Вадим Никаноров: Нехватка очистных сооружений на реках – это проблема всей страны. И с ней надо бороться

Гости
Вадим Никаноров
врио руководителя Федерального агентства водных ресурсов

Константин Чуриков: Ну вот пришло время: традиционно, как всегда в эти часы и в эти минуты "Экологические итоги". В студии эксперт Высшего экологического совета Госдумы Вера Серебровская. Вера, привет. О чем сегодня пойдет речь?

Вера Серебровская: Приветствую тебя, Константин. Сегодня мы поговорим о водных ресурсах, о болевых точках – Волге и Байкале – а также о приближающемся паводке.

Приветствую зрителей "Экологических итогов". Сегодня в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО подвели итоги деятельности за 2016 год и рассказали о планах на 2017 год. В коллегии приняли участие региональные руководители всех 18 регионов Центрального федерального округа. В Год экологии в России пройдет День водно-биологических угодий, конкурс фотографий, акции по уборке территорий национального парка. Эти меры, считают в Росприроднадзоре, научат людей бережнее относиться к окружающей среде и помогут в будущем избежать основных экологических проблем.

Константин Елисеев: Начиная от банального захламления территорий, прилегающих к садовым участкам, к дачам, к жилому сектору, и, конечно же, полигонов твердых бытовых отходов. Ну и вторая проблема, которую я бы назвал – это, конечно, нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. То есть загрязнение атмосферы от крупнейших предприятий, которые выбросы осуществляют – это важная проблема. Ну а сейчас, поскольку у нас скоро паводок будет, то это, естественно, будет загрязнение водных объектов.

Вера Серебровская: На территории России насчитывается более 2.5 миллионов больших и малых рек, более 2 миллионов озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда. Все это находится в ведении Федерального агентства водных ресурсов, руководитель которого сегодня гость нашей студии – это Вадим Никаноров. Вадим Анатольевич, добрый день, добрый вечер. Спасибо, что нашли время к нам прийти сюда в преддверии паводкового сезона. Вот Константин Юрьевич – руководитель Росприроднадзора по ЦФО – говорил о том, как они уже проводят Год экологии, и Министерство природных ресурсов к Году экологии подготовило план мероприятий. И вы, конечно, тоже как подразделение Министерства природных ресурсов и экологии наверняка имеете свой план, который уже внедряется в жизнь.

Вадим Никаноров: Добрый день, Вера. Добрый день, уважаемые телезрители. Конечно, Федеральное агентство водных ресурсов вместе со всеми другими федеральными органами исполнительной власти, вместе с субъектами федерации, с волонтерами начинает Год экологии, начинает мероприятия в Год экологии. Все прекрасно, наверное, знают, что сформирован федеральный план по реализации Года экологии, в котором нашли место и мероприятия, за которые отвечает наше федеральное агентство. Эти мероприятия условно можно разделить на несколько больших групп: это мероприятия капитального характера, в которые входит, например, берегоукрепление Цимлянского водохранилища, строительство водохранилищ на территории Калмыкии и другие; расчистки каких-то рек и другие мероприятия. Есть мероприятия чисто экологического характера, такие как экологическая реабилитация крупных водных объектов – к ним относится озеро Неро, к ним относится Адмиралтейский пруд в Республике Татарстан (город Казань), Чернореченское водохранилище в Чечне и многие другие объекты. Третье мероприятие, о котором я бы хотел сказать – это акция "Чистый берег", которую мы собираемся проводить совместно с субъектами федерации, с общественностью. Эта акция будет направлена на уборку берегов водных объектов – как раз о том, о чем говорили представители Росприроднадзора, для того чтобы, во-первых, то, что накопилось за зиму на берегах рек и озер, водохранилищ убрать, чтобы во время паводка это не попало в воду, во-вторых, чтобы привести все-таки эти водные объекты в то состояние, на которое будет приятно смотреть, чтобы люди могли прекрасно отдыхать и проводить свой досуг около воды. Вы знаете прекрасно, что очень многие любят выходить семьями на берега рек.

Вера Серебровская: Да, главное, чтобы они за собой убирали.

Вадим Никаноров: Главное, чтобы они за собой убирали, да.

Вера Серебровская: Ну вот в план мероприятий Года экологии также включен Всероссийский конкурс фотографии водных пейзажей родного края "Водные сокровища России", который как раз ваше агентство и проводит. Давайте посмотрим фотографии, которые присылают в ваше агентство, которые уже публикуются на вашем сайте – действительно, сколько талантов на русской земле, какие красивые фотографии вам присылают. Что вы можете сказать о них?

Вадим Никаноров: Да, совершенно верно. Фотографии потрясающие. Первый этап конкурса завершен. Конкурс проходит в 9 номинациях – это различные направления, которые могут осветить то, что творится на народных объектах: это и красоты, это и какие-то инфраструктурные сооружения, которые привязаны к водным объектам (плотины, береговые укрепления, набережные). Это одна из номинаций, которую, я думаю, мы сейчас увидим – это как раз те захламленные берега водных объектов, которые можно приводить как отрицательный пример. И как раз с этим мы будем усиленно бороться, опять же… Вот, как раз вы видите сейчас эти фотографии. Вместе с представителями Министерства природных ресурсов и экологии субъектов наших федераций, вместе с волонтерами, вместе просто с жителями ближайших населенных пунктов к рекам и озерам…

Вера Серебровская: Телезрители пишут, переживают за реку Дон – говорят, что он зарос камышом и пропадает там рыба. Вот это, наверное, тоже одна из болевых точек на нашей водной карте.

Вадим Никаноров: Да, конечно. Я хочу сказать, что в прошлом году реке Дон, Нижнему Дону и Цимлянскому водохранилищу была посвящена отдельная работа, которая была сделана Министерством природных ресурсов и Федеральным агентством водных ресурсов по поручению президента. Когда был составлен план первоочередных мероприятий по экологической реабилитации Цимлянского водохранилища и Нижнего Дона, в него вошли очень большое количество мероприятий, в том числе по расчистке устьевых частей рек, по переобустройству водной системы малых рек Цимлы и Цимлянского водохранилища и многие другие мероприятия. И я надеюсь, что в этом году многие из них начнут уже реализовываться.

Вера Серебровская: Я знаю, что проблема еще и в том, что в некоторых населенных пунктах, которые находятся в том числе на берегах Дона, просто нет очистных сооружений. И это тоже серьезная проблема.

Вадим Никаноров: Да, это серьезная проблема, но я бы не сказал, что она касается исключительно Дона. Это проблема всей нашей страны: где-то она более явная, где-то не так. Но если смотреть глобально, то эта проблема существует, и, естественно, с ней надо бороться.

Вера Серебровская: К нам присоединяется телезритель Юрий из Великого Новгорода. Юрий, здравствуйте, мы вас слушаем. А дальше продолжим как раз про болевые точки.

Зритель: Добрый день. Я в прошлом году пользовался сайтом www.24.ru – уровень реки Волга. Было очень удобно. Я рыбак-охотник, было видно, какой весной уровень воды, можно было сравнить с предыдущим годом. У меня мама живет в поселке Краснофарфорный, который периодически заливает, и оттуда мог контролировать это, и не только я. И вот на этом сайте все это пропало. У меня такое чувство, что кто-то перестал его финансировать, а было очень удобно. У меня только вот такой вопрос, если есть возможность поддержать такой сайт.

Вера Серебровская: Либо, может быть, на каком-то другом сайте можно это смотреть или где-то информацию узнавать, видимо?

Вадим Никаноров: Я хочу ответить нашему гостю, что информация, о которой он говорит, носила, я думаю, неофициальный характер, потому что я не слышал об этом сайте. Но наверняка у нас есть энтузиасты, которые каким-то образом имеют информацию об уровнях воды и выкладывают ее на своем сайте. На самом деле самый такой оптимальный вариант – это пользоваться официальной информацией Росгидромета, который официально замеряет эти уровни и официально опубликовывает их на своих ресурсах, в том числе и в сети Интернет.

Вера Серебровская: Ну вот мы начали уже говорить о болевых точках. Наверное, самая такая "громкая" болевая точка, о которой знает весь мир – это озеро Байкал. Много говорили в прошлом году, и форум ОНФ проводился, и Дмитрий Медведев подписал постановление, в котором был новый минимальный уровень для озера установлен – 455 метров. Какие основные проблемы Байкала на сегодняшний день? Может быть, мы посмотрим на графики, которые прислали, и вы прокомментируете?

Вадим Никаноров: Конечно.

Вера Серебровская: Я прошу режиссеров показать их сейчас на экране.

Вадим Никаноров: Да. Основные проблемы Байкала начались не сейчас.

Вера Серебровская: Давайте вот график: полезный приток воды озера Байкал. Вот мы видим норму и видим, что в 2015-2016 годах приток был меньше, особенно в 2015-м.

Вадим Никаноров: Приток был меньше в эти годы. Но вот как я начал рассказывать перед этим, он меньше уже в течение 11 прошедших лет. Просто гораздо сильнее все эти негативные процессы усугубились в последние 3 года. И это привело к тому, что уровень Байкала понизился до таких пределов, что уже начал вызывать как бы и у общественности, и у тех, кто занимается проблемами Байкала вопрос, что делать с ним дальше. Понимая это и слыша обвинения постоянные в адрес гидроэнергетиков о том, что они сбрасывают огромное количество воды через Иркутскую ГЭС по реке Ангара, мы совместно с Министерством природных ресурсов, совместно с Министерством энергетики занимались долго этим вопросом и пришли к выводу, что нет, это не так. Это просто цикличность, и вот настал такой период, когда Байкал вошел в свой практически, будем говорить, минимальный уровень за последние годы.

Вера Серебровская: У нас вот еще есть 2 графика – давайте попросим их показать. Вы расскажете, что на них изображено. Годовой сток воды в озеро Байкал. Я так понимаю, что 61.9 – это традиционно, это норма.

Вадим Никаноров: Это норма, это среднее, да.

Вера Серебровская: Да. 36.8 – это фактически в 2015 году и 48.9 за 2016 год.

Вадим Никаноров: Это 2016 год, да.

Вера Серебровская: То есть это тоже говорит о том, что уровень воды поднимается?

Вадим Никаноров: Это говорит о том, что в 2016 году ситуация немножко выправилась, но все равно даже приток в Байкал 2016 года не мог восполнить тот дефицит, который уже накопился за предыдущие 11 лет. Но чтобы все-таки как-то выправить ситуацию, мы в течение последних 2 лет сократили сброс через гидроагрегаты Иркутской ГЭС воду через Байкал, ограничив ее количество минимально возможным – 1300 кубометров в секунды. Таким образом, в течение всего периода летом, осенью и весной сбросы составляли 1300, а в зимний период, когда ледостав перекрывает Ангару и создается за счет льда подпор, мы смогли ограничить его до 1250 кубометров. И вот нынешней зимой сбросы составляют 1250 кубометров в секунду. Таким образом мы пытаемся поддерживать необходимый уровень в Байкале. Но мы сделали расчеты, по прогнозу Гидромета какие существуют притоки, какие планируются притоки в зимне-весенний период 2017 года. И у нас получается…

Вера Серебровская: У нас, кстати говоря, график есть по этому поводу. Давайте покажем.

Вадим Никаноров: Есть такой график у нас. Получается, что мы опустимся ниже 456-й отметки где-то на 12-15 сантиметров, что выше, чем за предыдущие годы, больше чем на 10 сантиметров. Таким образом, мы видим, что ситуация все-таки восстанавливается, и мы надеемся, что приток весной, в весеннее половодье восстановит уровень Байкала еще больше, чем в прошлые годы.

Вера Серебровская: Мы сейчас про половодье чуть позже поговорим. А пока Галина из Кемеровской области к нам дозвонилась. Галина, здравствуйте, мы вас слушаем.

Зритель: Здравствуйте. Я хочу рассказать про свою жизнь в Кемеровской области. Хотелось бы узнать, услышать, как отразится 2017 год экологии на жителях Сибири? Мы переживаем кризис. Вы понимаете, мы не живем, мы существуем. Рядом с моим домом – 100 метров – проходит технологическая дорога. У нас воздуха нет, снега чистого мы не видим. У нас луга засыпаны за нашими домами породой. У нас река… которая впадает в… находится среди угольных отстойников. 10 лет я пытаюсь бороться со всем этим и ничего не добилась – понимаете, как мы живем? Это катастрофа техногенная в Сибири. Как-то будет отражаться 2017 год на нашей жизни? Что-то изменится? Я готова представить вам документы, отписки, у меня куча писем за 10 лет.

Вера Серебровская: Да, спасибо за ваш звонок. Я думаю, мы можем много таких принять. Действительно, регионы есть проблемные. Ну вы можете только про реки в Кемеровской области сказать.

Вадим Никаноров: Да. Здесь, я так понимаю, проблема комплексная, потому что идет загрязнение вместе с реками и водной среды, и обратно идет, выпадает с осадками загрязненная вода и смывается с территории. Поэтому здесь перед тем, как, допустим, приступать к очистке или расчистке реки, надо корень проблемы ликвидировать – отвалы, которые скопились там возле шахт, прекратить какие-то пыления в воздух. Во-первых, после этого, естественно, улучшится состояние и воды, но когда будет решена проблема с инфраструктурой, с территорией, то можно будет приступать и к экологической расчистке реки. Это все возможно, но делать это вперед, перед тем как мы ликвидируем саму проблему, будет нерационально, конечно.

Вера Серебровская: Ну какие-то совещания с руководством Кемеровской области проводятся? Потому что регулярно поступают оттуда звонки – оттуда, из Челябинска. Какие-то меры принимаются? Потому что действительно поток звонков не прекращается.

Вадим Никаноров: Естественно, меры принимаются. Но они должны приниматься в первую очередь по таким ситуациям, конечно же, главами субъектов федерации, потому что это их основная ежедневная задача. Они больше понимают, что творится на территории, они видят свои болевые точки и должны решать это на местном уровне. В случае, если у них отсутствует возможность финансовая, они обращаются в Министерство природных ресурсов и получают субсидии на те или иные виды работ, субвенции на выполнение каких-то мероприятий и так далее. То есть финансовая помощь центра при наличии обосновывающих материалов предоставляется всем субъектам федерации всегда.

Вера Серебровская: Я хотела поговорить о Волге, но это настолько серьезная проблема – наверное, не один час времени нужно посвятить обсуждению вот этих вот вопросов, поэтому предлагаю сразу к паводку перейти, тем более, что это одна из таких наиболее актуальных на сегодняшний день проблем. Какой он будет в этом году? Ваш партнер… это составляет. Какие мероприятия вы планируете осуществлять, для того чтобы уменьшить его негативные последствия?

Вадим Никаноров: К сожалению, мы пока еще не можем сегодня сказать, какой будет паводок, потому что даже предварительного прогноза Гидромета еще нет, он будет в начале марта.

Вера Серебровская: Ну снега много.

Вадим Никаноров: Снега много, и мы об этом знаем. Мы готовимся к худшему, естественно, потому что если этот снег останется в таком количестве, которое есть, то паводок в некоторых местах будет довольно значительный. Что мы предпринимаем? Тут тоже надо разделить всю группу мероприятий, которыми мы занимаемся, на две части.

Вера Серебровская: Вот давайте как раз график сейчас очередной посмотрим, который мы подготовили благодаря вашему агентству – это крупнейшие водохранилища на территории России. Что с ними вы планируете делать?

Вадим Никаноров: Все крупнейшие водохранилища на территории России будут срабатываться до определенных уровней, которые установлены правилами, для того чтобы создать определенный запас емкости для приема паводковых вод. Это одна из основных мер по недопущению затопления нижележащих территорий. Водохранилища перехватывают большое количество воды, не давая ей спускаться ниже. Зная примерно, где и в каком месте будет какой приток, по данным Росгидромета, мы можем посчитать, какую емкость мы должны создать в том или ином водохранилище. Мы это делаем, у нас созданы специальные группы, которые занимаются этим на постоянной основе. И водохранилища опорожняются и готовятся к приему паводковых вод. Вторые мероприятия…

Вера Серебровская: Очень-очень коротко.

Вадим Никаноров: Да. Это превентивные мероприятия. Это там, где всегда ледовая обстановка бывает очень сложная – это Якутия, это северо-запад нашей страны (Северная Двина, Архангельск). Там мы проводим распиловку льда, зачернение, ледокольные, ледорезные работы. И это помогает ослабить лед и не дать ему выйти на берег, создать какие-то препятствия для прохождения паводка. Это очень хорошо помогает.

Вера Серебровская: Большое спасибо, Вадим Анатольевич. Ждем вас в ближайшее время - что касается паводка, что касается Волги. Гостем в студии был врио руководителя Федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров. Ну а сейчас время нашей рубрики "Экологический контроль". Вместе с вами, а также представителями Росприроднадзора и других надзорных органов мы выявляем нарушения природоохранного законодательства. Сегодня тема тоже, кстати, связана с водой. Слово экологическому инспектору Ольге Вороновой.

Ольга Воронова: Ночь – любимое время суток для тех, кто нарушает природоохранное законодательство. Надзорные ведомства не работают, и злоумышленники думают, что их действия останутся незамеченными. Но для этого и существует "Экологический контроль" – граждане России, не равнодушные к экологии. О подобном случае нам рассказали телезрители из Владивостока. Они обратили внимание на подозрительное оживление в акватории бухты "Золотой рог" в позднее время суток. При ближайшем рассмотрении оказалось, что под покровом ночи несколько судов проводят работу по вывозу грунта. Бдительные граждане зафиксировали нарушение и обратились в Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора.

Бдительные граждане сообщили инспекторам точное название судна, а также предположили, что члены экипажа под покровом ночи проводили работы по углублению дна. Дноуглубление – процедура весьма привычная для портов, ее проводят регулярно, для того чтобы корабли разного класса могли пришвартоваться у причала. Для таких работ необходима проектная документация, экологическая экспертиза и целый ряд документов. Судно "Аквамарин", которое проверили сотрудники Росприроднадзора после обращения граждан, никаких разрешительных бумаг на проведение работ по забору грунта не имело. В ходе проверки выяснилось, что члены экипажа судна в акватории бухты "Золотой рог" поднимали грунт и вывозили его в район острова Лисий залива Находка. Всего было вывезено 850 тонн загрязненного грунта.

Альтаир Тюменев: По данным многолетних наблюдений Приморгидромета, в донных отложениях указанного водоема содержится достаточное количество загрязняющих веществ, которое нанесло, я так предполагаю, ощутимый вред тому району, куда этот грунт был сброшен. По данному факту… было возбуждено административное производство по статье 8-19 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации – это нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах территориального моря в континентальном шельфе Российской Федерации. Административное производство было возбуждено в отношении должностного и юридического лица ФГУП "Росморпорт". Предполагалось, что этот ущерб будет составлять десятки миллионов, которые будут выставлены для добровольной оплаты нарушителю.

Ольга Воронова: Не оставайтесь равнодушными к экологическим нарушениям. Обо всех случаях загрязнения природы пишите на наш адрес: "Экологический контроль" и я, Ольга Воронова, обязательно разберемся в ситуации и накажем нарушителей. Вместе мы сделаем нашу страну чище.

Вера Серебровская: И на этом все. Берегите природу. До встречи через неделю.