Валентин Агарков: Без грамотного взаимодействия с муниципалитетом малый бизнес в принципе существовать не может

Гости
Валентин Агарков
председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса

Марина Калинина: Ну а сейчас будем говорить о малом и среднем бизнесе в нашей стране, причем в разных регионах, как этот бизнес выживает. На днях в Общественной палате прошел круглый стол, который назывался "Административные барьеры для бизнеса на муниципальном уровне". И вот как раз решили его провести члены Общественной палаты, потому что очень много обращений предпринимателей из разных регионов на то, что "зажимают" их, и очень много фактов административного давления без каких-либо на то причин.

У нас сейчас в гостях Валентин Агарков – председатель Комиссии Общественной палаты России по развитию малого и среднего бизнеса. Здравствуйте.

Валентин Агарков: Здравствуйте.

Марина Калинина: И есть у нас сюжет из Нижнего Новгорода. Давайте посмотрим, а потом будем обсуждать.

Валентин Агарков: Хорошо.

Модельеры фабрики говорят: "Сейчас в моде свадебные платья персикового цвета". К эскизу новой модели сразу примеряют декоративные элементы. А всего за год здесь выпускают 120 видов свадебных платьев разного цвета и дизайна.

Анна Мосалкова, модельер-конструктор: Процесс создания платья начинается с небольшого эскиза бумажного. Здесь мы прорабатываем модель, представляем, как она будет выглядеть, а потом занимаемся подбором кружев.

Швейная фабрика – бизнес семьи Постниковых. Муж – директор, жена – ведущий дизайнер. Девять лет назад они начинали с пяти портных и одной швейной машинки. Не ожидали, что производство так быстро разрастется.

Лариса Постникова, ведущий дизайнер: Большинство платьев в нашей стране изготавливаются в небольших дизайнерских студиях, в основном как бы одним человеком. Уникальность нашего производства в том, что мы поставили производство свадебных платьев на поток.

Сейчас на фабрике работает 100 человек, половина из них – выпускники местного Павловского техникума по специальности "портной". Других учили с нуля прямо на фабрике.

Надежда Жучкова, портниха: Я не училась ничему специально, я научилась всему сама здесь. И я считаю, достигла таких вершин, что уже мне доверили шить для заграницы. Вот на данный момент я шью платье, которое оденет невеста из Италии.

Фабрика поставляет платья в 120 свадебных салонов России, а также в магазины Италии, Греции и Саудовской Аравии. В этом году поступило особенно много заказов.

Лариса Постникова: Мы боимся, что мы не справимся с этим, поскольку наши производственные площади не позволяют нам поставить дополнительное оборудование и привлечь дополнительных работников.

Впрочем, к расширению бизнеса здесь готовятся давно. В центре Павлова купили землю и построили на ней двухэтажный производственный корпус, но запустить его пока не могут из-за ошибки строителей – они неправильно разместили здание на местности, вышли за границы участка. Но федеральный закон дает право застройщикам в некоторых случаях присоединять к нему до 10% его площади. Предприниматели решили доказать это право в областном суде.

Игорь Постников, директор фабрики: Суд с нами согласился, но администрация упорно не предоставляет эти квадратные метры и маниакально стремится снести это здание. Зачем им это нужно, мы не можем понять, потому что счет за снос этого здания ляжет могильной плитой на наше предприятие. Будут арестованы счета. Мы, естественно, не сможем сразу расплатиться.

Директор фабрики не исключает, что производство придется перенести в Китай, чтобы успеть сшить платья по уже принятым заказам. Но тогда в малом городе Павлово станет на 100 безработных больше, а тысячи российских невест будут выходить замуж не в российских, а по факту в китайских платьях.

Антон Алфимов: А вот бизнес-омбудсмен Борис Титов только что заявил, что "основная проблема для бизнеса – это падение спроса, который падает вслед за ценами на нефть". Но, как выясняется, да, не только такие проблемы возникают у малого и среднего бизнеса, а особенно на фоне периодических заявлений от наших властей о том, что нужно упрощать жизнь предпринимателям.

Валентин Агарков: Дело в том, что наличие или отсутствие спроса, покупательской способности – это действительно такие факторы, которые нельзя обойти. И они первичны на самом деле для любого бизнеса, не только малого и среднего. Но, насколько я понимаю, сегодня еще одной большой проблемой, которую мы здесь собрались обсудить, является взаимодействие того самого бизнеса малого и среднего и власти в целом. Однако могу сказать, что такое взаимодействие бизнеса и власти.

Антон Алфимов: А должны ли они в принципе взаимодействовать?

Валентин Агарков: На сегодняшний день конкретное малое предприятие или индивидуальный предприниматель, он же не взаимодействует с властью… скажем так, с какой-то эфемерной властью, непонятной, с каким-то количеством непонятных людей. На самом деле предприниматель, когда он взаимодействует с властью, он взаимодействует с конкретными людьми и с конкретными государственными услугами. И вот на этом этапе собственно существуют проблемы.

Если говорить об уровнях власти, которые собственно эти проблемы призваны решать (или создать), то здесь можно сказать о том, что в целом государство достаточно давно и достаточно жестко взяло курс… И высшее политические руководство страны об этом говорит. Взят курс на действительно упрощение жизни предпринимателям, начиная от того, что "хватит их кошмарить", и заканчивая сервисами, которые способны не только развивать существующий бизнес, но и способствуют тому, чтобы создавали люди новые бизнесы.

Антон Алфимов: Но это работает вообще? Потому что, по последним данным, число индивидуальных предпринимателей у нас в стране уменьшилось.

Валентин Агарков: Вы знаете, если судить по сообщению Министерства экономического развития недавнему, то увеличилось. Тут смысл какой? В целом у нас на сегодняшний день, если мне память не изменяет, около 6 миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, 95% из которых – это микробизнес. Поэтому там могут они создаваться, они могут трансформироваться каким-то образом…

Марина Калинина: А микробизнесов в каких сферах, в каких областях? Это финансы?

Валентин Агарков: Ну, есть общая закономерность: чем бизнес больше в сфере малого и среднего предпринимательства, чем бизнес больше по оборотам, тем он ближе к производству. Если говорить о микробизнесе и среднем бизнесе, то здесь, конечно, я не знаю, к счастью или к сожалению, по-разному эксперты оценивают, но в основном малое и среднее предпринимательство у нас занимается торговлей и услугами. Производство – по отдельным отраслям. Ну, где-то 18–20% на производство, и то это, скажем так, не высокотехнологичные товары. Статистика, скажем, такая не самая радужная, но тем не менее малый и средний бизнес сегодня объединяет 18 миллионов человек (я имею в виду – занятых в целом в малом бизнесе), а это достаточно такая солидная цифра. И малый бизнес…

Антон Алфимов: Ну, три человека в каждой компании – это хорошо.

Валентин Агарков: Ну, почему нет? Если люди даже в таких тяжелых условиях, в которых мы сегодня живем, которые обусловлены целым рядом факторов, и мы о них каждый день говорим, все-таки…

Антон Алфимов: Нет, можно только гордиться такими людьми, безусловно, особенно на фоне барьеров, которые до сих пор не разрушены. На что жалуются?

Валентин Агарков: Про барьеры могу сказать так. Если на федеральном уровне курс взят, и он, в общем-то, достаточно системно проводится… Это и создание, и развитие, и вот последние заявления об унификации стандартов по системе поддержки малого и среднего предпринимательства по регионам. Это и на сегодняшний день проходящая реформа контрольно-надзорной деятельности государственной. В федеральном центре проблему понимают и ее пытаются решать.

Марина Калинина: То есть проблемы на местах, получается?

Антон Алфимов: А предпринимателям что с того?

Валентин Агарков: Каждое высказывание президента на эту тему, в общем-то, говорит о том, что "господа чиновники, сделайте жизнь предпринимателей легче". Однако…

Антон Алфимов: Однако на следующий день после высказываний президента палатки в Москве сносят.

Валентин Агарков: Ну, знаете, в Москве немножко такая сложная ситуация, я тут не могу однозначно судить. Когда сносят в Москве палатки – это ситуация действительно неоднозначная и сложная. Но когда сносят что-нибудь в городе с 50-тысячным населением – я тут, честно говоря, понять не могу, куда администрация смотрит.

Марина Калинина: Так она и сносит

Валентин Агарков: Или тот сюжет, который мы рассматривали на нашем круглом столе, – это снос Калужского рынка. Я не знаю, вы как-то отслеживаете эту ситуацию или нет? В целом какое-то оголтелое желание городских властей снести рынок, сделать на месте рынка парк, причем это все происходит перед Новым годом. Там людей выгоняют с помощью каких-то непонятных боксеров. Там ужас что творится!

Марина Калинина: Просто девяностые годы какие-то.

Валентин Агарков: Почти девяностые годы, но устроены они администрацией города. У нас присутствовал представитель администрации города. Он на самом деле какую-то справку с собой привез, мол: "Мы в соответствии с каким-то постановлением чего-то там делаем". Это не нам решать, правда, правильно это или нет, мы не орган, дающий правовую оценку.

Мы спросили прямо, вот просто прямо спросили: "Вы заявляете своей целью создание парка. Но парк ведь зимой не делают, тем более перед Новым годом, – там собственно имущественный комплекс, там вот этот советский купол такой основательный стоит на этом месте. – Вы разгоняете предпринимателей перед Новым годом и, по сути, их, скажем так, выгоняете на улицу. И, возможно, они даже и обанкротятся", – потому что многие набрали товара перед Новым годом. Как известно, это такая пора для торговли живая, и иногда предновогодние, предрождественские распродажи делают выручку за полгода. И прямо в этот момент городская администрация принимает решение – людей с этого рынка выгнать, рассовать их по каким-то другим местам, не приспособленным для этого. И на вопрос представителю администрации прямо при всем честном народе, что называется: "А зачем вам это надо перед Новым годом?"…

Антон Алфимов: А особенно учитывая, что Калужский район довольно зеленый.

Валентин Агарков: Да, учитывая, что район зеленый. Они действительно показывали, что вокруг много парков. Это рынок традиционный, он там еще со Средних веков находится. Ответ был буквально такой: "Решение принято. Я не имею права комментировать решение руководства".

Честно говоря, вот такое отношение власти не только собственно к своему бизнесу, а вообще к своему лицу. То есть администрация города Калуги прислала человека на общественно значимое мероприятие с учетом того, что там могут быть журналисты, пресса, общественность, какие-то эксперты, там были представители омбудсмена, – и вот взять и сказать такое: "Я не могу что-то там комментировать"? Ну, какой смысл тогда в вашем участии?

Антон Алфимов: Но тем не менее вы говорите, что курс взят, да?

Валентин Агарков: И остается только догадываться, что они с предпринимателями там на месте делают, вот при таком отношении в Общественной палате. А что они делают на месте с конкретными людьми…

Марина Калинина: Нет, курс взят где-то, взят курс наверху, только этот курс… Как-то луч не доходит до конкретного потребителя.

Антон Алфимов: Когда предприниматели почувствуют, что этот курс…

Валентин Агарков: К сожалению, в рамках работы нашей комиссии мы сталкиваемся, ездим по регионам. В основном слабое звено у нас – даже не областные власти, а муниципалитеты. В принципе, это власть, которая ближе всего к народу, по многим вопросам она ближе всего к народу. И к предпринимателям она ближе, потому что земля, помещения, разрешения на все, что можно и нельзя – все выдает собственно местная власть.

Антон Алфимов: Вы часто общаетесь с предпринимателями. Что они говорят? Почему такое отношение к бизнесу?

Валентин Агарков: Есть, наверное, три момента. Первый момент – психологический. Вот этот наш такой заскорузлый феодализм, к сожалению, на местном уровне – он как был и в советское время, и в дореволюционное время, он и сейчас никуда не девается. И чисто психологически некоторые главы районов считают свою территорию как бы неким феодальным наделом. И все, что они там для себя решают – вот то и есть закон, то и есть, скажем, правда в последней инстанции.

Есть проблема собственно самих муниципалитетов. Дело в том, что эта проблема достаточно глубинная, она кроется в межведомственном взаимодействии, в межбюджетном взаимодействии. Не совсем сегодня система заточена так, чтобы муниципалитеты были заинтересованы в развитии бизнеса. Хоть это звучит как-то парадоксально, но тем не менее у нас муниципалитеты, как правило, получают деньги из областного бюджета, и увеличение собственных доходов, как правило, ведет к уменьшению этих дотаций. И здесь один глава администрации принимает все-таки решение развивать территорию, развивать бизнес, а другой сидит спокойно на дотациях и проводит время, скажем, в местных финансовых органах и выбивает себе побольше чего-то на что-то.

Марина Калинина: На что еще жаловались предприниматели?

Валентин Агарков: И есть третья еще составляющая – это политическая: вот насколько глава администрации встроен действительно в то, что происходит в стране в целом. В стране в целом власть от уровня к уровню призывает, в общем-то, работать лучше и лучше жить. Вот насколько ему это близко. Ну, здесь, скажем, не все главы администраций разделяют, наверное, то, что говорит по телевизору высшее руководство страны. Вот такой у меня ответ.

Жалуются обычно на что? Да практически… Вот если с нуля захотеть, сейчас приехать в какую-то местность. Просто у вас есть деньги, у вас есть идея, у вас есть какая-то технология, и вы просто хотите построить что-нибудь и что-нибудь начать производить. Вы устанете ходить по администрации! Вы, во-первых, не увидите первый порог – куда вообще сначала идти. Потом вы будете ходить по разным кабинетам, вас будут отправлять от кабинета к кабинету, пытаться с вами как-то разговаривать. Потом вы столкнетесь с какими-нибудь людьми, которые приближены к администрации, и они вам чем-то смогут помочь. В общем, пока дело дойдет до бизнеса, у вас пройдет очень много времени, и деньги ваши в кармане могут просто сгореть.

К сожалению, та инфраструктура, которая сегодня подходит для МСП (как я уже сказал, это и земля свободная, это и помещения, какая-то собственность невостребованная), она в основном в собственности или в распоряжении администрации. Плюс схема размещения торговых объектов. Плюс всевозможные разрешения на строительство только в отдельных регионах… К примеру, Москва выдает централизованно, там муниципалитет-то особо не участвует. А если говорить о больших регионах или регионах с сельской местностью, то там каждый глава себе хозяин. И эти новые практики, эти индексы делового климата – они туда просто не доходят. Если в Москве что-то буквально по секундомеру засекают для бизнеса, то, к примеру, в городе Павлово, я думаю, нет, так не делают.

Антон Алфимов: Давайте звонок возьмем. Вера у нас на линии. Здравствуйте. Откуда вы? Вера, слушаем вас. Вера, вы с нами?

Марина Калинина: Вера, здравствуйте, вы в эфире.

Антон Алфимов: Видимо, нет. Ну ладно, в другой раз. Смотрите, некоторое время назад – я не помню, лет… ну, неважно – бизнесмены жаловались на то, что невозможно просчитать, что ли, бизнес-план, потому что никогда не знаешь, сколько нужно…

Марина Калинина: Занести.

Антон Алфимов: …расходов на то, что мы сейчас обсуждали: аренда земли, решение всяких вопросов. И непонятно, кому еще, да?

Валентин Агарков: Знаете, бизнес-план на самом деле… Ну, бизнесов-то великое множество. Иногда бизнесы, особенно инновационные бизнесы, они вообще не связаны никак с каким-то муниципалитетом конкретным, если только это не требует создания какого-то производства, скажем так, вне тех трендов, которые уже заложены. Ведь не секрет, что у нас создаются территории опережающего развития, где собственно муниципалитеты уже особую роль не играют. У нас есть технопарки, где бизнесмен просто приходит – и он оказывается в той атмосфере, где все у него достаточно комфортно. А бизнес, типа торговый бизнес…

Антон Алфимов: То есть там, где нет взаимодействия с муниципалитетами, живется попроще людям?

Валентин Агарков: В основном, да, попроще живется. И там, где есть взаимодействие именно с теми институтами развития, которые у нас создают. Они с разной эффективностью, но в целом они работают, начинают все лучше и лучше, и их все больше и больше.

А вот там, где бизнес простой и обычный, где собственно бизнес-план особо не надо рассчитывать, поскольку… Ну, есть понимание, сколько стоит, условно говоря, торговый павильон такой-то площади, и приблизительно понятно, как его построить. И человек принимает решение о создании такого торгового павильона на самом деле не на основании какого-то бизнес-плана, а на основании какого-то внутреннего чутья предпринимательского – вот пойдет здесь у него или не пойдет.

Марина Калинина: Вот сообщения, нам пишут зрители…

Антон Алфимов: Нет, я здесь говорил исключительно о незапланированных расходах.

Валентин Агарков: Незапланированные расходы? Да их можно просто выяснить, просто прибыв на территорию. Я же вам говорю – вы походите, пройдете два-три кабинета, а потом к вам подойдут и скажут. Вот в этом случае это достаточно просто рассчитать.

Марина Калинина: Вы говорили про Московскую область. "У меня был бизнес, – пишет нам зритель, – производство резной мебели. Меня прикрыли местные. Я должен был работать с ними 50/50. Причем я кормил целый поселок". Вот такая история.

Спрашивают у вас: "В каких отраслях необходим малый и средний бизнес, кроме торговли, где он уже есть?" Какие нужно было бы развивать отрасли? В чем мы нуждаемся?

Валентин Агарков: История о том, что что-то разрушили, отобрали, учитывая тот период, который мы переживаем, вообще каждая история – это плохо для страны в целом. И, кстати говоря, если… Ну, это уже история не прошлых лет. Если можно каким-то образом еще что-то отыграть назад или хотя бы посмотреть, что там произошло, я, пользуясь случаем, в общем-то, обращаю внимание всех, что можно обращаться в Общественную палату, в нашу комиссию. И мы…

Марина Калинина: То есть конкретно со своими историями?

Валентин Агарков: Да. Мы не подменяем собой органы власти или омбудсмена. Во-первых, мы проводим аналитику того, что происходит, и из этих обращений она в том числе и складывается. И во-вторых, если там какие-то вопиющие прямо факты, скажем, незаконной деятельности кого-то можно увидеть – здесь мы достаточно неплохо взаимодействуем и с омбудсменом, и с прокуратурой, и можем каким-то образом, может быть, ситуацию как-то скорректировать хотя бы.

Что касается того, какой бизнес нужен. Бизнес нужен любой. У нас, несмотря на расхожее такое… Да и я сначала сказал, что в основном это торговля. Несмотря на то, что в основном это торговля, тут практически все эксперты сходятся во мнении, что у нас в 2–4 раза толком не хватает полок, просто полок для того, чтобы товар в достаточно комфортной форме и в конкурентной среде поступал на рынок для того, чтобы его покупали. Иногда мы удивляемся, почему, условно говоря, помидор на грядке стоит 5 рублей, а на полке он стоит 100 рублей. А вот из-за этого – просто потому, что полок не хватает.

Поэтому и торговлю надо развивать, и производства надо развивать, и инновации. И у нас такая страна, знаете… Что бы мы тут ни развивали, нам все будет мало, потому что мы большие, мы широкие. Любой бизнес хорош, если он прибылен, если он, в общем-то, не связан с нарушением закона.

Антон Алфимов: Несколько сообщений. Нижегородская область: "Хватит врать! Рынки закрывают из-за контрафакта и фальсификатов в пользу легальных магазинов и торговых центров". Еще одно сообщение: "Местный муниципалитет всегда приветствует и помогает легальному бизнесу". Это, кстати, написал один и тот же человек. Я подозреваю, что…

Валентин Агарков: Видимо, это "местный муниципалитет".

Антон Алфимов: …из муниципалитета, да, пишет. "200 тысяч уголовных дел на предпринимателей в этом году, в 2014-м – 160 тысяч. О чем вы говорите?"

Марина Калинина: Пишут: "Муниципалитеты не получают деньги от налогов с бизнеса. От количества бизнесов на территории нет прямой зависимости доходов".

Валентин Агарков: Вот я об этом как раз и говорил. Да, это действительно проблема, она внутренняя, и она потихоньку обсуждается. Ну, я думаю, будут сдвиги. Все-таки действительно должна быть экономическая мотивация у муниципалитетов развивать – не только простая психологическая или политическая мотивация, но и напрямую экономическая мотивация.

К примеру в Бельгии коммуны просто дерутся за малый бизнес. И у них чуть ли не на дорогах висят плакаты "приходите к нам, у нас тут есть три помещения", ну, вплоть до того, что "мы вам свет подешевле, мы вам по налогам что-то дадим – только приходите к нам и работайте у нас".

У нас среди муниципалитетов такой конкуренции собственно нет, и действительно эта экономическая мотивация отсутствует. Что-то с этим надо делать. Периодически это обсуждается. Но что касается роли муниципалитета, здесь я могу сказать, что без него малый бизнес существовать в принципе не может, без грамотного взаимодействия с ним.

Антон Алфимов: Как выжить малому и среднему бизнесу? Этот вопрос мы обсуждали только что. Валентин Агарков, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса, был в студии ОТР. Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо.

Валентин Агарков: Спасибо.