Прямо сейчас
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Написать в прямой эфир

Илзе Лиепа: В нашей стране культура современного танца в массовом понимании отсутствует

17:35, 6 апреля 2017

Гости

Илзе Лиепанародная артистка России

Константин Чуриков: Сейчас "Антракт". Забудем о проблемах, забудем о новостях экономики. Постараемся забыть о проблемах, хотя, конечно, это сложно. Но мы специально объявляем "Антракт". И у нас в студии прямо сейчас перед вами народная артистка России, балерина Илзе Лиепа. Здравствуйте, Илзе.

Илзе Лиепа: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Знаете, когда вы только вошли в эту студию, я себя поймала на том, что я пытаюсь выпрямиться и держаться, как вы. Но мне это, конечно, так не удается.

Илзе Лиепа: Очень приятно.

Константин Чуриков: А я, если позволите, согнусь. Илзе, расскажите, пожалуйста, прежде всего о том, чем вы сейчас очень активно занимаетесь, о вашей работе с детьми, о вашем благотворительном проекте, благотворительном фонде, и что это за новая премия для молодых танцовщиков.

Илзе Лиепа: Фонд "Культура - детям" молодой, но программы наши начали осуществляться намного раньше, когда мы вошли в "Пространство детства". Это было более 10 лет назад, когда открылись первые наши балетные школы. И стало понятно, что ребенок и культура – это некий мост, который должен быть наведен изначально. И стало понятно, что дефицит культуры ощущают даже дети из благополучных семей. Что говорить о других? И постольку поскольку я, конечно, человек из танцевальной семьи, семьи театральной, то стало понятно, что меня, конечно, эта танцевальная область очень заинтересовала. И я сосредоточилась именно на любительских коллективах, желая посмотреть, а что же творится в стране в этой области. И рядом с удивительными открытиями было много и тревожных ноток. Но стало понятно самое главное. Я, будучи мамой, понимаю, что ребенок воспринимает серьезно то, что мы сами, взрослые, воспринимаем серьезно. И поэтому и возникло сначала желание просто посмотреть на танцевальное творчество в стране. Отсюда родился конкурс "Фестиваль". А потом дать этому танцевальному творчеству такую высокую планку, чтобы и дети, и юношество почувствовали, как важно то, чем они занимаются. И как важно, чтобы они сделали этот выбор в пользу танцевального творчества, потому что, имея интерес к жизни, мы можем быть спокойны, что они уведены с улицы, что их жизнь становится интересной не только в области компьютерных игр, что у них есть большой интерес. Так и возникла идея национальной премии. (мы назвали ее "Весна священная") в области детского и юношеского танца. Для нас очень важно, что двери для этой премии открыл Большой театр. Я бесконечно признательна Большому театру и ее директору Владимиру Георгиевичу Урину за это понимание важности того, что мы делаем. И, знаете, когда ребенок входит на сцену большого театра, и не просто входит, танцуя свои композиции, а ведь мы дали возможность детям, лауреатам нашего конкурса, войти в уникальный проект, который мы создали компанией суперпрофессионалов специально для них. Был написан сценарий, создана хореография, для них работы лучшие мастера: хореограф Елена Богданович, сценарист Зоя Кудря, режиссер Владимир Иванов, художник Павел Каплевич и художник по костюмам Екатерина Котова. Поэтому это просто невероятное событие.

Константин Чуриков: И все для того, чтобы они в итоге вышли, эти дети, на сцену Большого театра. Илзе, вы неоднократно говорили в интервью, коль скоро как раз таки вы занимаетесь именно проектами, адресованными детям, что очень важно детям прививать хороший вкус. У меня вопрос: а как прививать этот хороший вкус, если мы не говорим о занятии балетом? Вообще как в принципе привить ребенку хороший вкус?

Илзе Лиепа: В том-то и дело, что нужно его направить в ту сферу деятельности, которая его и окружит этим хорошим вкусом. Ведь это касается той музыки, которую ребенок слушает, тех образов, в которые он входит, занимаясь любым творчеством. И, как ни странно, танцевальное творчество очень уязвимо. Потому что если вы отдаете ребенка в музыкальную школу, вы уверены, что он не начнет с рока, понимаете? Он придет к нему, сформировав сначала свой музыкальный вкус на детском альбоме Чайковского, на классике. И я глубоко уверена, что классика – это та база, которая необходима для воспитания.

Константин Чуриков: Но репертуар музыкальной школы тоже не так уж совершенен и хорош, потому что все равно поют "Антошку", все равно ищут картошку.

Илзе Лиепа: "Антошка" – это прекрасная песня.

Константин Чуриков: Я имею в виду некие более примитивные…

Илзе Лиепа: Если нет тяжелых ударных ритмов в музыкальной обработке. Поэтому "Антошка" – прекрасная песня.

Оксана Галькевич: Нам поступают первые вопросы от телезрителей к вам. Мы немножко их прибережем попозже. Друзья, просто хочу обратиться ко всем нашим телезрителям. Это прямой интерактивный эфир. У вас прекрасная возможность выйти сейчас с нами на связи либо позвонить по телефону 8-800-222-00-14, и пообщаться с Илзе Лиепа в прямом эфире, либо написать нам сообщение. Мы передадим, зададим ваш вопрос. Это все совершенно бесплатно.

Константин Чуриков: Илзе, конечно, к балету есть не просто зрительский интерес. Вся моя семья обожает балет, ходит.

Илзе Лиепа: Спасибо большое. Это не так част.

Константин Чуриков: Правда.

Илзе Лиепа: Но все-таки мы говорим с вами не про балет, мы говорим про танцевальное искусство. Это более широкая сфера творчества.

Константин Чуриков: Хорошо. В более широком смысле как родителям деток определить, дочка ли, сыночек – ему вообще нужно ходить на танцы или не нужно? Вообще какая должна быть предрасположенность к этому у ребенка?

Оксана Галькевич: Какая перспектива? Потому что очень часто и родители слишком требовательны к своим детям, завышенные ожидания, но чтоб ребенок, может быть, не пострадал от какого-то ненужного давления, а, может быть, наоборот, сделать правильный выбор.

Илзе Лиепа: Я уверена, что каждая девочка должна заниматься балетом. В XIX веке говорили, что занятия танцами способствуют облагораживанию души. И танцами, как вы помните, занимались очень серьезно. Сейчас мы это теряем, но я абсолютно уверена, что танцевальное творчество очень благотворно влияет на детскую душу. Но танец танцу рознь. Поэтому надо внимательно следить за тем, куда, в какую студию ходит ребенок, кто педагог. Это очень важно. Потому что в наших школах мы часто видим детей испорченных: испорченные спинки, испорченные ножки, и приходится это выправлять. Это все очень тонкий механизм. Поэтому, в частности, наша премия – это такая серьезный образовательный проект. Ведь мы очень много ездим по России. В этом году мы более 900 детей увидели в Норильске. Оказалось, что это невероятно танцевальный край.

Оксана Галькевич: 900 детей?

Илзе Лиепа: 900 детей мы увидели в рамках нашего просмотра…

Оксана Галькевич: Это просто очень много. Впечатляет.

Илзе Лиепа: Да, но 3500 детей в Якутске. Я думаю, что это еще более впечатляющая цифра. У нас танцевальная страна. У нас страна огромная. Но, родители, будьте внимательны, отдавая своего ребенка в танцевальную студию, внимательно смотрите, какая музыка, под какую музыку танцует ваш ребенок, какой педагог, что за образы, что за композиции танцуют дети. Это все очень важно.

Константин Чуриков: Илзе, тогда давайте пойдем от противного. Под какую музыку вы бы не советовали танцевать? Какая музыка способна испортить вкус ребенка, его представления о прекрасном, его милый детский мир?

Илзе Лиепа: Тяжелые ритмы совершенно противопоказаны детскому восприятию, во всяком случае, до 10-12 лет. Родители часто увлекаются студиями современного танца. А современный танец – это вообще большой вопрос. В нашей стране в массовом понимании культура современного танца, в общем-то, отсутствует. Поэтому так важно было, чтоб на нашем, например, проекте был уникальный хореограф Елена Богданович, человек глубокого вкуса, тонкой музыкальности. И если б вы увидели ее современные композиции, вы бы не усомнились, что это невероятно изобретательно, потрясающе интересно для молодежи. Причем, в нашем проекте были как ребята 18 лет, так и дети в районе 10 лет. И каждая композиция была изумительно музыкальна и изумительно показана для каждого возраста, будь то танец изумительных ромашек для малышей, или танец борьбы добра и зла, потому что это была сказка, то, что мы представили на сцене Большого театра. Я видели, с какими горящими глазами работали 18-летние парни из Барнаула, как это было здорово. И я была спокойна, потому что они были в абсолютно правильном направлении. Это было очень здорово.

Оксана Галькевич: У нас есть первый звонок. От Ирины из Оренбуржской области. Давайте пообщаемся с телезрительницей. Ирина, здравствуйте.

Зритель: Добрый день. Хочу выразить слова любви и благодарности своей работой, что в балете у нас есть такая красивая женщина – Илзе Лиепа. Я очень далека от балета. Мне просто нравится смотреть балетное искусство. Спасибо, всего доброго, до свидания.

Константин Чуриков: Спасибо вам. Из Иркутской области тоже вторят, пишут: "Хорошо, когда известные успешные люди занимаются благотворительностью. Сердце радуется". Илзе, но все-таки мы не можем не поговорить о балете в целом. Есть целая такая полка, на которую можно поставить такие вещи, как мифы о балете. Что из этих мифов правда, а что нет? Потому что что только мы ни слышим со стороны. Что балерины не едят, страдают чуть ли не анорексией, атмосфера зависти и конкуренции, битое стекло в пуантах. Что из этого правда, а что нет? Для вас лично.

Илзе Лиепа: Когда мы были маленькими детьми, наш отец Марис Лиепа, выдающийся танцовщик, сказал нам с братом: "Ребятки, если вы немножко постараетесь, какая у вас может быть интересная жизнь!". Ведь в любом деле очень важно, на чем сделать акцент. И для нас очень ценно, что наш отец делал акцент на любви к своей профессии, на необходимости войти внутрь дела, и тогда оно начинает тебе открываться. Поэтому то же самое я говорю и детям моих балетных школ, и детям наших больших проектов. Настоящее творчество может сделать жизнь интересной. В каком деле не бывает сложностей? Наверное, ни в каком.

Константин Чуриков: Нам звонят и звонят. Елена из Перми выходит в эфир. Елена, здравствуйте, слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос возник. Сейчас очень много говорится о том, что будут прививать детям культуру танца, культуру движения. Но чтобы ребенок, занимаясь в какой-то студии или каком-то коллективе, чтобы он где-то показался, выступил, это стоит очень недешево для простого обывателя, для родителей. Потому что участие все везде платное в каких-то хороших конкурсах.

Илзе Лиепа: Да, это правда.

Зритель: И вроде как развивать, развивать очень хочется родителям. Но не каждый может это себе позволить. Потому что, действительно, для простого родителя это очень ощутимые деньги. И мы с этим даже сами столкнулись. Как тогда продвигать ребенка? Пусть он не суперталантлив, но он хочет развиваться, он стремится, у него есть желание, но у родителей нет возможностей.

Константин Чуриков: Это вы говорите о своем ребенке?

Зритель: Мой ребенок занимается в хореографической студии. Направление как раз хореографии и балета. Но дело в том, что выступить где-то очень дорого, чтоб ребенку показать свое мастерство, свои возможности, вообще показаться и выступить.

Илзе Лиепа: Тем и уникальна наша премия, потому что дети участвуют там бесплатно, и спасибо и министерству культуры, и департаменту города Москвы за поддержку, и нашим меценатам за то, что мы имеем такую поддержку. И дети не должны платить за участие в нашей премии.

Что же я могу сказать? Тем не менее, у нас все равно уникальная страна, потому что я думаю, что ни в одной стране мира нет домов культуры, куда ребенок может прийти и заниматься вообще бесплатно. У нас это еще пока есть. И я очень рада, что это есть. И обучение в профессиональных хореографических училищах бесплатное. Есть какие-то платные дополнительные классы. Но в принципе государство вкладывает огромные деньги, чтобы обучить детей балету. И это вселяет надежду в то, что мы по-прежнему будем впереди в области балета.

Константин Чуриков: Илзе, я однажды сходил на французский балет. Не буду говорить, кто его ставил. Мне не понравилось, честно. Хотя понравилась музыка. У меня общий вопрос. Русский балет. Почему же он (хотя Россия изначально не родина балета) добился такого всеобщего признания в мире?

Илзе Лиепа: Ведь мы тоже не родина христианства, мы не родина православия. Но, тем не менее, мы, как никакая другая страна, восприняли эту веру, и она стала нашей сутью, нашим стержнем. Ведь все дело, наверное, в духовном устройстве. И так случилось, что русская душа откликнулась балету, восприняла ее на какой-то глубокой ноте понимания. И, наверное, так и родилась строчка "душой исполненный полет". Поэтому что-то такое в России мы понимаем и чувствуем, что не дано чувствовать ни в одной стране мира. И даже обгоняя нас сейчас, танцовщики из Кореи, Японии, Китая, все равно у них нет такого глубокого и тонкого ощущения классики, как есть в русском балете. Это секрет. Это нельзя объяснить.

Оксана Галькевич: Говорят, они очень техничные, очень хороши с технической точки зрения. Но вот артистичности им не достает.

Илзе Лиепа: Даже не артистичности, а тонкости в эмоциях, деталях. Ведь это профессия, где нет ничего неважного. Поэтому так трудно детей обучить балету. Тут важен каждый пальчик, каждый поворот головы, музыкальность. Поэтому я всем родителям рекомендую, чтобы детям обязательно проходили вот этот период классического образования. Это классическое образование тела. Хореография еще никому не помешала. Потом можно сделать выбор в сторону современного танца, еще чего-то. Но классика обязательна.

Константин Чуриков: А как же травмы?

Оксана Галькевич: Об этом нам, кстати, тоже пишут, что балет – это ведь огромный труд. И ребенка отдавать туда, наверное, некоторым страшновато.

Константин Чуриков: И иногда травмы.

Илзе Лиепа: Мы же не говорим про профессиональный балет. Мы говорим про танец. Скажите мне, пожалуйста, лыжами сейчас увлекаются все. А разве лыжи не более травматичны, чем балет?

Константин Чуриков: Не говоря уже о роликовых коньках, да.

Оксана Галькевич: Нижегородская область нам пишет: "Народные танцы и балет – в общеобразовательные школы!". А также звонит нам сейчас, насколько я понимаю, тоже Нижегородская область. Марта, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Илзе, я хочу очень поблагодарить вас за ваши танцы в балете. Я восхищаюсь вашей манерой исполнения. И вообще я сама в детстве мечтала танцевать в балете. Но, как говорится, меня бог не допустил, потому что мы жили в глубинке, нам там негде было заниматься, и я с удовольствием смотрю ваши выступления. Еще, Илзе, я бы хотела к вам обратиться. Я пенсионерка, инвалидка, мне 71 год. Я бы хотела по поводу благотворительности к вам обратиться. Мне, конечно, стыдно в эфире это все говорить. Если бы вы могли мне позвонить, мы бы с вами просто чисто так душевно поговорили.

Илзе Лиепа: Хорошо, спасибо.

Зритель: Я могу оставить телефон?

Константин Чуриков: Оставьте администратору.

Оксана Галькевич: Спрашивают: "Занимается ли ваш ребенок балетом?". Но мне кажется, что это очевидно.

Илзе Лиепа: Да, конечно, занимается.

Оксана Галькевич: Очень много сообщений с выражением признательности, в том числе и пишут нам поклонники таланта вашего отца, говорят, что он был великий человек, вспоминают о нем, спрашивают, давно ли мы с тобой были в театре. Не так давно на самом деле. Всего неделю назад я.

Константин Чуриков: Я был полгода назад в Мариинке в Питере. Илзе, поскольку мы все-таки начали с вопросов вкуса, эстетики (и, наверное, этим разумно закончить), ваше отношение к массовой культуре. Как вы ее воспринимаете? Можно ли ее считать культурой, с вашей точки зрения?

Илзе Лиепа: Все, что рождается, имеет свое основание. Потому что все, что рождается в культуре, и даже все ее уродливые стороны отображают нашу жизнь, отображают состояние нашего духа, духа общества. Поэтому массовая культура тоже может быть разной. И я абсолютно уверена, что массовая культура нуждается в руководстве, в каком-то грамотном, творческом руководстве. И, в частности, то, что мы делаем, мы по сути хотим под свою культурную опеку взять детское творчество, для того чтобы направить его в правильное русло, для того чтобы как раз привить тот вкус, о котором мы говорили вначале. Поэтому массовая культура – это мы с вами. Посмотрите на нее и скажите, кто мы такие есть.

Константин Чуриков: От имени наших зрителей и от своего имени благодарим вас. Спасибо. С вами было очень приятно общаться.

Оксана Галькевич: И, завершая нашу беседу, я хочу зачитать одно сообщение. Вас благодарят за то, что вы не шоумен, а настоящая балерина, и говорят, что вам присуща настоящая природная грация.

Илзе Лиепа: Благодарю.

Константин Чуриков: Спасибо. Это была рубрика "Антракт". В студии была Илзе Лиепа, народная артистка России. А мы продолжим буквально через несколько минут. Смотрите программу "Отражение". 

Написать комментарий

Выпуски программы

Выпуски программы

ГОСТИ

  • Тамара Касьянова генеральный директор компании "2К Аудит", первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров
  • Дмитрий Востриков директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз"
  • ГОСТИ

  • Елена Воронина вице-председатель общественной организации "Многодетные семьи Ярославской области"
  • Светлана Лягушева председатель общественной палаты Ярославской области по социально-демографической политике, охране материнства и детства
  • Сергей Ивченко директор департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля
  • ГОСТИ

  • Леонид Ольшанский вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат
  • ГОСТИ

  • Леонид Перлов учитель высшей категории, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель"
  • ГОСТИ

  • Любовь Храпылина профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНГХиГС
  • Александр Сафонов проректор Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор
  • ГОСТИ

  • Александр Гезалов член Совета при Министерстве образования РФ по вопросам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ГОСТИ

  • Амир Валиев технический директор и главный конструктор ООО "Птеро", член совета директоров "Аэронет"
  • ГОСТИ

  • Варвара Добровольская фольклорист, кандидат филологических наук
  • ГОСТИ

  • Николай Кошман президент Ассоциации строителей России
  • Николай Алексеенко генеральный директор "Рейтингового агентства строительного комплекса"
  • ГОСТИ

  • Татьяна Сергеева проректор по дополнительному профессиональному образованию ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"
  • ГОСТИ

  • Игорь Николаев директор Института стратегического анализа компании ФБК
  • ГОСТИ

  • Анатолий Левин дирижер, художественный руководитель Концертного симфонического оркестра Московской консерватории
  • Показать еще
    Показать еще
    33 минуты назад
    ЕСПЧ присудил братьям Навальным 80 тысяч евро компенсации по "делу "Ив Роше" Адвокат оппозиционера считает, что Верховный суд должен отменить приговор
    35 минут назад
    В Ярославской области директор интерната наказала детей, заставив их пить мочу Женщину уволили, ей может грозить уголовная ответственность
    52 минуты назад
    Подгузники - не роскошь: поддержите акцию "Сухая попа" Младенцы-отказники болеют из-за нехватки памперсов
    57 минут назад

    ГОСТИ

  • Алисен Алисенов доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС
  • Александр Бузгалин доктор экономических наук, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета
  • Владислав Корочкин первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России"
  • Игорь Николаев директор Института стратегического анализа компании ФБК
  • Ирина Соболева руководитель Центра политики занятости и социально-трудовых отношений Института экономики РАН, доктор экономических наук
  • Олег Соколов Секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР)
  • Как вывести россиян из "тени" Почему самозанятые вовсе не стремятся к официальному трудоустройству?
    Полный выпуск час назад
    Россиянам предложат софинансировать бесплатную медицину О необходимости разделить часть расходов на медицину с населением заявил президент
    час назад
    Олег Газманов попал в ДТП под Пермью Машина артиста попала в яму, из которой торчала арматура
    2 часа назад
    Северная Корея заявила о готовности начать ядерную войну "в любой момент" Об этом заявил Ким Ин Рен, зампостпред Северной Корее в ООН.
    3 часа назад
    Опрос: Более половины россиян не готовы к женщине-президенту 53% россиян не хотели бы, чтобы в ближайшие 10-15 лет президентом страны стала женщина
    вчера

    ГОСТИ

  • Сергей Голодов доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова
  • ГОСТИ

  • Елена Воронина вице-председатель общественной организации "Многодетные семьи Ярославской области"
  • Сергей Ивченко директор департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля
  • Светлана Лягушева председатель общественной палаты Ярославской области по социально-демографической политике, охране материнства и детства
  • Владимир Путин ввел санкции против Северной Кореи Санкции направлены против ядерной программы РФ
    вчера

    ГОСТИ

  • Леонид Ольшанский вице-президент "Движения автомобилистов России", адвокат
  • Показать еще

    Сообщение сайта

    СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ

     
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    НАПИСАТЬ В ПРЯМОЙ ЭФИР

    Авторизация

    Регистрация
    Восстановить пароль
    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Регистрация

    *Поля отмеченные знаком «звездочка» обязательны для заполнения

    Восстановление пароля

    Введите адрес почты, который использовали для регистрации, и мы отправим вам пароль.

    Редактирование записи

    Восстановление пароля

    Введите новый пароль и нажмите соxранить

    Новая запись в раздел дежурные

    ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

    КОД ВИДЕО

    Выберите размер

    twitter vk banner instagram facebook new-comments