Леонид Ольшанский: ОСАГО противоречит презумпции невиновности

Гости
Леонид Ольшанский
почетный адвокат РФ, лауреат премии «За права человека»

Петр Кузнецов: А вот хорошая, казалось бы, новость: "Оформлять мелкие аварии станет проще". Дальше уже сложнее, уже во втором предложении: "Правительство одобрило расширение европротокола". Это когда водители при небольшом дтп не вызывают гаишников, а договариваются на месте.

Ольга Арсланова: Я еще раз напомню, что европротокол – это когда мы не вызываем ГАИ, не спорим, не ругаемся, а договариваемся на месте друг с другом. Сейчас это касается аварий с ущербом максимум в 50 000 рублей. Сейчас этот порог предлагают поднять вдвое, до 100 000. И для получения страхового вознаграждения участникам придется просто зафиксировать обстоятельства небольшой аварии. Как это можно сделать?

Петр Кузнецов: А вот я здесь как раз возвращаюсь. Это можно сделать с помощью устройства системы ГЛОНАСС. В правительстве предлагают еще и разрешить смартфон. Можно сделать фото повреждения автомобиля и отправить снимки прямо страховщикам. Наконец-то мы до этого дошли. Кстати, страховщики предложение раскритиковали.

Ольга Арсланова: Мы призываем вас нам позвонить и рассказать, пользовались ли вы уже европротоколом. Если верить статистике, примерно треть аварий оформляются у нас в стране таким образом. Хотим узнать, какой опыт был у вас. И как вы относитесь к возможному расширению возможностей европротокола.

В гостях у нас главный, мне кажется, специалист по этим вопросам Леонид Ольшанский, вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат. Леонид Дмитриевич, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Леонид Дмитриевич, здравствуйте.

Леонид Ольшанский: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Очень удобно. Мне кажется, у автомобилистов никаких вопросов нет. Это удобно и этим нужно пользоваться.

Петр Кузнецов: Но при этом депутаты говорят, что европротокол станет еще проще. Значит, чем-то он сейчас сложнее.

Леонид Ольшанский: Давайте я скажу фундамент вопроса. Я вообще противник ОСАГО. Почему? Потому что, по мнению крупнейших ученых, ОСАГО противоречит важнейшей доктрине – презумпции невиновности. Презумпция невиновности говорит о том, что все мы рождаемся, учимся и работаем как честные и порядочные. Пока не доказано, что Иванов – вор, Петров – убийца, а Сидоров – нарушитель правил дорожного движения.

ОСАГО исходит из принципа Южной Родезии – презумпции виновности. Водитель обязательно что-то нарушит и врежется или в другую машину, или в пешехода.

Ольга Арсланова: По крайней мере, он за это платит превентивно.

Леонид Ольшанский: Журналистская метафора: давайте все по годика 3 в тюрьме отсидим, вдруг мы кого-то побьем, или кто-то зазевается, что-то украдет. Давайте вперед отсидим. А остаточек потом досидим, если больше будет.

Следующий вопрос. И Государственная Дума, и Совет Федерации, и Общественная палата, и Прокуратура, и Адвокатура завалены жалобами автомобилистов. Все жалобы делятся на 2 кучки. Первая: "У меня было дтп. Мне вообще отказали, дали 0". Вторая жалоба: "Мне дали, но ровно половину от тех чеков, что я представил на ремонт.

Когда у нас инспектор ГАИ выезжает и пишет протокол, и каждый из водителей пишет – и то та или иная страховая компания умудряется писать: "Мы не верим, что было дтп. Иди в суд, гуляй".

А тут европротокол. Какая общая концепция? Без вызова полиции. Значит, будут говорить: "Неправда, неверно". Я против страховой компании. Но я и против мошенничества. Можно теоретически взять молоток, ударить по машине и подписать друг другу. Теоретически можно? Можно. Поэтому я за то, чтобы все оформлять.

Следующее. А что такое европротокол? То есть вы подписываетесь под тем, что если даже в процессе ремонта или в процессе исследования крупным экспертом будет выяснено, что у вас больше ущерб… К примеру, заклинило двигатель, заклинило коробку. Что-то большое.

Ольга Арсланова: То, что разу не поймаешь и не выявишь.

Леонид Ольшанский: Да. Все. И судья скажет: "Да, я верю экспертизе, что у вас на 1 млн тут сломалось. Но я не могу дать вам больше. Вы сами подписались под европротоколом".

Но и то, что вы сказали сегодня – это еще не все. Какова позиция европротокола? Что оба водителя друг с другом согласны. Иванов ехал на красный, Петров на зеленый. Или очевидно: кто-то въехал в зад. А теперь говорят, что даже если один из них не согласен, а второй чего-то сделал, то все равно европротокол.

И плюс нам говорят что? У нас по конституции все равны, независимо от пола, возраста, образования, социального материального положения. А тут получается так. Если кто-то образованный (смартфон, мегафон, патефон у него есть) и он как-то сфотографировал, ГЛОНАСС разбирается, то значит он хоть что-то может вытянуть.

А если я доктор филологических наук, защищал диссертацию по древнерусской литературе, я два плюс два не знаю. Куда чего нажимать тут? Как, откуда? Я не знаю.

Петр Кузнецов: А тут еще и паника после дтп.

Ольга Арсланова: Да. Но для таких людей, наверное,  останется возможность вызвать.

Леонид Ольшанский: Как я понимаю? Вот я не согласен, говорю – давайте по классике. Адвокат. А он говорит – а, нет, чик-пык, сделал. Это дает возможность уехать. Итак, какие минусы? Первое – вообще ОСАГО антиконституционно. Второе – сфотографировал…

Ольга Арсланова: Но ОСАГО не отменят.

Леонид Ольшанский: И возможность уехать. То есть его можно кромсать. И третье – ты сам себе подписал приговор. Нам говорят: "было 50 – возможно получить 100 тысяч". А если больше – все. Это штучки, для того чтобы меньше платить.

Ольга Арсланова: А по деньгам, кстати, мы обязательно тоже разберемся, можем ли мы сами подсчитать. Давайте послушаем Дениса из Омска. Здравствуйте, Денис. Слушаем.

Зритель: Алло, здравствуйте. У меня такая жизненная ситуация получилась. Попал в дтп, нерегулируемый перекресток. А у виновника не оказалось с собой полиса ОСАГО. У него вообще не застраховано. И вот лично мне сейчас приходится делать независимую экспертизу, подавать на суд. Этого человека мы найти не можем никак. По фактическому проживанию он скрывается. А вы говорите – автогражданка, европротокол. Надо делать со страховой, доводить до 100 000 штрафа тем, кто ездит без страховки.

Ольга Арсланова: Понятно. У вас такой азиатский вариант.

Петр Кузнецов: Но при этом это увеличение с 50 до 100, наверное, поможет тем, кто ездит не в крупных городах. Потому что если крупный город – это больше дорогих машин. И что такое 100 тысяч при увеличении европротокола? Это что, бампер и крыло…

Леонид Ольшанский: Если… тысяч равнялось чеку. Пришел в банк, сунул в окошко – и тут же получил. Я хочу повторить. Не обольщайтесь, господа. Страховые компании делают все, чтобы не платить.

Ольга Арсланова: То есть ­100 000 никто не получит. Хорошо.

Леонид Ольшанский: Надо строить фразы аккуратно: "Скорее всего, не получит".

Ольга Арсланова: Спасибо за совет. Как я могу оценить на месте, сколько там – 50, 100, 101.

Леонид Ольшанский: Мы не можем. Вот вам и говорят: "Давай примерно". А примерно получается так. Эксперт говорит: "Фара на замену". Они говорят: "Нет, не фара, а лампочка внутри фары. Фара хорошая". Эксперт говорит: "Да нет, там все перекорежено". Они говорят: "Нет". И так далее.

Петр Кузнецов: Как правило, не может одна фара быть поврежденной. 50 тысяч – это, наверное, всего лишь для одной детали. 100 000 – две детали.

Леонид Ольшанский: Решетка радиатора повреждена. Мне говорят: "Да и сам радиатор течет". – Нет, не течет. Это люди будут погружаться в суды, в суды, в суды.

Петр Кузнецов: Смотрите, Леонид Дмитриевич. А страховщикам самим выгодно развитие европротокола?

Леонид Ольшанский: Конечно, выгодно.

Петр Кузнецов: Они принимают участие в обсуждении таких поправок, как по европротоколу.

Леонид Ольшанский: Они везде. В Государственной Думе на каждом этаже (у нас такая метафора образная существует) стоят раскладушки.

Петр Кузнецов: Мы привыкли просто, что они после каждой поправки говорят о том, что им все это невыгодно и они уходят в минус.

Леонид Ольшанский: Я вам хочу сказать еще об антиконституционной формуле страховщиков. Они говорят, что автоюристы, которые выколачивают с них большие деньги – не через суды, не с оружием в руках, а через суды. Это мошенники. А что делает добросовестный юрист? Он берет доверенность от человека, идет в суд. И судья цитирует гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей. И т.д., и т.п. А там есть, конечно, свои аспекты. Просрочка, пени, за пользование  чужими деньгами, штрафы за просрочку. Так они хотят, чтобы юристы не требовали через суд пеней, штрафов и просрочки. Как же это так? То есть официальное обращение в суд они называют автомошенничеством.

Ольга Арсланова: Мошенниками, вероятно, считают и судей, которые выносят решения в пользу этих юристов.

Леонид Ольшанский: Следующий вопрос. А всегда ли в Верховном суде говорят или в Генпрокуратуре. "Райсуд такого-то района вынес…". Вы в горсуд обращались? В президиум обращались? И вам отказали. Значит, все мошенники или все малограмотные? А они говорят так: "Мы не хотим, чтоб убрали пение и штрафы". То есть они не хотят жить по законам…

Ольга Арсланова: …работают. Что ж вы хотите? Давайте Москву послушаем. У нас Сергей – автомобилист. Наверное. Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Алло, здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Вот у меня какая ситуация произошла совсем недавно. В районе метро… житель, так скажем, издалека разворачивался на маршрутном такси. И я просто ехал в прямом направлении. Он просто передо мной стал разворачиваться. Я ему въехал в бок. Он согласился с тем, что он не прав, вызвали ГАИ. Гаишники приехали. Они даже оформлять и даже разговаривать не стали. Они просто тупо направили меня на Полбина (Юго-Восточный округ), сказали: "Приедете туда – и вас там оформят". Мы приехали туда, вышел инспектор, сказал: "А что вы приехали?". Я сказал, что у меня повреждение достаточно серьезное. Ниссан Икс Трейкл, правая фара, правое крыло и передний бампер. Возможно, скрытые дефекты. Потому что удар был достаточно сильный.

Петр Кузнецов: Больше 100 000 явно.

Зритель: Предварительно мне оценили 87 000, это без скрытых повреждений. Это я уже приехал буквально на следующий день, я там обслуживаюсь. Мне насчитали предварительно 87 000 без внутренних повреждений.

Ольга Арсланова: Вас спросили: "Зачем вы приехали?". Вы ответили. Что было дальше?

Зритель: Сотрудник ГАИ вышел и сказал: "А что вы приехали?". Я сказал: "Нужно оформить протокол". Я в таких ситуациях был 2 раза всего. Сотрудник ГАИ должен был оформить документально. Мне сказали: "Вот вам протоколы, берите, записывайте, оформляйте". Я сказал: "Подождите, я по сумме реально не смогу вписаться". Мне сказали: "Вы сначала оформите, между собой договоритесь. Если суммы не будет хватать – мы этого товарища найдем, у него вроде бы как полис, ОСАГО и все остальное". И в результате мне пришлось потом ехать в свою страховую компанию, которая сделала расчет, пересчет, насчитали максимально 50. А предварительно в дилерском центре 87. Сейчас мне нужно будет этот вопрос решать самостоятельно. То есть я буду доплачивать…

Петр Кузнецов: Спасибо, Сергей.  Сколько нарушений прав автомобилиста вы насчитали?

Леонид Ольшанский: Ему сказали: "Езжай отсюда". Надо было сказать: "Нет, я не поеду отсюда никуда. Я не хочу составлять европротокол. Заставить вы меня не можете. Оформляйте по классической схеме". Дальше они ему дали бумажки. Но ведь его же не били. Он должен был сказать: "Нет, я не буду оформлять европротокол. Я требую классическую схему". Тогда они бы ему сказали: "А мы там не были, мы не знаем". Вот вам пример уезда и вот вам пример по рельсам европротокола.

Петр Кузнецов: Поэтому, когда нам приводят статистику, согласно которой сейчас европротоколом пользуется все больше и больше людей, это вовсе ни о чем не говорит, потому что это может быть тот случай, когда гаишник приезжает и говорит: "А что мне здесь делать? Оформляйте европротокол". И уезжаеэтот

Леонид Ольшанский: Надо говорить: "Нет, я никуда не поеду". Европротокол – это не обязанность человека. Это его право. Вот это мы должны подчеркнуть.

Петр Кузнецов: И похожий случай из Красноярского края: "Оформили протокол евростандарту. Второй участник был иногородний. Предъявили протокол страховой компании – придрались к тому, что не там стоит подпись. Ничего не получили в итоге". Это к вопросу о том, как у нас важно четко заполнять…

Леонид Ольшанский: Протокол должен составлять сотрудник ГАИ и за него отвечать.

Ольга Арсланова: У нас есть опрос россиян в разных городах, оформляли ли они дтп через европротокол. Вот, что получилось у нас.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Смотрите, название - "европротокол". Значит, где-то в Европе это работает?

Леонид Ольшанский: В Европе это работает. Но я большой противник цитат. Я всегда говорил, когда я боролся с баллами, с накопительным принципом, с эвакуаторами, с блокираторами, я всегда подлавливал представителей ГАИ или депутатов, которые их лоббируют. Я говорю: "Перечислите в присутствии ведущих, в скольких странах мира". Он: "Англия, Франция, Германия, Финляндия", - с трудом 10 он набирал. Я говорю: "Сколько стран на белом свете?". Он говорит: "Почти 200". Я говорю: "Значит, в меньшинстве, а не в большинстве". Все, что нам рассказывают – это в меньшинстве стран мира.

Ольга Арсланова: Страны-то передовые. Не поспоришь.

Леонид Ольшанский: Это же вопрос такой. То ли они передовые, а то ли этот ужасный капитализм, где нарушаются права человека. Это еще надо разобраться.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Олег из Москвы.

Зритель: Добрый день. У меня такой вопрос. Сын был виновником дтп. Пострадавшему возместили ущерб, отремонтировали машину. Через полгода ему приходит требование от страховой компании в связи с тем, что он в течение 5 дней не предоставил документы. И в этой связи у меня два вопроса. Первый вопрос – есть ли какие-то судебные перспективы судиться со страховой компанией в этом плане? И второй вопрос – когда у них случился этот случай, они позвонили ГИБДД, и полиция отказалась ехать, сказала: "Оформляйте европротокол". И, насколько я понимаю, если бы они оформили как положено, то есть в смысле приехало бы ГИБДД, тогда бы не было основания у страховой компании предъявлять регрессное требование. Правильно я понимаю?

Петр Кузнецов: Спасибо, Олег. Вот вы как раз об этом…

Леонид Ольшанский: Я хотел сказать. Никакой передачи… Это надо сутки только говорить об этом законе об ОСАГО. Одна из страшнейших мин закона об ОСАГО – это регресс. В чем он выражается? Что человек честный купил полис ОСАГО и положил его в карман. И он думает, что теперь заплатит за дтп (неважно, кто виноват) страховая компания. Ан нет. Страховая компания заплатила. Меньше, больше – это уже второй вопрос. Он спит несколько месяцев или год спокойно. А ему приходит бумажечка из компании (а если нет – то из суда), которая называется официально (он озвучил) "регрессное требование". В законе есть ужасная строчка: "К страховой компании в собственность переходит та сумма, которую она заплатила потерпевшему". То есть они говорят: "Мы за тебя заплатили – давай теперь эти денежки нам в порядке регресса". Минуточку! Так какого лешего нужен полис и вообще закон об ОСАГО?

Ольга Арсланова: Если с меня все равно берут деньги.

Леонид Ольшанский: Вот читайте. Статья такая-то, "регресс". То есть полис не защищает. С вас эти денежки страховая компания возьмет. Они наживаются по всем параметрам.

Ольга Арсланова: То есть наш зритель уже исправить ничего не может?

Леонид Ольшанский: Судья скажет: "Я бы рада. Я вас по-человечески понимаю".

Петр Кузнецов: Но нужно было читать.

Леонид Ольшанский: Поэтому запомните. Если вы будете признаны виноватыми, страховая компания те деньги, которые первично выплатит, с вас их взыщет. И человек имеет меньше сил в борьбе. Большая компания: экономисты, юристы, служба безопасности. Человеку тяжело одному с ними бороться.

Петр Кузнецов: Что будет после повышения суммы с 50 до 100? Количество случаев мошенничества возрастет, соответственно?

Леонид Ольшанский: Ну, какое мошенничество? Что я возьму машину, ударю ее специально о забор, или возьму доской, чтобы получить… Ну, 100 – это же предел. Значит, напишем 70. Я еще раз говорю – они будут писать (вы меня вспомните), что мы не верим, что был страховой случай (дтп). Не нравится – иди по судам. А суд гражданский – это экспертиза за ваши деньги.

Ольга Арсланова: Коротко последний совет автомобилистам.

Леонид Ольшанский: Подстраховка, подстраховка и еще раз подстраховка. Вызывайте полицию. У нас не запрещается вызывать полицию. Попытайтесь оформлять. Когда к двум подписям водителей будет добавлена подпись инспектора в погонах, это укрепит ваши позиции в борьбе с хитрыми и коварными сотрудниками страховых компаний.

Ольга Арсланова: Потому что мы не в Европе?

Петр Кузнецов: Инспектор ГИБДД, наверное, еще и сможет помочь правильно оформить.

Леонид Ольшанский: Помочь правильно. Сфотографировать, нарисовать схему. Как я их ни критикую, но они лучше других специалистов знают, как это оформить. И поэтому я за то, чтоб ГАИ у нас оставалось, а не было, как в некоторых странах (Грузия, я точно не помню), что ликвидировали ГАИ. Нет, мы за то, чтоб они были, но только работали добросовестно.

Петр Кузнецов: Спасибо, Леонид Дмитриевич. Леонид Ольшанский, вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат.