Юрий Берг: Надо помнить, что помимо пухового платка Оренбуржье – родина "Газпрома"

Гости
Юрий Берг
губернатор Оренбургской области

Пётр Кузнецов: Ну, что же. У нас сейчас рубрика "Обратная связь". Сегодня у нас в гостях Юрий Александрович Берг. Уже проанонсированный губернатор Оренбургской области. Говорим о проблемах и достижениях этого региона. Он с удовольствием ответит на все вопросы зрителей. Я думаю, что в первую очередь это будут жители Оренбургской области. Здравствуйте, Юрий Александрович.


Оксана Галькевич:
Здравствуйте, Юрий Александрович.

Юрий Берг:
Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Друзья, если вы живете в Оренбурге, в Оренбургской области или, может быть, не живете, а жили когда-то, связи какие-то всё равно остаются.

Пётр Кузнецов: Не каждый же день есть такая возможность – напрямую спросить своего губернатора.

Оксана Галькевич: Да просто хотите поговорить с губернатором Оренбургской области, звоните нам в прямой эфир. 8-800-222-00-14, бесплатный совершенно телефон для выхода в прямой эфир и 3443 – короткий номер нашего смс-портала, в начале ставьте буквы "ОТР", присылайте, зачитаем, передадим ваши вопросы.

Пётр Кузнецов: Не забудьте, что всё это бесплатно. Юрий Александрович, вчера вы встречались с Дмитрием Медведевым. О чем шла речь? Расскажите, какие вопросы поднимались.

Юрий Берг: Вчера Дмитрий Анатольевич Медведев посетил строящуюся школу, строящуюся… Мы в лидерах по строительству школ вот по этой программе, о которой говорил Владимир Владимирович в послании к Федеральному собранию в прошлом году. Вот эта программа уже начала работать, и мы с июня месяца строим школу. И дети уже в третьей четверти, после Нового года пойдут учиться туда. 1132 человека. Причем строили в очень густонаселенном районе, где потребность в школах очень велика. Вот представьте: с июня и по первое января. Это только вот благодаря тому, что у нас очень хороший подрядчик местный, компания "Лист" и её руководитель, Петров Сергей Иванович.  И они работали в круглосуточном режиме, и работают до  сих пор.

Пётр Кузнецов: Это в областном центре школа?

Юрий Берг: Да.

Оксана Галькевич: Петь, вот скажи, вот у тебя ассоциация "Оренбургская область, Оренбург" - это что?

Пётр Кузнецов: Ну, платок, конечно же.

Оксана Галькевич: Платок оренбургский, да. Юрий Александрович, не зря спрашиваю об ассоциациях, это, наверное, наша такая общая ассоциация с краем, где вы живете и работаете. Но это ведь такое наследие, да? Это наше уже достояние российское – оренбургский пуховый платок. Когда-то придуманный, сделанный такой бренд. А вот сейчас как собственно, с какими-то новыми может быть брендами, экономическими явлениями, прорывами. Почему спрашиваю, потому что знаете, сейчас перед всеми вашими коллегам стоит важная задача -  повышение инвестиционной привлекательности, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса…

Юрий Берг: Вы за меня всё говорите, можно отвечать?

Оксана Галькевич: Помолчу.

Пётр Кузнецов: Тем более и пограничный регион.

Оксана Галькевич: Да, ещё и это, да.

Юрий Берг: Кроме пухового платка, надо ещё помнить о том, что Оренбуржье – это газ, и Оренбуржье – это родина "Газпрома". Первый газовый комплекс был построен в Оренбурге. Кроме того, значит, это ещё и нефть. У нас добывается более 20 миллионов тонн нефти, причем первая нефть в 1937 году. Кстати, первый газопровод в СССР был построен из города Бугуруслана Оренбургской области в город Куйбышев после войны. Это я к тому, что кроме пухового платка. Кроме всего прочего, Оренбуржье является вторым полем страны, это мощная промышленность, как металлургия черная, цветная, мощное машиностроение. Это всё Оренбуржье. В Оренбуржье проживает 2,1 миллиона  жителей. 42 процента из них – это сельские жители.

Оксана Галькевич: А вот кстати, совершенно по поводу сельского хозяйства, аграрного сектора вашего региона абсолютно для меня какая-то непонятная… Впервые я об этом узнала, вы ещё и… Бахча у вас там большая. А меня ассоциация, знаете, в первую очередь это Астраханская область в России, а тут вдруг Оренбургская. Совершенно нетипично, казалось бы.

Пётр Кузнецов: Да, составляете конкуренцию Астраханской.

Юрий Берг: Вообще арбузная столица России – город Соль-Илецк Оренбургской области.

Пётр Кузнецов: Но это давно или недавно?

Юрий Берг: Это звание мы получили года три тому назад. И если говорить о том, сколько выращивается арбузов или засеваются арбузами, то у нас порядка 60 тысяч Га. В Астраханской области, там ну последний раз вот мы разговаривали с моим коллегой, и товарищем, и другом. Я так могу сказать, потому что я к Астраханской области тоже неравнодушен, имею отношение к ней, учился в Астрахани, и, кстати, работал на бахчах в Оренбургской области: курсантами убирали арбузы. Одиннадцать тысяч. И урожай… ну у нас 66, по-моему, в этом году было.

Оксана Галькевич: Слушайте, Юрий Александрович, если вы сейчас скажете, что у вас ещё и рыбалка, астраханцы просто заплачут, мне кажется.

Юрий Берг: Нет, конечно. С рыбалкой астраханской сравниваться. После астраханской рыбалки я больше нигде не рыбачу.

Пётр Кузнецов: Юрий Александрович, что касается пограничного региона с Казахстаном. Вот наши коллеги выходили, говорили о транспортных проблемах, каждый день говорим о транспортных проблемах. В связи с тем, что ещё и "Шелковый путь" лежит через Оренбургскую область, транспортные проблемы в связи с этим есть какие-то?

Юрий Берг: Протяженность границы у нас… Самая большая протяженность сухопутной границы – это у нас. Около двух тысяч километров. Три области. Западная - Казахстанская область, это столица Актюбинской области, город Актобе,  и Костанайская область, город Костанай. Значит, "Шелковый путь", он уже пришел на границу РФ, казахи свою часть выполнили. И вот на встрече Владимира Владимирович с предпринимательским сообществом у нас, с представителями он у нас Владимир Владимирович был и встречался. И обсуждали вот эту проблему. Наш участок, который хотя бы той, действующей ( - не новой, которая ещё не построена, а той, действующей), есть проблемы и мы их называем своими именами. И в этом году это было предметом разговора в Астане на встрече двух президентов. Есть поручения, и к 2018 году эти 50 километров плохой дороги будут капитально отремонтированы,  если говорить про это. А если говорить про "Шелковый путь" - их два варианта. Первый – это северный, на Башкирию, на Кумертау.  И второй – на запад, на Смоленск. Все работы необходимые выполнены, теперь дело за инвесторами, дело за теми, кто будет строить. Оренбуржье к этой работе готово.

Оксана Галькевич: Вы знаете, вы вспомнили Соль-Илецк, правда, вот перед тем, как мы говорили о пограничном сотрудничестве. У нас этот город ассоциируется совсем не с арбузами. А с отдыхом. У нас даже вот помнишь, [Петь], в эфире, был репортаж. Есть у нас такой цикл "Малые города России". Вот наш корреспондент там побывал, очень интересно. Вот знаете, прям такая точка туристическая на карте. Это, правда, было года два назад. Вот знаете, интересно узнать, как на вас этот бум внутреннего туризма-то отразился? И как вы, собственно, адаптируетесь? Людей-то больше поехало?

Юрий Берг: Людей поехало больше. С каждым годом приезжает всё больше, мы выиграли федеральный грант. Мы провели серьезную работу, поскольку там всего 26 тысяч, и инфраструктура не готова к строительству крупного чего-то и к увеличению людей. Мы построили новый водозабор, водовод. Построили, сейчас будем делать реконструкцию очистных сооружений, построили культурно-досуговый центр. Вот сейчас весной откроется вообще новейший парк, ничем не отличающийся от московского или почти европейского. Это уже делают инвесторы.

Оксана Галькевич: А размещение вот для туристов как? С этим скромненько было. Помню сюжет этот хорошо. Летний, правда. Но вот.

Юрий Берг: Строится, строится санаторий самый современный с двумя лечебными корпусами на 2000 посещений в смену. Строят вот это инвесторы "Илецк-Соль", руководитель Сергей Васильевич Черный, который вкладывает. Если вот так посмотреть, то в Соль-Илецк 1,7 млрд рублей – это федеральный  областной бюджет, и два миллиарда – это деньги инвестора. И я думаю, что в 2018 году в первую очередь уже заработает, уже… И поставлена такая цель, чтобы мы были не хуже Турции и Египта. Надо всегда быть лучше.

Оксана Галькевич: А вот к вопросу о том, что всё-таки сезонный там в основном туризм такой, чем городок-то живет вот сейчас, например? Зимой? В межсезонье?

Юрий Берг: Вот понимаете, с введением этого сезонность уйдет. Раз. И я не договорил. Мы ещё отработали и будем строить лечебную шахту соляную. Сегодня это много…

Оксана Галькевич: То, что за большие деньги в Москве продается. Полчаса в соляной шахте зайти, подышать.

Юрий Берг: Нет, это соляные комнаты у вас. А  это шахты. У нас очень много выработок там. Там добывается…

Пётр Кузнецов: Это добыча?

Юрий Берг: Да, там шахта. Но доставить людей туда - это составляет определенные сложности. Для того чтобы не мешать производственному процессу и не подвергать людей риску, запланированы, проведены все изыскания, для того чтобы… только для людей. Вот специально будет сделано, где мы посмотрели у наших коллег и друзей в Белоруссии, в городе Солягорске. Это давно работает, и в сутки у них проходит более тысячи человек. Это очень востребовано, очень нужно людям с легочными заболеваниями, кожными заболеваниями, думаю, что это будет очень востребовано, и это будет не сезонно. И вот эти лечебные корпуса. Где  будет проводиться то же самое, только под крышей. Плюс лечебная шахта.

Оксана Галькевич: Юрий Александрович, у нас звонок из Оренбургской области, Галина. Галина, здравствуйте, вы в прямом эфире. Пожалуйста, наверное, ваш вопрос.

Галина, Оренбургская область: Здравствуйте, я со Старой Тепловки, Бузулукский район, меня интересует вопрос,  у меня дочка является умершего афганца. Она на льготной очереди стоит первая. У меня вопрос к нашему губернатору. Выделялись ли для получения для этой категории деньги из бюджета? Наша администрация отвечает, что "Берк не дает деньги, чтобы вам выдать по закону, использовать, пока ребенок учиться на бюджетном в учреждении". Она у меня заканчивает в июне месяце.

Юрий Берг: Как вы сами понимаете, что не могли такое сказать, и тут всё это зависит не от желания Берга. Если говорить о моем желании, я бы всем сразу всё отдал и сделал.  Вы из какого села? Я плохо расслышал, я найду и разберусь в этом.

Пётр Кузнецов: Галина на линии у нас ещё? Да, вы… Редакторы, если… Вы тоже не услышали населенный пункт, да?

Оксана Галькевич: Мы оставим вам телефон, с Галиной можно будет связаться. Уточнить какие-то детали. Юрий Александрович, вот смотрите. Пишут из Оренбургской области телезрители наши, вот, например, поселок Ириклинский, спрашивают, когда там откроется баня:

- Живем без ванн, которых у нас нет, дайте дотацию, - просят вас, - губернатор.

Потом опять же про газ спрашивают, а то его отрезали за долги. Вот такая там проблема.

Пётр Кузнецов: И ещё одна, конечно же, проблема, про аптеки. Адамовский район, поселок Комсомольский:

- Нет аптечного пункта, лекарство привозят только по просьбе жителей. Зимой вообще нет работы.  Как выживать?

Юрий Берг: В поселке Ириклинском я был, наверное, не один десяток раз. Наоборот занимались газификацией вот этого нового жилья, мы снесли всё ветхое жилье в этом поселке. Построили новое, и продолжаем это строительство. И вы, уважаемые жители поселка Ириклинского, это знаете, в том числе, что я там был, с вами встречался. И даже в тех домах, где было электроотопление, в этот сезон вы уже вошли с газом. И ситуация в поселке Ириклинском находится на постоянном контроле. Я не слышал такого, и запрещено газовикам отрезать, особенно сейчас, даже пусть за неуплату, в это время газ.

Оксана Галькевич: А что за проблема с баней там? Баня не работает…

Пётр Кузнецов: Не растет кокос…

Оксана Галькевич: Нет возможности у людей…

Юрий Берг: Этого вопроса никто не поднимал из этого поселка, тем более я ещё раз говорю, что я там был не один десяток раз.

Оксана Галькевич: Ну вот, может быть, обратите внимание, запомните, потом, может быть, как-то удастся людям помочь, если действительно такая проблема есть.  А вот по Адамовскому району, то, что там люди пишут…

Пётр Кузнецов: Да, и ещё вопрос по Адамовскому району, аптечный пункт. У  них работы вообще нет.

Юрий Берг: Ну, так же, как и в Комсомольском.

Пётр Кузнецов: Тоже приезжали, да?

Юрий Берг: Конечно, вы знаете, что Комсомольский - это поселок, где снимался фильм "Иван Бровкин на целине". Мы там целую революцию сделали в этом поселке. Сегодня год кино, вот вспомнили о фильме, вот ту улицу отремонтировали, тот дом. Вот всё-всё-всё. Только, естественно, обновили, вот всё обветшало, музей сделали, чего только не сделали.

Пётр Кузнецов: Ну, т.е. аптечный пункт там есть? Он должен быть? Был?

Юрий Берг: Был, и не более как, скажем, вчера я разговаривал с главой Адамовского района, и никаких проблем там не было. Значит, будет, если нет.

Пётр Кузнецов: У вас [зрители] есть ещё минут десять на то, чтобы задать свой вопрос. И естественно, если вы прежде всего из Оренбургской области, вопросов накопилось, через смс-портал, а также можете попробовать пробиваться уже в прямой эфир и спросить непосредственно.

Оксана Галькевич: Действительно очень активно Оренбуржье смотрит нас, смотрите, сколько вопросов к нам пришло. Вот город Кувандык:

- Когда откроют горнолыжную базу, и что будет с криолитовым заводом?

Юрий Берг: Горнолыжную базу откроют 17 декабря. Мы специально забрали это всё в областную собственность для того, чтобы принять участие в российском… и получить российский грант. Так же, как по Соль-Илецку. Потому что за эти годы, если там что и поменялось, появились новые подъёмники. И то это за счет денег областного бюджета. Больше ничего там не происходило. Но уже 21 век, а не 20. Оставлять так, как там было – это было нельзя. И сейчас там монтироваться будет новый сноуборд парк, которого не было. Запланированы деньги по ремонту той гостиницы, которая там стоит в неприглядном виде. И мы будем делать его современным горнолыжным курортом, а не оставлять в том виде в котором он был. Этого уже нельзя было терпеть. И порядок мы там наводим, и наведем.

Оксана Галькевич: А криолитовый завод?

Юрий Берг: Криолитовый завод. 50 процентов этого завода по договоренности с компанией "РусАл" передали, и там организовали производство магниевых удобрений, там идет процесс лицензирования, но первая продукция уже получена. Это первая половина. Вторая половина, скажем, до сих пор является собственностью компании "РусАл", и там не говорят о том, что этот завод будет окончательно брошен. Прорабатывается вопрос возобновления и производства того, что они делали там, но на всё это повлияла экономика. Скажем, привезти… себестоимость очень высокая была здесь. И пострадали два таких завода, которые были в РФ, это Кувандыкский криолитовый и такой же завод в городе Полевской Свердловской области. Мы в одинаковом положении. Но здесь мы хоть организовали новое производство.  И надеемся, что вот на тех площадях "РусАл" возобновит производство. Работа такая ведется.

Пётр Кузнецов: Да, да. Юрий Александрович, здесь обновление по бане есть. Человек отвечает из поселка Ириклинский:

- Мы обращались к Попунину насчет бани, живем в двухэтажках.

Попунин – это?

Юрий Берг: Это глава Гайского городского округа, который работает первый год. И понятно, значит…

Пётр Кузнецов: Вот к нему было обращение.

Юрий Берг: Ко мне такого обращения не было, не смотря на то, что я там был. Эти двухэтажки стоят там сто лет, и их сейчас потихоньку те старые…

Пётр Кузнецов: Вот человек и говорит, что вы приезжали по новым домам, а "мы вот живем в двухэтажках, мыться приходится в тазиках даже сейчас".

Юрий Берг: Ну, хорошо. Посмотрим, почему там это происходит, почему там это произошло, и почему не ответил Попупин, и почему они не обращались до этого никуда.

Пётр Кузнецов: Из Челябинской области говорят вам большое спасибо за чистоту в Оренбурге в летнее время:

- Мы из Челябинска, нам очень понравилось, по сравнению с серостью Челябинска, много строится домов, спасибо!

Оксана Галькевич: По дорогам много у нас сообщений тоже из Оренбуржья. Саракташский район, спрашивают:

- Когда будет дорого от Новочеркасска до Саракташа? На бумаге он уже есть.

Ну, видимо, имеется в виду, что проект уже существует.

- В  Кувандыкском районе построили дорогу между двумя деревнями, куда из бюджета было потрачено 60 млн рублей, дорога в город есть, а вот чтобы выехать из деревни нет.

Ну, вот. Иногда у нас, кстати, такое бывает с федеральными трассами.

Юрий Берг: Какой вопрос, такой и ответ, наверное, должен быть. Но вопроса-то нет как такового, так ведь?

Оксана Галькевич: Вот ещё спрашивают, когда будет сделана дорога из города Бузулука до Первомайского поселка? Есть ли хотя бы на бумаге.

Юрий Берг: Во-первых, дорога с города Бузулука до поселка Первомайского – это вообще трасса Бугульма-Уральск. Она есть. Мы там построили новую дорогу. Соединили южную часть, скажем, Оренбуржья. И сегодня доехать из Оренбурга до, скажем, поселка Первомайского на 90 километров короче, чем традиционно. Это трасса есть, и я не понимаю, почему такой вопрос: строить дорогу. Сколько существует Бузулук, столько там есть хорошая нормальная дорога. Там сто километров расстояние между этими двумя населенными пунктами. Отличная дорога.

Пётр Кузнецов: Юрий Александрович, вот вы как губернатор, чтобы пожелали своему региону? В чем нужно прибавить? В каком направлении развиваться?

Юрий Берг: Конечно, сегодня очень важно, даже исходя из вопроса до этого - дороги. Ещё очень много нужно построить школ, оснастить больниц, ФАПов. Работы очень много, и она такая, что её же всю не переделаешь, да? Вот если говорить о дорогах, то нам нужно построить 7000 километров дорог, для того чтобы не  было вот таких вопросов. Если говорить о дороге Саракташ-Новочеркасск, то 30 километров. 10 километров асфальта есть там, отличный грейдер, на скорости 80-90 легко и свободно идут. Всегда мы обращаем на то, где хуже, да? Ведь на всё сразу не бывает. А кто не хотел бы сразу везде всё построить? А надо построить 7000 километров. А 7000 километров – это расстояние от Оренбурга до Хабаровска, между прочим. Но все хотят в одночасье. Мы строим дороги,  дорожный фонд распределяется сегодня практически самими главами муниципальных образований. Существует формула – площадь, население, где. И главное управление дорожного хозяйства вместе с главой муниципального образование отмечают. И только потом они приходят ко мне и показывают, как эти 6 млрд распределили. И если стоить подпись главы муниципального образования. И он определяет, между какими селами построить дорогу, отремонтировать дорогу. Вот вы представьте, 42 муниципальных образования, 125 тысяч квадратных километров – три с лишним Крыма. И с запада на восток – 1200 км. Да, конечно, я населенные пункты знаю, но очередность и какое-то - всё определяет местная власть, муниципальное образование. Я считаю, что так должно быть, да.

Оксана Галькевич: Юрий Александрович, так должно быть, но мы всё равно вас информируем, рассказываем, нас смотрят телезрители из вашего региона, со всей страны, которые так или иначе, может быть, имеют какие-то связи родственные. И вот они нам то, что пишут… Программа называется "ОТРажение", мы вам рассказываем, вы, может быть, там где-то на карандаш возьмете.

Юрий Берг: Да нет вопросов, я запомню.

Оксана Галькевич: Может быть, помочь будет возможность людям в Ириклинском, в Саракташе, в Кувандыкском районе. Спасибо, друзья, всем, кто смотрел. Спасибо всем, кто участвовал, это была наша рубрика "Обратная связь", сегодня у нас в гостях был Юрий Александрович Берг, губернатор Оренбургской области. Спасибо.

Юрий Берк: Я свободен?

Оксана Галькевич: Спасибо.