Андрей Кутепов: Поднимая статус и авторитет многодетных семей, мы сможем переломить ситуацию к лучшему

Гости
Андрей Кутепов
председатель комитета Совета Федерации по экономической политике

Константин Чуриков: Ну что, Оксана? Давай, продолжаем, снова к классике обратимся.

Оксана Галькевич: Ну, на самом деле в этой теме мы тоже совершенно легко можем это сделать, Костя. А вот мне что первое приходит в голову – это "Война и мир", Лев Николаевич Толстой, тоже наше всё, между прочим. Сколько было детей у Наташи Ростовой и Пьера Безухова? Четверо, по-моему, да? Многодетная семья.

Константин Чуриков: А я вспомнил… Нет, мне такие высокие аналогии, кстати, сразу в голову не пришли. Я вспомнил просто сказку "Три поросенка" – тоже трое, многодетная семья. В общем, "многодетная" – ключевое слово.

Оксана Галькевич: Только родители не известны, Костя, знаешь.

Константин Чуриков: Все бывает. Но "многодетная семья" – ключевое слово. Об этом сейчас будем говорить. Собственно каким критериям нужно соответствовать, чтобы семья была признана многодетной? Какие есть инициативы по этому поводу?

Оксана Галькевич: Мне кажется, мы сейчас напугали наших телезрителей при слове "инициативы". У нас почему-то редко подразумевается что-то такое хорошее, в хорошую сторону. Надо срочно объяснять, что за перемены у нас задуманы. Уважаемые друзья, сейчас прямо это сделаем.

Представим сразу нашего гостя. В студии программы "ОТРажение" – Андрей Кутепов, глава Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности. Андрей Викторович, здравствуйте.

Андрей Кутепов: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте. Андрей Викторович, ну что ключевое в этой инициативе? Я так понимаю… Ну, я еще пока не многодетный, только к этому стремимся, но это вообще меняет все в нашей системе координат. Нет?

Андрей Кутепов: Очень хорошо, что вы вспоминаете сразу нашу историю. В данной инициативе во главе угла стоит поднятие авторитета многодетной семьи. Нам кажется, что вся наша история, вся история Российской Федерации основана на том, что у нас были большие семьи, которые собирались за столом. Это было вполне естественно. Сейчас ситуация несколько поменялась – последние, наверное, лет сто. Что хочется сказать? Что мы должны поднимать авторитет многодетных семей. Указ, который был издан в 92-м году, указ президента, позволял субъектам госвласти, субъектам федерации на местах принимать решения, какой уровень, какая численность и какая социальная поддержка давалась многодетным семьям.

Константин Чуриков: Андрей Викторович, давайте самое ключевое, что касается возрастной планки. Кого в семье… Ну, предположим, "и было у отца три сына". Кого в семье и доколе считать многодетными?

Оксана Галькевич: Ну, сейчас основная проблема многодетных семей какая? Вот есть трое детей. Старший достигает, допустим, 18-летнего возраста – и все.

Андрей Кутепов: Абсолютно правильно.

Оксана Галькевич: Мама, которая, допустим, всю свою жизнь, все последние 18 минимум лет посвятила воспитанию детей, уходу за семьей, все, остается без какой-то государственной поддержки. Семья перестает быть многодетной просто потому, что старший вырос, а мелкие еще на руках.

Андрей Кутепов: Да, абсолютно правильно. Вот буквально мы встречались с Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Откуда пошла эта инициатива? Вместе с председателем Законодательного собрания Макаровым поднимался очень актуальный вопрос. Стояли на очереди получения жилья. Как только исполнилось 18 лет, они стояли первыми, и очередь ликвидировалась. Возможно, мы должны сейчас… Мы собираем сейчас пласт со всей страны, берем те инициативы, которые возникают от молодых. Они очень активные, очень активные и делают предложения, которые мы сейчас скрупулезно складываем воедино и выбираем то, что необходимо сейчас.

Оксана Галькевич: А вы знаете, я хочу вам сделать предложение, Андрей Викторович. Мы сейчас с вами в прямом эфире, и нас смотрят многие семьи, у которых трое, может быть, и больше детей. Вот давайте просто сейчас попросим их звонить нам в прямой эфир, писать как можно активнее на наш SMS-портал. У них есть какие-то идеи. Уважаемые друзья, вот перед вами человек, который сейчас занимается этой идеей, этой инициативой. Возможно, вы что-то возьмете на карандаш, внесете в этот будущий законопроект. Звоните, пишите, предлагайте. Какая поддержка вам нужна? Чего вам не хватает?

Константин Чуриков: Будет такой своего рода наказ законодателям. Андрей Викторович, сейчас у нас, ну, не единственная проблема – это то, что старший/старшая повзрослел/повзрослела, и семья уже не многодетная, лишена каких-то привилегий, хотя бы даже на бумаге. Скажите, как у нас вообще с понятием многодетности по регионам? У нас одинаковое понимание того, что такое многодетность, или нет?

Андрей Кутепов: Нет абсолютно. Затронули очень важную тему. Нет понимания и разделения многодетных и малоимущих. Многодетные семьи говорят о том, что "мы бы хотели иметь свой статус, мы бы хотели иметь…" Вплоть до того, что при переезде из одного региона в другой те же самые документы, которые были в предыдущем регионе, нужно подтверждать статус в новом регионе. Переезд влечет за собой определенные бюрократические препоны.

Константин Чуриков: То есть если ты многодетный в Пермском крае – значит, в Смоленской области ты уже не многодетный?

Андрей Кутепов: О чем говорят мамы? Что уважение к многодетным семьям сейчас несколько утеряно. Если мы будем больше с вами разговаривать, больше говорить об этом и больше показывать многодетные семьи, внимание к ним будет более пристальное, более активно будут вовлечены те же руководители регионов, будут больше внимания уделять. Мы же стали больше с вами уделять внимания, допустим, спортивным каким-то мероприятиям – посмотрите, как у нас стала меняться ситуация. Понимаю вашу определенную иронию в связи с последними событиями.

Константин Чуриков: Да, мероприятиям стали больше уделять внимания не мы, а другие люди. Андрей Викторович, мне интересно спросить у вас. Вы сказали, что многодетность… многодетный и малоимущий – это не одно и то же. Разве в России это не слова-синонимы, ну, как правило?

Андрей Кутепов: Нет. Вот видите, даже вы сейчас… Это разные понятия.

Константин Чуриков: У меня просто есть несколько знакомых…

Андрей Кутепов: Это подушевой доход семьи приравнивается к малоимущим или многодетные. Это разные синонимы, но мы почему-то видим в них одно и то же. Это разные синонимы. Мы сегодня говорим только о многодетных, о статусе многодетных семей. Мы сейчас хотим их статус повысить. О чем сейчас идет речь? Поэтому мы сейчас занимаемся этим вопросом.

И я могу вам сказать, что от региона к региону ситуация кардинально меняется. Даже если мы возьмем сейчас вопрос касаемо тех же музеев, которые один раз в месяц имеют возможность многодетные семьи посетить. Каждый музей выбирает определенный день у себя. Почему бы не мог этот музей в электронном виде получать заявку от многодетной семьи – и они могли бы в любое время, когда удобно, когда нет секций, когда удобно воспользоваться автомобилем. Это же достаточно многопланово. Мы не говорим о трех детях, это не очень большая. Мы говорим о шести, семи, восьми детях, которые в семьях.

Константин Чуриков: Ну, я думаю, вы сейчас все-таки привели не самый главный пример в этом законопроекте, в этой идее?

Андрей Кутепов: Нет-нет, конечно. Есть также, когда в разных квартирах распределены, живут семьи – допустим, в двух. Льготы действуют только на одну квартиру, хотя предоставляют две. Опять-таки земельные участки, близлежащие детские сады. Да вплоть до парковок у торговых комплексов. Не исключено, что мы, не затрагивая большие бюджеты или малые бюджеты регионов, будем говорить только об отношении к семьям. Сейчас мы говорим об отношении, о повышении статуса семьи, многодетной семьи. Вот наши приоритеты.

Оксана Галькевич: Очень много сообщений на нашем портале, самых разных на самом деле. Но у нас есть звонки. Я просто боюсь, что они будут срываться. Давайте послушаем Дагестан – Анжела, многодетная мама. Анжела, здравствуйте, слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Я хотела бы узнать, почему нам не платят льготы. Говорят, что "платим". Уже целый год нам не выплачивают их. У меня трое детей, муж инвалид. И вот нам пособие не платят уже целый год. Пособие – 110 рублей.

Оксана Галькевич: На одного ребенка?

Константин Чуриков: Анжела, вы обращались в органы госвласти? Что вам говорили? По какой причине вам не платят это пособие?

Зритель: Мы обращались. Говорят "заплатим, заплатим". Но – нет. Ничего такого нам не дают.

Константин Чуриков: А какой город у вас в Дагестане?

Зритель: У нас Хивский район, селение Межгюль. Мы в селе живем. Работы нет, муж инвалид.

Андрей Кутепов: Ну, возможно, это какая-то история, которая требует внимания непосредственно муниципальных органов, которые могли бы обратить…

Оксана Галькевич: А вы скажите, сейчас поддержка, вот эти пособия, которые Анжела не получает, – это полностью ответственность местных, региональных властей?

Андрей Кутепов: Абсолютно.

Оксана Галькевич: Мягко говоря (это подчеркнуть), сейчас не самыми лучшими финансовыми возможностями располагают наши регионы, правда?

Андрей Кутепов: Да.

Оксана Галькевич: Вы понимаете, вот здесь противоречие.

Андрей Кутепов: Абсолютно правильно.

Оксана Галькевич: Поддерживать-то надо, а возможностей у регионов нет.

Андрей Кутепов: Сейчас мы проводим анализ, сколько непосредственно выделяется средств на все это по всей стране, непосредственно в каждом субъекте, сколько из федерального бюджета выделяется денег на данную программу. Вот при сложении всех этих составляющих мы увидим, какое количество денег выделяется. Но я вам могу опять-таки сказать, что касается Петербурга. На 2016 год, на 1 января, было порядка 35 тысяч. Оно растет. И это стало привлекать внимание. Количество многодетных семей в Петербурге стало расти.

Оксана Галькевич: Ну, Петербург не самый бедный регион, правда?

Андрей Кутепов: И по стране такая же собственно ситуация складывается. Мы сейчас собираем полностью информацию в части денег. Опять-таки я вам говорю, что мы сейчас не касаемся именно денег и бюджета того или иного региона. Мы могли бы касаться. Допустим, у нас есть один из регионов, где падчерицы не приравняются в семье к многодетным, вот их не берут в статус сразу многодетных. Встретились папа и мама, у каждого по двое детей – вот не получается у них многодетная семья. Может быть, мы начнем с определенных устоев и понимания?

Константин Чуриков: Вы сейчас очень чувствительный вопрос затрагиваете. По-разному кто-то может отнестись.

Андрей Кутепов: Нет, это многодетная семья. Почему?

Константин Чуриков: Ну, смотрите. Часть детей от одного брака, часть – от другого. Соответственно…

Оксана Галькевич: А что тебя смущает?

Константин Чуриков: Нет, меня ничего не смущает. Я просто говорю, что вопрос дискуссионный, тут есть о чем тоже поговорить.

Андрей Кутепов: Соединились два человека, четыре ребенка. И почему не может быть многодетная семья?

Константин Чуриков: Нет, имеется в виду, что у этой женщины, у этой матери ее дети, и пришел папа другой…

Оксана Галькевич: Папа тоже может прийти с детьми, Костя. У мужчин тоже бывают дети от первого брака.

Константин Чуриков: Хорошо, от первого брака. И теперь новая семья – и они стали многодетной.

Оксана Галькевич: Да.

Константин Чуриков: А, в этом смысле?

Андрей Кутепов: Да, я говорю о том, что…

Константин Чуриков: Я подумал какие-то другие форматы. Ладно.

Андрей Кутепов: В некоторых регионах не предусматривается многодетная семья. Есть много составляющих, о которых мы все время говорим. Вот я привел вариант такой. Опять-таки есть такое понимание, что при многодетной семье имеет бесплатный проезд только один родитель.

Константин Чуриков: Тот, кто ездит на работу. Остальным же это не надо.

Оксана Галькевич: Странно, кстати говоря. Понимая, что, в общем-то, бюджет-то единый в семье. И надо сказать, что нагрузочка у многодетной семьи на бюджет велика. Зачастую работает только один родитель и кормит.

Андрей Кутепов: Да. Может быть, мы подходим… Не хочу сказать "революционная мысль". Поступают предложения. Может быть, мы подходим к такому варианту, что не три ребенка теперь многодетная будет…

Константин Чуриков: А два?

Андрей Кутепов: …а четверо или пять. Может быть, к этому подходим…

Константин Чуриков: Слушайте, секундочку!

Оксана Галькевич: Ну, тогда это усложняет только условия для вхождения в этот статус многодетности на самом деле. Разве нет?

Константин Чуриков: Секунду, секунду, секунду! Вот при нашей нынешней демографической ситуации, когда семьи с двумя детьми – в принципе, это уже достаточная редкость, если просто открыть статистику, цифры того же условного Росстата, вы считаете нужным, так сказать, еще поднять вот эту планку, да? То есть не трое…

Андрей Кутепов: Рассматриваем варианты.

Константин Чуриков: Это чтобы поменьше помогать тем, у кого трое детей?

Андрей Кутепов: Нет, ну вы сразу смотрите…

Константин Чуриков: Нет, ну я смотрю…

Андрей Кутепов: Это не касается … Мы в третий раз подходим к этому. Это не касается именно денег. Мы поднимаем сейчас статус многодетных семей.

Константин Чуриков: Нет, извините, Андрей Викторович…

Оксана Галькевич: Хорошо, а вместе со статусом что приходит тогда? Хочется понять.

Константин Чуриков: Вот!

Андрей Кутепов: Уважение, уважение.

Константин Чуриков: Нет, секундочку…

Оксана Галькевич: Ну подождите. А кормить детей мне чем? Уважением? Чем?

Андрей Кутепов: Ну, необязательно всем… Семьи, которые приходят на прием…

Оксана Галькевич: Медаль носить?

Андрей Кутепов: Да, вплоть до ордена, который сейчас тоже рассматривается.

Оксана Галькевич: Так мне ее не на что повесить будет, медаль – у меня одежа будет вся изношена, простите. Ну, я к тому, что…

Андрей Кутепов: Социальная поддержка, которая оказывается сейчас в регионах на сегодняшний момент, может быть, ее хватает, может быть, ее не хватает. Мы сейчас как вариант с вами рассмотрели вариант о повышении. Видите, какая сразу произошла реакция?

Оксана Галькевич: Дискуссия у нас с вами, да.

Константин Чуриков: Ну конечно. Я думаю, что… Это еще зрители не вышли в эфир. У нас, кстати, есть звонок.

Оксана Галькевич: Давайте Татьяну послушаем из Кургана, тоже многодетная мама. Татьяна, здравствуйте

Зритель: Здравствуйте. Я к вам обращаюсь с такой проблемой. Я являюсь многодетной матерью, у меня четверо детей. Я не могу вступить ни в одну программу, так как мне 36 лет. Я из города Кургана вам звоню. У меня на руках только сертификат, а получить ипотеку я не могу, так как я работает один муж, и иждивенцев у меня четыре человека, детей.

Оксана Галькевич: А возраст при чем здесь? Простите, я не поняла. 36 лет, вы сказали.

Андрей Кутепов: Не молодая семья.

Оксана Галькевич: А, не молодая семья.

Зритель: И на улучшение жилищных условий я тоже не могу претендовать. Так что у меня нет своего жилья.

Оксана Галькевич: Вот так вот.

Зритель: И вот как мне быть вообще? Я снимаю жилье.

Оксана Галькевич: Понятно.

Зритель: Да, в данный момент я снимаю жилье. У меня работает один муж, я нахожусь в декретном отпуске. Самому маленькому ребенку моему 10 месяцев.

Оксана Галькевич: Представляете, какие жизненные ситуации, сколько они вам материала дают, да? Вот 36 лет, господи, а уже семья не молодая?

Андрей Кутепов: Да, до 35 лет.

Константин Чуриков: Меня-то вообще на пенсию надо списать уже.

Андрей Кутепов: До 35 лет.

Константин Чуриков: Так, а здесь как быть?

Оксана Галькевич: А нельзя как-то, вы знаете, просто поддерживать семью как семью, а не по принципу – молодая, не молодая, еще какая-то?

Андрей Кутепов: Знаете, я приводил вам пример в части музеев. Вы сказали, что это немаловажно, не столько маловажно. А я вам могу сказать, что…

Константин Чуриков: Не столь важно.

Андрей Кутепов: Не столь важно, да. А я вам могу сказать, что это как один из маленьких примеров, с которого складываются все кубики.

Константин Чуриков: Мы имеем в виду не то, что музеи важны. Просто с точки зрения ценности…

Андрей Кутепов: Абсолютно правильно. Я привожу примеры. Вот сейчас мы услышали еще один пример в части ипотеки, в части банков, которые идут не очень активно к многодетным семьям. При повышении опять-таки авторитета, при популяризации больших семей мы сможем переломить эту ситуацию. Мы все равно на пороге находимся.

Оксана Галькевич: Андрей Викторович, понимаете, вот когда вы говорите "популяризация", "переломить эту ситуации"… Ну, пропагандой и агитацией здорового образа жизни здоровья нации не дождешься. И точно так же…

Константин Чуриков: У нас в законе написано, административное законодательство у нас: "нельзя ругаться матом в общественном месте". Я еду на работу – я постоянно слышу мат. Можно выпустить еще много таких законов – и все равно все останется как есть.

Оксана Галькевич: Люди прекрасно понимают, что когда твоя семья становится больше, нагрузка на бюджет семьи тоже растет. Ну, понимаете, многодетная семья – это ответственный выбор, ответственное решение, и не в последнюю очередь финансовое.

Андрей Кутепов: Я могу сказать, что у меня есть несколько знакомых, приятелей, друзей, которые имеют от пяти, от шести и больше детей.

Константин Чуриков: Обеспеченные семьи?

Андрей Кутепов: Я скажу, что не нуждающиеся.

Оксана Галькевич: Ну, скажем так, тут доход семьи не должен быть у папы 30 тысяч в месяц.

Андрей Кутепов: Зависть существует у нас.

Оксана Галькевич: Мы-то говорим обо всей стране.

Андрей Кутепов: Да, мы говорим обо всей стране. Мы говорим о том, что сейчас как раз нужно поднимать этот вопрос на федеральный уровень и говорить о том, что многодетные семьи – это часть нашей жизни, и она достаточно активно развивается. Этот вопрос мы сейчас поднимаем. И вновь повторюсь, что собираем предложения со всей страны, какой он будет. С помощью мониторинга мы сможем создать только основополагающий закон, который дальше будет в нашей стране действовать.

Оксана Галькевич: Хорошо. Андрей Викторович, у нас, к сожалению, время уже заканчивается. Вы говорите "мониторим ситуацию, собираем информацию со всей страны". Как с вами связаться? Куда написать? Вот наши телезрители сейчас смотрят, кто-то не успел высказаться…

Константин Чуриков: Или давайте отдельно встретимся в этой же студии в большем формате и попробуем как раз таки собрать все предложения.

Оксана Галькевич: Подожди. Обязательно это сделаем. А вот сейчас как с вами связаться, прежде чем мы организуем новую встречу? Куда вам писать?

Андрей Кутепов: Большая Дмитровка, 26, Комитет по регламенту или Комитет по социальной защите.

Оксана Галькевич: Большая Дмитровка, 26.

Константин Чуриков: Андрею Викторовичу Кутепову. Большая Дмитровка, 26. Спасибо большое.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Константин Чуриков: У нас в студии был Андрей Кутепов, глава Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности. Программа "ОТРажение" всего-то через две минуты продолжится. Будьте с нами.

Оксана Галькевич: Спасибо большое

Константин Чуриков: Спасибо.