Александр Тихонов: Ехать, участвовать и доказывать!

Гости
Александр Тихонов
член Правления Союза биатлонистов России, 4-кратный олимпийский чемпион, 11-кратный чемпион мира

Ольга Арсланова: В ближайшие часы мы ждем новостей от исполкома Олимпийского комитета России, дело в том, что сегодня утверждается окончательный, официальный список российских спортсменов и мы поймем, кто же поедет на зимние олимпийские игры этого года в Пхенчхане. Ранее был опубликован перечень допущенных олимпийских спортсменов из России (это цитата, так их МОК назвал) и в состав команды вошли 169 спортсменов, а также 189 официальных лиц. В том числе 80 тренеров в этот список попали.

Юрий Коваленко: Ну и все-таки состав уменьшается, накануне стало известно о том, что двадцати двум тренерам и шести медикам МОК отказали в приглашении на игры. Изначально от России могли поехать 500 спортсменов, потом внезапно стало 389 человек, затем и вовсе 169, но теперь спортсмены и вовсе сами решают ехать или нет. Что же нас ждет дальше?

Ольга Арсланова: Решают причем по-разному. Вот, например, двукратная бронзовая финалистка игр в Сочи конькобежка Ольга Граф, приняла решение не выступать на Олимпиаде, написала сама в Фейсбук на своей странице. В числе спортсменов, в итоге не получивших приглашение на Олимпиаду, попали биатлонист Антон Шипулин, шорт-трекист Виктор Ан, лыжник Сергей Устюгов и другие лидеры российской сборной в разных видах спорта. Кого мы в итоге увидим на Олимпиаде? Какой она будет, есть ли смысл на все это смотреть, поговорим с Алексеем Тихоновым, членом правления биатлонистов России, четырехкратным олимпийским чемпионом, одиннадцатикратным чемпионом мира. Александр Иванович, здравствуйте!

Александр Тихонов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Скажите пожалуйста, мне, например, первый вопрос по вашему профильному виду спорта, сколько получается у нас биатлонистов в итоге допущено и хватит ли им хотя бы на эстафету?

Александр Тихонов: У нас допущены четверо, на смешанную эстафету хватит, а на эстафеты классические на мужскую и женскую, естественно, не хватит. Я сегодня разговаривал с Антоном Шипулиным, мне до этого сказали, что Антон отказывается ехать, потом вроде как поменял решение, я сегодня говорил: "Антон, ты знаешь, в 80-м году у нас тоже был вопрос после бойкота московской Олимпиады и у нас стоял вопрос, ехать или нет, поедет делегация, или не поедет. ЦК КПСС во главе с Леонидом Ильичом Брежневым приняли, я считаю, правильное решение – ехать! И биатлон тогда выступил: два золота, серебро и бронза, самая большая трагедия была – проиграли хоккеисты наши, но мы поехали! Выступили достойно, представили себя, не взирая ни на какие бойкоты. Ведь был бойкот объявлен в Рио-де-Жанейро после всех допинговых скандалов. И, дай Бог памяти, 19 или 17 золотых медалей! Мы сами себе ответили".

Ольга Арсланова: Ну а в этот раз медали будут с таким составом?

Александр Тихонов: В биатлоне сложно сказать, нет Антона и все прочее, вы знаете, это все назревало давно. Это не новость. Перед Сочи у нас отняли 37 медалей, до этого две героини, я их очень хорошо знаю и отношусь с большим уважением, Лазутина и Егорова – два героя России были лишены, дисквалифицированы. В биатлоне, дай Бог памяти, 12 или 17 допингов. В 2006 году, сегодня вспомнили все, передо мной сегодня семь человек из Госдумы извинились: "Мы думали, что ты гонишь пургу постоянно, говоря о допинге". Я с трибуны Олимпийского комитета сказал, хотя в повестке дня этого вопроса не стояло.

Ольга Арсланова: А что вы сказали?

Александр Тихонов: Я сказал дословно: "В повестке дня нет, но, дорогие мои, у нас назревает очень серьезная проблема – бесконтрольность допинга". Никто не обратил внимания, уходя, я еще руку держал на трибуне, сказал: "Настанет день, когда мы опозоримся на весь мир". Этот день настал, подтвердил я в 2009 году, сказав, что в 2013 году начнутся большие политические проблемы против России, если мы не решим за 14, 15, 16-ый год в 17-ом будет трагедия. Я опять не ошибся. Я не ошибся, что на Красной площади за полтора или два месяца до Олимпиады, я сказал, что мы выиграем первое командное место в Сочи, никто не поверил, но мы его выиграли!

Ольга Арсланова: А скажите пожалуйста, когда это все началось, когда началась эта история раскручиваться? Как ваши коллеги, спортсмены, тренеры, как они реагировали, что они говорили? "Ничего, как-нибудь"? Или они понимали, к чему это все приведет? Первая реакция была какой?

Александр Тихонов: Вы знаете, начали дисквалифицировать во всех видах пачками просто, меня затронул последней вопрос буквально вот: гандбольная молодежная команда стала серебряным призером, у них отняли медаль и дисквалифицировали. Трех девочек на допинге, здесь целая трагедия, снова одно и то же, понимаете. Нас дисквалифицируют, мы снова повторяем. Причина только в одном: кадровая политика, о которой я говорил еще 20 лет назад, это будет самый большой бич России. В спорте в Советском Союзе было две отрасли: спорт и космос. Шесть Олимпиад три зимних, три летних выигрывали при Павлове, его сменил профессионал Смирнов, суперпрофессионалы работали! Не было иностранных тренеров, не было допинга, были победы! Что случилось у нас с Биатлоном, посмотрите, мы 55 лет были недосягаемы по золотым медалям. Для всех стран мира!

Ольга Арсланова: А сейчас будет повод сказать: "Это потому что допинг".

Александр Тихонов: Правильно, бесконтрольность. Я минимум 20 лет уговаривал со всех трибун по телевидению, в газете: "Давайте примем закон о допинге". Как у итальянцев, как у немцев. Одна девочка попала, там минимальный допинг был, ее дисквалифицировали, в течение двух недель приняли закон строжайший. У итальянцев, если у вас в косметичке нашли запрещенный препарат, вам пять лет тюрьмы. Просто уголовное дело! Мы приняли закон, у нас куча олимпийцев сидит в Госдуме, когда принимали закон, закон двуликий, он принят, но там то ли наказать, то ли поощрить – не понятно. Надо выполнять четко все указания международных федераций, МОКа.

Юрий Коваленко: Подождите, то, что сейчас мы видим, это уже избиение младенцев, один раз мы проглотили эту наживку, попались на этом, сняли наших прославленных золотых медалистов России и теперь дальше продолжают обезглавливать, срезая самые действенные кадры. По факту, МОК хочет, чтобы мы остались с неопытными спортсменами и не показали бы каких-либо результатов, так получается?

Александр Тихонов: Вы знаете, я был в Лозанне, как ни странно, нас там еще уважают, не все правда. Они просят: пробу "В" отдайте. На что президент Олимпийского комитета, г-н Жуков, сказал: "Пробы "В" находятся в следственном комитете". Простой пример: Татьяна Моисеева у нас в биатлоне была, при мне было, как при президенте, проба "А" показала положительный результат, полетели со спортсменкой с пробой "В" доктор, вскрыли, все в порядке. И она продолжила выступать, но мы же пробу не отдаем. То, что они приняли решение, я считаю, правильно сделали.

Ольга Арсланова: Кто правильно принял решение?

Александр Тихонов: 2440 допингов зарегистрировано, мы о чем говорим?!

Ольга Арсланова: Хорошо, сейчас такая ситуация, мы на нее повлиять не можем, зрители многие возмущаются: нашу страну унижают, а мы едем, если есть чувство собственного достоинства, тот не поедет. При этом мы видим, что отказывается пока что одна Ольга Граф и то, отказывается не исключено, потому что, делая ставку на гонку, вряд ли она там что-то возьмет.

Александр Тихонов: Она права абсолютно, потратить деньги и все, шансов у нее выиграть никаких. В биатлоне у Бабикова есть шанс, может Елисеев прорежется. Наше участие необходимо, вы знаете, мы раскололи общество сегодня на две половины, надо было дать трибуну профессионалам и объяснить народу, мы поехали в Рио-де-Жанейро, была проблема, приехали с 19-ю золотыми медалями. И, если Сагитова и Медведева встанут на первое, второе место, вся страна порадуется. Они станут олимпийскими чемпионками, никто не скажет, хоть она в чем выйдет, хоть в бушлате, не скажут, что это американка. Надо ехать и доказывать, участвовать. Я Бабикову сказал: "Антон, у меня тоже такая проблема была. Это четвертая Олимпиада была я выступал с температурой 37,8 вышли на старт в Володей Аликиным оба больные и доказали, что мы россияне"! Вот с таким настроем надо ехать, но для этого нужно профессиональное руководство в спорте, а не такие как Мутко! Я вам прямо скажу, мы уже опозорились на весь мир с таким руководством.

Юрий Коваленко: Хорошо, что нам надо сделать, для того, чтобы со следующей Олимпиадой у нас не получилось такое же "обезглавливание"? Может быть есть возможный кадровый маневр?

Александр Тихонов: Кадровый маневр обязательно, ни в одной стране мира нет ни одного института физкультуры, у нас 15 ВУЗов!  И мы приглашаем иностранных тренеров?!

Ольга Арсланова: А в биатлоне тренер.

Александр Тихонов: Да, сейчас Гросс!

Ольга Арсланова: Сколько им платят, 250 тыс. евро?

Александр Тихонов: Говорят, за 200 тыс., а нашему 150 тыс. рублей.

Ольга Арсланова: Говорят, он даже не досматривает соревнования, потому что рабочее время закончено, "я ушел".

Александр Тихонов: Немецкая дисциплина.

Ольга Арсланова: А он заинтересован результатом?

Александр Тихонов: Результат ноль! Мы пригласили Королькевича, вы поймите правильно, как только уходят профессиональные кадры, мы получаем результат обязательно отрицательный. Ведь столько лет мы работали, только Привалов работал лет 25 тренером, был признан лучшим тренером 20-го века! Меня признали тогда лучшим спортсменом 20-го века. Был своя схема подготовки, мы сегодня сконцентрировали в Министерстве спорта все: и сельский, и юношеский, все подряд туда свалили. Профессионалы оттуда ушли, мы имеем результат: никто не хочет в этом разобраться. Сейчас, когда мы уже попали в такую, извините, дыру, люди начинают говорить: "Ты был прав". Когда меня смещали, убирали, бойкоты объявляли – 24 золота, 27 серебра и 19 бронзы! Мы недосягаемы были! Склонили спортсменов, начали писать, к чему привело? К развалу полному! Никто не удосужился хоть раз разобраться в этом вопросе.

Ольга Арсланова: "С другой стороны (это наши зрители отмечают), допинг скорее всего присутствует так, или иначе, во всех странах. Наказывали нас все-таки не за него, а по совокупности", предполагают.

Александр Тихонов: Я скажу так: у нас нет ни одной кафедры спортивной медицины, у нас нет специалистов. Не надо врать, надо всегда говорить то, что есть на самом деле. Мы попали в эту ситуацию – и экономические проблемы и все остальное, только из-за того, что мы не хотим сказать правду сами себе – 40% запасов мировых недр – это Россия, мы каждый с вами мультимиллиардер, но признаем, что у нас 22 миллиона за чертой бедности, а я скажу, 30 миллионов нищих. Мы не хотим признать. Мы выступали, биатлон, лучшее оружие было! Ижевская винтовка, патрон Олимп, Климовск делал, равного в мире нет! Ходим, обиваем пороги уже десятилетиями. Не делают винтовку, не делают патрон. Когда перешли на малый калибр, Дитер Аншутц, город Ульм, Германия, подарил мне свою винтовку, потому что из наших мы не попадали. Была международная конвенция, которая немцам запретила после войны выпуск крупного калибра. Они, извиняюсь, насобачились на малом калибре. Я приехал с немецкой винтовкой, выиграл один старт, второй, доложили Устинову – министру обороны, советский офицер с немецким оружием. Я поехал с этой винтовкой в Ижевск, ее распилили, в течение месяца сделали лучшее оружие в мире. Как сказал Михаил Тимофеевич, с которым я дружил более 50 лет, он сказал: "У нас есть разработки сорокалетней давности, которым нет равных в мире"! Проявить инициативу только, отдать в руки профессионалов, мы же не занимаемся! Хотя, если бы меня назначили премьер-министром, я привык к результату и я бы его старался добиться. А у нас все ниже и ниже, в спорте обратите внимание, коньки – импортные, лыжи – импортные, винтовки – импортные, а где же самолюбие российское?

Юрий Коваленко: А мы сможем быстро "импортозаместить" спорт вообще?

Александр Тихонов: Если будут нормальные примеры правительства, да! Гарантирую вам, дайте команду Чемезову изготовить оружие, поеду на Ижевск. Я получил звание почетного профессора Университета Калашникова, я сам свое оружие, вот этими руками, спал по две недели на оружейных ящиках в Ижевске, где и познакомился в Михаилом Тимофеевичем Калашниковым, с этим гением. Мы ее сделали я каждый год делал это оружие. Сегодня у нас занимающихся биатлоном, не хватает оружия, а биатлонист - это не только спортсмен, это будущий защитник отечества, готовый перенести любые нагрузки, попасть в любую цель. Готовый солдат - то, о чем мы сегодня говорим. Но второй вопрос: у нас не хватает спортсооружений, я был по приглашению Бобби Халла, лучшего хоккеиста 20-го века и Френка Маховлича – члена сената Канады, был по приглашению в Монреале. Они меня повозили по ледовым каткам, у них больше ледовых катков, чем у нас трамвайных остановок. У нас беда, у меня сейчас лежат два письма - из Волгодонска люди ко мне обратились: какая-то компания с Виргинских островов будет в парке в середине Волгодонска строить торговый центр. Там уже есть проект, спортсооружения – некуда детям идти, они написали Путину и написали мне "Помогите". Вот что я вам скажу, сельский спорт, откуда Кулакова, Сметанина, я вышел из деревни, надо просто признать, что мы не платим достойную нашим спортсменам и тренерам зарплату, ну вот 230, по-моему, получается Рихард Гросс и наши150 тыс. рублей. И 10 месяцев тренер должен отсутствовать, разве это нормальное явление?

Ольга Арсланова: У нас знаете страна на 150 тыс. как отреагирует? 

Александр Тихонов: Много?

Ольга Арсланова: Много. Тамару давайте послушаем из Брянска, у нас звонок.

Тамара: Здравствуйте, спасибо ведущим за сегодняшнего гостя, так он правильно все говорит, указывает на все ошибки и, что касается сегодняшней Олимпиады, очень жаль спортсменов, которые поедут. Они отдают силы, здоровье, мы понимаем, какой прессинг будет там, очень жаль. И хотелось бы спортсменам, которые отказались ехать, им совесть и честь не позволяет этого делать, обидно за державу.

Ольга Арсланова: Спасибо, по поводу условий, на которых сейчас будут там спортсмены выступать, правила МОК, они вам кажутся унизительными, или мы должны на это вообще закрыть глаза?

Александр Тихонов: Вы знаете, мы этого заслужили, это уже признал президент России, что у нас большие проблемы с допингом. Это должно прийти наказание. Второй вопрос – где наши грамотные юристы? Как пример: в Белоруссии двух не допустили в Рио-де-Жанейро, наняли адвоката в Европе, отсудили около миллиона евро, заплатили спортсменам и никакого шума. Зачем мы вынесли все это дело народ беспокоить? Если бы было профессиональное спортивное руководство, можно было бы собрать нормальных людей, ветеранов спорта, молодежь и объяснить народу, чтобы правильное было направление. Сейчас любого спортсмена спросите, за чей счет он тренируется и прочее, мое поколение знало: спорт не приносит материальных благ, мы сидим на шее народа. Наша отдача - должны быть золотые медали, как это делали предыдущие поколения, он должен понимать, тренироваться и не расписывать, как наших футболистов, где он отмечает новый год, на каких островах, результата ноль, но отдыхают хорошо. Примеры конкретные тех, кто трудится. Сейчас будет фильм в Норвегии идти про Бьерндалена 55 часов. У нас фильм прошел "Движение вверх", я с этими ребятами играл в баскетбол, Саша Белов, Сережа Белов, Алжан Жармухамедов, Ваня Едешко. Кинотеатры забиты! Так может до Кремля наконец дойдёт до них, что спорт – это лицо державы и закон должен быть таким: на тебя потратили, будь добр, ответь своими результатами и порадуй народ, который на сегодняшний день, скучает по победам!

Юрий Коваленко: Надеюсь, что нас услышат.

Ольга Арсланова: Спасибо вам!

Об участии россиян в Олимпиаде-2018