Сергей Ефремов: Сегодня стоимость ремонта автомобиля определяется по единой методике, а выплаты по Каско и ОСАГО практически сравнялись

Гости
Сергей Ефремов
заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков, вице-президент Всероссийского союза страховщиков
Сергей Канаев
директор Национального общественного центра безопасности движения

Петр Кузнецов: Начинаем большую тему. Все-таки ремонт важнее денег. Кажется, Государственная Дума изменяет правила выплат по ОСАГО, и, как всегда, не в лучшую для автовладельцев сторону. В думском Комитете по финансовому рынку одобрили законопроект о приоритете ремонта автомобиля над выплатами по ОСАГО. Если раньше был комфортный выбор – либо деньги, либо ремонт, – то по новому закону выплата полагается в двух случаях.

Ольга Арсланова: Первая – это невозможность осуществления натурального ремонта, который был нанесен автомобилю. А второй – если ремонт стоит дороже, чем сумма возмещения. Застрахованный может либо за ремонт доплатить из своего кармана, либо получить возмещение. Также по новому закону пострадавший автомобиль должны ремонтировать на станции техобслуживания, которая входит в реестр страховщика, либо на станции, которую выбрал клиент. Пока такой выбор еще есть. В любом случае станция не должна быть дальше 50 км от дома клиента или от места ДТП.

Петр Кузнецов: Еще по умолчанию детали для ремонта должны быть только новые, а старые могут использоваться только с позволения владельца автомобиля. В любом случае, гарантийный срок этих запчастей – шесть месяцев. И, кстати, даже если вы сами выбрали ту самую станцию техобслуживания, ее все равно нужно согласовывать с вашей компанией.

Ольга Арсланова: Эти все изменения, а также те проблемы, которые уже сегодня существуют при осуществлении ОСАГО, мы обсудим с нашими гостями. К нам пришел Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Сергей.

Сергей Канаев: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: И Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Сергей.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Сергей Ефремов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Сегодня появилась уже информация о том, что некоторые ваши коллеги-страховщики недовольны, и говорят, что будет кризис на рынке, хотя мы изначально все предполагали, что эти изменения выгодны именно страховщикам.

Петр Кузнецов: Только страховщикам, я бы сказал.

Сергей Ефремов: На самом деле, эти изменения выгодны в первую очередь страхователям, потому что натуральное возмещение, то есть мы говорим о ремонте, оно исключает возможность споров между страхователем и страховщиком, так как всегда возникала проблема, что не хватает денег. Сегодня мы говорим, что такой проблемы нет, мы направляем автомобиль на ремонт, состояние приводится в первоначальное состояние, в котором он был до дорожно-транспортного происшествия. Вы сказали, что, возможно, там устанавливают старые детали. Конечно, не старые детали, а бэушные детали. Это большая разница.

Ольга Арсланова: Объясните, пожалуйста, какая разница между старыми и бэушными.

Сергей Ефремов: А разница такая, что данная деталь, какая б/у-деталь, она способна в дальнейшем эксплуатироваться, и станция, которая будет ее устанавливать, она будет нести за это гарантийный ремонт. Но это не значит, что на все транспортные средства будут устанавливаться какие-то бэушные детали. Бэушные детали как раз устанавливаются в той ситуации, когда невозможно найти новую, которую можно было бы установить прямо сейчас и сегодня.

Петр Кузнецов: А как мы можем проследить то, что будут устанавливать на этой станции техобслуживания, если даже, когда мы выбираем свою станцию техобслуживания, мы все равно должны согласовывать со своей страховой компанией? Как будет регулироваться процесс ремонта, и все приведено к единому качеству этого ремонта?

Сергей Ефремов: Конечно, страховая компания в первую очередь заинтересована, чтобы станция, которая будет исполнять технический ремонт, она была надежная, правильная, качественно ремонтировала, потому что если, в конечном итоге, после ремонта будет выявлено, что транспортное средство отремонтировано не соответствующего качества, есть соответствующие нарекания, то страховая компания будет платить заново. Поэтому никто бы этого не хотел. И сегодня есть совершенно хорошие примеры, когда страховые компании так работают по КАСКО, и ни у кого не возникает проблем, когда транспортное средство направляется именно на ремонт, и станцию выбирает страховая компания, или она указывает, что "Вы поедете на эту станцию". Там нет никаких проблем, и 95% всех автомобилей, которые сегодня застрахованы по КАСКО, они едут именно на ремонт. Практика работы со станциями технического ремонта у страховщиков достаточно большая. Поэтому сегодня говорить, что будут проблемы у страхователей, если их направят на станцию, вот я выбрал сам, выбрал не сам. Во-первых, у страховой компании на сайте будет указано, с какими станциями она работает, и это не разовое направление автомобилей. Если эта страховая компания работает с конкретными станциями, туда направляются транспортные средства, можно всегда посмотреть, какие есть нарекания на эту станцию, и выбрать именно то, что вы хотите. Но, тем не менее, станцию нужно согласовывать, потому что если вдруг страхователь захочет поехать в гараж к дяде Ване, и он официально занимается ремонтом, но страховщик не хотел бы этого, потому что, во-первых, все-таки нужны сертифицированные станции, или это дилеры, которые действительно имеют соответствующий договор со страховой компанией, где указаны все отношения между страховщиком и данной станцией.

Петр Кузнецов: Мы видим уже промежуточные результаты голосования.

Ольга Арсланова: Самые первые результаты.

Петр Кузнецов: В сознании людей, автовладельцев, такое впечатление, что они уже давно привыкли, что выплат они не получат, и если получат что-то, то получат некачественный ремонт. И как будто бы большинство из них просто предпочитают вернуться к прежней, я имею в виду ту самую, которая существовала до введения ОСАГО, то есть расплачиваться на дороге друг с другом.

Сергей Канаев: Во многих случаях сейчас так и происходит, когда люди, чтобы у них не было понижения КБМ, они действительно пытаются договориться на дороге. Но если рассматривать ОСАГО в идеале, это неплохая система, просто когда нам страховщики говорят: "Посмотрите, как это работает хорошо в КАСКО", мы всегда отвечаем: "Пожалуйста, давайте сделаем страхование гражданской ответственности добровольным, и тогда будет точно все как в КАСКО. Человек действительно выбирает, и вы будете действительно дорожить этим авторитетом". Что же сейчас получается? У нас автомобилист понимает отлично, что это просто дополнительный налог, который ему придется оплачивать. Будут ли выплаты, не будут ли выплаты, будут ли это страховщики или не страховщики – все равно придется платить. И тем самым в данном случае получается такая система, что у человека, по сути, уже нет выбора. Хотя бы заключили общественный договор, который называется Закон "Об ОСАГО", где четко прописано, что у человека должен быть выбор между выплатами и ремонтом. Ведь страховщики вводят в заблуждение в данном случае законодателей, что "У нас нет возможности, чтобы производить ремонт. Мы хотим, чтобы у человека был отремонтирован автомобиль". Кто им мешал 11 лет, или уже 15, ремонтирован автомобили?

Сергей Ефремов: С 2003 года.

Сергей Канаев: Пожалуйста. Это можно было сделать.

Ольга Арсланова: То есть такое право было и раньше?

Сергей Канаев: Оно есть, изначально с 2002 года прописывать. Зачем обманывать? Причём я хочу сказать, что хорошие порядочные страховые компании с июля месяца, насколько мне известно, 2016 года приступили к тому, что своим клиентам предложили альтернативу: либо ремонт, либо выплаты. Поэтому здесь вопрос в чем? Страховые компании хотят обязать – и, кстати, они уже говорят о том, что им понадобятся дополнительные деньги, так что можем сказать нашим автовладельцам, что это потребует повышения тарифов, и страховщики этого не скрывают, – здесь у нас получается ситуация, что страховщики действительно хотят работать только в своих интересах. Я уже не говорю о серьезных последствиях для экономики, когда будут закрываться технические станции обслуживания, не аффилированные со страховыми компаниями, потому что вы отлично понимаем, что заставить работать пчел против меда очень сложно. Может быть, можно, но никто этого пока…

Ольга Арсланова: Подождите. Там был пункт, что мы сами можем выбрать сервисный центр.

Сергей Канаев: Вы можете выбрать из списка аффилированных СТО. И аффилированных, я говорю это абсолютно сознательно. Пусть это будет мое оценочное мнение, но если страховая компания в данном случае выступает в качестве людей, которые регулируют этот рынок, то, поверьте, они будут заинтересованы… Да, конечно, они будут заинтересованы в получении качественной услуги, но только качественная услуга или нет, мы об этом никогда не узнаем, потому что все, что мы можем – это осмотреть автомобиль визуально. Мы не являемся в данном случае заказчиком, а тем более исполнителем. Здесь страховая компания решает за нас. Она является заказчиком, и она может предъявить претензии к СТО.

И второй момент, что на сегодняшний момент станция технического обслуживания – это действительно очень серьезный, емкий рынок экономики. И все, кто не в реестре страховых компаний, кто не получает гарантированно заказы, те, конечно же, будут вынуждены просто уйти с рынка. А что это значит? Это значит еще и монополизацию рынка. И, как правило, если мы будем исходить из того, что ОСАГО на сегодняшний момент – это 80% рынка станций именно кузовного ремонта, то половина из них, даже самые страховые компании подтверждают, что они будут вынуждены уйти с этого рынка.

Ольга Арсланова: Причем уйдут, скорее всего, самые дешевые, те, которые мы так любим, которые могут отремонтировать хорошо и дешево.

Сергей Канаев: Здесь дело не в дешевых. Останутся как раз самые дешманские, я вас уверяю. Вы знаете почему?

Ольга Арсланова: Почему?

Сергей Канаев: Потому что в любом автомобиле при аварии есть скрытые дефекты, автомобилисты это очень хорошо знают. И та станция, которая будет выявлять эти скрытые дефекты и ремонтировать качественно автомобиль для автовладельца, она будет просто невыгодна. Вы представьте себе, зачем страховой компании дополнительные выплаты? Им абсолютно это не нужно. Им нужно минимизировать. Потому что, если бы этого не было, никто не мешает им и сейчас производить ремонт. Я об этом уже говорил. Поэтому нужно готовиться к тому, что нас действительно ставят в условия, когда не будет выбора, и мы, конечно же, против этого выступаем. Мы за то, чтобы был и ремонт – то, что прописано в законе, – и денежная выплата.

Петр Кузнецов: К нам начинают подключаться наши телезрители. Слушаем Виталия. Виталий нас ждет давно. Здравствуйте, Виталий.

- Здравствуйте. Ростов-на-Дону беспокоит. Смотрите, у меня была такая ситуация. Я стоял на светофоре, в меня сзади человек въехал. Соответственно, он уехал. Я поставил знак, дождался ГАИ, у меня ОСАГО было, все как положено. Оформление тоже не буду рассказывать, это очень долгая история. В итоге что получается? Человек уехал, покинул место ДТП. Соответственно, в ГАИ это группе разбора все было рассказано. И они говорят: "Ну, хорошо. Ждите, мы подаем в розыск". Соответственно, с ОСАГО мне ничего не платят, потому что нет второго человека. Мне интересно: если сделают ремонт, если второго участника нет, мне тоже откажут в ремонте, скажут: "Сами ищите, сами судитесь, сами ремонтируйте"? Это один вопрос.

И второй. Владельцы Toyota сталкивались с такой вещью, что, допустим, запчасть меняется в сборе. Я приезжаю, есть список запчастей, говорят: "То-то надо поменять". Я знаю, допустим, что актуатор можно отремонтировать, втулку поменять за 50 рублей, а Toyota Центр Россия, Ростов-на-Дону, Юг говорит, что надо менять запчасть в целом за 50 тыс. руб. Где истина? Что мне будут считать? Мне насчитают 50, оно выйдет, допустим, за пределы этого ремонта, или как?

Петр Кузнецов: Спасибо. Давайте на первый вопрос один Сергей ответит, на второй другой Сергей. Первый вопрос был про скрытие с места ДТП. Что делать человеку?

Ольга Арсланова: Тут очевидно. Если виновника не нашли, то никто платить не будет.

Петр Кузнецов: Будет ли он сам искать?

Сергей Ефремов: Если человек стоял на перекрестке, в него въехало другое транспортное средство – запиши его номер. Если ты не знаешь, кто в тебя въехал, как-то удивительно. Что ты делал на этом перекрестке, если ты не видишь транспортное средство, которое в тебя въезжает?

Ольга Арсланова: Подождите, разные ситуации бывают. Ты выходишь, а он уже уехал.

Петр Кузнецов: Разные ситуации, стрессовые ситуации. Может быть, впервые, человек не знает, как себя вести, и тот быстро уехал задней во двор.

Ольга Арсланова: А камеры нет.

Сергей Ефремов: Хорошо. Камеры нет, он уже уехал. А страховая компания что в этой ситуации должна делать? Кому предъявлять требование? Какая страховая компания страховала того, который уехал, если ты не посмотрел и не записал?

Ольга Арсланова: Все понятно. Тут ничего не меняется.

Петр Кузнецов: То есть только на владельце?

Сергей Ефремов: Естественно. А что здесь меняется? Я бы еще хотел момент такой ответить, когда говорил Сергей, что уже давно имеется право, что страхователь может выбрать станцию или ремонт, или выплату наличными денежными средствами. К сожалению, у нас в ОСАГО максимальное количество страхователей сегодня выбирает именно наличными деньгами, потому что как раз это приводит к ухудшению ситуации, потому что люди хотят и отремонтировать, и сэкономить, а эти деньги пустить на другую ситуацию. Вот человек спрашивает: "А мне вдруг не хватит, если меня пошлют туда и сюда". Чтобы у него не возникало ситуаций, что ему не хватит денег – надо ехать на станцию и ремонтировать транспортное средство. Страховая компания все оплачивает, она берет это на себя. Скрытые повреждения, они всегда были: и когда ты получаешь наличными денежными средствами, и когда ты едешь на ремонт. Только когда ты получаешь наличными денежными средствами, независимая экспертиза делает оценку транспортного средства. Она еще не знает, автомобиль не разобран, есть скрытые повреждения или нет. Также и в этой ситуации, если будут выявлены дополнительные скрытые повреждения уже после ремонта, которые не ремонтировались, значит, человек может предъявить эту информацию в страховую компанию, страховая компания будет платить. Нет здесь никакой скрытости.

Ольга Арсланова: Сергей, то есть вы говорите, что люди выбирают деньги сознательно, а не потому что страховые компании им об этом не сообщают или склоняют?

Сергей Ефремов: Совершенно верно.

Ольга Арсланова: Это личный выбор самих страхователей?

Сергей Ефремов: Личный выбор людей, потому что они хотят сэкономить сегодня. Он говорит: "Я получил 18 тыс. руб.", или "Я получил 50 тыс. руб. В гараже мой друг Вася отремонтирует мне за 12 тыс., и у меня еще останутся деньги на другие действия". И поэтому транспортные средства, которые сегодня ездят у нас по дорогам, они плохо отремонтированы. Мы предлагаем качественный ремонт на станциях, которые действительно сертифицированы. И чего здесь боятся? Ни один страховщик не будет платить какой-то станции, которая будет скрывать повреждения или будет делать так, чтобы минимизировать ремонт. Нет такой ситуации, это неверная ситуация, это домыслы наших граждан, нет ничего такого.

Ольга Арсланова: Все равно, Сергей, не могу понять. Если вы говорите, что граждане таким образом экономят, то есть они получают все-таки чуть меньше, или могли бы, но получают здесь и сейчас – вам-то тогда зачем этот ремонт? Зачем вам он нужен? Невыгодно же.

Сергей Ефремов: Для того, чтобы не было спора, потому что сегодня этой ситуацией пользуются так называемые автоюристы, которые говорят: "Вот тебе 20 тыс. (вот тебе 15 тыс.), бери наличные деньги, а со страховой компанией я буду сам разбираться", и тянут страховую компанию в суд, где идут все эти тяжбы и прочее-прочее. Страховщикам не нужно это. Мы говорим: "Не надо никуда ходить, не надо никуда жаловаться. Пожалуйста, у вас поврежден бампер – поезжайте, вам его отремонтируют. У вас есть скрытые повреждения? Машину разберут в присутствии вас. Смотрите на это. Если вы их выявили, наш эксперт будет, страховой компании, будет эксперт независимый – все это, пожалуйста, все это открыто". Почему такое сознание, что страховая компания обязательно что-то утаит и что-то спрячет? Ну, почему такое? И почему сегодня не хватает гражданам денег? Потому что если страховая компания работает со станцией, она работает на оптовых отношениях, а гражданин идет в розничную торговлю. Конечно, в розницу ему может не хватить тех денег, которые страховая компания заплатила ему наличными. Но если страховая компания отправляет его на ремонт, она все затраты берет на себя. Ему хватит денег, потому что она гарантирует, что те повреждения, которые получены в ДТП, страховая компания их оплатит. Не надо ему думать.

Петр Кузнецов: Сергей, но при этом через автоюристов – это чуть ли не единственный способ выбить нормальные выплаты для автовладельцев.

Сергей Ефремов: Зачем выбивать через автоюристов? Напрямую обратитесь в страховую компанию, она заплатит больше. Когда идет через автоюриста, получаете меньше.

Ольга Арсланова: Сергей, смотрите, что пишут: "4 суда с одной очень известной страховой компанией (не буду называть ее). Все выиграл. Недоплата от 30% до 90%. Теперь будет по 1,5 кг шпаклёвки на каждом крыле. Лобби страховщиков рулит".

"Ни разу в жизни мне не хватило денег на ремонт от страховщиков. Опять с ужасом думаю о покупке ОСАГО – сколько придется заплатить, и сколько я получу после аварии". То есть это примерно ответ на ваш вопрос, почему страховщиков в чем-то подозревают. Наверное, есть не очень хороший опыт.

Петр Кузнецов: И вы знаете, у нас еще один пример. У нас на линии Ахмед-паша, который пострадавший, но он еще и оказался должен. Давайте послушаем его историю. Здравствуйте. Слушаем внимательно. Расскажите.

- Алло. Здравствуйте. Я с Нефтеюганска звоню, с Ханты-Мансийского автономного округа. Я пострадавший, у меня бампер поврежден. И оценщики оценили бампер, мое повреждение, и они направили меня в Сургут на ремонт направлением, и в итоге я оказался в долгу им 4,5 тыс. руб. Как это понять?

И еще мне сказали, что страховая компания больше не выплачивает, не хватает им денег, что страховая компания выделила мне.

Ольга Арсланова: Можете как-то прокомментировать?

Сергей Ефремов: Хотелось бы понять, что за страховая компания говорит ему, что не хватает денег, чтобы выплатить ему повреждение, убыток, который причинен. Вообще странно, что если человек согласился поехать на ремонт, если, конечно, лимит был 120 тыс., и ему не хватило этих денежных средств, чтобы отремонтировать то повреждение, которое есть – все остальное, конечно, он должен доплатить сам. Это только та ситуация, которая может рассмотреться, потому что страховая компания до 2014 года платила в лимите 120 тыс. руб. После 2014 года у нас лимит 400 тыс. руб. по железу, по жизни и здоровью – 500 тыс. И если не хватает этого лимита погасить те повреждения, которые есть, тогда, да, страхователь должен заплатить сам или получить денежные средства в пределах лимита.

Бывают ситуации, когда, действительно, очень тяжелые повреждения транспортного средства, очень сложные, или вообще тотальные повреждения автомобиля, которые превышают лимит ответственности страховщика. Но здесь не нужно пугаться. То виновное лицо, которое причинило этот убыток, оно должно также возмещать, если не хватает лимита, который платит страховая компания.

Петр Кузнецов: Сергей, есть что ответить и прокомментировать случай? И как раз мы можем ответить на тот самый вопрос по разнице стоимости детали.

Сергей Канаев: Если говорить о разнице стоимости деталей, то я думаю, конечно же, вряд ли кто-то будет вам менять за 50 тыс. всю деталь в сборе. И, естественно, страховая компания сама будет решать. Она вам вернет автомобиль, на каком будет гарантия в шесть месяцев. Это все, что вы можете требовать по суду. Все остальное – это, наверное, на совесть страховой компании. Здесь я не хочу обвинять всех страховщиков на этом рынке, потому что есть действительно компании, которые зарабатывают авторитет годами. А есть, кто им пользуется. Поэтому отвечая на вопрос, почему так происходит, почему не верят страховым компаниям, можно сказать, потому что такая практика, такой опыт. Люди идут и ремонтируют свои автомобили в гаражах не из-за того, что хотят сэкономить, а из-за того, что практикой сложилось так, что страховые компании постоянно недоплачивают. И на сегодняшний момент статистика людей, которые занимаются защитой как раз прав автовладельцев при ДТП, она говорит, что не больше 70%. А теперь представьте, если это поделить на добросовестные компании и недобросовестные, то есть сколько же людям недоплачивают денег. Поэтому они вынуждены идти, хоть как-то ремонтировать свой автомобиль, потому что на те деньги, что дает страховая компания, зайти в нормальный сервис, где деталь в сборе 50 тыс. – это просто нереально. Это нереально. Поэтому люди вынуждены. А поверить страховым компаниям очень хочется.

Но ведь вы знаете метод, чтобы избежать того, что боятся страховики – автоюристов, он есть, он был давно. Но почему-то он не озвучивался и не использовался. Ведь у нас же на сегодняшний момент есть право выбора. И нам говорят страховщики: "Люди почему-то не пользуются". Я ответил, почему. А теперь могу дать рецепт, как сделать, чтобы люди этим пользовались. Сделайте привлекательные тарифы. Ведь страховщики, господин Юргенс очень хочет прийти к либерализации тарифов. Так вот вы либерализацию начните с того, что люди, которые выбирают ремонт – это может быть одна цена, а люди, которые хотят получить деньги – это другая. То есть вы дайте людям возможность выбора, не отнимайте у них. Не надо перегружать свои проблемы на людей. Это вы создали ситуацию, когда возникли автоюристы. Это в автоюристах 30% сотрудников бывших страховых компаний, и это знают сами представители РСА (Российский союз автостраховщиков). Поэтому мы говорим о том, что давайте начнем работать по-другому. Предоставьте людям выбор и предоставьте альтернативу, потому что если вы хотите переделать Закон "Об ОСАГО", тогда переделайте 35 статью Конституции, переделайте Гражданский кодекс 209, 210, 211 статью. Вы знаете, если мы будем так под различные виды бизнеса реконструировать конституции и кодексы, то я думаю, вряд ли руководство страны сможет управлять Государством российским. Понимаете, действительно серьезная проблема тогда создастся, если мы будем каждый раз так регулировать с помощью изменений Конституции.

Петр Кузнецов: Кстати, почему эта схема с приоритетным ремонтом, она теперь уже успешно применяется, практически применена только для физических лиц?

Сергей Канаев: Я думаю, потому что вряд ли страховщики хотят каких-то проблем в этом предложении. Потому что если мы предложим правительству в Российской Федерации, Администрации Президента или крупным компаниям, например, "Газпром" (я имею в виду крупных игроков) подобную схему, они вряд ли согласятся на это. Поэтому у страховщиков есть обычный народ, его можно обдирать, еще раз обдирать и еще раз обдирать. И все это так завуалированно говорить о том, что "Это связано с заботой о вас, уважаемые автовладельцы".

Ольга Арсланова: Сергей, вам есть что возразить?

Сергей Ефремов: Конечно, есть возразить. Когда мы говорим про юридических лиц, то большинство крупных юридических лиц имеют свои собственные ремонтные станции, только исходя из этого. Поэтому кто тут кого обдирает – это еще вопрос. Поэтому ситуация немножечко другая. Когда мы там говорим: "Вот страхователю не хватает", нужно обратить внимание, что сегодня Закон "Об ОСАГО" построен таким образом, что выплата производятся за минусом износа. У нас если посмотреть портфель транспортных средств, которые сейчас есть – это 56 млн., - то свыше половины из них старше 10 лет. И, конечно, износ этих транспортных средств достаточно существенный, до 50%. Поэтому это вычиталось из выплаты, и, конечно, этого не хватало. Но то, что сегодня предлагается в новом законе, то, что это будет происходить – это уже без учета износ. То есть износ учитывается, страховая компания этот износ будет покрывать, если транспортное средство поедет на ремонт. Поэтому это благо для этих страхователей. Мы сегодня без повышения тарифа, кстати. Никто тариф не собирается повышать. Я не знаю, откуда это взялось. Этим законопроектом повышение тарифа не предусматривается. Но износ страховой компанией будет учитываться. То есть она не будет вычитаться. И здесь как раз будет идти замена старой детали на новую. Почему мы об этом не говорим? Почему это умалчивается? Вот, пожалуйста, мы делаем для страхователей. У вас старый автомобиль, мы будем ставить новые запчасти на него, мы будем делать новый ремонт. И неважно, какого года выпуска у тебя транспортное средство. "Почему-то это все обходится. Мы чего-то боимся". Да мы не боимся ничего, но нам не нужны споры с гражданами, мы не хотим спорить. Мы говорим: "Поезжайте на ремонт. Мы вам за все заплатим". Зачем человеку деньги? Вы мне объясните. У него транспортное средство, оно повреждено. Мы говорим: "Мы отремонтируем транспортное средство. Оно у тебя будет хорошее, качественное, ты можешь его также эксплуатировать, и существует гарантия" – "Нет, дайте мне денег. Я не хочу ремонтировать". Вы посмотрите, мы же все равно идем так, как развивается Европа. Там нет такой ситуации. Транспортное средство направляется на ремонт, оно повреждено. Человек не говорит: "Дайте мне денег", он говорит: "Отремонтируйте мне автомобиль, если вы несете ответственность". Почему в России нужно делать все иначе? Почему нужно человеку отдать деньги, и он сам бегает, выбирает: "Вот здесь дешевле, вот здесь дороже. А я хочу там, а я хочу здесь". Мы тебе предлагаем станции, которые тебе отремонтируют качественно. Мы за это несем гарантию, мы за это отвечаем. Пожалуйста.

Ольга Арсланова: Сколько гарантия? Полгода?

Сергей Ефремов: Да, гарантия шесть месяцев. Скажите, те, кто поехал на какой-то ремонт и ремонтировался на неизвестных станциях, ему там какую гарантию дали, где она прописана? Нет этой ситуации. Чего сегодня мы боимся? Автомобили новые до трех лет, они будут ехать на дилера. У дилера есть регламент. Невозможно там шпаклевку класть, как нам говорят. Нет такой ситуации. Замена – сразу кузовная деталь меняется. Те детали, которые не ремонтируются, они меняются. Не ремонтируются пластиковые детали. О каком ремонте мы там говорим? Какие заклепки, какие покраски? Нет, это будет устанавливаться новая деталь.

Если это повреждение свыше определенной глубины порыва металла, значит, замена полностью этой детали.

Ольга Арсланова: Нас зрители спрашивают: "А сколько будет длиться этот ремонт? И что делать в тех регионах, где мало таких сервисных центров?". Сколько ты будешь ждать свою машину? Ведь если ты получаешь деньги, то, в общем, ты сам выбираешь то, что тебе нравится. Может быть, в данной ситуации тебе деньги важнее, чем ремонт, и ты его сделаешь через какое-то время.

Сергей Ефремов: Что значит "важнее деньги, чем ремонт"?

Ольга Арсланова: Человек получил такую компенсацию за неприятность.

Сергей Канаев: Человек может сделать быстрее автомобиль.

Сергей Ефремов: Значит, автомобиль будет неотремонтированный ездить по дорогам, значит, у нас будет безопасность ухудшаться?

Ольга Арсланова: Это же его право. Разве нет?

Сергей Ефремов: Какое право?

Сергей Канаев: Как же она будет ухудшаться? Если человек имеет возможность сделать автомобиль за три дня, зачем ему ждать месяц, который вы ему предлагаете?

Сергей Ефремов: Почему? Мы не предлагаем. Кто сказал, что уже?

Сергей Канаев: Или человек, допустим, разбил автомобиль, и говорит: "А я не хочу его делать. Я готов его продать в том состоянии, как он есть, той же станции технического обслуживания". И потом, вы говорите очень красиво…

Ольга Арсланова: Согласитесь, ремонт бывает разный: сложный, средний и простой. Если простой ремонт – замена крыла – делается в три дня, значит, ему будут делать это в три дня. Если у него перекос кузова, который нужно растяжку держать месяц – извините, мы технологию будем соблюдать, и станция должна соблюдать технологию. Если, конечно, ему дядя Вася просто заменит крыло, а перекос кузова останется, и автомобиль будет ездить криво по дороге, как мы видим, сегодня грузовики катаются – колеса вот так, и руль выдерживает, чтобы он не уехал вправо-влево, – конечно, такая ситуация будет, конечно, такой ремонт будет плохой. Мы как раз не хотим, чтобы это было. Поэтому, если это простой ремонт – это быстро. А если это средний ремонт – это чуть дольше. Если это сложный ремонт, под который требуется заказ специальных запчастей, которые везутся, например, из-за границы, если это иномарка, значит, со страхователем будет непосредственно вестись разговор, где будет указано, когда поступят зачасти, когда они будут поставлены, сколько будет длиться ремонт. Все будет человеку объяснено.

Сергей Канаев: Поймите правильно, что человек, когда он имеет выбор, он всегда сам своей головой оценивает. И, поверьте мне, вы никогда не сделаете более безопасный автомобиль, чем человек делает его для себя. Никогда не сделаете. Человек все равно будет делать, он себе не враг.

Сергей Ефремов: Да это неправильно. Человек не обладает теми знаниями, которые делают станции.

Сергей Канаев: А когда вы сказали: "Почему люди на Западе выбирают ремонт?", потому что практика так сложилась. Почему с 2002 года, тогда могу задать вам вопрос, у вас не сложилась такая практика, что люди выбирали бы ремонт? Возможность такая существовала. Вам же было выгодно.

Сергей Ефремов: Я же сказал, потому что износ был, Сергей. А сейчас его не будет, поэтому человек и выбирал, потому что ему не хватало, износ никто не покрывал.

Сергей Канаев: Подождите. Причем тут износ? Деталь разбита. Вы сами сказали: пластиковая, она и так на замену новой.

Сергей Ефремов: Совершенно верно.

Сергей Канаев: А о чем мы говорим тогда?

Сергей Ефремов: Но если машине 10 лет, износ 50%, значит, 50% не доплачивала страховая компания.

Сергей Канаев: Правильно.

Сергей Ефремов: Правильно. А сейчас будет доплачивать.

Сергей Канаев: Можно ведь ставить новые запчасти было сразу, но вы посчитали их 80%, потом 50%. Можно было производить ремонт, но вы посчитали, что вам выгоднее не доплачивать автовладельцам. И это постоянно длится. А сейчас вы спрашиваете: почему автовладельцы не хотят выбрать ремонт? Я могу ответить вам. Я думаю, что из 56 млн. подавляющее большинство – потому что не доверяют они страховым компаниям. И вы идете по пути опять заблуждения. Вы поймите правильно, что то, что вы предлагаете – это, на самом деле, не совершенствование, а деградация рынка ОСАГО. То есть вы опять людей загоняете в угол и говорите, что это благо. Я вам только сказал, что люди не хотят этого. Предложите альтернативу. Почему компании уже работают на этом рынке, уже предлагают альтернативу? Но вы же не слышите. Вы не слышите людей, вы навязываете мнение, что люди хотят именно ремонт. Но где эти данные? Нет этого.

Сергей Ефремов: Сергей, где данные, что они не хотят? Вы говорите за себя в данном случае. Вы подали в ДТП? У вас было когда-нибудь застраховано КАСКО? Скажите. Лично у вас.

Сергей Канаев: У меня было застраховано и КАСКО, и ОСАГО.

Сергей Ефремов: И вы выбрали деньги, вы не поехали на ремонт? Вы же поехали на ремонт?

Сергей Канаев: Да конечно, но совсем другая система.

Сергей Ефремов: Ну, и что, вам плохо отремонтировали?

Сергей Канаев: Подождите. КАСКО – это добровольное страхование.

Сергей Ефремов: Хорошо, добровольное.

Сергей Канаев: Я вам сказал: если вы хотите навязать людям ремонт – давайте сделаем добровольное страхование гражданской ответственности.

Сергей Ефремов: Но тогда люди не будут страховаться. Вы же сами понимаете. Кому от этого будет легче? Вы вспомните 1990-е годы, когда люди били, приковывали, забирали у них квартиры, отбирали у них имущество за то, что они не могли заплатить. Сегодня нет ничего от этого. Мы сегодня от этого избавились. Сегодня люди, если даже попали в ДТП, они спокойно находятся на месте, потому что понимают, что страховая компания компенсирует. Нет проблемы.

Сергей Канаев: Да не спокойно они уже находятся, потому что уже большое количество поддельных полисов благодаря повышению тарифов, благодаря тому, что на сегодняшний момент страховые компании не платят. И вы это отлично знаете, что количество…

Сергей Ефремов: Почему это они не платят? Платят.

Сергей Канаев: … поддельных полисов растет с каждым днем. И когда этот человек сказал, что у него уехал автомобиль. А могла быть другая ситуация, когда у человека, который стоит, у него просто нет полиса ОСАГО, и это развивается. То есть второе, что вы получите после введения этого – это как раз…

Сергей Ефремов: Сергей, нет полиса ОСАГО, значит, он предъявляет к этому человеку претензии, этот человек ему заплатит. Законодательство-то осталось, его же никто не отменил.

Сергей Канаев: Тогда чем отличается исправление ситуации? Вы же ситуацию не исправляете. Вы пользуетесь тем, что вам дало государство.

Сергей Ефремов: Сергей, а как вы объясните, 165 млрд. в 2016 году страховые компании выплатили, 165 млрд.? Средняя премия 6 тыс. руб., а средний ремонт – 69 тыс., чтобы вы так понимали.

Петр Кузнецов: Господа, есть еще одна проблема в этом вопросе. У нас есть Андрей из Костромы, он представитель техцентра, который, мы узнаем, по каким причинам не взяли в систему ОСАГО. Слушаем вас, Андрей.

- Добрый вечер. Город Кострома. Меня зовут Андрей. Сейчас идет определенный спор, надо смотреть в корень этой ситуации. Я смотрел-смотрел, и до того это все наивно. Люди, которые сами в этом не крутились, им тяжело сейчас найти какой-то компромисс.

Я одно скажу. Правозащитник, который занимается защитой прав автолюбителей, он совершенно прав. Он выстраивает правильную логическую цепочку – людям нужен выбор. Человек ОСАГО, он лоббирует свои интересы. В каком плане?

У нас немаленький сервис, который хорошо оказывает услуги. Лет пять назад я сделал прайс с хорошими ценами, то есть по рыночным, по нормальным ценам, и поехал, развез всем компаниям, которые у нас находятся. Ни одна компания мне не позвонила, не сказала: "Все, мы с вами согласны работать". Я был более-менее настойчив, настойчив, настойчив, и с некоторыми компаниями заключил все-таки договор. Но получалось как? Говорю сейчас образно. Что, например, рыночная цена 5 тыс. за ремонт определенной детали. Получалось так, что при расчетах страховых компаний она опускалась до 3 тыс. То есть сейчас экономика, эти финансовые вопросы с принятием этого закона будут работать только на благо страховой компании. Почему? Потому что если они хотят экономить, но понимают, что юристы их засудят, плюс по Закону "О защите прав потребителей" 50% еще сверху на них – не надо им это дело. Их выход такой: взять сейчас, принять этот закон для того, чтобы нужно было, во-первых, взять под каблук все сервисы. "Хотите с нами работать – работайте по нашим ценам, по нашим тарифам". Делают минимальный. "Не хотите – уходите с рынка". Все.

Ольга Арсланова: Андрей, скажите, как вы оцениваете свои дальнейшие перспективы после вступления в силу этого закона?

- Не знаю, посмотрим. Может быть, какой-то разум все-таки восторжествует. Хотя немножко сомневаюсь, потому что всегда в нашей стране направление для народа, оно не всегда идет в эту сторону. Что с транспортным налогом, что с ОСАГО, что со всеми вопросами. Здесь останется только выгода именно страховых компаний.

Ольга Арсланова: Ваша позиция понятна. Спасибо.

Давайте, действительно, поговорим про сервисные взаимоотношения.

Сергей Ефремов: Я бы хотел определить один момент, что все-таки сегодня стоимость ремонта определяется по единой методике, которая утверждена Центральным банком, и страховая компания не выбирает сама цену. Есть справочники, которые утверждены, есть единая методика, по которой делается расчет, и по этой методике работают сегодня станции технического ремонта, которые это транспортное средство принимают.

Ольга Арсланова: То есть это не какой-то торг с сервисом?

Сергей Ефремов: Совершенно верно. И нужно понять, что сегодня средняя выплата по КАСКО, как говорит Сергей, добровольная, и средняя выплата по ОСАГО, они уже сравнялись, достигли друг друга. И практически обязательное страхование и добровольное, оно сравнялось. Для страховщика сегодня в этом плане разницы нет. Поэтому исходить из того, что выбрать именно дешевую станцию… Какая разница, дорогая или дешевая, если оплата идет по единой методике? Причем тут это? Поэтому либо ее считают по единой методике – он получит по единой методике эти деньги, также будет этот расчет по единой методике, также по единой методике заплатят станции, которая будет ремонтировать. Поэтому для страховщика какой-то тут выгоды, как некоторые граждане говорят, думают, что "Вот выгода для страховщика". В чем выгода? Выгода для страховщика только одна – то, что он отправляет транспортное средство на ремонт, транспортное средство отремонтировалось, и человек не говорит, что "Мне не хватило денег". Он после этого не идет в суд. Кроме единственного момента, если вдруг, действительно, ремонт оказался некачественным, и человек с ним не согласен, и они не достигли взаимоотношений между станцией и страховщиком – да, здесь могут быть какие-то споры. Но, как показывает практика по КАСКО, и я еще раз именно Сергею говорю, что там почему-то все выбирают именно ремонт, хотя там право выбора. Какая разница, это добровольный вид, недобровольный? Там выбор, и люди почему-то выбирают именно ремонт, и никто не возмущается, и все довольны и согласны, что, слава богу, машину отремонтировали. Сегодня качество ремонта сертифицированных станций достаточно высокое. И требования к станциям, с которыми должны будут работать страховщики, будет определено Центральным банком. Не просто пошел какой-то страховщик и что-то выбрал. Нет, это будет определено методиками Центрального банка.

Петр Кузнецов: Давайте сейчас обратимся к телезрителям. Позвоните нам именно те, кто выбрали, может быть, неоднократно выбирали именно ремонт.

Ольга Арсланова: Почему вы это сделали.

Петр Кузнецов: Подтверждение, да, получить.

Скажите, пожалуйста, а у всех ли официальных дилеров есть соглашения со страховыми компаниями на восстановительный ремонт именно по ОСАГО?

Сергей Ефремов: В основном дилеры работают со страховыми компаниями. У них договор, в котором определены все взаимодействия каждой стороны.

Петр Кузнецов: И у нас видеоматериал. Давайте посмотрим, как обстоят дела с получением полиса ОСАГО в нескольких регионах нашей страны, и с какими проблемами там сталкиваются автомобилисты. Наши корреспонденты сняли сюжет. Давайте посмотрим.

(СЮЖЕТ.)

Петр Кузнецов: Небольшой комментарий по сюжету. Наверное, больше вопрос к Сергею Ефремову. Скажите, пожалуйста, Сергей, а ликвидация очередей – это чья забота? И нехватки полисов, и так далее.

Сергей Ефремов: Я думаю, что в первую очередь это забота той администрации города, где происходят очереди. Мы должны понять, почему происходят очереди. Сказать, что не хватает полисов – это неправильно, это обман. Полисов всегда хватает. Другое дело, что была информация, что человек из Улан-Удэ поехал в Иркутск, где очередей нет, и все нормально – это говорит о том, что в Улан-Удэ страховщики работать не хотят, так же, как страховщики не хотят в Ростове, Краснодаре, Волгограде и еще в ряде регионов. А почему не хотят они?

Ольга Арсланова: В очень большом ряде регионов.

Сергей Ефремов: Да. Почему они не хотят работать – потому что там очень высокая убыточность, а это акционерные общества, они не хотят работать себе в убыток, потому что их там раздевают так называемые автоюристы криминальные, которые просто, если сумма спора 15 тыс. руб., они выносят 120 тыс. руб., 400 тыс. руб. И, понятно, страховщики уходят.

Ольга Арсланова: Простите, небольшая ремарка от нашего зрителя по поводу автоюристов. Просто зрители интересуются, почему вы называете их мошенниками, если суды в их пользу принимают решения.

Сергей Ефремов: Не всегда суды в их пользу принимают решения, это не совсем правильно.

Ольга Арсланова: Если вы говорите, что так много денег они у вас…

Сергей Ефремов: Мы не говорим, что все автоюристы мошенники, просто мы знаем, просто мы знаем достаточно большое количество примеров, когда подделываются и фальсифицируются экспертизы, фальсифицируется договор уступки права требования, и много-много чего фальсифицируется. И само ДТП фальсифицируется. И мы делаем обзвон этих страхователей, выясняем, берем с них пояснения. Они говорят, что "Ничего такого не было. Мы не писали договор уступки права требования, не делали. Не проводили экспертизу. Это все не наши подписи. Это не мы". И если посмотреть Ростов и Волгоград – как раз показывали южный регион, – доля автомошенников достаточно высокая. В Улан-Удэ тоже достаточно высокая. Убыточность в Улан-Удэ свыше 150%. Зачем там страховщики будут работать, если им там невыгодно работать, они несут убытки? Они уходят. Да, не хватает страховых компаний, да, возникают очереди. Тогда о чем мы говорим? Если они говорят, что цена не должна превышать 4,5 тыс. руб. по страхованию. Повысили тариф. Тарифы не повышались. Цена зависит от многих коэффициентов, от мощности автомобиля, от возврата, от стажа, от наличия дорожно-транспортных происшествий (коэффициент КБМ – Бонус-Малус), и в среднем это не 4,5 тыс. руб. Поэтому…

Петр Кузнецов: Сергей.

Ольга Арсланова: Действительно, так много, по вашим данным, автоюристов? Мы понимаем, что, действительно, такие случаи бывают, но так, чтобы парализовать работу страховых компаний сразу в нескольких регионах… Может, действительно…

Сергей Канаев: Меня удивляет, почему наши страховщики еще не называют суды мошенниками. Видимо, это чревато. Автоюристов можно, хотя уже Верховный суд сказал, что это все-таки часть судебной системы, и подбирайте выражения. Поэтому говорить о мошенниках можно, когда уже это доказано судом. Сейчас мы можем говорить о том, что люди, отчаявшись, обращаются к автоюристам, автоюристы – да, это уже целая система, порожденная невыплатами страховых компаний. И, действительно, страховщики несут очень серьезные убытки.

В чем здесь, как мне кажется – я не буду говорить от имени автомобилистов, – почему это происходит? Автостраховщики заходят на рынок, и происходит ситуация, когда люди жалуются на невыплаты. Первые ситуации возникли с автоюристами, вот этими бизнесами, в тех регионах, в которых губернаторы, а именно руководители исполнительной власти, посчитали, что им эта ситуация абсолютно не нужна. И они ее действительно отпустили, и обращались в том числе в судебные органы, чтобы урегулировать эту ситуацию. В данном случае получалась обратная история. Страховщики не намерены были мириться с тем, что происходит, и они перестали продавать полисы. То есть, представьте себе, человеку нужно сделать выплату, их это не устраивает, и они на это пытаются играть. То есть это своего рода уже шантаж. Даже не шантаж, а, наверное, саботаж на рынке. Я не помню, почему еще ситуация не меняется в лучшую сторону.

Теперь про автоюристов, которых хотят ликвидировать, их называют мошенниками. Я уверяю, на страховом рынке мошенников нисколько не меньше, и это доказано судом. Но у нас же никто не закрывает страховые компании или не закрывает страховой бизнес. Давайте как-то урегулировать это с помощью специальных органов. У нас же есть Министерство внутренних дел. Вы доказали факт – обратитесь, пусть их закрывают. Сделать историю показательной, и пусть ваша служба безопасности оторвет попу, и попробует немножко поработать на благо своей же страховой компании, а не пойдем мы в ту сторону для того, чтобы ободрать, опять же, обычных граждан. Вот такой у меня ответ.

Петр Кузнецов: Сергей, помните, мы искали человека, который выбрал ремонт?

Сергей Канаев: Да. Наверное, они есть.

Петр Кузнецов: Вы не поверите, но мы его нашли.

Сергей Канаев: Слава богу.

Петр Кузнецов: Татьяна из Ставрополя. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

- Добрый вечер. Вы знаете, у меня дорогой автомобиль, Touareg, и я выбрала ремонт. И что вы думаете? После того, как перевели деньги, выяснилось, что мой ремонт будет стоить в пять раз дороже. И никто ремонтировать… А это фирменная станция. Ставрополь – маленький город. Станция Volkswagen, я выбрала сертифицированный центр. И все, на этом все закончилось. Машину ремонтировала я потом уже за свои деньги. Что вы ответите?

И еще такой вопрос. Другие люди, Ставропольский край. Хорошо, 200 км от Ставрополя – у нас одна станция сертифицированная. Тоже бы пригнала я ее сюда, и ожидала бы три месяца, пока можно отремонтируют?

Ольга Арсланова: Подождите. То есть вам все-таки перевели деньги, которые вы должны были привезти на эту станцию?

- Страховая компания перевела на сертифицированную станцию Volkswagen.

Петр Кузнецов: Это так делается, перевод денег?

- Страховая предложила. Я их в руки не брала.

Сергей Канаев: Все в вопросе рассмотрения. Сейчас это может быть все урегулировано. Естественно, страховая компания делает автомобиль, то есть они перечисляют деньги.

Ольга Арсланова: Все также будет и после принятия поправок?

Сергей Ефремов: Хорошо. А что здесь такого? Я не понял. Женщина говорит…

Ольга Арсланова: Человек говорит: "Я выбрала ремонт, но те деньги, которые страховая на этот ремонт выплатила, их не хватило на ремонт". То, что мы услышали.

Сергей Ефремов: Подождите, все, что угодно. Страховая компания платит за ремонт повреждений, которые получены в конкретном дорожно-транспортном происшествии. Мы не знаем, что эта женщина отремонтировала. Может быть, у нее автомобиль по кругу был весь покоцан, а повреждение было только одного крыла. Страховая компания перечислила деньги за конкретное повреждение. А если человек просто ремонтирует автомобиль – ну, извините, это уже за ваш счет.

Петр Кузнецов: Татьяна, что у вас было повреждено? Расскажите.

- Да нет, там был удар в бампер, просто незначительное повреждение. Страховая компания перевела 8 тыс., а бампер, его нельзя было сварить. Вы представляете, он стоит 90 тыс. А страховая посчитала, что я его должна заварить, у Touareg бампер. И Touareg, извините, немецкий, а не сборки города Ставрополя.

Сергей Канаев: Это КАСКО или ОСАГО?

Петр Кузнецов: Это же ОСАГО, да?

- Да, ОСАГО.

Петр Кузнецов: А у вас был сделан акцент на такой любимый многими пункт, как износ?

Ольга Арсланова: Может быть, ремонт с учетом износа?

- Какой износ? Автомобилю три года.

Сергей Канаев: Нет, там об износе речи быть не может, потому что они посчитали, что его можно заварить. То есть этим все сказано.

- Да.

Ольга Арсланова: Спасибо, Татьяна, за вашу историю.

- Его нельзя было заварить, и не было там ни крыльев побитых, ничего. Машина хорошая, то есть качественная машина.

Петр Кузнецов: В результате чья ошибка-то?

Ольга Арсланова: Коллег ваших или Татьяны?

Петр Кузнецов: Мы выяснили сейчас, что он не покоцан по кругу, как вы говорите.

Сергей Ефремов: Хорошо. Конечно, нужно рассматривать каждую ситуацию конкретно. Если страховая компания решила там делать сварку бампера – наверное, в данном случае страховая компания была неправа. Нужно разбираться в этом случае. Татьяна могла бы написать претензию той же самой страховой компании, либо тогда, если они не договорились, тогда здесь действительно решение дела в суде.

Но в отношении автоюристов, как Сергей говорит, что гражданам уже ничего не остается, и вот они, бедные, обращаются к автоюристам. Вы обратите внимание, что происходит сегодня в городах, где активно работают автоюристы. Целые объявления: "Если ты увидишь дорожно-транспортное происшествие и позвонишь автоюристу такому-то, ты за это получишь на телефон 300, 500 руб., а то и 1000 рублей". И первыми туда приезжают на эти дорожно-транспортные происшествия не сотрудники ГИБДД, а приезжают аварийные комиссары, автоюристы, которые предлагают с тобой расплатиться на месте, и просто…

Сергей Канаев: Так с этим никто не спорит. Это система, порожденная невыплатами.

Сергей Ефремов: Извините, в чем тогда… Страдает гражданин. Он еще даже не успел обратиться в страховую компанию. В чем его страдания? Ты не пошел в страховую компанию, и ты уже говоришь, что страховая компания ты обманет. Да ты приди сначала в нее.

Сергей Канаев: Сергей, уважаемый, вы поймите правильно, люди обращаются к этим автоюристам вынужденно, потому что уже сложилась практика и опыт. Вам кажется, что вы измените ее, обязав на ремонт. Но когда вы спрашиваете, почему не хотели люди ремонта – вот вам пример, почему они не хотят. Вы сейчас их обязываете, и получится ситуация, когда человек, отремонтировав автомобиль, вынужден будет еще заплатить своих денег. Ну, скажите, кому это интересно? А если все так хорошо и качественно, зачем убирать альтернативу, если все страны шли как раз по пути альтернативы, создавая выгодное предложение для ремонта автомобиля, а не для получения средств? Вы говорите: "У нас особенный путь", но ведь это же мировая практика, когда вы говорите, что люди выбрали ремонт.

Сергей Ефремов: Да, мировая.

Сергей Канаев: Но их же никто туда не обязывал. Им же предоставили альтернативу: либо ремонт, либо деньги. Почему мы-то должны от этого отказываться? Мы хотим точно такой же международной практики, когда страховые компании делают качественный ремонт. Пожалуйста, тогда мы будем его выбирать. Но у нас на сегодняшний момент нет уверенности. И порождение, опять же, автоюристов – это ваше, а не автовладельцев.

Сергей Ефремов: Сергей, давайте попробуем, чтобы у нас была уверенность. Пускай люди поедут на ремонт. Потом, когда все это произойдет… Сегодня мы как-то о чем-то говорим, о чем-то фантазируем, поскольку страховщики будут плохие. Вы знаете, есть простой пример. Обратите внимание, в 2010 году не было автоюристов, в 2011 году не было автоюристов, они появились со средины 2012 года. А почему появились, знаете? Потому что раньше штрафы были в пользу государства, и автоюристов не было. Если сейчас перевести штрафы в пользу государства, ни одного автоюриста не будет, им просто там делать нечего будет, потому что они не смогут зарабатывать. Потому что зарабатывают не граждане, и не в пользу граждан автоюристы работают, а в свою личную пользу.

Сергей Канаев: Так вы и боритесь с автоюристами, переводите в пользу государства.

Сергей Ефремов: Так а мы и боремся. Для того чтобы не было споров в суде, мы предлагаем ремонт. Зачем тебе деньги? Мы тебе отремонтируем автомобиль, он у тебя будет новый.

Сергей Канаев: А почему же вы борьбу автоюристов перекладываете на автовладельцев?

Сергей Ефремов: Для того чтобы они граждан не обманывали. Сегодня они обманывают граждан.

Петр Кузнецов: Уважаемые гости, спор бесконечен.

Сергей Канаев: Это длинный спор. Да.

Петр Кузнецов: Я думаю, что не одну еще программу мы посвятим этому вопросу. Давайте посмотрим, как, по крайней мере, сегодня решили наши телезрители. Итоги голосования. Мы спрашивали: "Считаете ли вы ОСАГО полезной услугой?". "Да" ответили 9%, "нет" – 91%. Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо всем, кто принимал участие в нашей беседе, нашим гостям. Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России.

Сергей Канаев: Спасибо вам.

Ольга Арсланова: Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков, и вице-президент Всероссийского союза страховщиков были у нас в гостях. Спасибо.

О ремонтных поправках к закону об ОСАГО