Игорь Фомин: Наши туристы, как зомбированные, много лет ездили в одни и те же места за границей, а сейчас увидели, как много интересного на родине

Гости
Игорь Фомин
заместитель председателя комитета по социальной политике Совета Федерации РФ

Виталий Млечин: Ближайшие полчаса поговорим о туризме. Это одно из приоритетных направлений социально-экономического развития нашей страны. И сегодня очень актуально и востребовано профессиональное туристское образование. Где можно получить такое образование? Как финансируются вузы? И насколько успешно трудоустраиваются выпускники? Обсудим все эти вопросы прямо сейчас. Наш гость Игорь Фомин, член Совета Федерации. Здравствуйте. Спасибо большое, что пришли.

Игорь Фомин: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. А можно для начала коротко, пока мы не перешли на сюжет, может быть, вы нам расскажете, чем вы занимаетесь конкретно в этой сфере в Совете Федерации. Я так понимаю, вы именно эту тему курируете и знаете, в каком она сейчас состоянии в нашей стране.

Виталий Млечин: Если можно на этот вопрос коротко ответить.

Игорь Фомин: Давайте, наверное, сначала начнем все-таки с образования, а дальше уже…

Ольга Арсланова: Давайте посмотрим сюжет и перейдем к образованию, из которого потом складывается, в общем-то, во многом и вся сфера.

СЮЖЕТ

Виталий Млечин: Что-то не так сказали?

Игорь Фомин: Речь идет именно про возврат НДФЛ с суммы путевки. Конечно, не 50 000. Если сама путевка 50 000, то получается возврат 6500.

Ольга Арсланова: А мы услышали очень важную информацию о том, что профессия востребована в нашей стране. Как вы оцениваете эти перспективы? Я так понимаю, что для того, чтобы этих людей трудоустроить, у нас должно быть и больше гостиниц, и больше направлений.

Игорь Фомин: Конечно.

Ольга Арсланова: Пока направления есть, но для нас они традиционные, привычные и как-то…

Игорь Фомин: Вообще в целом у нас про отрасль туризма только последние годы начали всерьез говорить, обсуждать, думать, что с ней будет происходить. И мы поняли, что в мировом масштабе это колоссальная отрасль. На сегодняшний день туризм – это 10% валового мирового продукта. У нас, по разным оценкам… На сегодняшний день где-то такая цифра, которая реально обсуждается – это 3-3.5% всего лишь. То есть в принципе, если даже мы просто достигнем среднемирового результата, нам надо еще увеличиться в три раза. А я не говорю, что там есть лидеры. Смотрите, например, в Италии эта отрасль 30% экономики.

Ольга Арсланова: Хотя нам тоже есть, что показать.

Виталий Млечин: Есть, куда пригласить.

Игорь Фомин: У нас все климатические пояса, у нас масса достопримечательностей.

Виталий Млечин: А что это? Отсутствие инфраструктуры?

Игорь Фомин: Конечно. Это и отсутствие инфраструктуры, и что мы только сейчас всерьез начинаем заниматься. И вообще я бы так глобально сказал, что проблема такая: задачи очень большие, а ресурсов не хватает.

Ольга Арсланова: Жалуется зритель: "Я получил образование в сфере туризма, но не нашел работу по специальности. Работаю дворником в Астрахани. Получаю зарплату 8000 рублей". Кого готовят сейчас вузы и какой шанс действительно у этих людей, выпустившись сейчас или ближайшие годы, трудоустроиться в нашей стране? Я так понимаю, мы же в основном кадры для себя готовим, правильно? Мы не хотим, чтобы они уезжали в Турцию и в Египет. Нам самим нужны хорошие работники туризма.

Игорь Фомин: Да. Мы с вами конкретно сейчас обсуждаем именно университет, в котором мы побывали с Владимиром Владимировичем Рязанским в понедельник. И это абсолютно практикоориентированный вуз. То есть в принципе мы даже проходили по аудиториям. Одна аудитория – это гостиница. Вторая аудитория – это турфирма. Третья аудитория – это еще что-то. То есть в принципе все продумано. То есть там студенты получают такое практикоориентированное образование, проходят практики в туристическом бизнесе, их с удовольствием принимают, к ним приезжают и специалисты из туристической индустрии, специалисты из гостиниц, учат, проводят семинары, обучение. И в принципе, как я понял, они крайне востребованы после окончания вуза, их с удовольствием берут в те организации, где они уже и даже практику проходили.

Ольга Арсланова: То есть работодатели тоже участвуют?

Игорь Фомин: Да, они присматривают. На самом деле ведь вы же знаете, что сейчас огромный дефицит кадров. И если специалист нормальный, если он ответственный, в принципе идет конкуренция за специалистов, а не наоборот.

Ольга Арсланова: А какие профессии конкретно, какие должности могут заниматься эти люди? То есть я так понимаю, что нужен полный спектр от горничных до управляющих отелем.

Игорь Фомин: Мы сейчас говорим с вами именно про высшее образование. И кого готовят в этом вузе? В этом вузе готовят специалистов в области гостиничного бизнеса. Естественно, управленцев. В этом вузе готовят специалистов для туристических фирм. То есть для туристических агентств, для туристических операторов. Более того, еще раз говорю, с ними проводят прям сразу же практические занятия, учат. Это вторая большая категория.

В-третьих, у них очень хороший большой факультет дизайнеров. Причем, опять же, у них дизайнеры не какие-то теоретические. У них есть масса уже реализованных проектов. Например, в Завидово реализован проект. Причем, проект уже полного комплекса – гостиницы, номера. То есть вообще очень хорошее такое, правильное образование.

Виталий Млечин: У вуза достаточно ресурсов, для того чтобы давать качественное образование? Хватает денег?

Игорь Фомин: Если спросите мое мнение, я считаю, что не хватает.

Виталий Млечин: Почему?

Игорь Фомин: Все-таки государственного финансирования пока не хватает. И по количеству специалистов, которых, может быть, надо готовить больше, но тогда их надо и финансировать. То есть это именно те проблемы, которые мы должны… Если мы говорим про приоритет туризма, то нам надо… Я же вам сказал с самого начала. Задача увеличения туризма до 10% валового продукта и того, чтобы туристическая отрасль стала мощной и экспортоориентированной, потому что туризм может приносить доходов больше, чем экспорт вооружения. Это абсолютно нормально. Но надо наполнить всеми ресурсами: людскими, финансовыми. Я же сказал сразу же – не хватает.

Виталий Млечин: Там только бесплатно учатся студенты?

Игорь Фомин: Нет, там есть и платно. Но на сегодняшний день сам этот вуз вынужден зарабатывать приблизительно 60% своего бюджета.

Виталий Млечин: Это сложно?

Игорь Фомин: Конечно. Это большое хозяйство.

Ольга Арсланова: А можно еще раз по распределению бюджетных мест поподробнее? Каково соотношение и как оно меняется?

Игорь Фомин: Мы не уточняли этот вопрос. Безусловно, хотелось бы, чтобы их было больше.

Ольга Арсланова: А конкурс?

Игорь Фомин: Тоже не обращали.

Виталий Млечин: Что касается оснащенности, мы видели, что там есть практически залы. А учебники, пособия, какая-то литература в помощь – этого хватает?

Игорь Фомин: Безусловно, какая-то определенная уже литература есть. Просто, опять же, хотелось бы, чтобы у нас появлялось больше хорошей, качественной, может быть, на первом этапе переводной, ну, такой практикоориентированной литературы. Потому что я видел, знаете, например, есть такой немецкий учебник, он называется "Отель". Он не просто про теорию, он не просто про историю. Не просто какие-то рассказы. Вы его листаете, там пройден весь технологический этап. Просто каждый лист. Это и определенные схемы. Начиная от того, как должен номер компоноваться, какое там должно быть оснащение, как его правильно убирать. Я уверен, что если специалист гостиничного бизнеса прочитает такой учебник от корки до корки, он уже будет что-то знать.

Когда мы говорим про проблему литературы, то здесь вопрос в чем? Что, действительно, у наших коллег на Западе (в Германии, в Австрии, в США) эта отрасль уже существует давно. У нас тоже давно, но она бурно развивается последние десятки лет. И, конечно, у них есть много практикоориентированной литературы, которую действительно, может быть, проще было бы помочь перевести, может быть, при привлечении как раз бюджетных средств, и действительно насытить наших специалистов, которые готовят студентов, чтобы они сразу по таким хорошим, правильным книгам готовились. То есть она есть, но, конечно, ее хотелось бы побольше.

Ольга Арсланова: И, опять же, в продолжение вашей мысли, вероятнее всего, это западная литература, просто потому что у нас еще не так много опыта.

Игорь Фомин: Это просто проще. У нас тоже много сейчас и пишется, и делается. Но раз уже там эти учебники есть, раз они уже сложившиеся. Тем более, там есть такие абсолютно узкие направления, по которым у нас точно ничего нет. Хорошо разработано, хорошо опробовано. Зачем нам самим сейчас прямо… Я не говорю, что у нас нет специалистов. Конечно, мы можем все сделать. Но зачем нам изобретать велосипед, тратить годы, когда мы можем действительно для начала просто какие-то вещи перевести. И наши специалисты просто будут быстрее готовиться за счет этого. Это же делают китайцы. Они же очень много переводят просто.

Ольга Арсланова: Смотрите, наверняка вы общались со студентами и с педагогами, что тоже важно, в сфере моего вопроса. Мы сейчас знаем очень много успешных историй бизнеса с миссией, когда в том числе и отельеры понимают, ради чего они работают, как они хотят сделать отдых конкретного туриста лучше. То есть они ориентированы на приезжающих, они ориентированы на то, чтобы бизнес развивался и чтобы в нем была какая-то душа.

Общаясь с педагогами, с нашими студентами, вы видите в них желание делать именно такой бизнес? Потому что, к сожалению, пока что очень много нареканий к российскому сервису, потому что кажется, что все хотят только заработать, вежливости еще не обучены, и вообще многих вещей пока не понимают работники сервиса в России.

Виталий Млечин: Сразу с последнего вашего тезиса. Мы все время это обсуждаем. Конечно, нам хочется, чтобы наш туристический бизнес становился лучше. Это и вежливое общение с клиентами, и безукоризненный сервис. Конечно, за это надо биться, потому что мы работаем в условиях жесткой мировой конкуренции.

Единственное, я всегда говорю про то, что нам не надо уж совсем идеализировать то, что делается в туристической сфере у наших конкурентов. Это тоже правда. Потому что везде свои подходы. И я не могу сказать, что сервис в некоторых странах, которые мы постоянно называем, безупречный. Согласитесь?

Я бы даже сказал, что там и проблемы безопасности постоянно есть, и проблемы разборок между туристами и принимающими отелями. Нам надо, конечно, надо становиться лучше. Это понятно.

Ольга Арсланова: По крайней мере, просто больший выбор. Поэтому мы и говорим.

Игорь Фомин: Да, конечно. Это, безусловно, так. Действительно, у нас была открытая дискуссия. Нам задавали достаточно много вопросов. Нам это было очень интересно, потому что студенты вообще иногда задают абсолютно неожиданные вопросы. У них свой неординарный подход. То есть интерес мы видели в глазах большой.

Виталий Млечин: Наш зритель обращается за советом: "Мне 17 лет. Я выпускник. Хотел бы получить образование в сфере туризма. В какие вузы в Москве могу обратиться, и в какие самые лучшие факультеты?".

Игорь Фомин: Рекламировать точно не смогу. На самом деле выбор есть, конечно. У нас есть отраслевые институты. Например, Российский государственный университет туризма и сервиса. У нас есть Российская международная академия туризма, тоже абсолютно практикоориентированная, серьезнейший вуз в этой сфере. Но я хочу сказать, что у нас тоже во всех известных престижных вузах сейчас есть соответствующие факультеты. Такие факультеты есть и в университетах, такие факультеты есть в Высшей школе экономики, Российском экономическом университете имени Плеханова и так далее, Финансовой академии при правительстве.

Ольга Арсланова: Тут иронизирует зритель: "Было б много туристов – все б туризмом занимались. Но справедливости ради надо сказать, что зарубежный туристический поток, я уж не говорю о внутреннем туризме, растет в нашу страну. Об этом много говорилось в последнее время".

Игорь Фомин: Да, у нас въездной туризм растет все последние годы. И у нас также достаточно динамично последние годы рос и внутренний туризм. То есть эта цифра более 10% в год.

Ольга Арсланова: Вы знаете, с чем это связано?

Игорь Фомин: Конечно, нет. Если вы намекаете на то, что это связано только с геополитическими факторами…

Ольга Арсланова: Нет. Я просто думаю, что, возможно, и уровень сервиса постепенно растет.

Игорь Фомин: Конечно. Я думаю, что есть масса факторов. То есть помимо тех, о которых мы постоянно говорим, а именно о геополитическом факторе, это закрытие ряда направлений, это экономические факторы. Также абсолютно надо признать, что наш турист поворачивается в сторону России. То есть многие просто были как зомбированные, выезжали только туда. Сейчас они посмотрели, что у нас тоже много чего интересного есть за последние годы.

Вы знаете, я был вчера в Сочи на совещании. Виталий Леонтьевич Мутко вчера проводил серьезнейшее совещание по туризму. И мы обратно возвращались с женщиной, которая отдыхала в санатории в Сочи. И я спросил тоже ее так: "А как вообще отдых?". Она говорит: "Вы знаете, мне очень понравилось". Мне это было приятно, потому что обычно идет какая-то критика. Она говорит: "Нет, сейчас в Сочи очень много отдыхающих в санаториях. И сервис хороший". Поэтому был приятно удивлен.

Виталий Млечин: Что касается цен, все-таки по крайней мере считается, что есть места за рубежом, куда слетать дешевле, чем в те же Сочи.

Ольга Арсланова: Абсолютно точно. Я была в Сочи летом. У меня два главных впечатления. Первое впечатление – очень дорого. И при этом очень много людей. То есть их не отпугивают такие цены.

Игорь Фомин: Очень дорого именно в плане отеля?

Ольга Арсланова: Отдыха в отеле, да.

Игорь Фомин: Понимаете, когда мы говорим все-таки про конкуренцию с зарубежными направлениями, там, как правило, все-таки идет пакетное предложение. И там действительно в пакете, когда все это собрано – и гостиница, и перелет, действительно получается дешевле. То есть это не обязательно проблема только гостиниц. Потому что в гостиницах… Я думаю, что здесь можно тоже дискутировать. Но в принципе, конечно, мы все-таки в рыночной среде находимся в России. И наши отельеры понимают, какой уровень цен они могут устанавливать.

Ольга Арсланова: Тем более, они понимают, что у них сезон крайне короткий по сравнению…

Игорь Фомин: Вы знаете, загрузка наших всяких самых популярных направлений, южных, сейчас и в межсезонье тоже неплохая стала.

Ольга Арсланова: То есть, возможно, и цены будут постепенно снижаться? Чем больше будет туристический поток, тем больше будет конкуренции.

Игорь Фомин: Конечно, здесь неизбежно усиление конкуренции. Потому что Турция уже открыта. Естественно, мы здесь должны понимать, что это было в целом временное явление. И мы должны понимать, что мы живем в открытом мире. Конечно, рано или поздно все направления откроются обратно. И, конечно, наши отельеры должны быть к этому готовы.

Но что очень сильно влияет на цены – это, конечно, транспортная составляющая. Это просто… Потому что если бы вы посмотрели раскладку, вы бы поняли, что как раз по транспортной составляющей мы постоянно везде проигрываем. Потому что здесь несколько проблем. Все-таки действительно и стоимость перевозки там берется дешевле по чартерным перевозкам, и идет достаточно активная государственная поддержка. Скажем, Израиль. Государство платит за каждого туриста 45 евро авиакомпаниям. Плюс, правда, 15 евро еще платит отель. Не знаю, будут наши отели платить одновременно с государством. Это вопрос. Но это правда.

Все знают про то, что в Турции в среднем не менее 30 долларов на этот год заявлена поддержка каждого приезжающего пассажира именно по транспорту.

Виталий Млечин: Из заграницы?

Игорь Фомин: Конечно.

Виталий Млечин: А что касается внутреннего туризма, наши зрители жалуются на то, что у них просто не получается с теми зарплатами, которые…

Игорь Фомин: Так это правильно. Их нам и надо убрать.

Виталий Млечин: Они не могут. Поддерживать, стимулировать приезжать туристов из-за рубежа – это одно. А все-таки своим помочь, чтобы наши граждане могли…

Игорь Фомин: Смотрите, Виталий. Я привожу вам пример, как заманивают к себе. Конечно, нам надо, безусловно, брать этот опыт. Если мы хотим, чтобы у нас массово турист прилетал, например, с Сибири, скажем, на наши курорты, то, безусловно, нам надо брать этот опыт на вооружение и наконец начинать финансировать, субсидировать именно перелет, чтобы они становились более дешевыми. Я к этому, конечно, говорю. Но это надо просто брать опыт. Есть уже опыт. Давайте начнем поддерживать, может быть, даже не в таких объемах. Нам туротрасль на всех совещаниях говорит одно: "Вы хоть что-то начните делать по авиаперелетам. Хотя бы какую-то поддержку начните делать".

Виталий Млечин: Алексей из Московской области нам позвонил. Алексей, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер. Смотрю вашу передачу. Хотел поднять такой вопрос. Я занимаюсь сам туризмом, путешествую, люблю Россию. Катаюсь на автодоме по городам. В Горный Алтай езжу, на Байкал. Ситуация такая. У нас остановиться негде по дороге. К нам ездят колонны туристов с Германии, с Австрии. Ну, позорище. Где-то стоянка, останавливаешься – по колено грязь. То есть ни гостиниц нет, ни нормальных стоянок. Даже туалета нет, понимаете? Вообще по всей России.

Виталий Млечин: Спасибо, что позвонили.

Ольга Арсланова: Спасибо. Действительно, неравномерная такая картина парадоксальная.

Игорь Фомин: Совершенно правильно.

Ольга Арсланова: Где-то пять звезд, и тут, и там…

Игорь Фомин: Вы знаете, это как раз абсолютно такая глобальная задача. Смотрите, к чему она сводится. Дело в том, что последние годы поддержка туризма пошла. Через федеральную целевую программу действительно была поддержка. И на известных курортах очень серьезная поддержка была оказана. И Алтайскому краю, и десяткам других регионов. Кстати, большинство объектов будет окончательно уже сдаваться в этом и следующем году. И мы еще увидим на самом деле десятки новых объектов, которые будут открываться. Но действительно это такая поддержка, знаете, большого бизнеса. Все-таки это большие суммы, большие инвесторы, такие как в Тверской области работают. Действительно, на наших курортных территориях. А так, чтобы мы действительно имели массовую сеть, вот этого механизма у нас нет. И поэтому, скажем, малый бизнес не идет в это. Почему? Потому что ставки высокие, окупаемость очень долгая. То есть ставки в любом случае это более 12%. Плюс масса требований.

Если, например, инвестор или небольшой бизнесмен хотел бы построить просто хорошую гостиницу, ну как он может взять деньги на 5 лет, например, когда окупаемость будет 10 лет явно в регионе, да еще и под ставку 12-15%? Поэтому мы говорим сейчас про что? Что надо сохранить то, что мы делали. Кластерный подход. Территория интересная, полностью осваивается, дорога прокладывается, сети прокладываются. Возникают большие гостиницы. Государство помогает, чтобы там они возникли. И нам надо, конечно… тему того, чтобы наш малый бизнес активно пошел в туризм.

Виталий Млечин: Спасибо большое. Наше время, к сожалению, вышло. Игорь Фомин был у нас в гостях, член Совета Федерации. Говорили о туризме. Спасибо большое.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Где можно получить профессиональное туристическое образование? Насколько оно актуально и востребовано?