предложение по введению электронной регистрации ОСАГО, но оно не работает. Может быть, там где-то в тестовых режимах оно работает, но…

Ольга Арсланова: Хотя официально уже запущено.

Александр Медведь: Совершенно верно, оно уже на всех парах, но оно не работает в том режиме, в каком должно.

Петр Кузнецов: На этом завершим разговор. Спасибо.

Ольга Арсланова: Давайте будем вместе следить за тем, как все заработает или не заработает.

Петр Кузнецов: И сколько заработают еще страховщики.

Александр Медведь: Конечно. Мы с вами хотим, чтобы это работало, и работало, прежде всего, на благо наших…

Петр Кузнецов: Так мы говорим, Александр Владимирович, про каждый наш закон, принимаемый в нашей стране.

Ольга Арсланова: И для этого мы каждый раз собираемся в этой студии, во многом для того, чтобы это как-то решалось.

Александр Медведь: Могу сказать одно, что "Финпотребсоюз" постоянно обращается и в различные инстанции, и в Центральный банк, и в министерства, в Правительство по всем вопросам, которые касаются защиты прав потребителей финансовых услуг. Это и по кредитам банковским, и по займам из микрофинансовых организаций, по страховым вопросам. То есть мы постоянно действуем на то, чтобы регулировать, вносить предложения, обращать внимание наших дорогих руководителей, ведомств на те недостатки, которые имеют место быть.

Ольга Арсланова: Спасибо вам за это.

Петр Кузнецов: Человек, который заботится о вас – Александр Медведь, ответственный секретарь общероссийской общественной организации по защите прав потребителей финансовых услуг "Финпотребсоюз" у нас был в гостях. Спасибо огромное. До свидания.

Александр Медведь: Спасибо вам. Будьте здоровы.