Юрий Барзыкин и Сергей Агафонов — о том, почему россияне крымским курортам предпочитают турецкие

Константин Чуриков: В этом часе мы говорим об импортозамещении в туризме, потому что новости приходят из соседей страны Турции. Поток российских туристов в эту республику с каждым месяцем увеличивается. Только за полгода курорты Анталии посетили 1,3 млн россиян. Посмотрите, что можно сказать по этим цифрам – что за эти полгода удалось вернуться на уровень до санкций, то есть до того, как испортились наши отношения с Эрдоганом.

Оксана Галькевич: На самом деле, если смотреть на эти цифры, там все очень красноречиво выглядит. В 2014 году 1,5 млн человек отдыхали на турецких курортах. Была очень сильная просадка в прошлом 2016 году, это 0,3 млн человек. И в этом году уже 1,3 млн – значительный рывок вперед.

Константин Чуриков: При этом что происходит у нас на российских курортах, в частности в Крыму? По данным туроператоров в данный момент спрос российских туристов на Крым упал на 30% по сравнению с прошлым годом. Насколько я разобрался и понял, речь тоже идет о первом полугодии. Есть свои ожидания у руководства Республики Крым, у Министерства туризма Республики Крым. В 2016 году отдохнуло в Крыму 5,5 млн туристов. Крым рассчитывает, что в этом году все-таки удастся не сильно просесть, но уже всем понятно, что вернуться к прежнему успеху будет достаточно сложно. Что это такое, как это так – будем разбираться вместе с вами, и с нашими экспертами в студии. У нас в гостях Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии. Здравствуйте, Юрий Александрович.

Юрий Барзыкин: Добрый вечер.

Оксана Галькевич: Здравствуйте. И Сергей Агафонов, генеральный директор сети магазинов горящих путевок. Здравствуйте.

Сергей Агафонов: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Сегодня в середине рабочего дня мы увидели на лентах информационных агентство сообщение о том, что должности с завтрашнего дня будет лишен министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицкий. Получается так, что, посмотрев на эти цифры посещаемости и числа отдыхающих, может быть, там на месте сделали вывод, что программа провалена, не справились, и приняли какие только кадровые решения?

Константин Чуриков: И в состоянии ли всего-навсего один министр по развитию туризма Республики Крым бороться с огромной Турцией, у которой все уже отлажено?

Оксана Галькевич: Этот обвалившийся турпоток стал ли причиной этих кадровых решений?

Юрий Барзыкин: Я думаю, что это не так, потому что завтра Госсовет Крыма примет решение, и, наверное, там анализ причин и перспектив будет определен. Думаю, что это просто хотят кадровыми перестановками дать какой-то импульс для развития, потому что Крым действительно в прошлом году привлек почти 6 млн, наших туристов 5,75 млн, и перспективы в отсутствии такого основного игрока на туристском рынке как Турция, они смотрелись более радостно. Поэтому и ценовая политика должна была выстраиваться, и продвижение не только Крыма, но и других наших курортов, конечно, должна была корректироваться с учетом того, что конъюнктура меняется стремительно на туристском рынке. Если в прошлом году всего 500 тыс. россиян посетили в целом Турцию, то сегодня за полгода больше миллиона посетили Анталию. Поэтому думаю, что Крым – это вопрос важный, но он в целом определяет, что только комплексом мер можно решать такие проблемы, а не только переменой кадровой.

Константин Чуриков: Мы говорим Крым, мы говорим, условно, Сочи, и мы понимаем, что мы говорим не только об отелях, о наземной истории, но мы говорим в целом о турпакете на российские курорты.

Юрий Барзыкин: О генерировании потоков на основные наши курорты.

Константин Чуриков: Маленькая ремарка, чтобы мы были честны. Как раз министр курортов и туризма Крыма, которого, я так понимаю, собираются отправить в отставку, сообщил, что по состоянию на 23 июня в Крыму отдохнуло чуть больше миллиона туристов, что несколько ниже уровня прошлого года. Средняя заполняемость работающих отелей и санаториев (это на 23 июня) – всего 52%. Но это, ч то называется, ремарка.

Оксана Галькевич: Что причина, на ваш взгляд?

Сергей Агафонов: Вы сказали по поводу обвала. Тоже хочу прокомментировать. Судя по тому, как идут продажи в этом году – у меня статистика за полугодие, – то никакого обвала нет. Если говорить про пакетные туры, про организованный туризм. Совсем недавно, пару лет назад крупные туроператоры начали делать пакетные туры и в Крым, и в Сочи. Это увеличило спрос потенциальных туристов, чтобы взять уже готовый продукт и спокойно полететь, понимая, что у тебя входит.

Оксана Галькевич: Как привыкли за прошедшие годы, еще до появления Крыма в нашей жизни, так скажем.

Сергей Агафонов: Да. И если посмотреть статистику по тому, что продается, за первое полугодие этого года с первым полугодием прошлого года, то относительные величины одинаковы. Это можно говорить про Крым, это можно говорить про Сочи. То есть спрос мы видим по-прежнему хороший, устойчивый. Может быть, есть какие-то изменения в пределах разных погрешностей, но не более того.

Если говорить в целом по поводу того, какая доля внутреннего организованного туризма у России, то она снизилась. Снизилась почему? Прежде всего, из-за того, что рынок вырос, из-за того, что открыли направление Турции. Рынок вырос, но само российское направление не может вырасти в разы, потому что нет столько отельных емкостей, которые можно предложить туристам. Не хватает отелей, причем хороших отелей.

Оксана Галькевич: Не пятизвездочных, а нормальных, хороших?

Сергей Агафонов: Да. Не то, чтобы лакшери, просто хороших, нормальных отелей, где соответствует цена и качество, соотношение цены и качества равно единице. То есть за адекватные деньги турист получает хороший адекватный сервис. Хочешь более качественный сервис – плати больше. Если говорить в относительных величинах, то доля российского продукта по внутреннему туризму упала в общем объеме в два раза по сравнению с прошлым годом. Но если в прошлом году российское направление – и Крым, и Сочи – были на первом месте продажи у туристических агентств, то в этом году Россия занимает устойчиво второе место, на первом месте Турция, которую мы здесь с вами уже упоминали.

Константин Чуриков: У нас все время какая-то казуистика, какие-то обстоятельства. Вот это доллар виноват, вот это нефть упала, то есть какие-то внешние факторы влияют все время на ту или иную нашу отрасль.

Сергей Агафонов: Так и есть.

Константин Чуриков: В принципе, мы уже под санкциями давно, мы уже давно поняли, что надо выстраивать все свое, так или иначе, и Крым уже российский все-таки несколько лет.

Оксана Галькевич: Быть более гибкими. Кость, как ты считаешь? Дело в том, что если посмотреть на турецкий сервис, турецких коллег, когда они лишились нашей части аудитории, когда надеялись получить ее обратно, они были достаточно гибкими, и цены снижали.

Сергей Агафонов: Очень гибкие, да.

Оксана Галькевич: Вы как профессионал, по вашим продажам, наверное, тоже это прекрасно знаете. Насколько гибкие, так скажем, представители туристического бизнеса в Крыму, идут ли они навстречу, снижают ли цены, красиво ли упаковывают свои пакеты, насколько здесь мы гибкие? Уступаем?

Сергей Агафонов: Здесь мы совсем не гибкие, уступаем.

Оксана Галькевич: Скажите честно.

Сергей Агафонов: Уступаем, конечно же.

Оксана Галькевич: Разверните, пожалуйста, ваш ответ.

Сергей Агафонов: Есть несколько причин. Безусловно, в Крыму, если мы его сейчас затронули и про него говорим, короткий сезон, он не такой, как в странах Средиземноморья. Там три-четыре месяца, и за это время нужно многое успеть. Это раз.

Второй момент. Та инфраструктура, которая у нас есть, она немножко не того уровня, к которому привык клиент, выезжающий заграницу, и в прошлом году это очень четко почувствовали те, кто переориентировался. В прошлом году, напомню, летом не было ни турецкого направления, ни египетского направления. 2016 год летний сезон прошел без этих направлений, и часть потока переориентировалась. Переориентировались с Турции на Крым и на Сочи. Были очень разные мнения, очень разные суждения на этот счет именно у туристов, клиентов, которые съездили. Но если сделать один большой вывод, подвести черту, сервис хромает, и над ним нужно работать, его нужно совершенствовать, нужно очень много давать еще различных вариантов. Не просто: "Есть так и есть так. Не хочешь – не бери". То, к чему привык наш потребитель – то, что дают там и не дают у нас.

Константин Чуриков: Давайте послушаем, что хочет сказать или о чем спросить Эрик из Ростова. Добрый вечер.

- Добрый вечер. Пока не было Турции, да, люди ехали в наши курорты – Крым, Сочи. Сейчас Турция появилась, и, скорее всего, люди поедут туда, потому что очень дорого все у нас, и сервис хуже. Я моряк, и кое-где был, и кое-что видел, и отдыхал.

Константин Чуриков: И кое-что знаю, да.

- И сутки на наших курортах как неделя в той же Турции. Что это такое?

Константин Чуриков: Это мы еще не затронули болезненную тему авиабилетов.

Оксана Галькевич: По поводу авиабилетов, чтобы далеко не уходить, я здесь отложила себе несколько сообщений. Нам пишет Оренбургская область, что отдыхать в Крыму очень дорого, очень дорогой перелет. Мы представляем, где Оренбургская область. Теперь посмотрим на Белгородщину, это гораздо ближе. Нам и оттуда люди пишут, что из Белгорода в Крым лететь дороже, чем в Турцию. В Крым лететь дороже из Белгорода, чем в Турцию. Там в принципе при желании можно пешком дойти, на лошади добраться, но лететь туда дороже, чем в Турцию.

Константин Чуриков: Юрий Александрович, на уровне индустрии как тут можно решать вопрос? У нас есть Ростуризм, и я помню, беседовал, брал интервью у Олега Сафонова, и он говорит: "Мы тут между всеми находимся. Мы дергаем Минтранс, или Росавиация, дергаем "Аэрофлот", но у каждого свои интересы. Вроде действительно надо, чтобы люди имели возможность отдохнуть у себя в стране, увидеть что-то…".

Юрий Барзыкин: Надо, чтобы эти интересы были общие. Изобретать велосипед не надо. Та же Турция, тот же Египет в свое время и другие страны, они субсидируют авиаперевозки для того, чтобы авиаперелет, который является основной составной частью турпакета (перелет и размещение), перелет 30-70% иногда у нас, а размещение порядка 30-35%. Поэтому вот основные составляющие. Это системная проблема – как сделать дешевле. Турция – 6 тыс. долларов за чартер субсидируют. Ранее это было только начала сезона и конец апреля, октябрь. Сейчас для того, чтобы сподвигнуть оператора формировать чартеры в Турцию. Это раз.

Второе – налоговая политика, НДС не платиться при перелетах заграницу. У нас было 18%, сейчас, правда, снизили до 10%, и мы поддерживаем Минтранс в этом, чтобы вообще обнулить эти ставки на внутренних линиях, потому что когда нам предлагают: "Что же вы так плохо бежите наперегонки с бизнесом соседней страны?". Рюкзак налогов, тарифов, сборов аэропортовых. И для того, чтобы стимулировать спрос, потому что у нас просто потребитель не имеет средств для того, чтобы купить такой дорогой тур.

Константин Чуриков: Когда вы и ваши коллеги рассказывали о том, что "Мы предлагали, а в итоге они сделали вот так, или нам ответили", всегда хочется авторов, фамилии, кто препятствует тому, чтобы у нас снизились эти сборы за продажу авиабилетов, за то, что ты летишь по своей стране, с тебя берут сильнее, чем за то, что летишь…

Юрий Барзыкин: На самом деле такого нет, что "Не подходите, решать не будем". Решение в другой плоскости. У нас есть пять программ субсидирования авиаперевозок, но они не входят в турпакет, они индивидуальные. Кто более продвинутый пользователь, тот и cмог их получить. Это Сибирь Дальний Восток, на Юг России, Москва, Санкт-Петербург. Эти программы работают, но только для пенсионеров и молодежи до 23 лет. Есть программы субсидирования на Крым, которые работают тоже, но это только 1/10 часть от общего числа. Поэтому мы говорим о том, чтобы не кто угодно мог. Он с разными целями может лететь, но в составе турпакета. Пока эта проблема не решена.

Оксана Галькевич: Уважаемые гости, давайте посмотрим репортаж, который подготовил наш корреспондент Олег Зайковский.

Константин Чуриков: Крымский корреспондент.

Оксана Галькевич: Он живет в Крыму, прекрасно знает обстановку, ситуацию, в динамике может рассказать, как меняется ситуация.

Константин Чуриков: Загорелый уже, наверное, если погода хорошая.

Оксана Галькевич: Давайте посмотрим.

(СЮЖЕТ.)

Константин Чуриков: И сложно будет, наверное, конкурировать, как нам пишут наши самарские зрители, что не только цены несопоставимы с турецкими, качество несопоставимо, но даже пишут, что грязь, хамство и низкий сервис. К сожалению, встречается тоже.

Оксана Галькевич: Некая корпоративно-отраслевая культура, как это все подается.

Константин Чуриков: Сергей Юрьевич, зашел на сайт вашей компании, обратил внимание, что есть очень уютные, достаточно недорогие средства размещения. Но нам то ли специально, то ли так получается, не показывают, что вокруг. Сфотографирован домик какой-то, еще что-то, но не дай бог показать, что там за забором. У нас же турист привык отдыхать не только на территории этой квартирки, этого отеля. Он хочет видеть, что вокруг. Многие, кто все-таки посетил ту же Турцию, и они видят эту разницу, там целая территория. Здесь мы, наверное, никак не исправим эту проблему, потому что Крым разный, в Крыму горы. Наверное, невозможно сделать такие большие проекты, во всяком случае на Южном Берегу?

Сергей Агафонов: Вы абсолютно правы, есть такая специфика в Крыму, что объектов размещения, тех же отелей, гостиниц с большой территории там не очень много, куда бы можно было бы приехать, привезти конференцию, большое количество людей. Поэтому то, о чем вы говорите – узкая картинка, и вокруг непонятно чего пне оказывают заборы. Не показывают, потому что там уже чужой забор, чужая территория.

Константин Чуриков: Или потому что, извините за выражение, помойка там может быть.

Сергей Агафонов: Может. Но Крым достаточно долгое время развивался как частный сектор, и наши туристы тоже едут туда, но уже не организованным образом, но, тем не менее, этот формат тоже пользуется спросом. Поэтому, если говорить про крымские объекты размещения и сравнивать их с сочинскими, то разница колоссальная. Я имею в виду по тому, какое количество только поехать, какой сервис можно получить. И вы правильно говорите, что не такой уж большой выбор, с чего мы начинали наш разговор. Взять любое другое средиземноморское направление, где огромный выбор, и тебе покажут с разных сторон гостиницу, объекты, территорию, а здесь и показывать нечего.

Оксана Галькевич: У нас прозвучал звонок. Это Мария из Московской области, наша телезрительница. Можете тоже задавать вопросы, уточнения, если будет необходимость. Мария, здравствуйте. Мы вас слушаем.

- Здравствуйте. Хотела сказать про стоимость билетов. Мы семьей всегда ездим по нашим курортам именно, но июль-август безбожно поднимают цены. Нижняя полка в поезде 13 тыс. Семья четыре человека – это больше 70 тыс. И я напьюсь успокоительных и полечу лучше в Турцию за 70 тыс. на 10 дней, потому что в Сочи 70 тыс. билеты, еще же нужны деньги, чтобы там отдохнуть, это не меньше 180 тыс.

Константин Чуриков: Полка в поезде 13 тыс. – это только в одну сторону?

- Это нижняя полка в одну сторону. Вы посмотрите, 102-й поезд, 104-й поезд, которые идут быстро, сутки. Которые идут двое суток, они, конечно, дешевле, но с двумя детьми надо понимать, что люди выберут, который побыстрее.

Константин Чуриков: Да, отметаем этот вариант.

- Самолет – я боюсь просто летать. Могу, но не хочу. Я хочу ехать на поезде нормально сутки, но не за 13 тыс., потому что июнь стоит 5-6, а июль-август – уже 13 тыс. Это уже невозможно.

Константин Чуриков: Безумие какое-то. Да, спасибо.

- И в этом году мы отдыхаем в Подмосковье, мы никуда не полетим.

Оксана Галькевич: Потому что 70 тыс. на дороге, что называется, не валяются.

Константин Чуриков: Ладно уж. Отдохните. Хорошей вам и всем нам погоды.

Оксана Галькевич: Не так давно в интернете буквально на днях на сайте одного издания появился тест: пройди и посчитай, во что тебе обойдется отдых на курортах Краснодарского края и в Крыму. Я обозначила, что у меня двое детей и муж, нас четверо, что мы едем скромненько, останавливаемся не в пятизвездочном отеле, а где-нибудь, может быть, в каких-то апартаментах.

Константин Чуриков: Устрички не ешь?

Оксана Галькевич: Нет, на базарчике сами в магазинчике покупаем, сама все готовлю, все нормально. Развлечения – ну, один раз в дельфинарий, так и быть, сходить. Мне посчитал на 10 дней этот сайт 174 тыс. руб. Вы знаете, мне кажется, что за эти деньги с двумя детьми я, наверное, не поеду в Краснодарский край.

Сергей Агафонов: Это очень дорого.

Юрий Барзыкин: Можно сделать проще, потому что каждый из нас считает, и может выбрать и полку за 13 тыс., хотя можно ее выбрать и за 5,6 тыс. руб. Сейчас средняя стоимость ж.-д. совершенно иная – в два раза ниже. Авиабилет туда и обратно, если про Сочи – это 10 тыс. Крым, да, порядка 13 тыс. Конечно, надо выбрать тот период и время, когда его приобретать.

Оксана Галькевич: Заранее, за полгода, например?

Юрий Барзыкин: Нет, за полгода не надо. Вот авиабилет я случайно взял свой, 4,6 тыс. руб.

Оксана Галькевич: Это на какую дату?

Юрий Барзыкин: Можете увидеть дату. На 30-е августа порядка 4 тыс. руб.

Константин Чуриков: Это та самая авиакомпания, в которую не всегда пускают инвалидов?

Юрий Барзыкин: Да. Это неважно.

Оксана Галькевич: А я сейчас посмотрю.

Юрий Барзыкин: Да, можете выйти на любой поисковик. В вашем случае, конечно, самостоятельно можно достаточно дорогой тур. Поэтому надо выбирать пакетные туры, которые как минимум на 20% вам снизят стоимость. Оператор заранее выкупает жесткие блоки, минимум за полгода, как вы говорите, и блоки мест на авиасообщение, и блоки мест в гостиницах, средствах размещения. Поэтому этот тур, возможно, для вас будет дешевле.

Константин Чуриков: К цене вопроса мы еще вернёмся. Я подумал, и сейчас попрошу режиссеров вывести на экран один сайт. Он называется "Сайт министерства туризма Турции". Это вот сайт министерства. Это не просто какое-то рекламное агентство. Министерство туризма Турции так работают. Они сразу определили по IP-адресу, что я из России, у меня сразу все на русском. Я не знаю, есть ли англоязычная версия (наверняка есть) у Федерального агентства по туризму (это Ростуризм), и мы видим два сайта, и видим два разных мира. Может быть, дело еще и в этом, в каком-то нашем подходе, что мы не умеем делать это привлекательным? Я хочу пригласить к нашей беседе Олега Мосеева, это эксперт по туристическому брендингу. Олег, добрый вечер. Мы знаем, что вы в аэропорту, куда-то улетаете, но все-таки проконсультируйте нас. Может быть, мы не умеем продавать в значении рекламировать то, о чем мы говорим?

Олег Мосеев: Несомненно, я совершенно с этим согласен, потому что это просто небо и земля. Например, развитые страны, которые себя позиционируют очень привлекательно. Посмотрите сайты GoGermany, VisitFinlandи так далее. Это прекрасная визуализация, очень привлекательные образы этих стран, прямые ассоциации. А у нас, к сожалению, пока туристический брендинг страны очень сильно затянулся. Я знаю, что это будет еще до осени. Но в целом с этим беда.

Константин Чуриков: Более того, есть, например, другая страна черноморского региона Болгария, куда активно тоже россияне ездят. Если сравнивать по красоте берег Болгарии и Крым, Болгария просто рядом не стояла. Однако же она себя рекламирует, продвигает. Что-то кроме выпусков новостей на центральных телеканалах я не вижу именно прямую рекламу какую-то курортов Краснодарского края, Крыма. Что нужно сделать? Ваш совет.

Олег Мосеев: Это комплексная работа. Забавно, но я в данный момент нахожусь в аэропорту Центральный города Симферополя, и только что с молодежного форума "Таврида", который только начал свою деятельность, но замечательная смена ребят, это одна из задач – научить их вносить свой вклад в улучшение имиджа нашей страны. Мы сегодня как раз разбирали примеры яркого туристического брендинга той же Болгарии, и ребята восхищенно смотрели на зарубежные примеры, а нам, к сожалению, нечего показать. Работа комплексная, здесь нужно рекламировать, нужна коммуникационная стратегия. У нас в принципе пока проблема со стратегией вообще, и с коммуникационной в особенности. Много об этом говорится на конференциях, но реальной системной работы нет.

Константин Чуриков: Спасибо, Олег. Не будем вас задерживать. Хорошего, легкого перелёта. Это был Олег Мосеев, спорт по туристическому брендингу.

Оксана Галькевич: У меня тут прямо чудеса в решете какие-то происходят. Я открыла сайт авиакомпаний, нашего лоукостера "Победа", вы показали мне листочек, на те же даты я забила мама, папа, двое детей. Я забиваю Москва – Симферополь, такие-то даты. Он мне скидывает и говорит: "Тебе не надо Симферополь. Лети в Анапу".

Константин Чуриков: Берите Анапу, девушка, не выпендривайтесь.

Оксана Галькевич: Я так понимаю, что нет Симферополя?

Юрий Барзыкин: По цене примерно одинаково, потому что самое дешевое направление – Сочи, потому что больше рейсов, и это одна из причин. Чем больше конкуренция, тем дешевле. Кстати, на Симферополь поставили из регионов больше, но все равно по цене это серьезная проблема для Крыма.

И еще, мы говорим о провидении. 42% наших потребителей находят свой продукт в онлайн-пространстве. Конечно же, и порталы, и продвижение имеют для половины наших туристов огромное значение.

Константин Чуриков: Визуализация.

Юрий Барзыкин: Конечно. Поэтому пока они узнают на портале, но покупают, как правило, в агентствах, у туроператоров. И здесь то, что делают наши сети – тоже немаловажно, они повернулись на отечественные курорты.

Константин Чуриков: Давайте послушаем звонок. Тамара тоже сейчас в эфире появляется. Добрый вечер. Что хотите сказать?

- Здравствуйте. Я звоню вам из города Тихвина Ленинградской области. Я воспользовалась акцией раннего бронирования и заказала авиабилеты в "Аэрофлот" в феврале месяце до Симферополя и обратно на август месяц, и также заказала пансионат "Золотой берег" две путевки себе и дочери. И что получается? По акции раннего бронирования путевка оказалась дороже, чем сейчас в высокий сезон продают путевочку в этот же самый "Золотой берег" с условием, что если больше семи дней, то даже сутки в подарок, и даже 5%-ная скидка, которая была при раннем бронировании. А билеты "Аэрофлота" мне также обошлись в феврале месяце довольно дорого – 35 тыс. руб.

Константин Чуриков: На двоих?

- Да. Путевка мне обошлась на 13 дней на двоих намного дороже, чем путевка в Тунис. В Тунис 73 тыс., вот сейчас вернулись у меня мои дети, а мне она обходится в 95 тыс. в Крым. 35 тыс. билеты, 50 тыс. номер на двоих на 13 дней, и плюс еще я должна заплатить за трансфер туда, чтобы доехать из Симферополя до Берегового, 3,5 тыс. это мин, и обратно 3,5 тыс. руб. Это получается просто стоимость путевки без вина, алкоголя, лежаков, за которые должна дополнительно заплатить по 200 руб. за день. Кроме этого я еще должна на какую-то экскурсию съездить и куда-то. Это тоже расходы. Получается, что Крым мне обошелся очень-очень дорого. Что это такое?

Константин Чуриков: Тамара, не исключайтесь, оставайтесь на связи. У нас Сергей Юрьевич возглавляет крупную турфирму. Сергей Юрьевич, я понимаю, что вы генеральный директор, но представьте, вы сейчас турменеджер. Вот вам человек рассказывает такую историю. Бюджет, например, 95 тыс., которые бедная Тамара заплатила за эту путевку.

Оксана Галькевич: А Юрий Александрович нам несколько минут сказал: "Делайте все заранее, планируйте ваши шаги". Тамара спланировала.

Юрий Барзыкин: Но она самостоятельно это делала. Разница существенная.

Константин Чуриков: Да. Представим, сидит сейчас перед вами Тамара. Что вы сейчас ей посоветуете с точки зрения, чтобы она уложилась в бюджет и хорошо отдохнула?

Сергей Агафонов: Тенденции развития туристического рынка за последние 2-3 года очень резко поменялись. В связи с чем? В связи с тем, что туроператоры начали делать пакетные туры и в Сочи, и в Крым. И если раньше действительно можно было хорошо выгодно заранее купить билет, присоединить к нему отель и дешево отдохнуть, то сейчас, когда в большом количестве рынок предлагает – а туроператоров много на российских направлениях, конкуренция большая, – и там немножко другая математика самого тура. Как сказал Юрий Александрович, выкупаются заранее блоки мест, фрахтуется авиакомпания, рейсы, бронируется в большом количестве на весь период высокого сезона и не только высокого места в гостиницах. Соответственно, все это дает снижение стоимости, очень существенное. И тот тренд, который сейчас идет, он как раз от индивидуального подбора тура в сторону организованного туризма, в сторону пакетных туров. И нужно сейчас обращать внимание на те пакетные туры, которые продают туроператоры и которые продают турагенты. То есть туры туроператоров, которые формирует туроператор, продает любой турагент. Поэтому совет такой: именно посмотрите, что есть в интернете, сравните цены, придите в турагентство, проконсультируйтесь, и возьмите то предложение, которое устраивает и по цене, и по соотношению цена и качество, но исключительно в сторону турпакетов.

Константин Чуриков: Все понятно. Грубо говоря, наши российские курорты через известный иностранный сайт, где кто-то привык себе что-то бронировать – это не делается, это надо идти в турфирму? Невыгодно, абсолютно точно могу сказать.

Оксана Галькевич: На "б", "бу"?

Константин Чуриков: Там разные.

Сергей Агафонов: Мы все понимаем.

Константин Чуриков: И на букву "а", там разные есть.

Юрий Барзыкин: Нет, Booking.com.

Константин Чуриков: Тогда хорошо, у меня чисто деловой вопрос. А какую путевку вам, турфирме, туроператору, выгоднее продать? Вам выгоднее продать четыре путевки в Турцию, или четыре путевки в Крым, или четыре путевки в Сочи?

Сергей Агафонов: Если говорить о маржинальности, то средняя стоимость тура в Турцию, не которая предлагается, а которая покупается, она в два раза выше, чем средняя стоимость тура, которая покупается на наши российские курорты. Это действительно так. Это было и в 2015 году, и в этом году тенденция прослеживается.

Константин Чуриков: То есть не те минимальные предложения, которые есть, включены, а уж человек думает: "Ну, я поехал в Турцию. Ну, что я? Я уже тогда пять звезд".

Сергей Агафонов: Да.

Юрий Барзыкин: Это среднее, что бронируется и покупается.

Оксана Галькевич: Может быть, просто у них предложение шире, они могут больше предложить, турки?

Сергей Агафонов: Статистика продаж за полгода, именно по дате продажи. Люди едут в высокий сезон, покупают в течение полугода, с января по июнь месяц. Средняя стоимость тура, по крайней мере в нашей компании, 45,9 тыс. руб. на российские курорты, средняя стоимость тура в Турцию – порядка 90-95 тыс. руб. Это то, что продается. Я не могу сейчас сказать деление на Сочи и Крым, это общая цифра, которая показывает тенденции. Поэтому, отвечая на вопрос, что выгоднее продать, то, конечно, турфирме выгоднее продать четыре путевки в Турцию. Но есть еще один нюанс. Если турист пришел в турагентство и говорит: "Нет загранпаспорта" или "Не хочу заграницу", то менеджер будет ориентироваться исключительно на тот спрос, на те желания клиента, которые он говорит, то есть никто его не будет насильно переориентировать, это ни к чему хорошему никогда не приводит.

Константин Чуриков: Или он говорит не "Я не хочу заграницу", а "Я не могу заграницу, потому что я служу, я из органов".

Сергей Агафонов: Бывает такое, да.

Константин Чуриков: То, что сейчас проседает Крым, то, что сейчас набирает вес Турция, можно сказать, что эти два направления между собой сильно конкурируют. То есть те, кто мог бы отдыхать теоретически в Крыму в этом году, они поехали в Турцию. И при этом вы говорите, что эти люди тратят на отдых больше. Следовательно, можно себе дорисовать картину. Если бы в Крыму была инфраструктура, если бы можно было построить отели не страшненькие, а хорошие, и много доступных.

Оксана Галькевич: Отели. Но не частный сектор, курятники.

Константин Чуриков: Убрать эти чушки на пляже, волнорезы страшные, то, в принципе, эти люди, наши граждане, они бы поехали в Крым, да еще там и больше денег оставили.

Сергей Агафонов: Безусловно. Если дать хороший сервис, начиная от встречи в аэропорту и заканчивая объектом размещения, отелем, гостиницей – безусловно, поехали бы. Но не едут именно по этим причинам. Нет сервиса и дорого.

Юрий Барзыкин: Вы абсолютно правы, нельзя все сводить к Турции. Вот появилась Турция, и все не поехали на наши курорты, потому что 72% россиян не имеют загранпаспорта, 76% россиян никогда не были в Турции. То есть клиентский сегмент для внутреннего рынка огромен. Просто часть из них (44%) не едут, потому что у них нет средств, потому что турпакет для них дорогой, потому что это как раз те, кто поехал бы в Крым, а половина едет размещается в частный сектор, и ни 49 тыс., ни 90 тыс. для них недосягаемая величина, и поэтому ни на поезде, ни даже на машине они не могут доехать. Поэтому основная задача – это социализация для того, чтобы большее число людей, коль скоро нет уже тех поддержек со стороны государства, производства, могли этим воспользоваться. Каким образом? Вот в чем вопрос.

Константин Чуриков: Мы ждали слова "государство", мы ждали реплики о том, что туризм, вся эта машинерия – это производная от всего, что происходит в нашем государстве. Это да.

Оксана Галькевич: Давайте послушаем звонок. У нас на проводе дожидается Валерий, москвич. Здравствуйте.

- Добрый вечер. Мы с женой решили отдохнуть в этом году, и в том году также отдыхали. Билеты в Салоники туда и обратно на двоих – 14 тыс. руб. Мы покупали билеты в мае на сентябрь, заранее. Квартира 50 кв. м, 300 метров от моря – 18 тыс. руб. на две недели.

Оксана Галькевич: Ну, все уже. Добейте нас, Валерий, еще какими-нибудь деталями.

Константин Чуриков: Вы сейчас просто даете совет нашим гражданам.

- Такой простой вариант чудесный вариант отдыха. Я про это говорю. Автомобиль 15 тыс. руб. на две недели с полной страховкой. На пропитание 10 евро на двух человек в день (это вино, мясо, яйца, картошка).

Константин Чуриков: Правда, все есть в Греции.

Оксана Галькевич: У нас нет аргументов, Валерий.

Константин Чуриков: Если бы какой-то крупный государственный деятель, который отвечает за развитие туризма, пришел бы в студию, или позвонил мне в эфир, или мы с ним убедились, и он мне так же убедительно по полкам разложил все, как это сделали вы… Мне сейчас Валерий это рассказал, я в Греции не был, я в следующий раз, может быть, если сложится, с удовольствием бы слетал. Думаю, и наши зрители тоже. Извините, 14 тыс. билет, 18 тыс. квартира.

Оксана Галькевич: 14 тыс. туда-обратно на двоих – это билет, 18 тыс. – квартира, и еще они машину под это дело, шикуют люди, берут и катаются, где хотят. В Греции есть что посмотреть. Плюс еще и поесть, и все прочее.

Нам очень многие телезрители пишут, видимо, такой раздражающий момент, о возможном введении налога для отдыхающих. Видимо, турки тоже курортный сбор пролоббировали в наших интересах. Это к тому, что они более гибкие и цены снижают, если что, а мы, получается, еще и новые сборы вводим.

Юрий Барзыкин: "Вконтакте", курортный сбор абсолютно невериям, несвоевременно и абсолютно неправильно пытаются применить на тех территориях (это Краснодарский край, Крым, Алтайский край и Ставрополье), которые только-только начали дышать, имея в виду развивать туристскую деятельность. 12 июля второе чтение этого законопроекта в Государственной Думе, и туристское сообщество в своем большинстве категорически против. Это меняет конкурентоспособность, ухудшает ее. Кто-то говорит: "100 руб. в день – это немного". Но 100 руб. на тысячу рублей (минимальное размещение в тех же апартаментах) – это 10%, а на семью из четырех человек (дети, правда, не платят, но взрослые платят) это уже 400 руб.

Оксана Галькевич: Давайте просто посчитаем. Валерий из Москвы, допустим, решил не лететь в Салоники, а он решил лететь в Севастополь, Симферополь, Балаклаву.

Константин Чуриков: Он решил пойти до конца.

Оксана Галькевич: Да. 14 дней. Таким образом это с одного человека получается 1400 руб. А мы умножаем, он с женой вместе едет, на двое.

Сергей Агафонов: 50 долларов.

Оксана Галькевич: Да.

Константин Чуриков: Давайте послушаем, что хочет рассказать нам интересного Виктор из Брянска. Добрый вечер.

- Добрый вечер. К сожалению, многое уже сказано, и, наверное, я буду немножко сумбурно говорить. Чтобы обсуждать проблему Крыма, надо немного либо побывать, либо подготовиться. Смотрите, какая проблема.

Проблема № 1 – дорога. Раньше эта дорога была 1200 км, сейчас это 1850 км. Чтобы люди нормально доехали на машине, под Ростовом приходится ночевать, то есть дорога занимает практически двое суток.

Дальше все разговоры о пароме. Паром – это самое светлое пятно в этой дороге. Все организовано очень четко, паромы большие, ты просто отдыхаешь 25 минут, ну, час уходит на отдых на перехваточных стоянках.

К чему я это говорю? Пока Правительство не займется региональными авиаперевозками, пока не будет дотаций, а не то, что как у нас из Брянска только какие-то мифические несколько билетов продают за 3,5 тыс., а потом ты улетаешь за 10 тыс. руб. туда и за 12 тыс. назад… Ребята, ну, какой Крым? Это вторая проблема.

Дальше. Сейчас внутренние цены. Я понимаю, мост – вопросов нет. Но я две недели назад вернулся из Крыма. В Брянске цены, клубника 100, а там 200, черешня там 200, а там 150. И так на все.

Оксана Галькевич: Это что? Это жадность?

- По мясу вполне нормальная конкурентоспособность с любыми регионами.

Еще одна тема, очень острая – это то, что касается туроператоров. В сравнении с Турцией и прочими странами. Этот мифический крымский люкс – это обычный европейский и тайский стандарт, который в Крыму сейчас предлагаю по 2,5 тыс. Примерно вы уже подбили цены. Поверьте мне, в Таиланд слетать, если найти путевку более-менее в стандартный отель, причем это будет вторая линия от моря или даже между второй и первой, дешевле, чем в Крым. Я вас уверяю. Поэтому, если сейчас не взяться Правительству за перевозку… Я не знаю, как ее быстро организовать, – но самолет – это было бы самое существенное, – мы проблему не решим, потому что у людей четыре дня из отдыха, из 14 дней, уходит на дорогу. Как это может быть? Это мое мнение, мнение изнутри.

Константин Чуриков: Причем мы не говорим о том, что один любит свою родину, другой не любит, один патриот, а другой враг. Это просто чисто математика, элементарно. Спасибо.

Юрий Барзыкин: Надо понимать, что, тем не менее, Крым наш, и он будет и в дальнейшем наш, и годами те проблемы, которые накапливались… В 2013 году россиян чуть больше 2 млн посещали Крым, а в прошлом году впервые подошли к цифре в 6 млн, то есть восстановили поток. Но инфраструктуру за 2,5 года, конечно, не восстановишь. Поэтому опережающим темпом идет генерация туда туристов, и не обеспечиваются соответствующим качеством, и цены такие же. Но идти по этому пути надо, и дороги там по федеральной целевой программе делают, ремонтируют, чтобы к 2019 году, когда будет мост, а значит будет поставка продуктов, будет дешевле туда сообщение и транспорт, и уже более-менее инфраструктура чтобы была готова. Пример Сочи, думаю, наглядно об этом говорит.

Константин Чуриков: Несколько сообщений. Про Сочи тоже есть о чем поговорить.

Нам пишут из Краснодарского края: "К сожалению, курортный сбор в будущем угробит курортный бизнес в России".

Вот человек пишет: "У меня три загранпаспорта. Никогда не был и не собираюсь ни в Турцию, ни в Крым". Вкусы разные у всех.

"Сделайте качественный отдых как в Турции: отели, все включено". Все как в Турции просто.

А возможно в Крыму сделать все, как в Турции?

Сергей Агафонов: Почему нет?

Оксана Галькевич: Самый знающий человек у нас сейчас на проводе, уважаемые друзья, у нас телезрительница Анна, она только сегодня вернулась с отдыха в Крыму. Давайте послушаем ее впечатления. Анна, здравствуйте.

- Здравствуйте.

Константин Чуриков: В какой город вы вернулись?

- Мы отдыхали в Алуште. Прекрасно. Добирались из Перми самолетом, "Аэрофлот", стоимость билета туда и обратно 14 тыс. Отель, конечно, был не очень, но 1200 руб. за сутки мы платили. До моря всего было 35 метров. Прекрасные экскурсии, можно купить целый экскурсионный тур, стоимость тура всего 1,9 тыс. руб., с посещением и Ливадии, и всех дворцов, и даже на Ласточкино гнездо ездили. Морские прогулки прекраснейшие. Канатная дорога на Ай-Петри великолепнейшая. Там все расчистили за эту неделю, и там прекрасный отдых. А насчет питания даже можно не переживать. Немножко дороговаты фрукты, потому что перебивает Греция, продаются греческие овощи и фрукты, они дороге, а местные те начали сейчас.

Константин Чуриков: Маленький уточняющий вопрос, чтобы понять. Вам там все понравилось. Вы впервые в Крыму оказались, или вы уже до этого там были?

- Нет, я человек, который бывал в Крыму еще до распада Советского Союза.

Константин Чуриков: Я просто должен сказать, что есть особая порода людей, некая просто секта, крымолюбы, которые, что бы ни происходило, они в любом случае каждый год едут в Крыму.

Юрий Барзыкин: Есть за что любить Крым.

Константин Чуриков: Безусловно, никто не спорит. Я люблю Сибирь.

Юрий Барзыкин: Их немало, их становится больше.

Оксана Галькевич: Уважаемые гости, давайте, чтобы сразу сравнить два взгляда разных людей, это была Анна из Перми, а теперь Волгоградская область, Андрей. Он был, по-моему, неделю назад. Андрей, здравствуйте.

- Здравствуйте. Неделю назад из Крыма, и я раньше тоже принадлежал к таким крымолюбам, но последняя моя поездка меня разочаровала.

Константин Чуриков: И вы стали крымофобом.

- У Крыма огромный потенциал, если им заниматься. Про цены, действительно все говорят, цены просто берутся не из чего. Такое чувство, что люди хотят заработать… Если мало туристов, то мы поднимаем цены втридорога. Здоровой конкуренции я там не увидел вообще. Про питание отдельный разговор. Нормально покушать, чтобы…

Константин Чуриков: Голодным не встать из-за стола.

Оксана Галькевич: И не лечь спать.

- …тысячи рублей не хватает в обычной столовой, что в сравнении с тем же самым Краснодарским краем это дорого. В Турции не был, но по всем рассказам и разговорам туда реально дешевле. И самая большая проблема (тут уже деньги второстепенны) – это сервис. Мы ездили не по путёвкам, а на автомобиле самостоятельно. Во-первых, поиск жилья непонятный. То какая-то халупа, то нереальные цены. И ценовая политика, и сервис проигрывают всем, хотя Крым нравился.

Константин Чуриков: А бывает так, что и халупа, и задрали цены?

Оксана Галькевич: Вот так. Спасибо большое, Андрей.

Юрий Барзыкин: Нет, можно просто ехать самостоятельно, а забронировать размещение, пусть даже малое средство размещения, небольшой отель, как рассказывали нам 1200 руб. (это средняя цена), достаточно систем, где не какую-то халупу выбрать, а с соответствующим качеством.

Сергей Агафонов: Это неорганизованный туризм, это посмотрел билет, посмотрел отель и поехал, то есть здесь ответственность лежит на самом потребителе.

Юрий Барзыкин: Конечно. Отдельно услугу тоже можно приобретать.

Константин Чуриков: Сейчас давайте посмотрим, что ответили нашим корреспондентам разные люди, прохожие, обычные россияне на улицах нескольких городов, каким курортам они отдают предпочтение, российским или зарубежным, и почему.

(СЮЖЕТ.)

Константин Чуриков: Еще раз хочется о Крыме сказать. Пришла СМС из Республики Крым: "Потому что никто не говорит о том, что с этими дорогими ценами живут сами крымчане?". Да, действительно, там тоже, наверное, народу нелегко.

Давайте к нашему туризму. Сейчас у нас лето потерянное во всех смыслах. Мы видим, какая статистика, видим, что и лето местами не лето. Хорошо, давайте на следующий год загадаем желание. Что сейчас в первую очередь должно сделать государство, с чего начать, чтобы в следующем году тенденция была другая?

Юрий Барзыкин: Государство и делает, просто нужно это делать на таком уровне, как это делают наши партнеры и конкуренты.

Константин Чуриков: То есть государство это делает хуже?

Юрий Барзыкин: Нет, не хуже, а недостаточно. Есть федеральная целевая программа, и она продлевается на следующие годы, но нужно больше вкладывать в объекты инфраструктуры для того, чтобы и в Крыму, и по побережью помимо Сочи (это, пожалуй, единственная территория, которая обустроена инфраструктурно) люди могли получать соразмерно отдых, к которому они привыкли или хотят привыкнуть за рубежом. И продвижение – то, чего абсолютно не хватает.

Константин Чуриков: Сергей Юрьевич, ваш вывод, что нужно сделать?

Сергей Агафонов: Нужно раздвигать сезоны, если говорить про наши российские курорты, делать различные программы, которые стимулировали бы людей туда ехать. Прежде всего, это упирается в цену. Раньше начинается сезон, позднее он заканчивается, легче для отельеров, проще развивать инфраструктуру, вкладывать деньги.

Без развития гостиничной базы, без ассортимента сложно двигаться дальше вперед.

Константин Чуриков: Спасибо уважаемым экспертам, зрителям. Очень много сообщений. К сожалению, все невозможно прочесть. У нас в студии были Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туристической индустрии.

Оксана Галькевич: И Сергей Агафонов, генеральный директор сети магазинов горящих путевок. Спасибо всем телезрителям, кто приглашал нас куда-то в гости приехать. Например, "Приезжайте в Грозный", – пишет нам Чеченская Республика. Это Костя, он очень любит горы. Меня зовут в Астрахань: "И согреетесь, и рыбы покушаете". Обязательно приедем. Спасибо.

Константин Чуриков: Обязательно. Любим все регионы страны.