Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Леонид Ольшанский: ОСАГО противоречит презумпции невиновности

17 июля 2017

Гости

Леонид Ольшанскийвице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат

Петр Кузнецов: А вот хорошая, казалось бы, новость: "Оформлять мелкие аварии станет проще". Дальше уже сложнее, уже во втором предложении: "Правительство одобрило расширение европротокола". Это когда водители при небольшом дтп не вызывают гаишников, а договариваются на месте.

Ольга Арсланова: Я еще раз напомню, что европротокол – это когда мы не вызываем ГАИ, не спорим, не ругаемся, а договариваемся на месте друг с другом. Сейчас это касается аварий с ущербом максимум в 50 000 рублей. Сейчас этот порог предлагают поднять вдвое, до 100 000. И для получения страхового вознаграждения участникам придется просто зафиксировать обстоятельства небольшой аварии. Как это можно сделать?

Петр Кузнецов: А вот я здесь как раз возвращаюсь. Это можно сделать с помощью устройства системы ГЛОНАСС. В правительстве предлагают еще и разрешить смартфон. Можно сделать фото повреждения автомобиля и отправить снимки прямо страховщикам. Наконец-то мы до этого дошли. Кстати, страховщики предложение раскритиковали.

Ольга Арсланова: Мы призываем вас нам позвонить и рассказать, пользовались ли вы уже европротоколом. Если верить статистике, примерно треть аварий оформляются у нас в стране таким образом. Хотим узнать, какой опыт был у вас. И как вы относитесь к возможному расширению возможностей европротокола.

В гостях у нас главный, мне кажется, специалист по этим вопросам Леонид Ольшанский, вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат. Леонид Дмитриевич, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Леонид Дмитриевич, здравствуйте.

Леонид Ольшанский: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Очень удобно. Мне кажется, у автомобилистов никаких вопросов нет. Это удобно и этим нужно пользоваться.

Петр Кузнецов: Но при этом депутаты говорят, что европротокол станет еще проще. Значит, чем-то он сейчас сложнее.

Леонид Ольшанский: Давайте я скажу фундамент вопроса. Я вообще противник ОСАГО. Почему? Потому что, по мнению крупнейших ученых, ОСАГО противоречит важнейшей доктрине – презумпции невиновности. Презумпция невиновности говорит о том, что все мы рождаемся, учимся и работаем как честные и порядочные. Пока не доказано, что Иванов – вор, Петров – убийца, а Сидоров – нарушитель правил дорожного движения.

ОСАГО исходит из принципа Южной Родезии – презумпции виновности. Водитель обязательно что-то нарушит и врежется или в другую машину, или в пешехода.

Ольга Арсланова: По крайней мере, он за это платит превентивно.

Леонид Ольшанский: Журналистская метафора: давайте все по годика 3 в тюрьме отсидим, вдруг мы кого-то побьем, или кто-то зазевается, что-то украдет. Давайте вперед отсидим. А остаточек потом досидим, если больше будет.

Следующий вопрос. И Государственная Дума, и Совет Федерации, и Общественная палата, и Прокуратура, и Адвокатура завалены жалобами автомобилистов. Все жалобы делятся на 2 кучки. Первая: "У меня было дтп. Мне вообще отказали, дали 0". Вторая жалоба: "Мне дали, но ровно половину от тех чеков, что я представил на ремонт.

Когда у нас инспектор ГАИ выезжает и пишет протокол, и каждый из водителей пишет – и то та или иная страховая компания умудряется писать: "Мы не верим, что было дтп. Иди в суд, гуляй".

А тут европротокол. Какая общая концепция? Без вызова полиции. Значит, будут говорить: "Неправда, неверно". Я против страховой компании. Но я и против мошенничества. Можно теоретически взять молоток, ударить по машине и подписать друг другу. Теоретически можно? Можно. Поэтому я за то, чтобы все оформлять.

Следующее. А что такое европротокол? То есть вы подписываетесь под тем, что если даже в процессе ремонта или в процессе исследования крупным экспертом будет выяснено, что у вас больше ущерб… К примеру, заклинило двигатель, заклинило коробку. Что-то большое.

Ольга Арсланова: То, что разу не поймаешь и не выявишь.

Леонид Ольшанский: Да. Все. И судья скажет: "Да, я верю экспертизе, что у вас на 1 млн тут сломалось. Но я не могу дать вам больше. Вы сами подписались под европротоколом".

Но и то, что вы сказали сегодня – это еще не все. Какова позиция европротокола? Что оба водителя друг с другом согласны. Иванов ехал на красный, Петров на зеленый. Или очевидно: кто-то въехал в зад. А теперь говорят, что даже если один из них не согласен, а второй чего-то сделал, то все равно европротокол.

И плюс нам говорят что? У нас по конституции все равны, независимо от пола, возраста, образования, социального материального положения. А тут получается так. Если кто-то образованный (смартфон, мегафон, патефон у него есть) и он как-то сфотографировал, ГЛОНАСС разбирается, то значит он хоть что-то может вытянуть.

А если я доктор филологических наук, защищал диссертацию по древнерусской литературе, я два плюс два не знаю. Куда чего нажимать тут? Как, откуда? Я не знаю.

Петр Кузнецов: А тут еще и паника после дтп.

Ольга Арсланова: Да. Но для таких людей, наверное,  останется возможность вызвать.

Леонид Ольшанский: Как я понимаю? Вот я не согласен, говорю – давайте по классике. Адвокат. А он говорит – а, нет, чик-пык, сделал. Это дает возможность уехать. Итак, какие минусы? Первое – вообще ОСАГО антиконституционно. Второе – сфотографировал…

Ольга Арсланова: Но ОСАГО не отменят.

Леонид Ольшанский: И возможность уехать. То есть его можно кромсать. И третье – ты сам себе подписал приговор. Нам говорят: "было 50 – возможно получить 100 тысяч". А если больше – все. Это штучки, для того чтобы меньше платить.

Ольга Арсланова: А по деньгам, кстати, мы обязательно тоже разберемся, можем ли мы сами подсчитать. Давайте послушаем Дениса из Омска. Здравствуйте, Денис. Слушаем.

Зритель: Алло, здравствуйте. У меня такая жизненная ситуация получилась. Попал в дтп, нерегулируемый перекресток. А у виновника не оказалось с собой полиса ОСАГО. У него вообще не застраховано. И вот лично мне сейчас приходится делать независимую экспертизу, подавать на суд. Этого человека мы найти не можем никак. По фактическому проживанию он скрывается. А вы говорите – автогражданка, европротокол. Надо делать со страховой, доводить до 100 000 штрафа тем, кто ездит без страховки.

Ольга Арсланова: Понятно. У вас такой азиатский вариант.

Петр Кузнецов: Но при этом это увеличение с 50 до 100, наверное, поможет тем, кто ездит не в крупных городах. Потому что если крупный город – это больше дорогих машин. И что такое 100 тысяч при увеличении европротокола? Это что, бампер и крыло…

Леонид Ольшанский: Если… тысяч равнялось чеку. Пришел в банк, сунул в окошко – и тут же получил. Я хочу повторить. Не обольщайтесь, господа. Страховые компании делают все, чтобы не платить.

Ольга Арсланова: То есть ­100 000 никто не получит. Хорошо.

Леонид Ольшанский: Надо строить фразы аккуратно: "Скорее всего, не получит".

Ольга Арсланова: Спасибо за совет. Как я могу оценить на месте, сколько там – 50, 100, 101.

Леонид Ольшанский: Мы не можем. Вот вам и говорят: "Давай примерно". А примерно получается так. Эксперт говорит: "Фара на замену". Они говорят: "Нет, не фара, а лампочка внутри фары. Фара хорошая". Эксперт говорит: "Да нет, там все перекорежено". Они говорят: "Нет". И так далее.

Петр Кузнецов: Как правило, не может одна фара быть поврежденной. 50 тысяч – это, наверное, всего лишь для одной детали. 100 000 – две детали.

Леонид Ольшанский: Решетка радиатора повреждена. Мне говорят: "Да и сам радиатор течет". – Нет, не течет. Это люди будут погружаться в суды, в суды, в суды.

Петр Кузнецов: Смотрите, Леонид Дмитриевич. А страховщикам самим выгодно развитие европротокола?

Леонид Ольшанский: Конечно, выгодно.

Петр Кузнецов: Они принимают участие в обсуждении таких поправок, как по европротоколу.

Леонид Ольшанский: Они везде. В Государственной Думе на каждом этаже (у нас такая метафора образная существует) стоят раскладушки.

Петр Кузнецов: Мы привыкли просто, что они после каждой поправки говорят о том, что им все это невыгодно и они уходят в минус.

Леонид Ольшанский: Я вам хочу сказать еще об антиконституционной формуле страховщиков. Они говорят, что автоюристы, которые выколачивают с них большие деньги – не через суды, не с оружием в руках, а через суды. Это мошенники. А что делает добросовестный юрист? Он берет доверенность от человека, идет в суд. И судья цитирует гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей. И т.д., и т.п. А там есть, конечно, свои аспекты. Просрочка, пени, за пользование  чужими деньгами, штрафы за просрочку. Так они хотят, чтобы юристы не требовали через суд пеней, штрафов и просрочки. Как же это так? То есть официальное обращение в суд они называют автомошенничеством.

Ольга Арсланова: Мошенниками, вероятно, считают и судей, которые выносят решения в пользу этих юристов.

Леонид Ольшанский: Следующий вопрос. А всегда ли в Верховном суде говорят или в Генпрокуратуре. "Райсуд такого-то района вынес…". Вы в горсуд обращались? В президиум обращались? И вам отказали. Значит, все мошенники или все малограмотные? А они говорят так: "Мы не хотим, чтоб убрали пение и штрафы". То есть они не хотят жить по законам…

Ольга Арсланова: …работают. Что ж вы хотите? Давайте Москву послушаем. У нас Сергей – автомобилист. Наверное. Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Вот у меня какая ситуация произошла совсем недавно. В районе метро… житель, так скажем, издалека разворачивался на маршрутном такси. И я просто ехал в прямом направлении. Он просто передо мной стал разворачиваться. Я ему въехал в бок. Он согласился с тем, что он не прав, вызвали ГАИ. Гаишники приехали. Они даже оформлять и даже разговаривать не стали. Они просто тупо направили меня на Полбина (Юго-Восточный округ), сказали: "Приедете туда – и вас там оформят". Мы приехали туда, вышел инспектор, сказал: "А что вы приехали?". Я сказал, что у меня повреждение достаточно серьезное. Ниссан Икс Трейкл, правая фара, правое крыло и передний бампер. Возможно, скрытые дефекты. Потому что удар был достаточно сильный.

Петр Кузнецов: Больше 100 000 явно.

Зритель: Предварительно мне оценили 87 000, это без скрытых повреждений. Это я уже приехал буквально на следующий день, я там обслуживаюсь. Мне насчитали предварительно 87 000 без внутренних повреждений.

Ольга Арсланова: Вас спросили: "Зачем вы приехали?". Вы ответили. Что было дальше?

Зритель: Сотрудник ГАИ вышел и сказал: "А что вы приехали?". Я сказал: "Нужно оформить протокол". Я в таких ситуациях был 2 раза всего. Сотрудник ГАИ должен был оформить документально. Мне сказали: "Вот вам протоколы, берите, записывайте, оформляйте". Я сказал: "Подождите, я по сумме реально не смогу вписаться". Мне сказали: "Вы сначала оформите, между собой договоритесь. Если суммы не будет хватать – мы этого товарища найдем, у него вроде бы как полис, ОСАГО и все остальное". И в результате мне пришлось потом ехать в свою страховую компанию, которая сделала расчет, пересчет, насчитали максимально 50. А предварительно в дилерском центре 87. Сейчас мне нужно будет этот вопрос решать самостоятельно. То есть я буду доплачивать…

Петр Кузнецов: Спасибо, Сергей.  Сколько нарушений прав автомобилиста вы насчитали?

Леонид Ольшанский: Ему сказали: "Езжай отсюда". Надо было сказать: "Нет, я не поеду отсюда никуда. Я не хочу составлять европротокол. Заставить вы меня не можете. Оформляйте по классической схеме". Дальше они ему дали бумажки. Но ведь его же не били. Он должен был сказать: "Нет, я не буду оформлять европротокол. Я требую классическую схему". Тогда они бы ему сказали: "А мы там не были, мы не знаем". Вот вам пример уезда и вот вам пример по рельсам европротокола.

Петр Кузнецов: Поэтому, когда нам приводят статистику, согласно которой сейчас европротоколом пользуется все больше и больше людей, это вовсе ни о чем не говорит, потому что это может быть тот случай, когда гаишник приезжает и говорит: "А что мне здесь делать? Оформляйте европротокол". И уезжаеэтот

Леонид Ольшанский: Надо говорить: "Нет, я никуда не поеду". Европротокол – это не обязанность человека. Это его право. Вот это мы должны подчеркнуть.

Петр Кузнецов: И похожий случай из Красноярского края: "Оформили протокол евростандарту. Второй участник был иногородний. Предъявили протокол страховой компании – придрались к тому, что не там стоит подпись. Ничего не получили в итоге". Это к вопросу о том, как у нас важно четко заполнять…

Леонид Ольшанский: Протокол должен составлять сотрудник ГАИ и за него отвечать.

Ольга Арсланова: У нас есть опрос россиян в разных городах, оформляли ли они дтп через европротокол. Вот, что получилось у нас.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Смотрите, название - "европротокол". Значит, где-то в Европе это работает?

Леонид Ольшанский: В Европе это работает. Но я большой противник цитат. Я всегда говорил, когда я боролся с баллами, с накопительным принципом, с эвакуаторами, с блокираторами, я всегда подлавливал представителей ГАИ или депутатов, которые их лоббируют. Я говорю: "Перечислите в присутствии ведущих, в скольких странах мира". Он: "Англия, Франция, Германия, Финляндия", - с трудом 10 он набирал. Я говорю: "Сколько стран на белом свете?". Он говорит: "Почти 200". Я говорю: "Значит, в меньшинстве, а не в большинстве". Все, что нам рассказывают – это в меньшинстве стран мира.

Ольга Арсланова: Страны-то передовые. Не поспоришь.

Леонид Ольшанский: Это же вопрос такой. То ли они передовые, а то ли этот ужасный капитализм, где нарушаются права человека. Это еще надо разобраться.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Олег из Москвы.

Зритель: Добрый день. У меня такой вопрос. Сын был виновником дтп. Пострадавшему возместили ущерб, отремонтировали машину. Через полгода ему приходит требование от страховой компании в связи с тем, что он в течение 5 дней не предоставил документы. И в этой связи у меня два вопроса. Первый вопрос – есть ли какие-то судебные перспективы судиться со страховой компанией в этом плане? И второй вопрос – когда у них случился этот случай, они позвонили ГИБДД, и полиция отказалась ехать, сказала: "Оформляйте европротокол". И, насколько я понимаю, если бы они оформили как положено, то есть в смысле приехало бы ГИБДД, тогда бы не было основания у страховой компании предъявлять регрессное требование. Правильно я понимаю?

Петр Кузнецов: Спасибо, Олег. Вот вы как раз об этом…

Леонид Ольшанский: Я хотел сказать. Никакой передачи… Это надо сутки только говорить об этом законе об ОСАГО. Одна из страшнейших мин закона об ОСАГО – это регресс. В чем он выражается? Что человек честный купил полис ОСАГО и положил его в карман. И он думает, что теперь заплатит за дтп (неважно, кто виноват) страховая компания. Ан нет. Страховая компания заплатила. Меньше, больше – это уже второй вопрос. Он спит несколько месяцев или год спокойно. А ему приходит бумажечка из компании (а если нет – то из суда), которая называется официально (он озвучил) "регрессное требование". В законе есть ужасная строчка: "К страховой компании в собственность переходит та сумма, которую она заплатила потерпевшему". То есть они говорят: "Мы за тебя заплатили – давай теперь эти денежки нам в порядке регресса". Минуточку! Так какого лешего нужен полис и вообще закон об ОСАГО?

Ольга Арсланова: Если с меня все равно берут деньги.

Леонид Ольшанский: Вот читайте. Статья такая-то, "регресс". То есть полис не защищает. С вас эти денежки страховая компания возьмет. Они наживаются по всем параметрам.

Ольга Арсланова: То есть наш зритель уже исправить ничего не может?

Леонид Ольшанский: Судья скажет: "Я бы рада. Я вас по-человечески понимаю".

Петр Кузнецов: Но нужно было читать.

Леонид Ольшанский: Поэтому запомните. Если вы будете признаны виноватыми, страховая компания те деньги, которые первично выплатит, с вас их взыщет. И человек имеет меньше сил в борьбе. Большая компания: экономисты, юристы, служба безопасности. Человеку тяжело одному с ними бороться.

Петр Кузнецов: Что будет после повышения суммы с 50 до 100? Количество случаев мошенничества возрастет, соответственно?

Леонид Ольшанский: Ну, какое мошенничество? Что я возьму машину, ударю ее специально о забор, или возьму доской, чтобы получить… Ну, 100 – это же предел. Значит, напишем 70. Я еще раз говорю – они будут писать (вы меня вспомните), что мы не верим, что был страховой случай (дтп). Не нравится – иди по судам. А суд гражданский – это экспертиза за ваши деньги.

Ольга Арсланова: Коротко последний совет автомобилистам.

Леонид Ольшанский: Подстраховка, подстраховка и еще раз подстраховка. Вызывайте полицию. У нас не запрещается вызывать полицию. Попытайтесь оформлять. Когда к двум подписям водителей будет добавлена подпись инспектора в погонах, это укрепит ваши позиции в борьбе с хитрыми и коварными сотрудниками страховых компаний.

Ольга Арсланова: Потому что мы не в Европе?

Петр Кузнецов: Инспектор ГИБДД, наверное, еще и сможет помочь правильно оформить.

Леонид Ольшанский: Помочь правильно. Сфотографировать, нарисовать схему. Как я их ни критикую, но они лучше других специалистов знают, как это оформить. И поэтому я за то, чтоб ГАИ у нас оставалось, а не было, как в некоторых странах (Грузия, я точно не помню), что ликвидировали ГАИ. Нет, мы за то, чтоб они были, но только работали добросовестно.

Петр Кузнецов: Спасибо, Леонид Дмитриевич. Леонид Ольшанский, вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат. 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Никита Исаев директор Института актуальной экономики
  • Олег Шибанов профессор Российской экономической школы
  • ГОСТИ

  • Александр Толмачев заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук
  • ГОСТИ

  • Кирилл Лукьяненко директор по развитию ВОД "Национальный Родительский Комитет"
  • Дмитрий Курдесов руководитель движения "За безопасность" (г. Санкт-Петербург)
  • ГОСТИ

  • Александр Гезалов член Совета при Министерстве образования РФ по вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ГОСТИ

  • Игорь Кокин эксперт Высшей школы государственного управления РАНХиГС
  • Евгений Шлеменков вице-президент НП "ОПОРА России", руководитель Комиссии по строительству и ЖКХ
  • ГОСТИ

  • Николай Комов председатель Совета Национального союза землепользователей России, академик РАН
  • ГОСТИ

  • Людмила Гришина заведующая 8-й реанимацией ГКБ №1 имени Н.И. Пирогова
  • ГОСТИ

  • Марина Демидова руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по физике
  • Андрей Хотунцев учитель Лицея №1535 г. Москвы
  • ГОСТИ

  • Владимир Ларин специалист по подбору автомобилей
  • ГОСТИ

  • Олег Смолин первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию, вице-президент Паралимпийского комитета России
  • Евгений Ямбург заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, директор московского Центра образования №109
  • ГОСТИ

  • Андрей Осипов автоэксперт, редактор сайта osipov.pro
  • ГОСТИ

  • Андрей Осипов автоэксперт, редактор сайта osipov.pro
  • Кирилл Табаков начальник управления контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела Главного управления Банка России по ЦФО
  • ГОСТИ

  • Марсель Салихов руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов
  • ГОСТИ

  • Марина Красильникова руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра
  • ГОСТИ

  • Андрей Коротаев заведующий лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ
  • Елена Филиппова главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
  • Показать еще
    Показать еще
    РЖД ввела электронные билеты для домашних питомцев Их можно оформить на сайте перевозчика
    вчера
    Фильм "Летят журавли" покажут на Берлинском кинофестивале Премьера состоится для программы "Классика Берлинале"
    вчера

    ГОСТИ

  • Никита Исаев директор Института актуальной экономики
  • Олег Шибанов профессор Российской экономической школы
  • ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • Сотрудники СИЗО Орска рассказали об избиении осужденного В результате избиений осужденный погиб
    вчера
    В Госдуме предложили увеличить штраф за езду без полиса ОСАГО Сумма нынешнего штрафа ниже стоимости полиса
    вчера

    ГОСТИ

  • Александр Толмачев заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук
  • вчера

    Государство тоже должно выделять средства на обеспечение безопасности в школах. Потому что сейчас всё лежит на родителях

    Дмитрий Курдесов руководитель движения "За безопасность" (г. Санкт-Петербург)

    ГОСТИ

  • Александр Гезалов член Совета при Министерстве образования РФ по вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Александр Гезалов: Детям женщин-осужденных мы не можем отвезти б/у вещи из-за СанПиНов Слава богу, есть компании, жертвующие в колонии детскую одежду
    вчера
    Вильфанд: ряд регионов России в ночь на Крещение ожидают экстремальные морозы Низкие температуры будут преобладать на азиатской территории страны
    вчера
    вчера
    За 2017 год российские туристы совершили более 56 млн поездок Российские компании установили рекорд по количеству перевезенных пассажиров
    вчера
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments about:blank