Энциклопедия российского бизнеса. На Псковском гончарном заводе посуду делают по технологиям вековой давности

Сегодня псковское гончарное производство почти не отличается от технологии прошлых лет - так гончары работали и пятьдесят, и сто лет назад.

Глину привозят с Луковского месторождения, которое находится недалеко от города. Сначала ее подготавливают к работе: замачивают и замешивают специальное "тесто". Затем нарезают и формируют будущее изделие. Процесс сложный и многоступенчатый. В каждом цехе свой участок работы, свои задачи.

Светлана Санько, заливщица: "Мы приклеиваем сегодня ручки, ставим на стеллаж, и сутки это сохнет все. Вот, сухие изделия зачищаем, замываем и сдаем".

Гончарное производство во Пскове появилось больше трехсот лет назад. Сначала работали частные мастерские, а после революции здесь открыли комбинат.

Перед Великой Отечественной войной на нем выпускали до двухсот тысяч тарелок и горшков в год. После войны производство восстановили и все последующие годы наращивали объемы. Даже в девяностые, когда в стране закрылись и обанкротились многие заводы, псковские гончары разрабатывали и осваивали выпуск новых видов продукции.

Псковский гончарный завод выпускает глиняные кувшины, цветочные горшки, посуду и сувенирную продукцию. Многое на заводе и сегодня делают вручную. В этом цехе расписчицы сейчас наносят узоры на тарелки для холодца.

Елена Розгина, расписчица: "У нас разный ассортимент. Одно и то же не делаем".

Все тарелки по техническим требованиям должны быть одинаковыми. Но специалисты наметанным глазом замечают особенности, по которым узнают руку мастера.

Елена Розгина, расписчица: "Вот у Тани ровненькие линии, а у меня - наискосок. Видите? Уже отличие есть".

Сегодня на гончарном заводе работают сто двадцать человек. Средняя зарплата для Пскова небольшая - 12 тысяч рублей. Свою продукцию предприятие поставляет в Москву, Санкт-Петербург, Великий Новгород и Брянск.

Правда, сейчас завод испытывает трудности - из-за кризиса оптовые покупатели стали задерживать оплату товара. Однако, гончары уверены: это временно. И продолжают разрабатывать новые виды продукции и искать дополнительные рынки сбыта.