Александр Афонин: Под Петербургом мы подняли тяжелый бомбардировщик ТБ. С летчиками

Гости
Александр Афонин
командир подмосковного отделения поискового отряда «Группа «Поиск»

Рубрика "Ищу солдата". Скачать список найденных солдат, родственников которых ищут поисковики, можно здесь. Список постоянно пополняется.  

Марина Калинина: Ну, а сейчас наша постоянная рубрика "Ищу солдата", ко мне присоединился Константин Зубакин вместо Константина Чурикова. Костя, привет. Ну, тебе слово.

Константин Зубакин: Хочу тебе сказать, что за две недели с момента выхода нашего первого выпуска к нам обратились буквально несколько сотен человек в социальных сетях, по телефону, смс и электронной почте, конечно. Вопросы были разные, но в основном зрители просят помочь в поиске своих родных. Всю информацию мы обработали, около полусотни запросов отправили, как и договаривались, в Министерство обороны. Первые ответы военных ясности внесли немного, но и результата ждать быстро не стоит. Срок ответа до 7 месяцев. Но, тем не менее, хочу попросить, чтобы именно на электронную почту наши зрители отправляли свои запросы. Именно так мы сможем отследить обратный адрес, на который и отправим ответ. Кое-что удалось узнать нам сегодня.

В первую очередь, хочется порадовать родственников Басыра Аминова. Он не пропал без вести, как многие считали, и родственники, прежде всего. А погиб в бою в 41-м году в Тверской области. На сайте базы данных "Мемориал" есть и место его захоронения – это деревня Марьино в Щербинском сельском поселении. И даже фотография мемориала размещена на сайте. Так что, если у родственников есть желание, они могут даже приехать на место гибели своего солдата.

Интересная история у нас получилась с красноармейцем Ринчином Цыденовым. Как я и говорим в прошлом выпуске, к фамилиям нужно подходить очень внимательно. Часто записывались они в военкоматах на слух, поэтому получился не Цыденов, а Цыденков. 1904 г.р. По номеру полевой почты стало ясно, что воевал он в основном со своими земляками, то есть в одном подразделении и из того же района, причем, скорее всего, в 26-м отдельном инженерно-саперном батальоне. Бойцы этого подразделения в апреле отметились боями в Австрии. Дальше, внимание, Ринчин пропал без вести в августе 1945 года, то есть после завершения Великой Отечественной войны. То есть после Европы их батальон перебросили для сражений с Японией.

Ну, а сегодня у нас история о двух братьях-летчиках. С войны вернулся только один. Второй погиб в Вологодской области во время столкновения двух советских самолетов ПЕ-2. Их части, а также останки экипажа подняли вологодские поисковики. Мы связались по скайпу с руководителем регионального отделения Российского военно-исторического общества Александром Метелкиным. Он руководил поисками самолета и экипажа.

Александр Метелкин: Выпал снег, примерно по середину голени было воды со снегом, шли по болоту и уже планировали даже прекратить поиски. И в этот момент у него под снегоискателем пискнуло железо, это оказалась запчасть от самолета. Далее визуально была обнаружена воронка. Ну и потом началась четырехлетняя эпопея с извлечением летчиков из обломков самолета. Место, где упал самолет, - это торфяное болото с маленькими сосенками, которое летом полностью покрыто водой. В том месте, где он лежал, даже не растет клюква, то есть туда никто не ходит. И поэтому возможность проводить какие-то действия была только зимой, когда болото покрывается слоем льда. Для всех из нас поисковая работа – это не основной вид деятельности, и поэтому экспедиции проводились в выходные. Старались захватить большие выходные, которые на 23 февраля обычно выпадают, ну и в экспедициях по-разному принимало участие – от там 7 и 12 человек до 50 и 60 человек за один раз. То, как мы проводим работы, в интернет у нас было много добровольных помощников. И первоначально с помощью Ильи Прокофьева удалось в Центральном архиве Министерства обороны отыскать акт расследования столкновения двух бомбардировщиков Пе-2, и в этом акте мы получили восемь фамилий тех, кто погиб в этой авиакатастрофе.

Константин Зубакин: О том, как часто удается найти самолеты и пилотов, мы сегодня узнаем от нашего гостя – командира подмосковного отделения межрегионального отряда "Группа "Поиск"" Александра Юрьевича Афонина. Поисковик с многолетним стажем, мой старый знакомый, многие поисковики знают его как Саша Борода. Ну, по характерным признакам, в общем-то. Я приглашаю наших зрителей тоже присоединиться к нашему обсуждению. Телефоны, номера телефонов, смс есть сейчас на ваших экранах. Саш, ну, сколько лет ты уже в поиске и как часто удается находить именно самолеты?

После войны обломки самолетов растаскивали. Если они и оставались, то в очень труднодоступных местах - болотах, глухих лесах

Александр Афонин: Ну, в поиске я уже 25 лет, в этом году у меня отмечается, вот весной, будет 25 лет. Попал, в принципе, случайно с военными. По поводу самолетов: за свою жизнь я был на шести самолетах. Вот. Первый, правда, у меня был самолет – это в детстве. Возле села у нас (в Подмосковье я родился, в Кашире), и у нас был разбившийся самолет рядом, я с него снял первый пулемет свой. Это был советский самолет маленький. Потом, когда попал в поиск, то самолеты попадаются очень редко. В основном, на местах, где они падали или разбивались, это обломки, во время войны их растаскивали. После войны растаскивали, то есть если какие-то самолеты и оставались, то это только в очень труднодоступных местах, вот как в болотах, в каких-то очень глухих местах, в лесах. То есть куда нельзя добраться. Где есть какие-то селения, то постоянно самолеты эти разбирали, утаскивали на металл, если был, на крыши сараев. То есть часто очень встречались то, что сараи были покрыты именно характерным этим алюминием. Летчиков хоронили или рядом с самолетом, или вот если разбивался самолет, то… падение с большой высоты, то двигатель уходил в болото. Я знаю, что где-то до семи метров.

Константин Зубакин: Как опознать летчика. Вот нашли самолет, вот есть останки – как найти летчика?

Александр Афонин: Ну, летчик находятся… это останки, кости и характерные предметы. То есть у летчика это портупея, знаки различия, очень много кожи, то есть летали в кожаных куртках, в унтах. Ремни всегда практически они были с документами.

Константин Зубакин: Но документы же истлевали, как найти и опознать, что именно этот летчик был в самолете…

Александр Афонин: По двигателям. Были бирки на местах, то есть на самолете были определенные заводские номера, то есть находятся эти вот заводские номера. И уже через архив находятся, какой самолет, кто на нем летал. Потом выходят, когда это было, опять-таки поднимаются эти боевые действия, хронология. И узнается, в каких условиях, вот как сейчас передавали, то есть когда погиб человек и при каких условиях.

Константин Зубакин: Ну, ты же знаешь, вот именно в этом случае нам очень сильно повезло и ребята из Вологды смогли найти старшего брата одного из летчиков. То есть это можно представить, сколько лет человеку. Леонид Иванович Сальников, он живет сейчас в Ульяновске, и перед вылетом он даже получил письмо от своего брата, который улетал на задание. Предлагаю послушать, что рассказал нам Леонид Иванович.

Леонид Сальников, старший брат летчика: Он родился в Ульяновске в 25-м году. Его через военкомат призвали в это вот училище. Это было, наверное… Я уже был в армии, мой брат туда мне присылал в Энгельское училище открытку: "Леня, тебя тут многие знают". Ну, потом, еще две что ли он мне открытки присылал. Последняя открытка была: "Леня, я вылетаю на Ленинградский фронт". И с тех пор, значит, ни слуху, ни духу. В Ленинграде он, когда улетел, я вот только не знаю, что случилось. Или мотор отказал, так он вообще-то самолет плохой, Пе-2, Петляков – конструктор. Он на одном моторе не мог лететь, высоты набирать. У нас было пять что ли или восемь эскадрилий в Энгельсе, и каждый день один гроб выносили. Бились самолеты, если мотор отказал, то садились перед собой, обычно садились на пашню и самолет загорался. И вот сейчас вот такая штука, а он, видишь, оказался в болоте.

Константин Зубакин: Я еще раз призываю наших зрителей звонить, писать. Вот, я вижу, что уже спрашивают про своих родственников. Пишите на нашу почту SOLDAT@PTVR.RU , адрес появляется периодически на ваших экранах. Спрашивают, были ли летчики с фамилией Ярулин, но это тоже попробуем узнать у Министерства обороны. Александр, действительно ли самолет Пе-2, о котором сейчас говорил старший брат пилота, настолько был плох?

Александр Афонин: Нет, вообще как бы этот самолет задумывался как скоростной истребитель. В 38-м году, в середине 38-го года, поручили создать скоростной истребитель высотный, и в эту машину вкладывалось очень много новых идей. Было заложено больше 50 электромоторов, то есть у него были тяги на электричестве. То есть, если до этого самолеты на ручной тяге, то есть все педали ходили вручную, то здесь очень много было, можно сказать, как электроники тех времен. Планировалось, что будет кабина герметичная, чтобы можно было летать на больших высотах. У него была очень хорошая устойчивость по планированию. Гибель летчиков, в основном, из-за чего происходила. Машина новая, неизвестная, и не хватало опыта летчикам. Во время войны были случаи, когда уже доработали машину, когда уже было выпущено очень много модификаций: разведчики самолеты были, бомбардировщики. Были случаи, когда летчик сажал восемь раз на одном двигателе самолет. Достаточно было хорошее вооружение во время войны, то есть ставили вместо ШКАСов-пулеметов, ставили уже крупнокалиберные пулеметы и уже от немцев могли отбиваться более продуктивно. Были случаи, когда летчик, старший лейтенант, он на самолете, они экипажем отбились от девяти "мессеров", причем сбили трех. И благополучно приземлились. Машина, да, была достаточно сложная, поэтому при приземлении и при взлете надо было очень четко все делать, выполнять. Она не любила безалаберность. То есть это была новая машина, и поэтому надо было определенный подход к ней.

Константин Зубакин: То есть в этой катастрофе тоже нельзя исключать фактор ошибки пилота?

Александр Афонин: Да, скорее всего, это просто фактор, человеческий фактор здесь сыграл. Потом, большое количество гибели самолетов происходило из-за того, что они летали без прикрытия истребительного. Было мало истребителей, поэтому они сами отбивались. Но если правильное было построение звена, то истребителям было очень трудно подлететь. Если правильно командир звена построил самолеты, идя на бомбардировку, то у них было… впереди пулеметы стояли, сзади штурман стрелял назад, и кинжальный был под фюзеляжем пулемет. То есть практически на 360 градусов, и даже вниз могли стрелять. Поэтому даже во время войны применяли авиационные гранаты, то есть летчики говорили о том, что сбить ею самолет невозможно, но напугать очень, то есть эффектно было, что взрыв перед самолетом, то есть и немцы прекращали атаку на бомбардировщик.

Константин Зубакин: То есть как-то сбрасывали, или летчики сами?

Александр Афонин: Она выстреливалась, ее выкидывали, и она через три секунды взрывалась в воздухе эта граната. То есть, если "мессер" догонял самолет, то он выстреливал назад эту гранату, и она взрывалась. И самолет пугался, то есть летчик пугался и уходил от атаки.

Константин Зубакин: Попадались ли тебе такие самолеты в поисковой деятельности?

Александр Афонин: Пе-2 нет, мне не попадался.

Константин Зубакин: Что чаще всего попадается, какие самолеты встречаются?

Александр Афонин: Ну, под Ленинградом мы поднимали бомбардировщик ТБ тяжелый, с летчиками, как ни странно. То есть вот прям летчики были возле самолета. Самолет был растащен еще во время войны: алюминий на блиндажи был растащен, то есть по округе где-то в километре были приборы, все там, еще четко видно, что во время войны это все растащили. Летчики вот как были, так и остались на месте, то есть, скорее всего, это было то ли нейтралка, то ли немецкая полоса, то есть они остались там, мы этих летчиков поднимали.

Константин Зубакин: А какие чаще всего попадаются? Какой наиболее популярный был самолет?

Александр Афонин: Ну, истребитель. Ну, вот этот вот Пе-2, его выпустили во время… за годы войны 11 тысяч 400 с копейками. То есть это была такая "лошадка войны". Это основной бомбардировщик советский был в годы войны. Его в основном использовали не по назначению как вот пикирующий бомбардировщик, а просто с горизонтальной бомбить поверхности. Достаточно 1000 килограммов он нес, тонну, то есть это так достаточно нормально. И дальность 1200 км, это достаточно можно было, хорошо, то есть хорошо летать.

Константин Зубакин: Экипаж сколько самолета был?

Александр Афонин: Три человека.

Константин Зубакин: То есть он не менялся с течением войны.

Александр Афонин: Это был летчик, штурман и радист, стрелок-радист. Сидел сзади в фюзеляже, у него был пулемет ШКАС, он его мог перекидывать с борта на борт. И внизу вот кинжальный мог стрелять вниз. В нашей истории часть экипажей этих двух самолетов еще в послевоенное время удалось достать и перезахоронить. Часть, как мы уже говорили, подняли поисковики. И на месте, рядом с местом гибели прошло перезахоронение этих солдат, на которое приехали родственники. И вот наш ульяновский ветеран, кстати, кавалер Ордена Красной Звезды, приехать не смог – здоровье. А родственники, например, из Владимирской области приехали и побывали на месте, практически рядом с тем местом, где погиб их летчик. И я предлагаю посмотреть этот материал.

Елена Сенина, родственница летчика: Скопцов Иван Павлович, летчик, был командиром экипажа. Мой двоюродный дедушка. Очень счастливы, что теперь в нашей семье есть герой. Привезла землю, мы съездили… он же жил тоже в городе Покров, там было такое старое село – Слободка называлось. Мы туда съездили, там уже, конечно, новые дома, но все равно нашли такое местечко, где самое такое старинное, так скажем. Набрали там земли. А второй земли привезли с могилы его матери. Вот, хотим, чтобы весть дошла и до него как бы, и до матери, что вот, сына нашли наконец-то, ведь столько, долгие годы искали. Столько лет пролежав в болотах этих, больше 70 лет, и вдруг подняли это все. Огромная работа проделана. Самое главное теперь, что мои дети, правнуки, внуки будут знать своего героя.

Константин Зубакин: Вы очень много пишете смс, здесь тоже есть достаточно много информации о солдатах, но я все-таки попросил бы вас писать на нашу электронную почту, как я уже говорил. Это для того чтобы у нас была обратная связь и мы могли вам в ответ вашего запроса написать. Кстати, Александр, у нас сейчас на связи по телефону до нас дозвонилась родственница тоже солдата. Ольга, она родственница как раз того старшего брата, и вот она хотела бы пару слов сказать тоже.

Ольга: Добрый день, уважаемая передача. Мы, это семья Леонида Ивановича Сальникова, которого только что показали по телевизору. Это старший брат Юрия Ивановича Сальникова, которого… останки которого были подняты вместе с самолетом Пе-2 в Тимишлевских болотах. Когда нам об этом сообщили, нашей радости просто не было, конечно, предела, потому что папе уже 93 года, у него ампутированы обе ноги, и папа жил и ждал этого известия, и он этого дождался. Это великое счастье. И мы хотим выразить огромную, бесконечную благодарность Александру Метелкину, всем его соратникам, все, кто поднимали этот самолет. Это еще раз доказывает, что у нас в стране есть люди неравнодушные, которые очень хотят знать историю, и чтобы действительно не было, никто не был забыт. Мы очень вам благодарны. Всего вам доброго. Если эта работа будет продолжаться, это великое дело. Спасибо вам большое за внимание и за эту радостную весть, что мы нашли Юрия Ивановича Сальникова. Где он захоронен, мы, к сожалению, по болезни не могли приехать, на само захоронение, но мы послали ленту, послали венок. К нам пришла ульяновская группа поисковиков, папе все об этом рассказали. Он со слезами, с благодарностью принял это известие. Большое, огромное вам всем спасибо.

Константин Зубакин: Ольга, спасибо вам тоже.

Александр Афонин: Спасибо.

Константин Зубакин: Просят у нас по смс еще раз напомнить адрес электронной почты SOLDAT@PTVR.RU. И я бы еще хотел сказать о тех, родственников кого так и не смогли найти. Вологодские поисковики в том числе. И часть экипажа этих самолетов. Данилов Анатолий Романович, штурман, уроженец Красноярского края Иланского района. На тот момент у него была жива мать Данилова Ольга Мироновна. Теплов Николай Николаевич, радист; Стрелков Федор Васильевич, 21-го г.р., уроженец Вологодской области Вытегорский район, деревня Сухарево; Коновалов Матвей Михайлович 1911 г., Казахская ССР, Какчатаевский район, колхоз "Северный Маяк", убит в 42-м году. Семья – Коновалова – Ефросинья Петровна. Минин Иван Евгеньевич, 1901 год, жена – Минина Мария Федоровна, Краснодарский край, Северо-Енисейский район, прииск Елизаветинский. Он был найден по медали "За отвагу". И отдельно хочу отметить: Гришин Григорий Михайлович, 1897  г.р., уроженец города Ярославля, на момент гибели была жива его жена Гришина Мария Ивановна и дочери Галина 27-го г.р., Нина 28-го и Лидия 31-го. Они проживали в Ярославле, в районе, который все знают как Коровники. Но я сам выезжал на это место, и, к сожалению, дома солдата уже не осталось, он был снесен уже в послевоенное время. Поэтому, если что-то кто-то знает об этих родственниках, то прошу нам сообщить. Александр, как часто ваш отряд находил родственников солдат и насколько это трогательный момент. Как сейчас Ольга, например, нам звонила.

Александр Афонин: Ну, за вот 25 лет, в отряде когда я нахожусь, мы подняли более 2 тысяч человек, и где-то около ста человек, вот имен, определили. Из этих ста достаточно, очень мало найдено было именно родственников. Конечно, это очень трогательно, когда приезжают родственники, когда их привозишь на место гибели отца, сына. Сына вот уже… Приезжали… То есть это всегда такое волнительное именно… Этим и занимаемся в поиске, чтобы найти родственников, чтобы вернуть память этим людям. Многие люди говорят о том, что, когда приходили извещения о том, что человек пропал без вести, боец, не верили, то есть не мог он там пропасть. И была такая вещь, что говорили: "Ага, если он пропал, то, возможно, он ушел к врагам". Вот этого очень боялись. И когда через столько лет возвращали имя честное, что он погиб в бою с оружием, то, естественно, родственники говорили, что вот, мол, честное имя человека обелена, вот, подняли.

Константин Зубакин: Сколько примерно солдат удалось, может быть, в процентном соотношении, да, найти с медальоном по отношению без медальона. Те, которые можно было опознать.

По моим подсчетам, сейчас один медальон на 20 человек примерно находится. Еще хорошо то, что при бойцах часто бывают сопутствующие вещи: ложки, котелки, подсумки, которые подписывались

Александр Афонин: Ну, по моим подсчетам, где-то сейчас один медальон на 20 человек примерно находятся. Считается где-то один из пяти медальонов. Но единственное, что еще хорошо, то, что при бойцах часто бывают сопутствующие вещи: ложки, котелки, подсумки, которые подписывались. То есть по этим вещам тоже находили людей, находили бойцов. Тем более зная район гибели, какое время гибели, можно достаточно точно определить, что именно этот боец.

Константин Зубакин: Ну, я призываю наших зрителей тоже поучаствовать в том, чтобы не осталось белых пятен, чтобы ваш родственник не был пропавшим без вести, поэтому пишите нам на электронную почту. Адрес еще раз продублируют сейчас в прямом эфире, чтобы мы могли отправить запрос в Министерство обороны и, соответственно, получить ответ. Быстрого ответа не ждите, но постараемся сделать все, что возможно, чтобы белых пятен было меньше. Марина, передаю бразды правления тебе.

Марина Калинина: Да, спасибо, Костя. Очень… Я прям заслушалась. Все так интересно, и, конечно, огромную работу вы делаете. Удачи вам в этом во всем!

Константин Зубакин: Да, и Александр Афонин. Спасибо большое, Саш, за то, что пришел сегодня.