Иван Бегтин, Тимур Маршани, Сергей Радько и Артем Кирьянов: Насколько безопасна цифровая экономика?

Гости
Тимур Маршани
адвокат
Сергей Радько
адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия»
Иван Бегтин
председатель Ассоциации участников рынка данных, директор АНО «Инфокультура»

Константин Чуриков: И вот наша следующая тема – говорим о том, как цифровые технологии не просто входят в нашу повседневную жизнь, но и серьезно ее осложняют. Наверное, многим из вас случалось платить за начисленные штрафы, например, в такую организацию, как ГИБДД; наверно, вы имели дело с налоговой неоднократно и потом получали какие-то "веселые" письма; наверное, вы заглядывали (я имею в виду родителей) в электронный дневник, пытались это сделать во всяком случае.

Оксана Галькевич: На самом деле с налоговой мы все имели дело совсем недавно, потому что до 1 декабря, и мы как раз обсуждали эту тему в прямом эфире, нам очень многие жаловались. Также многие имели дело с Росреестром. Вот большой вопрос, уважаемые друзья. У нас государством поставлена задача создать цифровую экономику, но как-то получается, что вот эта вся цифровая реальность входит, кстати сказать, неуверенным шагом в нашу жизнь.

Константин Чуриков: В диссонанс.

Оксана Галькевич: Да, и вносит больше какой-то неразберихи и сумятицы, чем порядка.

Константин Чуриков: Собственно, все написано на экране – "Цифровой ад".

Оксана Галькевич: Будем разбираться.

У нас есть вопрос к нашим телезрителям. Уважаемые друзья, хотим сейчас запустить очередное голосование, очередной опрос. Вот как вы считаете, электронные услуги – это удобно? Присылайте, пожалуйста, ответ на наш SMS-портал…

Константин Чуриков: Госуслуги, государственные услуги.

Оксана Галькевич: Государственные услуги – "да" или "нет". А что такое госуслуги? Это можно заказать паспорт, это можно получить выписку из Росреестра, это можно оформить недвижимость. Это удобно или нет? – ответ "да" или "нет" присылайте на номер 3443, первые буквы "ОТР".

Константин Чуриков: Ну а у нас в студии Иван Бегтин, член Экспертного совета при правительстве, директор АНО "Информационная культура" – Иван, здравствуйте.

Иван Бегтин: Добрый день. 

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Давайте вы сначала попробуете ответить на этот вопрос: насколько, как вам кажется, удобно у нас организованы, безукоризненно работают вот эти портал, вот эти системы государственных услуг?

Оксана Галькевич: Которых, кстати, становится все больше и больше, функционал расширяется.

Иван Бегтин: Я думаю, что очень скоро их будет не просто больше, а они будут некоторым основным способом коммуникации с государством, в отличие от бумажного способа.

Оксана Галькевич: Нам уже страшно становится на этих словах.

Иван Бегтин: Надо быть к этому морально готовыми. Но здесь надо оговориться, конечно, что все очень сильно зависит от того, как это все делается. И вот есть, например, такое набившее оскомину слово "agile", когда говорят "в разработке" – это же не из воздуха возникло. Дело в том, что большая часть государственных систем, к примеру, и крупных компаний – для них разрабатываются так называемые водопадные модели, есть определенные стадии разработки продукта: вначале мы сделаем А, потом B, потом C, не адаптируя постоянно под какие-либо изменения. А вот, к сожалению, при создании госсистем, при создании вообще любой крупной системы их необходимо менять непрерывно.

Константин Чуриков: Совершенствовать.

Иван Бегтин: Совершенствовать можно, но чаще я бы сказал менять. И здесь есть несколько очень важных ограничений, которые нам надо понять.

Первая проблема – проблема с большой буквы – это наши законодатели. Проблема в том, что, предположим, все разработали систему любую, например, госуслуги. Проходит месяц, депутаты принимают новый закон или поправки в какой-то имеющийся закон, закон с поправками. Еще месяц – еще один, еще месяц – еще один. И если мы посмотрим на базовые федеральные законы, которые определяют, например, работу госаппарата, то они, как правило, за год получают 5-6 изменений самых разных. Закон о закупках менялся, по-моему, больше 40 раз; законы о бюджетной системе, законы о тех же госуслугах и о многом другом непрерывно меняются. У нас нет такого, чтобы вот приняли, четко описали и дальше работает. А теперь представьте, как это соответствует бюджетному процессу. В рамках бюджета деньги заведомо резервируются на создание какой-то системы…

Константин Чуриков: Одной системы.

Иван Бегтин: Одной, нескольких. Они зарезервированы. Система разрабатывается по той самой водопадной модели, и тут в нее начинают падать пачками изменения. И это я еще описываю модель, при которой, предположим, подрядчик хороший, заказчик умный государственный и вообще все понимают, что надо делать, и вот на них просто сыпятся эти изменения. Это не предусмотрено, как правило, в бюджете. Как правило, все российские законопроекты, я бы сказал мягко, лукавые, потому что если вы почитаете финансово-экономическое обоснование любого законопроекта…

Константин Чуриков: Ой, мы регулярно, каждый день заходим на сайт Государственной Думы, мы прямо читаем в подлиннике эти предложения.

Иван Бегтин: Там написано: "Бюджетных изменений не предусмотрено". Это лукавство, это неправда.

Оксана Галькевич: Но смотрите, исходя из этой логики в течение года… Ну вот потрачен бюджет прошлого года, разработана система водопадная, за это время набежали какие-то изменения, а денег, чтобы поправить эту систему, нет. Хорошо, мы копим какие-то замечания хотя бы в течение года, ждем следующего бюджета.

Иван Бегтин: Смотрите, как это устроено на самом деле.

Оксана Галькевич: Но ведь у людей происходит таким образом, что люди, открывая сайт налоговой, видят там автомобиль, который они продали 5 лет назад, видят там квартиру, которой уже давно нет у них в собственности, и что-нибудь еще в таком духе. Не год, не два, а пять-десять.

Иван Бегтин: У этого есть много причин. Одна из причин, которую тоже надо признать – это, конечно, то, что в России до сих пор нет высокопоставленного чиновника, ответственного хотя бы за информатизацию. Потому что в принципе этот человек должен быть в статусе минимум вице-премьера, я бы сказал премьера, но мы не знаем, кто будет премьер, так что вице-премьером должен быть точно.

Константин Чуриков: Министр связи, получается.

Иван Бегтин: У нас министр связи находится в том же статусе, что и министр спорта, министр природных ресурсов…

Оксана Галькевич: Но он такой молодой зато, активный, модный.

Иван Бегтин: Он, может быть, даже и много чего может сделать, я слова плохого сказать не могу, не хочу. Но речь-то о другом – у него статуса нет на то, чтобы реально повлиять на интеграцию систем.

Оксана Галькевич: Форсировать развитие, так скажем.

Иван Бегтин: Ну конечно. Например, банальный пример – до сих пор ФНС испытывает проблемы в интеграции с Пенсионным фондом, потому что Пенсионному фонду никто не указ: нет кого-то, кто может одновременно приказать и тем, и тем интегрироваться к такому-то сроку, а нет – как говорится, на выход. Так не работает, такого нет. И вот это проблема на самом деле и внутри самих отделенных госорганов есть: до сих пор не во всех органах власти есть заместитель руководителя по IT, информационным технологиям. Притом что когда мы говорим про заместителя по IT, это уже прошлый век.

Константин Чуриков: А как сейчас называется?

Оксана Галькевич: А как это должно быть в нынешнем веке?

Иван Бегтин: В нынешнем веке таких людей должно быть два: один называется chiefinformationofficer (CIO), а второй CDO (chiefdataofficer) – человек, занимающийся данными.

Константин Чуриков:SpeakRussian, please, только по-русски.

Я просто хочу коротко напомнить всем нам, что, например, в начале этого года Росреестр не выдержал наплыва желающих получить выписку о праве собственности на недвижимость, и вот только за первые 15 рабочих дней система получила более 1.5 миллионов запросов, и сроки ввода систем пришлось переносить. В мае ГИБДД сообщило, что после вирусной атаки компьютеров МВД в ряде регионов произошел сбой в системе ГИБДД по выдаче водительских удостоверений. Начало года – это у нас электронные дневники. Ну и, конечно, вишня на торте – это то, что у нас происходит с работой налоговой, с учетом машин, которые уже давно в угоне или давно проданы.

Оксана Галькевич: То, что я сказала.

Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем нашего первого зрителя по этой теме – у нас в студии Юрий из Санкт-Петербурга. Юрий, здравствуйте.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте. Слушаем вас – вы довольны системой госуслуг в электронном виде?

Зритель: Я хочу сказать, что я воспользовался первый раз, конечно, госуслугами, и мне что понравилось? Надо было машину поставить на учет, транспортное средство, зарегистрировался, все сделал. Приехал в назначенное время, в течение нескольких минут… Будем так говорить, машину я поставил на госучет в течение 30-35 минут. Все как бы быстро, корректно. Единственная проблема была в том, что у меня был какой-то там, когда фотографию делал машины, на бампере было что-то не то, надо было устранить. Я устранил это за несколько минут, и в течение… Если общее взять, то за 30 минут я получил государственные знаки и документы.

Константин Чуриков: Все хорошо. Замечательно, Юрий, спасибо за ваш отзыв, мы принимаем любые мнения, любые оценки.

Оксана Галькевич: Но вот вы знаете, Тверская область нам, например, пишет: "В нашем районе создали МФЦ, в результате все стало только сложнее и дольше". Я думаю, что такие сообщения мы получаем, потому что зачастую электронная услуга не предполагает, что личного общения становится меньше. Я уж не говорю о том, что если вдруг там какая-то машина числится на балансе или какой-то штраф, приходится с этими бумажками бегать по разным ведомствам и доказывать, что нет, не моя машина, нет, не мой штраф и так далее. Вот почему так? Вот в налоговой той же, понимаете, постоянно возникают ситуации, когда вы звоните, чтобы задать вопрос по ситуации, а вам говорят: "Да-да, видим все в вашем личном кабинете, все прекрасно, но вы зайдите лично".

Иван Бегтин: Ну отчасти это проблема, это эффект масштаба. Потому что, например, в той же Эстонии, где все довольно хорошо цифровизировано, или в Сингапуре, где это сделано еще лучше, одним из критериев успеха был небольшой размер страны, небольшой в первую очередь территориально. То есть там, где можно дойти пешком до каждого избирателя или до каждого гражданина, это начинает работать. В России особенно с середины 1990-х гг., когда начинали работать первые системы, первые базы данных, у нас пошла модель так называемой лоскутной информатизации…

Оксана Галькевич: Так, еще один термин, запишем.

Иван Бегтин: Огромное количество самописных систем, систем, существовавших только в режиме файла в Excel, каких-то списков, реестров, которые вели просто в документах MicrosoftWord, в старых форматах dBase, DBF и гораздо более экзотические истории. После этого еще много попыток в основном неудачных информатизировать разные области государства. Этот портал госуслуг, по-моему, третий или четвертый на моей памяти. Просто сейчас государство наконец-то осознало, что все дозрело. Но когда я до сих пор слышу от многих представителей госорганов: "Мы планируем ввести электронный документооборот в следующем году и уменьшить бумаги", мне хочется спросить: "А чем вы занимались последние 30 лет?" У кого-то есть аргументация в сторону того, что у них не было денег, и иногда она оправдана. У кого-то на самом деле никаких разумных аргументов нет, кроме ограничения, которое на них накладывало законодательство, оно у нас тоже очень архаичное.

Константин Чуриков: Много сообщений, и сейчас мы, кстати, подключим к нашей беседе еще одного собеседника. Но сначала сообщения. Вот Волгоградская область, город Котельниково: "Регистрировал машину через госуслуги, потерял 2 дня, раньше это занимало 2 часа". Дагестан: "Абсолютно бесполезная услуга – налоги с фонаря выставляют, информации корректной не добьешься, а для того чтобы пеня набежала, нужно помучиться. Короче, все афера".

Давайте сейчас поприветствуем Тимура Маршани, адвокат, который у нас сейчас на связи. Тимур Захарович, добрый вечер, спасибо за ожидание.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Тимур Маршани: Здравствуйте, добрый вечер.

Константин Чуриков: Скажите, пожалуйста, что делать людям, которым не те налоги начислены, не за то начислены. Как им в цифровом виде или в аналоговом, своими ногами урегулировать все эти проблемы с органами госвласти?

Тимур Маршани: Налоги в любом случае, любые пени начисляют вне зависимости от того, делается ли это дистанционно либо делается непосредственно налоговым органом люди. Поэтому проверку деятельности конкретного налогоплательщика осуществляет конкретный инспектор. Если это произошло, есть специальная…

Оксана Галькевич: Так, Тимур Захарович?

Константин Чуриков: Возьмите, пожалуйста, телефонную трубку, тогда мы вас услышим уже по телефону, раз у нас сегодня проблемы со Skype тоже в нашей цифровой экономике.

Оксана Галькевич: Только, если можно, телевизор потише, Тимур Захарович.

Константин Чуриков: Можно просто потише сделать телевизор, вы нас слушайте в трубочке. Что делать в том случае, если, например, человек для доступа как раз к этим сайтам, к этим госуслугам в электронном виде нужны документы, а документов нет? Или нужно зарегистрироваться на сайте nalog.ru, а это сложно, нужно идти все равно ногами в налоговую, а документов нет.

Тимур Маршани: Непосредственно обратиться к инспектору, налоговому агенту, конкретно к лицу, которое обслуживает вас в налоговом органе, для того чтобы установить наличие действительно ошибки, которая было произведена в связи с неточным начислением. Ошибка будет в любом случае скорректирована. Но если говорить конкретно о ситуации, которая может сложиться в связи с ошибочно начисленными налогами, пенями или в связи с тем, что, например, адрес налогоплательщика неверно был указан и не предоставлялись сведения либо он не получал сведений относительно начисленного налога или оплаты налога по адресу, где он обычно зарегистрирован, в этом случае он несет ответственность только с момента, когда он действительно не воспользовался своей обязанностью оплатить налог, и пеня, которая ему начисляется, обязательства, которые он как налогоплательщик должен выполнять, исполняются только в той части, в которой будет действительно установлена его ответственность. Но инспектор налоговой, к которому он обращается, должен сделать перерасчет.

Если действительно ошибка совершена и действительно были ошибочно платежи начислены, то обращаться нужно к конкретному лицу, к конкретному органу, которое должно проверить надлежащим образом осуществление платежей и начисленных пени за, скажем, несвоевременную подачу налоговой декларации. В этом случае конкретно, для того чтобы предметно уже этот вопрос обсуждался уже с налоговым инспектором, это можно сделать только в процессе непосредственного контакта с представителем налоговой инспекции. Дистанционно на сегодняшний день настолько не обеспечивается информационное присутствие, технически мы не можем гарантированно обеспечить возможность устранения ошибок, которые с этим возникают. Сделать это невозможно.

Отстоять свои права можно в судебном порядке и в судебном порядке установить, что ошибка была допущена, неправильно были начислены пени и платежи, неправильно была осуществлена, например, регистрация и подача декларации либо какой-то сбой произошел в процессе регистрации на сайте госуслуг, но это одна из особенностей не только некорректной работы, а того, что сейчас система не апробирована, не налажена. Если возникают такие системные ошибки, то в судебном порядке их можно исправить, установив обоснованность и добросовестность налогового плательщика и установив, что он действительно надлежащим образом все обязательства выполнял.

Оксана Галькевич: Тимур Захарович, а вот такой вопрос. В Московской области и в Москве в последнее время многие, как пишут наши коллеги в средствах массовой информации, столкнулись с такой проблемой: люди приходили покупать билет на вокзал или через электронную систему РЖД, обращались за какими-то услугами, и им сообщали в окошко или система в компьютере, что "Ваш паспорт недействителен, такого паспорта нет". Кто-то узнавал о том, что "Ваш паспорт числится в базе УФМС", вам нужно идти туда вопросы задавать; в базе УФМС говорили, что они ничего не знают. Вот в такой ситуации, когда основной наш документ, паспорт уже якобы недействителен, хотя буквально вчера он был в порядке и человек никогда не имел никаких дел, допустим, с ФМС, не является мигрантом, родился в этой стране и от рождения гражданин. Вот в этой ситуации что делать?

Тимур Маршани: Это сугубо технический сбой, за который отвечает орган, организация, предоставляющая услуги. Они ответственные перед лицом, то есть перед потребителем. И в случае, если сбой произошел – а он в любом случае происходит по вине организации, которая данные услуги предоставляет – не ваша в том вина, что вам предоставляют сведения, что у вас паспорт недействителен. Как это паспорт может быть недействительным? – он либо по достижении определенного возраста подлежит замене, либо этот паспорт был выдан в связи с тем, что вы фальсифицировали данные, которые там были изначально изложены.

Константин Чуриков: Или не мы даже, извините, их фальсифицировали, а они там у себя в базах напутали, понимаете? Забыли о том, что есть гражданин Иванов Иван Иванович.

Тимур Маршани: …за технический сбой несет ответственность организация, предоставляющая услуги, поэтому они отвечают перед вами. Но, к сожалению, нет механизма взыскания платежей, ущерба, причиненного потребителю. Требуется очень сложно доказывать свои права и отстаивать свою позицию в случае, если, например, возникают такие проблемы. Это на самом деле непростая ситуация, потому что только в судебном порядке вы должны доказать, что по техническим причинам, которые предоставлены были ненадлежащим образом услуги организацией, которая, например, РЖД или иными организациями, в связи с тем, что электронный билет не смог быть зарегистрирован ввиду, например, технического сбоя, отвечает, безусловно, организация, оказывающая эти услуги. Но сложный процесс доказывания в суде и незначительность сумм, которые в данном случае взыскиваются, многих людей вынуждают отказываться от обращения в суд и в судебном порядке отстаивать свои права.

Константин Чуриков: Спасибо большое. Это был Тимур Маршани, адвокат, который проконсультировал, как вести себя, как бороться за правду.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: Сложно бороться за правду и, наверное, практически невозможно, как мы поняли.

Оксана Галькевич: Но доказать в какой-нибудь паспортно-визовой службе или в миграционной службе, что мой паспорт – это мой паспорт, что он только что был действителен, как? Я же не могу.

Константин Чуриков: Начинают же "футболить" по разным инстанциям: идите… Это в МВД, это туда, это сюда.

Иван Бегтин: Смотрите, это возможно, и в принципе на портале госуслуг, насколько я знаю, постоянно вводится механизм обратной связи, независимой оценки услуг. Это довольно давняя история. Другой вопрос, я бы сказал, проблема гораздо более серьезная – это проблема в том, что сейчас эти электронные услуги являются неким дополнением, расширением. Даже в экспериментальном режиме все равно они не являются некоторым основным потоком, кроме ограниченного количества видов услуг, которые оцифрованы.

Константин Чуриков: Кроме электронного дневника, например, когда ребенок не записывает или он не успевает записать домашнее задание, всем классом не успевают, и без электронного дневника либо через приложение WhatsApp в телефоне, где группа родителей создана, ты ничего никогда не узнаешь.

Иван Бегтин: Если позволите, я не буду ничего про электронный дневник, особенно московский – это немножко непечатно будет уже, не формат эфира.

Константин Чуриков: А, и вы тоже пострадали, да?

Иван Бегтин: Да.

Константин Чуриков: Понятно.

Иван Бегтин: Но если говорить про проблемы, то смотрите, портал госуслуг – это федеральный портал…

Константин Чуриков: Сейчас туда зайдем, кстати.

Иван Бегтин: И особенность его эксплуатации в том, что у него же нет региональных копий. И если, например, возникает проблема с Интернет-каналами, с чем-то еще и это является единственной точкой для оказания этих услуг, с этим могут быть проблемы безусловно. Как это может решаться в будущем, мне, например, до конца непонятно. У нас есть города, у нас есть территории, которые соединены, скажем так, с материковой частью России исключительно одним Интернет-каналом. Даже если они находятся в глубине наших лесов или болот, тем не менее просто у них может быть потеря связи. Если в определенный момент окажется, что других способов получения услуг нет, а там в определенный момент не работает сотовая связь, не работает оптика, какие-то другие каналы, то тут мы столкнемся с некоторой цифровой дискриминацией граждан.

Оксана Галькевич: С катастрофой мы столкнемся. Пишет нам Волгоградская область: "Электронные услуги государственные – это катастрофа". А следом другое сообщение из Петербурга, Ленинградской области: "А ведь все болезни от нервов".

Константин Чуриков: Я сейчас попрошу режиссеров вывести на экран как раз тот самый портал госуслуг, о котором мы очень много говорим. Вот стартовая страница. Во-первых, есть мобильное приложение госуслуги, скачайте – победитель премии Рунета в 2017 году. Например, популярное на портале: "Запишитесь к врачу". Ну давайте попробуем. Так, значит, какие наши действие? "Прикрепитесь к медицинской организации" – раз. "Выберите тип получения услуги" – электронная запись. "Авторизуйтесь на портале"… Я даже не буду нажимать кнопку "Зарегистрироваться", потому что я до сих пор не понимаю, как это сделать (наверное, я из большинства). "Запишитесь к специалисту в электронном виде" – это тоже отдельная история, это просто нужно пройти этот квест. "Получите медицинскую услугу"… Ну ладно, давайте послушаем звонок.

Оксана Галькевич: Звонок из Москвы – Лариса, наша телезрительница. Ну в Москве-то должно быть все получше, чем в Волгограде или где-то еще, как нам жалуются. Лариса, здравствуйте, слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. У меня вот такая ситуация. Я получила уведомление с налоговой о том, что я должна заплатить налог за две квартиры, собственником которых я не являюсь и никогда не являлась. Я, конечно, поехала в 15-ю, потом в 19-ю налоговые инспекции, написала заявление, чтобы с меня сняли этот налог, простояла 3 часа в очереди к окошку, для того чтобы выяснить – может быть, это произошла ошибка, чтобы сразу ее исправить. И сотрудница попросила, чтобы она все-таки в Росреестр, на сайт Росреестра вышла и уточнила. Так она вышла на сайт Росреестра, и я действительно являюсь собственником квартир.

Оксана Галькевич: Так.

Зритель: И вот теперь мне сказали, что я должна теперь 30 дней ждать, что мне придет ответ на мое заявление, и я с ужасом жду вот этого ответа, потому что не дай бог меня заставят государство, чиновники ходить по судам, понимаете, доказывать, что я не верблюд, что я не могу платить за то, чего у меня нет. И потом, вы знаете, в налоговой вообще не берут телефоны, и как общаться теперь? Люди передо мной, старушка стояла, на нее машину повесили, якобы у нее есть машина, тоже в Москве живет, машины никогда не имела.

Оксана Галькевич: Лариса, а налог на самом деле на эти квартиры, мы знаем, что в Москве это вполне себе может быть серьезная сумма.

Зритель: Да, серьезная сумма. Я пенсионерка. Вот представляете…

Оксана Галькевич: Ну сколько там? Выставлен счет на какую сумму?

Зритель: Это… действия мошенников. Там где-то 6 тысяч. Одна половина квартиры собственность, а вторая целая квартира.

Константин Чуриков: 6 тысяч, извините – вон, нам зрители пишут, это для кого-то целая зарплата.

Зритель: Да, а я пенсионерка.

Константин Чуриков: Давайте там сделаем. Лариса, вы оставайтесь на линии, у нас сейчас есть возможность вас соединить с еще одним экспертом…

Оксана Галькевич: Как раз по налогам.

Константин Чуриков: У нас на связи Артем Кирьянов, председатель Исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков. Артем Юрьевич, здравствуйте.

Артем Кирьянов: Да, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Артем Кирьянов: Я вижу, что мы сегодня разговариваем опять о ситуациях со сбоями при передаче данных, и в данном случае, конечно, очень жаль, что человеку пришлось идти в налоговую и вообще, так сказать, заниматься этими вопросами. Но действительно Росреестр даст пояснение в течение 30 дней. Конечно, не надо беспокоиться, потому что если у вас нет собственности на квартиру, то никаких налогов вы платить не должны и ни в какие суды вам не придется идти – это все вопрос такого технического выяснения межведомственного, как получилось так, что в базе Росреестра оказались совершенно другие данные, не соответствующие действительности.

Константин Чуриков: Артем Юрьевич, правда, действительно. Но у нас же понимаете как? У нас такая "раскоммуникация" в целом в стране, в разных, как говорится, башнях разных министерств и ведомств, что может статься так, что все равно нашей зрительнице Ларисе будут и дальше начислять, и действительно и повестку из суда не дай бог пришлют, потому что без ее личного участия ничего не выяснится.

Артем Кирьянов: Вы знаете, на мой взгляд, она уже в достаточной степени поучаствовала, потому что она действительно пошла в налоговую в такой достаточно сложный пиковый период, действительно, может быть, там какие-то очереди. Но вот в принципе она могла бы послать заказное письмо с тем же самым заявлением. В принципе, конечно, всем, у кого есть компьютеры или хотя бы смартфоны, рекомендую личный кабинет налогоплательщика, потому что вы и узнаете о том, что у вас какие-то несостыковки, раньше, и соответственно в этом же кабинете пишите, что это не ваше, что то-то и то-то давно продано, например, если у вас были машины или квартиры в собственности, вот копии договоров. Соответственно это все решается.

Оксана Галькевич: Артем Юрьевич, обычно мы видим в личном кабинете в этих электронных носителях, что несостыковки не столько у нас, сколько у ведомств, которые должны по этим вопросам стыковаться.

Артем Кирьянов: Ну конечно. Это данные либо ГИБДД, если это на машину транспортный налог, либо это данные Росреестра, если это касается недвижимости. Но я так скажу. Сегодня страна на самом деле переходит на большую цифру, и вот эти трудности переходного периода очень неприятны. Но по сегодняшним данным (у нас закончилась, что называется, декларационная кампания), уточнения по налогам запросило в зависимости от региона от 1 до 4%. Причем это не связано с тем, что некорректно начислены налоги, а это связано с тем, что люди, например, сомневаются, что это правда. Потому что ведь не забываем, что у нас еще идет пересчет по кадастровому налогу на недвижимость, а там получаются другие цифры, и они каждый год обновляются. То есть у нас до 2020 года будут цифры потихоньку расти.

Оксана Галькевич: До полной ставки, без коэффициентов, да.

Артем Кирьянов: Поэтому, конечно, да.

Константин Чуриков: Артем Юрьевич, и последний вопрос, если позволите. Вот нам пишут из Самарской области, что налоговая впервые не прислала бумажное письмо, и человеку теперь наоборот, надо бегать и выяснять. Скажите, пожалуйста, налоговая обязана нас информировать по месту жительства?

Артем Кирьянов: Налоговая рассылает бумажные письма, точнее она готовит эти письма к рассылке и передает на Почту России только тем, у кого нет личного кабинета. Если у вас есть личный кабинет, то вам и не должны были его прислать.

Константин Чуриков: Нет, минуточку, секунду.

Оксана Галькевич: Нет, ну а если человек выбрал другой способ оповещения, ведь это же была целая кампания: "Выберите вариант".

Артем Кирьянов: Если он выбрал, тогда да. Если у вас есть личный кабинет и вы там поставили пункт, что вам надо еще и письма, то тогда да. Но вот что важно. Получили вы оповещение, не получили, все равно вы обязаны заплатить были до 1 декабря. Поэтому здесь нельзя расслабляться и думать, что если не получили уведомление, то, собственно, ничего делать не надо. Конечно, надо идти уже и, так сказать, получать свой расчет по налогам.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо. Это с нами был Артем Юрьевич Кирьянов, председатель Исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков.

Иван, вы знаете, я вот не уходя далеко от вопроса стыковки хочу задать вам вопрос. Смотрите, мы помним кампании целые, мы даже в прямом эфире, по-моему, приветствовали сайт Росреестра, у нас был человек, который говорил: "Вот, друзья, поздравьте нас, большая работа проделана, наш сайт Росреестра, теперь вы можете вот это, вот это, вот это…"

Константин Чуриков: Сейчас зайду на него тоже, посмотрю.

Оксана Галькевич: Налоговая служба тоже говорит: "Посмотрите, у нас прекрасный кабинет", целая кампания была "Выберите вариант оповещения, как вы будете их получать – в электронном виде в личном кабинете или все-таки по-прежнему, по старинке в почтовом конверте" и так далее. Все службы так или иначе свои вот эти цифровые домики обустраивают. Теперь вопрос: когда они начнут стыковаться, вот эти вот космические корабли государственного значения? Когда они между собой начнут взаимодействовать? Как-то вы это называли "лоскутная информатизация" – тоже должен быть какой-то термин.

Иван Бегтин: Они взаимодействуют уже сейчас в той или иной форме.

Оксана Галькевич: То есть, понимаете, это же все разные бюджеты. Из бюджета Российской Федерации выделяются деньги на создание сайта Росреестра, на создание вот этой цифровой базы, налоговой службе и так далее. Когда вот пойдет работа?

Константин Чуриков: Эти роботы подружатся?

Оксана Галькевич: Когда вот эти вот ячеички?

Иван Бегтин: Они уже взаимодействуют: есть система СМЭВ, которую, собственно, эксплуатирует Минсвязи, есть другие способы интеграции система-система. Я не буду говорить, что они работают хорошо; много проблем особенно с интеграцией в качестве данных в региональных системах. Относительно Росреестра, если сказать коротко, я, конечно, могу только сожалеть, что в России нет традиции харакири у высокопоставленных чиновников, которые за это отвечали, и этим бы ограничился. Здесь обсуждать просто нечего.

Оксана Галькевич: Настолько неважно, так скажем, это сделано, да? Не идеально.

Иван Бегтин: Настолько, что это не хочется даже обсуждать.

Константин Чуриков: Я сейчас попрошу режиссеров на секунду показать мой компьютер, сайт Росреестра. Хочу обратить внимание, что у нас очень высокоскоростная связь, но вот эту страничку я открывал довольно долго. Значит, "Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки" – сейчас самое интересное, да. Например, "Необходимые документы" – казалось бы, что может быть проще. Вот я хочу сюда кликнуть, я сюда не могу кликнуть. Я могу в принципе узнать больше об этой системе, но мне это сегодня не нужно. То есть я могу много чего узнать, но сделать с этим я ничего не могу. Я не понимаю этого сайта.

Скажите, пожалуйста, вот люди разного возраста… Я уже такой, не в возрасте, конечно, но мне 38-й годик пошел.

Оксана Галькевич: Молодой-молодой, врет.

Константин Чуриков: Молодой, но вот мозг не очень соображает.

Оксана Галькевич: Не цифровой просто у него мозг.

Константин Чуриков: Скажите, пожалуйста, эти сайты как-то делать вообще рабочими, понятными для широких слоев населения? Они же делаются не для роботов.

Иван Бегтин: Давайте поставим, может быть, ключевой вопрос: а должны ли быть у каждого ведомства отдельные сайты? Например, Правительство Москвы буквально несколько месяцев назад завершило перевод всех порталов московских на единый сайт mos.ru. Почему это возможно? Потому что, наверное, московская мэрия управляет подчиненными ей департаментами. Наверное, чего-то не хватает федеральному правительству, если оно не может превратить сайт gov.ru, который, я бы сказал, уже много десятилетий является позором Рунета. У нас нет премии "Позор Рунета", вот www.gov.ru – это позор Рунета. И превратить его в аналог, например, того же британского gov.uk, в котором все департаменты Великобритании федеральные объединены и там через него оказываются услуги, является базой знаний.

То, о чем говорите вы непосредственно, называется цифровой грамотностью. Безусловно, то, что сейчас наше государство выбрало стратегию на то, что все будет оказываться в цифровом виде. Но, во-первых, раз нас всех приучают быть ответственными налогоплательщиками, давайте включим это в школьную программу, давайте наконец-то дети будут сдавать декларацию начиная условно с 9-го класса.

Константин Чуриков: Нет, секундочку, здесь не я неграмотный – я хочу кликнуть и узнать необходимые документы, а у меня нет такой возможности, понимаете?

Оксана Галькевич: Как это, юзабилити? Как это называется?

Иван Бегтин: Это называется юзабилити, да.

Константин Чуриков: То есть моя-то юзабилити достаточно высокая, понимаете, а вот у них там какой-то, так сказать, сдвиг.

Иван Бегтин: А у нас нет практики того, чтобы государственные сайты проходили обязательный аудит юзабилити.

Константин Чуриков: Они же должны быть удобными.

Оксана Галькевич: А почему?

Константин Чуриков: Вот я кликаю "Необходимые документы", а ничего нет, ничего не работает.

Иван Бегтин: Нет, почему они должны существовать. Вопрос в чем – почему услуги Росреестра отделены, например, от портала госуслуг? Почему налоговики выделили все в отдельные налоговые кабинеты?

Оксана Галькевич: Ну, наверное, вы знаете, какое-то объяснение этому, я так подозреваю, существует. Может быть, бюджеты как-то так удобнее выделять на это.

Иван Бегтин: Оно есть, это действительно, такие ограничения есть во всем мире. Это решается только одним способом – должен быть человек, опять же, если говорить про модель российскую, это в ранге вице-премьера, который должен отвечать за всю эту информатизацию, желательно головой.

Оксана Галькевич: Хорошо. А понимание такое есть, так скажем?

Иван Бегтин: А это, я думаю, я знаю не больше, чем вы.

Оксана Галькевич: Вы не знаете, хорошо.

Звоночек – Дмитрий у нас. Откуда?

Константин Чуриков: Краснодар, Кубань, юг. Дмитрий, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Что интересного на Кубани?

Зритель: Алло, здравствуйте, приветствую телезрителей. Я хотел бы просто сказать, что я не понимаю, почему вы, во-первых, мешаете вместе бардак в государственных органах и собственно госуслуги. То есть если хоть что-то в электронных госуслугах работает, это уже хорошо. Мы, видимо, забыли, какие очереди были в налоговую, чтобы попасть и какой-то вопрос решить, или еще что-то. Я вот, например, могу привести несколько примеров. Я через налоговую 3-НДФЛ подал, не выходя из дома, получил вычет на квартиру, на медицинские услуги…

Константин Чуриков: Не выходя из дома?

Зритель: Не выходя из дома абсолютно, потому что там есть механизм электронной подписи, можно прямо на сайте у них в личном кабинете получить.

Константин Чуриков: Дмитрий, извините, сколько вам лет?

Зритель: Мне 37.

Константин Чуриков: 37, ровесник более грамотный.

Оксана Галькевич: Съел?

Зритель: Потом я могу еще привести пример из ЖКХ. Да, большая часть его не работает, но хотя бы там можно без комиссии заплатить коммунальные услуги.

Константин Чуриков: Дмитрий, извините, а на сайт Росреестра вы заходили? Вот я сейчас как раз в пример приводил этот замечательный сайт.

Зритель: Я заходил на сайт Росреестра, да. Если честно, конечно, да, сайт ужасный, но по крайней мере мне те данные, которые мне нужны были по своему объекту, сколько кадастровая стоимость, я нашел.

Оксана Галькевич: Ну и отлично, замечательно.

Константин Чуриков: Ну слава богу, хоть кому-то повезло. Спасибо, Дмитрий.

Оксана Галькевич: Иван, а вот скажите. Вы сказали, что не обязаны государственные вот эти порталы проходить, как вы сказали, аудит на юзабилити?

Иван Бегтин: Удобство, юзабилити, да.

Оксана Галькевич: А почему? Ведь это очень важно. И я объясню почему: потому что речь идет не о покупке в Интернет-магазине, не о каком-то там развлечении – какая-то такая, знаете, легкая история – а речь идет о том, что надо найти важные документы, получить нужную услугу в поликлинике или выписку какую-то. Здесь-то как раз вот эта юзабилити важна очень. А что такое? Бюджеты позволяют, мне кажется, судя по цифрам, выделяемым на вот эти сайты отделенных служб. Или нет?

Иван Бегтин: Безусловно, бюджеты позволяют. Безусловно, это стоит не так дорого. Безусловно, кроме юзабилити там еще довольно много всего – это начинается с аудита процессов, которые проходят внутри органа власти, с изменений, с описаний, с того, чтобы… Они должны так же меняться в соответствии уже с цифровой моделью, а они очень часто не меняются. Это автоматизация внутреннего хаоса превращается в автоматизированный хаос, ничего хорошего из этого не происходит. Многие из госуслуг, которые оказываются, на самом деле либо не должны существовать просто как явление, если менять систему госуправления, либо должны очень сильно поменять свою форму. То, что вам кажется некоторой экзотикой в том, что вы должны заполнить определенные формы, прикладывать документы, которые зачем прикладывать, если они где-то там уже есть – это все на самом деле ненормально.

Константин Чуриков: А кажется ли нам экзотикой, что сегодня в XXI веке далеко не везде в России есть Интернет – об этом, кстати, миллион сообщений, но я утрирую, думаю, тысяча с лишним наберется точно. Вот нам пишет Андрей Панчуковский, наш зритель из Алтайского края, город Горняк. Как вы думаете, где он сейчас сидит, чтобы нам написать? Он пишет, что сидит на крыше: "Вот когда у нас будет нормальный Интернет, чтобы мне не приходилось на крыше сидеть, чтобы вам нормально написать?"

Иван Бегтин: С нормальным Интернетом я думаю, что все-таки постоянно будет лучше. Сейчас Интернетом охвачены действительно еще не все россияне, но у всех почти есть, у 97-98% есть сотовые телефоны, у большинства уже есть смартфоны (уже больше, по-моему, 50%, даже 70% по России). Поэтому рано или поздно он будет у всех.

Проблема в другом. Люди будут в Интернете. Если они не будут знать, как, собственно, устроена цифровая грамотность, как обеспечивать безопасность передачи данных, как работать с теми же сервисами вроде госуслуг, и даже в этом случае на самом деле останется большой пласт граждан, которым комфортнее звонить, не писать электронные письма, не переписываться через какие-нибудь мессенджеры, через то же мобильное приложение госуслуг (рано или поздно они сделают обращение в режиме мессенджера), но для них будет комфортнее звонить, приходить, личное общение.

Константин Чуриков: Есть некоторые госуслуги, когда мы исключительно звоним – например, 102, телефон полиции. Мы все-таки вряд ли заходим на сайт и обращаемся с просьбой выслать наряд.

Оксана Галькевич: По мобильному приложению почему нет? Можно такое тоже сделать. Не знаю, есть такая штука или нет.

Иван Бегтин: К сожалению, в МВД ситуация гораздо хуже, ГИБДД самая, скажем так, публично хорошо, качественно представленная часть МВД, и при всех проблемах, которые есть, они несопоставимы с регистрацией преступлений, которые до сих пор на уровне министерства тормозится, с тем, чтобы вы получали оперативную информацию о том, как это происходит. Есть отдельно системы, которые разрабатывает Генеральная прокуратура, называется…, но вот уже много лет она внедряется, но внедряется она тяжело не по той причине, что это сложно внедрить, а по той причине, что МВД сопротивляется.

Константин Чуриков: Давайте поздравим нашего зрителя Михаила Серебрякова (регион не указан) – он пишет, что сегодня узнал, что у нас, оказывается, два ИНН, вот так. У всех один, а у него два сразу.

Оксана Галькевич: Нам, кстати говоря, когда мы говорили о налогах какое-то время назад, говорили, что это в принципе рядовая история: надо один ИНН закрыть, а другой оставить.

Ирина из Москвы, давайте ее послушаем. Ирина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я хочу вам… Вы все время говорить о том, что интерфейс бестолковый, программы глючат, сайты падают. Причина-то в чем? Причина в том, как именно эти программы создаются. Вот я это знаю, имела к этому небольшое отношение.

Константин Чуриков: А вот расскажите нам.

Зритель: Создается специальная фирма под написание программы для какой-то компании. Это сын чиновника, зять чиновника во главе. Они нанимают программиста. Программист неделю пишет программу, потом ему не платят, он уходит, нанимают нового, и так на коленках сто программистов пишут эту программу, а потом она обваливается, а потом сайты не работают. Когда я смотрю, как люди жалуются, мне смешно, потому что я видела, как это делается и как людям не платили деньги, программистам, как они уходили и приходили новые, а те руководители катались на лыжах, извините, в Куршевеле. А вы хотите, чтобы, извините, электронные госуслуги работали. Вот об этом надо говорить.

Оксана Галькевич: Да, спасибо.

Константин Чуриков: Давайте прежде чем сейчас выведем нашего следующего уважаемого эксперта по Skype или по телефону – получается, не будет никакой цифровой экономики, если как-то вот не произойдет в этой человеческо-чиновничьей среде перестройки?

Иван Бегтин: Ну начнем с того, что она потихоньку происходить будет, и если мы почитаем прессу, то мы обнаружим, что в последнее время правоохранительные проверки именно системных интеграторов участились, и часто они вскрывают разного рода подобные как раз нарушения. Поэтому я бы не исключал. Вообще в России есть "добрая" традиция, что с уходом какого-нибудь министра обязательно потом проходит его тотальная проверка, всех его подрядчиков. Поэтому, можно сказать, в будущем правительстве можно ожидать проверок всех тех министров, которые в него не войдут.

Константин Чуриков: То есть то, что называется у вас "underconstruction" – в процессе?

Иван Бегтин: Ну я бы сказал… Это, конечно, мои домыслы, предположения по наблюдениям за прошлые годы, но безусловно с увеличением расходов, и акцентом государства на IT, и вниманием в том числе контролирующих, правоохранительных органов, всех остальных к IT-компаниям резко увеличивается. И на самом деле далеко не всегда происходит именно по той модели, как описано – нет, все-таки есть истории, когда интеграторы могут работать хорошо. Но другой вопрос того, чтобы они опять же работали хорошо – это и смена парадигмы госуправления.

Константин Чуриков: Вот если "пакет Яровой" направить в это, понимаешь, цифровую сторону…

Оксана Галькевич: Эти денежки ты имеешь в виду, не пакет?

Константин Чуриков: Может быть, и это.

Оксана Галькевич: А вы знаете, у меня такой вопрос. Вот вы сказали, что всегда так или иначе 1-4% недовольны тем, как работает сервис, или это кто-то сказал из наших экспертов.

Иван Бегтин: Да-да, это правда.

Оксана Галькевич: Так вот. Смысл в том, что действительно любая система может допускать ошибки, возникают новые потребности. Но если… Это бесконечный процесс, это нормально, это жизнь. Но эти ошибки должны мониториться и исправляться, оперативно исправляться. Почему у людей ощущение, что они не исправляются, а только накапливаются? Может быть, мониторинг недостаточный?

Иван Бегтин: Есть несколько у этого причин. Одна из причин в том, что, опять же, как я уже говорил, устройство бюджетного процесса, разработки системы, разработчики делают ПТЗ, обновляются. Есть история с тем, как происходит обновление систем, у которых есть сотни тысяч пользователей – это в корпоративном-то мире тяжело, а в государственном еще тяжелее. Какой-нибудь портал закупок обновляется чуть ли не каждый день, если посмотреть обновления системы, но он от этого стабильнее не работает. Поэтому частые обновления – это не признак того, что система работает хорошо: как раз каждое это обновление должно тестироваться, проверяться. Это вопрос отчасти качества информатизации в России, это больной вопрос, давний вопрос. Я считаю по-прежнему, что решить его можно только тем образом, когда были бы люди, которые бы за это реально отвечали, а сейчас у нас ответственность коллегиальная, она постоянно размазывается…

Оксана Галькевич: То есть ничья, так скажем, не персональная и никакая ответственность?

Иван Бегтин: Ну конечно, да.

Константин Чуриков: Сейчас мы приглашаем к нашей беседе Сергея Радько, это адвокат, эксперт партии "Автомобильная Россия". Сергей, здравствуйте. Слышите ли вы нас, Сергей?

Оксана Галькевич: Сергей?

Сергей Радько: Да-да, слышу прекрасно.

Константин Чуриков: Добрый вечер. Очень много вопросов, я сейчас уже не найду конкретные сообщения, но нам пишут по поводу этих штрафов ГИБДД: люди платят, штрафы все равно висят. Как объяснить этот цифровой ад и что с этим делать людям?

Сергей Радько: В каждом конкретном случае нужно разбираться предметно. Это может быть как сбой системы в целом, так это может быть и сбой конкретных способов оплаты, которые люди используют. Сейчас мы видим, что у нас буквально на каждом углу стоят терминалы, где написано про оплату налогов, штрафов, ЖКХ и так далее, у нас есть все банковские программы в онлайн-режиме оплаты, поэтому в принципе здесь иногда бывают сбои конкретной системы платежей. То есть в отношении штрафов, например, есть система ГИС ГМП, то есть Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, штрафы висят в ней. Как только банк осуществил платеж штрафа, он обязан эту систему уведомить. Вот разные банки уведомляют разными каналами, разными способами, иногда эта система не получает информацию о штрафе, поэтому он висит.

Иногда бывает ошибка, например… У меня такое даже было, оплачивал в "Сбербанке" штраф, почему-то на платежном документе, на чеке, который мне выдал операционист, стоял номер документа совершенно не тот, то есть который не совпадал с номером постановления. И получилось, что постановление, которое было вынесено, формально по этой системе как оплаченное не отметилось, соответственно, пристав списал деньги с карточки. То есть много таких вот нюансов, которые, к сожалению, пока еще не устранились, и когда они устранятся, неизвестно.

Оксана Галькевич: Сергей, то есть старое правило, мне кажется, еще с советского времени – платежные документы, все квитанции и прочие свидетельства хранить сколько лет?

Константин Чуриков: Вечно.

Оксана Галькевич: Вечно, да, чтобы в случае чего…

Сергей Радько: Нет, я бы так не сказал. Сейчас же, как я уже сказал, есть и онлайн-банки, там можно выписку… всегда посмотреть за любое время. Соответственно, если вы платите через онлайн-банк – а есть ведущие банки, у которых все это работает корректно – то вы всегда можете посмотреть, когда был…

Но я еще раз всем говорю: если мы говорим об оплате именно штрафов ГИБДД, то необходимо смотреть обязательно, чтобы номер постановления, который указан вверху, совпадал с номером документа, который есть в чеке, подтверждающем оплату. То есть если они не совпадают, то по системе может данный штраф не пройти. И вторая проблема, которая бывает: иногда бывает так, что штраф оплачивается не самим нарушителем, а мужем за жену или женой за мужа и так далее.

Константин Чуриков: Кстати, да.

Сергей Радько: Это тоже иногда не проходит по той причине, что по закону штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности.

Константин Чуриков: Извините, а как это? Муж и жена – одна сатана, понимаете, семейные ценности в стране.

Оксана Галькевич: Семейный автомобиль, в конце концов.

Сергей Радько: Нет. Административное законодательство не знает такого понятия, как "муж", "жена" и так далее.

Константин Чуриков: Ах, вот оно что.

Сергей Радько: Оно знает понятие "нарушитель", то есть лицо, которое привлечено к ответственности. Если уплата штрафа пришла с карточки со счета, который открыт совершенно другим лицом, то этот платеж в ряде случаев как уплаченный не засчитывается, и соответственно человек думает, что за него муж или жена заплатила, все хорошо, а на самом деле платеж по базе не значится как оплаченный.

Константин Чуриков: Сергей, и еще, если можно, коротко. Вот ситуация с этими камерами – это тоже ведь электроника, которые якобы фиксируют превышение скорости, которого не было, якобы там перестроение не по правилам…

Оксана Галькевич: А вот докажи, чем докажешь?

Константин Чуриков: А вот здесь как быть?

Сергей Радько: К сожалению, наши судебная система и ГИБДД ушли в глухую оборону, ссылаясь на то, что если камера формально исправна и имеет сертификат, свидетельство о проверке, то все наши доводы о том, что я там не ехал и не превышал, разбиваются вот этим аргументом об исправности камеры. Конечно, в редких случаях, когда она, допустим, приписывает скорость "Газели" 200 километров в час, иногда они постановления такие отменяют, ссылаясь на то, что да, действительно был сбой камеры. Однако если камера приписывает не 100 лишних километров в час, а 30 или 40, то очень трудно доказать, что вы там не ехали, точнее это невозможно.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Сергей, а вот интересно, были ли случаи, когда ГИБДД признавало, что у нас камера была неисправна, это какой-то массовый сбой.

Константин Чуриков: Это риторический вопрос.

Оксана Галькевич: Да, спасибо в любом случае.

Константин Чуриков: Спасибо. Сергей Радько, адвокат…

Оксана Галькевич: …эксперт партии "Автомобильная Россия".

Давай подведем итоги нашего голосования, опроса.

Константин Чуриков: Интересные итоги.

Оксана Галькевич: Уважаемые друзья, мы спрашивали вас, государственные услуги – это удобно, хорошо или нет? Вот смотрите, интересно: 24% говорят, что да, это хорошо, удобно, а "нет" – 76%. Даже не 1-4%. Как прокомментируете? 30 секунд.

Иван Бегтин: Я думаю, что вариантов отказа от электронных услуг, цифровых услуг уже нет, что решение о том, что они будут, принято. Вопрос здесь в позиции государства, во-первых, как изменить процесс информатизации государства так, чтобы все-таки можно было бы оперативно исправлять ошибки, которые возникают…

Оксана Галькевич: Вот.

Иван Бегтин: Да. И что немаловажно, как запустить программу массового обучения граждан, которые не готовы ими пользоваться.

Константин Чуриков: А наш зритель из Санкт-Петербурга пишет: "Ну все понятно, чиновники себя просто обезопасили. Разговаривать сегодня никто не хочет – они ссылаются: "На сайте все написано".

Спасибо. Мы говорили об электронных госуслугах, как они оказываются, и выяснили ваше мнение о качестве этих услуг. В студии у нас был Иван Бегтин, член Экспертного совета при Правительстве России, директор автономной некоммерческой организации (АНО) "Информационная культура". Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо.