Елена Альшанская: В Питере открылся общественный холодильник. А Роспотребнадзор пришел, увидел и опечатал

Гости
Елена Альшанская
президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Константин Чуриков: Сейчас рубрика "Дежурный", которая готовится совместно с интернет-дирекцией нашего телеканала. Каждый день на нашем сайте otr-online.ru, как вы заметили, появляется дежурный дня. Он выкладывает те новости, которые лично его заинтересовали. Сегодня как раз отвечает за информационную картину на нашем сайте Елена Альшанская, руководитель благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам". Елена, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Елена.

Елена Альшанская: Добрый день.

Оксана Галькевич: Мы давно общаемся и давно знакомы с Еленой. Прежде она приходила к нам в качестве эксперта, мы обсуждали различные темы. Сегодня интересно узнать, какие новости вы выделили, попали в сферу вашего внимания.

Елена Альшанская: Во-первых, всех приглашаю зайти на сайт otr-online и посмотреть, какие в принципе новости подобрали наши дежурные. Там их очень много. Выбираем мы для эфира лишь единичные истории. Например, вчера "Коммерсантъ" написал со слов неназванного источника в московской мэрии о том, что планируется введение замены путевок в летние лагеря для льготной категории детей на просто прямые денежные выплаты. Это такой достаточно серьезный, достаточно двойственный вопрос. Он обсуждается с момента страшной трагедии, которая произошла, напомним, в Карелии, когда в Сямозере в лагере утонули дети. И, к сожалению, ответственен за эту ситуацию был департамент. То он закупал путевки в этом лагере. Видимо, была недостаточная проверка того, как там в реальности обстоят дела. Потому что они сильно отличались от заявленного, реальная ситуация в лагере. И в результате погибли дети.

Департамент не хочет в будущем нести подобную ответственность за трагедии, которые могут случиться, и поэтому хочет, чтоб родители несли ответственность за отдых своих детей сами.

Константин Чуриков: С одной стороны, хорошо. С другой стороны, Елена, мы же знаем, чем у нас в стране неизменно оборачивается так называемая монетизация льгот.

Елена Альшанская: У нас очень плохой опыт действительно с монетизацией. Поэтому, с одной стороны, действительно родители должны нести ответственность, и хорошо, если они смогут выбирать, а не то, что их посылают куда-то в какой-то лагерь, и если бы были хорошо продуманы механизмы того, как это сделать. Например, сертификация данных лагерей все-таки. Кто-то должен эту проверку осуществлять. Не просто снять с себя всю ответственность. Пусть родители сами несут ответственность за все, что происходит.

Второй момент – это, конечно, риски. Потому что мы говорим про льготные категории детей. В том числе дети из малообеспеченных семей, иногда не совсем благополучных. Родители могут, если они просто получат на руки деньги, потратить их совсем не на путевки в летние лагеря, а, например, на алкоголь, который тоже делает лето веселым, но не для детей, а для их родителей.

И в этом смысле, опять же, непонятно, какие механизмы контроля за расходованием средств могут быть заложены.

Третья важная проблема – насколько вообще эти деньги, которые Москва готова выделять, будут адекватны возможности обеспечить ребенку нормальный отдых, в идеале – с родителями. Потому что, конечно, летом поехать вместе с мамой – это очень правильная история.

Константин Чуриков: Елена, у вас прекрасный юмор между строк. Просто спасибо. Привлекаете внимание и к нам, и к нашему сайту. Какая у вас вторая новость?

Елена Альшанская: Вторая история у нас из Санкт-Петербурга. Я на самом деле хотела написать сначала радостную новость. Потому что я увидела эту историю в соцсетях, она мне очень понравилась. В Петербурге был открыт проект "Общественный холодильник".

Оксана Галькевич: Для неиспользованной еды, да?

Елена Альшанская: Да, могут положить еду, а другие могут ее взять, кому она нужна. Такие проекты есть во многих странах Европы – Германии, Австрии, Испании. И вот такой первый холодильник открылся в Санкт-Петербурге рядом с благотворительным магазином "Спасибо". Собственно, этот магазин его и открыл. И тут же, видите, у вас как раз в кинокадрах очереди, люди приходят и радостно эти продукты берут. Но первое время продукты кладут туда все-таки не обычные люди, а магазины и партнерские кафе, из которых приносят продукты волонтеры. ­И радостная история у меня не получилась. Потому что когда я о ней написала, я открыла соцсети на следующий день, и оказалось, что холодильник уже закрыт. Роспотребнадзор, который так же, как и я увидел эту новость где-то в соцсетях, на нее отреагировал по-своему: пришел, проверил и опечатал благотворительный холодильник, потому что а вдруг что не так, а вдруг кто-нибудь принесет неправильное молоко.

Хотя так как это все товары из партнерских магазинов и кафе, и можно было проверить сроки годности, которые были указаны на каждой упаковке. Но вместо этого Роспотребнадзор решил, что мало ли что. Вот эта ситуация "мало ли что", к сожалению, у нас накладывает вот это самое вето на очень многие хорошие инициативы.

Оксана Галькевич: Да. Хочется сразу спросить. Закон вообще позволяет ведомству так реагировать "а мало ли что?". Они по факту все-таки принимают решение.

Елена Альшанская: Я подозреваю, что законов о благотворительных холодильниках у нас нету. Я не уверена, что такая форма… Что это? Это не магазин, не кафе. Я не уверена, что существует в законодательном поле. Но у нас очень странная история. У нас не то что есть какие-то четкие правила: что нельзя, а все остальное можно. А у нас наоборот: если вдруг где-то конкретно не прописали, значит нельзя. И, конечно, любая инициатива людей может быть наказуема. И в этом смысле, конечно, это на самом деле лицемерие, потому что, безусловно, Роспотребнадзор не проверяет каждое кафе каждую минуту, чтобы быть уверенным, что там все в порядке. Приходит раз в год с проверкой. А потом люди меняются едой. Почему они не ходят к людям, которые друг к другу в гости приходят с тортиком, не проверяют, что они принесли его свежим.

Оксана Галькевич: Ой, пожалуйста, вы сейчас не рассказывайте. А то Роспотребнадзор и в гости будет к нам приходить тортики проверять.

Константин Чуриков: Елена, какая у вас третья новость?

Елена Альшанская: Третья история. У нас общество очень сложно относится к термину толерантность. А на самом деле Москва и не только Москва, а весь мир празднует международный день терпимости или толерантности. Он 16 ноября отмечается. В Москве будет целая неделя толерантности, которая отмечается на самом деле на разных площадках. Но я в своей новости рассказала про те события, которые будут в Москве в Еврейском музее, потому что там очень интересная программа. Это выставка о детях с синдромом Дауна. Это возможно детям из разных стран услышать рассказы друг про друга, людей из разных стран, разных рас. Такой межкультурный диалог. Это действительно очень интересно и очень важно для нас, потому что сейчас у нас с межкультурным диалогом и терпимостью к людям, которые выглядят иначе, ведут себя иначе, у них другой цвет кожи, другой язык или людям с инвалидностью, на очень низком уровне. Несмотря на то, что слово все любят, понятие, которое за ним стоит, очень важное. То есть умение принимать… Зачитаю прямо декларацию о толерантности, очень хорошие слова сказаны о том, что эта декларация провозглашает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Хорошо, если б мы это право учились друг у друга уважать. Поэтому всех, кто в Москве, приглашаю посмотреть в интернете. Там много событий на разных площадках можно выбрать. Я надеюсь, что другие города тоже будут присоединяться к этому празднику.

Оксана Галькевич: Мы тоже очень надеемся. Спасибо. Друзья, это наша дежурная по новостям сегодня – Елена Альшанская, руководитель благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам". Это наш такой совместный проект с интернет-редакцией Общественного телевидения России. Спасибо, Елена.

Константин Чуриков: Спасибо.