Мила Чекушкина: Самое интересное в профессии портного – дать каждой женщине почувствовать себя "песочными часами"

Гости

Константин Чуриков: Сейчас, как говорится, все отправимся на курсы кройки и шитья. Это наша постоянная рубрика "Профессии". Сегодня узнаем о том, что делает портной, какие есть тайны в этой специальности. Ну, давайте сначала посмотрим сюжет о нашей сегодняшней героине, а потом вы сможете с ней пообщаться в прямом эфире.

Оксана Галькевич: И вопросы задать, кстати, да.

Константин Чуриков: Да.

СЮЖЕТ

Оксана Галькевич: Ну вот, смотрите, как выглядит эта профессия в цифрах. Портной. Сегодня средняя заработная плата составляет 30–40 тысяч рублей. Где этому можно обучиться? В профессиональном колледже или училище. Работать, естественно, в легкой промышленности.

Константин Чуриков: Вы знаете, уважаемые зрители, нам очень часто вот вы же сами и пишете: "Не надо приглашать тех, кто просто умеет красиво разговаривать. Приглашайте людей, которые умеют что-то делать, реальных тружеников". Вот, пожалуйста, перед вами Людмила Чекушина, портной. В ближайшие 20 минут общаемся в прямом эфире, все вопросы можно задать.

Оксана Галькевич: Костя, мы нашли человека, который и руками прекрасные вещи делает, и говорит хорошо. Правда?

Константин Чуриков: Абсолютно!

Оксана Галькевич: Все совпало.

Константин Чуриков: Людмила, я не ослышался? В сюжете было сказано, что вам заказывают пальто, верхнюю одежду, нижнее белье… Или мне послышалось?

Людмила Чекушкина: Бывает такое. Просто есть проблемные женщины. Раньше, к примеру, было… У меня бабушка занималась именно индивидуальным пошивом нижнего белья, то есть это большая грудь. Не все ходовые размеры есть. Есть женщины с большой грудью, для которых очень сложно найти нижнее белье. Они, соответственно, и приходят, и заказывают.

Оксана Галькевич: А вы только с женщинами, простите, работаете?

Константин Чуриков: Ты про другой вопрос, наверное, да?

Оксана Галькевич: Нет, ну…

Константин Чуриков: Не по части нижнего белья, то есть… Ну, естественно, мужчины же тоже обращаются, да? Костюм шить.

Людмила Чекушкина: Нет, я занимаюсь исключительно…

Оксана Галькевич: У вас только женское ателье, да?

Людмила Чекушкина: Да, у меня женское.

Оксана Галькевич: То есть только платья, брюки. На самом деле интересно. А какой у вас разброс цен, так скажем, ценовой диапазон? Сколько стоит, допустим, платье пошить? Вы можете сказать?

Людмила Чекушкина: К примеру…

Оксана Галькевич: По рынку. Мы говорим сейчас…

Людмила Чекушкина: По рынку я сказать не могу точно, у каждого разные цены. Это от имени зависит. Очень много факторов. У нас обычное платье-футляр стоит от 3 тысяч.

Оксана Галькевич: Ага. То есть это еще и имя должно быть?

Людмила Чекушкина: Естественно.

Оксана Галькевич: И это какая наценочка сразу идет? 15, 20, 50 процентов?

Людмила Чекушкина: Это уже на совести…

Оксана Галькевич: Я-то думала, понимаете, там работа, руки, ниточки, ткань – вот как бы из этого складывается. А еще, оказывается, имя.

Людмила Чекушкина: Конечно.

Константин Чуриков: Людмила, а вот каким образом… Смотрите, вот приходит к вам дама, девушка, девчонка, неважно, и говорит: "Хочу себе модное платье, как в журнале Burda Moden".

Оксана Галькевич: Это ретроград.

Константин Чуриков: Или этого не говорит. Условно. Каким образом вы понимаете, что вот ей нужно именно такое платье? Как вообще согласовываете этот макет?

Людмила Чекушкина: Ну, она как бы приходит уже со знанием того, какую именно модельку она хочет. Отсюда и пляшем.

Константин Чуриков: А бывает так, что…

Оксана Галькевич: Переубеждать приходится?

Константин Чуриков: Бывает так, что на эскизе (или как это у вас называется?) это выглядело одним образом, а потом в жизни получается, что другое – и клиент недоволен, истерика?

Людмила Чекушкина: Естественно, естественно, бывают такие моменты, что человек приходит, приносит эскиз – там фигурочка, конечно, у девочки "ах, ай-ай!". И понятное дело, что если ты оденешь на себя вот это, то тебе надо как-то все это обыгрывать, как-то все это подогнать, чтобы все это сидело именно на твоей фигуре. То есть если женщина пришла… К примеру, нарисована там фигура "песочные часы", а женщина пришла – "яблочко", "бочонок на ножках", так скажем. Ну, не будет сидеть! Что-то надо выиграть, как-то выиграть, что-то обыграть, что-то…

Оксана Галькевич: Но она же хочет, понимаете, вот именное такое платье, чтобы вот как на картинке было!

Константин Чуриков: Эксклюзив.

Оксана Галькевич: Как тяжело бывает, наверное, переубедить как-то и аккуратно сказать?

Людмила Чекушкина: Тяжело бывает. Бывают такие клиенты, что: "Всё. Нет, шейте. Всё. Мне нравится, давайте". Отошьешь все это. Потом она примеряет, и тут – оп-па! "А мы говорили". Ну, уже не говоришь прямо в лицо: "Мы говорили". "Мы пытались… Ну, давайте как-то обыгрывать, как-то все это переделывать, что-то…" То есть намного больше времени уходит.

Оксана Галькевич: Там прозвучала (Костя, прости) такая фраза о том, что у вас большие заказы бывают, отшиваете по заказу магазина. Вот очень интересно. Как это? Магазины, которые занимаются работой с такими дизайнерами, с небольшими, так скажем, студиями швейными?

Людмила Чекушкина: Да.

Оксана Галькевич: Какого рода сотрудничество? Расскажите. Как вы находите друг друга?

Людмила Чекушкина: Через интернет. Опять же, кому-то сделали заказ, кому-то понравился – вот и пошло-поехало. Как говорится, "сарафанное радио". То есть вот таким же образом и это. То есть приходит к нам человек, я не знаю, девочки молодые или что-то вот такое. Ко мне по поводу сумок подошла, просто через интернет меня нашли, подошла девочка: "Мне нужно вот такие, вот такие, вот такие". – "Хорошо". Делаем лекала, делаем пробную модель и уже выставляем цену, как бы исходя из этого уже массового пошива. То есть вот так. Так это все, в принципе, и происходит.

Константин Чуриков: Людмила, чтобы все-таки облегчить задачу и вам при кройке и шитье, и потенциальным клиенткам, потенциальной аудитории, все-таки раскройте тогда карты. Вы говорите, что бывает фигура "песочные часы", и там требуются определенные, так скажем, манипуляции. А какие еще бывают фигуры? И как лучше представителям… представительницам разных фигур под себя подобрать то или иное платье?

Оксана Галькевич: Константина настойчиво интересует анатомический аспект вашей работы!

Константин Чуриков: Ну, просто еще такой образный мир, "песочные часы", очень интересно.

Оксана Галькевич: Женщины – это красиво.

Людмила Чекушкина: Ну да. Это, в принципе, самая идеальная фигура, и все мы к ней стремимся, чтобы была и грудь, и тонкая талия, и ниже…

Оксана Галькевич: И все остальное.

Людмила Чекушкина: Но также есть, в принципе, такие проблемные фигуры, как фигура "груша", к примеру: большие бедра, узкие плечи. То есть это как-то все надо обыгрывать, чтобы гармонично опять же смотрелись, как "песочные часы". Есть фигура "яблочко", то есть здесь уже как бы…

Оксана Галькевич: "Яблочко" – это прямо все вышло за пределы разумного уже?

Людмила Чекушкина: Нет.

Оксана Галькевич: Или нет? Ну, когда женщина корпулентная набрала лишнего (разные бывают ситуации), вот она в "яблочко" превратилась? Или как, простите?

Людмила Чекушкина: Нет, бывают такие, что проблемное место – это талия. Вот если поправляешься, то пухнет в первую очередь талия, а ножки остаются такие, как есть.

Оксана Галькевич: "Где будем делать талию?" – знаменитое.

Людмила Чекушкина: Да, да.

Оксана Галькевич: То есть вы можете с этим помочь.

Константин Чуриков: Вы как-то уже о своем заговорили.

Людмила Чекушкина: То есть, да, уже как бы все это обыгрывается, подбираются какие-то модели. То есть не на все фигуры. Это идеальная фигура, когда "песочные часы", тогда может надеть хоть мешок.

Константин Чуриков: Извините, Людмила, но все равно это же для вас такой профессиональный вызов как раз. Творческая мысль направлена на то, чтобы вот каждая себя почувствовала королевой этого бала, принцессой.

Оксана Галькевич: "Песочными часами".

Константин Чуриков: При их отсутствии.

Людмила Чекушкина: Так это-то самое и интересное в этой профессии, это-то и занимает как раз таки – вот это творчество, вот это все, что что-то придумываешь, что-то обыгрываешь.

Оксана Галькевич: Людмила, а вот смотрите, очень интересно, как поменялось отношение к вашей профессии, востребованность как теперь понимается? Когда в магазинах ничего не было, и магазинов-то особо не было… Ну, мы все, наверное, застали и помним эти времена.

Константин Чуриков: Нет, магазины были, просто в них ничего не было.

Оксана Галькевич: Тогда к портному ходили, потому что нечего купить. Детей надо обшивать, себе что-нибудь, невозможно же ходить в одной юбке и в одном платье – от безысходности. А сейчас к вам приходят ведь не от безысходности?

Людмила Чекушкина: Нет.

Оксана Галькевич: Магазинов много, выбор имеется. Что за клиент к вам приходит? Кто эти люди? Чего они хотят?

Людмила Чекушкина: Ну, опять же те же магазины. Приходят девочки просто, чтобы, к примеру… Увидела в магазине пальто – не нравится цвет. "Вот хочу такого цвета либо такого материала. Мне не нравится в магазине синтетическое что-то, током бьет, – или что-то вот такое. – А мне нравится вот это вот. Я хочу из этой ткани сделать вот эту модель". – "Все, пожалуйста".

Оксана Галькевич: Из натурального шелка…

Людмила Чекушкина: Да. Либо что-то эксклюзивное.

Оксана Галькевич: Начинали с белья, заговорили о шелке. Разные ткани – это ведь разные технологии, это техника разная опять же. Трикотаж… Это все разные технологии, и техника в том числе.

Людмила Чекушкина: Ну, на самом деле разницы особой нет. Просто единственное, что чувствовать ткань надо. То есть если ты шьешь робу, то тебе и плевать. Поехало все – вжух! – под машинку. А когда ты шьешь тот же шелк, то это все едет, это все надо чувствовать. Это уже все нарабатывается. И прямо пальчиками чувствуешь, где надо подтянуть, где надо присобрать.

Оксана Галькевич: А где нужно отпарить, где нужно распустить и заново перешить. Ужас, Костя! Сложная работа, кропотливая очень.

Константин Чуриков: Какие у нас внимательные зрители! Республика Карелия: "В сюжете была Мила, а потом – Людмила. А как правильно?" И так, и так?

Людмила Чекушкина: И так, и так. Производная.

Константин Чуриков: Как вам больше нравится. Звоните, кстати. Телефон включен: 8-800-222-00-14. Андрей из Иркутска спрашивает: "Со скольких лет вы стали шить? И какая самая интересная, с вашей точки зрения, работа, которую вы выполнили?"

Людмила Чекушкина: Свадебное платье.

Константин Чуриков: Так, опишите, если это возможно.

Оксана Галькевич: Слушайте, очень интересно. Каждая девочка мечтает надеть свадебное платье в определенный жизненный момент. И каждая швея, каждый портной мечтает сшить это свадебное платье. Как здорово!

Людмила Чекушкина: Нет, я на самом деле не мечтала сшить свадебное платье. Я мечтала научиться делать изделия на корсете. То есть это не обязательно свадебное платье, а есть и вечерние на корсете. Шила я тогда в Доме моде, шили мы эти вечерние платья на показ, то есть наш дизайнер выезжала в Японию уже с этими платьями. И мне как бы досталось вот это свадебное платье. Свадебное платье это было – ну, конечно, полет фантазии. Там юбка короткая, что-то пышное, где-то кружева. Ну, в принципе, это смотрелось гармонично и красиво, но не для каждого, так скажем. Обычно мы любим "в пол".

Константин Чуриков: Людмила, а что касается модных домов, что касается уже брендовой одежды. Наверное, есть какая-то мысль – занять свою нишу? А пускай появится бренд "Мила Чекушина"… "Мила Чекушкина". Вообще насколько это сложно? Вот что вам говорят ваши коллеги? Вы эту ситуацию изучали? Сложно выйти на рынок этот?

Людмила Чекушкина: На рынок выйти несложно. Сложно подержаться на нем. Если компании просто открываются, а через год, через полтора-два закрываются, потому что нет опять же кадров квалифицированных, нет какой-то отдачи, то есть вхолостую все это уходит… А так, в принципе, это несложно, я думаю. Просто брать и работать. Нужна реклама.

Константин Чуриков: Ну, у нас же есть отечественные модельеры. Кстати, если посмотреть, они весьма интересно шьют. Просто на слуху всего пара имен, а остальные как будто где-то в каком-то подполье находятся.

Людмила Чекушкина: Ну, я говорю – нужна реклама, нужно светиться везде.

Константин Чуриков: Вот мы как раз с вами и начали. Очень много вопросов…

Оксана Галькевич: Из Алтайского края Виталий просит тебя выпить чайку и дать мне с Милой поговорить.

Константин Чуриков: Ой, у меня только вода. Поговорите. Спасибо.

Оксана Галькевич: Мила, скажите, а перешивать вещи? Вот тоже такая даже советская забава. Ну, может быть, и сейчас тоже в какие-то кризисные моменты обращаются к вам с такими вопросами?

Людмила Чекушкина: Нет.

Оксана Галькевич: Нет?

Людмила Чекушкина: В последнее время – нет.

Оксана Галькевич: Из маминого пальто, шубки ребеночку что-нибудь перешить?

Людмила Чекушкина: Нет.

Оксана Галькевич: Интересно. И самим тоже, вот себе? Ну а "посадить на фигуру" – бывает такое?

Людмила Чекушкина: "Посадить на фигуру" бывает, конечно. Подогнать либо что-то отремонтировать – это, конечно, бывает. А вот так, чтобы "что-то мамино давайте перешьем на меня" либо "давайте перешьем вот мое на дочку", – нет.

Константин Чуриков: Конкретный вопрос из Краснодарского края (я чай попил): "Существует ли флис с добавкой шерсти?" Или это одно и то же? Я не знаю.

Людмила Чекушкина: Ой, это вопрос не ко мне, я материалами как бы не занимаюсь.

Константин Чуриков: Вот так.

Оксана Галькевич: А где учат? Вот где учат вашей профессии? Несколько вопросов нам пришло. И сколько это стоит?

Людмила Чекушкина: Сколько стоит – я сказать не могу. Закончила я 10 лет назад. В мое время это стоило опять же на наши деньги 65 тысяч тенге (ну, это если разделить по нынешнему курсу на 5). Отучиться можно везде. Какие-то творческие, дизайн интерьера, рекламы или что-то… Везде технологи есть.

Оксана Галькевич: Кстати, по поводу продолжения образования вы не думали? Ведь есть институты, высшее образование, дизайн. Сейчас очень это развивается и востребовано. Петербург у нас стал такой столицей российского дизайна, подготовки кадров в этом направлении. Может быть, в Лондон поехать, в Милан постажироваться?

Людмила Чекушкина: Были, конечно, такие моменты. Но я считаю, знаете, жизнь – она больше научит, чем в институтах как бы. За тот период, что я работаю, я намного больше научилась своему делу, чем за тот период, когда я обучалась. Да, дали какие-то основы, но дадут не все. То есть если не бросать это все, то всему можно научиться самой постепенно.

Константин Чуриков: Людмила, вот как раз по поводу ваших коллег, которые бросили это дело в какой-то момент. И вообще в сюжете прозвучала информация, что многие уходят из этого, потому что тяжело. Так собственно почему уходят?

Людмила Чекушкина: Не тяжело. Усидчивость нужна. Просто людям это неинтересно стало. Как бы сразу на технолога вас никто не возьмет после окончания, то есть вы должны подниматься с низов. Сначала портной… Ой, сначала швея, просто мотористка: тебе кроят – ты шьешь. Потом постепенно дальше – больше. Меняется разряд – меняется уже и опыт, и зарплата, естественно, тоже. Уходят, потому что, во-первых, неинтересно становится, а во-вторых, платят немного. Поначалу платят немного. То есть это как везде: делаешь сначала свое имя, а потом…

Оксана Галькевич: Некая инвестиция в себя, да? Начинается все с образования за 65 тысяч тенге, как вы сказали.

Константин Чуриков: Прекрасная эсэмэска, друзья, из Ивановской области: "В 1976 году, – пишет зритель, – шил брюки у портного Вити. Мастер был исключительный! Если жив, спасибо ему! Мои все девки были!" – Иваново. А в Иваново девчонок много.

Оксана Галькевич: Я так понимаю, что и брюки еще живы, и…

Константин Чуриков: И девчонки до сих пор все.

Оксана Галькевич: И девчонки, да, тоже. Нижегородской области, вы знаете, не дает покоя этот вопрос: "Скажите, пожалуйста, сколько стоит снятие мерок для костюма "классика" и сам пошив у мастера?" В среднем, примерно.

Людмила Чекушкина: Я думаю, от 7 тысяч – в среднем, примерно – полностью костюм. И опять же, смотря какой костюм – костюм-тройка либо двоечка.

Оксана Галькевич: Понятно. А вот скажите, технологии… Сейчас же все так стремительно меняется. Вот в нашей работе появляются новые камеры, новые средства связи. Мы включаем теперь уже где-то Skype, используем. Телефон когда-то тоже был в новинку. Прямые эфиры, "кривые" эфиры и так далее. У вас ведь тоже технологическая сторона достаточно серьезная – машины, новые способы, может быть, соединения деталей?

Людмила Чекушкина: Есть, да. Но такое оборудование…

Оксана Галькевич: Нитки какие-нибудь растворяющиеся, что-нибудь такое?

Людмила Чекушкина: Ну, растворяющиеся нитки – это уже из раздела хирургии.

Оксана Галькевич: Ну, я фантазирую, фантазирую.

Людмила Чекушкина: У нас таких ниток нет.

Константин Чуриков: Хотя почему? Бывают растворяющиеся какие-то, не знаю, маечки. Вот нам рассказывают в "Новостях технологий" коллеги. Все бывает.

Людмила Чекушкина: Все бывает.

Константин Чуриков: Все бывает. Вот смотрите, Свердловская область интересуется, Андрей: "Можно ли у вас заказать форму царской России образца 1812 года?" Сейчас в моде вот эти реконструкции, интерес…

Людмила Чекушкина: Я думаю, можно поговорить насчет этого.

Константин Чуриков: Можно?

Людмила Чекушкина: Конечно.

Оксана Галькевич: Вам это будет интересно. А налоги? Как с налогами?

Людмила Чекушкина: А это не ко мне.

Оксана Галькевич: Это к налоговой. Хорошо, спасибо. Друзья, у нас в гостях была Людмила Чекушкина, портной. Мы говорили об этой профессии во всех деталях. Спасибо большое всем, кто смотрел и задавал вопросы. Вернемся к вам через несколько минут.