Сергей Зинин и Александр Гутов: Как подготовиться к госэкзамену по литературе

Гости
Сергей Зинин
руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по литературе
Александр Гутов
учитель литературы школы №1143 г. Москвы

Ольга Арсланова: Ну что ж, как и обещали, самая интересная рубрика для выпускников, для их родителей, для школьников и всех, кто интересуется вопросами ЕГЭ. Прямо сейчас будем говорить об экзамене по литературе. Как всегда, ждем рекомендаций от наших гостей и сообщаем о том, по каким критериям будет проходить оценка знаний учащегося. Давай немного расскажем о самом экзамене, что это за экзамен.

Юрий Коваленко: Ну, прежде всего экзамен по литературе – это экзамен по выбору. Обычно этот предмет сдают примерно 5% выпускников. Литература нужна для поступления на такие специальности, как филология, журналистика или преподаватель русского языка и литературы. Минимальный порог сдачи экзамена – 32 балла. Но средний уровень сдачи в прошлом году составил чуть менее 60 баллов.

Ольга Арсланова: Вот по процедуре некоторая информация. Экзамен длится 3 часа 55 минут, и за это время нужно успеть ответить на вопросы тестовой части и написать сочинение на одну из четырех предложенных тем. Очень часто наши зрители спрашивают: "Зачем же отменили сочинение?" Друзья, оно до сих пор существует в рамках экзамена по литературе. Сейчас поподробнее обо всем расскажем. Как всегда, ждем ваших вопросов, ваших комментариев в прямом эфире. Ну а задавать вопросы вы можете сегодня нашим гостям. У нас в студии – Сергей Зинин, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе. Здравствуйте.

Сергей Зинин: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: И Александр Гутов, учитель литературы московской школы №1443.

Юрий Коваленко: Добрый вечер.

Александр Гутов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Добрый вечер. Давайте разберемся с самым главным для начала – с самим экзаменом. Подробнее – с чего он состоит, какие вопросы и собственно порядок ответов на них?

Сергей Зинин: Ну, сначала нужно сказать о том, изменится ли экзамен в этом году, изменится ли что-то в его структуре и содержании. Изменения небольшие будут, и только позитивного характера. Как вы убедились, вы только что сказали об этом, что выпускникам будет предложено четыре темы сочинения.

Ольга Арсланова: А было?

Сергей Зинин: А было три. То есть выбор расширился– и теперь, так сказать, можно выбрать, помимо трех, еще одну тему.

Ольга Арсланова: А вы можете какие-то темы назвать уже сейчас, ну, примерно?

Сергей Зинин: Те, которые будут на экзамене – конечно же нет. А в принципе… Ну, допустим, четвертая тема может касаться такого, так сказать, широкого диапазона литературного – это литература XX–XXI века, то есть новейшая отечественная литература. Ну, скажем, какие? Я возьму нейтральную тему, чтобы ничего не выдать, так сказать, и не сказать чего-то лишнего. Ну, скажем, какие мотивы, темы встречаются в творчестве писателей XX–XXI века? Сам экзамен представляет собой, так сказать, такое структурное целое, он состоит из двух частей. В первой части экзамена предлагается работать непосредственно с художественным текстом. Это текст эпического произведения, лироэпического либо драматического – фрагмент, естественно.

Ольга Арсланова: Обязательно включенный, я так понимаю, в программу? Или это не обязательно?

Сергей Зинин: Только то, что включено в программу и входит в так называемый кодификатор элементов проверяемого содержания. Все, что за границами кодификатора, в экзамен не включается. Вот к этим текстам, как я уже сказал, к фрагменту художественного текста предлагаются различные вопросы разного уровня сложности. Это вопросы базового уровня сложности, которые требуют краткого ответа в виде слова, сочетания слов, даже цифр. Когда, например, спрашиваем: "В какой строфе вы нашли анафору?" – нужно указать просто цифру, так сказать, указать номер строфы, не более того. Но для этого надо: а) знать, что такое анафора; б) где она в тексте для того, чтобы так просто ответить – написать "4" или "3".

Ольга Арсланова: Мы с Юрой тут же обращаемся к Google, чтобы не опозориться. Слово вроде бы знакомое.

Сергей Зинин: И сюда же, в первую часть, входит и другой текст – текст лирического произведения, то есть это стихотворение. К нему обращены те же вопросы – простейшие вопросы, базовые, и вопросы, связанные с повышенным уровнем сложности, и они требуют уже развернутого краткого связного ответа. И даже два, так сказать, ответа, связанных с этим тестом.

Потом мы переходим ко второй части, и там мы встречаемся с этими четырьмя темами сочинения. Естественно, все четыре мы не пишем, выбираем одну – на вкус, на выбор, так сказать, какая больше понравится. Вот эти темы ранжированы по эпохам. То есть сначала древнерусская литература, XVIII век, первая половина XIX века – это первая тема. Там мы можем встретиться со "Словом о полку Игореве", с "Недорослю" Фонвизина либо с "Горе от ума" Грибоедова. Потом переходим ко второй теме – это вторая половина XIX века, это Тютчев, Толстой, Тургенев и другие. И наконец, третья тема предлагает нам разобраться с творчеством писателей XX века, начиная от рубежа веков (Чехов, Бунин) и заканчивая уже Распутиным, классиками, современными классиками, как мы говорим. А в четвертой теме мы уже можем выбрать не современную классику, а современную новейшую литературу, которая классикой еще не стала. То есть выбор за выпускником, вот что понравится.

Ольга Арсланова: Александр Геннадьевич, у ваших учеников это популярный экзамен? Многие вообще собираются его сдавать в этом году?

Александр Гутов: Этот экзамен не может быть популярным, потому что профессий, которые, как вы сказали, требуются, когда сдаешь этот экзамен, их не очень много. Это те, кто идут на филологические дисциплины в различные педагогические вузы или в университеты. Но есть еще одна разновидность выпускников, про которую вы не сказали, – это те, кто идут в творческие вузы. Играешь ли ты на балалайке, собираешься ли ты стать артистом…

Ольга Арсланова: Все равно нужно сдавать.

Александр Гутов: …собираешься ли ты идти в такой вуз, где ты будешь заниматься коммерческой художественной деятельностью, – ты сдаешь литературу. Поэтому так или иначе три-четыре человека, например, получается на параллель каждый год. Но каждый год кто-то этот экзамен сдает, кто-то этот экзамен обязательно сдает.

Ольга Арсланова: А скажите, вот если взять этих таких специализированных будущих филологов, творческих работников и так далее и всех остальных, вот чему этих людей вы должны особенному научить для того, чтобы они этот экзамен сдали? Что они должны такого особенного уметь, отличающего их от остальных учеников?

Александр Гутов: Я сразу подхвачу то, что сказал Сергей Александрович. Сергей Александрович сказал, что первая часть включает в себя фрагмент эпического, лироэпического и драматического произведения. Но я понимаю, как эти слова звучат для общей аудитории. Дело в том, что это совсем не простой вопрос. И как показывает мой опыт, если в пятом-шестом, от силы в седьмом классе вы не объяснили, что такое эпическое, лирическое, драматическое, да еще и лироэпическое произведение, то ученики в дальнейших классах не могут сориентироваться. А экзамен строится так, что перед тобой выбор именно одного из подобных… Это род литературы так называемый.

То же самое – теория литературы, к ней не очень серьезно относятся ученики. Они не очень понимают, зачем она нужна. Безусловно, это очень сложный вопрос. Но когда они сталкиваются с тем, что: "Определите, какое направление в данном тексте?"… Направления мы приблизительно начинаем с классицизма, барокко никогда не бывает по литературе. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, а дальше идут модернистические течения. Но, например, отличие символизма и футуризма – обязательно.

Что касается имажинизма, то если перед вами творчество Есенина и вы не знаете, что он принадлежал, так или иначе определенный период его творческой деятельности был связан с имажинизмом, вы не сможете раскрыть его образную систему. То есть просто первое, к чему я призываю – это к тому, чтобы серьезно относились к таким понятиям литературоведческим, которые связаны с теорией литературы.

Второе. Лучше всего, как показывает мой опыт, начинать готовиться к ЕГЭ в будущем одиннадцатом классе с восьмого класса. Тот, кто начинает позже, он просто может не успеть.

Ольга Арсланова: Потому что нужно много прочитать?

Александр Гутов: Дело не в том, что просто нужно много прочитать. Дело в том, что вопросы, даже вот эти первые задания, они включают в себя так называемую творческую разновидность, а именно: "Вы прочитываете текст. В каких еще произведениях литературы, – ну, допустим, русской литературы, – вы видите подобные темы? Где еще раскрывается пейзаж? Где еще пейзаж подействовал на героя? Где еще показаны взаимоотношения между героями? Где еще есть тема отцов и детей?"

Если вы прочитали только роман "Отцы и дети", то вы не можете ответить. Для этого нужно использовать Грибоедова, для этого нужно использовать Пушкина (я имею в виду "Капитанскую дочку"), для этого нужно использовать Толстого, потому что взаимоотношения князя Андрея и его отца – это разновидность варианта "отцы и дети". Этот экзамен необыкновенно широк.

Юрий Коваленко: Вот вы говорите сейчас, в данный момент о творчестве. Вот каким образом экзамен по литературе, сочинение либо объяснение всех этих понятий можно оценивать? То есть кто это оценивает? Это компьютер, машина, человек либо сводная комиссия? Поясните.

Александр Гутов: Естественно, вопрос, который вы мне задаете, связан больше с тем, что скажет Сергей Александрович. Я могу сказать, что вопросы с точным ответом… А точный ответ – это может быть разновидность направлений, которые я назвал. Сергей Александрович назвал анафору. Можно перечислять огромное количество литературоведческих терминов, без которых ученик литературой овладеть не может. В первую очередь это такие понятия, как сюжет, эпитет, композиция, завязка, развязка, кульминация. Если ученик не владеет этой терминологией, для него произведение, любое произведение – это как набор отдельных слов, в которых он будет плавать.

Проверить отдельное слово может, вероятно, и компьютер. Сергей Александрович скажет точно. Но то, что касается ответов с расширенными заданиями… Вы сейчас коснулись вопроса расширенного задания. Ну, например, вспомню. Несколько лет назад, уже не секрет… "Почему переезд для Обломова является в какой-то мере жизненной катастрофой?" Это минизадание, это не сочинение. Это было где-то лет шесть назад.

Ольга Арсланова: Со свободной формулировкой.

Александр Гутов: Надо ответить, приблизительно написав пять предложений. Опыт показывает, что менее пяти предложений – вы не можете ответить; больше – вы не успеваете по времени. Этот экзамен жесточайший по отношению к вопросу времени. Он учит очень точно распределять время. Будет у нас время, я скажу, как его лучше распределять, с моей точки зрения

Юрий Коваленко: Об этом обязательно поговорим.

Александр Гутов: Поэтому такие задания проверяют профессиональные филологи, проверяют учителя, проверяют опытные учителя. Вы, конечно, можете сказать: "А почему его проверка будет объективной?" Но мы должны понять, что литература все-таки в себе всегда сохраняет долю субъективности, которая будет связана с проверяющим. Один – так, другой – так. Поэтому существуют конфликтные комиссии. Ну, пусть Сергей Александрович этот вопрос раскроет лучше.

Ольга Арсланова: Мы в свое время сдавали экзамен, было сочинение, но…

Юрий Коваленко: Человеческий экзамен.

Ольга Арсланова: …но при этом все равно были определенные критерии: не меньше такого-то количества ссылок, такие-то правила цитирования, обязательно… Ну, какие-то формальные признаки.

Сергей Зинин: Количество слов задается обязательно.

Ольга Арсланова: Продемонстрировать словарный запас, работу с текстом и так далее. То есть, казалось бы, настолько свободная творческая форма, но все равно в ней обязательно присутствуют некие критерии. Вот что в этом экзамене обязательно для того, чтобы получить этот балл высокий?

Сергей Зинин: Критерии обязательные. Я даже рекомендую выпускникам обязательно ознакомиться с критериями. Они больше предпочитают знакомиться с самими материалами экзаменационными, с вопросами, читают демонстрационный вариант, но не всегда обращают внимание на инструкции к заданиям, установки, как надо выполнить это задание, меньше чего нельзя. Так сказать, больше – пожалуйста, а вот меньше… Это очень важный параметр.

Дальше следуют критерии. И вроде бы как кажется, что они для экспертов, которые будут проверять. То есть им нужна какая-то установка, какой-то шаблон, но ни в коем случае не содержательный шаблон, под который надо подгонять содержание работы, а критерии, которые, так сказать, опираются на различные аспекты знания предмета, начиная просто с понимания темы, вообще тема освоена или нет.

Ведь как бывает иной раз? Тема конкретная, совершенно конкретная, но выпускник пишет не на эту тему, а пишет что может. Вот вспоминает все, что может, и пишет, а в тему не входит до конца. Изначально нужно обязательно внимательно ее прочитать, выделить опорные слова темы, какие-то центральные, на которые делается упор. Далее есть критерии композиционные, построение собственного текста. То, о чем говорил Александр Геннадьевич – использование теоретико-литературных понятий. Как можно говорить о предмете не на языке предмета, а на бытовом языке? У него есть, так сказать, свой язык, литературоведческий, который нужно обязательно освоить. Это критерии, связанные с опорой на текст. Опять же нельзя раскрыть тему, если ни разу не обратился к тесту, ничего не процитировать. Я уж не говорю – на уровне строфы какой-то. Даже на уровне фразы просто какой-то можно же процитировать, какой-нибудь эпитет, которым автор наградил своего героя.

Наконец, очень важный критерий – речевой. Так сказать, нельзя писать, как бог на душу положит, не опираясь на родной русский язык. В результате, если этот критерий хромает, мы потом получаем абитуриента, который приходит в вуз, и он должен написать заявление на прием в вуз, а он пишет "зоявление" и сразу выдает себя с головой. Вот эти критерии, такой алгоритм критериальный чрезвычайно важен, и поэтому его должны читать не только эксперты при проверке работ, а его должны читать дети, чтобы им было понятно, как будет проверяться их работа, по каким, так сказать, параметрам, какие будут требования.

Юрий Коваленко: А где это можно прочесть?

Сергей Зинин: На сайте ФИПИ вывешен демонстрационный вариант экзамена со всем набором заданий, образец. Вывешен кодификатор – список авторов, произведений и категорий литературных понятий, которые будут востребованы на экзамене обязательно. И спецификация экзамена, где как раз говорится о структуре, о содержании экзамена. Вот это, так сказать, альфа и омега. Надо обязательно зайти на сайт, посмотреть (сайт Федерального института педагогических измерений) и внимательно это все проштудировать, иначе тогда это terra incognita, "я не знаю, куда я иду, и не знаю, что буду делать".

Юрий Коваленко: У нас не так много времени остается. Вы обещали рассказать, как же все-таки распределять время. Я думаю, этот вопрос волнует всех людей.

Ольга Арсланова: Очень практический важный момент.

Александр Гутов: У меня есть свои на этот счет разработки. Экзамен состоит из 3 часов 55 минут. Это очень немного для 17 заданий. При этом сочинение физически находится в конце текста. То есть ученик, если он начинает последовательно выполнять все задания, к главному он подходит позже всего. А главное – это все-таки сочинение традиционно. Русская школа, так было традиционно. Это где-то сохраняется. Сочинением проверяют знания литературы, способность выражать свои мысли, способность понимания текста и просто действительности. Поэтому сочинение – это один из самых главных вопросов. А на данном экзамене, я считаю, это главный.

Поэтому мои советы такие. У вас 3 часа 55 минут. Первый час вы посвящаете черновому наброску сочинения, откладываете его. Переходите к тем заданиям, которые являются заданиями 1–9. То есть вы читаете фрагмент эпического произведения, лироэпического, драматического и выполняете те задания, которые вам предложены, но точно по часам. Приблизительно на это 1 час 15 минут, не больше. Потом вы возвращаетесь к сочинению, свежими глазами смотрите на то, что вы написали. За это время накапливается… А очень часто задания первого ряда, то есть первых ваших вопросов, помогают понять ваше же сочинение. После этого вы возвращаетесь к сочинению и пишете.

По поводу некоторых жестких критериев. Все знают сейчас эту цифру – 250. Менее 250 слов написать нельзя. Могу сказать, что 250 слов – это лист A4 средним почерком с вот таким хвостом. Раскрыть тему на экзамене по выбору, написав 250 слов, нельзя практически. Как показывает опыт, 300 – это еще минимально. 400–450 слов. Но для этого нужно тренироваться. Я говорю то, что есть на самом деле. Иначе ваше сочинение не будет раскрыто.

Сергей Александрович уже сказал по поводу некоторых литературоведческих терминов. Дело в том, что в требованиях к сочинению, именно к сочинению, в последней части, обязательно не просто упоминание, а раскрытие литературоведческой терминологии. Ну, я уже коснулся некоторых вопросов. Не просто вы говорите: "В этом произведении есть портрет, пейзаж, эпитеты, кульминация". Нет. Вы должны желательно раскрыть в своем сочинении, какую роль играет тот или иной фрагмент. Я могу по каждому из них объяснить, конечно, что это значит, только времени немного.

Ольга Арсланова: Ну, в другой раз. А закончим мы комплиментами от наших зрителей. Во-первых: "Литература учит быть человеком", – пишут нам из Москвы. "Экзамен важен, потому что этот предмет учит мыслить и критически оценивать изучаемый материал, а это очень важный навык для развития каждой личности". Так что те, кому это интересно, сдавайте экзамен по литературе. А мы будем давать вам советы. Спасибо большое.

Сергей Зинин: Спасибо.

Ольга Арсланова: В гостях у нас были – Сергей Зинин, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе, и Александр Гутов, учитель литературы московской школы. Большое спасибо.

Юрий Коваленко: Спасибо.