Андрей Осипов: Похоже, что с 1 марта все автовладельцы лишатся права получить денежное возмещение по гражданской ответственности

Гости
Наталья Жильцова
вице-президент РОАД, член правления ГК «Независимость»
Андрей Осипов
автоэксперт

Ольга Арсланова: Ну, всё! Конечно, наш SMS-портал уже взрывается от сообщений с просьбами порекомендовать тот или иной автомобиль. Это значит, что время нашей постоянной рубрики – автомобильной. Обсуждаем самые свежие новости в этой сфере и даем советы нашим зрителям. А делает это автоэксперт, редактор сайта osipov.pro Андрей Осипов. Здравствуйте, Андрей.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Андрей.

Андрей Осипов: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: С чего начнем?

Андрей Осипов: Ну, естественно, с актуального. Мы буквально в прошлой программе обсуждали с вами ситуацию на дальневосточной таможне, где несколько сотен машин зависли из-за отсутствия датчиков системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Как известно, для Дальнего Востока, куда ежегодно ввозится около 200 тысяч подержанных автомобилей из Японии и Кореи, это достаточно больной вопрос. Поэтому к процессу решил подключиться губернатор Приморья Владимир Миклушевский. Он обратился к полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу с предложением – как минимум на полгода отложить срок установки терминалов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" на ввозимые из-за границы подержанные автомобили. Власти края в этой связи поясняют, что основная цель временного моратория – дать возможность законодателям доработать порядок оформления и передачи ввезенных транспортных средств владельцу с учетом нововведений, а также определить порядок дооборудования автомобилей системой "ЭРА-ГЛОНАСС". Кроме того, требуется время, чтобы решить, какая структура будет устанавливать такие системы.

К слову сказать, в самом Приморье, по сообщению местной администрации, нет компаний, которые по закону могут заниматься этим видом деятельности. А, к примеру, в той же самой Белоруссии, которая сегодня уже упоминалась (а она также является членом Таможенного союза), уже отложили срок обязательной установки "ЭРЫ-ГЛОНАСС" на два года. Так что будем следить за развитием событий. И, к слову сказать, я думаю, что уже на следующей неделе будет известна какая-то информация, какое решение принято по дальневосточной таможне.

А пока давайте вернемся не к не менее, собственно говоря, актуальной теме – к реформе ОСАГО. Похоже, что уже с 1 марта все автовладельцы лишатся права получить денежное возмещение по гражданской ответственности. И для начала предлагаю посмотреть, что об этом думают сами автомобилисты.

ОПРОС

Андрей Осипов: Забавная такая складывается ситуация. На самом деле, по моим наблюдениям, получается, что мнения разделились автовладельцев – 50 на 50. Но ведь возможности выбирать, я так понимаю, нам не предложат.

Петр Кузнецов: То есть страховщик будет выбирать?

Андрей Осипов: В данном случае, собственно говоря, по закону мы не сможем получить денежные выплаты.

Петр Кузнецов: В большинстве случаев все-таки будет ремонт, да?

Андрей Осипов: Там оговариваются моменты, когда мы можем получить денежные выплаты. Они, как правило, связаны… когда очень далеко сервис, вы живете в совсем отдаленном регионе России или, допустим… Я не знаю, вот эти моменты еще должны быть прописаны к третьему чтению, собственно говоря.

Давайте обратимся к спикеру. У нас на связи Наталья Жильцова – это вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров и, к слову сказать, член правления ГК "Независимость". Наталья, здравствуйте.

Наталья Жильцова: Здравствуйте.

Андрей Осипов: Вот скажите, у меня первый вопрос: по вашим данным, все ли официальные дилеры имеют контракты со страховыми компаниями на восстановительный ремонт вот именно по системе ОСАГО? О КАСКО сейчас не говорю.

Наталья Жильцова: Ну, я бы так ответила на этот вопрос: все зависит от региона. Если говорить о Москве, то это достаточно редкий случай. Если говорить о специфике, предположим, Урала или Поволжья, то там большинство официальных дилеров уже давно работают по ОСАГО. Это связано со специфичной оценкой по единой методике ремонта и оценкой по стоимости запасных частей в этой единой методике. Но, в принципе, все сейчас готовятся активно, заключают договора. То есть сейчас такая активная стадия подготовки идет.

Андрей Осипов: Наталья, а можем ли мы говорить о том, что все-таки большая часть официальных дилеров будет интегрирована в систему, если можно так выразиться, ремонта восстановительного по ОСАГО?

Наталья Жильцова: Мы очень на это рассчитываем и все, конечно, для этого делаем. Потому что и Ассоциация "Российские автодилеры", и мы как участники рынка, как официальные дилеры рассчитываем, что, по крайней мере, весь гарантийный парк должен обслуживаться и ремонтироваться у официальных дилеров – ну, по крайней мере, для того чтобы сохранить гарантию и чтобы клиент был доволен качеством ремонта.

Андрей Осипов: А в чем камень преткновения, Наталья? Собственно говоря, что мешает сейчас уже активно всем официальным дилерам подключиться? Это деятельность самих страховых компаний? Или что-то не устраивает самих дилеров – цена ремонта та же самая, которую вы упомянули?

Наталья Жильцова: Вы знаете, на текущий момент основным препятствием для работы являются два фактора. Первый фактор – это то, что на текущий момент все-таки у нас приоритетная форма возмещения – денежная. Ну, так сложился рынок на протяжении последних почти 15 лет. Клиенты в основном получали деньги и, скажем так, были этим, наверное, частично довольны, частично – нет.

А второй фактор, по которому клиент не хотел выбирать ремонт, – в большинстве случаев ему нужно доплачивать, потому что сегодня единая методика предполагает оплату стоимости ремонта за вычетом износа запасных частей. Так вот, основный фактор, который позволит, скажем, сделать эту услугу более доступной и качественной, – это изменения в законе, что оплата ремонта будет осуществляться без учета износа запасных частей, то есть клиент будет получать просто готовый автомобиль из ремонта без всяких доплат.

Андрей Осипов: Ну, клиенту это выгодно. Наталья, но я не могу вам не задать вопрос: а каким образом, на ваш взгляд, должно обеспечиваться качество проведенного ремонта и какие должны быть гарантии на этот счет?

Наталья Жильцова: Да, это, знаете, основной вопрос и дебатов, и обращения к экспертам. Вопрос в том, что единой методики оценки качества на текущий момент не существует, она достаточно субъективна. Официальные дилеры работают по стандартам производителя, то есть, конечно, качество работ ремонт и выходящее качество восстановительного ремонта ожидаемое, оно полностью соответствует технологии ремонта производителя. А качество других участников рынка пока оценить очень сложно. И конечно, мы активно предупреждаем об этом и участников рынка, и страховщиков, и Центральный банк, что должны быть единые критерии оценки качества работ и производимого ремонта. Но пока этот вопрос еще не решен.

Андрей Осипов: Но, по крайней мере, какие-то переговоры идут с тем же самым Российским союзом автостраховщиков (РСА), с регулятором?

Наталья Жильцова: Вопрос ставится таким образом, что качество ремонта – это отдельная тема рынка, наверное, автомобильного, которая выходит за рамки обязательного страхования гражданской ответственности, а является отдельной темой для регулирования. Сейчас поднялся вопрос о том, что, в принципе, необходимо регулирование рынка станций технического обслуживания с точки зрения качества и восстановительного, и, возможно, просто ремонта, технического обслуживания.

И Ассоциация "Российские автодилеры" тоже сейчас готовит ряд предложений по регулированию, как мы это видим. То есть, я думаю, в ближайшее время так или иначе этот рынок будет складываться. И регулирование, конечно, с нашей точки зрения, необходимо, по крайней мере, для того, чтобы определять, в первую очередь клиенту, кто есть кто на рынке и кому можно доверять свой автомобиль как средство повышенной опасности для дальнейшей эксплуатации, а кому – нет.

Андрей Осипов: Понятно. Спасибо большое. Это была Наталья Жильцова – вице-президент РОАД, член правления ГК "Независимость".

Мы со своей стороны, я так думаю, можем сказать, что мы будем следить за развитием событий и, по крайней мере, оповестим наших уважаемых телезрителей…

Петр Кузнецов: Да, у них уже, кстати, есть вопросы. "А если, например, помята дверь, и не хочешь ремонта, поскольку на скорость не влияет?" То есть тут вопрос по мелким повреждениям.

Андрей Осипов: Ну, тут вопрос скорее, Петр, находится в другой плоскости: заявлять ли это как страховой случай или нет?

Петр Кузнецов: Да-да-да, на месте.

Андрей Осипов: Но, в принципе, в нашей стране можно и заявить, потому что это особо не влияет на дальнейшую стоимость полиса, если вы, по крайней мере, не были виновником дорожно-транспортного происшествия. Но если вы посмотрите на многие крупные европейские города, на тот же самый Париж – так там каждая вторая машина поцарапана. Почему? Потому что любое заявление в страховую компанию означает, что в следующем году за страховку вы заплатите больше, у вас будет повышающий коэффициент.

У нас, в принципе, тоже есть система "бонус-малус", которая должна стимулировать к безаварийной езде, но, по сути, она не всегда хорошо работает. Поэтому это огромный комплекс вопросов, который сейчас возникает и в связи с этой реформой ОСАГО, он волнует, естественно, огромное количество граждан. Ведь по большому счету обладателя, по крайней мере, более или менее свежего автомобиля волнует что? Ему после ДТП главное – получить машину в том же самом товарном виде, который наблюдался до наступления страхового случая. В общем, будем следить за развитием событий.

Давайте теперь перейдем, наверное, к самим автомобилям, если позволите.

Ольга Арсланова: Ну, давайте.

Андрей Осипов: Это более приятно. Мы, дорогие друзья, на сей раз подготовили для вас тест-драйв, я скажу честно, бюджетного, совсем бюджетного автомобиля. Я даже подводиться к нему не буду, если позволите. Давайте сразу посмотрим небольшой сюжет.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: И это ответ на очень многие вопросы, которые нам уже приходят. Но самое главное – вот на этот. Свердловская область: "Посоветуйте, пожалуйста, молодым пенсионерам машину в пределах 700 тысяч рублей для езды по городу. Спасибо. Нина Сергеевна".

Андрей Осипов: Ну, вполне тот же самый протестированный только что on-DO подойдет.

Петр Кузнецов: Еще и сэкономите.

Андрей Осипов: Еще и сэкономите. Он даже дешевле 700 тысяч. Если не ошибаюсь, там в 600 тысяч в хорошей комплектации можно уложиться, а это и автоматическая коробка передач, и так далее. Да, понятное дело, что это брат-близнец LADA Granta, которая, несмотря на это, стоит чуть-чуть подороже. И возможно, возникнут вопросы с тем же самым сервисом. Ведь, в конце концов, сеть дилерских центров Datsun гораздо меньше, чем сеть дилерских центров того же самого "АвтоВАЗа". Но тут и гарантия полноценная, собственно говоря. Я думаю, что и с выполнением гарантийных обязательств у Datsun (я, по крайней мере, хочу на это надеяться) никаких проблем не возникнет.

Если позволите, прежде чем перейти к SMS-порталу, нам тут пришло письмо в письменном виде, и я не могу на него не ответить.

Петр Кузнецов: Не из ГАИ?

Андрей Осипов: Нет. Слава богу, нет. Ирина спрашивает… Я не буду цитировать. В общем-то, задача у Ирины стоит следующая. Она недавно получила водительское удостоверение и хочет приобрести новую иномарку или б/у в ценовом диапазоне до 300 тысяч. И получается, что иномарка б/у до 300 тысяч, или новая, или почти новая Lifan Smily.

Ирина, я прежде всего хочу вас отговорить от Lifan Smily, потому что я категорически не рекомендую, тем более подержанный, китайский автомобиль брать. Почему? Потому что это посредственная управляемость, это непонятно из чего сделанный пластик и какая там шумоизоляция. Я уже не раз об этом говорил в эфирах. И наконец, это огромные потери при последующей перепродаже. Я уже не говорю о том, что пока Lifan Smily так и не смог продаваться ни на одном другом рынке, кроме Китая и, собственно говоря, России – по той простой причине, что он не может пройти ни один краш-тест. В этой машине вероятность погибнуть чрезвычайно велика в случае наступления дорожно-транспортного происшествия. Вот это тоже нужно учитывать.

Поэтому я бы вам рекомендовал все-таки присмотреться к машинам подержанным. Посмотрите что-нибудь из В и С-класса: Ford Fiesta, Opel Corsa, Renault Logan. Ну, Solaris и Rio не стал бы вам рекомендовать. Ну, вот эта троица. Можно найти вполне приличный автомобиль. Проверьте просто его техническое состояние и, естественно, юридическую чистоту.

Ольга Арсланова: Давайте примем звонок.

Андрей Осипов: Обязательно.

Ольга Арсланова: У нас Василий на связи, Белгородская область. Правильно, Василий?

Зритель: Да-да-да.

Ольга Арсланова: Слушаем.

Андрей Осипов: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я брал по утилизации автомобиль Chevrolet Aveo. У меня взяли, короче, как? Я брал перед подорожанием. Сделали мы документально все. Ну, короче, я пригоняю, а мне говорят: "Езди пока на своей машине. Как придет автомобиль – так сразу мы вам сообщим". Это дело было перед подорожанием, ну, два года назад. И я пригоняю свой автомобиль, а они говорят: "Подорожали автомобили". Хотя бумаги уже все составили. Говорят: "Уже все, подорожали, уже 610 тысяч". Я Chevrolet Aveo брал. Короче, я все равно беру. Ну, они как-то делают…

Ольга Арсланова: Так?

Зритель: Не понял.

Андрей Осипов: А вопрос-то, Василий, в чем?

Ольга Арсланова: Вопрос в чем?

Зритель: Chevrolet Aveo.

Андрей Осипов: А вопрос?

Зритель: Две недели проходит. Они должны были через две недели пригнать автомобиль. Не пригоняют, а говорят: "У нас идет подорожание".

Ольга Арсланова: Что вы об этом думаете?

Зритель: За 610 тысяч, короче.

Ольга Арсланова: Василий, спасибо. Поконкретнее бы.

Андрей Осипов: Я суть вопроса приблизительно уловил на самом деле. Я забыл у вас уточнить, Василий: покупали ли вы машину у официального дилера или нет? Но что-то мне подсказывает, что это был совсем не официальный дилер. Потому что если вы подписали контракт, в котором прописана четко цена, то цена эта изменяться не может – вне зависимости от того, пригоняют вам машину через неделю, две, три или через месяц, собственно говоря. Это во-первых.

Во-вторых, не забывайте о том, что официальные бренды Chevrolet и Opel у нас сейчас не продаются. Эти бренды ушли, собственно говоря, с нашего рынка. Да, у нас есть премиальный Chevrolet Tahoe, и присутствует, скажем так, офис Chevrolet. Но вот что касается Aveo и Cruze, то этих машин больше в России, собственно говоря, нет.

Я думаю, что в данном случае вы, скорее всего, столкнулись с очень распространенным видом мошенничества, когда вам сначала предлагают подписать договор, а потом выясняется, что цена на машину меняется, потом выясняется, что машина эта до вас никак доехать не может и так далее. Я бы уже озаботился тем, как эти деньги вернуть обратно, и потратить их в нормальном дилерском центре на автомобиль, который есть в живом виде, здесь на стоянке, на котором вы можете сразу уехать. Ну, либо обратиться уже, скорее всего, в правоохранительные органы.

Петр Кузнецов: Андрей, давайте тогда в режиме "блиц"…

Андрей Осипов: О'кей.

Петр Кузнецов: "Ford Kuga 2, 1.6, автомат. Что скажете?"

Андрей Осипов: Неплохо, неплохо. Это новое поколение Ford Kuga. Рекомендовано. В принципе, неплохой автомобиль.

Петр Кузнецов: "Santa Fe Hyundai или ix25 – 2012 и 2013 годов?"

Андрей Осипов: Santa Fe больше, чем ix25, по своим габаритным размерам однозначно. Наверное, поэтому логичнее выбрать ее.

Петр Кузнецов: "Газель" с каким двигателем посоветуете – дизельным или бензиновым?"

Андрей Осипов: Какой вам больше нравится. При больших пробегах логичнее, конечно, выбрать дизель. Я понимаю, вас смущает дизель китайского производства, но пока я таких уж больших нареканий на этот мотор не слышал. Хотя кое-какие проблемы с ним есть. Но с другой стороны – бензиновый мотор там совсем уж старый.

Петр Кузнецов: Ну, всё, дальше уже не успеваем, извините.

Ольга Арсланова: В следующий раз.

Петр Кузнецов: В следующий раз. Пишите, да. Мы оставим.

Андрей Осипов: Спасибо, спасибо.

Петр Кузнецов: Спасибо, Андрей. Андрей Осипов, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. 

Обсуждаем самые свежие автомобильные новости и даем советы по выбору автомобиля