Ирина Цыбулько: В этом году устной части в ЕГЭ по русскому языку не будет

Гости
Ирина Цыбулько
руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Ольга Арсланова: Мы продолжаем. И, как и обещали, сегодня в нашей постоянной рубрике будем давать рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Ждем ваших вопросов, ваших звонков и СМС. Сейчас контакты появятся на наших экранах. И с нами связаться можно абсолютно бесплатно. У вас есть еще время в том числе и с нашей помощью лучше разобраться во всех изменениях, которые произошли, и подготовиться к экзаменам тоже вместе с нами проще.

А в гостях у нас сегодня Ирина Цыбулько, руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по русскому языку.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Ирина.

Ирина Цыбулько: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Вы нам не будете сегодня сложных вопросов по русскому языку задавать?

Ирина Цыбулько: Нет. Я думаю, что вы тоже мне будете несложные вопросы задавать.

Петр Кузнецов: Насколько мы понимаем, именно в 2017 году все выпускники сдают устную часть ЕГЭ.

Ирина Цыбулько: Нет, вы неправильно понимаете. Дело в том, что устная часть Государственной итоговой аттестации – это та часть, которая будет введена не в этом году. Она должна пройти апробирование. Мы должны понять, какие задания должны наши выпускники выполнять. И при этом устной частью мы начинаем заниматься с 2018-2019 года (это покажет апробирование), но при этом в 9 классе. Не ЕГЭ, а ОГЭ.

Петр Кузнецов: Давайте подготовим тех, кто будет в тех годах сдавать, выпускать. Что планируется включить в устную часть, чтобы мы закрыли эту тему?

Ирина Цыбулько: Эта тема актуальна была всегда.

Петр Кузнецов: Ударения?

Ирина Цыбулько: Нет, не обязательно. Ударения мы проверяем и на Едином государственном экзамене. Эта тема была актуальна всегда хотя бы потому, что она была в стандарте. Это требования стандарта. Ребенок должен уметь говорить.

Вопрос в том, как это проверить. И как проверить не только речь подготовленную, но речь спонтанную. Да? И в принципе в советский период, в советское время спонтанную речь не проверяли. Проверяли, вы знаете, мы готовились к каким-то вопросам, письменно излагали, а потом приходили к экзаменатору и излагали уже устно. Это нечто другое.

Требования времени – это способность ребенка вступать в диалог, читать монолог, как-то реагировать устно на какие-то вещи, связанные с текстом, и так далее. И это, вы понимаете, достаточно сложная задача. И школа должна к этому быть готова, и должны быть готовы наши дети, и должно быть готово все педагогическое сообщество. Поэтому мы в этом году только попробовали дать отдельное задание в трех регионах Российской Федерации: это Чеченская республика, это Татарстан и это Московская область. И мы посмотрели только, какие задания могут быть даны, как мы можем в дальнейшем развивать тему устной части, и в этом году устной части в Основном государственном экзамене не будет. Надо нести ответственность за те действия, которые ты совершаешь. Надо нести ответственность перед детьми, перед школой.

И поэтому вначале надо хорошо продумать. Будет апробирование. Оно, вы знаете, будет в сентябре 2017 года. А пока мы пользуемся теми материалами, которые опубликованы на сайте ФИПИ. И мы говорим о государственной итоговой аттестации – Основном государственном экзамене, Едином государственном экзамене – только на основании тех подходов, которые изложены в… спецификации и кодификаторе 2017 года. Устной части там нет. В этом году этот экзамен проводиться не будет.

Ольга Арсланова: Хорошо. Тогда давайте поговорим об изменениях, которые будут. Я понимаю, что уже, наверное, и родители, и школьники в основном о них знают вообще с первого дня учебного года, но вдруг кто-то случайно выпал из информационного пространства.

Ирина Цыбулько: Для тех, кто случайно выпал из информационного пространства, я бы рекомендовала все-таки зайти на сайт ФИПИ, подойти к школьному учителю и узнать подробнее, потому что учителя хорошо информированы. Но, тем не менее, повторю. Дело в том, что все изменения, которые произошли в этом году, касаются расширения языкового материала в контрольных измерительных материалов. Извините за тавтологию. Изменения эти касаются непосредственно расширения спектра проверяемых умений. Если раньше мы проверяли только вводные слова, сейчас мы можем проверять и обращения.

Мы ввели в экзаменационную работу стихотворный текст с обращениями. То есть это работа уже со стихотворным текстом. Мы не ограничиваем наших выпускников в поиске определенных языковых средств, например, средств выразительности.

И поэтому мы меняем формулировку. Мы говорим, например: "Выпишите из фрагмента текста любой один фразеологизм". То есть там их может быть несколько. Для ответа достаточно одного. То есть это незначительные изменения, которые, я еще раз повторюсь, связаны с расширением языкового материала. И, конечно, как обычно, как каждый год, выпускник получит совершенно свой собственный контрольно-измерительный материал, свою экзаменационную работу. Тексты мы подобрали для чтения интересные, новые, живые. И тексты, которые прошли апробирование, я думаю, понравятся нашим детям.

Петр Кузнецов: Скажите, по поводу этого отказа от заданий с выбором одного ответа – это же тоже распространяется на ЕГЭ по русскому?

Ирина Цыбулько: Дело в том, что в русском языке это мы сделали в 2015 году. Мы сняли ту часть, где нужно было выбрать ответ. То есть из 4 возможных был один правильный ответ. И я хочу сказать, что предмет выиграл. Выиграл с одной стороны. Потому что сама диагностическая способность работы повысилась. Потому что одно дело, когда ты, к примеру, просишь у ребенка заменить слово. И другое дело, когда просто спрашиваешь, какое слово неверно. И когда идет эта замена, это уже несколько другой навык.

Ольга Арсланова: Значительно сложнее, конечно.

Ирина Цыбулько: Не то что даже сложнее. А он соответствует тому, что изучают в школе. То есть не просто найди, а еще и сделай замену. Но при этом я думаю, что выпускники должны думать о том, что они записывают в бланк ответов, потому что ответы с орфографическими ошибками мы не принимаем.

Ольга Арсланова: То есть если вы слове сомневаетесь, лучше и не заменять?

Ирина Цыбулько: Нет, все равно заменять придется. Другое дело, что ты должен знать орфографически правильный облик слова, и поэтому…

Петр Кузнецов: Есть задания, на которые требуется какой-то развернутый ответ, и если да, то, может быть, здесь какой-нибудь супертворческий будет ответ. Как оцениваются такие нестандартные ответы? Есть ли такие задания по русскому?

Ирина Цыбулько: Безусловно, в измерительных материалах, в экзаменационной работе есть задания с развернутым ответом. Это задания очень интересные. Его с интересом выполняют наши выпускники. Наши родители, которые участвовали в акции, тоже с большим интересом принимали участие, писали сочинение.

Ольга Арсланова: А вы можете привести какой-то пример?

Ирина Цыбулько: Я скажу последовательность, для того чтобы вы понимали суть задания. К примеру, есть текст 300-400 слов. И это текст наших классиков. Это может быть текст современного автора. Текст, который отвечает определенным требованиям, на актуальную для ребенка проблему. Вы знаете, что проблемы дружбы, взаимоотношений наиболее актуальны. Проблемы взаимоотношений отцов и детей. Все это актуально для наших детей в этом возрасте. Этот текст участник экзамена должен прочитать и, по большому счету, вступить в диалог с автором текста.

Безусловно, в любом тексте есть позиция автора. То есть он о чем-то хочет сказать миру. Он же просто так не написал текст. И любая проблема, даже самая классическая, к примеру, проблема отцов и детей – это всегда по-своему сформулированная автором проблема. И нужно ребенку отнестись к этой проблеме, согласиться или не согласиться с ее трактовкой автором данного текста. И привести свои аргументы за или против. Это и есть творческая работа.

Ольга Арсланова: То есть это должно быть какое-то маленькое эссе.

Ирина Цыбулько: Это не эссе. Это скорее сочинение-рассуждение. Потому что требуется от ребенка способность рассуждать, способность приводить аргументы, понимать, что такое аргумент. Это вполне приемлемое задание, необходимое задание для дальнейшего роста наших выпускников, потому что в принципе мы все время вступаем в диалог. Время диалога. Умение вступать в диалог, умение выставлять свои аргументы, контраргументы – это важнейшее умение, которое понадобится нашим выпускникам.

Ольга Арсланова: Но оцениваться будет что? Логика изложения, аргументированность? Или исключительно грамотность?

Ирина Цыбулько: Оцениваться будет все. 12 критериев оценивания. Каждый фрагмент оценивания оценивается по определенному шагу. К примеру, логика изложения может быть оценена в 2, 1 и 0 баллов. К примеру, орфографическая грамотность может быть 2, 1 и 0 баллов, в зависимости от того, сколько ошибок ты допустил.

Точно так же понимание текста, комментарии той проблемы, которую ты находишь в тексте. Тоже оценивается в 2, 1 или 0. То есть каждый шаг оценивания имеет свою критериальную базу. Это очень тонкая работа. И мы хорошо готовим экспертов, тех наших людей, которые проверяют эту работу экзаменуемого. Но это очень значимая и нужная работа. Потому что это тот навык, который пригодится человеку на протяжении всей его жизни.

Петр Кузнецов: Это единственное сочинение? Тут, кстати, есть вопрос. Мне тоже не совсем понятно. Как будто уже стерта грань между ЕГЭ по русскому и литературой. Вопрос из Белгородской области: "Получается, из русского хотите сделать литературу?".

Ирина Цыбулько: Нет, мы из русского языка не хотим сделать литературу. Сочинение по литературе, которое есть сейчас, которое пишется в декабре, отличается от того сочинения, которое есть в русском языке. И в сочинении по литературе, допустим, дается проблема, ученик сам находит аргументы. А мы предлагаем текст. Мы предлагаем прочитать абсолютно не знакомый ребенку текст. И уже высказать свое мнение. И вступить в диалог. При этом я хочу обратить внимание на то, что мы принимаем в качестве аргументации и жизненный опыт, и литературные аргументы. При этом литературными аргументами мы считаем аргументы из зарубежной литературы, из классической литературы. Мы считаем аргументами Библию и Коран. Это тоже читательский опыт. Если ты умело приводишь аргумент, мы не настаиваем на этом, но, тем не менее, это может быть принято как аргумент. И поэтому у нас спектр значительно шире и совершенно конкретное задание. Это не сочинение по литературе.

Ольга Арсланова: Ирина, когда, помню, мы писали сочинение, казалось бы, вроде бы свободная форма, вы должны выразить свое мнение, но при этом был обязательный набор требований, то есть цитирование обязательное. Обязательная ссылка на какие-то источники, историографию и так далее. Здесь не будет такого, что ребенок все равно будет обязан выучить несколько цитат из каких-нибудь литературных произведений, чтобы ими вовремя щегольнуть, или обратиться к каким-нибудь священным книгам, потому что ему это даст какие-то дополнительные баллы. То есть не возникнет ли в абсолютно творческом задании какой-то обязательный набор элементов?

Петр Кузнецов: Не превратится ли это в набор баллов за счет вставления цитат?

Ирина Цыбулько: Дело в том, что критериальная база устроена таким образом, что просто цитирование или просто обращение к какой-нибудь из книг не даст возможности получить высокий балл. Почему? Потому что, я еще раз повторяю, каждый раз абсолютно новый текст. Текст незнакомый. Ты выделяешь проблему, ты понимаешь позицию автора по этой проблеме и потом приводишь свои аргументы.

Вы задали очень хороший вопрос в том смысле, что у нас по критерию, когда человек подменяет проблему… К примеру, я иду на экзамен, выучила. У меня есть серия аргументов о защите природы. У нас просто такое было реально. А текст попадается о защите русского языка. И происходит подмена. То есть там у автора текста одна метафора. К примеру, "наш язык, как река, которая берет начало из небольшого ручейка". А ребенок пишет ответ, что это текст о защите природы. Получает нули по первым четырем критериям. Это минус 8 баллов. Поэтому то, что лежит в сочинении, то, что лежит в основе сочинения по русскому языку, эта критериальная база очень тесно переплетена.

И не просто нужно привести аргумент по проблеме, а нужно привести аргумент доказательства своей собственной позиции, которая является или сходной, или различной с позицией автора текста.

Петр Кузнецов: Белгородская область. Видимо, процитировали вас ("это очень тонкая работа"): "То есть, - делает вывод наш телезритель, - оценка будет полностью субъективной. Кто же будет следить за объективностью экзаменатора?

Ирина Цыбулько: Я отвечу на этот вопрос. Объективность экзаменатора предполагается вообще в системе Единого государственного экзамена. Вы помните, в свое время Сократ сказал: "Человек – это тот, кто ошибается". Ошибаться может ребенок.

Петр Кузнецов: Вы сейчас заработали баллы насчет цитат.

Ирина Цыбулько: Нет. Это жизненного опыта. Дело в том, что человек может ошибаться. Мы готовим экспертов по разработанным специальным материалам. Почему я говорю, что человек может ошибаться? Потому что один человек, если вас слушает один экзаменатор, конечно, может ошибаться. Один человек, проверяющий работу, тоже может ошибаться. Поэтому у нас проверяет два независимых эксперта работу одного и того же ученика, но они не знают, что они проверяют работу одного ученика. Это первое.

Скажем, возникает ситуация, когда эксперты расходятся в проверке. Назначается третий эксперт, который смотрит эту работу. В конце концов, когда результаты работы уже опубликованы, с результатами может не согласиться участник экзамена, и он подает на апелляцию. Если региональная комиссия не удовлетворяет апелляцию, идет дальше апелляция на федеральном уровне. То есть в любом случае мы говорим о том, что да, эксперт может ошибиться – не должна ошибаться система. И в этом честность и особенность, и, может быть, сказать, большой плюс Единого государственного экзамена.

Ольга Арсланова: Давайте поговорим об экзамене для родителей. Это акция, которая проходит сейчас по всей стране?

Ирина Цыбулько: Да.

Ольга Арсланова: Родители сдают ЕГЭ.

Ирина Цыбулько: Да.

Ольга Арсланова: И, я знаю, несколько наших коллег сдавали. Родители. Какие результаты? Поступили они в вузы, эти родители?

Ирина Цыбулько: Я хочу сказать, что родители были в невероятно жестких условиях. Потому что они решали реально контрольно-измерительные материалы из открытого банка, который опубликован на сайте ФИПИ. То есть из этого открытого банка могут попасться эти задания и детям на экзамене. И точно такие же задания были и у родителей. При этом я хочу сказать, что если дети пишут экзамен 3.5 часа, наши родители писали всего 30 минут. И если у детей 25 вопросов, у родителей было 15. Поэтому они были в достаточно жестких условиях. Единственное, что можно сказать по проверке – мы проверяли только ту часть… естественно, не во всех регионах мы проверяли, там свои комиссии проверяли работы наших родителей. Те родители, которые писали в Москве, они прошли минимальную границу. То есть минимальный порог родители проходят. Это значит, что они имеют право получить аттестат и поступать в высшее учебное заведение. Уже в зависимости от того, как участник экзамена написал работу, он или отправляется на филфак, или идет на среднее учебное заведение. То есть в зависимости от того, как он написал. Другое дело, что минимальный порог прошли все. То есть родители сдали единственный государственный экзамен, по крайней мере 7 февраля. Эта акция будет длиться до конца месяца. Но я хочу предупредить наших выпускников о том, что это не значит, что к экзамену не надо готовиться. К экзамену надо готовиться.

При этом, обратите внимание, я не знаю, насколько в средствах массовой информации были расставлены эти акценты, прошла эта информация. Родители очень хорошо пользовались заполнением бланка. У нас сейчас идет заполнение бланка. Бланки идут. Великолепно справляются с отменой заданий. То есть если ты изначально неправильно написал ответ, ты можешь заменить ответ. Есть такое поле замены. Ты можешь там этот ответ заменить.

Так вот, родители прекрасно с этим справлялись там, где это нужно. Это говорит о чем? Я далека от мысли, что родители специально тренировались. Это значит, что в аудитории очень хорошо организатор объяснял. Значит, сразу стало понятно, где замена, где нужно заменить ответ.

Ольга Арсланова: А для тех, кто не готов идти. Мало ли, люди не хотят свой травмирующий опыт вспоминать и идти в аудиторию. Как-то онлайн можно провериться?

Ирина Цыбулько: Там на сайте Рособрнадзора есть условия по всем регионам. Я думаю, что с этим не будет проблем. Тем более, что Рособрнадзор хочет эту акцию сделать чуть ли не ежегодной, для того чтобы родители приходили. Но, знаете, такая очень интересная особенность. После проведения такого экзамена в аудитории, естественно, возникли вопросы. Не было ни одного вопроса, связанного с безопасностью детей. Потому что мы иногда – информационная безопасность. А в то же время забываем, что это еще безопасность самого дорогого, что у нас есть – это наших детей.

Потому что дети находятся в это время, во время проведения экзамена в безопасности. И я, как мама, просто хочу сказать спасибо тем людям в Рособрнадзоре, людям, которые каждый год выходят на экзамен, и находятся рядом с детьми. Видели родители, что ребенка никто не обидит. Что если плохо, есть медпункты и так далее. И только после этого мы с вами можем встречаться, говорить о ЕГЭ предметно, когда сделано самое главное – защищено здоровье наших детей и они находятся в безопасности. Это тоже очень важно.

Петр Кузнецов: Кто разрабатывает задания?

Ирина Цыбулько: Задания Единого государственного экзамена по русскому языку разрабатывает Федеральная предметная комиссия разработчиков контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации для 9 класса, для 11 класса Основного государственного экзамена. В комиссию входят, кроме людей, которые непосредственно разрабатывают, многочисленная группа экспертов, педагогическое сообщество. Мы открыты для всех не только педагогов, но и для всех детей. Дети очень часто и много пишут на сайт ФИПИ. Для родителей. В принципе работаем все, для того чтобы создать контрольно-измерительные материалы, которые бы действительно соответствовали и сегодняшнему времени, и потребности ребенка, и всему образованию, которое у нас сегодня есть.

Ольга Арсланова: Вопрос от зрителя: "Почему на сайте ФИПИ не упорядочены материалы ОГЭ?".

Ирина Цыбулько: Они упорядочены в своей системе. То есть в ОГЭ есть текст и есть серия заданий к нему. Каждый раз повторяется текст и повторяется одно из заданий в соответствии с проверяемым умением. Поэтому там нет вариантов, а есть просто задания, которые так специально устроены и так даны, так предъявлены, для того чтобы проходила подготовка детей не только к экзамену, а для того, чтобы они использовались на уроке, просто использовались с ребенком.

Петр Кузнецов: Воронежская область, вопрос: "У проверяющих есть ответы, в которых прописаны проблемы, затронутые в тексте. Если экзаменуемый нашел проблему, не прописанную в ответах, то будут ли ее учитывать как правильную, или поставят нули за первые четыре критерия?".

Ирина Цыбулько: Вы понимаете, что мы не можем работать с экспертами, с педагогическим сообществом, без того чтобы не давать какие-то подходы к тексту, который получит ребенок. Это обязательно нужно, потому что иначе зачем федеральная комиссия, если каждый будет проверять, как ему угодно?

И поэтому обращаю ваше внимание, что к каждому тексту дан примерный круг проблем. И по каждой проблеме дана позиция автора. Примерно каждому тексту на 300-400 слов у нас расписаны проблемы. При этом при обучении экспертов мы указываем на главное: во-первых, примерный круг проблем, во-вторых, мы пишем о том, что ребенок вправе расширять круг этих проблем и находиться в определенных рамках. Если пример, как я привела с русским языком, а тут охрана природы, это, конечно, ни в какие рамки. Там нет такого. И поэтому, во-первых, лексика имеет право отличаться. Ребенок имеет право использовать лексику, необходимую ему для выражения этой проблемы. И, во-вторых, сама проблема может расширяться.

Петр Кузнецов: Спасибо. Время у нас заканчивается. Вопросов много. Ирина Цыбулько, руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по русскому языку. Сегодня говорили о нем.

На что следует обратить внимание при подготовке к итоговому экзамену по предмету