Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Алексей Алексеенко: Ярлыки "фермерский" или "экологически чистый" на продуктах врут. У нас нет организации, подтверждающей премиальное качество продукции

19:10, 4 сентября 2017

Гости

Алексей Алексеенкосоветник Россельхознадзора

Ольга Башмачниковазаместитель директора Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств России (АККОР)

Михаил Мищенкодиректор Центра изучения молочного рынка

Александр Шипулинфермер (Краснодарский край), член Общественной палаты РФ

Игорь Абакумов: Каждый день мы видим на магазинных полках все больше и больше товаров с маленькой табличкой "Фермерский продукт". Но разговариваешь с фермерами – они говорят: "Мы не можем пробиться в торговые сети". Кто же из них обманывает? Вот сейчас будем разбираться. С вами "Аграрная политика" и Игорь Абакумов. А говорить мы будем с Алексеем Николаевичем Алексеенко, советником Россельхознадзора. Здравствуйте, Алексей Николаевич.

Алексей Алексеенко: Здравствуйте.

Игорь Абакумов: Алексей Николаевич, откуда фермерские продукты на рынках, на прилавках торговых сетей? Торговые сети фермеров, по-моему, не видят вообще. Откуда они берутся?

Алексей Алексеенко: На самом деле, если это действительно фермерский продукт, то он крайне неудобен для сетей – он меньше хранится, он не сертифицирован. Ну, от него, в общем-то, одно беспокойство. А с другой стороны, сети заинтересованы в премиальном продукте, то есть в продукте, за который мы платим больше денег.

Игорь Абакумов: То есть это типичный маркетинговый ход сетей, насколько я понимаю? А фермерскими продуктами там и не пахнет, настоящими?

Алексей Алексеенко: Ну, мы же оптимисты. Мы можем все-таки поверить, что кто-то из фермеров может прорваться.

Игорь Абакумов: Давайте попробуем спросить Ольгу Владимировну Башмачникову, вице-президента АККОР, она сейчас на связи. Ольга Владимировна, вы с нами?

Ольга Башмачникова: Да. Добрый вечер.

Игорь Абакумов: Здрасте, Ольга Владимировна.

Ольга Башмачникова: Да, здравствуйте.

Игорь Абакумов: Скажите, пожалуйста, вот как вам нравится обилие фермерских продуктов на прилавках торговых сетей? Вроде бы и жаловаться нечему.

Ольга Башмачникова: Ну, на самом деле фермерских продуктов там действительно мало. Фермерам очень сложно выйти на рынок хотя бы потому, что объемы продуктов, которые они производят, достаточно маленькие. И сетям невыгодно работать с большим количеством поставщиков. А вот бренд… это даже не бренд, а скорее имидж фермерской продукции как более экологически чистой, в которой меньше гербицидов, нормальное и здоровое молоко, – он, конечно, используется и сетями, он используется и всеми производителями. То есть некий такой образ фермы, которая производит продукцию, но реально фермерства там нет.

Игорь Абакумов: Ольга Владимировна, у меня вопрос: почему АККОР как ассоциация фермеров России не запатентует это словосочетание "фермерский продукт"?

Ольга Башмачникова: Ну, вы знаете, по сути вообще слово "фермер" – это кто? Производитель, который на своей или арендованной земле производит свою продукцию. А "фермерское" имеет значение в том смысле, что у него нет нанятого менеджера, фермер сам является менеджером. При этом эти хозяйства могут быть совсем маленькие, могут быть покрупнее, могут быть крупными, но так или иначе они больше близки к органической сельскохозяйственной продукции, чем та продукция, которую производят крупные компании. Регистрировать этот знак или этот бренд имеет смысл, если мы говорим, например, "фермерский продукт АККОР", то есть тех членов, которые входят в нашу ассоциацию.

Игорь Абакумов: Ну, хотя бы так.

Ольга Башмачникова: А это 90 тысяч. Но тогда мы должны быть саморегулируемой организацией, которая следит за ними…

Игорь Абакумов: Ну, Ольга Владимировна, это уже вопрос, выходящий за пределы нашей программы, это уже вопрос для другой программы. Спасибо вам большое, спасибо.

Ольга Башмачникова: Мы думаем об этом.

Игорь Абакумов: Спасибо вам большое за ваше мнение.

Алексей Николаевич, вот был разговор о том, что фермеры ближе к экологизации. А у нас сертификация какая-то есть экологически чистых продуктов?

Алексей Алексеенко: Нет. Во-первых, у нас нет закона о такой продукции – фермерской, органической, био и так далее. Здесь очень много синонимов. "Органика", как в Европе говорят. У нас нет правовой базы, то есть нет закона. Нет сертифицирующего органа. И нет самой системы. Потому что здесь мы должны выстроить именно систему. Во-первых, это оценка земель, на которых не должно в течение как минимум трех лет применяться никаких гербицидов, ядохимикатов…

Игорь Абакумов: Никакой химии, короче, да?

Алексей Алексеенко: Да. Животные, которые выращиваются на кормах с этого участка, они не должны получать подкормки, содержащей ГМО, они не должны обрабатываться, особенно профилактически, антибиотиками и так далее, и так далее. То есть здесь должна быть система.

Игорь Абакумов: У нас даже есть Союз биологического земледелия. Может быть, он как-то сертифицировать пытается?

Алексей Алексеенко: Союз есть, но системы нет. Вы бываете в магазинах, как и я.

Игорь Абакумов: Конечно, конечно.

Алексей Алексеенко: Вы наверняка видели полки, на которых стоят товары с зелеными значками. Очень листик любят.

Игорь Абакумов: Да-да-да.

Алексей Алексеенко: На самом деле это…

Игорь Абакумов: Листик, клевер там какой-нибудь.

Алексей Алексеенко: Клевер, да, все что угодно. Надписи "БИО", "Органика" и так далее, и так далее.

Игорь Абакумов: Врут, скажите честно?

Алексей Алексеенко: Врут, потому что этого у нас не предусмотрено законом. И самое главное – у нас нет той организации, которая бы проверяла, действительно ли этот продукт органический, фермерский, как угодно, то есть премиальный.

Игорь Абакумов: А что это за организация должна быть?

Алексей Алексеенко: Вообще эта организация… Существуют такие организации в разных странах. Но что отвечает наиболее эффективной системе? Это то, что реализуется идея широкая, глубокая – частно-государственное партнерство.

Игорь Абакумов: И его пока нет.

Алексей Алексеенко: Его пока нет.

Игорь Абакумов: Давайте послушаем видение с другой стороны опять – человек, близкий к фермерам, близкий к производству молока (как известно, производство молока у нас растет в фермерских хозяйствах), Михаил Мищенко, директор Центра по изучению молочного рынка. Михаил Александрович, вы в эфире, мы вас слушаем.

Михаил Мищенко: Да, добрый день.

Игорь Абакумов: Что вы думаете по этому поводу?

Михаил Мищенко: Ну, я считаю, если говорить про фермерские продукты, то "фермерские продукты" – как таковое понятие сегодня не существует. И оно не может существовать.

Игорь Абакумов: Ну, как? Оно есть на прилавках, оно есть на табличках. И мы ему верить хотим, понимаете, Михаил Александрович.

Михаил Мищенко: Ну, это то, чему верить нельзя. Если вы хотите покупать так называемый фермерский продукт, то это тема прослеживаемости, за которую пытается бороться орган, который представляет ваш собеседник сегодня. Но неудачно, к сожалению. Вы просто должны приехать к тому производителю на то место, где производится продукция, и там это приобрести. Это единственный шанс.

Игорь Абакумов: То есть у сыродела купить сыр, у пчеловода купить мед, у овощевода купить овощи, да?

Михаил Мищенко: Да. Либо у вас есть шанс… Есть магазины, но их очень мало, в крупных городах их практически нет, где можно приобрести продукцию, зная четко, откуда она поставлена. Вот и все. То есть сегодня доверять, к сожалению, сетям и продавцам очень сложно.

Игорь Абакумов: Михаил, вот ваша семья производит сыр в Ярославской области. Это я знаю, я там был, я видел, я его пробовал. Это вкусно. Но вы не пугаетесь, что вот эти подделки так называемые под фермерский продукт вытеснят с полок весь фермерский продукт? То есть надо что-то делать. А что делать?

Михаил Мищенко: Нет, я считаю, что никто этого не должен бояться. На самом деле вопрос в том, что потребитель сегодня выбирает качество. Потребителю важно четко понимать, какой продукт он потребляет. Мало того, я скажу больше. Вообще глобально существует такой термин "local power". Потребитель хочет потреблять то, что произведено сегодня, здесь, в его регионе – в России это или в Америке, или в какой-то европейской стране. "Я живу здесь. И я хочу здесь потреблять продукты, которые здесь же произведены".

Игорь Абакумов: Михаил, спасибо. Это был Михаил Мищенко, директор Центра по изучению молочного рынка.

Алексей Николаевич, мы продолжаем разговор с вами.

Алексей Алексеенко: Ну, на самом деле то, что пишут на полках… Вы знаете, на заборе еще не то пишут, и это не всегда…

Игорь Абакумов: Ну да, там дрова. Алексей Николаевич, это как сказать – это подделка, фальсификация? Или это просто обман?

Алексей Алексеенко: Это и подделка, и фальсификация, и прямой обман. Допустим, мы закупаем для своей проверки так называемое фермерское молоко и обнаруживаем в нем запредельное количество антибиотиков. Что это значит? Скорее всего, это то молоко, которое завернули обратно торговые сети, не приняли по результатам своего анализа, и оно где-то втискивается уже как фермерское, причем за премиальную цену. Это премиальный фермерский продукт.

Игорь Абакумов: То есть это много-много-много прибыли с этого обмана, да?

Алексей Алексеенко: Конечно, конечно. Но здесь…

Игорь Абакумов: А это наказуемо или нет?

Алексей Алексеенко: Наказуемо, в принципе, но это административный штраф. Дело в том, что когда продукт на полках магазинов вдруг появляется (большого ли, маленького ли, сетей, обычного, не имеет значения), то здесь уже найти виновного становится достаточно трудно, потому что продукт обезличен уже.

Игорь Абакумов: Давайте посмотрим, что нам скажет Александр Владимирович Шипулин, фермер из Краснодарского края, член Общественной палаты России. Александр Владимирович, вы в эфире. Здравствуйте.

Александр Шипулин: Здравствуйте, уважаемый Игорь Борисович.

Игорь Абакумов: Александр Владимирович, как вы относитесь к этим табличкам "Фермерский продукт"? Вы продаете таким образом свои продукты или нет?

Александр Шипулин: Да, мы продаем свои продукты, причем делаем это уже давно. Уже более 20 лет существует наше фермерское хозяйство "Теплый стан" в Ленинградском районе Краснодарского края. Мы живем на хуторе, хутор Восточный. И у нас есть такая форма обслуживания местного населения – доставка своим специальным транспортом нашей продукции. Это мука, макароны, корма, в том числе сено, комбикорм, ну и ряд других товаров, которые мы сами выращиваем и производим на своей мельнице, в своем макаронном цехе. И люди к этому уже привыкли, они знают нашу продукцию. Нам не нужна реклама, мы пользуемся именно этим. Удобно.

Игорь Абакумов: Ну, на московских прилавках я ваших товаров не видел.

Александр Шипулин: Ну, я приезжаю иногда в Москву, захожу в такие магазины…

Игорь Абакумов: Пугаетесь?

Александр Шипулин: Да, мне не очень верится, что это именно фермерские продукты.

Игорь Абакумов: Это совершенно правильно. Александр Владимирович Шипулин, фермер, член Общественной палаты России. Спасибо вам большое.

Алексей Алексеенко: Вот видите, здесь это просто классика нашего времени. Когда продукцию реализует сам производитель – все нормально. А когда производитель отрывается от процесса реализации, когда появляется торговля, посредник между ними – уже тогда начинается фальсификация.

Игорь Абакумов: Когда он продает сырье.

Алексей Алексеенко: А то, что нам необходимо, абсолютно необходимо – это система прослеживания продукции, чтобы не выдавали за фермерское чистое молоко тот суррогат, который продают.

Игорь Абакумов: То есть когда я могу прочитать на этикетке "Произведено на хуторе, "Теплый стан", Ленинградский район Краснодарского края, фермер Шипулин"?

Алексей Алексеенко: Да.

Игорь Абакумов: Телефон – такой-то.

Алексей Алексеенко: Да. Ну, опять-таки здесь надо учитывать то, что здесь должна работать система прослеживания, чтобы вот эта идиотская этикеточка, которая будет выдавать за его продукцию свой суррогат, чтобы она не появилась на прилавках опять. Здесь нужна гарантия. И гарантом может выступить только государство.

Игорь Абакумов: Государство готово выступить гарантом?

Алексей Алексеенко: Технически – да. То есть комплекс систем есть прослеживания, сертификации.

Игорь Абакумов: Осталось включить рубильник.

Алексей Алексеенко: Осталось включить рубильник.

Игорь Абакумов: Когда?

Алексей Алексеенко: Ну, здесь еще одно – то, что государство будет гарантировать безопасность и соответствие тому, что этот продукт пришел откуда-то. Есть еще один очень важный параметр – это качество. Это то, в чем мы с вами заинтересованы как потребители. И вот здесь уже должны включаться отраслевые союзы, ассоциации, которые должны гарантировать именно качество. Должна реализовываться идея частно-государственного партнерства не на словах, а на деле.

Игорь Абакумов: Алексей Николаевич, вы говорите "должна", "должна"… Когда?

Алексей Алексеенко: Хороший вопрос. Не знаю. Это зависит от законодателей, прежде всего, и от готовности создать такой орган. Потому что сейчас есть несколько государственных органов, которые в чем-то дублируют друг друга, в чем-то пересекаются, в чем-то…

Игорь Абакумов: Вы имеете в виду Россельхознадзор и Роспотребнадзор?

Алексей Алексеенко: И Роспотребнадзор. Плюс субъектовая ветеринарная служба. Должна работать единая система и сертификации, и прослеживания – тогда будет гарантия того, что, во-первых, эта продукция произведена в чистом районе, потому что тоже от этого зависит очень многое. Например, когда мы проводим мониторинг на безопасность той продукции, которая находится в обороте, никогда не находим диоксины в фабричных яйцах, а вот в так называемых фермерских находим. Это те регионы, которые страдают тяжелейшей степенью техногенного загрязнения.

Игорь Абакумов: Это какой-нибудь промышленный Урал?

Алексей Алексеенко: Промышленный Урал, например. И именно там мы находим диоксины. Это канцерогены. Это очень серьезно.

Игорь Абакумов: Которые в почве сидят давно.

Алексей Алексеенко: Которые в почве сидят давно – несмотря на то, что не использовались на этом участке давным-давно агрохимикаты, пестициды.

Игорь Абакумов: Но там были какие-то военные испытания, какие-то техногенные катастрофы, еще что-то такое, да?

Алексей Алексеенко: Достаточно близко расположенного крупного промышленного предприятия.

Игорь Абакумов: Понятно.

Алексей Алексеенко: Челябинск, например, там достаточно.

Игорь Абакумов: Ну, Челябинск, да. Я не говорю – Норильск. Там вечная мерзлота, но, по крайней мере, какие-то металлургические заводы. Липецк под вопросом, правда?

Алексей Алексеенко: Ну, везде, где есть промышленные загрязнения, там везде есть риск для фермерской продукции.

Игорь Абакумов: Скажите, пожалуйста…

Алексей Алексеенко: И кстати, "фермерская продукция" или "органическая продукция" – это прежде всего означает, что продукция получена в экологически (и в аграрном аспекте тоже) чистом районе. Но здесь очень много зависит еще от самих фермеров, особенно тех, кто производит уже готовый продукт. Я пробовал, например, сыры, которые лучше очень хороших итальянских, просто великолепные сыры.

Игорь Абакумов: Да, это так.

Алексей Алексеенко: То есть от самого фермера при переработке зависит очень многое. Но это не значит, что эта продукция будет обладать какими-то совершенно особыми свойствами. Она прежде всего чистая. Дальше уже зависит от мастерства фермера-технолога.

Игорь Абакумов: Ну, чем больше фермерских хозяйств, которые занимаются переработкой, тем больше гастрономическая карта России, тем она обширнее.

Алексей Алексеенко: Тем она обширнее. И тем сложнее становится наша задача, потому что мы должны…

Игорь Абакумов: А вы хотите ее упростить?

Алексей Алексеенко: Нет, нет. Потому что мы должны объединить интересы всех этих фермеров. Само по себе фермерское хозяйство ничего не сделает. Вы совершенно правильно говорили, что АККОР может объединить интересы своих производителей, создать свою систему сертификации, то есть определить требования – и уже тогда целенаправленно следить за соответствием этих требований на этой территории по выращиванию продукции.

Игорь Абакумов: Ну, ваше ведомство часто упрекают в том, что оно действует, как бульдозер: вот есть задача – оно ее решает и не вникает в сложности мелких хозяйств. А вот, например, взять ту же Швейцарию, горную Швейцарию или горную Францию – там мелким хозяйствам, например, не запрещается делать сыр из непастеризованного молока. То есть достаточно гибкий подход есть.

Алексей Алексеенко: Гибкий подход должен учитывать и те риски, которые реально у нас есть. Мы должны минимизировать риски. Вся продукция, которую мы потребляем, должна быть прежде всего безопасной. Вообще после того, как у нас исчезла единая ветеринарная служба в стране в результате административной реформы 2004 года…

Игорь Абакумов: Не будем говорить, благодаря кому.

Алексей Алексеенко: Да, это уже, я думаю, и так понятно. Дело в том, что после этого риски не снизились, а, наоборот, возросли. Ветеринарная служба…

Игорь Абакумов: Ну, следствие этого – как раз распространение африканской чумы свиней и прочих гадостей.

Алексей Алексеенко: Африканской чумы свиней и прочих болезней – бруцеллеза, туберкулеза и так далее, и так далее. То есть мы должны быть реалистами, мы должны уменьшать риски.

Игорь Абакумов: Скажите, Алексей Николаевич… Конечно, вопрос, как говорится, не по вашей зарплате, но тем не менее. Что-то делается для того, чтобы воссоздать единую ветеринарную вертикаль в стране, чтобы главные ветеринарные врачи назначались не губернатором?

Алексей Алексеенко: И не губернатор вводил или снимал карантин.

Игорь Абакумов: Абсолютно точно! А все-таки служба, которая находится в Министерстве сельского хозяйства.

Алексей Алексеенко: Я думаю, что это понимание созрело.

Игорь Абакумов: Ну, слава тебе Господи! А теперь надо сказать, что мы были неправы, да? Кто возьмется, как вы считаете?

Алексей Алексеенко: Я думаю, у тех, кто принимал решение в 2004 году, я думаю, не хватит мужества.

Игорь Абакумов: Что-то должно произойти, да?

Алексей Алексеенко: Что-то… Ну, дело в том, что "что-то" уже произошло – как раз на примере ветеринарной службы и африканской чумы свиней. Потому что тогда говорили о том, что ветеринарная служба сэкономит огромные деньги, поскольку будет финансировать местный бюджет, а на практике это обошлось колоссальными потерями для погашения многочисленных вспышек тоже африканской чумы свиней, теперь уже по всей территории, потому что чума проникла уже и в Сибирь.

Игорь Абакумов: Расскажите мне, пожалуйста, нам всем расскажите, нашим зрителям тоже, как это может повлиять на экспорт российского продовольствия за границу – отсутствие единой ветеринарной службы?

Алексей Алексеенко: Ну, это уже повлияло…

Игорь Абакумов: Это важный вопрос. Уже повлияло?

Алексей Алексеенко: Это уже повлияло, поскольку один из товаров, который мы бы очень хотели экспортировать, – это наши свиньи. Вспышки гриппа птиц тоже влияют, потому что поставки из пораженных регионов тут же прекращаются. Но африканская чума свиней – это национальная проблема.

Игорь Абакумов: Все-таки людей не перестает мучить вопрос: откуда она взялась? Она пришла из Грузии?

Алексей Алексеенко: Она пришла с территории Грузии. Это документально уже засвидетельствовано. Пришла через Клухорский перевал на территорию Чечни и оттуда, поскольку ветеринарная служба уже была раздроблена, распространилась дальше. Тем более что тогда Минприроды тоже встало на защиту кабанов, запретило их отстреливать массово.

Игорь Абакумов: Свинок жалко стало, да.

Алексей Алексеенко: Жалко стало. Но в результате у нас заразилась и популяция всей европейской части у кабанов, ну и пострадало наше общественное животноводство.

Игорь Абакумов: Я помню, как боролись с африканской чумой…

Алексей Алексеенко: В Одесской области?

Игорь Абакумов: В Одесской области, да. Это был семьдесят…

Алексей Алексеенко: Семьдесят восьмой год.

Игорь Абакумов: Семьдесят восьмой год, да.

Алексей Алексеенко: Быстро, жестко, эффективно.

Игорь Абакумов: Быстро, жестко, эффективно. Оцепили всю область, уничтожили всех свиней, включая колбасу и сало в подвалах. Заплатили людям при этом. Заплатили! Я разговаривал с очевидцами, с исполнителями. Ходили представители Минфина, казначеи ходили и под расписку наличными деньгами расплачивались.

Алексей Алексеенко: Да. И на десятки лет забыли об этой проблеме.

Игорь Абакумов: Забыли вообще. Но это была вертикаль, это был Советский Союз.

Алексей Алексеенко: Да.

Игорь Абакумов: Ну, что? Мне остается вам только пожелать, чтобы ваше ведомство продолжало поступательно выходить.

Алексей Алексеенко: Спасибо.

Игорь Абакумов: Есть еще вопросы. Все-таки фермер, который хочет торговать своим продуктом, который хочет его сертифицировать, ему куда обращаться?

Алексей Алексеенко: Пока некуда. И вот поэтому здесь должен быть разговор с организациями, с ассоциациями фермеров. И здесь, я думаю, это очень благодарное дело. Потому что когда мы говорим о сертификации такой продукции, то мы должны иметь в виду и колоссальный экспортный потенциал отрасли. По крайней мере, на международном рынке очень много из наших товаров может быть востребованно. Но нужна сертификация тогда и в соответствии с нашим законом, который, надеюсь, будет принят, и в соответствии с международными требованиями и региональными требованиями.

Игорь Абакумов: А вы готовы идти навстречу фермерским ассоциациям, ваше ведомство?

Алексей Алексеенко: Конечно.

Игорь Абакумов: Вот прямо можно к вам прийти и начать разговор?

Алексей Алексеенко: Разговор можно начинать. Но разговор надо будет продолжить в коридорах законодателей, потому что правила игра должны быть обеспечены законодательно.

Игорь Абакумов: Но вы же должны как два союзника прийти к законодателю.

Алексей Алексеенко: Конечно.

Игорь Абакумов: Вы готовы?

Алексей Алексеенко: Частно-государственное партнерство должно стать реальностью.

Игорь Абакумов: Ну, что же, очень приятно. Спасибо вам большое.

У нас в гостях был Алексей Николаевич Алексеенко, советник Россельхознадзора. Мы говорили о том, что происходит, как люди начинают сначала верить, а потом перестают верить в маленькую вывеску "Фермерский продукт" на рынках и в торговых сетях. Мы поговорим еще об этом неоднократно. С вами была "Аграрная политика". В студии был Игорь Абакумов. А программа "ОТРажение" продолжит свой выпуск через некоторое время после большой программы новостей.

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Василий Колташов руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений
  • Александр Чепуренко руководитель департамента факультета социологии НИУ ВШЭ
  • ГОСТИ

  • Лазарь Шубов доктор технических наук, профессор, член сообщества экспертов России по рациональному природопользованию
  • ГОСТИ

  • Тереза Дурова художественный руководитель "Театриума на Серпуховке", народная артистка России
  • ГОСТИ

  • Владимир Евстафьев заведующий кафедрой рекламы и маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, вице-президент АКАР
  • ГОСТИ

  • Павел Бранд невролог, медицинский директор сети клиник "Семейная"
  • Галина Кожевникова заведующая кафедрой инфекционных болезней РУДН
  • ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • ГОСТИ

  • Юрий Оболонский сопредседатель Всероссийского общественного движения "Национальный родительский комитет"
  • ГОСТИ

  • Ростислав Гольдштейн член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
  • Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ
  • Александр Косарев первый заместитель генерального директора АО "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта"
  • Сергей Габестро председатель Общественного совета при Минвостокразвития России
  • ГОСТИ

  • Сергей Лесков обозреватель Общественного телевидения России
  • ГОСТИ

  • Алексей Зубец проректор Финансового университета при Правительстве РФ
  • ГОСТИ

  • Роман Троценко владелец и основатель компании "Новапорт"
  • ГОСТИ

  • Маргарита Русецкая ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор
  • ГОСТИ

  • Вячеслав Бобков генеральный директор Всероссийского Центра уровня жизни, главный научный сотрудник РЭУ им. Г.В. Плеханова
  • Олег Сухарев доктор экономических наук, профессор; Институт экономики РАН
  • Показать еще
    Показать еще
    вчера

    ГОСТИ

  • Василий Колташов руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений
  • Александр Чепуренко руководитель департамента факультета социологии НИУ ВШЭ
  • Владимир Путин провел совещание с представителями бизнес-сообщества и министрами Обсуждались меры по сохранению положительных тенденций в экономике
    вчера
    Под Екатеринбургом создадут крупный логистический комплекс Реализацией проекта займется "Екатеринбургская градостроительная компания"
    вчера

    Центробанк — это Дед Мазай, который сначала вырастил зайцев, потом погрузил их в лодку, бросил в воду, а теперь спасает

    Никита Кричевский доктор экономических наук, профессор
    Петербургские коммунальщики устроили шоу на Дворцовой площади по мотивам "Игры престолов" Они изобразили клан Старков в напоминание о приближении зимы
    вчера
    На "Оскар" от России выдвинули фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" Об этом сообщил директор департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов
    вчера

    Решить проблему ТБО у нас хотят огромным количеством мусоросжигательных заводов. Но это тупиковый путь, выброшенные деньги!

    Лазарь Шубов доктор технических наук, профессор
    У московского ТЦ после конфликта мигрантов с охраной задержали четырех человек Об этом сообщил президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов
    вчера

    ГОСТИ

  • Тереза Дурова художественный руководитель "Театриума на Серпуховке", народная артистка России
  • ГОСТИ

  • Владимир Евстафьев заведующий кафедрой рекламы и маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, вице-президент АКАР
  • Офис "Яндекса" эвакуировали из-за сработавшей пожарной сигнализации За несколько часов до этого компанию посетил президент Владимир Путин
    вчера
    В Москве 23 сентября откроется благотворительная выставка "Дети спасают детей" Вдохновителями акции стали выпускники Образовательного центра "Сириус"
    вчера
    МИД представил новый шпиль своего центрального здания Работы по реконструкции длились в течение года
    вчера

    ГОСТИ

  • Андрей Болсуновский глава фермерского хозяйства Болсуновский Андрей
  • Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments