Артем Воронов и Дмитрий Плотников - о международных олимпиадах для школьников

Гости
Дмитрий Плотников
золотой медалист международной олимпиады по физике
Артем Воронов
кандидат физико-математических наук, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ

Юрий Коваленко: Это "ОТРажение" на "Общественном телевидении России", и мы подходим к обсуждению нашей главной темы. Естественно, нельзя без гордости говорить о наших победах, ведь в минувший вторник 25 июля в Москву вернулись пятеро школьников, которые в 48-й международной олимпиаде по физике завоевали нам пять золотых медалей. Насколько вес этих медалей отразится на весе их как будущих ученых, будут ли они учеными нашей страны, либо они захотят покинуть нашу страну и работать где-то в другом месте, либо они вообще могут сменить сферу деятельности? И все-таки победа в олимпиаде такого уровня, что это: это подготовленность, гениальность, или это просто большая практика? Давайте обсуждать это с гостями.

Оксана Галькевич: Уважаемые друзья, у нас будет возможность совершенно со всех сторон разобрать этот вопрос, потому что у нас в студии и преподаватель, тренер, можно, наверное, так сказать в этой ситуации, и ученик.

Перед тем, как началась эта тема, этот час, наши уважаемые гости входили сюда, и здесь по нашей студии раздавался звон медалей. Это Дмитрий, один из наших гостей – Дмитрий Плотников, золотой медалист Международной олимпиады по физике, заносил сюда вместе с дипломами и грантами свои эти награды. Дмитрий, здравствуйте.

Дмитрий Плотников: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: А справа от нас Артем Воронов, кандидат физико-математических наук, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ. Здравствуйте, Артем Анатольевич.

Артем Воронов: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Расскажите для начала о наградах, об этой красоте и чудесах, которые перед вами лежат, Дмитрий. Что это, за сколько лет вы все это собрали, что за урожай?

Дмитрий Плотников: В основном все эти медали я собрал один год, за исключением одной.

Оксана Галькевич: То есть это у вас за 11-й класс? 9 месяцев длится учебный год.

Дмитрий Плотников: Да.

Оксана Галькевич: Вы занимаетесь по какой-то особой программе, правильно? У вас раз в 1,5-2 месяца получается какая-нибудь олимпиада?

Дмитрий Плотников: Так и есть.

Юрий Коваленко: Оказывается, все так просто?

Дмитрий Плотников: Как получается? Есть, на самом деле, набор олимпиад. И если ты выигрываешь одну или две из них, то ты подаешь потом еще на третью. И тогда получается очень много олимпиад в один год.

Оксана Галькевич: И вы, как спортсмены, занимаетесь, тренируетесь, у вас особая подготовка в группах с такими же одаренными ребятами?

Дмитрий Плотников: Не совсем. У нас есть система отбора на международную олимпиаду, когда мы собираемся и все вместе тренируемся, но лично у меня основной вклад был за счет самообразования. И не все из этих медалей связаны с путем на международную олимпиаду. То есть это некоторые сторонние олимпиады, на которые просто попадаешь, потому что тебя уже все знают.

Оксана Галькевич: Давайте расскажем. Я так стану, расскажу к вам. Вот эта красота?

Дмитрий Плотников: Это Азиатская физическая олимпиада, считается самой сложной олимпиадой в мире. По ней отбираются на международную.

Оксана Галькевич: Мы сразу начали с самого сложного.

А эта с формулами? Я не буду здесь пытаться демонстрировать, что я что-то помню из школьной программы.

Дмитрий Плотников: Это IEPhO за 2015 год, это за 2016 год. IEPhO – это олимпиада по экспериментальной физике. Это 2016 год, это был 11-й класс. Я там стал абсолютно первым.

Оксана Галькевич: Здорово. А эта красивая и лаконичная? На ей написано "Победитель Всероссийской олимпиады по физике". К ней прилагается диплом.

Дмитрий Плотников: Да. Она выдавалась в этом году победителям Всероссийской олимпиады школьников по физике. Там было всего пять победителей на всю Россию.

Оксана Галькевич: Тут еще две. Здесь что-то на иностранном языке. Физика, "Я физик".

Дмитрий Плотников: Это как раз с Международной олимпиады школьников, которая прошла в Индонезии. Золотая медаль.

Оксана Галькевич: Мы читали про успехи наших ребят в Индонезии. Вы там как раз присутствовали.

А это Казахстан? У меня такая ассоциация.

Дмитрий Плотников: Вы правы. Это Международная Жаутыковская олимпиада, она проходит в Казахстане. Это олимпиада среди стран СНГ, там я тоже занял абсолютное первое место.

Оксана Галькевич: Абсолютно первое? Оно, по-моему, единственное место – первое.

И дипломы еще какие-то. Про этот вы рассказали. И еще один диплом.

Дмитрий Плотников: В прошлом году я тоже участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников, там был призером.

Оксана Галькевич: И диплом?

Дмитрий Плотников: Это в прошлом году в 1910-м классе мы попали в Сербию, команда Москвы, нас было пять человек. В Сербии есть одна олимпиада, по которой отбирают на международную – та, которая сейчас проходила. И она отбирает первых пяти. И мы решили вне конкурса поучаствовать в отборе. Я там занял первое место среди Москвы и пятое среди общего зачета, и, будь первым, попал бы на международную олимпиаду в 10-м классе.

Оксана Галькевич: Понятно. Дмитрий, а вне конкурса, может быть, там в футболе поиграть, нет?

Дмитрий Плотников: С сербами?

Юрий Коваленко: На самом деле каверзный вопрос. Говорят, что если человек технарь, то он не гуманитарий. Что у вас за оценки по русскому языку, литературе и истории, если не секрет?

Дмитрий Плотников: У меня аттестат без троек.

Юрий Коваленко: Лаконично. Значит, все-таки есть некое разделение. А каждая из этих медалей и этих грамот, они что-то наверняка даже не значат, а весят, наверное, при поступлении в какой-то вуз, при попадании на какую-то работу?

Дмитрий Плотников: Да.

Юрий Коваленко: Скажите, насколько они действительно помогают, или не помогают?

Дмитрий Плотников: На самом деле, некоторые из них дают, может быть, три, может быть, пять баллов к ЕГЭ. Для того, чтобы стать участником международной олимпиады, нужно пройти какой-то отбор. В самом начале этого отбора нужно стать призером Всероссийской олимпиады школьников по физике. Уже это презервов дает поступление без экзаменов.

Юрий Коваленко: То есть вы фактически в качестве хобби?

Дмитрий Плотников: Да.

Юрий Коваленко: Вы все эти олимпиады заработали, уже определились, в каком месте будете учиться, в каком вузе, и определили свой будущий путь?

Дмитрий Плотников: Верно. Расскажу.

Вначале 11-го класса я решил, что все-таки не хочу быть физиком, потому что я посмотрел учебники по физике…

Юрий Коваленко: И назло увез пять медалей с олимпиады.

Дмитрий Плотников: Так они не достанутся никому.

Оксана Галькевич: Решили, что не хотите быть физиком, и решили, что хотите быть кем?

Дмитрий Плотников: Был выбор между математикой и информатикой. Но понял, что математика – это вещь слишком абстрактная, и много не заработаешь, как бы материально это ни звучало, но все-таки деньги приносят некоторое счастье, а информаты зарабатывают очень много. И решил, что стану информатом. Посмотрел, а оказывается, что в Высшей школе на факультете компьютерных наук – а это один из самых сильных факультетов по информатике в России – можно попасть по призерству во Всероссийской олимпиаде школьников по физике. Неожиданно. Я такой: "Ну, ладно, поступлю".

Юрий Коваленко: У вас наверняка есть какой-то способ тренировок или какой-то образ жизни. Тренер знает больше о весе медалей. Каким образом можно натренировать человека взять ту золотую медаль, или международную – любую?

Артем Воронов: Если говорить про медаль, то, наверное, здесь больше прав Дмитрий, когда он сказал, что каждый олимпиадник в первую очередь готовится сам. И у ребят существенную часть подготовки играет самоподготовка.

Потом достаточно важную часть подготовки играет тот фундамент, который закладывается именно в школе школьным учителем. Человек выходит на всероссийскую олимпиаду, становится победителем или призером в 10-м классе, и попадает в кандидаты в национальную сборную. Но для того, чтобы стать этим кандидатом, он должен обладать высокой квалификацией. А дальше уже тренерский штаб, у нас достаточно большое количество ребят, которые в МФТИ студенты, аспиранты, в прошлом олимпиадники, наши педагоги, мы с ними прорешиваем большое количество задач, отправляем домашние задания, поскольку формат олимпиады немножко отличается от всероссийской. Даже тут слово "немножко" неправильно – существенно отличается. За те же пять часов требуется решить уже не пять задач с изюминкой, а три достаточно объемных задачи. То есть условие задачи сформулировано может быть на 30 листах текста. И это особый формат, потому что зачастую ребятам предлагается задача, которая выходит за рамки школьной программы…

Оксана Галькевич: Далеко, мы так понимаем, выходит.

Артем Воронов: …и даже выходит за рамки международной олимпиады. Но для того, чтобы это возможно стало решить, им предлагается описанная модель. То есть школьник (или студент, как их называют на международной олимпиаде) должен разобраться с этой теорией, что этой моделью, и в рамках существующей модели провести вычисление, получить результат, додумать ее и решить задачу. В этом смысле, например, третья задача у них была про расширение Вселенной, что в школе и в университетах не проходится.

Юрий Коваленко: Насколько я знаю, даже суперкомпьютер пока не обработал математическую модель расширения Вселенной, и повторить ее невозможно, а наш Дмитрий Плотников может это сделать у себя в голове. Так получается?

Артем Воронов: Ребята не целиком справились с задачей, но справились. А с двумя первыми задачами справились хорошо, потому что они тоже там где-то выходили за рамки, но в разумных пределах. Но думаю, что с расширением Вселенной большинство школьников в мире не справились. Только если ты не интересуешься этой тематикой специально, то о том, что было со Вселенной после Большого взрыва, обычно школьники изучают на каких-то факультативах или в университете, будучи теоретиками. И зачастую международные олимпиады выходят за рамки школьной программы, и они должны быть к этому морально в первую очередь готовы. И это задача тренерского штаба – за год…

Юрий Коваленко: То есть тренировка, скорее всего, даже не на знания, а на умение подстроить свой мозг под решение конкретной задачи здесь и сейчас? То есть гибкость разума и большая подготовка? Получается, эти люди ежедневно должны решать несколько таких задач для того, чтобы сохранять свой мозг в гибкости, так получается?

Артем Воронов: Вы описали почти все, это так и есть. По сути, ребята очень много времени… Мы даем достаточно большие домашние задания, и они сами для себя ставят задачи. Они прорешивают олимпиады прошлых лет, и таким образом настраиваются на определенный стиль задач, на определенный формат задач.

Конечно, есть определенные темы. Мы знаем, на что нужно обратить внимание, и даем специализированные задачи для того, чтобы ребята не попадались на каких-то простых вещах, но зачастую угадать невозможно, и здесь элементы психологической готовности играют существенную роль, и общей фундаментальной подготовки, умение быстро делать вычисление. И все вместе, когда они мобилизуются и по-максимуму выкладываются на теории или на эксперименте – это тогда приводит к золотой медали.

Оксана Галькевич: Уважаемые гости, у нас интерактивный формат, нас сейчас смотрит вся страна. Очень много пришло СМС-сообщений с начала нашей беседы. И вот первый звонок. Давайте послушаем. Московская область, наша телезрительница Вера. Здравствуйте.

- Здравствуйте. Сейчас смотрю передачу про физика. У нас внучка тоже очень любит физику, но она не только любит ее, а она занимает призовые места во всех конкурсах по физике, ей 14 лет. Она заочно учится в МФТИ на физика, участвует во всех олимпиадах. Мы не знаем, в дальнейшем как девочка может ли она заниматься физикой – были ли у нас женщины-физики?

Оксана Галькевич: Опасения такого рода.

Юрий Коваленко: А как же Мария Кюри?

Оксана Галькевич: Артем Анатольевич, развеем опасения. Никаких противопоказаний нет для девочек-физиков?

Артем Воронов: Никаких противопоказаний нет. Девушки очень активно и успешно занимаются физикой. Если говорить про МФТИ, то у нас достаточно большое количество девушек поступает. Сейчас идет прием. В основном они ориентированы на вещи, связанные с биофизикой или матфизикой – вещи немножко прикладного характера. Но если говорить про национальную сборную, то за всю историю было несколько девушек, которые ездили на международную олимпиаду по физике, и они были очень успешны и привозили оттуда золотые медали. Поэтому, если ваша внучка, дочка занимается физикой, ей это интересно, то здесь нужно пожелать ей, чтобы она не останавливалась, и то дело, которое греет ей душу, радует, продолжала, и углубляла свои знания, и стремилась реализовать себя именно как ученый-физик или инженер-физик. И я думаю, все получится. Для этого есть масса возможностей.

Юрий Коваленко: Не цель победить в олимпиаде, а найти себя в том направлении, которое еще никто не развил, для того, чтобы устроить там свою какую-то небольшую революцию и найти себя в этом.

Оксана Галькевич: Есть, видимо, какие-то опасения, раз родители бабушки с дедушкой об этом спрашивают. У девочки, я надеюсь, никаких вопросов нет. Не знаем, как девочку зовут. Пусть продолжает заниматься физикой.

Если не касаться мальчики/девочки, состава, кто как участвует, по географии нашей страны – нам пишут многие, что "Гении рождаются в провинции, где-нибудь обязательно в глубинке", приводят какие-то примеры. Вы можете сказать, по географии какие у нас региональные центры, которые традиционно, допустим, для нашей российской сборной дают хороших умненьких ребят? Так получилось, что либо там учителя есть какие-то увлеченные – как вы сказали, очень важна база, – на месте какая-то подготовка, может быть, еще какая-то есть база, к которой можно приобщиться и где-то получать помощь в обучении и подготовке? Ребята откуда: в основном Москва и Петербург, или откуда?

Артем Воронов: Конечно, в основном Москва и Петербург зачастую бывают, но это не только Москва и Санкт-Петербург. Еще сейчас активную и сильную позицию занимает Саранск, там лицей, который работает с одаренными детьми, сильную позицию занимает Челябинск, традиционно сильную позицию занимает Новосибирск, Пермь, куда в этом году уехала еще одна золотая медаль. Еще кого-то забыл. Есть города, но, как правило, все это сосредоточено, так или иначе, вокруг учителя, который выявляет этого школьника.

Оксана Галькевич: Вокруг школьного учителя, да? Это очень важно.

Артем Воронов: Да, школьные учителя выявляют этих ребят, взращивают, подогревают их интерес, предлагают им книги. Или бывает, что это родители, когда папа или мама начинают предлагать определенные книжки, и школьник говорит: "Да, мне это интересно", и начинает самообучаться в физике. Ему это становится интересно, и он начинает достигать высоких результатов.

Оксана Галькевич: Дмитрий, кто на ваш интерес к предмету повлиял серьезным образом: это был учитель, это были родители, которые подкладывали вам книги, или просто родители вообще не про это, не знают, что такое физика, не знают, как эти формулы читаются?

Юрий Коваленко: Я просто думаю, что Дмитрий изначально любил, когда ему большое домашнее задание по физике давали, и он натренировался.

Оксана Галькевич: Это значит, что был учитель. Хочется понять. У вас учитель был хороший или родители?

Дмитрий Плотников: В шестом-седьмом классе у меня был очень хороший учитель по физике, я понял, что буду поступать на физику, но физику изучать я не стал в шестом-седьмом классе. То есть я просто съездил на московскую городскую олимпиаду школьников по физике, взял диплом первой степени – это что-то типа диплома победителя, – вернулся и забил. А вот уже в середине девятого класса я решил все-таки, что хочу подготовиться ко Всероссийской олимпиаде школьников, пройти на нее, и начал уже сам учиться. В девятом классе не прошел, но в десятом уже смог.

Оксана Галькевич: А чего вы это вдруг так решили? Какая была мотивация? Конкуренция соседней школы? Какой мотив был? Что интересно – это мы поняли.

Дмитрий Плотников: Я раньше жил жизнью школьника, который приходит домой и постоянно играет в компьютерные игры. И просто посещала мысль о том, что я играю в компьютерную игру пять-шесть часов в день.

Оксана Галькевич: Ужас.

Дмитрий Плотников: Да. За год я проиграл, по-моему, 1500 часов.

Оксана Галькевич: Какой ужас!

Юрий Коваленко: Увлечение физикой началось с подсчета часов, проигранных в приставку.

Оксана Галькевич: Физика вас спасла, наука вытащила.

Дмитрий Плотников: Да. То есть не возникает мысли, что ты прожигаешь свою жизнь.

Оксана Галькевич: Может быть, тут родители уже подошли и сказали: "Дима, сколько можно заниматься ерундой? По пять-шесть часов ты занимаешься не пойми чем. Вот тебе – займись".

Дмитрий Плотников: Это отчасти случилось – у меня сломался компьютер.

Юрий Коваленко: И поэтому пошел на программиста, чтобы знать, как его чинить в следующий раз.

Оксана Галькевич: У нас звонок. Давайте пообщаемся с Ниной из Таганрога. Ростовская область с нами на связи. Здравствуйте.

- Здравствуйте. Благодарю вас за то, что предоставили мне слово, и за передачу, и за "ОТР", вообще за все.

Оксана Галькевич: Спасибо.

- Я хочу поздравить этих юных гениев, нашу гордость. Как говорил Ломоносов, что можно собственных Платонов и быстрых разумов Ньютоном российская земля рождать.

Оксана Галькевич: Может. Спасибо.

- Может. Поэтому этих гениев нужно окружить такой заботой и вниманием, создать для них КБ определенное, создать лабораторию гениев, и туда никого не впускать. И всякое изобретение свое моментально нужно патентовать, потому что у нас столько крадут, жучков вокруг! И своих, и иностранных продают, и на них зарабатывают. Этого допускать нельзя. Поэтому поздравляю их учителей и их самих. Желаем всяких успехов. Но только не получилось бы так, как наш Калашников, который весь мир снабдил, а костюм ему в 80-летие покупало государство. То есть они должны своим умом зарабатывать, открывать благотворительность для других, идущих за ними.

Я очень рада, не могу даже передать. Но есть этот страх, что все равно украдут.

Оксана Галькевич: Спасибо, Нина. В самом начале прозвучал вопрос. Артем Анатольевич, как считаете, достаточно внимания и поддержи в вашей работе в подготовке талантливых ребят, может быть, внимании медийном в том числе средств массовой информации? Потому что это ведь тоже играет определенный важный эффект. Государство к вашей работе. И чего не хватает, если вдруг не хватает чего-то?

Артем Воронов: Наша работа состоит из двух частей. Сначала про первую – это сама подготовка ребят и сборной, отбор. Внимание к нашей работе то больше, то меньше, но нельзя сказать, что его недостаточно. Оно вполне достаточное, и мы регулярно встречаемся с министром, имеем всю поддержку от министерства, которая нужна для того, чтобы успешно выступать на олимпиадах. И мы очень благодарны за это. И медийная поддержка есть. В зависимости от результата, но нас не обходят стороной.

Оксана Галькевич: Как в социальных сетях, ведь сейчас это важная часть нашей жизни, открываешь соцсети, а там объявление: "Посмотрите на этих пятерых прекрасных ребят, они выиграли суперважную самую главную олимпиаду в мире. Ни одно российское средство массовой информации ничего об этом не сказало". Мы сегодня грехи свои замаливаем за себя и за своих коллег.

То есть достаточно. Все-таки есть какие-то моменты, которые помогли бы вам сделать вашу работу более эффективной?

Артем Воронов: Мы всегда думаем над тем, как сделать нашу работу более эффективной. Сейчас для нас будет очень сложный год, поскольку все же ожидают, что мы на следующий год опять привезем пять золотых медалей.

Оксана Галькевич: Это психологический прессинг, да?

Юрий Коваленко: Это планка.

Артем Воронов: Да. И мы думаем, что с этим делать, потому что, так или иначе, если очередная олимпиада – мы будем проводить сейчас очередную работу над ошибками, стараться улучшить подготовку. Министерство образования дает полную поддержку. Поскольку я явись одновременно проректором МФТИ, а для МФТИ это стратегически важное направление работы, мы активно включаем наши лаборатории, наших специалистов, профессоров и прочее для того, чтобы ребята имели возможность должным образом подготовиться.

Но вторая часть нашей работы, мне кажется, не менее важная – это каждый ребенок после того, как он выиграл олимпиаду и поступил в университет (а таких трое пришли к нам), Дмитрий ушел в Высшую школу экономики, один ребенок из Санкт-Петербурга, учится в 11-м классе. Но к нам пришло еще семь человек из других сборных дружественных государств, и такая тусовка победителей международных олимпиад…

Оксана Галькевич: Это хорошо.

Юрий Коваленко: Мозги притекают, получается.

Артем Воронов: Да, они приезжают к нам. Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Армения.

Оксана Галькевич: Все к нам, все к нам, давайте, давайте, давайте!

Артем Воронов: Да. И они образуют такую тусовку. И наша задача – дать каждому из них реализоваться. А поскольку, когда мы их готовим к олимпиаде, по сути, они выходят на очень хороший уровень знания физики, и зачастую им можно давать простые серьезные научные задачи, может быть, чуть облегчённые.

Юрий Коваленко: То есть это молодой ученый без звания, получается?

Артем Воронов: Мы стараемся их нагружать, потому что у ребят большой потенциал, и стараемся делать так, чтобы трудности их не оставляли, когда они приходят в университет, чтобы они не расслаблялись, а наоборот, продолжали развиваться. И этот интеллектуальный потенциал, который, по сути, накапливает МФТИ, мы за него отвечаем, и должны заниматься тем, чтобы ребята реализовали его по-максимуму. Конечно, каждый выбирает сам, но мы стараемся эту возможность обеспечить. И здесь существенная поддержка. И благодаря тому, что есть гранты Президента, победители Всероссийской олимпиады – а они тоже являются победителями Всероссийской олимпиады – получают дополнительную финансовую поддержку в рамках этого гранта, по-моему, 20 тыс. руб. ежемесячно…

Юрий Коваленко: Но грант – это, наверное, не самое главное, что держит этого студента рядом с вами?

Артем Воронов: Ему должно быть интересно, ему должно быть приятно находиться в этой среде.

Юрий Коваленко: Ему необходима постоянная гибкость мозга и чувство, что он нужен.

Артем Воронов: Он должен решать нерешаемые задачи. И когда ему "вкусно" находиться у нас, то ребята растут и развиваются. И должно быть сложно. Чем вы более нерешаемую задачу предлагаете, тем человеку интереснее, такому молодому и амбициозному. У нас что-то получается, может быть, не все, но мы стараемся по-максимуму, потому что это наше российское будущее.

Оксана Галькевич: Сейчас дадим слово Калуге, нашей телезрительнице Светлане.

- Здравствуйте. Я смотрю, у вас название "Как воспитать гения", но для того, чтобы воспитать гения, необязательно нужные большие деньги для репетиторов, для каких-то дорогих гимназий, просто надо ребенка научить играть в шашки, в шахматы, чтобы он развивал логическое мышление. А если есть логическое мышление, то и физика, и математика – все ему будет под силу. Ведь когда у нас были развиты шахматные клубы – вы посмотрите, у нас были такие рывки и в промышленности, и в космосе, и в науке. А сейчас из четырех седьмых классов только один мальчик играет в шахматы, и он один ходит на математические и физические олимпиады, и их выигрывает в городе. А чем занимаются остальные? Два прихлопа, два притопа. Для мальчика я не считаю важным. Это может быть хобби, увлечением. Для мальчика главное – логическое мышление, чтобы он действительно мог решать трудные задачи. Усидчивость. Все это развивает ребенка. И не надо много чего. Классная комната всегда свободна, а с собой дети принесут шахматные доски. Но возникает проблема в том, что некому учить в школе и организовывать шахматно-шашечные кружки. Нет у нас теперь даже таких. А пожилые люди, которым по 70-75, они переживают за все это, но уже по состоянию здоровья не могут приходить к детям.

Оксана Галькевич: Да. Но могут родители иногда побольше немножко времени, как вариант, уделять своим детям. Мы, например, дома играем в шахматы со своими детьми.

Спасибо, Светлана. Очень важное мнение.

Дмитрий, скажите, вы играете в шахматы, шашки? Мы поняли про компьютерные игры, это вы любите. Может быть, скрипочка, шахматы? Что еще в вашей жизни?

Дмитрий Плотников: До того, как я поступил в начальную школу, играл в шахматы. Достаточно серьезно для дошкольника занимался шахматами. Первые пару классов тоже учился, ходил на кружок, пытался участвовать в соревнованиях, но потом, по-моему, стало лень. Я не особо считаю, что это важно.

Оксана Галькевич: Хороший ребенок, все честно говорит. Прямо неподдельно. "Здесь мне было лень, здесь я по пять-шесть часов занимался компьютерными играми". Спасибо, Дмитрий.

Юрий Коваленко: Теперь он может позволить себе об этом говорить. Дмитрий, какое у вас хобби, если не секрет?

Дмитрий Плотников: На самом деле я иногда сейчас играю в компьютерные игры, но совсем чуть-чуть, буквально час в день.

Оксана Галькевич: Повзрослел уже просто, да?

Юрий Коваленко: И все, больше ничего?

Дмитрий Плотников: В основном я сейчас не обучаюсь – в плане отдыхаю после олимпиады, и есть свободное время 24 часа в сутки. Небольшое хобби – я решил-таки отоспаться. Гуляю в основном с друзами.

Оксана Галькевич: К этому эфиру мы попросили составить нам графику по регионам Российской Федерации, которые, так или иначе, богаты талантами. Давайте посмотрим рейтинг регионов по числу победителей Всероссийской олимпиады школьников. 2016 год – это самая свежая информация, которую нам удалось найти (за 2017 год, понятно, ее еще нет). Регионы с населением больше 3 млн человек – это в основном Москва, ребята из Петербурга, из Республики Татарстан, Челябинская область, Нижегородская область. Из регионов поменьше, где меньше 3 млн человек, достаточно заметно в подготовке талантов проявляют себя Республика Мордовия, Кировская область, Удмуртия, Чувашия и Вологодская область. Вся эта информация из открытых источников.

Давайте почитаем сообщения на нашем портале. Нам пишут о том, что неординарного ребенка нужно брать и вести уже чуть ли не с детского сада. Как вы считаете, в каком возрасте нужно вовремя поймать этот талант, увидеть, и с какого класса нужно работать целенаправленно на результат?

Артем Воронов: У меня просто другое, наверное, определение таланта. Оно совпадает, как мне показалось, с Дмитрием. Если человеку что-то интересно, то я его автоматически считаю талантливым. И наша задача, если человеку что-то интересно, дать возможность ему в этом направлении развиваться. И поэтому, если ребенок в первом классе интересуется чем-то, то надо дать возможность ему в этом направлении развиваться. Если он в девятом классе решил заниматься физикой, то надо и эту возможность ему дать.

Оксана Галькевич: Возможность – да. Но смотрите, когда ребенок вдруг внезапно в девятом классе понимает, что физика нравится больше, чем химия и все остальное, из таких ребят, которые достаточно взрослые, скоро школу заканчивают, чемпионы появляются?

Артем Воронов: Да.

Оксана Галькевич: Я к тому, что объем информации, который нужно освоить, какую нужно уметь правильно использовать, он достаточно большой, если смотреть со стороны, тем более что программа уже далеко не школьная, она далеко впереди. Возможно.

Артем Воронов: Она школьная, но там есть некоторые вещи университетского уровня. В основном мы готовим, бывают задачи, выходящие за рамки школьной, но в основном это школьная программа.

Если говорить про то, когда бывают чемпионы – наверное, в 11-м классе уже поздно. Мне кажется, последний дедлайн – если человек в конце 9-го класса, вначале 10-го класса начал заниматься физикой, то у него есть шанс вырасти при упорных занятиях, и войти в число кандидатов сборной в конце 10-го класса по итогам Всероссийской олимпиады, а потом войти в состав сборной. Но это два года активной работы.

Оксана Галькевич: Страна у нас огромная, просторы невероятные, и надо честно признать, есть ребята, которые удалены, и бывает так, что нет хорошего учителя в школе, и человек живет далеко не в областном центре. У вас случались такие ребята, когда он просто брал тем, что сам готовился, оказываете ли вы какую-то дистанционную помощь таким ребятам? Смотрите, какая литература, "Можем выслать тебе задание. Давай, давай, давай", такое бывает? Вспоминаются сами понимаете какие примеры из нашей истории.

Артем Воронов: Вы задали вопрос, на который коротко ответить тяжело. Позволю себе ответить не коротко.

Во-первых, если говорить про национальную сборную, то мы стараемся давать ребятам домашнее задание и вести их в течение всего года, когда они стали кандидатами для того, чтобы у них была возможность независимо от места их расположения – это и какие-то Skype-конференции, и e-mail переписка, для кого-то мы можем отправить своих тренеров, или ребенка пригласить к нам, – мы несколько раз прибегали, с этой сборной вывозили их, используя ресурс центра "Сириус". Там небольшое количество людей всегда можно вывезти в Сочи и потренировать, потому что не у всех есть возможность отключиться от школы, переключиться целиком на физику, и 10 дней подряд поговорить и подумать о физике, порешать задачи, поделать эксперименты. Это если говорить про сборную.

Если говорить про выявление, то мы при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и на базе "Сириус" проводим финал Олимпиады Максвелла. Это всероссийская, по сути, олимпиада, но для седьмых-восьмых классах, потому что зачастую ребята проявляются в раннем возрасте, и мы стараемся с ними потом не терять связь, и юниорскую сборную из них набираем. Это другая олимпиада. В декабре сборная выезжает на международную олимпиаду. И стараемся этих ребят не терять из виду.

Если говорить про широкие массы, то первый звонок – девушка учится в заочной школе МФТИ. Заочная школа существует уже более 50 лет, и это не только у МФТИ, но и у других университетов она тоже есть, а ребята учатся из разных регионов. В принципе, если у вас рядом нет учителя, но вы хотите изучать физику, математику, информатику, то вы можете поступить в заочную школу и учиться дистанционно. Сейчас у нас где-то 17-18 тыс. школьников с 8 по 11 класс учатся в нашей заочной школе.

Юрий Коваленко: В нее как-то поступить надо?

Оксана Галькевич: Расскажите, как попасть.

Артем Воронов: Да, есть вступительные задания. В каждой школе по-разному. Обычно мы в ноябре-декабре размещаем вступительное задание, и дальше ребята его решают, и если они показывают, что они школьный базовый уровень знают хорошо, то мы приглашаем их в заочную школу для того, чтобы решать с ними более углубленные задачи. Зачастую, может быть, у школьного учителя есть квалификация решать задачи, но ему может не хватать времени прорешивать с ребенком. А мы высылаем ему задания, теоретический материал, и ребенок, как правило, изучает теоретический материал, примеры решённых задач, учится решать задачи. Решает их, присылает их на проверку.

Либо по нашим программам может работать кружок, то есть в рамках этих детей у нас примерно 400 кружков по России, которые работают по нашим программам. Каждый класс мы считаем отдельным кружком, в основном по физике, математике. И это движение сейчас активизируется. В связи с 50-летием заочной школы в прошлом году мы проводили такую контрольную "Выходи решать!" совместно с другими университетами, и сейчас это движение в сторону углубленного изучения физики, математики, информатики есть, и в той контрольной участвовало 30 тыс. человек из 50 стран, в основном россияне и в основном школьники.

Оксана Галькевич: Давайте примем еще один звонок.

Юрий Коваленко: У нас на связи Вячеслав из Челябинской области. Это четвертый в рейтинге регионов по числу победителей Всероссийской олимпиады школьников 2016. Здравствуйте, Вячеслав.

- Здравствуйте. Это Снежинск, Челябинская область. Я бы хотел поддержать представителя МФТИ. Заочная школа – это очень мощный инструмент. Мой внук занимался в этой заочной школе, участвовал в олимпиадах, но в олимпиадах МФТИ он победителем не был, но призером был. Он в 2012 году поступил в один из московских вузов, не буду говорить какой, потому что он может обидеться на меня, поступил на физику, занимается теоретической физикой. На третьем курсе он был соавтором учебника для студентов. Институт выпускает на третьем курсе. У него сейчас несколько статей в соавторстве в том числе в американских физических журналов. Буквально несколько дней назад он приехал с физической конференции в Праге. Он сейчас закончил первый год магистратуры.

В принципе, достаточно мощный у нас в России есть механизм – заочная школа Московского физико-технического, система олимпиад. Если там все по-честному делать, то и ребята из провинции могут пробиться.

Оксана Галькевич: Спасибо большое, Вячеслав. В продолжение разговора о заочной школе – с какого класса туда поступают? Я так понимаю, что физика, наверное, с того класса, когда физика начинается.

Артем Воронов: С восьмого класса. Семиклассники поступают в восьмой класс.

Оксана Галькевич: Вы сказали, еще математика, что еще?

Артем Воронов: Информатика. А сейчас мы добавили химию и думаем над биологией.

Оксана Галькевич: Биология уже с пятого класса идет?

Артем Воронов: Нет, мы старшие классы, когда ребенок уже определился. Наша задача ребенку, которому это интересно который хочет поступить в вуз по специальности, дать возможность подготовиться бесплатно, удаленно и качественно. Это основная задача.

Юрий Коваленко: То есть вы фактически позиционируете себя репетиторами?

Оксана Галькевич: А это, кстати, бесплатно? Слово "репетиторы" прозвучало.

Артем Воронов: Конечно, бесплатно.

Оксана Галькевич: Дмитрий, а вам репетиторов нанимали родители, потратили 35 семейных бюджетов?

Дмитрий Плотников: Я ходил в некий вариант школы при МФТИ, которая заочная, но я ходил в вечернюю. То есть это то же самое, только ты приезжаешь вечером в институт, и ездил два раза в неделю.

Оксана Галькевич: Потому что вы в Москве живете, у вас есть такая возможность.

Артем Воронов: Тысяча детей, московских школьников, приезжают раз в неделю к нам в МФТИ, из Москвы и Ближайшего Подмосковья.

Оксана Галькевич: Вы назвали, 17 тыс. человек сейчас учится в этой заочной школе.

Артем Воронов: Да.

Оксана Галькевич: А там количество мест ограничено, чем-то обусловлено, пересматривается год от года, или вы берете всех, кто соответствует определенным критериям, коснулся определенной планки?

Артем Воронов: Обычно так и было. Почему я стал говорить про "Выходи решать!", потому что, проведя эту контрольную, мы, по сути, сделали себе дополнительную рекламу, и сейчас, к сожалению, всех, кого мы хотим взять, у нас не получается, поскольку каждый класс, который учится не в режиме кружка или вечерней школы, а в режиме чисто заочного обучения, он ограничен примерно двумя тысячами детей. То есть методист не может вести класс больше, чем 2 тыс. человек, поскольку она перестает уже их знать по именам и так далее, и там нужно 200 преподавателей, которые будут проверять их тетрадки. Поэтому здесь есть некоторое чисто физиологическое ограничение, поэтому мы имеем ограничение: в восьмом классе 2000 человек, в девятом классе 2000 человек, в десятом 2000 человек, и так далее. Но, тем не менее, это достаточно эффективно. Я сам учился в заочной школе давным-давно. Вы называете провинцию, но я сам из Челябинска родом.

Оксана Галькевич: Сейчас звонили из Челябинска, конечно.

Артем Воронов: Поэтому это не провинция, я настаиваю на этом.

А если говорить про заочную школу, то это может прозвучать наивно, но у нас тот нобелевский лауреат, который закончил МФТИ (Костя Новоселов, их двое), он честно написал в анкете, что он четыре года отучился в заочной школе и поступил в МФТИ, и узнал об МФТИ из ЗФТШ.

Оксана Галькевич: А чего тут стесняться? Этим стоит гордиться.

Артем Воронов: Да. И когда он приезжал, как-то мы беседовали с ним, то он сказал, что заочная школа и олимпиады сильно помогли ему при поступлении в МФТИ и при определении того, что он хочет дальше заниматься наукой. То есть это дети не совсем олимпиадного склада уже, а они больше в область ученых. Олимпиада – это все-таки спорт. За пять часов вы должны лучше всех решить задачи. А ученый – это забег на долгую дистанцию. У вас есть нерешаемая задача и год или два для ее решения, и вы должны ее формализовать, понять, решить.

Оксана Галькевич: Я не знаю, как у физиков, а про математиков говорят, что сила нашей школы в креативности мышления: нестандартные ходы, нестандартные решения, мол, это нас и отличает от всех остальных. А как же вы говорите про спорт? Если это спорт – набрал дыхание и побежал. Какое уж тут?

Артем Воронов: Креативность мышления нужна, но ребята сейчас умеют за пять часов максимально выкладываться. А если вы занимаетесь наукой, то зачастую достижение результата требует кропотливой длительной работы, и у вас должна быть немножко другая установка. И это немножко другой спорт. И наша задача тем олимпиадникам, которые у нас есть, дать эти задачи и сопроводить так, чтобы они правильным образом начали их решать и перешли в другой режим – бега. Потому что вы приходите к установке, а она не работает. Вы приходите на следующий день – она тоже не работает. И так она может месяц, два, три не работать. А потом она начинает работать, и у вас одна статья, другая, третья, четвертая, пятая, и все. Бакалаврский диплом, магистерская диссертация, кандидатская диссертация. Но перед этим у вас очень серьезное испытание, в том числе психологическое, поскольку олимпиадники привыкли к фактору успеха, а здесь у вас он сильно отложенный.

Оксана Галькевич: Понятно. Много каких-то моментов и нюансов, которые надо учитывать во взрослой жизни.

Мария из Москвы, давайте с ней пообщается. Может быть, хочет что-то спросить или рассказать наша телезрительница. Здравствуйте, Мария.

- Здравствуйте. Очень благодарна вам за эту передачу, потому что у меня у самой двое детей экстраординарных способностей, которые закончили школу в 11 лет. Хотела спросить.

У нас большая проблема в законодательстве. И дети до 18 лет, которые занимаются изобретательством, авторские права какие-то имеют, не могут зарегистрировать это, поскольку закон не позволяет. Хотела бы узнать у коллеги, как в МФТИ обстоит дело с регистрацией прав собственности или патентных прав для таких детей?

Артем Воронов: Вопрос сложный, потому что я по возрасту не знаю, которое распределение. У нас в основном поступают ребята, которые ближе к 18. Но принципиально у нас есть соответствующая служба, которая помогает регистрировать и хранить патенты. Но про детей, которые существенно моложе 18, не могу ничего сказать, к сожалению, потому что не специалист в этой области.

Оксана Галькевич: Вы говорите, у вас появляется какой-то класс, коллектив детей, которых вы ведете как методист, или ваши коллеги, может быть, вы знаете, кто на что способен, знаете, у кого какой потенциал, ребенок хорошо справляется, у него есть будущее. И вдруг в какой-то момент – мы все понимаем, подросток – он теряет интерес к предмету, к учебе, который до этого для него составлял всю жизнь. В данной ситуации что вы можете посоветовать родителям или, может быть, самому ребенку? Как в такой ситуации действуете? Что делать? Тут уже ваш совет как педагога.

Артем Воронов: Здесь очень важна роль учителя или роль внимательного родителя. Очень важно не перегреть ребенка. Несмотря на то, что мы очень серьезно загружаем ребят работой, мы стараемся их не перегреть, потому что вы можете так позаниматься олимпиадами со школьником, что он перестанет любить олимпиады по итогам. Он будет уметь решать эти задачи, но не захочет этого делать. И это нельзя делать ни в коем случае. Но наш рецепт такой. Первое – мы стараемся их не перегружать и смотреть на их психологическое состояние. Мы каждый раз придумываем новые туры, чтобы их отобрать. Если мы придумали сложный тур и видим, что они уже выдохлись, то мы можем отменить следующий тур, поменять, потому что наша задача в том, чтобы ребята хотели этим заниматься. Это первое.

Второе. У нас очень много ребят, которые в прошлом победители олимпиады, я сам таким являюсь, и мы все фанатики этого дела, и мы стараемся свою любовь к этому делу передать им. Они чувствуют, что нам не все равно, что для нас это важно, и это действительно так.

Юрий Коваленко: Человек, который любознателен, он всегда стремится к звездам, и так далее. Понятное дело, что все это пока на стадии олимпиад, на стадии поставить планку, побороть ее и пойти дальше. А вы следите за своими студентами, учениками, кем они в будущем становятся, сколько они приносят? Есть ли у вас почетная доска таких студентов?

Артем Воронов: Что значит приносят?

Юрий Коваленко: Я имею в виду, что они дальше делают в своей жизни, чем дальше занимаются, остаются ли в физике или уходят, остаются ли в России или пытаются уехать?

Оксана Галькевич: Как складывается их профессиональная судьба?

Артем Воронов: Все сильно по-разному. Есть часть ребят, которые уезжают, есть часть ребят, которые остаются. Все зависит от, наверное, не от олимпиадности человека, а от того, какие у него изначально установки.

Если говорить о том, занимаются ли они физикой или нет – часть ребят, которые выбирают другие сферы, где требуются соревнования – например, кто-то в банки уходит работать, и там успешно работает… Потому что я спрашивал: "Почему ты работаешь в банке?". Он говорит: "Та же физика, только платят больше". То есть объем, модель финансового рынка для него сильно отличается.

Юрий Коваленко: То есть у них сохраняется соревновательный момент, но теряют они физику?

Артем Воронов: Да. А кто-то уходит в физику по большой любви, становится выдающимся физиком. По-разному бывает. Но мы стараемся дать возможность реализоваться.

Оксана Галькевич: Нам звонит Нижний Новгород. Давайте послушаем Аркадия.

- Здравствуйте. Во-первых, как здорово, что существует такой канал как "ОТР". Это не комплимент, это констатация. А далее по делу.

Вопрос проректору МФТИ. Я думаю, руководство МФТИ очень беспокоит, что более 30% выпускников уже подумывают о том, как уехать за пределы России, где они могут самореализоваться, получить достойную оплату труда и возможность работать.

Почему не издается популярный вид литературы, как было войны, технической, научной, чтобы дети могли развиваться?

Когда наконец решат вопрос о том, чтобы те, кто учился на бюджетных местах, оплатили свое обучение, прежде чем уедут за пределы России? Спасибо.

Оксана Галькевич: Очень много вопросов. Я не знаю, откуда эти данные про 30%.

Юрий Коваленко: По-моему, уже существует практика, когда человек учится, а после этого должен отработать в своем регионе. Это вполне себе реализовавшаяся практика, правда, не во всех сферах.

Артем Воронов: Это делается через целевой набор. Как правило, победители олимпиад поступают на основной бюджетный набор. Мне кажется, вопрос регулирования там и возможность уезда человека – это, наверное, не руководству МФТИ надо отвечать, а скорее всего это могут комментировать только федеральные органы исполнительной власти.

Если говорить про нашу позицию, мы все-таки занимаемся тем сейчас, и это не слова, а реальные дела, что развиваем существенно лабораторную базу. МФТИ известен своими тесными контактами с Академией наук и ведущими научно-технологическими компаниями, в том числе и в области IT, технологий, физики. И это позволяет делать так, чтобы ребята, по сути, получали возможность попробовать себя в конкретном деле, уже обучаясь в бакалавриате и магистратуре. И за счет того, что мы сильно развиваем сеть внутренних лабораторий, мне кажется, что уезд ребят заграницу близок к нулю сейчас, и если кто-то уезжает, то, как правило, это какие-то совместные программы, когда это совместная лаборатория, и от одного профессора человек уезжает на год или два повысить свою квалификацию с тем, чтобы вернуться. Таких ребят много, которые именно по совместной аспирантуре трудятся, но меньше, чем 30%.

Оксана Галькевич: К сожалению, мы не успеем ответить на все вопросы. Еще один вопрос хотелось бы задать Дмитрию. Спрашивают, какую музыку вы слушаете.

Дмитрий Плотников: Я слушаю русский рэп, русский рок.

Оксана Галькевич:Oxxxymiron, да?

Дмитрий Плотников: Да. Смотрел Versus, и любимый исполнитель. Он мало популярен, но он классный.

Оксана Галькевич: Это Петербург интересовался вашими музыкальными предпочтениями.

Спасибо, уважаемые гости. Спасибо Дмитрию Плотникову, золотому медалисту Международной олимпиады по физике.

Юрий Коваленко: У которого вовремя сломался компьютер.

Оксана Галькевич: Да. И спасибо Артему Анатольевичу Воронову, кандидату физико-математических наук, проректору по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ. Спасибо, удачи.

Артем Воронов: Спасибо большое.

Оксана Галькевич: Прекрасных учеников, новых наград, достижений.

Юрий Коваленко: Новых побед.

Как готовят победителей?