Сергей Лесков: У нас не только производительность труда низкая, но и "производительность" отдыха тоже

Гости

Оксана Галькевич: Прямо сейчас, уважаемые друзья, будем обсуждать темы этого дня – главные темы с Сергеем Лесковым, обозревателем Общественного телевидения России. Он уже к нам приближается.

Константин Чуриков: Приближается. Здравствуйте, Сергей Леонидович.

Сергей Лесков: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Ваше появление неотвратимо. Здравствуйте, Сергей.

Сергей Лесков: Да, как ураган "Ирма".

Константин Чуриков: Если не секрет, что в вашей папке?

Сергей Лесков: В моей папки всякие тексты, бумажки, наброски.

Константин Чуриков: Мысли, Сергей, мысли.

Оксана Галькевич: Глубокие.

Константин Чуриков: Излагайте.

Сергей Лесков: Майские указы…

Итак, приближается столь же неотвратимо, как наши комментарии, бабье лето, и самое время подвести итоги курортного лета. Подсчитано – это невеселая новость – что российские курорты снизили свои доходы на треть. А причина проста: завышенные цены. Кроме того, несмотря на все обещания о том, что после введения норм провоза багажа и тех билетов, которые нельзя сдавать, авиакомпании понизят цены – это все оказалось обманом. Треть – это очень большие потери для курортного бизнеса. И в итоге даже тем гражданам, которые больше всего на свете любят родные березки, не остается ничего другого, как ехать отдыхать за границу.

Вторая тема. Если вы помните, мы вчера говорили о том, как много у нас в стране так называемых военизированных структур или силовиков – почти 5 миллионов человек. Но российский бизнес несмотря на такое обилие этих структур все равно чувствует себя незащищенным. Потрясающая цифра: 60% наших бизнесменов не верят в то, что в случае конфликта их может защитить суд, а полагаются на так называемый административный ресурс. И в итоге за короткое время отток капитала из страны увеличился в 2 раза.

Наконец, Прибалтика, которая когда-то была нам родной, а сейчас стала просто соседней. Россия строит на Балтике новые порты, новые терминалы, новые паромы. В итоге огромный российский транзит, который шел на Запад через прибалтийские порты, сейчас фактически сходит на нет, и по разным оценкам балтийские страны теряют до 15% своего ВВП. В итоге демографический кризис, молодежь уезжает из страны, резко снижается рождаемость, зато большие приобретения – членство в Евросоюзе и НАТО. Кому это выгодно? – политикам или населению этих замечательных стран? Давайте это обсудим.

Константин Чуриков: Сергей Леонидович, наверное, последняя новость в связи с тем, что мы вчера вам заказали какую-то позитивную информацию, потому что там зрители писали, что все плохо, все плохо. О хорошем тоже сегодня, да?

Сергей Лесков: Да, это конечно… Когда соседу плохо, это самое радостное, что может произойти.

Константин Чуриков: Корова сдохла, да.

Сергей Лесков: Да. У соседа дача сгорела – чужой человек, а все равно приятно, как говорят в народе.

Ну так вот. Как я уже сказал в анонсе, курорты потеряли треть доходов. Вообще, честно говоря, лично я давно не имею опыта общения с российскими курортами…

Оксана Галькевич: Мы это знаем.

Константин Чуриков: Да.

Сергей Лесков: …по той простой причине, что он у меня… Он большой вообще, но исключительно негативный. Я не знаю, может быть, кто-то и не разделяет таких впечатлений. Причем вот это снижение на треть – казалось бы, оно объясняется тем, что Турция вернулась на наш рынок. Но это не совсем так. Дело в том, что эта статистика касается не только морских курортов, но и экскурсионных туров по Центральной России.

Константин Чуриков: Вы знаете, в этой связи… Мне сегодня глянулась такая новость – наверное, вы видели, что "РИА Новости" сообщили: в РЖД заявили, что готовы помочь канцлеру Германии Ангеле Меркель совершить поездку мечты по Транссибирской магистрали (она недавно обмолвилась, что у нее мечта увидеть скалистые голы в Северной Америке и в России Транссиб), и вот…

Сергей Лесков: Я, кстати говоря, ездил по Байкало-Амурской магистрали с агитпоездом комсомольским. И, в общем, конечно… Там же надо все время выходить на всяких станциях… Это, конечно, потрясающие впечатления. Но Ангеле Меркель надо помнить, что на трассе Байкало-Амурской магистрали – по крайней мере прежде – был сухой закон, как в мусульманских странах.

Константин Чуриков: Она по Транссибу поедет, а там все иначе. Ну если поедет.

Сергей Лесков: На Транссибе, конечно, нетсухогозакона, но на БАМе уже сухой закон. Ну а Северомуйский тоннель – это, конечно, покруче будет, чем любой альпийский тоннель, в общем-то. Ради бога, пусть едет.

Оксана Галькевич: Может быть, дешевле будет позвонить просто Ангеле Ивановне Сергею Леонидовичу…

Сергей Лесков: Пересказать.

Константин Чуриков: Они как-нибудь между собой договорятся. Сергей Леонидович, а кого все-таки винить в том, что так упал турпоток, помимо отельеров, помимо того, что они там не снижают цены, негибкие и так далее. Все-таки авиакомпании, извините, наш главный железнодорожный перевозчик?

Сергей Лесков: Здесь целый, конечно, сонм проблем. Авиакомпании тоже. Вы знаете, тут ведь было несколько новостей, связанных с нашими авиакомпаниями. Во-первых, ввели так называемые невозвратные билеты. Когда их вводили, авиакомпании – да и Минтранс – говорили, что цены упадут на четверть. Это неправда. Вся эта история лишний раз подтверждает: когда чиновники говорят, что они что-то делают ради твоего блага…

Оксана Галькевич: Чтобы стало дешевле.

Сергей Лесков: …станет дороже наверняка. Так же оказалось и с этими самыми невозвратными билетами. Ничего подобного: они сначала снизились, но не на четверть, а на 10%, причем это было в период кризиса и, наверное, из-за кризиса просто произошло снижение цены. Но то же самое… Помните, мы этим летом много обсуждали вот эту вот катавасию с багажом?

Константин Чуриков: В шубе, без шубы.

Сергей Лесков: Я так толком и не разобрался: какой-то багаж… Короче, если ты летишь без багажа, то билет дешевле. Это будет с 1 октября. Некоторые граждане – ну смотаться в командировку, туда-сюда – стали покупать эти билеты, не удосуживаясь проверить, сколько стоят билеты с багажом. Поверили. Оказывается, билеты без багажа дороже. Уже проведены эти исследования. То есть практика опровергает все посулы авиакомпаний и Минтранса каждый день. Никакого снижения нет. Например, в мае билеты в Краснодарский край в аэропорт Анапы стоили до 18 тысяч. Ну кто полетит? Ведь это стоимость в Испанию слетать.

Оксана Галькевич: Это из Москвы вы имеете в виду?

Сергей Лесков: Из Москвы, конечно.

Оксана Галькевич: А еще Дальний Восток есть.

Константин Чуриков: Как человек, который изучал этот вопрос – это даже больше, чем в Испанию.

Сергей Лесков: Больше, причем в одну сторону 18 тысяч. Сейчас в Турцию слетать туда-обратно 10 тысяч. Можно найти такие билеты? Я очень сильно сомневаюсь. И поэтому многим приходится отказываться от отдыха на этих наших черноморских курортах просто из-за завышенных цен.

Есть еще одна проблема, связанная вот с чем. Если мы хотим, чтобы у нас уровень бизнеса был такой же, как в Турции, то надо строить большие отели. Для того чтобы строить большие отели, туда должен прийти большой бизнес. Сейчас 80% всех отдыхающих на Черном море живут в этом так называемом Шанхае – в маленьких гостиницах, где...

Константин Чуриков: В мини-отелях, Сергей? В Шанхае…

Сергей Лесков: Это не мое слово, это так, народный сленг. Поднять уровень этого самого Шанхая до уровня Турции невозможно – нужны крупные вложения, нужны дешевые кредиты. Сейчас крупный бизнес не вкладывается в курортную структуру по очень и очень многим причинам.

Константин Чуриков: Может быть, их еще не пускают туда? Все схвачено…

Оксана Галькевич: Там и так доходы хорошие. Высокомаргинальный регион.

Сергей Лесков: Ну да. Если у нас весь бизнес находится в стадии анабиоза, то, наверное, и этот тоже. Можно было бы чем-то его привлечь: можно было бы снизить тарифы в доступе к коммунальным сетям, что-нибудь предложить удобное в инфраструктуре. Но никаких льгот для потенциальных инвесторов не предлагается. Поэтому если смотреть вперед на 2018 год и далее, я не думаю, что радужны наши ожидания оттого, что в Крым потянутся люди и в большой Сочи… Конечно, есть поклонники этих мест…

Константин Чуриков: Там же просто красиво, если с точки зрения эстетики природной.

Сергей Лесков: Да, там хорошо. В Турции тоже красиво, между прочим.

Оксана Галькевич: Теоретики.

Константин Чуриков: Я в Крыму бывал, не надо.

Сергей Лесков: Если выйти за пределы allinclusive, что, впрочем, делают немногие наши люди, ибо все прекрасное, что есть в Турции, у них ограничивается вот этим отелем… Да у нас и питание дороже, к сожалению, что тоже непонятно. Несмотря на то, что губернатор Краснодарского края стал министром сельского хозяйства, я бы не сказал, что аграрный сектор Краснодарского края является примером для подражания. Я недавно увидел статистику – это камень в огород министра сельского хозяйства. Как вы думаете, где природные условия для ведения сельского хозяйства лучше? – в Краснодарском крае или в Финляндии?

Оксана Галькевич: Ну конечно в Финляндии, тут вопросов даже нет. Ну что вы, господи.

Сергей Лесков: Конечно. Финляндия – это субтропическая зона. Так вот объем сельхозэкспорта из Финляндии в 2 раза выше, чем объем всей сельхозпродукции в Краснодарском крае. Как это может быть? У меня совсем не укладывается в голове. Поэтому, может быть, министром сельского хозяйства России следовало бы назначить не губернатора Краснодарского края, а какого-нибудь просто фермера с севера Финляндии?

Константин Чуриков: Варяга такого?

Сергей Лесков: Варяга, да. Позвать в очередной раз, пусть он поднимет наше сельское хозяйство. Кстати говоря, если, Костя, вы стали говорить про авиабилеты, то этим летом цены на авиаперевозки за границу упали на 15-20%. То есть зарубежные авиакомпании знают, как привлечь туристов.

Константин Чуриков: У них там вообще дефляция в полном смысле слова.

Сергей Лесков: Да. Собственно, загнивающий Запад, конечно, просто уже не знает…

Константин Чуриков: …как нам насолить.

Сергей Лесков: Да, какую свинью нам подкинуть. Таким образом, в общем, мы часто говорим… Вот что я хочу сказать напоследок. Мы часто говорим, что у нас низкая производительность труда, но если "производительность отдыха" взять – может такой термин быть введен? – то у нас и она какая-то низкая. Оказывается, что отдых в России не экономичен.

Оксана Галькевич: Экономически невыгоден.

Константин Чуриков: Вы говорите о выгоде и о возможности выбора…

Сергей Лесков: Бизнес разорителен, а отдых невыгоден.

Константин Чуриков: Смотрите. Если выбора нет, человек, например, полицейский, и выезжать ему нельзя…

Сергей Лесков: Да, мы об этом говорили.

Константин Чуриков: …то отдыхать надо здесь.

Сергей Лесков: Да. Я сегодня увидел цифру – по-моему, 1.6 миллиона граждан получили уведомления о запрещении выезда за границу, что, по-моему, не считая вот этих вот полицейских и работников других силовых структур. То есть довольно большой контингент наших граждан просто вынужден отдыхать на наших курортах. Кстати, сравнительно на том же уровне остались только Кавминводы. Но, по-моему, их привлекательность связана с тем, что это в основном такой оздоровительный отдых.

Константин Чуриков: Просто туда каждый год приезжает Валентина Ивановна Матвиенко и там постепенно наводит порядок, как мы знаем: то лавочки…

Сергей Лесков: А еще туда поехал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Константин Чуриков: Это, конечно, происходило не одномоментно.

Сергей Лесков: И обратно не вернулся, надо сказать.

Оксана Галькевич: Такие времена настали, Сергей, что надо все-таки людям напоминать о том, что Лермонтов и Матвиенко не современники.

Сергей Лесков: Да. Мы кроме этого хотели поговорить еще вот о чем.

Вчера мы обсуждали, какие профессии являются самыми популярными в нашей стране. Помните самые популярные профессии? – водитель. Водителей у нас 5 миллионов. И вообще я думаю, что их будет еще больше, потому что есть некая тенденция к тому, чтобы не владеть личным автомобилем: появился какой-то каршеринг, все более популярным становится такси, да и цены невысоки. Но притом что водителей больше, значительно больше – в 2 раза – стало и охранников, а вместе с силовыми структурами вообще фактически 5 миллионов. Казалось бы, такая армия людей, которые все стерегут и охраняют, должна способствовать чувству защищенности частного бизнеса, который, напомню, по Конституции Российской Федерации имеет те же права, что и государственная форма собственности. Но в действительности… Результат недавнего опроса говорит о том, что 60% наших предпринимателей не верит в то, что их может защитить суд, а потому полагаются на административный ресурс. А что такое административный ресурс?

Константин Чуриков: Знакомство с губернатором, с главой района хотя бы…

Сергей Лесков: Не только с губернатором, а с теми же самыми силовиками. И теперь круг замыкается. То есть силовиков у нас так много, потому что это форма бизнеса, и они участвуют… Знаете, есть такое "крыша протекла" – это термин, который относится вовсе не к проблемам ЖКХ, а к проблемам любого бизнеса. И таким образом найдена разгадка этого сфинкса, почему так много у нас силовиков и охранников – это просто часть бизнеса какая-то.

Оксана Галькевич: Они бизнесмены, оказывается.

Сергей Лесков: Бизнесмены, да. Они не столько следователи, сколько бизнесмены. И, кстати говоря, именно поэтому – это я уже серьезно говорю – в тех предположениях экономической реформы, которые сейчас обсуждаются, первым пунктом (особенно у Кудрина) идет судебная реформа: до тех пор, пока не будет возвращен авторитет российскому суду, и инвестирования, которого, как мы замечаем, нет даже на курортах, где, казалось бы, деньги должны расти просто как трава, поскольку климат хороший, не будет ничего. И это же объясняет двукратный по сравнению даже с прошлым не слишком благодатным годом рост оттока капитала из России: только за первое полугодие 15 миллиардов долларов ушло – ну 14. Вам цифра "14" ничего не напоминает? 14 миллиардов рублей потрачено на парк "Зарядье".

Оксана Галькевич: Ах.

Сергей Лесков: Если… Ну это за полгода 14 миллиардов долларов, таким образом, за целый год будет 100 парков "Зарядье" – они ушли из России. Если бы эти деньги остались в России, то во всех этих самых субъектах федерации можно было бы поставить по парку "Зарядье" – даже в тундре.

Оксана Галькевич: Знаете, если в Москве, то не факт, что во всех субъектах федерации…

Константин Чуриков: Китайскими иероглифами там еще кое-что написали.

Оксана Галькевич: Можно было бы в одном субъекте федерации, если бы не ставить один парк "Зарядье", то чего только полезного можно было сделать во всех субъектах федерации, мы себе даже не представляем.

Сергей Лесков: Можно вообще, конечно, обязать бизнес: "Если ты хочешь, чтобы твои капиталы оттекли из России, построй сначала парк "Зарядье". Один парк "Зарядье" – один, но нормальный. Поскольку вот, видите, такое сопоставление просто напрашивается.

А вообще-то в этом исследовании по бизнес-климату в России много таких удивительных цифр. Положительным бизнес в своем регионе оценивают только 18% предпринимателей. И что еще интересно по отношению к суду. Как мы знаем, суд восстанавливает справедливость и для суда размер не имеет значения. Однако выясняется, что чем крупное предприниматель, тем более он доверяет суду.

Константин Чуриков: Все логично: чем крупнее, тем больше у него ресурсы.

Сергей Лесков: Это как у Годзиллы… Да, ресурсы больше. Но вроде бы справедливость и ресурс – вещи из разных весовых категорий, перпендикулярных. Тем не менее действительность говорит о том, что 60% компаний среднего размер считают, что не защищены, а если крупные, то 40%. Видите, в 1.5 раза. Тут очень много таких любопытных вещей. Я должен сказать, что в последний раз, когда президент говорил о проблемах частного бизнеса, он порекомендовал обращаться в общественные организации, а также к бизнес-омбудсмену. Вероятно, схема такая: обиженный частный предприниматель обращается к бизнес-омбудсмену, а бизнес-омбудсмен обращается к президенту. Видимо, такой ручной режим наведения порядка в бизнесе вряд ли будет эффективен. Очевидно совершенно, что без реформы суда абсолютно не обойтись.

Ну и, наконец, третья тема совершенно конкретная, а не абстрактная, связана с российским эксклавом. Вы знаете, такой есть термин, который недавно появился по отношению к Калининградской области – эксклав. У России было несколько эксклавов. Был еще в 1950-е гг. Порт-Артур, по-моему – мы его подарили китайцам. Нам кажется, что это небольшой такой порт, но на самом деле возникший там город Далянь насчитывает почти 10 миллионов человек. Подарили Восточно-Сибирскую железную дорогу, а ведь и по ней могла проехать фрау Меркель; там была российская концессия. Закрыли всякие военные базы на Кубе и во Вьетнаме, и вот мне кажется, что из этих многочисленных российских эксклавов у нас остался только один – это Калининградская область. Но вся незадача в том, что находится она, конечно, в стратегически невыгодной ситуации, и некая угроза этому нашему последнему эксклаву все время увеличивается. Дело в том, что… Вы знаете, что страны Балтии вошли в НАТО и там все время проводятся учения. На этих учениях в открытую проходят тренировки по блокировке Калининградской области. Там 4 тысячи военнослужащих НАТО расквартированы, но подготовлена база для 150 тысяч военнослужащих. И вот на последних учениях они учились, как подвергнуть блокаде Калининградскую область.

Константин Чуриков: Они это серьезно? Когда речь идет, пардон, о ядерной державе, вообще всерьез можно рассматривать такие учения? – просто даже как мысль.

Сергей Лесков: Ну а что, бомбить Ригу, что ли, ядерными зарядами?

Константин Чуриков: Но центр НАТО находится не в Риге, мы с вами понимаем прекрасно. А мозговой центр тем более не в Брюсселе.

Сергей Лесков: У меня язык не поворачивается фантазировать на эту тему. Проще все-таки обеспечить транспортные потоки в Калининград. Сейчас в Калининград ходят два стареньких парома. РЖД получило концессию на строительство трех новых мощных паромов. Кстати говоря, объем этого "Зарядья", я прошу прощения за эту цифру – 14 миллиардов рублей. То есть 3 парома, которые будут связывать Санкт-Петербург и Калининград – это стоимость одного парка "Зарядье". Это будут огромные паромы – по-моему, там 66 вагонов будет – дикое количество машин и счастливое число, конечно, просто пассажиров. Вы, кстати, когда-нибудь плавали на пароме?

Константин Чуриков: Не доводилось.

Оксана Галькевич: Вы знаете, я никогда не плавала, но просто знаю, что из Петербурга сейчас это паромное сообщение в последние годы весьма активно развивается. Правда, конечно, не с Калининградом: не видела ни одного паромного рейса в Калининград. Хельсинки, Таллин, Стокгольм – куда угодно, только не в наш эксклав.

Сергей Лесков: По-моему, паром из Устюга ходит. Но там один из паромов стал, по-моему, на прикол, а второй ходит. Но регулярность этих рейсов я не знаю. В общем, это сделать необходимо. Уже, по-моему, в 2019 году эти паромы должны начать свое движение. А всего необходимо построить 6 паромов. И тогда транзит через Литву будет как бы отменен.

А сами прибалтийские страны находятся в большом беспокойстве по поводу отмены российского транзита, но не только пассажирского, а и грузового, и вот почему. Минимум 1 миллиард долларов получали эти страны от российского транзита, а именно это нефть. Я вот помню такие цифры, когда экспорт российской нефти совсем недавно (по-моему, лет 7-8 назад) поднялся до 245 миллионов тонн в год, 190 проходило через балтийские терминалы. 1.5 миллиарда долларов получали страны, а у них ВВП порядка 8-9 миллиардов. То есть понятно, что это 10-15% ВВП этих стран. Когда стало ясно, что Россия разместила заказы на строительство этих паромов, Литва тут же снизила тариф на железнодорожные перевозки на 15%, чтобы удержать все-таки эти потоки. Но мне кажется, что поезд уходит навсегда, потому что выгоднее через свои порты… Очень большой порт построен в Устюге, он уже начал строиться, там терминал где-то около Ленинграда…

Оксана Галькевич: Это как раз к эстонцам поближе. Приморские со стороны Финляндии – мы их со всех сторон обложили, мы молодцы.

Сергей Лесков: Между прочим, по-моему, премьер-министр Литвы несколько лет назад обвинял Россию в транспортной блокаде, но это немножко странно: нам выгоднее все-таки своими портами пользоваться.

Оксана Галькевич: Мы думали, что это честная конкуренция, а это, оказывается, блокада.

Константин Чуриков: Сергей Леонидович, а может быть, все так быстро задвигалось и мы, как сказала Оксана, молодцы просто потому, что не так давно Владимир Владимирович на совещании как раз очень интересовался, почему все еще грузы идут не через эти порты на нашей Балтике.

Сергей Лесков: Вы знаете, есть такой там в Латвии порт Вентспилс. Вообще-то исторически этот город называется Виндава, а вообще еще раньше он назывался Виндау – это замок, построенный ливонскими рыцарями, а никак не латышскими крестьянами, которых тогда, в общем-то, и не было в помине, еще в раннем Средневековье. Теперь он почему-то называется Вентспилс. Там был построен крупнейший на Балтике терминал: его стоимость строительства равнялась 4-м годовым бюджетам всей Латвии – причем так, чтобы старики ничего не ели, а школьники не ходили в школу. При этом Латвия выдвигает России претензии за советский период – по-моему, 180 миллиардов долларов. А сейчас… Во времена СССР, когда этот терминал работал в полную мощность, там было 50 тысяч человек, и значительная часть была, конечно, связана с портом. Сейчас там живет 35 тысяч человек в городе. То есть фактически этот самый крупный промышленный объект умирает.

Константин Чуриков: Сергей, у зрителей много вопросов.

Оксана Галькевич: Я просто чтобы далеко не уходить от этой темы портов. Почему не все идет через эти порты, как было сказано на основании высказываний президента Путина. Там ведь еще и братья-белорусы тоже как-то ведут себя не всегда так, как мы от них ожидаем. Там тоже все связано с тарифами на железнодорожные перевозки… И Путин сказал: "Ну давайте, ну предложите выгодные условия".

Сергей Лесков: Это правда. Надо напомнить географическую карту: у России есть границы с Эстонией и с Латвией, но нет границы с Литвой. Поэтому в Калининградскую область поезда идут через Белоруссию и через Литву просто по географическим условиям; хорошо что не через Польшу – тоже можно было бы с той стороны зайти.

Константин Чуриков: Это был бы крюк к тому же.

Сергей Лесков: Да, был бы небольшой крюк. Хотя значительная часть Литвы до Второй мировой войны, как мы знаем, принадлежала Польше во главе со столицей Вильнюсом.

Да, в общем, вот эта война тарифов, конечно, ведется, но тем не менее все-таки сама… Вы понимаете, сама вот эта вот вовлеченность прибалтийских стран, особенно Латвии и Литвы, в экономическую орбиту России говорит о том, что и то, когда мы находились в рамках одной страны, не было только политическим диктатом – это была какая-то во многом и взаимная польза. Кстати, когда эти страны попали в состав Российской империи, вы помните? Какой-то шведский король за 2 миллиона ефимков продал после Ништадтского мира Петру I. И, в общем-то, тогда про латышей как говорили? – "какие у латыша вещи? – нос да клещи". Это были самые гиблые такие места во всей Северной Европе, и, в общем-то, они поднялись на достаточно высокий уровень именно в советский период. А сейчас у них коэффициент рождаемости, например, в той же Латвии, которую я очень хорошо знаю, снизился с 2.15 до 1.45. То есть это не просто демографический кризис, а это катастрофа.

Оксана Галькевич: Сергей, а вот скажите. Вы в самом начале сказали о том, что страны Балтии выбрали членство в Евросоюзе, членство в НАТО, соответственно, некая, так скажем, неприязнь, отторжение какой-то кооперации, союза с Россией. Допустим, они не выбрали ни то, ни другое. Они собственными ресурсами способны были бы как-то жить, развиваться?

Сергей Лесков: А что такое собственные ресурсы?

Оксана Галькевич: Вот вы хорошо знаете Латвию и расскажите нам, есть ли там такая возможность.

Константин Чуриков: Шпроты, Dzintars.

Сергей Лесков: Шпроты, кстати говоря, есть не только рижские, там несколько шпротных заводов…

Оксана Галькевич: В наших магазинах есть и калининградские, кстати.

Сергей Лесков: И там рижские шпроты, на мой вкус, не самые лучшие. Там какой-то есть город Саласпилс, по-моему – там даже лучше шпроты, но речь сейчас не об этом.

Значительная часть молодежи из Латвии и Литвы уехала на Запад в поисках заработков. Нет мест, где могут работать молодые люди. Это очень большая проблема. И сейчас, наверное, есть еще какое-то такое наркотическое опьянение перспективами Евросоюза, но это же, конечно, пройдет. Обида на коммунистических диктат, конечно, есть. Наверное, не всегда были справедливы наши крепкие объятия, но в то же время я совершенно уверен, что именно благодаря такой вот тесной кооперации с Россией на протяжении трех веков эти страны смогли сильно поднять свой потенциал. Это касается и Эстонии, где люди живут выше, чем в других прибалтийских странах. И вот этот разрыв, на самом деле, мне кажется, принес большой урон прибалтийским странам, но, впрочем, и России тоже.

Константин Чуриков: Сергей, мнение зрителей по поводу первой темы, по поводу того, как проигрывают наши курорты. Вера из Мордовии пишет: "И в Крыму были, и в Анапе – нам понравилось, хватит злословить". В то же время другой зритель летел отдыхать в Крым, хотел отдыхать там, а в итоге полетел во Вьетнам, так как это было на 15 тысяч дешевле. Андрей из Астраханской области просит вас прокомментировать предстоящее повышение цен на бензин – речь идет уже о решенном вопросе про рост акцизов.

Сергей Лесков: Совсем недавно были клятвенные обещания нашего правительства, что налоги не будут подниматься, но уже тогда нашлись какие-то скептики, которых наша зрительница может назвать злословием. Но тем не менее скептики говорили, что цены будут повышаться; может быть, это не будут повышения налогов, но найдут какие-то другие термины, а смысл будет один и тот же. И у нас на самом деле по всем позициям идет повышение цен, хотя налоги и не повышаются. Я слышал, что вот это вот повышение тарифов, о котором вы, Костя, сказали, пойдет на Крым и на Калининградскую область.

Оксана Галькевич: Как раз на ту самую – на тот самый эксклав.

Сергей Лесков: Да, то как раз то, о чем мы говорили.

Константин Чуриков: И на туризм, и на порты.

Сергей Лесков: Но секретПолишинеля курортного подъема состоит в том, что там должна быть конкуренция. А когда конкуренции нет, вот и получается, что мы проигрываем. А вот с Турцией у нас есть конкуренция, и мы проигрываем.

Оксана Галькевич: Сергей, а почему у нас другие города в расходах проигрывают столице Российской Федерации? Вы знаете, сейчас такая популярная тема – откроют очередной парк какой-нибудь "Зарядье" в Москве, и регионы начинают обсуждать, куда бы столицу перенести. У нас тоже было такое сообщение, Костя себе отложил.

Константин Чуриков: Вячеслав Катлинский из Брянска: "Как вы считаете, куда нужно перенести столицу? Московская культура (я мягко скажу) не нравится всей России".

Сергей Лесков: Очень много было предложений на эту тему, куда перенести столицу.

Оксана Галькевич: Как вы считаете?

Сергей Лесков: В какой город? Там фигурировал Екатеринбург, Новосибирск, еще какие-то города.

Оксана Галькевич: Может быть, мы воздвигнем новый город на брегах чего-нибудь.

Сергей Лесков: На эту тему, если хотите, мы можем поговорить как-нибудь отдельно. Но дело в том, что главная причина, почему это не может состояться – это провинциализм наших чиновников, для которых смысл жизни состоит в том, чтобы перебраться в Москву. Если они не могут, просто генетически не могут принять решение о переносе столицы в другой город, потому что это значит наступить на хвост своей песне, перечеркнуть весь смысл своей жизни. "В Москву!" говорили не только чеховские сестры, а это говорит каждый нормальный российский чиновник. Он не хочет в Екатеринбург, он хочет в Москву.

Константин Чуриков: Нормальный – то есть типичный?

Сергей Лесков: Типичный, да.

Оксана Галькевич: Некоторые говорят: "Вон из Москвы, сюда я больше ни ногой"…

Сергей Лесков: А из Москвы уезжают на 101-й километр – это крах всех жизненных надежд.

Константин Чуриков: А между тем через несколько минут мы будем как раз-таки говорить о развитии – может быть, правильнее сказать о спасении – Дальнего Востока. Спасибо. В студии был Сергей Леонидович Лесков.

Оксана Галькевич: Сергей, вы знаете, вас приглашают в ближайший отпуск в Бурятию на горячие источники и на Байкал. Там такая красота, пишут нам телезрители.

Константин Чуриков: Отдохнете хорошо.

Сергей Лесков: Я был в Бурятии, был в Забайкалье.

Оксана Галькевич: Видимо, давно: там стало еще краше…

Сергей Лесков: Нет, я был там совсем недавно. Я был даже в Краснокаменске.

Оксана Галькевич: Вот это да. Какие слова, какие географические названия.

Константин Чуриков: Сергей пока никуда не уезжает, он все еще с нами и завтра в 19:30 вернется. Смотрите темы дня с Сергеем Лесковым на ОТР. Спасибо, Сергей.

Сергей Лесков: До завтра. До свидания.

Темы дня от обозревателя