Артем Соколов: У нас Сетью пользуется 84 млн человек. Это 70% населения страны. И половина из них уже совершают покупки в интернете

Гости
Артем Соколов
исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли

Ольга Арсланова: Объем российского рынка интернет-торговли приблизился к 1 трлн. руб. За прошлый год рост рынка составил 21%. По крайней мере такие данные представила Ассоциация интернет-торговли России.

Петр Кузнецов: Выросла и доля трансграничной торговли. Россияне заказывают товары в основном из Китая, Евросоюза и США.

Ольга Арсланова: 90% отправлений, как отмечается, приходятся на Китай. Все они чаще всего заказывают на популярном ресурсе Aliexpress, который и занимает первое место среди интернет-ритейлеров.

Мы хотим узнать, наши зрители, во-первых, пользуются ли интернет-торговлей? Вопрос: "Совершаете ли вы покупки в интернет-магазинах?". Опрос мы запускаем прямо сейчас. "Да" или "нет". Присылайте, пожалуйста, СМС. И поговорим о том, какое же место занимают российские интернет-магазины в этом списке самых популярных магазинов.

У нас в гостях сегодня исполнительный директор Ассоциаций компании интернет-торговли Артем Соколов. Артем, здравствуйте.

Артем Соколов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, Артем, когда мы изучали эти данные изучали, главное, что пытались понять – а наши-то магазины какую долю занимают сейчас на рынке, то есть сколько людей, которые вообще пользуются этими услугами, выбирают именно российские интернет-магазины?

Надо понимать, что интернет – это пространство без границ, поэтому у нас есть возможность заказать и здесь, и там, где угодно, в любой точке мира. Наши магазины по доле рынка – это сейчас 67%, и 33% принадлежит иностранным компаниям.

Артем Соколов: То есть все равно наши доминируют?

Ольга Арсланова: Слава богу, да. Было бы странно, если бы было наоборот. Хотя, например, та же самая Австралия, у них все наоборот. У них 70% – это зарубежные магазины, 30% – локальные. Если взять, например, какой-нибудь Казахстан, то у них примерно та же ситуация: 70% – это так называемый cross-border (трансграничная торговля), 30% – внутренний рынок. У нас, благо, пока наоборот, но тенденция идет в другую сторону – как раз в пользу зарубежных компаний, потому что они чувствуют себя чуть лучше, чем наши.

Петр Кузнецов: В связи с этим вопрос. Ведь у нас не облагаются никакими налогами и пошлинами товары стоимости до 1000?

Артем Соколов: До 1000 евро можно накупить себе товаров в течение месяца, и никаких пошлин и налогов с них платить не надо.

Петр Кузнецов: При этом, например, наш товар до Китая очень сложно доходит, потому что там очень много подобных барьеров в виде налогов и пошлин.

Артем Соколов: Я вам даже больше скажу.

Петр Кузнецов: Приведет ли это к тому, что у нас действительно российский рынок интернет-индустрии, интернет-продажи, он просто уйдет в небытие, в связи с тем, что у нас просто некуда будет?.

Артем Соколов: Может уйти. К сожалению, получилось так, что наш рынок открыт для всех, то есть к нам все можно ввозить беспошлинно и без уплаты ввозного НДС, без таможенных пошлин.

Ольга Арсланова: До определенного лимита.

Артем Соколов: Да, до этого лимита. Он действительно очень большой лимит. Представляете, 1000 евро – это уже 60 с чем-то тысяч рублей. Холодильник можно привезти за эти деньги.

Ольга Арсланова: Потом, мы понимаем, что все, что выше – это не факт, но, скорее всего, для какой-то перепродажи.

Артем Соколов: Совершенно верно. Это могут быть коммерческие партии. Сейчас Федеральная таможенная служба пытается с этим работать. Будем надеяться, у них получится. Но в реальности из всех заказов, которые россияне совершают, лишь 0,4% превышают эту норму. В то же время, если мы попробуем что-то отправить в Китай в посылке, продадим китайскому физлицу любой товар российского производства, с нас, первое, возьмут китайскую пошлину 15% с нуля, то есть нет там беспошлинного ввоза вообще никакого, там от 0 юаней начинается уже начисление таможенных платежей. Плюс, если это косметика или товары сенситивных категорий, которые могут, так или иначе, повредить здоровью человека, если они не проверены, там еще потребуют и сертификат качества на этот товар. Теоретически, для того, чтобы этот сертификат получить, нужно обратиться в китайский орган, в лабораторию, провести там испытание, получить там этот сертификат, заплатить за него минимум, на наши деньги, 50 тыс. руб., и только после этого отправить посылку. Понятно, что при таком раскладе такого рода торговля становится просто экономически неэффективной.

Ольга Арсланова: Если мы все-таки сравниваем себя в Китае, то мы понимаем, что в Китае производится значительно больше разных товаров, и в первую очередь более дешевых.

Артем Соколов: У нас тоже много всего производится. На самом деле, если взять рынок электроники и бытовой техники, у некоторых видов техники уже степень локализации достигла 50% и выше. То есть те компании, которые сейчас основали сборочное производство на территории России, они работают и с российскими поставщиками. Грубо говоря, берете вы стиральную машинку, весь алюминиевый корпус у нее произведен в России, барабан произведен в России, механизмы произведены в России, проводки и прочее в России. Из-за рубежа доставляется только чип, плата, которая в России не может быть произведена, но она здесь собирается из кусочков. То есть поставляются сюда чипы, на микросхему приклеиваются. По сути, все стремятся к тому, чтобы производство здесь локализовать, и как можно больше использовать российских комплектующих в своих товарах.

Петр Кузнецов: Все-таки по поводу интернет-площадок вообще. Они заявляют о резком росте, и причем этот рост привходит ожидания всех экспертов. С чем связан интерес аудитории к интернет-площадкам в период кризиса, в период снижения потребительской способности, покупательской способности? Почему все идут в интернет за покупками?

Артем Соколов: У нас и сама аудитория выросла, это первый фактор. У нас сейчас 84 млн. человек пользуются интернетом – это больше 70% населения России. Так половина из них уже совершают покупки в интернете. Я уверен, сегодня результаты опросов покажут примерно схожие результаты, потому что мы с одной из компаний, когда анализировали текущую ситуацию, пришли именно к таким выводам. То есть наша аудитория потребителей приобретающая что-то в интернет-магазинах – это уже 42 млн. человек. Довольно серьезная аудитория.

Второе. Резко сократились сроки доставки. Если раньше вам надо было ждать, например, посылку из-за рубежа в течение месяца, двух, она могла куда-то потеряться, то сейчас у каждой посылки есть трэкинг-номер, по нему вы можете отследить, где она находится, долетела она до таможни, долетела она уже до Москвы или Екатеринбурга, передана она уже в отделение "Почты России" или нет. Если вы заказываете что-то в российском интернет-магазине, еще проще. Здесь уже научились работать так, что доставляют день в день. Вы с утра заказали, вам в обед привезли. В последний раз я так и заказывал. Мне привезли машинку. Утром я позвонил, в обед она уже была у меня.

Ольга Арсланова: Это огромная экономия и ресурса, и времени, и нервов, и всего на свете. Но хотя нюансы тоже бывают, о них пишут наши зрители. Например: "Покупаю только то, что можно видеть и трогать руками". Пишут, что никогда не знаешь, точно ли тот товар, который ты заказал, тебе придет. Я думаю, что это, скорее, как раз к трансграничной торговле.

Артем Соколов: Да, там возникает много вопросов, потому что в этом случае осложнена не только коммуникация, она идет на английском языке. Второе – сам по себе путь товара довольно долгий. Если ты месяц прождал, вернуть товар – еще месяц, и только после этого получить обратно деньги, если тебе пойдут навстречу.

Ольга Арсланова: К этим рискам мы вернемся.

Петр Кузнецов: Да. Сейчас послушаем Александра из Московской области. Здравствуйте. Слушаем вас.

- Здравствуйте. Меня зовут Александр Захаров, город Коломна Московской области.

Петр Кузнецов: Хороший опыт, да?

- Aliexpress – очень удачный опыт, заказываю регулярно, можно сказать, постоянно. Бывает, по мелочи, бывает, побольше.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, как вы в таком объеме всего… Честно признаюсь, я зашла туда два или три раза, просто увидела и закрыла, потому что очень сложно сделать выбор, очень сложно понять, что действительно качественное. Как вы не нарываетесь на проблемы?

- Ориентируюсь по отзывам, не беру самое дешевое, во-первых, и не беру с отрицательными либо с нулевыми отзывами.

Ольга Арсланова: То есть, в любом случае, это работа потребителя – читать отзывы и делать выводы?

- Конечно. Как вы в магазин приходите, смотрите на хлеб. Какой-то вам понравился, какой-то нет. То же самое и здесь.

Ольга Арсланова: А отечественными интернет-магазинами вы пользуетесь?

- Отечественные – было четыре раза. Один раз очень позитивно, то есть доставка транспортной компанией в город, я забирал здесь из офиса транспортной компании. Второй раз приблизительно то же самое. И два негативных опыта. Один – прислали совершенно не то, даже близко. Не с той буквы начиналось наименование товара. Но вернули деньги, слава богу.

Второе – переписку веду до сих пор, деньги вернуть пока не могу. Это то, что я могу сказать о российских интернет-магазинах.

Петр Кузнецов: Спасибо. По поводу рисков – тот самый черный нал, то есть когда не привозят чек, или какую-то очень странную накладную. Таких магазинов становится все больше. Как с ними борются, и какой риск в этом плане для нас? Например, отсутствие чека именно для потребителя.

Артем Соколов: У нас 40 тыс. интернет-магазинов, по разным экспертным оценкам. Кто-то говорит, что 45 тыс. На самом деле, посчитать очень сложно, потому что проанализировать можно только методов парсинга, запустив робота, который понимает, где есть кнопка "Купить", где что-то более-менее живое и с нормальным трафиком. Отсутствие чека – это всегда риск для потребителя, потому что без чека разговаривать не с кем. Если на чеке не написано ООО, или там нет наименования юрлица, который вам отгрузил этот товар, то кому дальше предъявлять претензии? Чека нет, и вы даже не знаете, с кем имеете дело. Мы реально недавно провели исследование, взяли Топ-1000 интернет-магазинов по посещаемости, то есть самые-самые популярные, и пришли к очень плачевному выводу. К сожалению, у 15% этих магазинов не было даже никакой контактной информации. То есть есть форма для заказа, есть некий мобильный телефон, есть аккаунт в Viber, Twitter…

Ольга Арсланова: Или в Instagram, что сейчас очень просто.

Артем Соколов: … электронная почта, да, через которую можно сделать заказ, а что это за ООО (ИНН, ОГРН), эти данные отсутствуют. Естественно, отсутствует и физический адрес, местонахождение этого магазина. Более того, вы совершенно правы по поводу черного нала. Действительно, у нас большое количество магазинов работает только за наличные, и, на самом деле, это определенное нарушение. Если у магазина выручка больше 120 млн. руб. в год, он обязан принимать безналичные средства платежа. Сейчас это делают далеко не все, и даже среди крупнейших магазинов есть те, которые работают только за наличку. Понятно, что магазин, который работает только за наличные, и магазин, который принимает оба способа платежей, между собой уже даже конкурировать не могут, потому что тот, кто принимает карточки, платит банку комиссию с каждой транзакцию. Вы заплатили 100 руб. за какой-нибудь чехол для телефона, в этот момент с продавца списали дополнительно 3,5% за то, что он у вас принял карточку. Вам это удобно, и я вообще только карточкой расплачиваюсь, у меня наличных и нет с собой, до сих пор вожу только на парковку несколько сотен рублей, чтобы в паркомат их заряжать…

Ольга Арсланова: Там же какие-то проценты возвращают часто в виде бонусов, я имею в виду потребителю.

Артем Соколов: Вам как физику – да, но предпринимателю – нет. То есть тот магазин, который принимает оба способа оплаты, уже заведомо в невыгодных конкурентных условиях по отношению к тому, который работает только за нал. И в этом, действительно, есть большая проблема. Хотя безналичная выручка самая прозрачная, самая легко анализируемая, и с точки зрения нашего государства я бы, наоборот, только поддерживал и стимулировал развитие безналичных платежей, потому что это и уплата налогов, и добросовестность компании, и прочее, с этим прилагающееся.

У нас, к сожалению, из первой тысячи этих магазинов 3% предлагали товары за наличные дешевле. У нас запрещено устанавливать различную цену в зависимости от того, чем вы оплачиваете – наличными или пытаетесь расплатиться картой. Такие были. Но я думаю, что если посмотреть дальше, чуть глубже, упасть ниже первой тысячи, то там таких магазинов будет намного больше.

Петр Кузнецов: Нам пишут: "Заказала на Aliexpress сумку. Прислали чехол для телефона. Деньги не вернули. Куда обращаться?" (Челябинская область).

"Нет, не покупаю. С 2010 года беру только продукты в своих магазинах, вещи донашиваю. Заказывал неоднократно, ни разу не присылали то, что я хотел, и что они рекламировали. Больше не играю в кота в мешке, и другим не советую. Наши везде стараются урвать и обмануть".

В общем, Артем, можно ли говорить о каком-то покупательском поведении россиян? Оно как-то изменилось, приблизилось к европейской модели?

Артем Соколов: Сложно так сказать. Я бы сказал, что у нас есть определенные тренды, которые наблюдаются. Например, люди стали больше экономить, покупать более дешевые товары. То есть уже смотрят не на бренд, а на соответствие цены качеству.

Петр Кузнецов: Научились выбирать, работать с навигацией?

Артем Соколов: Да. И находят аналогичную версию, просто, может быть, другой марки, и больше ей отдают предпочтение.

Если говорить о зарубежных интернет-магазинах – да, согласен с уважаемым коллегой, действительно, это определенная рулетка, потому что в данном случае российское законодательство тебя хоть и защищает, то есть в нашем законодательстве есть норма, по которой ты будешь прав. Но восстановить свои права невозможно, поскольку для того, чтобы наложить какую-то штрафную санкцию на иностранный интернет-магазин, необходимо иметь договор с этой страной, как они называются, договора о взаимопомощи, когда, грубо говоря, вы выдаете им своих нарушителей, они вам своих нарушителей, и так далее. В отсутствие такого договора – с Китаем у нас его нет – сделать что-либо невозможно. Поэтому здесь это только общение с продавцом, и, к сожалению, все остается на усмотрение продавца.

В нашем же случае, если вы что-то купили в российском магазине – здесь наоборот, здесь Закон "О защите прав потребителей" вас полностью защищает, у вас есть права, гарантии и так далее, есть надзорное ведомство, есть Роспотребнадзор, есть, в конце концов, суд, есть общества по защите прав потребителей, которые всегда охотно помогают, подставляют свое плечо, и помогают восстановить нарушенные права, если таковые были нарушены.

В действительности, у нас в России в течение 7 дней вам должны вернуть деньги, даже если вам просто товар не понравился. Вам пришел заказ, вы посмотрели и решили, что "Вчера хотел черного цвета, сегодня уже желтого хочу".

Ольга Арсланова: Там же есть какой-то период охлаждения к покупке, по-моему, даже 2 недели. То есть можно вернуть, если товар не распакован.

Артем Соколов: Да, совершенно верно.

Петр Кузнецов: Наверное, у нас здесь это не работает.

Артем Соколов: Это как раз работает, это требование закона, и в течение семи дней вам обязаны вернуть деньги. Но есть один нюанс – вы обратно должны отвезти его сами, либо заплатить за доставочку. То есть продавец не обязан приехать, забрать у вас его, отвезти его обратно к себе, еще и вернуть вам деньги. Есть этот момент. Но это нормально, потому что это только в случае, если товар надлежащего качества, если с ним все в порядке, если сохранилась упаковка и прочее, если его не открывали, если он не бракованный и так далее. В этом случае.

Если бракованный, то это совсем другая история. Но, опять же, здесь тоже наше законодательство потребителей защищает, и в течение всего гарантийного срока у вас есть возможность этот товар вернуть, обменять и так далее, вплоть до того, чтобы отдать его производителю или импортеру – там есть разные варианты.

В случае с иностранными магазинами все эти варианты отсекаются.

Ольга Арсланова: Люди готовы идти на этот риск, наверное, потому что дешевле.

Петр Кузнецов: Ненужный товар можно выставить на Avito – еще один своеобразный вид интернет-магазина. Из рук в руки там все, что угодно продается.

Послушаем Олега из Волгограда. Здравствуйте.

- Здравствуйте. Я слушаю вашу передачу, и являюсь покупателем в интернет-магазинах, пользуюсь и российскими интернет-магазинами, покупаю там детские товары, и сложные товары бытовой техники, и покупаю в частности на Aliexpress. Относительно российских интернет-магазинов хочу сказать. Вопрос состоит в следующем. Покупаю некоторые товары, как у вас выступает гость и говорит, что есть телефоны односторонней связи. Покупаю товар. Объясняется, что "Прежде чем получаете на почте, можете посмотреть товар, после этого происходит оплата". Прихожу на почту – товар не выдают без оплаты. Оплачиваю товар, смотрю – совершенно другая вещь. Тут же отправляю товар, к примеру, с рекламацией обратно к продавцу. Если магазин продавца позиционирует себя в Москве, то получается то, что возврат денег происходит… То есть посылку отправляю, у меня в частности фирмы Prada было. До Кирова, до востребования, физическое лицо. Потом ни ответа, ни привета. Единственное, на электронку иногда бросают: "Если хотите получить данный товар, который вы заказали – доплатите деньги, и в последующем мы вам пришлем следующий товар".

Еще покупаю детские товары для внуков, они приходят отлично.

А относительно Aliexpress хочу сказать. Покупаю у них товары уже давно. В принципе, проблем нет никаких. Проблемы когда возникают, открываю спор, предоставляю непосредственные данные. Если они отличаются от заявленного товара, то решается в течение 7-10 дней спор, и потом идет возврат денег, без проблем. То есть практически ничего такого нет, чтобы и какие-нибудь задержки.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо. Лайфхак из Волгограда.

Ольга Арсланова: Да. Буквально несколько сообщений. "Интернет-магазинами пользуюсь, опыт положительный. Должен быть контроль за магазинами, при этом на государственном уровне, потому что много мошенников, фирм-однодневок и так далее".

Артем Соколов: Абсолютно согласен.

Ольга Арсланова: "Купил монитор в Москве, дорогой, фотоаппарат, холодильник – все подняли на 7 этаж, и на 30% дешевле".

Некоторые пишут, что книги процентов на 30 дешевле покупать в интернете, или в обычных магазинах.

Судя из того, что мы сейчас видим, в основном у людей положительный опыт. Конечно, есть какие-то нюансы, но проблемы решались.

У нас еще один небольшой материал, его подготовили наши корреспонденты в разных российских городах. Спрашивали наших зрителей, наших граждан, пользуются ли они онлайн-покупками, делают ли их. Вот что получилось.

(ОПРОС.)

Ольга Арсланова: Артем, у нас сейчас время подведения итогов. Если можно, коротко: что российские торговцы на этом рынке уже научились делать, и чему еще предстоит нам научиться?

Артем Соколов: Сложный вопрос, сразу и не ответишь. Конечно, необходимо продолжать работу с логистикой. То, что коллеги говорили в рамках телефонных звонков, эта тема с возвратом товаров, когда он приходит в посылке. А ведь это действительно так. Вы должны товар отправить обратно, и после того, как продавец его получит, в течение 10 дней он должен вам вернуть деньги. То есть не то, чтобы сразу, как только отправили, деньги перечислили, потому что он не знает, что ему приедет в посылке. Может, вы кирпич туда положили и обратно отправили. И в этом, действительно, есть проблема.

Действительно, бывает такое, что путают заказы, могут привезти не то. Но здесь просто надо выбирать интернет-магазин, и в первую очередь руководствоваться несколькими простыми критериями, которые позволят отличить сайт-однодневку от нормального интернет-магазина. Это как минимум наличие контактной информации, как минимум наличие физического адреса местонахождения, чтобы вы понимали, что он существует реально, что туда можно прийти, в конце концов, и написать там претензию. Это нормальный канал коммуникации с этим магазином, и так далее. Как минимум там прием безналичных средств платежа. Если он карточки принимает к оплате, скорее всего, это добросовестный интернет-магазин, как минимум платит налоги.

Тут ведь что еще произошло? У нас очень сильно растут регионы. И если решение вся интернет-торговля практически была сосредоточена в Москве, Питере и областных городах Московской области, Ленинградской области, то сейчас очень сильно развивается у нас и Краснодарский край, и Свердловская область, Тюменская, Самарская, Ростовская, Республика Татарстан, Нижегородская область, и другие.

Ольга Арсланова: В общем, почти все.

Артем Соколов: Да. Причем интернет-торговля в них растет действительно опережающими темпами. Понятно, что она растет с нуля, с нулевой базы, поэтому сразу намного. В Центральном федеральном округе, я не помню точно, но, по-моему, 11%, а в некоторых регионах и 100%, и 200%, и 300%, и так далее.

Чего не научились? Не научились, наверное, пока соблюдать стандарты интернет-торговли, как минимум защищающие потребителя, гарантирующие ему безопасность покупки в интернете. Да, есть пул добросовестных компаний, которые охотно исполняют эти обязательства, берут на себя даже дополнительные, расширенные обязательства, предлагают более длительные сроки возврата средств, например, не 7 дней, а 2 недели или 30 дней, готовы в течение этого срока вернуть вам деньги за товар просто если вы передумали, тем самым приобретая лояльность вас как потребителя, то есть вы, скорее всего, еще раз у них что-нибудь закажете. И каждый борется за своего клиента, за своего потребителя, тем самым предлагает ему лучший сервис.

А есть, к сожалению, интернет-магазины, которые пока находятся в серой, или даже черной зоне. Это и сайты-однодневки, и сайты мошеннические, которые создаются только для того, чтобы выудить с вас какую-нибудь сумму денег, и ничего вам не продать, естественно.

Безусловно, государство должно в этом плане очень серьезно поработать. У нас сейчас в реальности определить, кому принадлежит сайт, невозможно. 90% сайтов принадлежит физическим лицам.

Петр Кузнецов: К сожалению, время заканчивается. Еще очень много вопросов. Хотелось спросить про пошлины, что в них изменится. Тут были соответствующие вопросы. Думаю, вы к нам еще приедете.

Ольга Арсланова: Приходите. Спасибо.

Петр Кузнецов: Давайте подведем итоги голосования. "Совершаете ли вы покупки в интернет-магазинах?". Смотрите, тут очень спорно, на самом деле. "Да" – 49%, "нет" – 51%. Практически 50 на 50.

Артем Соколов: Половина.

Петр Кузнецов: Думаю, что смещение будет все-таки в сторону "да".

Ольга Арсланова: Да. Честно говоря, тоже так думаю.

Петр Кузнецов: Хотя, может быть, телезрители не совсем правильно поняли вопрос. Может быть, они подумали, что речь идет о каких-то регулярных покупках. Все-таки раз в жизни, мне кажется, каждый хоть что-то, да заказал.

Ольга Арсланова: Мне кажется, каждый практически.

Артем Соколов: Когда мы проводили опрос, спрашивали раз в год.

Петр Кузнецов: Или просто спутали это с отношением к интернет-покупкам. Спасибо, Артем.

Ольга Арсланова: В следующий раз мы по-другому сформулируем, и посмотрим. Спасибо.

Петр Кузнецов: Да, в следующий раз еще встретимся. Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли был у нас в гостях.