Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Анатолий Голод: Средства коммуникации не надо ограничивать, надо улучшать их контроль и качество

18:05, 26 января 2017

Гости

Анатолий Голоддиректор Службы общей информационной безопасности

Оксана Галькевич:Друзья, чтобы вам было проще как-то ориентироваться в новостях и их нумерации, мы должны как-то это визуализировать. Давайте попросим режиссеров вывести на экранчик. Вот, смотрите.

Какая из новостей ложная?

1. Бабушка Меланьи Трамп – русская. 
2. Кота-экстрасенса продали за 5 миллионов рублей. 
3. Сибирские ученые открыли ген депрессии.

Оксана Галькевич:Первая новость… Мы так условно между собой назвали: первая – "трампобабушка", вторая – "кот-экстрасенс", ну и № 3 – это "ученые и депрессия". Вот голосуйте. Вы прослушали только что выпуск новостей. Какая из этих новостей имеет место быть, а какая… Какие на самом деле правдивые, а какая лживая? Лживая одна. Присылайте ваш ответ на SMS-портал: 3443, первые буквы "ОТР".

Собственно, почему мы решили обсудить эту тему и в немножко такой игровой форме подойти к этой беседе? Дело в том, что вступают в силу правила блокировки фальсифицированных, недостоверных, а также незаконных сообщений. Этим будет заниматься Роскомнадзор. И кстати говоря, есть большой международный опыт в этой сфере. Давайте разберемся, зачем нам это нужно, как это будет работать и как это изменит нашу жизнь – в лучшую или в какую-то другую сторону?

Константин Чуриков:У нас в студии – Анатолий Голод, директор Службы общеинформационной безопасности. Здравствуйте, Анатолий

Оксана Галькевич:Здравствуйте.

Анатолий Голод:Добрый день.

Константин Чуриков:Я думаю, тут требуется еще важное уточнение, что речь идет о недостоверных новостях, которые появляются у так называемых новостных агрегаторов. Пожалуйста, поясните, о чем идет речь.

Анатолий Голод:Многие пользователи, когда заходят в интернет либо даже читают статью в журнале или в газете, они доверяют журналисту. Но когда заходят в интернет, то там журналистом может быть каждый, по сути. И кто с каким настроением, какой рукой либо ногой напишет новость – этого каждый пользователь не знает. Но при этом пользователь, как и зритель, может оценить, насколько он доверяет тому либо иному эксперту, тому либо иному журналисту, и сделать вывод, насколько достоверная новость. В интернете, соответственно, много на блогах можно найти и хороших новостей. Часто люди высказывают свое мнение, и это понятно, дискутируют просто. Но иногда бывает, что появляются заголовки, которые точно утверждают, например, что с каким-то известным человеком случилось необычное событие. Хорошо, если…

Оксана Галькевич:И не всегда приятное, да.

Анатолий Голод:Хорошо, когда это позитивное событие. Тогда как бы хорошо – настроить население хорошо, обсудить это все, поднять настой. Бывают как бы неплохие фейковые новости, если стараются поднять настрой населению. Но бывает наоборот. Например, иногда можно встретить сообщение о смерти каких-то известных людей и тому подобное. Тогда это заказывают какие-то структуры, которые рассчитывают ухудшить настрой – и это тогда нехорошо.

При этом можно улучшать настрой. Для этого можно анализировать и существующие новости, и контролировать, чтобы хорошие новости всегда попадали в эфир. И можно, в принципе, иногда творчески инициировать предположение. Тогда так и пишут… Вот когда я пишу какие-то новости, иногда просто предположение, чтобы сделать аналитически, можно написать: "Вполне возможно такие-то версии логически обосновать". Ну а бывает, когда точно известная информация – и тогда такие новости, конечно, имеют максимальную степень достоверности и привлекают аудиторию.

Оксана Галькевич:Вы сказали…

Константин Чуриков:Анатолий…

Оксана Галькевич:Прости, Костя. Вы сказали про блоги. Это ведь совершенно отдельная сфера интернета. Это не новостные агрегаторы, это не средства массовой информации. Хотя там тоже есть нюансы, если большое количество подписчиков.

Анатолий Голод:Дело в том, что в новостные агрегаторы иногда попадают, соответственно, новости из блогов либо из ресурсов релизоприемников и тому подобных. То есть в новостные агрегаторы попадают любые новости.

Оксана Галькевич:Да. Но закон не может обязать блогера, допустим, проверять информацию, как закон обязывает средства массовой информации подтверждать источники, по требованию закона.

Константин Чуриков:Но если у блогера в подписчиках много-много людей, то он должен регистрироваться…

Анатолий Голод:Должна быть социальная ответственность у каждого блогера. То есть каждый человек вообще должен понимать, с какой целью он говорит даже просто своему другу информацию. Говорят обычно, чтобы решить задачи, улучшить настрой, решить проблемы, соответственно. Хотя и творческие версии, если предполагают, нужно всегда стараться направить с пользой. Все зависит от целей и насколько объективно стараться рассматривать ситуацию. Когда говорятся предположения, то так и надо говорить. А если точно знаешь информацию, то можно точно сказать. Если логически обоснованно – логически обосновать. Ну и тому подобное.

Оксана Галькевич:А если нет цели, а есть эмоция? Вот знаете, кто-то что-то написал – и кто-то: "А-а-а! У него случилось такое!" – и бац на свою страничку в Facebook или во "ВКонтакте" где-нибудь!

Анатолий Голод:Ну, к таким новостям…

Оксана Галькевич:А нет цели никакой, но я сопереживаю этому человеку или вот этой ситуации.

Анатолий Голод:Тогда нужно, соответственно, новости какие-то конкретные… Когда речь идет о конкретных событиях, то, конечно, такие новости нужно проверять, соответственно, публиковать и просто дополнять. Если где-то дали неправильную информацию – так надо обеспечить службами, которые дадут правильную информацию. Нужно подумать, как обеспечить как раз поправку, чтобы в случае… Если что, то журналисты сразу поправляют или другие блогеры поправляют. Знакомые – те, кто точно владеют информацией, соответственно, о том либо ином объекте – могут поправить и внести информацию. Нужно улучшить систему поправок, чтобы не в Роскомнадзоре все решали вопросы, а поправлять могут и все блогеры, и все журналисты – тогда обеспечивается реальный контроль и реальный результат.

Константин Чуриков:У меня вопрос к нашим зрителям. Вот интересно, по каким критериям вы определяете вот то, что вам сообщают средства массовой информации, то, о чем вам сообщают крупные интернет-издания, – это правда или нет? Вот какие-то критерии вы для себя определили? Можете нам позвонить: 8-800-222-00-14.

Вот по поводу целесообразности именно этого правила блокировки новостных агрегаторов за некую неправду. Ну, у нас же есть закон о клевете, да? Человек имеет право обратиться с иском о защите чести и достоинства. Не является ли этот закон, вот этот приказ в данном случае каким-то избыточным, что ли? Вы как вы думаете?

Анатолий Голод:Надо всегда проверять, как попала информация в той либо иной новостной агрегатор, к тому либо иному журналисту. Многое зависит от намерений. Как и в любой законодательной практике, многое зависит от намерений и, соответственно, от содержания новостей, и к какому результату это ведет. Если к хорошему результату, то тогда можно пойти навстречу. Если, соответственно, случайно что-то не так поняли – надо поправить, объяснить. Если новостной агрегатор просто случайно взял какую-то новость – так надо им дать нормальную информацию, поправить. А если какой-то новостной агрегатор специально публикует фальсификацию – ну, тогда нужно уже применять меры. Это совершенно разные вещи.

Константин Чуриков:А вот с точки зрения этих новых правил, например, что делать с сообщением, которое, например, в топе самого главного сайта страны (который, в общем, сам по себе не является не СМИ, а это просто сайт, портал, поисковик), и там появляется сообщение, например: "Блогеры сообщают: один известный человек сделал что-то плохое"? То есть вроде бы формально ссылка есть. К кому вопросы здесь – к агрегатору или к блогерам?

Анатолий Голод:Ну, агрегатор публикует новость о блогере, можно сказать. Дальше вопрос к блогеру. Дальше можно дискутировать. Если речь идет о конкретном событии в конкретное время в конкретном месте, то о таких событиях нужно всегда точную информацию давать. А если речь идет о предположениях – ну, тогда предположения у кого угодно могут быть разные. Надо о них дискутировать и находить правильное решение.

Константин Чуриков:И поправьте меня, если я не прав. Если наши российские блогеры, имея в подписчиках в соцсети или где-то еще более скольких-то тысяч человек, они обязаны отвечать за достоверность информации?

Анатолий Голод:Да каждый человек, общаясь хоть с двумя человеками, хоть с миллионом человек, каждый человек должен стараться давать нормальную информацию с нормальными целями.

Константин Чуриков:Это в идеальном мире. Ну, там есть конкретная прямо норма, это все прописано, просто надо уточнить.

Анатолий Голод:Вообще нужно просто определять – с какими целями. Даже если человек своим знакомым даст информацию намеренно плохо, чтобы привести к каким-то плохим последствиям, то хоть два человека у него в подписчиках – и можно, соответственно, разбираться. А если дают информацию с нормальными целями, но случайно что-то нужно поправить, то тогда нужно просто поправить случайные помехи, дать нормальную информацию. Но все зависит от целей. Это не зависит от количества подписчиком. Это зависит от целей, намерений и результата.

Оксана Галькевич:Все равно, вы знаете, здесь сложно разобраться в этих нюансах и правильно их на практике применить и учесть. Потому что, знаете, когда все вносят какие-то коррективы, поправляют информацию, редактируют – тогда энциклопедия превращается в "Википедию". Вот точно так же, знаете, и новость будет изменена в каком-нибудь блоге до неузнаваемости.

Вы знаете, есть момент, который связан с трактовкой. Но прежде чем мы об этом поговорим, мы хотим рассказать телезрителям о том, что, в общем-то, такие довольно масштабные интернет-проекты по борьбе с распространением новостей есть и в других странах мира. Например, один из самых таких масштабных финансирует американский Google. К нему присоединились недавно и социальные сети. В частности, например, Facebook буквально две недели назад анонсировал собственный проект противодействия дезинформации. В структуре администрации Евросоюза уже полтора года действует Европейская служба внешних связей. И цель этой службы заявлена следующим образом: "противодействие так называемой российской пропаганде". Ну, тут уже политические такие цели.

Константин Чуриков:Например, в Чехии выявлением недостоверных новостей с 1 января занимается особое подразделение Министерства внутренних дел – это Центр по борьбе с терроризмом и гибридными угрозами. 15 экспертов ежедневно мониторят СМИ и социальные сети в поисках фальшивых сообщений, которые могут угрожать безопасности страны.

Оксана Галькевич:Скажите, пожалуйста, не обернется ли, так скажем, применение на практике этого правила блокировки неких фальсифицированных новостей, может быть, каким-то аналогом "железного занавеса"? Мы сейчас посмотрели иностранный опыт. На самом деле, может быть, им эта новость просто не нравится, она не совпадает с официальной позицией и трактовкой местных, чешских средств массовой информации. Не будем ли мы… не окажемся ли мы в подобной ситуации? Пока мы сейчас можем изучать все информационное поле – правильно? – делать самостоятельные выводы, какая позиция нам ближе, какое изложение. Да, мы иногда не знаем, ложное или правдивое, но у нас есть выбор.

Анатолий Голод:Лично мое мнение: нужно не ограничивать средства коммуникации, а нужно улучшать средства контроля и качества и стараться больше поддерживать тех и блогеров, и журналистов, и средства массовой информации, которые стараются хорошо давать информацию, объективно, правдиво, с хорошими целями, стараются людей хорошо направить. Нужно просто совершенствовать такую работу. Ограничивать новостные агрегаторы не нужно, но нужно всегда оперативно просто поправлять информацию. Вот этим нужно реально заниматься.

А так люди подискутируют… Так дайте им так информацию, чтобы их хорошо настроить, чтобы дать им нужную информацию, правильную информацию. И еще хорошо настроить в процессе дискуссии, чтобы получить дополнительный эффект для общества. Дискуссия – это хорошо всегда. Поэтому нужно просто совершенствовать работу быстрой корректировки информации в случае чего, нужно совершенствовать подачу хорошей информации, чтобы подавать и в средствах массовой информации информацию по значительным вопросам, но и блогерам давать дополнительные комментарии, дополнительные пояснения.

Оксана Галькевич:Дело в том, что, понимаете, у нас работа такая паршивая – новости в основном нехорошие. Вот правда.

Константин Чуриков:Вернее – наша работа заключается в том, чтобы говорить о проблемах, а не о том, как все хорошо.

Оксана Галькевич:Вот! Спасибо.

Анатолий Голод:Ну, новости… В том-то и дело, что любую проблему можно преподнести с позиции "как решать проблему?". И вообще я всегда формулирую, что упоминание проблемы – это основание для того, чтобы решить проблему, приблизить программу, помогающую решать проблему. И можно это в подтексте, соответственно, в любой беседе… Каждый проявляет какое-то внимание друг к другу, объясняет и старается найти пути решения проблемы.

Например, вы говорили, что на Западе говорят, что "российская пропаганда". Вот я занимался, в том числе в международном интернете, продвижением имиджа России на международной арене. Мои публикации читает аудитория всего мира, журналисты всего мира, тысячи журналистов: Reuters, CNN, NBC, ABC и другие известные…

Константин Чуриков:И другие "би-си".

Анатолий Голод:Да, и BBC в том числе, да. Соответственно, я продвигал имидж России, что Россия улучшит мир, Россия создаст хорошие отношения между всеми странами. И поправлял репутацию России. Приводил конкретные аналитические данные, что можно поправить в международной политике для всех. В том числе поучаствовал в избрании Дональда Трампа президентом США. Я за несколько месяцев до выборов опубликовал…

Оксана Галькевич:Ах, так это было вы! А-а-а!

Анатолий Голод:Ну, вы можете найти…

Константин Чуриков:Вас уже ищут.

Анатолий Голод:Если вы наберете в Google, например, "Дональд Трамп и Анатолий Голод", вы найдете много новостей, соответственно, как мы помогали ему стать президентом. За несколько месяцев опубликовали новость "Кто управляет гражданкой Хиллари Клинтон?" ("Who is managing Mrs. Hillary Clinton?"). И там еще добавили: "Reposting This News You Can Help to Improve The World!" ("Делая репост, вы поможете улучшить мир!").

И там была информация, соответственно, что Хиллари Клинтон, предположительно, вполне возможно… Ну, высказывалась версия, которую я достаточно точно знаю, но на всякий случай лучше сказать "предположительно". Высказывалась версия, что Хиллари Клинтон работает на структуры, которые просто формируют конфликты в мире. Ну, это достаточно очевидно по ее фамилии. Это достаточно очевидно и по ее политике прошлой, и по ее высказываниям в предвыборной кампании. Соответственно, эта новость получила большой отклик в интернете и среди журналистов и повлияла на мнение журналистов во многих штатах, потому что я ее отправил еще во все штаты тысячам журналистов. И это способствовало чуть лучшему освещению Трампа в СМИ в Штатах.

Константин Чуриков:Вы знаете, как постоянно меняется аудитория. Вот те, кто только что включил ОТР, могут не понимать, о чем речь. Мы 15 минут назад провели небольшой эксперимент. Наша коллега Марина Калинина сообщила три новости: одна из них – ложная, другие – правдивые. Первая новость о том, что якобы (думайте сами, решайте сами) бабушка жены Трампа родом из Советского Союза. Вторая новость о том, что якобы есть кот-экстрасенс в Благовещенске, его продали за 5 миллионов рублей. И якобы ученые сибирские выяснили, откуда берется депрессия – оказывается, она передается генетическим путем. И вы можете проголосовать. Какая новость вам кажется неправдивой, ложной? 1, 2, 3 – вот эти цифры, пожалуйста, по SMS: 3443. В начале буквы "ОТР", и далее вот эти цифры.

И еще у нас звонок, там люди на проводе ждут. Владимир из Вологды. Здравствуйте, вы в эфире.

Зритель:Здравствуйте.

Константин Чуриков:Да, пожалуйста, говорите.

Зритель:У меня два вопроса. Первый вопрос: какие критерии оценки достоверности и кто эти критерии выставлять будет? И второй вопрос у меня. У нас, в принципе, все федеральные каналы как бы говорят, что у нас хорошо, кризис пройден. А выйдешь на улицу – как бы люди за коммуналку заплатить не могут, продукты дорожают и так далее. Тогда к федеральным каналам такие же будут критерии?

Константин Чуриков:У меня вопрос к вам, Владимир: все ли федеральные каналы? Вот сейчас вы в эфир какого канала дозвонились?

Зритель:Ну, я ОТР сейчас позвонил.

Константин Чуриков:Ну, вот федеральный канал, да. Спасибо.

Зритель:Нет, вам хочу отдельное спасибо сказать. Давно смотрю. Очень много правды и про людей показываете. Конечно, низкий вам поклон. По остальным каналам, я считаю, что сплошная цензура.

Константин Чуриков:Спасибо. Рады стараться.

Оксана Галькевич:Спасибо. Это было оценочное суждение нашего телезрителя из Вологды Владимира. Он интересовался критериями. Видите, критерии не понятны совсем.

А вы знаете, что вы мне напомнили? Вы сейчас так вот излагали, когда про версии, про Хиллари Клинтон… Я прошу прощения. Мне, конечно, восемнадцать, но я застала учебник по пропаганде на факультете журналистики.

Анатолий Голод:И ваш вопрос?

Оксана Галькевич:Нет. Ну, так просто вот как-то… Методы, что называется. Просто напоминает ваше изложение…

Константин Чуриков:Нет, секундочку. Одно дело – пропаганда, другое дело – все-таки критерии оценки конкретной новости.

Оксана Галькевич:Мы говорим версии и вводим в заблуждение. Ну, очень все интересно вы так излагали – и я прямо вспомнила юность.

Анатолий Голод:А, ну да. Так в том-то и дело, что версиями можно вводить в заблуждение, а можно давать правильную информацию.

Оксана Галькевич:Так версии же можно придумывать.

Константин Чуриков:Секундочку…

Оксана Галькевич:Кто излагает эти версии? Кто эти люди? Кто эти эксперты?

Анатолий Голод:Я свои воззрения излагал как свои воззрения, поэтому мое мнение я имею право опубликовать. Я так и писал: "Вполне возможно, что существуют такие-то данные". Каждый человек имеет право высказывать свое мнение, соответственно.

Ну а пропаганд? Да, надо продвигать имидж своей страны. Да, надо говорить, что страна улучшит ситуацию и в России, и в мире, создаст хорошие отношения между всеми странами, и это хорошо. Более того – хорошая пропаганда нужна, хороший настрой нужен, патриотизм нужен, нужно улучшать настрой населения.

Оксана Галькевич:Нужен настрой, наверное, да?

Анатолий Голод:Да, хороший настрой населению нужен.

Константин Чуриков:А это нужно как? Это нужно сверху запретить что-то, закрыть? Или это нужно снизу?

Оксана Галькевич:Потому что когда ты говоришь и не веришь – ты врешь. Ты должен верить искреннее в то, что ты говоришь. Вот.

Анатолий Голод:Ну вот. Поэтому я и писал те новости, в которые я верю… которые я знаю (точнее так), потому что я предпочитаю верить в то, что знаю.

Оксана Галькевич:А знаете ли вы и понимаете ли то, о чем вы говорите?

Константин Чуриков:Все-таки, мне кажется, мы не до конца ответили на вопрос нашего зрителя. И стоит все-таки напомнить, что есть авторитетные источники информации и неавторитетные.

Анатолий Голод:Ну да, есть источники информации разные. А бывает еще инициируемая информация. Вот я хотел бы привлечь внимание к важному вопросу. Многие обсуждают историю с Эдвардом Сноуденом. Дело в том, что есть достаточно точная информация (о которой можно подискутировать и подробнее), что через Эдварда Сноудена был осуществлен стопроцентный вброс в российские службы. Американскому ЦРУ нужно было просто, чтобы их данные, которые они имели на политиков разных и тому подобное, чтобы их данные совпали в российских службах и в китайских службах – таким образом повышается их авторитетность. В спецслужбах есть методика, что управляют поведением политиков иногда на основании данных, которые содержатся о них в совокупности источников информации. И американцы просто рассчитывали, что когда их данные совпадут с российскими службами и с китайскими службами, то это значительно повысит авторитетность их данных.

И через данные Эдварды Сноудена они формировали и санкции к России, чтобы убедить европейских политиков. Есть программная и информационная работа, через которую в какой-то степени формируются решения. И через данные Эдварды Сноудена в существенной степени американцы формировали в том числе и санкции к России, и отношение на международной арене.

Зная это, можно это все поправить, да, но нужно проинформировать руководство страны, нужно встретиться и обсудить. Я могу привести точные аргументы. Если сейчас есть время, то можно и сейчас прямо, в принципе, обсудить. Соответственно, смысл в том, что вы можете тоже логически подумать. Да, Эдвард Сноуден работал на работе в ЦРУ. Он что, был единственный человек, за которым ЦРУ не наблюдала? И он скачал оттуда больше миллиона файлов…

Константин Чуриков:Извините, Анатолий, вы сейчас сказали ключевое слово – "надо подумать". Нужно внимательно посмотреть, где ты это видишь, о чем это, и подумать, то есть сопоставить некоторые факты.

Анатолий Голод:Да. Иногда какие-то моменты можно просто логически понять. Эдвард Сноуден, работая на работе в ЦРУ, дает информацию, что всех прослушивают. При этом он работает прямо в ЦРУ – и его там не прослушивают? И не заметили, что ли, как он вынес несколько миллионов файлов или больше миллиона файлов?

Константин Чуриков:Вернемся в Россию. Россия, я думаю, больше волнует наших зрителей.

Оксана Галькевич:Действительно.

Константин Чуриков:У нас на связи Игорь из Санкт-Петербурга.

Оксана Галькевич:Из Петербурга, да.

Константин Чуриков:Игорь, здравствуйте.

Зритель:Добрый вечер.

Константин Чуриков:Добрый.

Зритель:Я эти же слова хотел сказать: вернемся в Россию. Вся борьба с недостоверными новостями, на мой взгляд, у нас заканчивается только разговорами, так как наша судебная система несовершенна. И чтобы довести до суда какую-то недостоверную высказанную новость либо рекламу, которая заполонила всю страну недостоверностью… Очень малый процент рекламы соответствует действительности. Грубо говоря, на русском языке: вся реклама – это замануха.

Константин Чуриков:Понятно. Игорь, смотрите, но ведь реклама нас, можно сказать, по-честному предупреждает, что она реклама. Ну, когда она открытая реклама – отбивка: "Реклама". И мы понимаем, что дальше нам могут говорить все что угодно. Но другое дело, когда это происходит вне рекламного блока, в новостях. И вот здесь отличить, как говорится, ложь от правды…

Зритель:Согласен с вами, согласен. Но тем не менее все, что нам подается с новостями либо с той же рекламой серьезных компаний, банков и так далее… Это тоже, так скажем, новость какая-то для народа, если банк публикует то, что он под малый процент дает ипотеку?

Константин Чуриков:Ну, если принес рубль, а через месяц получил миллион, то это для нас, конечно, новость для всех. Просто дальше опять-таки, как мы говорили, надо же подумать.

Оксана Галькевич:Спасибо.

Константин Чуриков:Спасибо большое, Игорь.

Анатолий Голод:Да, новости. Когда вы встречаете новые новости, особенно интересные, то включайте логику, соответственно. И конечно, где-то нужно знать. Если какое-то событие в конкретном месте в конкретное время происходит, то иногда нужно знать точную информацию. Но если вы встречаете аналитические данные, тоже делайте из себя аналитика, анализируйте логически новости. Соответственно, можно тогда лучше узнавать о других, лучше друг с другом общаться, больше обмениваться информацией, лучше друг друга видеть и слышать, и стараться найти хорошее решение, чтобы улучшать общую ситуацию. Но всегда можно дополнительно проанализировать и получить хорошее решение.

Константин Чуриков:А есть какая-то статистика ? И вообще вот эти откровенно неправдивые сообщения в блогах, в интернете, в соцсетях – как они дальше живут? То есть что пользуется большим спросом у пользователей? Ведь все подсчитано же.

Оксана Галькевич:Желтенькое или жареное?

Константин Чуриков:Статистика есть?

Анатолий Голод:Ну да, в интернете любые новости остаются на любое время. Соответственно, это как раз пользователю интернета помогает найти многие версии, многие мнения. Когда я читаю необычную новость, я сразу иду в Google, в "Яндекс" и читаю, какие еще мнения по этому вопросу, на каких ресурсах опубликовано, насколько авторитетные ресурсы. То есть, в принципе, у всех, особенно у пользователей в интернете, есть средства как раз корректировок, контроля. И если пользователи видят новую информацию на более авторитетных источниках, то сразу можно написать: "Общественное телевидение России считает так-то. Первый телеканал считает так-то. НТВ, ТВ Центр, Интерфакс, РИА Новости и так далее считают так-то".

Константин Чуриков:И далее по списку.

Анатолий Голод:И приводить авторитетные мнения дополнительно. И обсуждать, в дискуссии находить правильные мнения, правильные решения. Да, это новости. И телевидение для того и нужно, чтобы проводить время, находить правильные решения, соответственно, и улучшать ситуацию.

Оксана Галькевич:"Страницу с недостоверной информацией нужно красить в желтый цвет!" – Георг из Нижегородской области.

Константин Чуриков:В желтый? А почему не в красный?

Оксана Галькевич:Ну, предлагает. "Желтая пресса" – "желтые новости" какие-то.

Константин Чуриков:Желтый уровень опасности.

Оксана Галькевич:Да. "Врут все! А критерий один – совесть. Но это уже вымирающий вид", – Курская область.

Константин Чуриков:Смотрите, вот ценное сообщение…

Оксана Галькевич:Санкт-Петербург… Прости, пожалуйста. "Анатолий, ну наконец-то! Может, закончится вся эта виртуальная вакханалия бездельников в информационном пространстве! Двумя руками за вас!" – Вера Борисовна из Санкт-Петербурга.

Константин Чуриков:Слушайте… Кстати, а закончится ли эта, как написал наш зритель, "информационная вакханалия", если учесть, что новость берется на каком-нибудь известном сайте, на новостном агрегаторе – и дальше она попадает в соцсети? И дальше возникают, как вы говорите, перепосты – и она множится, множится… Так угонится ли за всеми Роскомнадзор?

Анатолий Голод:Вот в том-то и дело. Я и говорю, что нужно обеспечить общественный, так сказать, контроль, когда каждый пользователь сможет корректировать какую-то информацию. Просто нужно как раз проконтролировать. Если администрации каких-то ресурсов не хотят, когда им указывают на какие-то ошибки, если они не хотят поправлять – вот к этим вопросам нужно больше привлекать внимания. А если поправляют, публикуют разные мнения… Так для этого средства массовой информации и нужны, чтобы публиковать разные мнения, чтобы все могли высказать свою точку зрения. Да, пожалуйста, пусть высказывают. Но пусть те ресурсы, новостные агрегаторы, если где-то что-то нужно поправить, то пусть оперативно поправляют и публикуют достоверную информацию.

Константин Чуриков:Есть такое агентство, его многие называют "ОБС" – "одна бабушка сказала". Вот, кстати, из Москвы, в принципе, любопытная эсэмэска, объясняет зритель: "Просто информация в современном мире всегда должна быть сумасшедшенькой. Потому что настоящая информация про политику и бизнес не всегда сенсационная, поэтому и придумываются какие-то сумасшедшие новости".

Ну, в принципе, да. Ведь если так разобраться: то, что происходит в реальности, оно редко нас способно удивить. А кому-то надо зарабатывать деньги – блогерам, журналистам и так далее.

Оксана Галькевич:Нет, журналист – все-таки это человек профессиональный. Константин, я бы попросила! Зарабатывать деньги нам, естественно, надо, но…

Константин Чуриков:Но… Слушай, профессиональные люди – да. Но бывают люди разные. И СМИ разные, и люди разные.

Оксана Галькевич:Да. По-разному подавая информацию, можно не соврать.

Константин Чуриков:Безусловно.

Оксана Галькевич:Можно просто по-разному подать. Знаете, как одно блюдо: этот этим присыпал, а этот этим присыпал.

Константин Чуриков:А еще есть использование оценочных слов. Ну, уж не будем про коннотацию говорить. Не будем умничать.

Оксана Галькевич:Давай отделим, может быть, зерна от плевел? Пора?

Константин Чуриков:Давай!

Оксана Галькевич:То есть – правду ото лжи, друзья. Итак, в самом начале мы у вас спрашивали: как вы считаете по итогам прослушанного выпуска новостей, какая новость является ложной, а какие две другие правдивые – "трампобабушка", "кот-экстрасенс" и "ученые и депрессия"?

Константин Чуриков:Ну, я вкратце напомню просто, чтобы те, кто только что включил, были в контексте.

Оксана Галькевич:Давай.

Константин Чуриков:Итак, первая новость: "У жены Дональда Трампа русские корни. Журналисты американского издания сообщили, что бабушка Мелании была старший лейтенант Советской Армии, летчик Ольга Орлиф".

Новость № 2: "В Благовещенске кота-экстрасенса продали за 5 миллионов рублей. Необычное животное досталось Дмитрию в наследство от пожилой тетушки. Кот обладает экстрасенсорными способностями".

И новость № 3: "Сибирские ученые выяснили, что депрессия, оказывается, передается генетическим путем, то есть по наследству".

И подводим итоги голосования, если они готовы.

Оксана Галькевич:Может быть, мы все-таки скажем, какая новость оказалась ложной-то?

Константин Чуриков:Говори.

Оксана Галькевич:На самом деле очень многие угадали, друзья. Нет, это не "кот-экстрасенс", а это "трампобабушка" – новость № 1. Нет у него никаких русских корней, у его жены и так далее. Ну, смотрите: 36% наших телезрителей не угадали, а 64%… Вы говорите, что голову…

Константин Чуриков:Наоборот, наоборот!

Оксана Галькевич:А, наоборот?

Константин Чуриков:Наоборот – угадали 36%, а не угадали 64%.

Оксана Галькевич:А, вот так вот!

Константин Чуриков:Вот видишь, как все-таки легко ввести в заблуждение любого из нас.

Оксана Галькевич:Тут в процентах-то тяжело разобраться, а что говорить об информации…

Константин Чуриков:И я не уверен – вот будь я по ту сторону экрана, я бы так сразу разобрался или нет.

Оксана Галькевич:Ну что же, спасибо большое. Давай представим нашего гостя – кто сегодня помогал нам разбираться во всех этих нюансах.

Анатолий Голод:Я бы хотел еще быстренько сказать еще важный вопрос. Вот мы говорили про фейковые технологии, а есть еще очень важный вопрос в мобильной связи. Дело в том, что многие бизнесы, экономика и социальная сфера зависят в том числе от поступления звонков людям. И есть структуры, которые профессионально просто не дают по рекламе поступать звонкам многим предприятиям. И так опускали экономику в России какие-то неизвестные структуры. При этом можно привлечь внимание к вопросу, чтобы и оператор связи, и руководство страны, и Роскомнадзор в том числе уделили внимание контролю и на стороне официальных служб, и на стороне операторов связи, чтобы правильно осуществляли соединение, потому что иногда помехи в структурах проплачивают…

Константин Чуриков:Как все сложно. Как все сложно!

Оксана Галькевич:Анатолий, мне кажется, это несколько другая…

Анатолий Голод:А можно быстро улучшить и экономику, и социальную сферу…

Оксана Галькевич:Да, да, да!

Константин Чуриков:Уважаемые зрители, еще очень важно…

Оксана Галькевич:Будем делать просто жизнь нашу с вами лучше.

Константин Чуриков:Нет, секунду. И еще очень важно – от информации еще нужно иногда отдыхать, вот садиться на "диету" такую информационную. Иначе можно просто с ума сойти.

Оксана Галькевич:Анатолий Голод, директор Службы общеинформационной безопасности, был у нас в гостях. Спасибо, Анатолий. Время истекло.

Анатолий Голод:Да, спасибо за внимание. До свидания.

Оксана Галькевич:До свидания.

Константин Чуриков:Спасибо. До свидания.

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • Павел Поспелов заведующий кафедрой проектирования дорог МАДИ
  • Павел Брызгалов директор по стратегическому развитию ФСК "Лидер"
  • Юрий Эхин эксперт по жилищной политике, член Союза архитекторов России
  • ГОСТИ

  • Антон Гетта координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы
  • ГОСТИ

  • Виктор Николайчик главный тренер мужской сборной Московской области по самбо, заслуженный тренер России
  • ГОСТИ

  • Леонид Кошелев член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов
  • ГОСТИ

  • Александр Мерзлов президент "Ассоциации самых красивых деревень России", доктор экономических наук
  • Михаил Смирнов главный редактор портала "Алкоголь.Ру"
  • Евгений Бучацкий психиатр-нарколог
  • Вадим Дробиз директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя
  • ГОСТИ

  • Александр Элинсон генеральный директор НИПК "Электрон", член Президиума Генерального совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
  • ГОСТИ

  • Марина Тараненко детский писатель
  • Екатерина Гуричева главный редактор издательства "РОСМЭН"
  • ГОСТИ

  • Тамара Касьянова генеральный директор компании "2К Аудит", первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров
  • Дмитрий Востриков директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз"
  • ГОСТИ

  • Елена Воронина вице-председатель общественной организации "Многодетные семьи Ярославской области"
  • Светлана Лягушева председатель общественной палаты Ярославской области по социально-демографической политике, охране материнства и детства
  • Сергей Ивченко директор департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля
  • ГОСТИ

  • Леонид Ольшанский вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат
  • ГОСТИ

  • Леонид Перлов учитель высшей категории, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель"
  • ГОСТИ

  • Любовь Храпылина профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНГХиГС
  • Александр Сафонов проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор
  • Показать еще
    Показать еще
    На Чукотке 20 белых медведей поселились рядом с людьми Село от хищников теперь охраняют специалисты
    4 минуты назад
    Виталий Милонов просит запретить Хэллоуин в школах и детсадах Милонов написал письмо министру Ольге Васильевой
    58 минут назад
    Геннадий Зюганов назвал "посмешищем" участие Собчак в президентских выборах Он считает, что Собчак превратит избирательную кампанию в трагикомедию
    час назад
    В России могут подорожать сигареты Минздрав считает существующий акциз на табак слишком низкой
    час назад
    Минздрав предложил ввести экологический налог на сигареты Концепция была внесена на рассмотрение в правительство РФ
    вчера
    вчера

    Даже население "Дома-2" не будет голосовать за Ксению Собчак, если она станет баллотироваться в президенты

    Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России

    ГОСТИ

  • Антон Гетта координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы
  • ГОСТИ

  • Виктор Николайчик главный тренер мужской сборной Московской области по самбо, заслуженный тренер России
  • ГОСТИ

  • Леонид Кошелев член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов
  • 22 акушера и главврач помогали петербурженке родить четверню В роддоме №17 Санкт-Петербурга четверня родилась впервые за 50 лет
    вчера
    Герб Владимира История создания геральдического символа древнего города
    вчера
    Три укромных уголка Европы Австрийский Зальцбург, португальская Алгарви, французская Корсика
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments