Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Михаил Мищенко: Нужно популяризировать молоко, потому что объемы его потребления в стране серьезно падают

19:10, 14 августа 2017

Гости

Михаил Мищенкодиректор Центра изучения молочного рынка

Игорь Абакумов: В эфире программа "Отражение". Рубрика "Аграрная политика". С вами Игорь Абакумов. Сегодня говорим о том, что такое молоко, что такое не молоко, что такое молочные напитки, кому от этого хорошо, кому от этого плохо. У нас в гостях Михаил Мищенко, директор Центра исследования молочного рынка. Добрый день, Михаил.

Михаил Мищенко: Добрый.

Игорь Абакумов: Вы у нас не первый раз. Нашим зрителям приятно с вами разговаривать.

Михаил Мищенко: Спасибо.

Игорь Абакумов: Вы недавно проехали по Сибири.

Михаил Мищенко: Да.

Игорь Абакумов: С большим автопробегом. Как он назывался?

Михаил Мищенко: Да. Я ехал не один. Автопробег называется "Дорога молоку". Это наш ежегодный всероссийский автопробег, куда собираются молочники со всей России, и не только из России, но и из других стран. Вот так он называется - "Дорога молоку".

Игорь Абакумов: Цель?

Михаил Мищенко: Перед нами стоят три задачи. Первая задача – это популяризация молока. И очень символично, когда популяризацией занимаются непосредственно те люди, которые его производят. Второе – это обмен опытом. Это уникальная возможность собраться всем вместе, проехать по предприятиям, потому что зачастую не на все предприятия можно попасть просто так. Даже экспертам отрасли. И третье – это неформальное общение. Поскольку четыре дня в пути, преодолевая всякие трудности, сложности, бытовые неурядицы, коллектив сплачивается, и получается очень классное отраслевое…

Игорь Абакумов: А это не было воспринято как несанкционированный митинг или еще что-то?

Михаил Мищенко: Нет, ни в коем случае. Во-первых, мы заранее предупреждаем региональные органы власти.

Игорь Абакумов: Все-таки предупредили?

Михаил Мищенко: Мы активно привлекаем и получаем колоссальную поддержку со стороны региональных властей. На уровне губернатора, вице-губернатора. Поскольку молочная отрасль находится в фокусе не только федеральных властей, но и регионалов, им тоже интересно, когда к ним приезжают люди со всей страны, им тоже интересна тема популяризации молока. И мы встречаем эту поддержку, мы им очень благодарны.

Игорь Абакумов: Михаил, а зачем популяризировать молоко? Что, его перестали пить, или что случилось?

Михаил Мищенко: Вообще популяризировать нужно все, особенно в нашем современном мире, когда…

Игорь Абакумов: Но мы говорим о молоке.

Михаил Мищенко: Когда поток информации слишком большой, нам нужно постоянно напоминать о том, что это полезно, это нужно употреблять в пищу. Молоко нужно популяризировать в том числе в России, потому что у нас потреблении падает, и падает очень серьезно.

Игорь Абакумов: Падает, потому что дорого, или потому что это не молоко? Людям просто трудно разобраться, где молоко, где не молоко.

Михаил Мищенко: Я считаю, что падает не потому что дорого. На сегодняшний момент у нас в стране реально существует проблема с качеством. Не потому что не молоко. Во-первых, потому что людей очень сильно напугали. И очень многие средства массовой информации…

Игорь Абакумов: Да причем тут средства массовой информации? Михаил, приходите в магазин – а там оно хранится 90, 180, 200 дней, 10 лет, я не знаю. Что это за молоко? Молоко должно на третий день превращаться в простоквашу.

Михаил Мищенко: Сейчас, сейчас. С подачи ряда чиновников действительно существует такая антимолочная пропаганда.

Игорь Абакумов: То есть чиновники виноваты?

Михаил Мищенко: Не только. Не сбивайте меня, Игорь, пожалуйста.

Игорь Абакумов: Это моя работа.

Михаил Мищенко: Я крепко стою на рельсах.

Игорь Абакумов: Сейчас посмотрим.

Михаил Мищенко: Потребление молока падает, потому что у нас, во-первых, идет антимолочная пропаганда, а, во-вторых, действительно… Она просто идет.

Игорь Абакумов: Пропаганду кто-то оплачивать должен.

Михаил Мищенко: Секунду. Во-вторых, вопрос заключается в том, что у нас действительно много некачественных продуктов. Это два фактора, которые очень серьезно влияют. Но когда мы говорим о молоке и о потреблении молока, мы должны говорить не о потреблении молока как питьевого, а о потреблении молока в первую очередь как о потреблении сыра, потреблении масла. Поскольку на 1 кг сыра мы используем примерно 10 кг молока. Масла – примерно 1 к 25. Соответственно, когда мы говорим о потреблении населением молока, мы в первую очередь говорим о потреблении именно этих продуктов. То есть 20 г сыра в день дает 200 г молока. Это уже стакан. 20 г масла в день дает уже больше, чем 0.5 кг. На самом деле мы должны четко понимать, что молоко – это не только питьевое молоко. В первую очередь это именно эти продукты, сыр и масло. И как раз проезжая по Алтаю, мы смотрели на производство сыра. И мы обсуждали эту тему, что производители Алтайского края производят много сыра, но на сегодняшний момент Алтайский край теряет свои позиции. Почему? Потому что динамика производства сыра растет в других регионах.

Если мы берем, например, Калужскую область, то она выросла на 240%, а в Алтайском крае – на 33%. Следовательно, такой сырный регион, как Алтайский край, сегодня теряет позиции, и все переходит в сторону европейского…

Игорь Абакумов: Михаил, люди интересуются по СМС. Каждый из вас, уважаемые зрители, может отправить нам СМС, может позвонить к нам в редакцию, поддержать или опровергнуть. Люди спрашивают: "Пусть качественное молоко стоит 200 рублей, но где его купить, как его отличить от некачественного? Не только же ценой".

Михаил Мищенко: Да, совершенно верно. Зачастую можно за 200 рублей купить что-то не совсем приличное. Как его отличить? Давайте так. Первое. По поводу сроков хранения молока. Если молоко хранится 90 суток, это еще ничего не означает. Это просто технология его обработки. Это ультрапастеризованное молоко. Это массовый продукт, который востребован розничной сетью, поскольку он мало портится.

Игорь Абакумов: А можно не пастеризованное?

Михаил Мищенко: Это UHT-технология (Ultrahightemperature), то есть достаточно быстрый нагрев и быстрое охлаждение. В этот момент, конечно, в молоке уничтожаются практически все бактерии – и вредные, и полезные.

Игорь Абакумов: И зачем оно? У нас звонок. Александр из Сочи, южной столицы России, нас беспокоит. Александр, мы вас слушаем. Здравствуйте. Вы в прямом эфире.

Зритель: Здравствуйте. Сейчас говорят – это болтовня. Раньше тоже производилось и развозилось, допустим, по разным регионам. В Сочи молкомбинат был. Там постоянно молоко брали. Принесешь домой – оно суток трое без холодильников раньше было. В 1970 году, я помню, пацаном… Так еще даже и сверху масло снимали или сливки. Сейчас же молоко пить даже вредно. Ни вкуса в нем, ни полезных веществ. Это алебастр какой-то, разведенный водой.

Игорь Абакумов: Александр, вы употребили точное слово. По вкусу алебастр. Абсолютно точно. Спасибо вам.

Зритель: Да, это точно. И вся молочная продукция такая.

Игорь Абакумов: Не вся. Давайте так. Не вся. Михаил. То есть вы считаете, что у нас все хорошо?

Михаил Мищенко: Я не говорил.

Игорь Абакумов: Что сказал Александр? Алебастр.

Михаил Мищенко: Давайте так. Алебастр не везде и не во всем. И вопрос – что покупает и где покупает? Надо понимать, что в Краснодарском крае реальный дефицит молока для промышленной переработки. Соответственно, Краснодарский край перерабатывает достаточно большие объемы сырого молока.

Игорь Абакумов: Тем не менее, там собираются строить гигантских размеров сырный завод.

Михаил Мищенко: Все верно.

Игорь Абакумов: А где же они будут молоко брать? Или они все это молоко будут на сыр переводить? Тогда население оставят без молока?

Михаил Мищенко: Динамика производства достаточно большая, в том числе в Краснодарском крае. Надо понимать, что да, объективно в отрасли достаточно много проблем. Но сегодня в большинстве регионов эти проблемы всячески пытаются решить, в том числе строительством заводов и так далее. Строительство завода – это рост спроса, что дает развитие для рынка в целом. Про молоко, опять же: если молоко, извините, скисает через трое суток, ничего хорошего тоже в этом нет, поскольку, скорее всего, качество исходного сырья, скорее всего, оставлять желать лучшего. Поэтому давайте так. Много факторов, которые говорят о том, хорошее качество молока или нет. У нас, к сожалению, на сегодняшний момент в России высококачественного молока недостаточно. Это мы должны с вами признать.

Игорь Абакумов: Вы говорите, как чиновник министерства сельского хозяйства.

Михаил Мищенко: Я поймал себя на этой мысли.

Игорь Абакумов: Вам самому стало внутренне…

Михаил Мищенко: Страшно, да.

Игорь Абакумов: Люди пишут, что сыра нет. Откуда ему взяться, если молока недостаточно? Откуда взяться росту производства сыров, если молока в стране недостаточно? Оно если и растет, то на какие-то доли процента. Так ведь, да?

Михаил Мищенко: Нет. Вообще ежегодный прирост производства молока, по данным нашего Центра изучения молочного рынка, порядка 3%. Это очень неплохой рост.

Игорь Абакумов: А рост производства сыров какой?

Михаил Мищенко: Значительно превышает.

Игорь Абакумов: Значит, либо мы завозим молоко из Франции и здесь судорожно делаем сыры.

Михаил Мищенко: Из Франции мы ничего не можем завозить.

Игорь Абакумов: Либо мы завозим из Антарктиды пингвинье молоко.

Михаил Мищенко: Я сейчас вам объясню.

Игорь Абакумов: Либо мы завозим пальмовое масло, из него благородно делает благородные сыры с дырками.

Михаил Мищенко: Я вам объясню. Первое. У нас, во-первых, в статистике происходит очень много задвоений. Например, когда статистика говорит о производстве сыра, она, например, говорит о производстве плавленых сыров. Что такое плавленый сыр? Это сыр, который произвел один завод, поставил на другой завод, который потом его переработал и продал в виде плавленого сыра. Но когда статистика суммируется, она суммирует все вместе.

Про сыр я дальше скажу. У нас, например, зачастую используют метод фасовки. То есть это отдельная тема, на которую стоит поговорить. И там очень много касается контрабанды, все. Мы покупаем в магазине фасованный сыр. И там написано, что компания такая-то произвела этот сыр.

Игорь Абакумов: Москва, шоссе такое-то…

Михаил Мищенко: Да. Соответственно, начинаем выяснять – понимаем, что этот сыр вообще в принципе не может здесь быть произведен.

Игорь Абакумов: Конечно. Пастбищ нет в Москве.

Михаил Мищенко: Соответственно, и заводы…

Игорь Абакумов: Это фасовочные компании.

Михаил Мищенко: Это фасовочные центры. Они покупают сыр где-то за рубежом, фасуют его и поставляют на прилавок. Таким образом, мы, например, в течение этого года нашли достаточно большие поставки немецкого сыра дорблю, который якобы перефасован…

Игорь Абакумов: Через Белоруссию?

Михаил Мищенко: Через Армению.

Игорь Абакумов: Братья, молодцы.

Михаил Мищенко: Соответственно, мы понимаем, что это фактически контрабанда. Мало того, мы писали запросы в эту организацию. Они ссылаются на технический регламент и говорят о том, что да, мы являемся производителем, потому что сыр фасованный – это итоговый продукт, который мы вам продаем.

При этом на запрос "откуда сырье?" они не отвечают. Мы даем запросы в Россельхознадзор, который обязан контролировать на въезде этот продукт. Они молчат, потупив взор. Но при этом тут же они пытаются внедрить систему "Меркурий", которая будет обеспечивать прослеживаемость.

Игорь Абакумов: Михаил, а система "Меркурий" – это дополнительные расходы на производителей. Из-за этого вырастут немножечко цены, как говорят, чуть-чуть.

Михаил Мищенко: Вы знаете, дело в другом. Когда мы сейчас говорим про этот фасованный сыр и про систему "Меркурий", когда какая-то компания может купить где-то в другой стране сыр, не отчитываясь о том перед конечным потребителем даже, расфасовать его и продать – это у нее одни условия. А когда отечественная компания производит сыр из отечественного молока и что-то там не указала, ее за это наказывают – это другие условия. В итоге получается, что государство отечественных производителей ставит в невыгодные условия. Когда мы говорим про систему "Меркурий" и про прослеживаемость, она сегодня, в этой ситуации не имеет смысла, когда наше государство не в состоянии посчитать скот. У нас количество коров меньше, чем машин у населения. Машины мы почему-то посчитать можем, а коров – не можем. Катастрофа.

Игорь Абакумов: Мы не можем еще и коз посчитать, овец не можем посчитать. Мы ничего не можем посчитать. Зато у нас производство сыров в разы выросло по сравнению с производством молока.

Михаил Мищенко: То есть, еще раз говорим: у нас много задвоений в статистике, это в разы дает этот результат. И, естественно, нужно понимать, что большая доля – это использование различных жиров. Не только пальмовое масло. Сейчас значительно более сложные вещи, которые для определения в том числе. Говяжий жир используют.

Игорь Абакумов: Животного происхождения. И молоко животного происхождения. Трудно понять, что там такое.

Михаил Мищенко: Но я хочу сказать следующее. Производство сыров реально растет.

Игорь Абакумов: На маленьких сыродельнях.

Михаил Мищенко: Не только. И большие заводы растут. Но большие заводы, к сожалению, сегодня производят много сыра так называемого кормового. То есть наш традиционный российский сыр. Сегодня потребитель, конечно, готов его покупать. Но именно в этом сегменте возникает и фальсификат, и много такого, чего потребитель есть не хочет.

Игорь Абакумов: Михаил, а как вы относитесь к понятию "фальсификат" применительно к продовольствию? Фальсифицируют у нас бензин. Помните, как Алибабаевич ослиной мочой разбавлял? Что-то в этом духе. Фальсифицируют у нас лекарства. И ничего, никакой уголовной ответственности. А это то, что человек употребляет внутрь себя. И сыр, и молоко, и продукты вообще он употребляет внутрь себя. А это ведь риск заболевания. Не сейчас, не быстро. Он не умрет мгновенно. Но это отдаленные заболевания, потому что какие-то непонятные вещества появляются в организме. И не желудок, который работает в значительной степени как труба, а потребляют клетки. А клетки не понимают, что это такое, и они начинают осумковывать это, и возникают всякого рода опухоли. Как вы полагаете? Фальсификат должен наказываться, или нет? Чтобы внятно вы сказали.

Михаил Мищенко: Первое. Необходимо наказывать тех, по-моему мнению, кто продает. У нас очень большую ответственность всегда возлагают только на производителей. Но давайте так. Спрос рождает предложение. Спрос формируется в том числе и конечным потребителем. Давайте начнем со спроса со стороны торговли. Давайте мы посмотрим, как торговля конкурирует между собой. Все сети как основное конкурентное преимущество декларируют низкие цены. Соответственно, из-за этого они нагибают всех своих поставщиков. Они ставят их в невыгодное положение.

Игорь Абакумов: А те, кто не хочет нагибаться, они их просто выкидывают из сети.

Михаил Мищенко: Совершенно верно. Если это большое производство, которое не попало в эту сеть, оно не знает, что делать со своей продукцией.

Игорь Абакумов: Я вам еще больше скажу, Михаил. Торговые сети сейчас свои хозяйства открывают и вообще избавляются от сельского хозяйства. И тогда они там творят все, что хотят.

Михаил Мищенко: Я знаю сейчас много поставщиков сыра, которые не имеют сбыта. У нас сегодня у сыра перепроизводство.

Игорь Абакумов: Нет.

Михаил Мищенко: Перепроизводство. У нас в итоге получается, что в прошлом году произвели сыра и сырных продуктов (то есть с заменой жира) столько, что сегодня на многих предприятиях полные склады.

Игорь Абакумов: Не называйте сыром то, что производится с заменой жира.

Михаил Мищенко: Сырный продукт. Я использую ту терминологию, которая указана в техническом регламенте Таможенного союза.

Второе. Спрос на дешевый сыр у нас есть у потребителя. И не только на дешевый сыр. У нас интересный потребитель. Наш российский потребитель, взращенный в Советском Союзе, хочет купить дешевый продукт, зарабатывать много, кушать бесплатно. Я бы так сказал. Вот это большая проблема, которая сформировалась после Второй мировой войны. В чем суть? Когда Вторая мировая война закончилась, у нас было разоренное народное хозяйство, был голод. На тот момент государство создало фактически гениальные вещи – это докторскую колбасу, это российский сыр. То есть зачем нужно было делать твердый сыр, когда голодные люди сидят? Содержать, хранить сыр в течение, извините, года. Есть кусок мяса, которым можно накормить не одного человека, а 20 голодающих. Поэтому придумали докторскую колбасу. В результате была направленность на дешевые продукты.

Игорь Абакумов: Любопытная вещь. Про то, что в одном только регионе все хорошо – в Алтайском крае. И бутылка молока 850 г от местного производителя стоит 40 рублей, и сыры великолепные. Вот люди пишут. Уже за 100 СМС перевалило из Алтайского края, что у них все в порядке.

Михаил Мищенко: Впечатление об Алтайском крае. Вообще удивительный, шикарный регион.

Игорь Абакумов: Это мы в какой-нибудь туристической программе расскажем.

Михаил Мищенко: Нет, подождите.

Игорь Абакумов: Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Раньше была такая программа для подъема потребления молока. Молоко – это ведь кальций, магний и прочие ингредиенты, которые нужны для человеческого организма. В том числе и для молодого, для детей. Была программа "Школьное молоко". Стакан молока в день ребенок должен выпивать обязательно. Куда она девалась? Ее же нету, растворилась.

Михаил Мищенко: Что такое программа "Школьное молоко"?

Игорь Абакумов: Очень коротко.

Михаил Мищенко: Это программа, которая во всем мире инициирована только одной компанией – производителем упаковки. Соответственно, это все, что о ней можно сказать.

Игорь Абакумов: Не совсем так. Когда я школьником был, мы получали стакан молока. Это было, Михаил, в советское время, когда Америка была за железным занавесом, и мы ничего не знали про эту американскую компанию. Я тут с вами не соглашусь.

Михаил Мищенко: Сейчас это шведская компания. Она единоличный участник программы "Школьное молоко". Никакой другой производитель не может поставить свою продукцию в школу под названием "Школьное молоко", потому что тут же на него подадут в суд.

Игорь Абакумов: Почему школьное молоко? Мы назовем другое - "Детское молоко". Государство не справилось с этой задачей, переложило все это на регионы. Регионы сказали: "А у нас денег нет. Нам надо ремонтировать крыши". И таким образом дети остались без молока. Спасибо, Михаил. У нас в гостях был Михаил Мищенко, директор Центра исследования молочного рынка. С вами была "Аграрная политика" и ее ведущий Игорь Абакумов. Увидимся в следующий понедельник в любую погоду.

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Олег Сухарев доктор экономических наук, профессор; Институт экономики РАН
  • Антон Табах главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА"
  • ГОСТИ

  • Олег Осипов автоэксперт, редактор сайта osipov.pro
  • ГОСТИ

  • Алексей Каротам психиатр
  • Алексей Кедринский изобретатель, создатель инновационных технологий, основанных на игре
  • Самуил Биндер независимый эксперт в сфере игорного бизнеса
  • ГОСТИ

  • Владимир Колмаков доцент РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук
  • ГОСТИ

  • Михаил Антонов координатор Общественного экологического проекта "
  • ГОСТИ

  • Василий Колташов руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений
  • Александр Чепуренко руководитель департамента факультета социологии НИУ ВШЭ
  • ГОСТИ

  • Лазарь Шубов доктор технических наук, профессор, член сообщества экспертов России по рациональному природопользованию
  • ГОСТИ

  • Тереза Дурова художественный руководитель "Театриума на Серпуховке", народная артистка России
  • ГОСТИ

  • Владимир Евстафьев заведующий кафедрой рекламы и маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, вице-президент АКАР
  • ГОСТИ

  • Павел Бранд невролог, медицинский директор сети клиник "Семейная"
  • Галина Кожевникова заведующая кафедрой инфекционных болезней РУДН
  • ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • ГОСТИ

  • Юрий Оболонский сопредседатель Всероссийского общественного движения "Национальный родительский комитет"
  • ГОСТИ

  • Ростислав Гольдштейн член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
  • Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ
  • Александр Косарев первый заместитель генерального директора АО "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта"
  • Сергей Габестро председатель Общественного совета при Минвостокразвития России
  • Показать еще
    Показать еще
    58 минут назад
    2 часа назад
    В Приморском океанариуме погибла белуха Она запуталась в рыболовной сети и утонула
    2 часа назад
    В Ставрополе приготовили чизкейк весом более четырех тонн Чизкейк приготовили в честь дня города
    вчера
    Лидера "Христианского государства" арестовали до ноября Он будет находиться под стражей до 22 ноября
    вчера
    В Ставрополе приготовили чизкейк весом более четырех тонн Чизкейк приготовили в честь дня города
    вчера

    ГОСТИ

  • Ярослав Амелин российский фотограф, галерист
  • Борис Пружинин доктор философских наук, профессор; Факультет философии НИУ ВШЭ
  • Зачем нам самоидентификация? Фотография как способ познания мира Стоит ли сохранять национальные традиции, язык и культуру народов? Что несет снимок?
    вчера
    В Петропавловске-Камчатском прошел фестиваль "Море жизни" Он был посвящен теме сохранения морских млекопитающих
    вчера

    ГОСТИ

  • Владимир Сальников зам. генерального директора Центра макроэкономического анализа
  • Александр Широв зам.директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, д.э.н.
  • Североморск. Засекреченный город Чтобы попасть туда, нам пришлось особенно постараться: в город пускают только по специальному разрешению от ФСБ
    2 дня назад
    В Москве открылся Международный фестиваль спектаклей для детей "Гаврош" В столицу приехали артисты из шести городов Франции
    2 дня назад
    2 дня назад
    Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments