Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Иван Печерей: Важно не допускать подмены понятий. "Скорая" не обслуживает пациентов, она оказывает медицинскую помощь

17:35, 24 апреля 2017

Гости

Иван Печерей медицинский юрист

Петр Кузнецов: Итак, новый скандал с непропуском "Скорой помощи": в Москве водитель иномарки не пропустил детскую "Скорую помощь", которая ехала по вызову. Следователи завели уголовное дело. Забегая вперед, скажу, что мы этот фрагмент еще посмотрим чуть позже.

Ольга Арсланова: Также СКР возбудил уголовное дело против россиянина, напавшего на сотрудников "Скорой помощи", это произошло 22 апреля. К таким новостям мы уже, к сожалению, привыкаем, потому что нападения регулярно происходят в разных городах России. Так, например, в Улан-Удэ пьяная женщина попыталась задушить фельдшера "Скорой помощи", которую сама же вызвала к своей дочке. Перед этим в Омске следственными органами была начата проверка по факту избиения женщины-врача бригады "Скорой помощи". Это также данные Следственного комитета. Мы регулярно о таких случаях рассказываем.

Петр Кузнецов: Как спасти рядовых врачей, обсуждается после каждого громкого нападения. Носить средства самозащиты медики, например, сами отказались. Их профессия – спасать людей, - говорят они, - а не травмировать.

Приравнять нападение на бригады "Скорой помощи" к нападению на полицейских не первый год предлагают в Госдуме. Сейчас законопроект наконец вынесли на рассмотрение. Кроме того, речь идет и об ужесточении наказаний для водителей, которые не пропускают "скорые" с проблесковыми маячками. Минздрав рекомендует депутатам рассмотреть все варианты для защиты врачей.

Рассмотрим, по крайней мере, в оставшейся этой получасовке, 20-минутке мы с вами. Иван Печерей, медицинский юрист, у нас в гостях. Здравствуйте, Иван Олегович.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Предлагаем сразу на конкретном примере, том самом резонансном случае, сейчас мы его посмотрим, разобрать моменты и разобрать, что мы можем принять и как избежать наказаний для водителей, которые в силу каких-то обстоятельств не могут пропустить "Скорую помощь". Как им не попасть под этот законопроект, который готовится в разных палатах? Давайте посмотрим и прокомментируем действия водителя и "Скорой помощи", и водителя джипа, который эту "Скорую помощь" не пропустил. Напомню, что уголовное наказание для человека. Давайте посмотрим.

"Скорая помощь" сейчас посигналила газели. И вот сейчас тот самый момент. Мы видим впереди джип. Обратите внимание, что перед тем, как приблизиться к джипу, у "Скорой помощи" не был включен сигнал. Может быть, работали проблесковые маячки, но сигнала точно нет. То есть он не показывает срочность своего проезда и не настаивает. То есть там даже не было сигналок. Это сейчас выходит водитель джипа, который спрашивает, обалдел ты или нет. Ему говорят – ты сам обалдел, потому что я еду на вызов. Писали, что он угрожал пистолетом. Не знаю…

Ольга Арсланова: Вместо того, чтобы просто пропустить, он выходит и завязывает дискуссию. Понятно, что с какой-то этической точки зрения, человеческой, это неправильно. А вот с точки зрения закона тут надо разбираться.

Петр Кузнецов: Но при этом водитель "Скорой помощи" его просил даже не пропустить. В разговоре было слышно, как он просил просто побыстрее ехать. Это все-таки жилая зона, особо не разгонишься. Не видели мы, лежачий полицейский или нет. В любой момент те же самые дети могут перебегать. Но, в общем-то, здесь момент, мы оттолкнемся по этому случаю, водитель не включил тот самый сигнал, который предоставляет ему преимущество движения.

Иван Печерей: Давайте по порядку. Из того, что я увидел сейчас… Честно говоря, не слышал звука…

Ольга Арсланова: Зрители все слышали.

Иван Печерей: Мне сложно было судить по ситуации. Но давайте будем исходить из того, что действительно машина "Скорой помощи" ехала с проблесковым маячком. Она обязана была ехать с проблесковым маячком. Я уверен, что она ехала. Если мы посмотрим Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, там сказано, что ответственность за неуступление дороги автомобилю спецслужб, который оборудован проблесковым маячком и звуковым сигналом, наступает именно тогда.

Поэтому здесь действительно можно придраться к тому, что водитель не включил специальный звуковой сигнал, но я подозреваю, что он должен был это сделать, потому что это действует для любого водителя.

Петр Кузнецов: Он его включил, когда уже джип въезжал, то есть когда джип уже был перед ним. Ни в коем случае не оправдываю действия водителя, но, тем не менее, мы просто комментируем видео.

Иван Печерей: Безусловно. По дорожной ситуации, когда они оказались в этом бутылочном горлышке, когда джипу негде было свернуть, водитель должен был как минимум продолжить движение до конца, чтобы уступать дорогу "Скорой помощи". Вместо этого он остановился. Тем самым он нарушил правила дорожного движения, и, соответственно, есть основания для привлечения его к административной ответственности за неуступление дороги бригаде "Скорой помощи" в данной ситуации.

Когда он начинал движение, здесь, конечно, можно поспорить. Но, с другой стороны, будучи водителем, если я вижу, что на меня едет машина с проблесковым маячком, машина спецслужбы, наверное, моим самым разумным действием будет ее пропустить. А угол, по которому он выезжал на дорогу, позволял ему увидеть машину. Плюс, опять-таки, если он посмотрел вправо (он обязан был смотреть вправо), он увидел, куда он въезжает, тем самым фактически блокировал въезд.

На мой взгляд, данная ситуация совершенно однозначно должна трактоваться именно как неуступление дороги автомобилю спецслужбы.

Ольга Арсланова: Напомните, пожалуйста, еще раз для всех наших зрителей, как такое наказывается сейчас.

Иван Печерей: В настоящий момент санкция очень забавная. Меня она очень забавляет. Это 500 рублей. Это штраф, как если бы был неправильно включен поворотник, не включены световые сигналы, движение задним ходом, нарушение правил тонировки и что-то еще…

Петр Кузнецов: И непропуск "Скорой".

Иван Печерей: Да. Но, с недавнего года, что приятно, по-моему, с этого года появилась новая, более строгая, санкции – "или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев".

Петр Кузнецов: Довольно жесткое наказание.

Иван Печерей: Довольно жесткое наказание. Но я сомневаюсь, что оно будет выноситься судами в самое ближайшее время. Здесь будет, на мой взгляд, если уж законодатель пошел на такое, мне кажется, необходимо поднимать срок данной ответственности до большего количества времени, хотя бы на полгода либо на год.

Петр Кузнецов: Иван, скажите, а так ли много действительно этих случаев, даже если мы всю страну берем, чтобы говорить о принятии какого-то масштабного законопроекта. Ведь на самом деле тот же координатор "Синих ведерок" насчитал за последние годы 5 случаев непропуска "Скорой помощи".

Иван Печерей: Я не боюсь ошибиться, если скажу, что каждая бригада скорой медицинской помощи, которая выезжает в наше стране в 9 утра и вступает на дежурство, в течение своих рабочих суток сталкивается как минимум с одним таким случаем.

Ольга Арсланова: Просто мы об этом не всегда узнаем.

Иван Печерей: Да. Мне очень понравилось, когда ведущим было сказано о том, что необходимо привыкать к таким сообщениям Следственного комитета о возбуждении уголовных дел. Вы знаете, привыкать действительно нужно. Потому что на протяжении длительного периода, наверное, со становления Российской Федерации (я не беру СССР, потому что тогда я был еще маленький) врачи "Скорой помощи" сталкивались со множеством различных проблем, включая нападение, избиение, оскорбление, непропуски автомобилей. Но просто об этом по тем или иным причинам умалчивалось. Говорить начали только сейчас. И поэтому привыкать действительно надо. То, что вот такие проблемы освещаются – это очень хорошо.

Ольга Арсланова: Мы поговорим о нападениях чуть позже. Давайте сейчас с непропуском разберемся, раз уж мы про это заговорили. У меня вопрос к вам, наверное, не как к юристу, а как к человеку, жителю России: почему так происходит, как вам кажется? У нас зрители просто предполагают, что в Москве многие "скорые" работают, как такси. И люди знают об этих случаях. "Скорой" не доверяют. Якобы не всегда думают о том, что это реально кому-то может стоить жизни. Можно, например, этим объяснить? Или у вас есть какие-то другие предположения?

Иван Печерей: Я не считаю, что объяснение лежит только в этом. К сожалению, мы можем говорить о том, что в стране такой уровень менталитета наших граждан.

Ольга Арсланова: Но это не какое-то плохое персональное отношение к "Скорой". Это просто отношение друг к другу.

Иван Печерей: Это отношение друг к другу. Это проявляется не только по отношению к врачам. Это проявляется вообще везде, во всех слоях общества по отношению к гражданам.

Если взять "Скорую помощь"… действительно, знаю такие случаи, когда просто пытались объясниться – ну, почему такое отношение? Люди говорят: "А у нас, например, был вчера врач, ничего там не сделал, ничего не назначил". Или "приезжала скорая – ехала 4 часа". То есть у людей так или иначе еще формируется негативное отношение к медицинским работникам. Тоже связано порой с организационными проблемами самого различного характера. Но виноватыми становятся медицинские работники так или иначе.

Петр Кузнецов: А кто следит за правомерностью включения сигнала "Скорой помощи"? Понятно, что это регламентировано. Как это на трассе проверяется? В основном у нас мышление у водителей такое, что "может быть, ему просто захотелось побыстрее – он включил и прорвался через поток".

Ольга Арсланова: Какая разница? Едет "Скорая" – все, мне кажется, даже рефлексировать не нужно. Пропускай, и все.

Иван Печерей: Вопрос не правомерности сигнала. Тут вопрос правомерности подачи звукового сигнала бригадой. Понимаете, бригада на дороге возникает в двух случаях. Первый случай – когда она едет к пациенту. Второй случай – когда она везет пациента. Только в таких случаях возможно...

Давайте разберем. Случай, когда она едет к пациенту, вызов может быть по какому угодно поводу. Грубо говоря, температура. Когда бригада приедет на вызов, оказывается, что у человека инфаркт миокарда и ему нужна срочная медицинская помощь. Потому что никто не знает, какая симптоматика… В данной ситуации, если "Скорая" потеряла еще лишних 5 минут на дороге из-за того, что ей не уступили, они отняли 5 минут жизни у человека.

Ольга Арсланова: Ведь "Скорая" просто так не катается ради собственного удовольствия по улице. Она едет ли на вызов, либо с вызова. Ее нужно пропускать в любом случае.

Иван Печерей: Конечно. Но вы видите, что происходит на дорогах. Вы видите эти случаи.

Ольга Арсланова: Давайте послушаем Евгения из Кемерово. У нас зрители тоже принимают участие.

Петр Кузнецов: Евгений, вы с нами? Здравствуйте.

Иван Печерей: Здравствуйте. Добрый вечер.

Петр Кузнецов: Вы в эфире.

Зритель: Мое мнение такое. В принципе, конечно, вы правы. "Скорая" просто так не должна кататься по улицам. Но в данной ситуации, которую вы показали, там действительно узкий проезд, джипу некуда было свернуть. Он бы, может, и свернул куда-нибудь в сторону, если бы была возможность, пропустил бы. И в такой подобной ситуации здесь уже вопрос довольно спорный, виноват он или нет.

С другой стороны, я просто вам из жизненного опыта. Когда еще работал в милиции. И всяких встречал водителей: и водителей "Скорой", и пожарной, и каких только ни приходилось видеть. Но не все тоже белые и пушистые. Вот сейчас показывают…

Ольга Арсланова: Да, специально для вас.

Зритель: Вот он выезжает. Он не мог ни дальше пропустить. Не видел. Сейчас куда ему? На бордюр? Он заехал на бордюр. Ему если место было бы…

Петр Кузнецов: Евгений, ну уж не останавливаться ему и не выяснять.

Ольга Арсланова: Вылезать пообщаться.

Зритель: Согласен. Но, с другой стороны…

Ольга Арсланова: Мы поэтому и показываем, чтоб разобраться.

Зритель: Да, я боюсь на свою голову сейчас гнев навлечь. Но, с другой стороны, вот это злоупотребление сигналом, я считаю, он включил, и визжит, и визжит. Действительно, человек, сами видите, едет по жилой зоне, он не может разогнаться никак. Выключи. Ты видишь, что он едет, он же не стоит.

Ольга Арсланова: Понятно, Евгений. Спасибо. А у нас тут еще из Краснодарского края присоединяются: "Спецсигнала не было. У "Скорой" джип был помехой справа, значит, водила "Скорой" не прав. Сирена включается в паре с маяком, а звука сирены не было. И так далее. Что вы можете ответить?

Иван Печерей: Могу сказать, что звуковой сигнал может включаться отдельно, может включаться постоянно. В данной ситуации просто водитель тоже действительно, видя помеху справа, включил звуковой сигнал уже на тот момент, когда он подъезжал. Он тоже мог не сразу заметить машину, потому что тоже смотрел вперед. И здесь в этой ситуации, опять-таки, машина спецслужбы имела преимущество. Водитель, который выезжал, должен был ее пропускать.

Ольга Арсланова: Все.

Петр Кузнецов: У нас есть еще мнение людей на улице, в том числе и водителей. Конечно, все мы потенциальные пациенты. Давайте послушаем. Спрашивали у них, какое наказание должно быть за непропуск "Скорой помощи".

ОПРОС

Иван Печерей: Я бы еще хотел добавить про водителей "Скорой помощи". Абсолютно незащищенная категория с точки зрения закона. Я объясню, почему. Потому что если взять правоприменительную практику, тех ситуаций, когда "Скорая помощь", включая проблесковый маячок и звуковой сигнал, нарушала правила дорожного движения, в результате чего происходило дтп, причем, даже в ситуации, когда "Скорую помощи" догоняли по встречной полосе, другой водитель, нарушая правила, бил "Скорую", в этих ситуациях виновными признавали водителей "Скорой помощи". Потому что водитель "Скорой помощи" не выполнил самого главного условия – не убедился в безопасности маневра. И водителю доказать, что он убедился в безопасности маневра, практически представляется невозможным. Поэтому здесь у водителя всегда дилемма, что делать: либо нарушать правила, спасать жизнь пациента, который умирает сейчас в салоне, либо знать, держать в уме, что он не будет защищен и будет всегда наказан.

Здесь в этой ситуации я вижу очень большую правовую проблему. И, наверное, здесь, честно говоря, мне хотелось, чтобы были какие-то четкие критерии понимания того, когда действительно водитель может нарушать пдд, именно исходя из того, что он водитель машины спецслужбы, который действительно едет на вызов либо везет пациента в тяжелом состоянии, и риск его оправдан в данной ситуации.

Петр Кузнецов: И, опять-таки, не защищен в этом плане водитель обычной машины, который даже по физическим причинам не может уступить. Он не может вклиниться. Его не пускают в тот ряд, в котором он должен оказаться, чтобы пропустить "Скорую". Разрешается ли ему в данном случае нарушать правила, пересекать вторую сплошную? Он тоже не пойдет на это. Потому что ему придет штраф, его лишат прав, потому что никто не будет разбираться – он пересек потому, что пропускал "Скорую" или просто захотел там повернуть.

Иван Печерей: Безусловно, обычный водитель должен действовать в рамках правил дорожного движения. Если у него есть возможность пропустить "Скорую", он должен ее пропустить. Если мы возьмем правила дорожного движения, тот же самый объезд препятствия: если есть возможность объехать справа, водитель должен объехать его справа. Если такой возможности нет, тогда он должен объезжать с другой стороны. Но если есть возможность справа и он поехал слева, выезжая на встречную полосу, он нарушил правила.

То же самое со "Скорой": если есть возможность уступить дорогу – уступай. Если нет возможности – доедь до конца горлышка, как было в этом эфире, уйди в бок, пропусти машину спецслужбы.

Ольга Арсланова: Смотрите, тут пишут: "В сюжете водитель джипа должен был сдать дальше назад, а не поворачивать", "Скорая помощь – это святое, но как расценивать, когда "Скорая" часами, а то и сутки не приезжает, а больной гибнет?". "Водилы "Скорой" халтурят, доставляя заказчика с ветерком под рев сирены". В общем, очень многие люди пытаются найти какое-то оправдание вот этому абсолютно незаконному поведению. Давайте, у нас есть небольшое видео, как за рубежом решают такие вопросы на дороге.

Петр Кузнецов: Давайте посмотрим. Это Германия. Смотрите, это в Европе действует правило. Если ты едешь в крайнем левом, ты остаешься в левой или перестраиваешься налево. Остальные два ряда с правой стороны выстраиваются… То есть все остальные перестраиваются вправо. То есть эта центральная дорога остается за "Скорой".

Ольга Арсланова: Очень удобно, по-моему.

Петр Кузнецов: Обратите внимание: два ряда справа, один слева, и "Скорая" проезжает по…

Иван Печерей: Мне известно, в Южной Корее левый ряд – исключительно для спецслужб. Его вообще нельзя занимать. То есть по нему едут спецслужбы. То есть такие действительно различные механизмы есть, которые на законодательном уровне можно решить, для того чтобы избежать таких проблем и таких эмоциональных комментариев, которые мы слышим.

Ольга Арсланова: И при этом мы понимаем, что в Германии огромные пробки тоже. Поэтому списывать на то, что в Москве какое-то особенное движение, тоже странно. Давайте послушаем звонок. У нас Андрей из Москвы на связи. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Что я хочу сказать по этому поводу в первую очередь? Я считаю, что нужно вернуть старый закон. То есть когда маячки и сирены включались только при обслуживании больного, а не постоянно, как сейчас ездят все "скорые". Это раз. Во-вторых, также левый ряд, я считаю, занимать нельзя. Он должен быть более свободен. Неважно, что трафик у нас большой, что у нас отняли, извиняюсь, еще полосу отняли сейчас…

Ольга Арсланова: Вы отклоняетесь от темы сейчас.

Зритель: У меня 40 лет стажа. Но водителей, я считаю, надо наказывать однозначно за то, что не пропускают "Скорую".

Ольга Арсланова: Спасибо.

Иван Печерей: Давайте сразу скажем. Скорая медицинская помощь не обслуживает больных. Скорая медицинская помощь оказывает медицинскую помощь тем, кто в ней нуждается. Это важно. Именно из-за такой подмены понятий терминов и идут все проблемы о том, что "Скорой" не уступают, что к "Скорой" относятся таким образом. "Скорая" оказывает медицинскую помощь. Это первое.

И второе. Опять-таки, я приводил пример, что скорая медицинская помощь на дороге всегда лишь в двух случаях: либо когда она едет к пациенту, либо когда она его везет. "Скорая" всегда на исполнении своего задания, для которого она и создана.

Ольга Арсланова: Спасибо, Иван. К сожалению, о нападениях на медиков не успели поговорить. Настолько животрепещущей оказалась тема непропуска "Скорой". Приходите к нам еще, потому что есть, о чем поговорить и в чем разобраться. И мы видим очень неоднозначное отношение общества к этому явлению.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Иван Печерей: Спасибо.

Петр Кузнецов: Иван Печерей, медицинский юрист.

1 комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Михаил Беляев главный экономист Института фондового рынка и управления, кандидат экономических наук
  • Сергей Голодов доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова
  • ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • ГОСТИ

  • Александр Рубцов кандидат экономических наук, обозреватель портала Vgudok.com
  • ГОСТИ

  • Денис Кирис заместитель председателя Комиссии по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия ОП РФ, председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино, актер, режиссер
  • ГОСТИ

  • Гузель Улумбекова руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук
  • Алексей Живов главный врач Ильинской больницы, врач-уролог, кандидат медицинских наук, доцент
  • ГОСТИ

  • Дарья Халтурина сопредседатель Российской антитабачной коалиции
  • ГОСТИ

  • Алексей Володин генеральный директор Агентства по развитию трансграничной инфраструктуры, кандидат технических наук
  • Михаил Ненашев капитан 1 ранга, председатель Общероссийского движения поддержки флота
  • ГОСТИ

  • Петр Шкуматов координатор движения "Общество Синих Ведерок"
  • Павел Поспелов заведующий кафедрой проектирования дорог МАДИ
  • Павел Брызгалов директор по стратегическому развитию ФСК "Лидер"
  • Юрий Эхин эксперт по жилищной политике, член Союза архитекторов России
  • ГОСТИ

  • Антон Гетта координатор проекта ОНФ "За честные закупки", депутат Госдумы
  • ГОСТИ

  • Виктор Николайчик главный тренер мужской сборной Московской области по самбо, заслуженный тренер России
  • ГОСТИ

  • Леонид Кошелев член правления Российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов
  • ГОСТИ

  • Александр Мерзлов президент "Ассоциации самых красивых деревень России", доктор экономических наук
  • Михаил Смирнов главный редактор портала "Алкоголь.Ру"
  • Евгений Бучацкий психиатр-нарколог
  • Вадим Дробиз директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя
  • ГОСТИ

  • Александр Элинсон генеральный директор НИПК "Электрон", член Президиума Генерального совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"
  • Показать еще
    Показать еще
    Владимир Путин рассказал о технологии, которая будет страшнее атомной бомбы Он сделал такое заявление на Всемирном фестивале молодежи и студентов
    вчера

    ГОСТИ

  • Александр Никитин глава администрации Тамбовской области, д.э.н., профессор
  • Александр Широв зам.директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, д.э.н.
  • Проект Федерального бюджета на 2018 год: что в приоритете? Расходы по каким статьям следует увеличить и за счет чего?
    вчера
    Apple создаст бюджетную версию iPhone X Новинка будет стоить на 100 долларов дешевле первой версии
    вчера
    Хабаровск заволокло дымом из-за пожаров на территории Китая Обнаружено превышение предельных концентраций веществ в воздухе
    вчера

    ГОСТИ

  • Михаил Беляев главный экономист Института фондового рынка и управления, кандидат экономических наук
  • Сергей Голодов доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова
  • 2 дня назад

    Сергей Лесков: Отсутствие оппозиции является самой большой угрозой для власти. На этом погорели КПСС и СССР

    Сергей Лесков Обозреватель ОТР
    Суд отказал шахтерам из Гуково в апелляции по делу о митингах Суд посчитал, что полицейские пресекли массовую несанкционированную акцию, а не пикеты
    2 дня назад

    ГОСТИ

  • Андрей Осипов автоэксперт, редактор сайта osipov.pro
  • В лес - за едой! Собирательство - традиция или способ выживания?
    2 дня назад

    Дошло до того, что в иные места стало дешевле долететь, чем доехать в плацкартном вагоне

    Александр Рубцов кандидат экономических наук, обозреватель портала Vgudok.com
    2 дня назад

    ГОСТИ

  • Денис Кирис заместитель председателя Комиссии по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия ОП РФ, председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино, актер, режиссер
  • Герман Греф занимается медитацией и спортом перед работой По его словам, это помогает избавиться от проблемы больших потоков информации
    2 дня назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments