Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Роман Федотов: Гжель и хохлома к нам едет из-за рубежа! Но у таможни нет легального права остановить и проверить эту продукцию

27 декабря 2017

Гости

Роман Федотовдиректор Ассоциации лицензирования и мерчендайзинга "ОЛИМП"

Ольга Арсланова: Ну а мы продолжаем. Депутаты, сенаторы, члены правительства займутся народными промыслами, а точнее им поручено продвигать региональные российские бренды, так что, возможно, появятся в нашей стране новые товарные знаки, чтобы защитить рынок от китайского и турецкого контрафакта, по крайней мере такова идея.

Юрий Коваленко: Кстати, важно: недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала о чувстве стыда из-за матрешек. Она была расстроена тем, что несмотря на обилие в России разнообразных народных промыслов приобрести на ярмарке у Красной площади можно только примитивные матрешки. Комментируя просьбу главы Ассоциации народных и художественных промыслов России помочь с продвижением продукции таких промыслов и их брендов, Матвиенко сказала, что поручит заняться этим всем сенаторам.

Ольга Арсланова: Ну а в мае этого года президент Владимир Путин поручил правительству разработать некую дорожную карту, которая обеспечивает сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел. Также было предложение зарегистрировать на государство в качестве товарных знаков узнаваемые графические элементы, которые характерны для русских промыслов, регионам предложили более активно работать с бизнесом, над созданием и поддержкой брендов на местах. Ну и надо сказать, что регистрация местных брендов в этом году действительно выросла по сравнению с прошлым годом, приводятся разные цифры (40%, в частности), при этом более чем из трети субъектов нашей страны не подано ни одной заявки. Будем выяснять в течение ближайших 30 минут, как помочь народным промыслам и нуждаются ли они вообще в помощи властей.

Юрий Коваленко: У нас в гостях Роман Федотов, директор Ассоциации лицензирования и мерчендайзинга "ОЛИМП". Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Роман.

Роман Федотов: Добрый вечер.

Ольга Арсланова: Звучит вроде бы как забота о промыслах, такая забота сверху, в общем, такая патерналистская вполне схема, привычная для нашей страны. Как вам кажется, это, во-первых, нужно? То есть мы понимаем, что есть некие бизнес-схемы, когда хороший товар продается и на рынке у него нет никаких проблем, а есть вот такая поддержка, которая может помочь, может не помочь, тут мы не знаем. Вам как специалисту как кажется?

Роман Федотов: Несомненно, народные художественные промыслы вообще как феномен некий, как явление историческое, культурное требует и заботы, и помощи со стороны государства. Другое дело, что надо разделять промыслы, имеющие художественную ценность, промыслы, являющиеся брендами уже на сегодняшний день, и ремесленничество, то есть те вопросы, которые связаны с производством товаров handmade и так далее. Если говорить, возвращаться к народным художественным промыслам и к брендам народного художественного промысла, которыми, например, является гжель, хохлома, известные всем, то в первую очередь для потребителя – и вы говорите вот о бизнес-схемах и так далее – это бренд, который воспринимается в виде некоего графического образа, будь то майолика гжельская, либо жостово, хохлома и так далее.

Ольга Арсланова: То есть человек просто видит нечто похожее и говорит: "О, это гжель".

Роман Федотов: Совершенно верно. И этим некоторые предприниматели пользуются, так как на сегодняшний день система защиты народных художественных промыслов состоит из очень эффективного инструмента, который защищает само наименование словесное: гжель, хохлома, жостово – это наименование мест происхождения товара, которые отлично защищаются. Действительно, на подделках, на товарах, которые делаются, скажем так, нелегально, никогда не написано, гжель это или хохлома, но сам узор, узнаваемый потребителем в конечном итоге, постоянно используется, что и вводит в заблуждение потребителей.

Ольга Арсланова: А их вообще можно защитить? То есть законодательно это вообще имеет смысл? Ведь всегда можно создать нечто похожее, и все вариации просто не опишешь.

Юрий Коваленко: И народный художественный инспектор будет ходить с ксерокопией настоящей гжели и проверять, да?

Ольга Арсланова: А вот здесь вот все-таки "гжель" на написано, но уж очень похоже, а вот это не очень похоже – вот с вас, пожалуйста, штраф, а вы пока продолжайте.

Роман Федотов: Надо отдать должное. Конечно, я с вами согласен, что неспециалист и потребитель порой не может отличить действительно оригинальную роспись или оригинальное изделие от подделки. И, к сожалению, любая защита – это не 100%-я гарантия. Но вот отвечая на тот вопрос, как защитить эти промыслы, возможно ли это вообще сделать? – конечно же, да. В институте права вообще существует такое понятие, как товарные знаки, географическое место происхождения товара и товарные знаки – это приблизительно похожие вещи, но в случае с товарным знаком регистрируются графические изображения, как известные всем бренды регистрируются собственные логотипы и прочее. И любой промысел (гжель или хохлома) является набором стилевых художественных элементов, которые соответствуют именно этому промыслу. Если этих художественно-стилевых элементов нет, они не присутствуют на изделии, то это нельзя отнести ни к гжели, ни к хохломе. Собственно говоря, наборы вот этих художественно-стилевых особенностей – мазок, рисунок, орнамент, относящиеся к этому промыслу – мы и предлагаем зарегистрировать в качестве товарных знаков.

Юрий Коваленко: Подождите, но все-таки я… Может быть, мне кажется, но, по-моему, происходит подмена понятий. Народный художественный промысел – явно это говорится не о фабрике, которая производит жостовские…

Ольга Арсланова: Народу же принадлежит мазок, рисунок.

Юрий Коваленко: Да, народу принадлежит.

Роман Федотов: Абсолютно согласен.

Юрий Коваленко: Если веками моя семья делала эти матрешки или вот эту какую-то роспись, мне, получается, там не место, я уже не народ и я уже не художественным промыслом занимаюсь?

Роман Федотов: Как раз наоборот. Именно потому, что художественные промыслы – это действительно достояние народа, это не образы, которые создавались конкретными авторами либо предприятиями, поэтому и права на эти бренды должны принадлежать народу и государству. И любой ремесленник, который действительно воспроизводит, используя соответствующие технологии народных художественного промысла, изделия, конечно же, будет иметь право абсолютно безвозмездно пользоваться этими графическими элементами.

Юрий Коваленко: А повторите, пожалуйста, бесплатно я могу получить лицензию?

Роман Федотов: Абсолютно. Более того, в уставе организации, которую мы предлагаем создать – некоммерческая организация "Роспромысел", которая и будет заниматься защитой этих промыслов, брендов и так далее – мы предлагаем записать как пункт устава о том, что промысел, народный художественный промысел или ремесленник будет иметь полное право безвозмездно пользоваться, если он производит продукт, соответствующий промыслу.

Юрий Коваленко: Подождите, а что тогда помешает производителям контрафакта таким же образом создать какого-то виртуального человека, который якобы давно занимается этим промыслом, зарегистрировать на него и официально продолжать гнать контрафакт?

Роман Федотов: Виртуального не получится, потому что…

Юрий Коваленко: Пусть реального даже.

Роман Федотов: …каждое обращение за такого рода разрешением и лицензией, так же как и сейчас обращение за получением права использовать наименование места происхождения товара – это процедура, которая соответствующим образом проводится, с проверкой, с контролем изделия, с контролем качества изделий и так далее. То есть если вы действительно можете производить на нашем предприятии либо усилиями группы людей продукцию, соответствующую (и в регионе, например, в Рузском районе) технологии гжели и так далее, вы получите не только право использовать безвозмездно образы народных художественных промыслов, но также получите право использовать наименования места происхождения товара и маркировать вашу продукцию брендом "гжель".

Ольга Арсланова: У нас есть сюжет нашего корреспондента о том, какие времена сейчас переживают ремесленники, кто на их бренды посягает. Давайте посмотрим, это история Максима Волкова.

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: Вот фраза прозвучала: контрафакт разоряет федоскинцев. Но не разоряет ли их цена? – маленькая шкатулка как смартфон, большая как подержанная иномарка. Об этом пишут наши зрители. Это приведет еще к подорожанию традиционных национальных товаров, жостовские подносы и так стоят как сапоги, лицензию просто будут продавать. Может быть, нужно признать, что в том объеме и в той ценовой категории, которая существует для этих товаров сейчас, это не массовый товар, его не будут покупать?

Роман Федотов: Несомненно. Настоящие ремесленные изделия авторов, художеств действительно на вес золота, за ними стоит очередь, люди записываются за много лет и ждут, когда мастер сделает…

Юрий Коваленко: Но это штучные изделия.

Роман Федотов: Это штучные изделия.

Ольга Арсланова: Это просто разные рынки получаются, это массовая штамповка.

Роман Федотов: Абсолютно с вами согласен. Но лицензирование открывает возможность легально производить сувенирную продукцию с образами федоскинской миниатюры, или жостовского орнамента, или гжельской майолики. То есть эта продукция выполняется с соблюдением художественных особенностей, используя конкретные styleguide и так далее, как в любом лицензируемом бизнесе. Эта продукция проходит контроль качества, это не товар, который появляется из ниоткуда и уходит в никуда – это продукция, которая приносит прибыль владельцу бренда, и эти средства могут быть направлены в развитие и в целом народных художественных промыслов, и конкретных брендов, будь то хохлома, гжель или жостово. В этом отличие.

Сейчас продукт, который на рынке, фактически является подделкой, но в правовом поле у нас нет инструмента, который позволит пресечь эту деятельность, потому что сами образы промыслов не зарегистрированы как товарные знаки. Этот тот барьер, который, к сожалению, не позволяет правоохранительным органам никак реагировать. Таможенный контроль, ФТС пропускает продукцию, потому что мы не можем внести в реестр объектов интеллектуальной собственности товарные знаки гжели и хохломы. У нас едут продукты народных художественных промыслов из-за рубежа, и у таможни нет никакого легального права эту продукцию остановить на таможне и выяснять.

Юрий Коваленко: Хорошо, а вот как быть с матрешками? ГОСТ на матрешку? Это самое распространенное, их тысячи видов, всевозможные, это только фантазия автора. Здесь есть смысл? Балалайка – это вообще музыкальный инструмент, начнем с этого. Нельзя ввести ГОСТ на гитару и запретить всем делать гитары именно такого вида. Как здесь быть?

Роман Федотов: Нет, конечно. Речь идет о брендах, об образах народных художественных промыслов, которых не так много, и это те образы, которые сложились десятилетиями именно за счет художественной деятельности, за счет авторского вложения: каждый автор вносил что-то на протяжении столетий, и возникли те образы, которые мы сейчас узнаем. Они не меняются, они остались такими, какими, собственно говоря, их создали. А то, что вы называете – это изделия…

У матрешки корни как бы не совсем даже из России – это и Юго-Восточная Азия, и Япония конкретно. Здесь скорее всего речь идет о разных понятиях. То есть мы не говорим о том, что это традиционное какое-то изделие, и матрешка действительно ассоциируется с Россией, но это не народный художественный промысел в чистом виде. У нас есть производители оригинальной матрешки, но тут скорее идет защита не самой формы и идеи вложения куклы в куклу и фигурки в фигурку, а то, каким образом она оформлена, расписана, какие мазки использованы, какой орнамент, и вот это мы как раз можем защитить.

Ольга Арсланова: У нас зрители иронизируют, что дорогие, настоящие товары будут продавать, уже продают за рубеж, а у нас китайские подделки под народные промыслы – такой вот обмен. "Даже значки с историческими объектами области выпущены в Китае", – сообщение из Нижегородской области.

Предлагаю послушать наших зрителей – на связи у нас сейчас Белгородская область. Елена в прямом эфире, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер, здравствуйте всем. Вы знаете, я услышала вот это нововведение, что вы хотите ввести, и знаете, внутри какой-то дискомфорт пошел. А почему дискомфорт? – потому что народное есть чье? Это народное, это не государственное. И сразу такое ощущение: ну что же вы ручонки-то суете туда, куда не нужно? Ну народное это, оставьте это народу, зачем это? Если есть предприятие, они ставят свой знак, это настоящее их – пожалуйста. Не надо трогать людей, которые любят чем-то заниматься, которые чем-то занимаются.

Ольга Арсланова: Скажите, Елена, если это будет народ соседних стран, не знаю, Китай тот же, который хочет сделать дешево, похоже на наши промыслы, продать и заработать – им тоже нужно разрешить это делать?

Зритель: Вы знаете, я не знаю, как насчет иностранных, но вот я могу вам сказать, что у нас происходит здесь даже в России. Настоящее, народное… Вот я люблю, я увлекаюсь народными куклами, я делаю какие-то вышивки со старыми, традиционными рисунками. Вы знаете, вот эти вышивки настоящие, старинные никто не приветствует. То есть если я однажды выставила их рядом с монастырем, через некоторое время мне вернули все мои товары, потому что настоящее русское они не хотят. Выставила специально в сувенирном магазине, который от государства, и тоже вернули.

Юрий Коваленко: Но вот видите, этот закон защитил бы вас от того, что рядом не будет стоять дешевая китайская матрешка или какая-то кукла за 100 рублей.

Зритель: Там нет никакой китайской, там нет никакого китайского, там вообще ничего нет из Китая, там чисто продают, допустим, наши народные умельцы. Но то, что подделка под русское – это да, а то, что настоящее русское, отвергается полностью, потому что они не хотят: то ли они боятся, то ли что, этого я не знаю, это вы сами разбирайтесь.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Юрий Коваленко: Вот этот закон поможет телезрительнице нашей?

Роман Федотов: 100% поможет. Дело в том, что как раз защитить производителей народных художественных промыслов этот закон и призван. Это закон, который проведет черту между тем, что легально делать или нелегально. То есть на сегодняшний день эти понятия, к сожалению, смешаны, нет собственника, который бы отвечал, что этот производитель имеет право, он действительно соответствует требованиям народного художественного промысла, он все делает по правилам, он делает качественную продукцию и так далее. Ответ на вопрос телезрительницы – скорее всего дело в том, что как раз подделки берут своей ценой, и конечно же, когда идет подделка, качество страдает и так далее, но это дает возможность экономить, и товары предлагаются более дешевые, с большей маржинальностью, и это как раз причина, почему мы…

Юрий Коваленко: Почему нашей телезрительнице тогда вернули ее товары и сказали, что не надо?

Ольга Арсланова: Они их не покупают, потому что они дороже?

Роман Федотов: Да, это второй вопрос. На самом деле то, как реализуется продукция народных художественных промыслов на сегодняшний день, тоже требует большого внимания и участия в том числе со стороны государства. Дело в том, что бытует мнение, что промыслы следуют за туристом, а на самом деле это не совсем так. Ведь промыслы на сегодняшний день могут и должны формировать как раз интерес к региону, городу, к населенному пункту и так далее. Туристы не хотят больше ходить по проторенным дорожкам и видеть то, что видят миллионы других и то, что можно посмотреть в Instagram у соседа: они хотят столкнуться, соприкоснуться с национальной культурой, почувствовать это. И в местах, где они бывают, где действительно они могут увидеть, как делается изделие, и так далее.

Ольга Арсланова: То есть вы думаете, им как раз оригинал может быть интереснее, даже если он дороже?

Роман Федотов: Им намного интереснее. Более того, ситуация, в которой находится человек – он погрузился в эту историю, он видел мастера, он сам, своими руками что-то попробовал, он готов заплатить за это ощущение как раз добавленную стоимость.

Ольга Арсланова: Но при этом будут миллионы, которым достаточно имитации, потому что она дешевая: все, был, видел, вот русская народная кукла. Этот рынок все равно никуда не денешь.

Роман Федотов: Этот рынок никуда не денется, правильно, спрос его формирует.

Ольга Арсланова: Чем его заполним, если, так сказать, изгоним зарубежных?

Роман Федотов: Мы его заполним качественной продукцией, которая выполнена с соблюдением тех художественных требований, которые соответствуют промыслу, той продукцией, которая сделана под контролем, той продукцией, которая является официальной, и той продукцией, которая приносит дополнительные доходы еще промыслам. Вот эта продукция может быть произведена в любом месте, и в Китае, и так далее, это действительно рыночные отношения, но это не будет подделка под промысел, это будет сувенирная продукция, сделанная по мотивам промыслов.

Ольга Арсланова: Понятно.

Юрий Коваленко: Вот, наверное, все-таки будет какой-то штамп о том, что сделано по мотивам, и в этом случае оно будет пропущено на рынок.

Роман Федотов: Конечно, по лицензии, именно так.

Ольга Арсланова: Послушаем Лилию из Петербурга. Добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер. Я говорю о том, что в 1970-х гг. наша продукция – что хохлома, что жостово – специально ввели отметки о том, что жостово… Прямо на дно рисовали лилию – это жостово, это их был бренд, я знала о том, что я покупаю жостово. И, кстати говоря, сейчас жостово очень отличается от того, что я сейчас вижу в Петербурге.

Второй вопрос – хохлома. В хохломе точно так же: на заводе Семина, где Семина село, была такая ложка большая, а в ложке было написано "хохлома", и я спокойно покупала, знала, что это, естественно, подлинная хохлома или жостово. Теперь этого нет. У нас в Петербурге продают черт знает что. Я все время хожу в эти сувенирные магазины и смотрю, говорю: "Девочки, а где вот это?" А они говорят: "Да ну что вы, господи, это кто-то нарисовал, кто-то продал, кто-то купил, а мы продаем", поэтому без вопросов.

Теперь дальше. Я поехала еще раз по Золотому кольцу и еще раз убедилась в том, что истинная хохлома заключается в этой изумительной травке, которая, понимаете, ее никак не нарисовать на тех подделках, которые заполонили весь Петербург.

Ольга Арсланова: Спасибо за эту историю. В общем, люди из Петербурга поддерживают нашу зрительницу, пишут: "В аэропорт "Пулково" приехал, в сувенирах матрешки китайские – стыдно. А вот в Греции удалось достать в подарок матрешку из Вятки". Проще, чем в России, получается.

Юрий Коваленко: По-моему, как-то закон начал создаваться не с той стороны. Может быть, все-таки запретить экспортировать наше и сказать, что только здесь оно есть, приезжайте сюда. А китайцам, я так понимаю, большого труда не составит нарисовать лилию на донышке подноса либо написать "хохлома".

Роман Федотов: Китайцы вообще мастера делать копии, и надо сказать, что некоторые копии неплохого качества встречаются. Но речь идет о том, что любое бесконтрольное копирование наносит еще и имиджевый вред брендам народных художественных промыслов. Дело в том, что не контролируя качество, не контролируя художественное исполнение изделий (а порой это действительно за гранью, на какие изделия наносится гжельские орнаменты и так далее), мы рискуем, потому что покупатели, особенно иностранные, приобретая эти изделия низкого качества, понятное дело, переносят эти негативные эмоции и на сам бренд, напрямую относящийся к бренду России. И это очень серьезный риск, на самом деле, и то, что вы говорите про аэропорт и так далее – это все как раз следствие того, что сами изображения соответствующих промыслов никак не защищены, и этим, конечно, пользуются некоторые предприниматели.

Ольга Арсланова: Главное пожелание наших зрителей – готовы покупать народные промыслы детям в подарок, себе на память, но важно, чтобы этого было больше, чтобы товары были дешевле и доступнее россиянам в том числе, а не только туристам.

Роман Федотов: Это очень важная цель, именно цель, потому что между потребителем и продуктом, который производит промысел, на сегодняшний день находится достаточно большое количество посредников, и наценка на промыслы, конечно, поднимает цены и делает их не совсем доступными. И в этом направлении я считаю, что и государство, и в принципе международный опыт это подтверждает, необходимо помочь нашим производителям народных художественных промыслов с дистрибуцией, с розницей, с продажами товаров. В этом направлении и Минпром достаточно много делает.

Второй момент очень важный по поводу цены. Дело в том, что действительно это ручной труд, это всегда дорого. Но современные промыслы вполне могут использовать малую механизацию, какие-то инструменты, которые позволяют снижать стоимость. И хотя ручной труд все равно будет присутствовать обязательно, авторская составляющая, но цена может быть снижена, и это тоже то направление, в котором, возможно, необходимо оказать содействие этим предприятиям.

Ольга Арсланова: Спасибо, что пришли и ответили на наши вопросы, на вопросы зрителей. В гостях у нас был Роман Федотов, директор Ассоциации лицензирования и мерчендайзинга "ОЛИМП". Спасибо большое.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Роман Федотов: Спасибо.

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Никита Исаев директор Института актуальной экономики
  • Олег Шибанов профессор Российской экономической школы
  • ГОСТИ

  • Александр Толмачев заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук
  • ГОСТИ

  • Кирилл Лукьяненко директор по развитию ВОД "Национальный Родительский Комитет"
  • Дмитрий Курдесов руководитель движения "За безопасность" (г. Санкт-Петербург)
  • ГОСТИ

  • Александр Гезалов член Совета при Министерстве образования РФ по вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ГОСТИ

  • Игорь Кокин эксперт Высшей школы государственного управления РАНХиГС
  • Евгений Шлеменков вице-президент НП "ОПОРА России", руководитель Комиссии по строительству и ЖКХ
  • ГОСТИ

  • Николай Комов председатель Совета Национального союза землепользователей России, академик РАН
  • ГОСТИ

  • Людмила Гришина заведующая 8-й реанимацией ГКБ №1 имени Н.И. Пирогова
  • ГОСТИ

  • Марина Демидова руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по физике
  • Андрей Хотунцев учитель Лицея №1535 г. Москвы
  • ГОСТИ

  • Владимир Ларин специалист по подбору автомобилей
  • ГОСТИ

  • Олег Смолин первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию, вице-президент Паралимпийского комитета России
  • Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, директор московского Центра образования №109
  • ГОСТИ

  • Андрей Осипов автоэксперт, редактор сайта osipov.pro
  • ГОСТИ

  • Андрей Осипов автоэксперт, редактор сайта osipov.pro
  • Кирилл Табаков начальник управления контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела Главного управления Банка России по ЦФО
  • ГОСТИ

  • Марсель Салихов руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов
  • ГОСТИ

  • Марина Красильникова руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра
  • ГОСТИ

  • Андрей Коротаев заведующий лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ
  • Елена Филиппова главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
  • Показать еще
    Показать еще
    РЖД ввела электронные билеты для домашних питомцев Их можно оформить на сайте перевозчика
    вчера
    Фильм "Летят журавли" покажут на Берлинском кинофестивале Премьера состоится для программы "Классика Берлинале"
    вчера

    ГОСТИ

  • Никита Исаев директор Института актуальной экономики
  • Олег Шибанов профессор Российской экономической школы
  • ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • Сотрудники СИЗО Орска рассказали об избиении осужденного В результате избиений осужденный погиб
    вчера
    В Госдуме предложили увеличить штраф за езду без полиса ОСАГО Сумма нынешнего штрафа ниже стоимости полиса
    вчера

    ГОСТИ

  • Александр Толмачев заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук
  • вчера

    Государство тоже должно выделять средства на обеспечение безопасности в школах. Потому что сейчас всё лежит на родителях

    Дмитрий Курдесов руководитель движения "За безопасность" (г. Санкт-Петербург)

    ГОСТИ

  • Александр Гезалов член Совета при Министерстве образования РФ по вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Александр Гезалов: Детям женщин-осужденных мы не можем отвезти б/у вещи из-за СанПиНов Слава богу, есть компании, жертвующие в колонии детскую одежду
    вчера
    Вильфанд: ряд регионов России в ночь на Крещение ожидают экстремальные морозы Низкие температуры будут преобладать на азиатской территории страны
    вчера
    вчера
    За 2017 год российские туристы совершили более 56 млн поездок Российские компании установили рекорд по количеству перевезенных пассажиров
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments about:blank