Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Амир Валиев: Система регистрации беспилотных летательных аппаратов нужна. Но у нас она избыточна

18:10, 13 октября 2017

Гости

Амир Валиевтехнический директор и главный конструктор ООО "Птеро", член совета директоров "Аэронет"

Ольга Арсланова: И еще одна новость, на которую мы не могли не обратить внимания. Дроны хотят взять в нашей стране под контроль. Минтранс и участники рынка пока не могут прийти к согласию в вопросе регистрации и постановки на учет беспилотников. Отраслевые ассоциации подвергли критике проект постановления о порядке учета дронов массой до 30 килограммов и заявили, что процедура окажется сложнее регистрации любого транспортного средства в стране. Цена дронов, которые ежегодно ввозятся в страну в количестве от 50 до 70 тысяч штук, в результате может вырасти в рознице до 10%. Ну и, разумеется, забот у владельцев тоже станет намного больше.

Поговорим об этой ситуации и о том, кто же в ней все-таки прав, с нашим гостем. У нас в студии Амир Валиев – технический директор и главный конструктор "Птеро", член совета директоров ассоциации "Аэронет". Здравствуйте.

Амир Валиев: Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Как раз один из противников постановления, насколько мы понимаем.

Амир Валиев: Не совсем противник, потому что есть в нем и положительные моменты. Но большинство пунктов, которые там отмечены, они, конечно, мешают нормальному развитию беспилотников в России.

Юрий Коваленко: А давайте расчертим вот так примерно и посмотрим плюсы и минусы.

Ольга Арсланова: А давайте мы про эти пункты поговорим после сюжета – для того, чтобы объяснить нашим зрителям. Может быть, не все в курсе, для чего дроны используются в нашей стране.

Юрий Коваленко: Да, не все же понимают, что такое дроны.

Ольга Арсланова: Посмотрим сюжет, а потом по всем пунктам пройдемся как раз.

СЮЖЕТ

Юрий Коваленко: Тут вопросов еще больше добавилось после сюжета.

Ольга Арсланова: Иронизируют наши зрители про деньги: "Скоро планеристов, прыжки с тарзанки и воздушных змеев обяжут платить и составлять план полета". Это какой-то небольшой шаг в эту сторону сейчас происходит?

Амир Валиев: Да нет, все, что касается пилотируемой авиации, к этому, конечно же, не относится, потому что она уже регулируется достаточно давно, и большая часть вопросов там разрешена. А если говорить про беспилотные летательные аппараты, то здесь, как ни странно, ситуация, с одной стороны, позволяет сейчас уже летать. А с другой стороны, те проблемы, которые сейчас еще не решены, они связаны больше не с законодательством, а они связаны с тем, как нужно дальше его развивать.

Потому что коллега упомянул, что был принят закон, и перечислил те положения, которые пока не приняты как закон, а являются проектом. Сам же закон – именно Воздушный кодекс – он позволяет развивать дальше все подзаконные акты, чтобы сделать наше воздушное пространство и территорию над Российской Федерацией удобной для использования беспилотников. Причем здесь есть небольшая не ошибка, а неучет: рассматриваются не только коптеры, а еще и беспилотники самолетного типа и разных других типов.

Юрий Коваленко: Я услышал для себя доселе неслыханные вещи – пилот беспилотного летательного аппарата, внешний экипаж.

Амир Валиев: Да, внешний пилот и внешний экипаж.

Юрий Коваленко: Это на грани… точнее, за гранью, если честно.

Амир Валиев: Нет-нет-нет.

Юрий Коваленко: Зачем это настолько усложнять, если это всего-навсего либо приспособление техническое для контроля чего-то, либо это игрушка, либо это, скажем так, летающая видеокамера? Зачем вот эти сложности?

Амир Валиев: Понимаете, в чем дело? Любой летательный аппарат, который поднялся в воздух, является по определению воздушным судном. И это определение идет от ИКАО – от международной организации, в которую входит Россия в том числе. И эти утверждения достаточно корректные и правильные.

Другое дело, что если мы говорим о тех определениях, которые есть, то сначала был разнобой, а сейчас уже это все устаканено и есть четкое определение, что такое беспилотное воздушное судно, что такое внешний экипаж, что такое внешний пилот этого экипажа. И разделена, можно сказать, юридическая ответственность между теми, кто его эксплуатирует, и теми, кому он может нанести ущерб. И дальнейшее развитие Воздушного кодекса как раз и должно состоять из подзаконных актов, которые регулируют те задачи, которые не отрегулированы. Одним из них является, безусловно, регистрация.

Ольга Арсланова: Тогда давайте о главном. Регистрация, чтобы что? Она нужна для чего, если, по сути, это вот где-то там и мало кому мешает?

Амир Валиев: Есть возможность нанести ущерб.

Ольга Арсланова: Например?

Амир Валиев: Ну, если беспилотный летательный аппарат упал кому-то на голову либо на предмет собственности и повредил его, либо нанес ущерб здоровью.

Юрий Коваленко: Я не слышал про такие случаи, а тем более про массовость таких случаев.

Амир Валиев: Массовости таких случаев, безусловно, нет, но такие случаи есть.

Ольга Арсланова: Нет массово дронов.

Амир Валиев: Нет, массовость дронов уже достаточно большая. В моей практике применения ни одного случая ущерба человеку не было, но на один дом мы однажды сели и проломили ему крышу шиферную. Это можно было отнести к ущербу. Мы это урегулировали между собой.

Но ущерб может гораздо больший, и его нужно тогда страховать. Вот чтобы все эти вещи были урегулированы до конца… Как автомобиль. Вы садитесь в автомобиль и едете. У вас есть регистрационный номер, у вас есть водительские права. Если вы, не дай бог, попали в аварию, то эти вопросы уже разрешены, они каким-то образом проходят. Если вы потеряли документы, если у вас угнали автомобиль – все урегулировано, все уже работает и действует.

В данном случае, если мы рассматриваем беспилотные летательные аппараты, то к ним нужно отнести примерно такие же правила, чтобы их было удобно эксплуатировать и, если, не дай бог, кто-то нанес ущерб, чтобы его можно было компенсировать в качестве страховки и так далее. Поэтому должен быть номер регистрационный, чтобы можно было отследить, кто владелец и так далее, и так далее.

Но здесь вносятся предложения о том, чтобы это было излишне урегулировано, потому что люди хотят, чтобы… ну, не люди хотят, а организации государственные хотят слишком много взять под контроль, не анализируя, что на самом деле нужно. Дело в том, что они не всегда во вред специально действуют. Просто нет ресурсов для того, чтобы продумать хорошенько закон. И принимаются положения, которые человек написал, не анализируя ситуацию и не понимая, что это за собой повлечет. Так же, как и первый закон, который запрещал летать всем, начиная от 250 грамм. Здесь картина примерно такая же.

Единственный способ урегулировать это – надо работать сообществу профессиональному вместе с правительством, вместе с теми организациями, которые разрабатывают этот закон. Но не всегда удается найти взаимопонимание, потому что они или спешат, или им поручили быстро все это сделать – ну, как обычно у нас бывает.

Юрий Коваленко: Давайте представим, что те поправки, которые вносятся… Закроем глаза, предположим, что дрон – это автомобиль. То есть я его покупаю, я его регистрирую. Инспектор ГИБДД меня может остановить и спросить на него документы.

Амир Валиев: Да.

Юрий Коваленко: А здесь каким образом? То есть к каждому человеку, у которого в руках будет пульт от дрона, будет подходить сотрудник полиции, требовать документы и, в случае чего, лишать удостоверения управления дроном? Или как? Как наказывать?

Ольга Арсланова: А в случае чего? Извини, Юра, я добавлю. У нас просто некоторые зрители предполагают, что, например, дрон используется для того, чтобы снимать чью-то недвижимость, например, чиновников каких-нибудь. И они будут…

Амир Валиев: Снимать недвижимость чиновников у нас в стране рискуют немногие, но есть такие люди. Суть не в том, что они делают, а суть в том, что если есть действие человека, то оно должно регулироваться юридически. А сейчас это никак не урегулировано.

Единственное, что сейчас можно сказать: люди, которые эксплуатируют беспилотники в коммерческих целях, они могут использовать воздушное пространство корректно. Там есть ряд замечаний, которые не позволяют на самом деле выполнять все требования законодательства Российской Федерации, касающиеся лицензирования, использования радиочастот и так далее. Но на это сейчас в большинстве случаев не то чтобы закрывают глаза, а очерчивают это в некий "зоопарк": за границы если ты не выходишь, то все будет хорошо. И поэтому это сделано для того, чтобы развивался сам бизнес, чтобы в него шли инвестиции, чтобы это привлекало новые рабочие места и так далее. Здесь все хорошо.

В основном споры возникают даже не в отношении беспилотников, которые выполняют реальные коммерческие работы. Их не так много. Основная задача – урегулировать ту стихию, которая… Покупают беспилотники в целях развлечения, полетать. В чем там проблемы? Проблемы в основном делятся на три типа.

Первое – из-за того, что не информированы, не проинструктированы, они могут залететь в закрытое воздушное пространство, например, вблизи аэропортов. Безусловно, этого делать нельзя. Я как человек, закончивший авиационный институт, прекрасно понимаю, какой ущерб может нанести маленький беспилотник, залетевший в двигатель самолета, который заходит на посадку. Это, безусловно, опасно. И нужно об этом информировать людей, воспитывать в них правовую грамотность в этом вопросе. Поэтому любой человек, который приобрел беспилотник, он должен прочитать небольшую заметку или статью, понять, что в ней написано. Там довольно простые положения. Расписаться, что он это понял. И поэтому он имеет право применять беспилотник на свой страх и риск там, где это разрешено.

Юрий Коваленко: Один нюанс. Я почитал по этой теме достаточно много отзывов – и негативных, и позитивных. Люди говорят о том, что: "Ну зачем на режимных объектах вот эта ситуация? Ведь можно поставить радиоглушилки – и сигнал не будет проходить, и дрон просто не пролетит". Но, как говорят люди, за это придется платить государству. А здесь проще запретить человеку использовать дрон, и он за регистрацию этого дрона будет платить из своего кармана. Проще зарабатывать, чем тратить.

Ольга Арсланова: Ну, если нарушитель – человек, то, в общем-то, мне логика государства здесь совершенно понятна.

Амир Валиев: Ну да, логика государства понятна. Я согласен с тем, что платить государству – это эвфемизм. За государство платят все равно граждане Российской Федерации. Но тем не менее, если мы говорим про то, что нужно наказывать кого-то или, наоборот, разрешать, то все равно система регистрации нужна как такова. Другое дело, что она избыточна и излишня.

Например, такие задачи. Мы решили подарить маленький дрон, который весит больше 250 грамм, ребенку 10 лет. Вот типичная ситуация. Как ему его эксплуатировать законно? Во многих странах Европы и США уже утверждено, что если ты летаешь в пределах визуальной видимости, без помощи каких-то оптических приборов, то есть просто смотришь глазами, и это не находится в закрытой воздушной зоне, то ты имеешь право применять как обычную игрушку. Там даже выделено некое воздушное пространство разрешенное, где не нужно подавать заявку на использование.

У нас эта работа ведется. Я думаю, что в следующем году этот закон будет принят. Другое дело, что… Я еще раз вернусь к тому, что я говорил. Они должны быть информированы не летать там, где нельзя. И в принципе, все, больше никаких ограничений нет. Максимум, что может случиться у человека – он может в парке уронить довольно тяжелый мультикоптер на человека, на ребенка, не дай бог. Поэтому здесь должны быть просто правовые последствия: либо он должен его застраховать изначально, либо он должен нести ответственность. А чтобы нести ответственность, на мультикоптере, на дроне или на беспилотнике должен быть нанесен номер, чтобы можно было отследить это. Все, в принципе, сводится только к этим положениям.

Юрий Коваленко: Но здесь есть еще и подводные камни, наверное, потому что говорят о том, что процедура будет настолько сложна, что сложнее, чем автомобиль поставить на учет.

Ольга Арсланова: Да, в чем сложность?

Амир Валиев: Я представляю ассоциацию эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, которая сейчас называется "Аэронет". Как только вышел закон, который, собственно говоря, принимался с нашим участием, мы тут же внесли предложения и разработали программу. Если зайти на сайт aeronet.ru, там есть раздел, куда можно нажать кнопочку, зайти и зарегистрировать свой беспилотник. В целях экспериментальных мы это сделали.

Там все просто. Заносятся паспортные данные, естественно, с подтверждением… У нас есть закон о защите персональных данных – раз. Второе – туда вносятся данные о беспилотнике: где ты его приобрел, его номер серийный. И в принципе, все. Ну, контактные адреса, то есть адрес человека, телефон его, электронная почта. Этого достаточно, чтобы можно было отследить, кто владелец.

Здесь же говорится о том, что фактически действия по регистрации сводятся к тому, что это, во-первых, невозможно выполнить человеку, который младше 18 лет, либо для него. Во-вторых, вносятся такие задачи, например, чтобы на нем была RFID-метка. RFID-метка читается с расстояния 1–2 метра, ну, 5 метров, хорошо. А если беспилотник улетел на 20 метров, то кто его найдет с высоты 20 метров? Это просто бесполезное действие, увеличивающее стоимость этой регистрации.

Ну и третье – там предлагается ввести электронную подпись. Сейчас электронная подпись есть не у всех юридических-то лиц, не говоря уже о частных лицах. И получается, что тому же ребенку или его родителям нужно специально для того, чтобы эксплуатировать игрушку стоимостью 10 тысяч рублей, регистрировать за 3 с чем-то тысячи рублей электронную подпись и соблюдать все ее требования. А алгоритм там достаточно непростой.

Ольга Арсланова: Давайте к вопросам зрителей перейдем. У нас на связи Сергей из Мурманска. Здравствуйте. Сергей, вы в эфире.

Зритель: Да-да, хорошо.

Ольга Арсланова: Говорите.

Зритель: Здравствуйте. Очень приятно. С удовольствием слушаю программу. Простой вопрос. Может ли террорист использовать дрон? Законодательство как на это смотрит?

Юрий Коваленко: Поясните.

Зритель: Дрон в террористических актах. Что вы будете делать?

Ольга Арсланова: Законодательство, вероятно, не разрешает террористические акты.

Юрий Коваленко: Ну, это будет одной из строчек закона.

Зритель: У меня дрон, и я его могу использовать в террористическом акте.

Ольга Арсланова: Вот! Вопрос: может ли дрон быть использован с такой целью технически?

Амир Валиев: Может быть использован с такой целью технически. И сейчас ничто этому не препятствует, кроме противодействия, что вы сказали, есть глушилки. И во многих государственных органах, когда происходят какие-то события, закрывают GPS-поле, которое не позволяет летать, либо вносят радиопомехи, которые не позволяют просто управлять им.

Но я могу сказать так: на этот аргумент есть ответ другой. Есть ружья зарегистрированные, и до сих пор их применяют в противоправных целях. Можно взять обычный нож кухонный и тоже нанести вред человеку. Можно автомобилем наехать на человека. Это сложное техническое устройство, которое может нанести ущерб. Беспилотник – точно так же. И регулировать эти действия надо точно так же, как регулируются все ущербы, связанные с использованием сложных технических средств: регистрация и страхование. Других методов нет

Юрий Коваленко: А как быть со вторичным рынком дронов? Потому что очень часто на любых площадках, допустим: "Продам дрон". Попользовался человек – ему не понравилось. То есть получается, что этому человеку надо будет идти, снимать его с учета и регистрации…

Ольга Арсланова: Как с машиной, вероятно.

Юрий Коваленко: А тому ставить. То есть опять дополнительно цена дрона вырастает. Даже не цена дрона, а обслуживание его уже в равную стоимость получается.

Амир Валиев: Я согласен. Но когда автомобиль перерегистрируется, люди же подписывают документы, идут и регистрируют. Здесь, если мы говорим о том порядке учета, который предлагается ассоциацией, люди по почте, находясь в разных городах, могут отправить беспилотник – тот, кто продал, тому, кто купил. Зайти на сайт и в своей регистрационной записи отметить: "Продал такому-то человеку". А тот в установленный законом срок может написать, что он его получил и зарегистрировал, занеся те же данные, которые заносят, когда приобретают, также через Интернет, никуда не двигаясь.

Ольга Арсланова: Вопрос от зрителя: "В День города на площади Ленина снимали толпу с дрона – получили штраф. За что? Самолеты вроде бы там не летают". Это Новосибирская область.

Амир Валиев: Правильно получили штраф, потому что по закону "Об использовании воздушного пространства" нужно зарегистрировать полет, подать заявку за пять дней.

Ольга Арсланова: Зритель, который представляется сотрудником ФСИН: "Теперь бросают не из-за забора, а подлетают и сбрасывают с высоты 50 метров". Что именно сбрасывают – не понимаю. Вероятно, нечто противозаконное. То есть это к тому же вопросу о противозаконном использовании дронов. Регистрация здесь может как-то помочь?

Амир Валиев: Не может помочь здесь регистрация. Она может помочь, в случае если человек зарегистрировал, нанес номер, и кто-то обнаружил этот номер (допустим, уронили беспилотник) и отследил по нему. Но я думаю, что злоумышленник, даже если на нем нанесен номер, он все равно его сотрет и отправит его, чтобы его не смогли найти.

Опять апеллируя к действиям про ружья, про ножи, про автомобили – нанесение ущерба. Поэтому способ борьбы с этим один – нужно технически противодействовать. Техническое противодействие достаточно простое – создать условия, когда им невозможно управлять либо он не может получать координаты по GPS.

Ольга Арсланова: Валерий из Московской области с нами на связи. Добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Слушаем.

Зритель: Вопрос такой я задаю. Примерно над моим садовым участком летает квадрокоптер – я его возьму и из ружья или из пневматического собью.

Ольга Арсланова: Зачем?

Зритель: А я не хочу, чтобы он меня фотографировал.

Юрий Коваленко: Но ведь небо-то не ваше.

Зритель: Может, это враги России. Может, завистники какие-то.

Ольга Арсланова: Вопрос: что будет вам? Или что?

Зритель: Потому что смотрите, какая система получается. Сейчас наступает осень, с дачных участков уезжают люди. И смотрите, какая ситуация получается. Запускают квадрокоптер, он летает и снимает. И потом приезжают люди кавказской национальности и собирают весь металл, который лежит на участке.

Ольга Арсланова: В общем, вы боитесь налетчиков. Все понятно. Спасибо.

Значит, вопрос первый: имеют ли право снимать мою собственность, меня лично, вообще то, что является моей частной персональной жизнью, с коптера?

Амир Валиев: Здесь опять есть закон о персональных данных и есть закон о невмешательстве в личную жизнь человека. Слушатель привел совершенно справедливый пример. Сейчас нет возможности этому противодействовать, потому что средства радиопротиводействия частным лицам у нас запрещено использовать.

Юрий Коваленко: Но из ружья можно выстрелить?

Амир Валиев: Из ружья выстрелить можно, но это уже правонарушение, потому что он мог повредить чужую собственность, если собственник мультикоптера докажет, что он в него стрелял умышленно. Тут очень много всяких тонкостей. Я больше того скажу: уже были прецеденты, и достаточно немало, когда сбивали из ружья мультикоптеры.

Юрий Коваленко: Нечаянно?

Амир Валиев: Специально.

Ольга Арсланова: Ну, мы не знаем этого наверняка.

Амир Валиев: Да, мы не знаем. Но здесь ситуация какая? Человек, который его применял, понимает, что он, может быть, нарушил личное пространство человека. Я, к сожалению, не совсем ориентируюсь в этом законодательстве и не могу сказать, где есть граница, что можно. Например, у меня есть забор. Я поднялся над забором, я нахожусь на своей территории, но снимаю территорию соседа. Является ли это нарушением или нет? Здесь надо, наверное, проконсультироваться с юристами. Я это обязательно постараюсь сделать, чтобы в дальнейшем знать ответ на этот вопрос. Сейчас сложно ответить.

Но мы опять возвращаемся к тому, что если есть какой-то ущерб, который человек чувствует, он регулируется законодательно. Но эти законы надо довести до конца. Сейчас принят только первый закон, который во главе этой пирамиды. Его надо распространять дальше. И все возникающие случаи так или иначе… Законодательство почему возникает и развивается? Потому что возникают случаи, когда есть нарушение чьих-то прав. Соответственно, если это становится массовым, то тогда возникают требования людей, чтобы что-то было с этим сделано. Соответственно, меняется законодательство с помощью Госдумы, с помощью профессионального сообщества и так далее, и так далее. Это единственный путь. И он, к сожалению, не может быть сделан вот так, по щелчку руки. Это эволюция, и она должна происходить. И другого способа нет.

Ольга Арсланова: Спасибо. Напомню, у нас в гостях был Амир Валиев – технический директор и главный конструктор "Птеро", член совета директоров "Аэронет". Спасибо.

Юрий Коваленко: Спасибо большое.

Амир Валиев: Пожалуйста.

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Иван Ященко руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по математике
  • Павел Самсонов учитель математики, директор школы №86 г. Москвы
  • ГОСТИ

  • Джамиля Кутараева адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы
  • ГОСТИ

  • Алексей Кротов руководитель персональной архитектурной мастерской
  • Юрий Эхин эксперт по жилищной политике, член Союза архитекторов России
  • ГОСТИ

  • Олег Осипов автоэксперт, редактор сайта osipov.pro
  • ГОСТИ

  • Маргарита Русецкая ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор
  • ГОСТИ

  • Павел Салин директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ
  • ГОСТИ

  • Виктор Костромин председатель центрального совета Общероссийской общественной организации "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти"
  • ГОСТИ

  • Юлия Финогенова профессор кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг РЭУ им. Г.В. Плеханова
  • Олег Шибанов профессор Российской экономической школы
  • ГОСТИ

  • Владимир Рабинков руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии (РСТ), директор транспортной компании
  • ГОСТИ

  • Лазарь Бадалов доцент кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Плеханова
  • ГОСТИ

  • Евгений Ицаков доцент РАНХиГС, кандидат экономических наук
  • Петр Бизюков ведущий специалист социально-экономических программ "Центра социально-трудовых прав"
  • ГОСТИ

  • Дмитрий Журавлев генеральный директор Института региональных проблем
  • ГОСТИ

  • Ольга Темерина художник-реставратор, заместитель директора Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря
  • Показать еще
    Показать еще

    ГОСТИ

  • Павел Самсонов учитель математики, директор школы №86 г. Москвы
  • Иван Ященко руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по математике
  • В Пензе обрушилась часть пятиэтажного дома В аварийном здании почти не было жильцов
    24 минуты назад

    ГОСТИ

  • Джамиля Кутараева адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы
  • В Екатеринбурге открыли мемориал жертвам политических репрессий Памятник под названием "Маски скорби" создал Эрнст Неизвестный
    49 минут назад
    В Крыму курортный сбор будут взимать с 1 мая по 30 сентября Окончательно крымский парламент примет закон к 1 декабря
    час назад
    Корабли-призраки 19 ноября у побережья Калифорнии обнаружен остов корабля, который объявили лайнером "Любовь Орлова"
    час назад
    Бюджет России в этом году получил на 19% больше налогов Сборы выросли за счет налогов на прибыль и доходов физлиц
    час назад
    Владимир Савдунин: разведчик, спортсмен, дипкурьер Фильм об участнике легендарной серии матчей московского "Динамо" в Великобритании в 1945 году
    2 часа назад
    В Череповце появятся подержанные московские трамваи Череповецкий "Электротранс" надеется получить 15 вагонов
    2 часа назад

    ГОСТИ

  • Виолетта Комиссарова президент ТПП Калужской области
  • Виолетта Комиссарова: Мы продолжим развивать партизанский маркетинг Президент калужской ТПП - о поддержке малого и среднего предпринимательства
    3 часа назад
    В Тюменской области начнут отстрел волков Около сел и деревень трех районов были замечены несколько стай
    4 часа назад
    Партия Ангелы Меркель не смогла создать правящую коалицию Свободные демократы отказались от блока с правоцентристами и "зелеными"
    4 часа назад
    Жители Ростова-на-Дону вышли на защиту книжного развала Продавцы книг рассказали, что им пригрозили закрытием в городской администрации
    4 часа назад
    РИА Новости: Мать и сестра полковника Захарченко уехали из России В их квартирах нашли более девяти миллиардов рублей
    4 часа назад

    Ключ к успеху музея – это коллекция и правильная ее интерпретация

    Наталья Дементьева заслуженный работник культуры России
    Откроем новый мир инвалидам и пожилым людям! Калужские активисты призывают неравнодушных записывать аудиокниги для тех, у кого нет возможности читать
    5 часов назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments about:blank