Митя Алешковский: Государство не может стимулировать людей заниматься добрыми делами

Гости
Дмитрий Алешковский
руководитель фонда «Нужна помощь» и информационного портала «Такие дела»

Оксана Галькевич: И сейчас мы хотим, уважаемые друзья, вместе с вами обсудить еще одну новость. Государство должно ввести дополнительное стимулирование благотворительной деятельности. Об этом заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в своем блоге. Принятый еще в 1995 году федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях не остался только лишь на бумаге, - констатирует спикер палаты регионов. У меня такое ощущение, - говорит Валентина Ивановна, - что государство в этой сфере отстает от запросов общества и степени его готовности оказывать помощь людям, - заявила она. И вот, как обосновала свое мнение. Давайте послушаем.

Валентина Матвиенко: В нашей стране во все времена и, хочу подчеркнуть во всех слоях общества было достаточно людей, которые были готовы протянуть руку помощи тем, кто оказался в беде. Сегодня надо сказать, что в России возрождается благотворительность и меценатство. Достаточно сказать, что всего в России более 7000 благотворительных фондов занимаются этой деятельностью. Только в прошлом году было создано более 1000 новых благотворительных фондов. А всего 15000 коммерческих организаций занимаются этой благородной деятельностью. И, по оценке экспертов, количество наших граждан, участвующих в той или иной форме поддержки нуждающихся, выросло уже до 35%. Благотворительность и меценатство должны в большей мере поддерживаться государством, должны создаваться новые инструменты, новые стимулы для такой деятельности, потому что когда ты оказываешь помощь человеку, может быть, которого ты совсем не знаешь, это проявление доброты в ее кристально чистом виде.

Константин Чуриков: И до этого пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков говорил, что власти поддерживают благотворительные инициативы бизнеса. Обсудим эту новость, как раз таки это заявление Валентины Ивановны Матвиенко, с Митей Алешковским. Это председатель совета фонда "Нужнапомощь.ру". Митя, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Митя Алешковский: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Валентина Ивановна сказала, что у нас в стране 7000 благотворительных фондов, 15000 НКО. Но нужно развивать эту деятельность и стимулировать ее развитие. С вашей точки зрения, что нужно сегодня благотворительности и благотворителям в первую очередь от государства?

Митя Алешковский: Мне кажется, что тут нужно детально обсудим каждую буковку в этом заявлении и каждое слово. Дело в том, что благотворительных фондов у нас больше, чем 7000. Валентина Ивановна все-таки оперирует какими-то не совсем точными цифрами, к сожалению.

Во-вторых, что касается стимулирования, тут, понимаете, не совсем понятно, что она имела в виду. Потому что каким законом я могу вас или ваших друзей, или себя, или наших дорогих телезрителей могу стимулировать нас делать добрые дела? Благотворительность – это ведь доброе дело. Я не могу представить себе закон, который может стимулировать, скажем, любить родителей больше или больше любить свою жену. Но почему-то считается, что государство может стимулировать людей заниматься добрыми делами. Мне кажется, это неверно. Однако стимулировать, скажем, бизнес, который не имеет такого понятия, как душа, а имеет такое понятие, как прибыль, заниматься благотворительностью, государство может. И это было бы очень хорошо, если бы оно сделало. Кстати, не только бизнес. Государство само тоже может заниматься благотворительностью либо давать такую возможность обществу.

В Польше есть такая замечательная штуковина, когда можно 1% от своих налогов отдать не государству, а в любой благотворительный фонд.

Константин Чуриков: И это выбор гражданина. Гражданин решает, я государству отдаю…

Митя Алешковский: Конечно.

Константин Чуриков: Интересно.

Митя Алешковский: Да. Это действительно хороший стимул, который государство могло бы ввести. Я еще внимательно прочитал это заявление госпожи Матвиенко. Она говорит, что мы находимся во второй сотне мирового рейтинга благотворительности. И это правда. Но она говорит, что у нас хорошая динамика. А вот это неправда, потому что мы болтаемся со 129 по 126 места туда и обратно. И мы в течение последних 5 лет из этой второй сотни никуда не уходим. И что, она говорит, что у нас хорошая динамика? Даже если у нас, по ее словам, 7000 фондов… Хотя их больше. Может быть, она имеет какие-то данные о том, что это 7000 реально работающих фондов или 7000 каких-то благотворительных организаций. Я не понимаю, что именно она имеет в виду. Фондов значительно больше. Но, скажем, в 2004 году в Соединенных Штатах Америки фондов было 600 000. Понимаете, это на порядки больше. Поэтому динамика у нас совсем плохая. Развиваться еще есть куда. Мы находимся действительно на уровне африканских стран либо западноевропейских стран. В общем, действительно государству стоит заняться благотворительностью. И я могу сказать, что заняться благотворительностью не в смысле жертвовать, а в смысле помогать развивать благотворительность.

Я могу сказать, что в последнее время это тренд. Мы видим, что и президент Путин на форуме сообщества говорил хорошие слова относительно развития благотворительности, некоммерческих организаций. И вообще в последнее время мы видим, что государство пытается многое делать для социально активных, социально направленных НКО. Если бы еще одной рукой оно не искало внутри НКО иностранных агентов.

Константин Чуриков: Врагов.

Митя Алешковский: Да, врагов. Было бы вообще замечательно. А то, знаете, так получается, что вы хорошие, мы вам будем помогать, но при этом а ну-ка выверни карманы.

Оксана Галькевич: Вы вроде как нужны. Митя, так все-таки скажите, от слов какими-то делами, вы считаете, государство могло бы помочь. Может быть, что-то там с налогами связано. Вы сказали о том, что в Польше есть такой пример, когда можно отдать свои налоги. Расскажите, что нам не помешало бы тоже перенять, может быть, ввести в нашу практику.

Митя Алешковский: Вы знаете, то, что могло бы сделать государство – в первую очередь, конечно… Есть многие шаги, которые совершенно очевидны. Налоговые послабления, конечно, это было бы замечательно. Вы не представляете, но благотворительные фонды до сих пор платят налоги государству. То есть, знаете, по закону благотворительный фонд не имеет права тратить деньги ни на что, кроме своих уставных целей.

Вот, скажем, благотворительный фонд помощи детям-сиротам любой – он имеет право помогать только детям-сиротам. Он не имеет права помогать никому другому, потому что так уже написано в уставе.

Оксана Галькевич: То есть исключается сразу некая комплексность. Если необходима комплексная помощь.

Митя Алешковский: Дело не в этом. Я сейчас дообъясню. Траты благотворительного фонда ограничены и четко прописаны в уставе. Вы можете помогать только детям-сиротам. И этот устав утвержден министерством юстиции. Так вот. Если какой-нибудь благотворительный фонд, который помогает, скажем, детям-сиротам или детям с онкологическими заболеваниями, возьмет и продаст что-нибудь… вот сделает волонтер какую-нибудь поделку и фонду подарит. А фонд возьмет и продаст это на своем благотворительном аукционе, чтобы таким образом получить деньги, которые он по закону может направить только на помощь тем людям, которым он помогает (детям сиротам или детям с онкологии), и с этих денег государство берет налоги до сих пор. Государство требует фонды платить налоги от любой коммерческой деятельности, которую они ведут, притом что прибыль от этой коммерческой деятельности фонды могут направлять только на помощь нуждающимся, не могут купить себе Ламборджини, не могут вывести за границу, не могут построить себе дачу на Рублевке, но налоги платить обязаны.

Константин Чуриков: Митя, а если бы государство перестало, например, фонды, НКО всякие кошмарить этой бумажной отчетностью, это была бы помощь? Условно говоря, сколько сегодня бухгалтеров работает в НКО и сколько можно было бы.

Митя Алешковский: Что касается отчетности, что касается контроля, сейчас государство, конечно, показывает очень хорошие… Вообще на самом деле действительно, за что можно похвалить государство – то, что сейчас некоммерческие организации очень спокойно, хорошо отчитываются. То есть никаких особенных сложностей это не вызывает. Кроме электронного документооборота, который и так, наверное, уже возможен. Ничего особенного предпринимать, наверное, не нужно. Либо я об этом просто сейчас вам сказать не смогу.

Но тут ведь вещи какие должны быть? Это должны быть не послабления для самих организаций. Это должна быть помощь, которая помогает всему обществу заниматься благотворительностью. Это должна быть помощь, которая выводить благотворительность в понятие нормы. Скажем, если бы президент России, премьер-министр и руководитель Совета Федерации объявили, что они занимаются благотворительностью и каждый месяц занимаются благотворительностью публично, вот это была прекрасная помощь, потому что все бы начали заниматься благотворительностью вслед за ними.

Оксана Галькевич: Такой дискуссионный вопрос, Митя. Если помните, даже когда вы у нас в эфире были, аудитория всегда делится на две части. Кто-то говорить, что афишировать такие вещи, наоборот, неприлично. Есть некое отношение.

Константин Чуриков: Секундочку, у нас первый президент Российской Федерации играл в теннис – все начали играть в теннис. Владимир Владимирович увлекается восточными единоборствами – все увлекаются восточными единоборствами.

Оксана Галькевич: То, что менять отношение к этому вопросу надо – я согласна.

Константин Чуриков: Пускай лучше детям помогают.

Оксана Галькевич: Да пусть и спортом занимаются, и детям помогают. Такое возможно?

Митя Алешковский: Конечно. Одно другому совершенно не противоречит. Но я к тому, что государство может сделать благотворительность трендом. И это, конечно, было бы серьезной помощью. И особенно с медиа-ресурсами, которые подвластны государству, это сделать довольно легко. На данный момент я знаю только один телеканал – это ваш, который регулярно, просто на постоянной основе рассказывает о благотворительности и благотворительных проектах и программах. Другие телеканалы касаются этой темы очень редко, касаются этой темы куце. Зачастую, скажем, по телеканалу ВГТРК или по Первому каналу обрезают название благотворительных фондов даже.

Константин Чуриков: Они это считают брендингом, рекламой какой-то.

Митя Алешковский: Да, рекламой. Вот государство могло бы в этом направлении подумать. И вообще выведение благотворительности из какого-то такого подпольного понятия, личного, частного, вот как раз то, о чем вы сейчас говорили – это на самом деле государственная задача. Потому что благотворительность, конечно, не должна быть интимной, конечно, не должна быть закрытой, а должна быть только публичной. Потому что как только она начинает быть закрытой, интимной, публичной и частной, она перестает быть нормой. И, соответственно, количество помощи, которую получают нуждающиеся, это количество помощи снижается просто в геометрической прогрессии, вернее, регрессии.

Константин Чуриков: Спасибо, Митя. Это был Митя Алешковский, председатель совета фонда "Нужнапомощь.ру". Он прокомментировал сегодняшнее заявление Валентины Матвиенко о том, что властям нужно стимулировать благотворительную деятельность. Мы вернемся к вам через 3 минуты.