Надежда Михайлова: Когда человек читает печатную книгу, активность его нервной системы возрастает на 30%

Гости
Надежда Михайлова
генеральный директор сети магазинов «Московский Дом книги»

Печатная книга укрепляет позиции. Второй год тенденция книгоиздания такова, что продажи электронных книг падают, а бумажных растут. Почему это происходит?

Константин Чуриков: Ну а тему этого часа начнем со слов французского драматурга Дени Дидро. Он говорил: "Люди перестают мыслить, когда перестают читать". И вот как раз по этому поводу у нас есть две новости. Новость первая, выручка от продаж бумажных книг уверенно растет. За последние два года она прибавила 22 процента.  Это следует из отчетов 50 крупнейших мировых издателей. Новость вторая, электронные книги теряют свою популярность: по итогам прошлого года их доля упала на 10 процентов. Ну вот таким образом, не сбыли пророчества знаменитого эксперта, профессора из Массачусетского технологического института Николаса Негропонте. В десятом году он сказал вот это ["The Physical Book Is Dead in 5 Years"], что в переводе на русский означает: традиционная книга умрёт в течение пяти лет. Ну, похоже, он ошибся. А вот почему, спросим у нашего гостя. Это Надежда Михайлова, генеральный директор Московского дома книги, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств. Надежа Ивановна, здравствуйте. Пожалуйста, садитесь!

Надежда Михайлова: Здравствуйте!

Оксана Галькевич: Здравствуйте!

Константин Чуриков: Ну, так всё-таки, почему ж так произошло с электронной книгой? Все думали, она будет востребована на рынке.

Надежда Михайлова: Нет, ну она востребована на рынке, нельзя сказать, что бы она вот как бы сейчас уже вдруг и перестала быть. Всё не совсем так, потому что 22 процента, допустим, или сколько там, 10 процентов были. Это имеются в виду мировые тенденции наверно, потому в России всегда немножечко что-то отличается. Но вместе с тем, за последние, наверное,  года 3-4 в европейских странах и наиболее развитых других странах мира, действительно поэкземплярные продажи книг на сегодняшний день увеличиваются. Чего, к сожалению, нельзя сказать о России, но, тем не менее: мировой тренд уже, что печатные, бумажные книги в своих продажах начинают увеличиваться.

Оксана Галькевич: А может у нас этот тренд чуть позже как-то себя проявит? У нас знаете, как бывает: волна где-то начинается, за океаном… а потом…

Константин Чуриков: Пройдёт лет так "-цать"…

Оксана Галькевич: Ну может быть не "-цать", сейчас всё быстрее гораздо происходит.

Надежда Михайлова: Вы знаете, ну действительно в России сейчас все вот эти тенденции проявляются всегда чуть-чуть позже, но вместе с тем на сегодняшний день мы в России имеем достаточно относительные показатели роста и печатных книг, и что на самом деле происходит с электронным форматом книг. Потому что… какую точку отсчета брать. Если в своё время мы говорили о том, что у нас электронные книги тоже имеют место быть, и их продажи начинают увеличиваться. А вдруг в последний год заговорили о том, что у нас пошел резкий рост потребления электронных книг, что, я считаю, не совсем так, потому что вот опять же повторю: отчего считать. Потому что если до этого у нас были в активе в основном нелегальные контенты, то, естественно, после того как был принят закон и закрыли эти контенты, официальная статистика изменилась в разы. Поэтому истинной картины на сегодняшний день никто не знает. Но тенденция такая, что электронный формат книги займет некую свою нишу…

Оксана Галькевич: Мы хотим обратиться к нашим телезрителям, Надежда Ивановна. Давайте тоже пригласим к разговору, так как формат у нас интерактивный. Друзья, вот формат у нас интерактивный, а в каком формате книги вы предпочитаете? Вы предпочитаете скачивать что-то там из интернета в электронном виде или всё-таки..?

Константин Чуриков: А мне интересно другое. Какую конкретно книгу вы сейчас читаете? Вот любопытно и это, и то, и другое.

Оксана Галькевич: А если тебя спросят, Константин? Имеют право наши телезрители.

Константин Чуриков: а я знаю, я отвечу, пожалуйста, спросите – 88002220014, 3443 - это наш смс-портал. Стендаля перечитываю, "Пармский монастырь".

Надежда Ивановна, но всё-таки факторы в пользу традиционной книги и факторы, которые могу потенциального потребителя, скажем так, читателя отталкивать от традиционной книги?

Надежда Михайлова: Вы знаете, вот эти заявления, которые в свое время были, и на сегодняшний день они в России, к сожалению, ещё как бы и присутствуют иногда, достаточно активно задается вопрос "А вот когда, а если никогда, то, как бы, вот насколько электронный формат книги может заменить печатный книг?" 

Вы знаете, это предпочтение: какой формат ты предпочитаешь удобней тебе читать: это либо печатный, либо электронный формат.

Константин Чуриков: И там, и там есть гурманы, свои сторонники. Некоторые берут эти ридеры с особыми качествами.

Надежда Михайлова: Совершенно верно, поэтому в этом плане наверно как бы не имеет смысла говорить о том, что хуже, лучше, вот когда непосредственно мы общаемся. Но и вместе с тем на сегодняшний день есть целый ряд исследований, который показывает, если можно так сказать, преимущество потребления печатной книги перед электронным форматом.

Константин Чуриков:  Так, и какие?

Надежда Михайлова: Это целый ряд показателей, которые связаны с деятельностью головного мозга. И не могу здесь не привести пример. Есть такая группа исследовательская – "Нельсон групп", и вот они проводили исследования, взяли рассказа Эрнеста Хемингуэя, в разных форматах и дали почитать в печатном формате, на айпаде и в электронном книгу.  И получилось так, что быстрота чтения у бумажного формата был там 17 минут 20 секунд, у айпада на 6 процентов медленнее, и у электронной книги ещё на 10 процентов медленнее. Т.е. на сегодняшний день получается, что скорость прочтения печатного текста она гораздо выше, чем у электронного.

Оксана Галькевич: Ну, хорошо, скорость прочтения. А какие выводы из этого можно сделать?

Надежда Михайлова: А выводы ещё дальше есть, потому что это не единственный показатель, который характеризует влияние печатного формата и электронного на возможность головного мозга, потому что английские ученые исследователи провели не с художественной книгой, а со специальной литературой. На своем экономическом факультете они дали для освоения фундаментальный научный труд. И те студенты, которые работали с печатным форматом, глубже воспринимали текст, чем те, которые читали электронный формат. Они лучше пользовались выводами, аналитикой, которая была в этих трудах, тезисы этих трудов. В отличие от своих коллег, которые читали в электронном формате. Т.е. это говорит о том, что печатный формат затрагивает те участки головного мозга, которые отвечают за понимание, за глубину понимания, за запоминание. За воспроизведение текста и так далее. Т.е. то, чего не дает…

Константин Чуриков: Ну и вот как говорится, привет  нашим электронным учебниками, вот этим разговорам о том, что давайте сейчас новые технологии в школы в вузы и так далее.

Надежда Михайлова: Совершенно верно. Наши исследования тоже есть на эту тему, которые показывают о том, что те школьники, которые предмет изучают по базовому печатному учебнику, на 7 процентов у них лучше усвояемость текста, перед тем учениками, которые читают электронный формат. 7 процентов!

Оксана Галькевич: Надежда Ивановна, а, может быть, всё-таки здесь какие-то поколенческие моменты проявят себя? Знаете, одно дело, когда в исследованиях участвуют люди среднего возраста, ну вот какого-то возраста, которые начинали так или иначе своё знакомство с литературой с книги печатной? Не так давно всё-таки эти ридеры, электронные книги, появились в нашей жизни. И другие дело – дети, подрастающее поколение, вот они с этим взаимодействуют, они уже фильмы не могут смотреть 10-,15-, 20-летней давности, потому что там скорость монтажа, развитие, так сказать, драматургия видео - она совершенно иная, по другим немножко законам строится всё это. Может быть и с книгами также. Может быть, и глубина понимания материала…

Надежда Михайлова: Ну, в какой-то степени это так, потому что в своё время, когда появилось телевидение, говорили же, что вот, теперь ничего не будет, и в театр люди ходить не будут.

Оксана Галькевич: А когда кинематограф появился?

Надежда Михайлова: И кинематограф - тоже самое. Поэтому эти вот всевозможные веяния, к сожалению вот когда… Знаете, особенно  это опасно и горько, когда люди, от которых зависит существование вот, допустим, того же печатного формата книги или театра.  Принимается решение, и люди ставятся в заведомо невыгодные условия, когда они не могут купить печатную книгу, а вынуждены обращаться те, у кого есть возможность. К электронному формату. Поэтому проблема в этом.

Константин Чуриков: Вы знаете, что приятно? Что в то время как мы с вами беседуем, у нас очень много, целый  вал сообщений на портале. Можно подумать. Мы обсуждаем самую животрепещущую тему, а оказывается - это очень волнует людей. Вот нам пишут:

- Читаю печатную литературу, сейчас читаю "Вечный зов".

Советует нам другой зритель почитать, Кобо Абэ "Женщина в песках".

Оксана Галькевич: Чингиз Айтматов "Материнское поле". Что ещё здесь пишут… Библию читают.

Константин Чуриков: Библия – самая популярная книга до сих пор.

- Большинство этих современных бумажных книг "книгами" назвать нельзя. Там по четыре слова в строчке. Складывается впечатление, что их пишут для умственно-отсталых людей. Переводы безобразные, нелитературные.

Ну, в общем. Человек видимо обжегся на какой-то книге, очень ему не понравилось. Давайте послушаем Евгения из Москвы, что нам Евгений скажет, что он читает. Евгений, здравствуйте.

Евгений, г. Москва: Здравствуйте. Меня слышно хорошо, правда? Ну, отлично. Я считаю, что вы говорите, "жизненно ли важно?", я считаю, что для нашей цивилизации русской, это не просто жизненно важно, это вообще фундаментально и поворотно. Почему? Потому что у нас вся культура в преданиях, вся культура в том, что от нас ушло и на чем мы будем развиваться. Это раз. Второе, мне очень нравится тенденция, не тенденция, а, в общем, правота русского народа, который собирает библиотеки. К сожалению, мы не самая читающая страна в мире, но библиотека характеризует не только твою любовь к знаниям и к познанию чего-то нового, ну а также, мне кажется, что это характеризует уровень жизни. На вокзале ты не будешь собирать библиотеку, для этого достаточно, чтобы ты имел дом и большую комнату, в которой можно хранить книги. И книги, которые можно передавать внукам, правнукам, и которые бы это открывали и читали. Т.е. это не разовое увлечение той литературой, которую ты почитал на вокзале и спрятал, Pocketbook. А это системный выбор книг, который останется для тебя, когда нужно – подошел, открыл. Для тебя, для твоих детей, внуков, которые будут жить в веках. И, конечно, никакая электронная книга этого заменить не может и никогда не сможет, потому что книга любая, особенно хорошо изданная, это явления искусства. И для художника, и для тех, кто изготавливает бумажку…

Константин Чуриков: Ну? вот такие бывают иногда фолианты, что смотришь, подержать уже в руках приятно. 

Евгений, г. Москва: Ну, фолианты, это так сказать для тех, у кого есть возможность собирать. Я к ним не отношусь, я собираю всё-таки мыли и знания. Но я вам хочу сказать то, что вот допустим стоимость электронных книг сейчас она неоправданно завышена. Ведь писатели с этой книжки получают копейки, что с бумажной, что с электронной. И когда ты видишь, что, допустим, в интернете тебе предлагают электронную книжку разово скачать за 97 рублей, ты наглости можешь только удивляться…

Константин Чуриков:  По цене дешевле там, я не знаю, альбома какой-нибудь новомодной певички нашей российской, например.

Евгений, г. Москва: Ну, у меня не столько даже альбомы, иногда просто нужные книги. Но дело в том, что здесь достаточно продавать электронную книжку за 15-20 рублей, чтобы все имели прибыль: и те, кто продает, и тот, который издает, и тогда люди будут... Ведь 15-20 рублей вам никогда не жалко отдать за книгу и стать законным покупателем. Но когда тебе за разовое прочтение просят 97 рублей, то с какой,  так сказать, радости? Ни бумага не вложена, ни дизайн не вложен, ничего не вложено. Вы взяли у автора книгу, купили её за три рубля, и продаете за 97 – это, конечно, хамство запредельное.

Константин Чуриков: Евгений, спасибо, вижу, прям накипело у вас. И тут зритель тоже спрашивает:

- Почему же книга у нас может стоить дороже водки?

Вот так вот измеряют. В таких категориях.

Оксана Галькевич: Ну а почему она должна быть дешевле? Тут очень, мне кажется, спорно сопоставлять такие вещи.

Надежда Михайлова: Ну да, не всегда корректно сравнивать стоимость. Вот если смотреть по потребительской корзине, книга как раз-таки, если вот последние 25 лет посмотреть, она в процентном соотношения выросла не так сильно, как все остальные продукты. Но вместе с тем… вот какой ещё показатель, мне кажется, в отношении печатного формата, тоже есть наши исследования, которые говорят о физиологических особенностях прочтения печатной книги. Потому что когда ребенок или взрослый человек читает печатную книгу, активность возрастает нервной системы на 30 процентов у тех людей, которые читают печатную книгу. Соответственно, это в два раза падает, когда они читают электронный формат. Т.е. вот воображение, фантазии, ощущения, они у людей при прочтении печатных книг гораздо выше, чем при прочтении электронных форматов.

Константин Чуриков: По поводу как раз мнения нашего зрителя, сравнения там нетождественного – книги и бутылки. Но, по сути и то, и другое для некоторых – это поиск ответа на вопросы, понимаете? Поэтому может быть оно и корректно.

Оксана Галькевич: У нас ещё есть второй звонок, я правильно понимаю, звонят нам не только сторонники печатных книг, звонят и те, кто любят электронный формат, давайте послушаем.

Константин Чуриков: Алексей, здравствуйте!

Алексей, г. Ульяновск: Да, день добрый!

Константин Чуриков: Вы за какую книгу, печатную или электронную?

Алексей, г. Ульяновск: Я люблю, конечно, больше, естественно, в бумажном формате. И я думаю, любой нормальный человек, конечно, с большим удовольствием будет листать именно бумажные страницы и получать удовольствия больше. Но в силу чисто экономических причин, мне кажется сейчас большинство именно читающих людей, они вынуждены обращаться именно к электронному формату. Причем вот те цифры, которые изначально у вас прозвучали, по падению продаж электронных книг, это я думаю у вас как бы лукавые цифры. Объясню почему. Потому что те нелегальные контенты, которые Роскомнадзор отчитался как закрытые, на самом деле к ним можно получить доступ, ну, кто знает…

Константин Чуриков: Ну, если знать, если уметь, да.

Алексей, г. Ульяновск: Соответственно, есть другие. Т.е. закрываются одни, появляются другие, и оттуда накачивается всё. Проблема единственная – это в деньгах. Потому что… Ну, предыдущий, вот, товарищ звонит, сравнивал с водкой, ну а почему бы и не сравнить с этой ценой? Давайте обратимся к советскому прошлому: хороший томик, он стоял ну да, примерно где-то в районе стоимости одной бутылки водки. Когда сейчас заходишь в магазин, я бы с удовольствием купил, я вот регулярно хожу в книжные магазины. С удовольствием бы купил какой-то конкретный том, но цена 800, 1000, 1200 рублей меня останавливает. Я сейчас в Букинисте, на развале, умудрился купить 14 томов Пикуля за, посмеетесь, 650 рублей.

Константин Чуриков:
Здорово.

Алексей, г. Ульяновск
: Так что можете понять.

Константин Чуриков: С хорошей покупкой вас тогда поздравляем. Спасибо! Это был Алексей из Ульяновска.

Оксана Галькевич: Вот, кстати, говоря, есть у нас сообщения от нашего телезрителя, он пишет, действительно, он подтверждает слова позвонившего нам, он сказал, что скачивает электронные книги в интернете, потому что книжный рынок в Чите, Забайкальском крае, просто вымыт, сейчас почти ничего не читают, кроме того, что скачал в интернете из-за низких доходов.

Т.е. понимаете, ещё одна причина. У кого-то нет денег, чтобы пойти купить книгу, а где-то просто проблемы: интернет есть, а магазина нет. Да даже развала какого-то более-менее с приличным ассортиментом.

Надежда Михайлова
: Вот это вы знаете, что на сегодняшний день самая главная проблема. Вот я бы так назвала, проблема "нечтения в Росси". Отсутствие книжных магазинов. Потому что цифра, которая… наверное, она уже на слуху, что у нас на 146 миллионов где-то порядка 1000 книжных магазинов.  Можно привести в пример, допустим, Францию, у которой на 60 миллионов 3,5 тысячи магазинов, или Германию, у которых на 86, по-моему, тысяч миллионов, порядка 4,5 тысяч книжных магазинов. Вообще несопоставимые цифры. Поэтому сегодня, когда в разы упало количество книжных магазинов, и экономика сегодня такова, что книжному магазину как коммерческому предприятию практически не выжить. Отсюда и закрываются книжные магазины, и возможности купить у людей в регионе печатную книгу просто нет.

Оксана Галькевич: Ну, вы знаете, мы не можем людей обвинять в том, что они даже не заказывают по интернету эту печатную книгу Оплати плюс ещё доставку, получается, да?...

Надежда Михайлова: Колоссальные деньги!

Оксана Галькевич: Это всё очень бывает сложно.

Константин Чуриков
: Надежда Ивановна, вот владея информацией, что сейчас люди покупают, какие книги, можно понять, какие вообще проблемы, вопросы их волнуют. Вот периодически спускаясь в метро, вернее – каждый день, я всё чаще обращаю внимание, что всё больше людей, которые читают Джорджа Оруэлла, вот. И я себе задаю вопрос, значит, что-то, как говорится, в консерватории, наверное, не то или …

Надежда Михайлова
: А можно задам вопрос? А больше сейчас читают электронных в метро или всё-таки печатных?

Константин Чуриков: Печатные.

Надежда Михайлова: Мне стали говорить, что вернулись к печатным.

Константин Чуриков: И вот эти карманные как раз издания, они удобные.

Надежда Михайлова
: Да, да, они удобные как раз. Ну, это книжка она в тренде уже не последний месяц, а как минимум года полтора. Действительно я всегда считала, то, что люди потребляют в плане книг, говорит о том, какие настроения в обществе, что интересует их и так далее. Вот по любым аналитическим данным можно сказать. Вот буквально на прошлой неделе меня спросили, а вот книги Трампа как вот сейчас его победой?

Константин Чуриков: Кстати, да?

Надежда Михайлова: Ну, вот по абсолютным цифрам они, может быть, и не такие большие, но в процентном отношении скажу, что, во-первых, книги Трампа – они всегда пользовались определенным интересом у людей, и каждый день там по несколько книг, но покапали. И, безусловно, в тот день, когда объявили результаты, в пять раз увеличились его продажи.

Оксана Галькевич: Он всё-таки успешный бизнесмен, может быть, не столько как политик, да? А с другой стороны, вот книги многие перечитываешь спустя много лет, и смотришь совершенно другими словами на эту литературную картину мира. Я перечитала "Триумфальную арку" Ремарка. Вы знаете, абсолютно по-другому сейчас читается Ремарк, не так, как это было в 19 лет когда-то. А у нас есть ещё один звонок, из Екатеринбурга, давайте послушаем телезрительницу Анну. Анна, здравствуйте!

Анна, г. Екатеринбург: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: А вы что читаете, в электронном виде или всё-таки печатным отдаете предпочтения?

Анна, г. Екатеринбург: Я предпочитаю бумаг, запах свежей книги ничто не заменит. На сегодняшний день перечитываю Приставкина, "Ночевала тучка золотая". А вообще хотелось бы сказать, что электронная книга – это всё-таки дорожный вариант. В дорогу удобнее взять гаджет, и в нем какое-то количество книг, чем тащить десяток бумажных. Но мой личный опять показал, что усваивается информация всё-таки лучше из бумажной книги. У меня ребенок участвует в различных читательских конкурсах, олимпиадах. И все наши попытки готовиться по электронным изданиям заканчивались полным провалом, мы шли и покупали бумажные книги, потому что не усваивал практически ничего с гаджета, но при этом если читал бумагу, то 80-85 процентов с первого прочтения идет усвоение, и ответы на вопросы сразу же и легко, вот такой опыт.

Оксана Галькевич: Слушайте, ну спасибо!

Константин Чуриков: Да, спасибо!

Надежда Михайлова: Ну, могу привести пример, опять же есть исследования людей старше 80 лет, которые добровольно согласились, чтобы потом пообследовали, что у них в голове. Так вот те люди, которые активно читали на протяжении всей жизни, у них процент старческой деменции и болезни Альцгеймера на порядок возможность заболеть ниже, чем у тех людей, которые книжки не читают. Поэтому вот опять же говорим о том, что как работает головной мозг  при том, кто читает или не читает.

Константин Чуриков: Ну, это как говорится, я мыслю – значит, я существую. Вспомним Декарта.

Надежда Михайлова: Да, совершенно верно.

Оксана Галькевич: Нам пишут телезрители, что печатное издание к тому же, ещё один плюс, ничего не излучает. Ну, знаете, излучение всех этих гаджетов, несколько телезрителей нам пишут из разных, кстати, городов. Вот есть Сочи, есть Нижний Новгород, ещё там есть другие города. Пишут, что есть у них магазины книжные, их достаточно в их городах, но очень дорогие книги. Вот пишут:

- Возмутительно высокие цены, возмутительно высокие!


Вот нам ещё пишет человек, что если в принципе у кого-то нет возможности купить книгу – это дорого, можно записаться в библиотеку.

Константин Чуриков:
Очень удобно, доступно, бесплатно, но, конечно, за исключением малых городов, вот там проблемы есть.
Давайте сейчас ознакомимся с ответами респондентов. Сегодня наши коллеги в городах опрашивали людей, прохожих на улицах городов. Спрашивали, каким книгам, в каком формате они отдают предпочтение:

Киров:

Печатный формат:

- Бумажные. Удобнее читать.
- Какой-то дух в них сохраняется. Даже не знаю… больше бумажные нравятся.
- Электронная книга – как будто телевизор смотришь.
- От электронных у меня болит голова, давление повышается. Устают глаза, устают смотреть в электронную книгу.

Электронный формат:
- Электронная. Ну, потому что… Больше возможностей: с собой можно носить сразу несколько - больше книг, большой объем памяти позволяет закачать много книг.
- Проще. Проще читать, всегда под рукой. Можно с планшета, можно с компьютера, можно с телефона.
- Электронная, конечно. Потому что проще, более доступна. Бумажный вариант ещё нужно поискать, побегать, а электронная, конечно, проще.

Челябинск:

Печатный формат:

- В бумажном варианте. Привычнее так, удобнее, и глаза не так портишь.
- В бумажном всё-таки читаю. В электронном сложновато, потому что и так очень много с компьютером. Поэтому листать странички привлекательно как-то.

Владивосток
:

Печатный формат:
- Когда я читаю электронные книги, то я можно сказать не чувствую сюжет, не чувствую героев, а когда читаю бумажную, то всё это происходит.

Электронный формат:
- Только по интернету сейчас, на бумажных нету времени.
- В чем прелесть электронной книги, в том, что я могу скачать те книги, которое невозможно уже купить, их нету в доступе, ну и в библиотеке сложно, допустим, взять. Старые журналы могу скачать.

Оба формата:
- Вообще я их чередую. Электронную можно почитать в автобусе, бумажную – дома. Потому что я не хочу читать бумажную испортить вот в таком климате. Их хочется поставить красиво на полку, чтобы они там стояли.

Константин Чуриков: Знаете, и ещё продолжают поступать ремарки от наших зрителей уже на полях – в виде sms-сообщений. Вот, например:

- Электронные книги зависят от электричества, не будет его – и не прочтешь ничего. А печатные – это навсегда, даже при апокалипсисе.

В общем, люди готовятся, понимаете.

Оксана Галькевич: Друзья, пишите, что вы читаете. Я вот тут, пока мы беседуем, составляю список имен, авторов, произведений, которые вот сейчас востребованы вами, потом в общем, мы всё это перечислим, расскажем.

Константин Чуриков: И у нас есть звонок, Владимир из Красноярска на связи. Владимир, здравствуйте!

Владимир, г. Красноярск: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Вам какого рода книга нравится, бумажная или электронная?

Владимир, г. Красноярск: Обожаю печатные книги, но формат печати современный не позволяет их нормально читать. Стараются экономить издатели на бумаге, и печатают очень мелким шрифтом.

Константин Чуриков: Ну, с одной стороны, чтобы всё это уместить в эту карманную книгу, так называемую, да, вот. Но я тоже, человек с плохим зрением, прошел бы мимо вот книги,  о которой вы говорите.

Владимир, г. Красноярск: Я читаю электронный вариант по технологии электронных чернил, e-ink, так называемые, с подсветкой moonlight.

Константин Чуриков: Ну, только картинок нет, хотя, конечно, взрослым людям они не очень нужны, но бывают, кстати, говоря, тоже …

Надежда Михайлова
: Это дополняет восприятие эмоциональное, но тут вот как раз, может быть, вот сегодня затрагивали немножко эту тему цены. Из чего складывается цена: это зависит в первую очередь от тиража книги. Сегодня средний тираж книги 2000-3000 экземпляров. 2000-3000 на 146 миллионов. При этом в городах-миллионниках продается основное количество, в регионах у нас получается, книг практически нет.

Константин Чуриков: Я правильно понимаю, что у нас количество издаваемых книг растет, а вот именно тиражи – они резко сокращаются?

Надежда Михайлова: Количество названий – да, а количество тиражей… Вот вы понимаете, где-то процентов 20, наверное, книг, которые издаются хорошими достойными тиражами, как это было в далекие советские времена, и те, на которых в основном  можно сделать оборот и заработать какую-то прибыль. А все остальные 80 процентов, это зачастую те книги, на которых прибыль не получишь, в коммерческий век, когда вот сейчас всё считают, сколько ты отсюда получишь прибыли, книжному магазину выжить трудно. Поэтому цена книги от издательств – она немаленькая уже изначально, именно потому, что такие небольшие тиражи.

Оксана Галькевич: А почему тиражи-то такие небольшие? Я вот не понимаю, потому что вот когда мы в метро где-то видим людей с карманным форматом. Мы же с вами вот об этом только что говорили, зачастую - это классика. Это не только что что-то горячее, только что появившееся, вышедшее в тираж. Это классика. Почему 2000-3000 тысячи?

Надежда Михайлова: Мы вот с самого начала с вами об этом говорили. 1000 книжных магазинов. Если учесть 200 в Москве и 200 в Питере, 600 остается. 600 книжных магазинов на страну. Ну задумайтесь, 600 книжных магазинов на страну.

Константин Чуриков: Ну, были же какие-то ассоциации, которые хотели попросить в очередной раз у государства некоей помощи, поддержки.

Надежда Михайлова: Вы знаете, помощь, поддержка – она не требует, может быть, в прямом виде вложений каких-то денежных в отрасль. Всё дело в том, что первый шаг, который необходимо было бы сделать, это необходимо отнести всю книжную деятельность к деятельности культурной. Отсюда тогда и подходы будут совершенно другие. Не чисто экономические, а вот несколько другие. Потому что как вот относиться, допустим, к книге Набокова, допустим, "Лекции по русской литературе"? Она же никогда, эта книга, не будет продаваться десятками тысяч экземпляров.

Константин Чуриков: А, между прочим, ценнейшая книга, я благодаря этой книге поступил на журфак, да.

Надежда Михайлова: Вот об этом речь. Но это книга, которая должна стоять на полках и в 2015 году, и в 2016, и 2020, и в 2010, это та книга, которая должна быть всегда. А если к ней подходит с точки зрения экономических показателей, то мы должны посмотреть: а какая оборачиваемость у этой книги? Ах, там как бы у неё большая оборачиваемость, продается одна книжка в месяц, значит, этой книжки не должно быть на прилавке. Вот отсюда вся проблема, от того, что к книге нельзя относиться как к чисто коммерческой категории.

Константин Чуриков: Правильно, к тому же у нас разные государственные деятели громко говорят о развитии человеческого капитала. Так вот какое развитие человеческого капитала без книги?

Надежда Михайлова: Совершенно верно.

Оксана Галькевич: Ну, каким образом, так скажем, вы с этой проблемой справляетесь? Потому что вот есть книги, которые так скажем… Насколько этот бизнес, за счёт вот этих вот сложных требований рынка, не теряет своей интеллигентности? Я знаете, почему спрашиваю? Потому что я вот ту буквально ходила по книжным магазинам, обратила внимание, что ты вот заходишь, и тебя встречает, ну даже не знаю, как сказать, может быть, слишком резко... мусор! Иногда ты на этот яркий мусор бросаешься, покупаешься, потому что там же красиво на обратной стороне пишут: выдержки из New York Times, Washington Post, какие-то люди умные, которые знаете, рецензии пишут. Вот как вы справляетесь с этой проблемой? Оборачиваемости и не оборачиваемости, чтобы позволять не терять интеллигентности в вашем бизнесе.

Надежда Михайлова
: Ну, это очень сложно, потому… Вот опять, возвращаясь к тому, что книжный магазин как экономическая категория должен выживать сегодня, и, конечно, те, кому совсем трудно на первые места поставить вот те книжки, которые ,как им кажется, дадут  быстрый оборот книг, которые быстро-быстро купят. Конечно, этого не должно быть.

Константин Чуриков: Так у нас сейчас понимаете, более эффективными в этом смысле становятся и библиотеки. Я сужу по некоторым городским библиотекам. Потому что я вот рассказывал, кажется в эфире. Я пришёл, вот, значит, смотрю, не помню, кто мне был нужен, ну, в общем, условно говоря: четыре книги Павла Астахова, и где-то там затесался случайно Аксаков, условно говоря, или Астафьев. То же есть такая проблема, и там тоже спрос влияет на предложение. И здесь вот как быть: у нас вообще существует сейчас формат "подписные издания", по подписке?

Надежда Михайлова: Нет. Уже совсем нет.

Константин Чуриков: Т.е. за каким-то вот редким полным собранием сочинений – это идти к букинистам?

Надежда Михайлова: Это букинистическая, букинистическая  торговля, вот там действительно можно купить что-то более дешевое, хорошо в свое время изданное, в том числе и собрание сочинений.

Константин Чуриков: Прекрасный формат книжных ярмарок, но я имею в виду не когда книжная ярмарка – это некая витрина магазина того же книжного, выставленного на улицу, а вот действительно некое место сбора тех же самых букинистов, книголюбов, вот этот вот обмен…

Оксана Галькевич: Определенная такая среда.

Надежда Михайлова: Ну, она должна быть не только в Москве и Питере. Проблема вот этих книжных выставок в том, что в регионах их должно быть больше. Если в этом году, допустим, мне показалось, проходят в Москве, то следующая должна быть в Новгороде или там за Уралом, потому что Красноярск.

Оксана Галькевич: Создали этот КРЯК, это же событие.

Надежда Михайлова: Удивительно, то, что Ирина Прохорова создала книжную выставку, которая настолько востребована, очень востребована, потому что всё, что туда не привозят, люди всё покупают. Потому что книжный голод – он ощущается по всей стране.

Оксана Галькевич: А вы знаете, я ещё вот по нашим смс-сообщениям  сужу. Очень активно Сибирь, вот не могу сказать, что Дальний Восток, но я вот отмечаю там: Бурятия, Западная, Восточная Сибирь. Люди стонут, что действительно у них большие проблемы с магазинами, сетью книжной магазинов и с покупками книг, приобретением. Абсолютно  удивительно, насколько быстро обновляется наш смс-портал, уважаемые друзья. Вот я во время нашей беседы пыталась записывать имена авторов, которых вы сейчас читаете. Давайте просто без произведений.

Константин Чуриков: Что читают зрители ОТР сегодня?

Оксана Галькевич: Диккенс, Гиляровский, Булгаков, Афанасьев, Пелевин, Драгунский, Гумилев, Рыбаков, Чудаков, Оруэлл, Толстой, Джейн Остин, Ден Браун, Драйзер, Ремарк. И это не весь список, потому что, как я говорю, очень быстро обновляется портал.

Константин Чуриков: чудаков Солоухин, Кристина Стар, Сазерленд. В общем, много-много-много ещё других авторов и писателей.

Вопрос от зрителя:

-  Сколько сейчас бумаги портится со всякой, - я тут перефразирую, - "ерундой": гадания, заговоры, как украсть миллион, взрослые книги для детей и т.д., и т.п. Кто контролирует?

Вы знаете, есть вечный спор. Т.е. это кто тут виноват - запросы аудитории некие или то, что этой аудитории предлагают? Как говорил Владимир Владимирович Познер, если лошадиный зад показывать всё время по телевизору, он тоже станет очень популярен.

Надежда Михайлова: Да, согласна. Что действительно этот жанр литературы присутствует на полках. Я не могу сказать, что он растет на сегодняшний день. Но потребление определённое есть. И тут что можно сказать, если издательство выпускает эту литературу, значит она, к сожалению, востребована. Это вот опять, что люди покупают, каково общественное сознание, каковы его интересы. Но об этом нельзя говорить как о всеобъемлющей тенденции, да такой как бы определенный спрос есть, но он не больше, чем на детективы или ещё на другой какой-то жанр.

Оксана Галькевич: Есть такой читатель, с ним тоже нужно дружить, строить отношения.

Надежда Михайлова: Я бы сказала, что да, о вкусах не спросят. Поэтому тут надо как-то по-другому, более тонко показывать о том, как кие книги сегодня есть интересные, действительно интересные, которые влияют много на что.

Константин Михайлов: Вы знаете, в последнее время стало, ну я бы сказал, модным, писать книги. Вот люди пишут книги, каким-то маленьким тиражом для начала там для себя, для семьи, для друзей, а может ещё и для кого-то издают. Вообще что вы посоветуете талантливому начинающему писателю? Очень частый вопрос.

Надежда Михайлова: Вы знаете, мне тут трудно что-либо советовать, потому что это скорее поле деятельности издательств, их принципы получения рукописи и выбора. Я могу пожелать только одного, что если человека, который что-то написал, и у него есть ощущение, что это стоящее произведение, надо идти и добиваться. Всё что мы сейчас хотим, чтобы у нас было, надо приложить определенные усилия. 

Оксана Галькевич: С другой стороны, это означает подъем некой творческой энергии, это здорово. Смотрите, какой подъем творческой энергии у англосаксов  в англосаксонской сейчас литературе! И сколько имен в итоге выбрасывается наверх! Пишет нам телезритель:

- Я директор книжного, сейчас судимся с Роспотребнадзором из-за ста метров от детских учреждений. Нельзя продавать книги 18+.

Т.е. очень много каких-то нюансов, каких-то подводных камней, сложностей в этом бизнесе.

Константин Чуриков: Кстати говоря.

Надежда Михайлова: 18+, не очень вопрос поняла, что у них есть книжки в детском учреждении 18+?

Оксана Галькевич: "Судимся с Роспотребнадзором из-за ста метров от детских учреждений", видимо, территорию какаю-то занимают, "нельзя продавать книги 18+".

Константин Чуриков: Ну, видимо, какая-нибудь книжка очередная, что называется, "про это".

Надежда Михайлова
: Ну, вы знаете, там, наверное, да. Там действительно есть ограничения, там есть вот определённое количество метров, где не надо, это вот как с алкоголем, наверное, злополучным, когда нельзя продавать рядом со школами и так далее. Поэтому я думаю, что здесь проблема вот с этим. Ну, тут просто повнимательнее надо относиться, потому что это те законы, которые у нас существуют в стране, мы обязаны их выполнять, соблюдать и так далее. Поэтому я не думаю, что они сделают какую-то. Я не знаю, какая это книжка, но если…

Константин Чуриков: Ну, мы примерно представляем…

Надежда Михайлова: …представляем, да, примерно. Поэтому я не думаю, что они такие большие обороты делают, чтобы на территории детского учреждения продавать, это, ну…

Оксана Галькевич: Давайте послушаем Ирину из Воронежской области, ещё одна телезрительница и читательница. Ирина, здравствуйте.

Константин Чуриков: Здравствуйте.

Ирина, Воронежская область: Здравствуйте. Очень приятно, что вы дали мне возможность высказаться в защиту печатного издания. Правильно вопрос поставили: печатная книга укрепляет позиции. Именно контекст "укрепляет позиции". Я вот рассказывала перед этим оператору вашему нашу ситуацию, скажем так, живем мы в Воронежской области, самой что ни на есть глубинке, ну почти что колхоз, районный центр. Смотрите, мне 54 года почти уже, я читаю ещё, ну ладно, я старой закалки, советской скажем так, я сейчас в данный момент читаю эпос народа, мне интересна тема, "Калевала". Ко мне приехал сын, в гости пожить. Ему 33 года, разница. Он приехал: "Мам, интернет! Да что интернет, а чего у нас почитать?" Да, пусть у него там вкусы какие-то другие, он опять же взял печатное издание. Он взял там Белянского, ну пусть, фэнтэзи, но он взял её и читает с удовольствием. Лежит на диванчике почитывает. Дочь, ей 18 лет, она вот только что год как закончила школу, пошла работать в библиотеку, потому что она пишет стихи, любит читать, читающий человек. Она  в библиотеке, это вот её место – книги, любит очень читать. Это не реклама, я просто хочу сказать, что где достать книги? Да полно, было бы желание! Мы, например, вот, например в "Книгозейке", в издательстве московском книги, там такие демократичные цены. Присылают всё, что угодно. Нам вот прислали каталог, пожалуйста, акции, подписные издания. Вот мы заказали книги, нам прислали, Карела Чапека, Джерома прислали, замечательное издание, полное собрание сочинений, мы читаем с удовольствием. Берешь книгу. Пришла к моей дочери студентка, подруга из Воронежа приехала, пришла в гости. Увидела случайно словарь Берроуза.

Константин Чуриков: Замечательно, Ирина, спасибо вам за звонок! Вот видите, сколько в людях накипело.

Оксана Галькевич: Опытный книжный шопоголик, это же здорово. Новая такая категория.

Константин Чуриков: Вот мы вот так неожиданно для себя нащупали этот нерв. А почему вот действительно смотрите.  Мы сами иногда не угадываем, какая тема будет пользоваться спросом. Почему российское общество так волнует тем книгоиздания сегодня? Книгопотребления, уж извините?

Надежда Михайлова: Ну, потому что это напрямую связано с уровнем образованности каждого человека, с его культурным уровнем, это те понятия, которые напрямую связаны с книгой, с литературой.

Оксана Галькевич: А как вы считаете, у нас вот эта вот привычка чтения, литературного потребления, которая, как мне кажется, была у нас когда-то. Она у нас остаётся?

Надежда Михайлова: Вы знаете, она всё равно остается, потому что вот феномен русского человека, я не устаю  это повторять: когда люди набирают в корзину книгу, а потом стоят и смотрят, сколько у них в кошельке и сколько они сейчас могут потратить. Вот это вот. С одной стороны да, мы говорим, что сегодня в стране кризис, и сегодня количество экземпляров, которое продается в стране, оно меньше. Но в это вот чем феномен русского человека, в том, что мне кажется, вот эта вот генетически заложенная привычка читать, она пока ещё остается. И очень важно, чтобы наши дети вот эту генетику не потеряли.

Оксана Галькевич: Унаследовали, да. Спасибо большое, Надежда Ивановна Михайлова, генеральный директор Московского дома книги, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств, была у нас сегодня в гостях. Спасибо, удачи!

Константин Чуриков: Спасибо!

Надежда Михайлова: Спасибо!