Ильгиз Фазулзянов: У каждой моей работы своя история

Гости
Ильгиз Фазулзянов
художник-ювелир

Виталий Млечин: Сейчас – наша рубрика "Профессии". И сегодня к нам в гости пришел художник-ювелир Ильгиз Фазулзянов. Здравствуйте.

Ильгиз Фазулзянов: Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте, Ильгиз.

Виталий Млечин: Перед тем как мы начнем задавать вам вопросы (а у нас их немало), давайте посмотрим небольшой сюжет. Наш корреспондент Тамара Шорникова съездила к вам в гости на производство и посмотрела, как вы работаете. Вот сейчас мы все узнаем.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Ну, такой замечательный репортаж сделала наша Тамара Шорникова, корреспондент. Немножко, пару слов скажу, краткая такая справка. Профессия – художник-ювелир. Зарплата – от 25 до 100 тысяч рублей. Учат в институтах, колледжах и на специализированных курсах. И отрасль применения – это ювелирное дело.

Ну а теперь будем разговаривать с нашим гостем. Ильгиз, что толкнуло вообще? Почему вы решили стать ювелиром? Ну, сначала художником, а потом ювелиром.

Ильгиз Фазулзянов: Наверное, у каждого художника, когда он заканчивает какое-то учебное заведение, всегда есть какой-то поиск, в какой области искусства он будет творить. И наверное, какое-то время у меня был такой же поиск: я занимался витражами, батиком, пытался живописью заниматься, интерьерами. И когда я окунулся в это искусство ювелирное, тогда я понял, что это мое. И я начал этим заниматься. И уже после двух лет своей работы я уже взял первую премию на международном конкурсе. Поэтому я для себя убедился, что да, действительно, наверное, я выбрал тот путь, который я буду продолжать.

Марина Калинина: Вот смотря на эту красоту, которую вы сегодня принесли… Давайте покажем нашим зрителям то, что вы сами сделали. Я просто прочитала про вас, что вашу первую работу не приняли, забраковали, сказали, что это неформат. Глядя на эту красоту, сложно в это поверить.

Ильгиз Фазулзянов: Ну, это же было 25 лет назад.

Марина Калинина: Ну расскажите, что за история. Это вас как-то подстегнуло, наоборот?

Ильгиз Фазулзянов: Конечно, подстегнуло, потому что ты… При первой работе каждый художник вкладывает, наверное, не только какое-то мастерство, которое у него существует в руках, но и в то же время внутренний мир. И когда ты понимаешь, что для тебя это вроде как идеал, но тебе говорят, что недостаточно мастерства, то, конечно… Я для себя понимал, что мне много чему нужно научиться. И когда я покинул стены комбината, куда я пришел устраиваться на работу, я понял, что придется мне самому учиться и добиваться в жизни, наверное, самому многих результатов. Конечно, это подстегнуло.

Марина Калинина: А как вы учились? У кого?

Ильгиз Фазулзянов: Знаете, я хочу сказать, что моими учителями были музеи и книги, которые попадались мне в руки. А потом уже, когда была первая возможность мне оказаться за рубежом, я посещал всевозможные антикварные магазины, музеи, антикварные салоны, где пытался брать все это в руки, изучать эти работы и потом переносить именно в своих произведениях.

Марина Калинина: А можно посмотреть? Пока мы с вами беседуем, я бы посмотрела.

Ильгиз Фазулзянов: Да, конечно.

Марина Калинина: Я завидую вашей жене, честно говоря. Такая красота!

Виталий Млечин: Не забудь вернуть только потом.

Марина Калинина: Вот такие голубки очень симпатичные.

Виталий Млечин: А почему именно эти сегодня вы взяли с собой? Связаны ли какие-то с ними особенные истории?

Ильгиз Фазулзянов: Знаете, как было сказано, с каждой работой есть свои истории. Если взять, предположим, вот эту брошь, то это гиацинт. И мне всегда было интересно, так как я выращиваю цветы… Понимаете, была некая такая задача: как соединить флору и насекомых в одно целое? Потому что в основном все ювелиры изображают цветок и банально сажают на лепесточек или бабочку…

Марина Калинина: Божью коровку.

Ильгиз Фазулзянов: Божью коровку. А мне захотелось показать, что мир настолько един и все единое, что мне захотелось это как-то объединить. И если внимательно посмотреть, то издалека мы видим действительно цветок гиацинта, но при близком расстоянии мы видим, что листочки у этого цветка – это крылышки стрекоз, а стебель – это тельце стрекоз. То есть у нас получается некая такая единая композиция флоры и насекомых.

Виталий Млечин: Скажите, как происходит процесс творчества? Вы сразу понимаете, что вы хотите сделать? Или какой-то набросок на бумаге?

Марина Калинина: Красота!

Виталий Млечин: Как вы приходите от задумки к готовой вещи?

Ильгиз Фазулзянов: Понимаете, каждая работа – это, наверное, так же, как у любого поэта тема для произведения. Оно происходит, понимаете, как вспышка. Невозможно взять и заранее предугадать, какая будет следующая работа или какая тема следующая коллекции. И когда это приходит, конечно, ты начинаешь это рисовать в эскизах. И когда все это уже собирается в одну кучу, ты уже потом начинаешь собирать материалы, которые тебе необходимы для воплощения всех этих идей.

Виталий Млечин: То есть, прежде чем начать уже, что называется, из материалов все это собирать, вы продумываете все детали на бумаге или в голове у себя?

Ильгиз Фазулзянов: Конечно, конечно, и на бумаге. А в голове я просто начинаю видеть конечный результат этой работы.

Марина Калинина: А есть у вас какое-то самое любимое изделие, которое вы сделали? Вот вы сами лично…

Ильгиз Фазулзянов: Знаете, каждое изделие – это как собственные дети. Здесь нет понятия любимых. Понимаете, любое изделие дорогое, наверное, и дорого лично как внутренняя составляющая. И сказать, что какое-то любимое – нет.

Виталий Млечин: А вот те самые первые серьги? Мы из репортажа сейчас видели, что они висят у вас в кабинете в рамочке.

Ильгиз Фазулзянов: Это история, это история. У каждого мастера есть история, с чего все началось. И эти серьги, действительно, когда они появились, вернулись ко мне, в мою мастерскую, то это как символ, наверное, начала моего творчества, и поэтому они висят у меня на стене. Я всегда смотрю и понимаю, с чего началось и чем это закончится. Это как продолжение той истории.

Марина Калинина: А вам супруга делает заказы? Например: "Хочу что-нибудь такое-эдакое!"

Ильгиз Фазулзянов: Понимаете, дело в том, что…

Марина Калинина: Или вы сами фантазируете изделия?

Ильгиз Фазулзянов: Знаете, дело в том, что она понимает, что я художник, и она не лезет в творческую составляющую. Иногда я с ней консультируюсь. Она говорит: "Да. Но мне вот здесь что-то не нравится, здесь что-то не нравится". Я пытаюсь что-то доказать как художник, что это необходимый элемент или необходимая цветовая гамма. Ну, каждая женщина – действительно это уникальное создание, и поэтому у каждого свои вкусы.

Виталий Млечин: А если жена скажет: "Вот нет, нельзя!" – а вы считаете, что нет, без этого элемента вообще никак, то все-таки за кем последнее слово будет в финале?

Ильгиз Фазулзянов: Понимаете, дело в том, что я всегда отношусь и считаю себя больше художником, а не ювелиром. И поэтому все, что я создаю, – это должно жить и должно быть.

Марина Калинина: А где вы берете образы? Как они к вам в голову приходят?

Ильгиз Фазулзянов: Ну, я изначально сказал, что это рождается само по себе.

Марина Калинина: Ну, как само по себе? Вы с утра встали и поняли: "О! Бабочка или листочек"?

Ильгиз Фазулзянов: А это происходит по-разному. То ли ты где-то побывал, что-то увидел. То ли познакомился с каким-то человеком, и ты получил море эмоций от этого знакомства. И все это выплескивается в какие-то работы. Ты можешь услышать какую-то музыку. Ты можешь увидеть какое-то кино, которое тебя действительно толкает на какие-то эмоциональные всплески для создания каких-то работ.

Виталий Млечин: У нас есть звонок из Кемеровской области. Александр, здравствуйте. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте.

Ильгиз Фазулзянов: Здравствуйте.

Зритель: Смотрю вашу передачу с удовольствием и восхищаюсь такими замечательными произведениями искусства. И хотелось бы узнать у вас, где можно приобрести кое-что из ваших работ. И как это можно сделать из глубинки?

Виталий Млечин: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо за ваш вопрос.

Виталий Млечин: Нового клиента сегодня приобрели себе.

Ильгиз Фазулзянов: Это коммерческая составляющая. Ну, на самом деле найти легко и сделать даже заказ. Нужно просто выйти на сайт ilgiz.com, посмотреть какие-то работы и даже уже вести переписку со мной лично.

Марина Калинина: Слушайте, а сколько вот такая штучка стоит?

Ильгиз Фазулзянов: Знаете, у меня есть отдел, который подсчитывает все затраты – и материальные, и трудозатраты. Поэтому мне сложно сейчас сказать.

Марина Калинина: Ну, примерно, плюс-минус.

Ильгиз Фазулзянов: Ну, я думаю, что, наверное, в районе 400 тысяч рублей.

Марина Калинина: Так, понятно, хорошо.

Виталий Млечин: А вы работаете на заказ? Или вы делаете сначала, а потом продаете?

Ильгиз Фазулзянов: Вообще предпочитаю делать самостоятельно работы. И люди, которым нравится мое творчество, они приходят и как бы всегда… не то что в теме, а они всегда контролируют то, что я делаю. Они приходят и уже смотрят, например, результат месячной работы, двухмесячной работы, смотрят работы.

А люди, которые делают заказы, – понимаете, это люди, которым нужны специфические работы или, предположим, к какому-то празднику, торжеству, к какому-то конкретно платью – то, чего, например, мы не нашли у себя. Или, предположим, кто-то может принести какой-то свой камень, из которого нужно… с их камнем что-то сделать.

Марина Калинина: А самый необычный заказ какой у вас был?

Ильгиз Фазулзянов: Самый необычный? Необычных за долгие годы очень много было. Но я хочу сказать, что, наверное, самый необычный… Мне сложно сейчас сказать

Марина Калинина: Ну, хотя бы один назовите. Просто интересно, что люди заказывают.

Виталий Млечин: Один из.

Ильгиз Фазулзянов: Что заказывают? Ну, например, колокольчик для чая, который опускается, и когда ты пьешь, он начинает звенеть.

Марина Калинина: Как интересно! А из чего делают такие колокольчики?

Ильгиз Фазулзянов: Золотые колокольчики.

Марина Калинина: Ага. А с каким материалом приятнее всего работать вам, например? Что больше всего любите?

Ильгиз Фазулзянов: Понимаете, дело в том, что у меня нет любимого материала. У меня есть идея, к которой я материал подбираю. Это может быть и серебро, и золото, даже может быть и медь, даже и дерево, и пластик – все что угодно. Ну, из камней мне в последнее время очень нравятся опалы. Почему? Потому что это действительно произведения природы, потому что одинаковых опалов найти практически невозможно.

Марина Калинина: Скажите… Ну, очень красивые вещи! Замечательные работы у вас. Но наверняка и в этой работе есть проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, такие повседневные. Бумаги какие-нибудь? Еще что-то? Вот что сейчас? Что беспокоит?

Ильгиз Фазулзянов: На самом деле любое производство и любой бизнес в любом случае на сегодняшний день проблематичен. Связано это, во-первых, с финансами и экономикой в стране и вообще во всем мире. Ну и, конечно, с большим количеством бюрократии, которую приходится делать: масса отчетностей, всевозможных бумаг, которые нужно, так скажем, заполнять, даже на тех сотрудников, которым ты даешь работу. Не государство дает, а даю я. И в том числе мне приходится держать лично отдел для того, чтобы вести эти бумаги. Поэтому, когда вы спрашивали о стоимости, мне сложно сказать, потому что есть люди, которые этим занимаются.

Виталий Млечин: За границу, если я правильно понимаю, сложно продавать и рассчитываться не в рублях?

Ильгиз Фазулзянов: Ну, чтобы за границу продавать, нужно большое количество времени потратить на таможенное оформление. Поэтому в любом случае, если ты вывез, то продать это практически невозможно, потому что ты, если вывез, то ты обязательно должен ввезти.

Марина Калинина: Ввезти обратно.

Ильгиз Фазулзянов: Да. А если ты вывозишь, то нужно, так скажем, открывать валютный счет, делать паспорт сделки, то есть практически… Понимаете, если это крупное предприятие, то это еще реально. Но для человека, у кого маленькая компания или он действительно просто является художником, это очень сложно. Это занимает огромное количество людей, то есть нанимать нужно конкретного человека, платить ему зарплату. То есть на сегодняшний день просто становится нерентабельно.

Виталий Млечин: Нам позвонила Светлана из Нальчика. Светлана, здравствуйте. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Алло. Здравствуйте.

Марина Калинина: Да, здравствуйте.

Виталий Млечин: Говорите, пожалуйста. Мы вас слушаем.

Зритель: Здравствуйте! Хотела бы поблагодарить вашу передачу, что вы поднимаете такие пласты творчества людей простых, которые могут не пробиться в обычной жизни. Ну, просто в восторге от работ этого художника! И хотелось бы узнать, где можно приобрести его изделия.

Виталий Млечин: Второй клиент. Спасибо большое. Ну, ответ на самом деле был уже дан: надо в Интернете просто найти ваш сайт.

Ильгиз Фазулзянов: Да, нужно в Интернете. Достаточно набрать мое имя – и выйдете на сайт, где можно уже вести переписку и сделать какой-то заказ.

Виталий Млечин: Давайте, наверное, покажем зрителям все-таки. Вы так положили, что не видно. Давайте, может быть, поставим снова, потому что наши зрители явно хотят…

Марина Калинина: И так много сообщений вам пишут приятных очень! И спрашивают: "А все-таки ювелир – это профессия или призвание?"

Ильгиз Фазулзянов: На самом деле мы много разговариваем на эту тему с людьми нашей профессии и профессий из другого бизнеса. Я думаю, что все-таки, если брать художника-ювелира, то это, конечно, призвание. А все, что касается ювелиров, которые работают на ювелирных предприятиях и которые занимаются массовым производством, то все-таки это, конечно, профессия. Это немножко разные вещи. И то мы считаем, что это не совсем ювелиры. Это производственники, которые сидят на производстве и обрабатывают металл.

Виталий Млечин: У нас осталась всего минута. Тамара из Санкт-Петербурга. Тамара, здравствуйте. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте. Спасибо ведущим… Алло?

Виталий Млечин: Да-да, мы вас слушаем внимательно.

Зритель: Слушаете, да? Спасибо вам большое за такого гостя. И очень хотелось бы узнать, не собирается ли Ильгиз посетить Санкт-Петербург со своими изделиями. Потому что такие изделия очень красивые, необычные, и очень хотелось бы его увидеть в Санкт-Петербурге. Спасибо.

Виталий Млечин: Спасибо, что позвонили.

Марина Калинина: Спасибо вам.

Ильгиз Фазулзянов: Ну, после выставки в Кремле у нас есть в планах проводить подобные выставки во многих городах России. Сейчас просто немножко ситуация финансовая не очень хорошая, и поэтому мы немножко откладываем. А вообще мы планировали по всем крупным городам России сделать подобную выставку.

Виталий Млечин: Спасибо большое. К сожалению, надо завершать…

Марина Калинина: Пишут вам очень много. "Талант! И человек хороший. Спасибо". Желают вам вдохновения и всего-всего-всего самого лучшего.

Ильгиз Фазулзянов: Спасибо большое.

Виталий Млечин: У нас в гостях был Ильгиз Фазулзянов, художник-ювелир. Спасибо вам большое, что пришли.

Ильгиз Фазулзянов: Спасибо огромное.

Марина Калинина: Спасибо.