Рубрика "Хитро придумано": как не стать жертвой автомошенников

Гости
Владимир Ларин
специалист по подбору автомобилей

Юрий Коваленко: Ну а сейчас наша рубрика "Хитро придумано". В нашу редакцию приходит огромное число писем, сообщений о разных схемах обмана, с которыми столкнулись зрители, и мы решили рассказывать о них в прямом эфире, чтобы обезопасить людей от таких ситуаций.

Марина Калинина: В нашу студию приходят эксперты и объясняют, как не стать жертвой мошенников, а если уж попались, то что делать. Сегодня расскажем о мошенничествах, связанных с продажей подержанных автомобилей. У нас в гостях Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей. Здравствуйте, Владимир.

Юрий Коваленко: Здравствуйте.

Владимир Ларин: Здравствуйте.

Марина Калинина: Давайте сначала посмотрим сюжет, который снял наш корреспондент, и потом уже в детали будем вдаваться. Потому что я вижу, что вы принесли какие-то приборы интересные.

Владимир Ларин: Да, расскажем.

Марина Калинина: Будем давать советы и объяснять, что надо делать.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Слушайте, Владимир, вы мне сейчас напомнили судмедэксперта, ну правда. Где вы этому научились всему?

Владимир Ларин: Опыт пришел с годами. Собственно, на практике все выработал – какой-то алгоритм осмотра – и обзавелся, я считаю, тем необходимым оборудованием, минимальным набором оборудования, который у меня есть, для того чтобы производить подбор автомобилей.

Юрий Коваленко: Я так понимаю, вы этим занимаетесь профессионально. А вот что из этого следует иметь человеку с собой, если, допустим, он хочет просто проверить автомобиль? Понятное дело, что это может стоить очень дорого…

Марина Калинина: И номер телефона Владимира сразу.

Владимир Ларин: На самом деле как можно больше времени нужно уделить дома выбору автомобиля и пробивке его через базы. Есть официальный сайт ГИБДД, Автокод. То есть перед тем, как куда-либо поехать, на самом деле лучше спросить у владельца номера (VIN-код, свидетельство о регистрации, государственный регистрационный знак), это можно самому все по базам пробить и избавить себя…

Юрий Коваленко: Давайте по базам пройдемся – по каким базам?

Владимир Ларин: Официальный сайт ГИБДД есть – gibdd.ru, avtokod.mos.ru.

Юрий Коваленко: А это по Москве или по всей России?

Владимир Ларин: Автокод действует только в Москве, ГИБДД действует по всей России.

Юрий Коваленко: Еще что?

Владимир Ларин: Это два минимальных сайта, которых достаточно для того, чтобы избавить себя от каких-то лишних поездок.

Юрий Коваленко: А вы говорили, что по приставам пробить можно.

Владимир Ларин: Можно по приставам.

Юрий Коваленко: По авариям еще.

Владимир Ларин: Это уже непосредственно когда вы приедете к человеку. Мало кто вам по телефону будет говорить свои паспортные данные либо еще какие-то данные. Вы уже когда непосредственно увидите и пообщаетесь с человеком, с продавцом, когда уже настроите контакт с ним, то можете и сказать: "Уважаемый такой-то, пожалуйста, можно посмотреть ваш паспорт? Мы сейчас по базе судебных приставов посмотрим".

Юрий Коваленко: А если не даст?

Владимир Ларин: Если не даст… Каждый отказ либо какое-то сомнение трактуйте в пользу отказа от покупки, я так считаю.

Юрий Коваленко: То есть получается, что после этого лучше отказаться от стоимости автомобиля либо включить такого дельца и поторговаться серьезно? Что вы рекомендуете?

Владимир Ларин: Нет, в любом случае… Мы немножко сейчас ушли. Нам нужно добиться от продавца его паспортные данные и проверить по сайту судебных приставов, есть ли на нем долги. Просто если автомобиль в аресте, а вы его приобретете, возможно, что на учет в ГИБДД он не встанет, потому что на нем лежит запрет регистрационных действий.

Юрий Коваленко: Так можно же сказать им о том, что деньги ты получишь в руки только после того, как я получу автомобиль…

Владимир Ларин: Да, можно таким образом оформить сделку. Но сейчас многие ссылаются на нехватку времени. Редко когда соглашаются ездить в ГИБДД, хотя есть такие случаи, что люди не против поехать туда и оформить сделку после оформления в ГИБДД.

Кстати, еще хотел сказать: есть такой прием… Необязательно ждать регистрационных действий, стоять в очередях – в ГИБДД есть информационное окно, в которое можно подойти с ПТС и, соответственно, просто попросить, сказать: "Я покупаю данный автомобиль – встанет он на учет или нет?" И вам в окне соответственно дадут информацию, просто пробьют по своим ГИБДДшным базам и уже, собственно, скажут, встанет автомобиль на учет либо не встанет.

Марина Калинина: Скажите, а какие еще подводные камни могут быть при покупке автомобиля?

Владимир Ларин: Юридического характера или технического все-таки?

Марина Калинина: Юридического давайте, раз уж мы с бумаг начали. А потом уже к техническим перейдем.

Владимир Ларин: Самые такие легкие случаи – это когда люди не платят дорожный налог, не платят штрафы с камер либо выписанные инспекторами. Тогда бывает, что судебные приставы накладывают ограничения на регистрационные действия, и пока предыдущий хозяин не разберется с этими штрафами, со всеми этими налогами, автомобиль невозможно поставить на учет. Продать его можно, но на учет он, к сожалению, не встанет: вам в ГИБДД скажут, что у предыдущего владельца проблемы, извините, разбирайтесь с ним. Все равно возникнет какая-то пауза временная, пока вы с этим разберетесь. Еще, конечно, хуже будет, если вы позвоните продавцу, а на том конце провода скажут, что абонент временно недоступен – это будет самый тяжелый случай. Тогда вы, собственно, останетесь с этим, и придется нанимать либо автоюристов, либо каких-то автоэкспертов, которые они как-то помогли вам разобраться в этой ситуации. Если там висит 5-10 тысяч штрафов неуплаченных, даже вы их сами, допустим, оплатите, и автомобиль встанет на учет; а если там миллионы, то, соответственно, вы останетесь у разбитого корыта.

Марина Калинина: А при оформлении договора купли-продажи можно какие-то…

Владимир Ларин: При оформлении договора купли-продажи нужно обращать внимание обязательно, если это неофициальные дилеры (особенно это касается их): они любят вписывать дополнительные комиссии за оформление документов. То есть в объявлении, к примеру, указана цена автомобиля в 600 тысяч рублей; вы приезжаете к этому, так сказать, "серому" дилеру, осматриваете автомобиль, он вас устраивает, просите договор купли-продажи, но у них он очень объемный (порядка от 9 страниц и более)

Марина Калинина: И вот таким маленьким шрифтом, наверное.

Владимир Ларин: Необязательно таким шрифтом, кстати. Вы читаете договор (там на 29 страницах), долистываете до 17 страницы, устаете, закрываете и говорите: "Подписываем, все". А на 18-й странице оказывается вписана какая-то дополнительная либо услуга (например, хранение автомобиля могут прописать), либо просто взимание 60-200 тысяч за оформление документов – просто такая формулировка: "Мы взымаем за оформление документов 200 тысяч".

Марина Калинина: Ничего себе.

Владимир Ларин: Такие я встречал, есть такие салоны в Москве.

Марина Калинина: Это же треть стоимости машины просто так.

Владимир Ларин: Да.

Марина Калинина: Отлично. Давайте теперь тогда перейдем к технической стороне вопроса. Расскажите, пожалуйста, про фонендоскоп – очень интересно, что вы там им… Там какой-то штыречек…

Владимир Ларин: Да, есть небольшой штыречек, который вынимается. Я могу с помощью этого оборудования послушать посторонние шумы в двигателе: бывают пропуски зажигания либо растяжение цепи, шум гидрокомпенсаторов…

Марина Калинина: А этот штыречек куда вставляется?

Владимир Ларин: Не надо никуда вставлять – надо просто приложить к нескольким местам на двигателе. То есть можно услышать посторонние шумы.

Юрий Коваленко: То есть без вскрытия двигателя можно будет понять, что с ним не так.

Владимир Ларин: Да, посторонний шум – любые скрипы, шумы – можно услышать.

Юрий Коваленко: И соответственно скидка.

Владимир Ларин: Более отчетливо, чем… Потому что на улице, как правило, осматриваешь автомобили – шум общий отвлекает.

Марина Калинина: А обычным фонендоскопом без этого штыречка можно это сделать?

Владимир Ларин: Обычным, наверное, можно, но я не пробовал. Я приобрел специальный, технический.

Марина Калинина: А, это такой специальный? Я думала, вы его сами как-то усовершенствовали.

Владимир Ларин: Нет-нет, это продается в автомагазинах, где продается оборудование.

Марина Калинина: Понятно. Давайте дальше тогда.

Владимир Ларин: Дальше здесь диагностических сканер для чтения ошибок. Также им можно в некоторых автомобилях в некоторых блоках найти пробег, моточасы (допустим, у Mercedes даже в фарах записывается, сколько фары отработали моточасов, в BMW в подушках безопасности записываются пробеги), когда садится батарея… В большинстве современных европейских автомобилей, когда низкий заряд батареи, то можно посмотреть, на каком пробеге, какая дата и какой пробег был на момент понижения напряжения в батарее – эта ошибка записывается во все блоки.

Юрий Коваленко: То есть получается, что человек может даже и не знать, что машина его сейчас "сдаст", что он обманывает потенциального покупателя.

Владимир Ларин: Да. Это при продаже, как правило, от второго-третьего хозяина: действительно бывает, что я рассказываю людям историю их автомобиля, которую они сами не знали. Но бывает, что и первый хозяин обманывает. С помощью сканера диагностического по Skoda, который называется "Вася Диагност", можно…

Марина Калинина: Как-как?

Владимир Ларин: "Вася Диагност" – прямо так и называется.

Юрий Коваленко: Официально?

Марина Калинина: Почему Вася?

Владимир Ларин: Да, так и называется. Он позволяет диагностировать Volkswagen, Audi, Porsche, Lamborghini – в общем, автомобили группы Volkswagen.

Юрий Коваленко: Вы даже с Lamborghini обращались?

Владимир Ларин: Нет, ко мне не обращались, но Porsche, Audi, Volkswagen – эти автомобили я диагностировал.

Марина Калинина: А он что показывает?

Владимир Ларин: Вот эти названные автомобили очень хорошо диагностируются, потому что у них во все блоки записывается очень много информации: в коробку передач, в двигатель, блок управления двигателем, подушки безопасности и так далее. То есть если смотают пробег на счетчике, то, как правило, не делают этого в коробке передач либо оставляют неподтертые ошибки. И вот если прямо детально заняться диагностикой, уделить минут 20-30, можно прямо по всем блокам пройти, где-то найти моточасы, сколько отработал автомобиль, сколько было перегревов у коробки передач, у двигателя, сколько пропусков зажигания и так далее.

Юрий Коваленко: Хорошо. Предположим, вы столкнулись с таким же человеком, как вы, только со знаком минус, который умеет идеально подделывать автомобиль и все про автомобили знает. То есть вы говорите о том, чтобы смотать со счетчика и где-то не смотать еще. Получается, где-то еще можно смотать? – с коробки, с фар? Как-то это обнуляют автомобильные хакеры?

Владимир Ларин: Это все можно сделать, но это долго и дорого. Люди, которые это делают, берут за это большие деньги. Это, как правило, только люкс- и премиум-сегмент; в эконом-сегменте этим никто не будет заниматься и сматывать с коробки передач, во всех блоках сбрасывать моточасы и так далее – только в люкс-сегменте.

Юрий Коваленко: А сколько времени уходит у вас на работу вообще? – допустим, от 5 минут до 1-2 часов?

Владимир Ларин: Нет, если я вижу, что автомобиль ну прямо… Бывают осмотры очень краткие, в течение 2-3 минут. Начинаешь же визуально осмотр. Если я вижу визуально, что автомобиль не соответствует заявленному в объявлении – у него кривые зазоры, видно, что он бывал в ДТП – достаточно просто сказать "до свидания" и все. Если же действительно я его рассматриваю к покупке, я его весь исследую полностью, общая картина у меня какая-то складывается об автомобиле – ставим, так сказать, виртуальные плюсики, если один хозяин, отсутствие окрасов. И все, автомобиль набирает-набирает плюсики. Бывают какие-то минусы – царапина либо скол какой-то. Но все равно плюсы перевешивают, и соответственно я прихожу к выводу, что данный автомобиль можно рекомендовать к покупке…

Юрий Коваленко: Продавцы не пугаются вас, когда видят?

Владимир Ларин: Есть некоторые, которые понимают, что сейчас будет разоблачение, и они сразу ссылаются на то, что у них срочно появились дела, им нужно срочно ехать…

Марина Калинина: А вас не преследуют, не говорят "ай-яй-яй"?

Владимир Ларин: Были такие персонажи. Со мной приехало двое мужчин довольно больших, так сказать, по габаритам (2+ метра ростом) в один из автосалонов, и я выходил консультироваться по каким-то вопросам со своими коллегами относительно договора, который нам предложили в этом автосалоне. В это время менеджер автосалона подошел к этим ребятам и говорит: "Это ваш друг?" Они такие: "Да, это наш друг". Он говорит: "Ну смотрите, а то нам тут такие друзья не нужны". Сами понимаете, мы не даем обмануть клиентов: мы, автоподборщики, как правило, всегда на стороне клиента. Ну и клиенты встали на мою защиту.

Марина Калинина: Очень хорошо. У нас есть звонок – Алексей к нам дозвонился. Здравствуйте, вы в эфире.

Зритель: Добрый день. Я вот хочу рассказать свою ситуацию. Здесь говорится о мошенничествах, когда все-таки можно защититься, проверить информацию в ГИБДД. А есть способ мошенничества, когда нельзя защититься, и обратившись в ГИБДД, и проверив ПТС, и все такое прочее.

Марина Калинина: Это что?

Зритель: Я покупаю автомобиль. Он стоял на учете в ГИБДД, никаких ограничений на нем не было. Я его покупаю и точно так же ставлю на учет, год езжу без проблем, никаких вопросов ни у кого не возникает, ни одного штрафа, неоднократно останавливали и все такое – все нормально. Через год заявляется первый владелец этого автомобиля и говорит, что он у него был похищен. Понятно, заводится уголовное дело по его заявлению, в котором он является потерпевшим. Автомобиль у меня тут же изымается и отдается ему. Следователь пишет в заключении, что первый господин, владелец этого автомобиля является владельцем автомобиля, а я никто.

Юрий Коваленко: Так договор-же у вас на руках – договор купли-продажи у вас на руках, все документы, оформление есть.

Зритель: Конечно, все полностью. Эта история уже длится год. Все документы у меня на руках, но заявление от того человека… Я не знаю, меня до этого уголовного дела не допускают, я даже не знаю, что там в уголовном деле. Забрана машина, он ей пользуется, он ездит! Как ездит, что, я этого тоже никак не могу понять. И вот сейчас уже прошел один суд, все-таки мне все говорят: "Не надо нанимать адвоката, это простые деньги – пиши в прокуратуру и все будет хорошо". В прокуратуру пишешь – идут стандартные ответы одинаковые: ты никто, владелец тот, все правильно делает следователь.

Марина Калинина: Спасибо вам большое. У нас очень мало времени. Мы вашу проблему поняли, давайте дадим возможность Владимиру высказаться по этому поводу. Как часто такие ситуации бывают и что делать? Какие-то есть выходы из такой ситуации?

Владимир Ларин: С такой ситуацией я первый раз столкнулся на примере данного слушателя. В моей практике не было таких ситуаций.

Юрий Коваленко: Я думаю, здесь юрист больше может помочь.

Марина Калинина: Я понимаю, но мало ли что, может быть, у кого-то из ваших клиентов, знакомых…

Владимир Ларин: Я могу посоветовать только на будущее… Мы каждый день открываем для себя что-то новое. Наверняка человек совершал сделку с какими-то друзьями, все равно кто-то присутствовал; как правило, люди один на один не встречаются продавец с покупателем, все равно должен быть какой-то свидетель. Нужно будет как-то найти этих людей, чтобы они дали показания в этом деле.

Марина Калинина: Но сейчас, наверное, уже юрист нашему телезрителю нужен, чтобы помочь выбраться из этой ситуации разобраться? Дело тянется год, никакой радужной перспективы нет.

Владимир Ларин: Да, здесь немножко другая у нас ситуация, не касающаяся автоподбора уже.

Марина Калинина: Но вот тоже, уважаемые телезрители, будьте внимательны.

Юрий Коваленко: Еще одну секунду. Просто здесь наверняка у очень многих возник вопрос: каким образом с вами вообще можно наладить связь или с людьми, подобными вам? Как не прогадать на выборе автоподборщика? Буквально в двух словах, потому что у нас заканчивается время эфира уже.

Владимир Ларин: Я думаю, что поисковики в помощь любому человеку, который ищет человека, который поможет в этом деле.

Юрий Коваленко: А вас много вообще по Москве?

Владимир Ларин: Я считаю, что много – наверное, больше 100 человек в любом случае.

Юрий Коваленко: То есть вы не одиноки?

Владимир Ларин: Нет. В каждом регионе, в каждом городе есть такой человек. Я с ними держу связь, в других городах у меня тоже есть коллеги, с которыми мы дружим, переписываемся…

Марина Калинина: Спасибо вам большое. Это был Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Владимир Ларин: Спасибо.

Автоподборщик Владимир Ларин - о том, на что обратить внимание при покупке подержанного автомобиля