Алексей Токарев: При обращении в суд потребитель не платит госпошлину, если цена иска до 1 млн рублей. Так что по существу вы ничего не теряете

Гости

Оксана Галькевич: Итак, уважаемые друзья, наша регулярная рубрика "Хитро придумано". Недобросовестные предприниматели по всей России сейчас выманивают у доверчивых покупателей десятки тысяч рублей…

Константин Чуриков: За все.

Оксана Галькевич: За посуду, за текстиль, за лекарства какого-то сомнительного качества. Людей привлекают иллюзорными скидками и якобы беспроигрышными лотереями. Пытаются убедить их в лечебных свойствах наволочек, пледов. Звучит странно. Но на самом деле это действительно так. От покупки не спасает даже отсутствие необходимой суммы. Мошенники пытаются оформить кредит как можно быстрее, кредитный договор подписывают прямо на месте.

Константин Чуриков: Прямо на месте. И вот сейчас конкретные примеры. В одном из салонов Краснодара продают антиварикозные матрасы и подушки. Матрас, наволочка, еще несколько предметов – за этот набор в салоне, отнюдь, кстати, не антикварный, берут около 100 тысяч рублей. Купить их убеждают штатные медики этого салона.

Варвара Ковтун: Начали говорить, что и ноги отваливаются, и раны такие – будут гнить ноги.

Светлана Рытенко: Сказали, что у вас очень большая проблема. Что у вас проблема с сердцем и то, что тромб может в любой момент оторваться, и в лучшем случае смерть.

Оксана Галькевич: Юристы говорят, что заставить нечистоплотных предпринимателей в такой ситуации принять назад свой товар и вернуть деньги пострадавшему может только суд, но шансы выиграть такое разбирательство крайне малы.

Николай Чернышук: Сложно доказать именно сам факт психологического воздействия, что человек в этот момент не мог контролировать свои действия и ставил эту подпись под гнетом той психологической техники, которая была применена в отношении него.

Оксана Галькевич: Надо сказать, что эта мошенническая схема распространена по всей стране. Например, в подмосковном Королеве пенсионерам навязывают многотысячные кредиты на покупку шерстяных изделий.

Константин Чуриков: Шерсть нынче дорога. После того, как десятки пенсионеров оформили кредиты, продавцы шерсти меняют местоположение своего салона, и дальше история, как мы понимаем, продолжается.

Оксана Галькевич: Повторяется.

Константин Чуриков: Уважаемые зрители, как вас пытались надуть за последнее время? С какими случаями, подходящими под определение "Хитро придумано", вы сталкивались? Позвоните 8-800-222-00-14. СМС-портал 3443. Вначале буквы "ОТР". Все бесплатно. И на ваши вопросы ответит адвокат Алексей Токарев. Алексей, добрый вечер.

Алексей Токарев: Добрый вечер.

Константин Чуриков: Скажите, что в данном случае делать с этими лжепродавцами, лжеорганизаторами лотерей и самое прискорбное – лжемедиками, которые дают какие-то медицинские советы.

Алексей Токарев: Нужно установить, что это ложь. Никто не лишен возможности получить исчерпывающую информацию о товаре, услуге, которую ему будут предоставлять или оказывать. В том числе не лишен возможности получить исчерпывающую информацию о порядке оплаты, в том числе если эта оплата будет позже либо размер оплаты будет значительно больше, чем на сегодняшний день… Но если мы уже приходим к результату, то есть когда люди получили товар, когда люди считают себя обманутыми, то, конечно, данную сделку нужно расторгать. Все-таки хотел бы обратить внимание, что никто не лишен возможности в порядке закона обратиться в суд и расторгнуть данную сделку в порядке статьи 168 Гражданского кодекса ввиду недействительности сделки, нарушающей требование закона. Если мы говорим, а какой же закон все-таки нарушает, то, конечно, самое главный закон для всех потребителей – закон о защите прав потребителей.

И в преамбуле закона, и в его вводной части есть статьи 8, 9, 10, где очень подробно расписано, какие данные должен получать потребитель. В первую очередь, все люди должны знать, что вы покупаете. Вы вправе потребовать, чтобы вам предоставили информацию в письменном виде, в устной форме, что это за товар, какие будут последствия после приобретения этого товара, какие конкретно он дает возможности и полезные качества. Ведь сказанное на словах – это не значит, что это существует, по правде это действительно будет. Поэтому, если вы покупаете те же самые наволочки, о которых было сказано в эфире, пожалуйста, покажите сертификат соответствия этих наволочек либо информацию от производителя, что действительно данные наволочки что-то делают.

Константин Чуриков: Алексей, в том-то и дело, что сертификаты показывают, все есть, все зафиксировано и так далее. Когда вы говорите о том, что это решает суд и суд способен встать на сторону потребителя, это вы говорите о том, как должно быть в идеальном мире, или такое у нас сегодня все чаще и чаще бывает?

Алексей Токарев: Такое бывает и такое происходит. Безусловно, суд имеет, так же как и все люди, право на ошибку. И мы встречаем периодически, что есть судебная ошибка в виде того, что суд отказывает в удовлетворении данных исков и требований. Однако апелляционная, кассационная инстанции, в том числе и Верховный суд, если уж дойти до самого конца, практически всегда встают на сторону потребителя, потому что потребитель заведомо находится в более незащищенном положении относительно продавца, потребитель находится в состоянии некоторого шока от приобретаемого им товара, эмоций, эмоции его захлестывают. И, конечно, заключение данной сделки может влечь за собой кабальность. То есть если эта сделка заведомо кабальная, если мы говорим о кредитовании, которое заведомо невыгодно потребителю, либо если товар реализуется по стоимости, заведомо завышенной относительно рыночной стоимости аналогичных товаров с аналогичными свойствами, то всегда суд встает на сторону потребителя. Вопрос лишь заключается в том, что потребители не всегда доходят до суда, потому что не знают, куда обратиться и как это сделать.

Оксана Галькевич: Подождите. Потребители не всегда доходят до суда не только потому, что они не знают, как это сделать, но потому что им часто говорят ваши коллеги, что это сложный, трудоемкий, весьма замысловатый процесс, вам придется много времени потратить, наверное, денежку какую-то тоже потратить, оплатить услуги.

Алексей Токарев: Но ведь никто не работает бесплатно, никто не делает ничего бесплатно. Однако в данной ситуации опять закон о защите прав потребителей предусмотрел такую возможность.

Оксана Галькевич: А, может быть, еще какую-нибудь экспертизу придется за свой счет провести.

Алексей Токарев: Наверное. Я все-таки отвечу на ваш вопрос. Предусмотрел такую возможность. И люди, которые считают себя обманутыми либо которые полагают, что в отношении них нарушен закон, то есть они приобрели ненадлежащий товар либо товар не соответствует тому, что обещали, либо он заведомо дорогой или был навязана кредит, то можно обратиться в правозащитную организацию. Есть такая федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека, которая после заявления с требованием об обращении от имени данного потерпевшего потребителя в суд данная организация обязана обратиться в суд. И, более того, даже если это не федеральная организация по защите прав потребителей, а частная или любая другая организация, то она впоследствии получит денежные средства в виде штрафа, который будет взыскан с продавца. И этот штраф уходит не в пользу потребителя, а в пользу данной организации.

Оксана Галькевич: Хорошо, смотрите. Вот общаюсь я, допустим, в Whatsapp со своей тетушкой, которой уже за 70. Она мне сообщает, что она купила какой-нибудь матрас с магнитами, который целебный и лечит вообще все.

Константин Чуриков: Заманчиво.

Оксана Галькевич: Да, действительно. Я пытаюсь ей объяснить, что все это на самом деле не так, ничего это не лечит, это очень дорогостоящая покупка и тебя обманули. Что я должна прежде всего объяснить, как дальше ей поступать? Идти в полицию, писать заявление, либо найти юриста, либо правозащитную организацию. Просто по пальцам объясните, если пенсионеров разводят на мякине, что называется, на такой ерунде, то, стало быть, надо простым и доступным языком объяснить, что делать, когда ты прозрел или тебя прозрели родственники и добрые люди.

Алексей Токарев: В первую очередь, если вы уверены и считаете, что товар, который вам продали, не соответствует тому, что вам рассказали, конечно, можно обратиться напрямую непосредственно к данному продавцу, написать заявление: "Прошу вернуть мне денежные средства и забрать данный товар". Если товар крупный, габаритный, вы не можете его доставить самостоятельно, вы вправе написать заявление: "Прошу также товар вывезти". И это все происходит за счет продавца. Но если вам отказали на данное заявление либо, к примеру, отказались принимать его письменно, вы не лишены возможности направить по почте. Скажете – где взять адрес? Но вам всегда выдают документ после совершения сделки. Будет это приходно-кассовый ордер, чек из кассового аппарата либо просто договор в простой письменной форме. Но там в любом случае должны быть указаны реквизиты стороны сделки.

Если данных реквизитов нет, то есть нет почтового адреса и невозможно установить продавца, то, конечно, нужно обращаться в суд, что в данной ситуации уже совершено мошенничество, злоупотребили доверием, совершили обман.

Оксана Галькевич: И если фиктивный адрес тоже, фиктивные реквизиты, это мошенничество.

Алексей Токарев: Конечно. То есть уже сам потребитель не может это установить. Мы говорим о надлежащей сделке. Однако потребителю продали тот товар, который не обладает теми параметрами и свойствами, которые ему обещали.

Константин Чуриков: Алексей, но есть важная составляющая в тех историях, о которых мы рассказывали – это кредит. Одно дело, когда мы где-то в лавке "Рога и копыта" купили шарфик или носочки. Другое дело, когда перед тобой банк, который говорит: "Нет, Иван Иванович. Вы были в своем уме. Это ваша подпись? Ваша. До свидания".

Алексей Токарев: Давайте я для начала закончу первую часть вопроса. После полиции нужно обратиться в службу по защите прав потребителей, даже если полиция отказала или не отказала в возбуждении уголовного дела, где уже будут разбираться, кто вам что продал, и дальше уже обращаться в суд. В любом случае до обращения в суд вам всегда нужно обратиться непосредственно к продавцу. Теперь вернемся к кредиту. Кредит в любом случае также предусматривается при продаже товаров. Товар может быть оформлен в кредит, в рассрочку, по любым иным условиям. И вот тут вы как раз вправе требовать от кредитной организации, от продавца, если он является представителем кредита либо рассрочки, всю информацию об этапах платежей, о сроках платежей, об их размерах. Если вам эту информацию не предоставили, подробно не рассказали, то, конечно, вы вправе оспорить эту сделку, опять-таки, в порядке статьи 168 Гражданского кодекса, ввиду того, что нарушен закон о защите прав потребителей.

Константин Чуриков: Секундочку. Даже если это написано на бумаге, а устного разъяснения не было.

Алексей Токарев: Конечно.

Оксана Галькевич: А как я это докажу?

Алексей Токарев: Тут нужно учитывать, что…

Оксана Галькевич: Я говорю, что ничего не рассказали. А они говорят – рассказали. Я говорю – нет, не рассказали. – Рассказали.

Алексей Токарев: Бремя доказывания лежит на продавце. Все-таки еще раз подчеркиваю, что покупатель находится заведомо в неравноценном положении относительно продавца, и все бремя надлежащей сделки, последствий сделки лежит всегда на продавце. Вот если продавец окажется мошенником, то тут, конечно, полиция уже будет возбуждать статью 159 "мошенничество" и искать данного уголовника, если он таковым является, и привлекать к ответственности. Но если это надлежащая сделка, то, пожалуйста, обращайтесь, доказывайте. То есть всегда нужно доказать тот факт, что действительно вы не знали, вам не рассказали. Но пусть обратное доказывает уже продавец. А вот если есть видеозапись, где вам все рассказали, показали, а вы взяли товар и потом думаете через неделю: "Что-то он мне не нравится. Вот думаю-ка я позлоупотреблять своими правами", - суд, конечно, откажет. Но опять хочу обратить внимание, что при обращении в суд в порядке закона о защите прав потребителей вы не должны платить даже госпошлину. То есть при цене товара до 1 млн рублей госпошлина не оплачивается. По существу вы ничего не теряете.

Константин Чуриков: Алексей, мы пару недель назад с Оксаной в этой студии со зрителями обсуждали, как лениво и не торопясь у нас работает сегодня полиция, как люди часто сами выступают в роли следователей, чтобы каким-то образом растормошить эту систему. Скажите, пожалуйста, вот по практике по 159 статье под названием "мошенничество" часто ли полиция начинает шевелиться и что-то делать?

Алексей Токарев: Нет, нечасто, а крайне редко. Потому что эти дела трудоемки и требуют сбора надлежащих доказательств, для того чтобы действительно установить факт мошенничества. И, более того, нужно найти лицо, совершившее мошенничество. По существу лица, осуществляющие данные махинации с пенсионерами либо иными социально незащищенными гражданами не используют видеокамеры, не подпадают под видеокамеры, их трудно установить. По факту они продают какую-то непонятную вещь, взяли деньги и исчезали. Если удается установить данное лицо, то, конечно, уголовное дело возбуждается.

Более того, зачастую трудно подтвердить сам факт мошенничества ввиду того, что люди давали свое добровольное согласие. И вот тут уже нужно давать, наверное, все-таки правильные показания и более подробно рассказывать – не просто эмоционально "вот меня обманули", а действительно рассказать, с чего это началось, откуда вам позвонили, как к вам пришли, что вам предложили, что вы спрашивали, отвечали.

Может быть, там был какой-то даже гипноз. Ведь на сегодняшний день уже имеем достаточно моментов, когда люди, обладающие специальными познаниями, приходят… Ну, бабушка-пенсионер, дедушка – они мало общаются с людьми, им нравится общаться с людьми, которые к ним пришли. И конечно, этим злоупотребляют и используют такие механизмы, как гипноз. И люди, находясь в беспомощном состоянии, подписывают данные договора, продают, покупают вещи. И впоследствии данный состав признается мошенничеством.

То есть нужно просто подробно рассказывать и всегда оценивать, учитывать, что происходит. Если у вас есть возможность позвать соседа, соседку, свидетеля… В конце концов, включите диктофон на телефоне. И уж как-то старайтесь под камерами это показать. Ну, много мошенников. И нужно всегда контролировать самого себя.

Оксана Галькевич: Давайте звоночек примем из Нижневартовска от Натальи, нашей телезрительницы… Сорвался! Вы знаете, у нас есть сообщения.

Константин Чуриков: Эсэмэски интересные есть.

Оксана Галькевич: Анна Скрябина (не знаю, из какого региона) пишет: "Моей маме, пожилому человеку, навязали пластиковое окно с переплатой в три раза. Кредит оформили тут же, – вот как вы говорите, – под гипнозом. В итоге вместо двухкамерного поставили однокамерное окно. Обман не возместили. Установили еще кое-как, тяп-ляп, безалаберно". Вот так вот.

Алексей Токарев: Опять-таки мы вернемся к тому, что, ну да, это будет трудоемко, наверное, для вас, но все-таки мы же не можем по щелчку пальца, не установив объективную истину или не изучив доказательства, признать то, что действительно вас обманули или злоупотребили вашими правами. Нужно обжаловать данный договор в суде, нужно в суд предоставить все доказательства. И правда на вашей стороне.

Константин Чуриков: А как установить факт гипноза, извините?

Алексей Токарев: Факт гипноза, конечно, будет устанавливать только экспертиза. И в данной ситуации вы не лишены возможности обратиться в полицию. Если полиция отказывает в возбуждении уголовного дела, то вы вправе обжаловать такой отказ в прокуратуре. Я уверен, что территориальная прокуратура либо вышестоящая всегда отменит данное постановление об отказе уголовного дела и обяжет органы следствия провести исследование по факту применения гипноза. Только вам об этом нужно обязательно указывать.

И опять-таки я прошу всех граждан указывать не голословное заявление, а четко, лаконично, односложно: "Я уверенно считаю и полагаю, что в отношении меня был применен гипноз. Такие-то и такие-то обстоятельства в такой-то и такой-то период времени, такие-то и такие-то люди либо предполагаемые люди. Более того, я имела в виду/имел в виду, что должен быть такой товар, а по факту мне предоставили другой товар. Шрифт был мелкий, я не могла читать, потому что у меня не было очков. Люди давили на меня, говорили, что это самое выгодное предложение".

Оксана Галькевич: Торопили.

Алексей Токарев: Да. "Потом выхватили у меня деньги из рук. И я понимаю, что остаюсь ни с чем, и все-таки решил подписать договор".

Константин Чуриков: Вот наша зрительница из Краснодарского края пишет: "Поверила сайту, – в общем, то-то, се-то точка ру, условно говоря, – заказала шапку, песец, – пишет. – Прислали, открыла – не соответствовала рекламе. Просто страшная шапка!" И она сразу ее отправила назад. Собственно деньги вернуть не удается. Вот как доказать зрительнице, что шапка страшная и не соответствует рекламе?

Алексей Токарев: Во-первых, любой товар, полученный удаленным способом продажи, к которому относится в данной ситуации данный случай…

Оксана Галькевич: Песец же.

Константин Чуриков: Песец.

Оксана Галькевич: Но страшная просто!

Алексей Токарев: То есть это, в принципе, любое, когда вы купили по каталогу, через Интернет, по телефонному звонку. У вас есть право в течение 14 дней в любом случае этот товар вернуть, даже если он вам не понравился – независимо от того, является ли это норковая шуба либо иной другой товар, не подлежащий обмену или возврату. То есть дело в том, что на товары, продаваемые удаленным способом, распространяется безоговорочный и безусловный порядок возврата. Если вам не возвращают денежные средства – опять-таки обращайтесь в суд.

И тут уже возникает следующая ситуация. Когда вы обратились в суд, компанию могут "бросить", ну, образно говоря – там уже ничего нет, в этой компании, взыскивать-то с нее нечего. Тут опять-таки уже после решения суда вы вправе обратиться в полицию. Почему? Потому что буквально неделю назад Верховный Суд вынес пленум, в котором четко указал, что причиненный имущественный вред путем вывода денежных средств со счетов (так скажем, бросили компанию), данное лицо, которое совершало эти действия и манипуляции, то есть последний директор либо фактически установленное лицо, которое…

Константин Чуриков: Бенефициар.

Алексей Токарев: Да, бенефициар, собственник будет привлечен к уголовной ответственности.

Оксана Галькевич: Тут, вы знаете, пишут нам на самом деле дельные, может быть, соображения наши телезрители – Ростовская область и другие регионы: "Идите в поликлинику, а не к шарлатанам. Зачем лечиться какими-то одеялами, наволочками, подушками?" "Врачам не верят, – пишет нам Тверская область, – а к пройдохам всяким обращаются и подписывают кредитные договоры". Вот еще Тверская область нам пишет: "Бабушки бы лучше внукам про Буратино книжки читали, чем искать самим себе приключения".

Алексей Токарев: Ну, давайте тоже будем объективными. Ведь бабушки, дедушки, люди, которые мало общаются, люди, которые находятся в пенсионном возрасте, они являются социально незащищенной частью населения. И мы должны к ним относиться несколько благосклонно. Безусловно, когда люди злоупотребляют своими правами и зачастую верят в какие-то чудосредства, а потом пытаются их вернуть, осознавая через неделю, что выкинули деньги впустую, – ну, это неправильно. Злоупотребление здесь, конечно, никто не удовлетворит. Но если это бабушка или дедушка, которых поставили в неловкое положение и заведомо вводили в обман, то нужно им помогать.

Все-таки я рекомендую бабушкам и дедушкам, которые не ходят на работу: вы ходите тогда хотя бы впоследствии и пишите эти заявления, жалобы, отправляйте их по почте. Потому что, как правило, данные граждане больше жалуются и говорят, но ленятся просто взять ручку и бумагу, написать все обстоятельства и отправить это по почте. Ну, не хотите вы идти в Федеральную службу защиты прав потребителей? Ну, отправьте это почте. Не можете вы найти это в Интернете? Но у вас же есть родственники, пусть они найдут в Интернете данный адрес и отправят.

В конце концов, мы тоже должны самостоятельно выявлять неположительных продавцов, ведь они тоже влияют неправильно на экономику. Если мы не будем ничего делать, то и дальше будет распространяться этот обман.

Константин Чуриков: Единственное, что настораживает? Что в этих ваших советах крайне редко все-таки звучит слово "полиция". И, видимо, неслучайно. Республика Карелия нам пишет: "У нас в Карелии, – вот зритель пишет, – я лично на протяжении трех лет прошу наказать пойманных мной мошенников. Наша полиция неграмотна, и все это бесполезно".

Алексей Токарев: Ну, я прекрасно понимаю желание…

Константин Чуриков: Что-то как-то много…

Алексей Токарев: Но все-таки я стараюсь быть всегда несколько справедливым и относительно полиции, и относительно граждан. Потому что в данной ситуации мы рассматриваем то, что человек заключил договор, он получил товар, однако товар не того качества, о котором ему рассказали.

Константин Чуриков: Не тот мех.

Алексей Токарев: Да. Ну, соответственно, тут как раз расторжение договора и возврат денежных средств. А вот если человеку, к примеру, обещали этот товар прислать, взяли денежные средства, а товар не получил, то это, конечно же, мошенничество – статья 159-я. Если человек, в общем-то, заключил кредитный договор, а услуга ему не оказана, то это опять-таки мошенничество – статья 159-й. А вот если мы говорим о том, что услуга оказана и, в общем, человек получил не ту услугу, о которой ему рассказывали, – тут несколько тяжело возбудить этот состав. Опять-таки все индивидуально.

И вы как граждане Российской Федерации, как потерпевшие лица не лишены возможности обращаться в полицию. Но если полиция не смогла возбудить уголовное дело ввиду своей занятости – пожалуйста, обжалуйте в прокуратуру. Устанавливайте эту объективную истину. В конце концов, конечно, органы следствия не всегда относятся к данным делам должным образом, а иногда зачастую их просто откладывают в дальний угол, но настойчивость всегда восторжествует в конце-то концов. Нужно это обжаловать, нужно писать и доказывать свою правоту.

Константин Чуриков: Хочется, чтобы мы пореже слышали эту формулировку: "Полиция не смогла возбудить уголовное дело в связи со своей занятостью".

Алексей Токарев: Безусловно.

Оксана Галькевич: У вас времени больше, чем у полиции, поэтому не мытьем, так катаньем. Доконайте ее!

Константин Чуриков: "Не шмогла, так не шмогла".

Алексей Токарев: Ну и нам, конечно, этого хочется.

Оксана Галькевич: Давайте Надежду из Петербурга послушаем, нашу телезрительницу. Надежда, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Вы часто говорите: "Пишите заявления и жалобы по почте". А адрес? Куда писать? Я тоже… ну, не по глупости, а хотела сделать как лучше. Есть по телевизору программа "Топ Шоп". Я заказала обувь. Мне прислали ее. Прихожу на главпочтамт, но там не дают померить ее, пока я не заплачу деньги. А деньги немалые – 10 тысяч. Вот я заплатила. Я просила почтальона, говорила: "Дайте примерить". Потому что это же обувь. Ну, как можно брать ее, если тем более китайская наверняка?

Константин Чуриков: Вслепую, конечно.

Зритель: Значит, они: "Нет, только платите, только после этого дадим вам посылку". Пришлось заплатить. Тут же при них я распаковываю посылку – и не влезаю в эту присланную обувь. Тут же при них я запаковываю ее обратно, плачу деньги, пишу заявление и пишу номер карточки, обратно в Москву (Москва этим всем занимается). Деньги мне не приходят. Вот куда дальше обращаться?

Оксана Галькевич: Алексей, что делать? Какие действия?

Алексей Токарев: Отправлять товар, наверное, было не совсем верно. Нужно было вам написать вначале заявление продавцу о том, что товар не подошел. И продавец вам бы в ответ направил письмо, в котором бы указал, куда этот товар должен отправить, и реквизиты вы бы предоставили, куда вам перечислить денежные средства.

Опять-таки если вы считаете, что здесь ваше право нарушено, уже достаточно большой срок истек, чтобы вам вернули денежные средства (а срок – это 10 дней с момента получения данного заявления продавцом), вы вправе обратиться в свой территориальный орган Федеральной защиты прав потребителей. Где взять этот адрес? Ну, если у вас нет Интернета, то, пожалуйста, зайдите в ближайший магазин. В ближайшем надлежащем магазине есть стенд покупателя, так называемый уголок покупателя, где висит закон "О защите прав потребителей" и висит вся информация о территориальном органе защиты прав потребителей. Соответственно, вы можете взять там номер телефона, адрес, прийти непосредственно по этому адресу, позвонить по телефону или в конечном счете написать туда заявление, в котором вы укажете все обстоятельства.

Константин Чуриков: Мне интересно, насколько страшит вот этих, как ты говорила, ушлых предпринимателей, недобросовестных, перспектива уголовного дела по 159-й статье? Что нынче положено недобросовестному?

Оксана Галькевич: Что дают за мошенничество?

Алексей Токарев: Ну, если сумма будет значительная – свыше, к примеру, 150 тысяч рублей, – то до 6 лет лишения свободы.

Оксана Галькевич: Это с одного пенсионера или надо совокупно кучку, группу собрать пенсионеров? Это тоже, кстати, важно. Знаете, вы говорите "обращайтесь в индивидуальном порядке". Вот на 30 тысяч, допустим, обманули – не тянет.

Алексей Токарев: К сожалению, когда до 100 тысяч рублей, в общем, 50 тысяч, то зачастую, безусловно, человека не привлекут к реальному сроку. И это связано с тем, что сажать за 30 тысяч рублей не совсем целесообразно. Человек исправится на испытательном сроке в виде "условки".

Оксана Галькевич: Подождите, это один пенсионер. А если он этих пенсионеров по району насобирал?

Алексей Токарев: А вот если будет совокупность, то, конечно, здесь уже будет тяжкое преступление. Это часть 4-я статьи 159-й. И безусловно, человек будет привлечен к ответственности, связанной с реальным лишением свободы. Но опять-таки тут нужно, чтобы граждане писали заявление. А вот если одно заявление было написано год назад, а следующее заявление написано два года назад, то как сделать сопоставление, что это один и тот же мошенник? Достаточно сложно. Более того, наверняка следователь поменялся, дознаватель.

Оксана Галькевич: А что это, простите, меняет, если человек был негодяй год назад и два года назад?

Алексей Токарев: Да ничего, в общем-то, не меняет.

Оксана Галькевич: Простите, у меня кредитная история. Я рубль не доплачу – и все, она моментально испорчена. И попробуйте меня из этого списка… А оказывается, если я бабушку надула на 30 тысяч рублей два года назад, то через два года я уже нормальный и чистый человек?

Константин Чуриков: Тебе простилось.

Алексей Токарев: Ну, никто никому ничего не прощает. Нужно писать заявление в полицию. И я требую, конечно, тоже как гражданин Российской Федерации, чтобы полиция более внимательно относилась к тому, что мошенничество развивается в Российской Федерации все в большем и большем размере. И больше всего оно развивается не в качественных компаниях или в качественных услугах, а именно в сегменте рынка стоимостью до 50 тысяч рублей и в отношении социально необеспеченной или социально незащищенной части населения.

Но опять-таки в защиту полиции хотел бы сказать, что данная часть населения зачастую просто не указывает обстоятельства, которые с ними произошли, а просто: "Знаете, меня обманули. Идите и ищите". Ну, откуда искать-то? От чего отталкиваться?

Константин Чуриков: В том-то и дело, что трудно отличить качественную услугу от некачественной. И сегменты разные. Те примеры, которые мы приводили полчаса назад, они как раз были в сегменте уже 100 тысяч рублей и выше.

Оксана Галькевич: У нас, кстати, поторопить контракт подписать или кредитный договор умеют не только мошенники, но и в полиции: "Быстренько-быстренько-быстренько! Не сформулировали? До свидания".

Алексей Токарев: Уж точно не надо вестись на такое. Нужно четко стоять на своей позиции, выжидать время, изучать все внимательно. Если вам отказали – жалуйтесь, опять-таки повторюсь, в прокуратуру. Ну, дальше в вышестоящие жалуйтесь. Обратитесь в суд. В общем, вы также вправе обжаловать отказ полиции в возбуждении уголовного дела и в суде. Ну, в конце концов, не нужно писать нормативные акты или какие-нибудь нормы законов, а достаточно по существу просто написать: "Я не согласен с данным решением следственного органа, – все. – Пожалуйста, прошу отменить".

Константин Чуриков: Остерегайтесь обмана под видом лотерей и скидочных акций. Не покупайте шерстяные носки в незнакомых местах, лучше вяжите сами. Это была рубрика "Хитро придумано". В студии у нас был адвокат Алексей Токарев. Спасибо, Алексей.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Алексей Токарев: Спасибо вам.

Константин Чуриков: Ну и через пару минут мы к вам вернемся. Это по-прежнему программа "ОТРажение" на ОТР.

Алексей Токарев: Надо меньше верить в бесплатное.

Константин Чуриков: Да.