Андрей Широков и Юрий Климов — о производстве коммунальной техники в России

Гости
Юрий Климов
главный инженер ОАО «Ряжский авторемонтный завод»
Андрей Широков
председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ

Марина Калинина: Ну что же, наш эфир продолжается. И сейчас рубрика "Промышленная политика" – рубрика, в которой мы рассказываем о российских предприятиях, которые производят нашу российскую продукцию и в нашей стране, как это ни странно. Все… ну, многие, по крайней мере, думают, что в нашей стране можно добывать только нефть и газ, а больше ничего не делать. Это не так.

И сегодня наша тема – это производство коммунальной техники. Наши корреспонденты съездили на "Ряжский авторемонтный завод", находится он в Рязанской области. И я представлю гостей сегодняшних в студии. Это Юрий Климов, главный инженер "Ряжского авторемонтного завода". Здравствуйте, Юрий.

Юрий Климов: Здравствуйте.

Марина Калинина: И Андрей Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Здравствуйте.

Андрей Широков: Здравствуйте.

Марина Калинина: Спасибо, что пришли. Ну, по традиции, давайте посмотрим сюжет, который сняли наши корреспонденты Денис Демешин и Елизавета Боброва, а потом продолжим разговор в студии.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Вот такое предприятие. Юрий Константинович, скажите, а насколько вообще сложно было перейти от авторемонтного бизнеса непосредственно к производству? Ведь это же совсем другие затраты, другое оборудование, другие силы, другие кадры.

Юрий Климов: В 1993 году после приватизации предприятия трудовой коллектив решил сохранить наименование "Ряжский авторемонтный завод", потому что с 1962 года он занимался ремонтом машин и двигателей "ЗИЛ", известной марки. Выбрав тематику изготовления транспортных средств для коммунального хозяйства, потому что все-таки схожие транспортные средства, ремонт "ЗИЛов", пошли на испытание – изготовили первый мусоровоз в 1993 году.

Марина Калинина: Вы это изготавливали по своим собственным разработкам? Или это были какие-то…

Юрий Климов: Это классический мусоровоз. Совместно с другими организациями создали этот мусоровоз и изготовили. Отсертифицировали, испытали и запустили в серию. После этого в течение каждого года около пяти моделей новых мусоровозов делали. И в конечном итоге дошли до такого уровня, когда, повторюсь, мы поняли, что стоять на месте нельзя, двигать надо не только технологию…

Марина Калинина: Но вы сейчас разную технику делаете, разнообразную.

Юрий Климов: Разную, разную. В основном это опять же коммунальное назначение. Это мусоровозы, машины по уборке городов, машины по уборке дорог. И сейчас перешли на изготовление нефтегазопромысловых машин, то есть машин, которые работают на нефтегазовую промышленность. Двигаемся вперед. Останавливаться нельзя, потому что предприятий подобного типа осталось… Вернее, их много вообще. Около 500 предприятий, по сведениям Торгово-промышленной палаты, имеют право выпускать транспортные средства.

Андрей Широков: Но в области коммунального, скажем так, искусства поменьше – 40 предприятий.

Марина Калинина: Вот я и хотела спросить, да.

Андрей Широков: Около 40 предприятий, которые выпускают коммунальную технику в России. Причем есть даже оборонные предприятия, которые перешли на выпуск коммунальной техники.

Я совсем недавно был в Петрозаводске на конференции. И "Механический завод имени Калинина", за Уралом который располагается, он предлагал свою машину, рекламировал ее очень красиво. А я им предложил такую интересную вещь. Я говорю: "Классная машина! Мне нравится. И с CityCat может конкурировать". Потому что CityCat – это такая распространенная машинка, мы ее в крупных городах видим, такая небольшая, подвижная, на которую можно делать очень много насадок разнообразных.

Марина Калинина: Это которая по тротуарам, да?

Андрей Широков: Это которые и подметают, и убирают, и грузят, и скребут – что угодно. Многофункциональная машинка. Недешевенькая машинка: подержанная – где-то около 3 миллионов рублей, новенькая – почти 10 миллионов рублей. Это все импортные машины. И хорошо, что пошло некоторое импортозамещение, о котором мы говорим. И вот оборонный завод решил создать такую технику. Назвал ее, если мне память не изменяет, "МК-1500 М2". Я даже подглядел, чтобы правильно сказать.

И я вот выступающему на конференции говорю: "Классная машина! Вы классно ее рекламируете! А давайте эксперимент проведем". Я как бывший хозяйственник (я когда-то был и генеральным директором хозяйствующего предприятия в Москве) помню, когда Лужков нам расписывал: "Купить "Газелей" столько-то, купить АП-17 столько-то", – и так далее. Я как директор говорил: "Не надо мне все это! Я лучше два "Мерседеса" куплю – и мне это выгоднее с точки зрения экономики предприятия. Не ломаются, другие средства для эксплуатации и так далее, и так далее, и так далее".

Я говорю: "Слушайте, а давайте эксперимент проведем. Вы даете три машинки – мы их ставим с конкретное предприятие. Можете по лизинговой схеме, можете их подарить как бы через некую аренду. Давайте, может быть, купим, если это крупные города". Потому что мы сейчас поговорим о ценообразовании, здесь большая проблема.

Марина Калинина: Да, это очень серьезный вопрос на самом деле.

Андрей Широков: "Давайте с вами запускаем в работу, начинаем работать с машинами. А тот, кто эксплуатирует, ежемесячно в журнал "Коммунальный комплекс России" пишет характеристику. Месяц прошел – "претензий нет". Два месяца прошло – "претензий нет". Третий месяц – "сломалось то-то, стоило столько-то, починили за столько-то, стояло столько-то". И так далее. Давайте несколько лет поведем ваши машины. Вам – реклама. Ваша задача – мобилизироваться, чтобы техника работала хорошо". Как думаете, пошел? Не пошел!

Юрий Климов: Испугался.

Андрей Широков: Завод испугался! Понимаете?

Марина Калинина: Юрий Константинович, а как вы в этой связи действуете? Как вы получаете заказы? Как вы распределяете, распространяете свою продукцию?

Юрий Климов: Не заказы, а мы экспериментируем, мы идем на эти эксперименты.

Марина Калинина: А, вы идете как раз?

Юрий Климов: Мы идем. Мы даем свои машины.

Андрей Широков: И правильно делаете.

Юрий Климов: И проверяем параллельно, какая машина работает лучше, какая больше грузит и так далее, и так далее. Мы это проводим.

Андрей Широков: И на ходу совершенствуете их?

Юрий Климов: Так точно. То есть обратная связь от владельцев этих транспортных средств, какие неисправности – мы это все изменяем, корректируем, соответственно. И ни разу не проиграли.

Андрей Широков: Потому что обратная связь вам давала постоянно этот новый тренд совершенствования вашей техники.

Юрий Климов: Раньше мы не особо уделяли внимания надежности техники. Сейчас наш конек – это надежность, долговечность. ГОСТ на мусоровозы предусматривает работу мусоровоза – порядка три года при двухсменном режиме эксплуатации. Мы заложили…

Андрей Широков: Ускоренная амортизация.

Юрий Климов: Ну, по надежности. Мы не по бухгалтерским…

Андрей Широков: А, ну хорошо, давайте эту сторону смотреть тогда.

Юрий Климов: Мы проектируем мусоровозы таким образом, чтобы при 5% отказов мусоровоз отработал восемь лет. И те восьмилетние мусоровозы, которые восемь-девять лет назад выпустили, они до сих пор работают. То есть мы доказали, что мы изготавливаем надежно, соответственно, конкурентоспособную технику.

Марина Калинина: А что по ценовой категории? Ведь тут же нужно сделать и качественную продукцию, и, с другой стороны, не удорожать процесс производства, чтобы это было конкурентоспособно на рынке в России, да? И чтобы "убить" китайцев. Ну, я имею в виду – в плане производства. Дай бог им здоровья, конечно. Вот как с этим?

Андрей Широков: Их убить невозможно.

Юрий Климов: Здоровый и разумный компромисс. Стали, применяемые в наших мусоровозах, – Липецкого металлургического комбината. Это соседняя область, 130 километров от нас.

Андрей Широков: Соседи ваши.

Юрий Климов: Соседи. Дальше, трубы мы берем в Калуге – опять же наши соседи. Резиновые рукава в Курске берем. То есть мы все берем…

Андрей Широков: Ну, это все промышленная интеграция. Все вокруг вашего объединения.

Юрий Климов: Да-да-да. То есть мы берем все свое. Из стоимости мусоровоза всего лишь 14–15% – это импортные комплектующие, которые мы не можем…

Андрей Широков: А вы на какой базе делаете? На "КамАЗе?"

Юрий Климов: "КамАЗы", "МАЗы".

Андрей Широков: "КамАЗы" и "МАЗы", да?

Юрий Климов: Да.

Андрей Широков: Потому что они же делают насадки, а саму технику они берут у других предприятий.

Юрий Климов: То есть оборудование мы можем поставить, ну, сейчас в рамках Таможенного союза и на "МАЗы", и на "КамАЗы". У нас получается в равной степени: 50% на "КамАЗах", 50% на "МАЗах". Все зависит от желания заказчика, от конечного потребителя. "Вот хочу на "МАЗах". – "Ну, пожалуйста, на тебе на "МАЗах". "Хочу на "КамАЗе". – "Пожалуйста". То есть оборудование, в принципе, одинаковое.

Марина Калинина: Много сообщений приходит о том, что… Например, из Карелии: "Коммунальная техника еще 80-х годов, смотреть страшно. Денег на закупку новых нет".

Андрей Широков: Правильный вопрос поднимаете. На самом деле сегодня износ коммунальной техники… И эта коммунальная техника – не только мусоровозы, а это довольно широкий спектр. Это от уборки дворовых территорий…

Марина Калинина: Но ведь завод не только мусоровозы производит.

Андрей Широков: Да. Ну, в данном случае они довольно неширокую линейку выпускают. Гораздо шире линейка, если брать всю коммунальную. Чего там только нет, да?

Марина Калинина: Конечно.

Андрей Широков: И мы должны смотреть, что это и мусоровозы, это и некие…

Марина Калинина: Уборочная техника, да?

Андрей Широков: Это и уборочная техника. Это огромное количество всяких насадок, которые делаются к уборочной технике. Это и подметание. Это и снегоотвалы, грамотное их формирование под будущий вывоз самосвалами. Чего там только нет! Если все это перечислять, ни одной передачи не хватит.

Но могу вам сказать, что сегодня износ коммунальной техники по России в целом – где-то порядка 50–60%. Это то, что по-хорошему надо заменить. Но менять-то надо за что-то. Понимаете? Существует несколько вариантов. Существует вариант, когда заводы производят, некие лизинговые компании, работающие с кредитными предприятиями, берут эту технику себе, покупают ее и в лизинг дают уже соответствующим коммунальным предприятиям для эксплуатации.

Лизинговая схема мне нравится, например, больше всего, гораздо больше, чем арендная система, потому что когда-то многие города, и в том числе Москва, работали по арендной системе техники. В Москве, например, было создано такое предприятие "Дорсервис", которое покупало за счет бюджета технику и потом сдавало ее в аренду тем предприятиям, которые приходили благоустраивать город, одним словом скажем. Но когда техника в аренде, рабочий работает на ней (или оператор этой техники, или водитель этой техники – как угодно назовите), работает на этой технике как не на своей. Она чужая, она арендованная. "Я ее взял на какой-то период, я за нее заплатил, она ушла".

Марина Калинина: То есть это ни сервиса, ни хорошего обслуживания?

Андрей Широков: Это ничего. Это толком ничего. А если техника приходит в лизинг, он знает, что через три года эта техника принадлежит предприятию, через три года она его, эта техника. И чем лучше он ее обслуживает, чем лучше он с ней работает, чем качественнее рабочие относятся к своей технике, тем более долгий срок ее эксплуатации. Поэтому, конечно, выгодно идти по схеме… Ну, покупать свою технику – это просто очень дорого. А вот через лизинговые схемы работать – это было бы интересно и предприятиям, и коммунальным структурам.

Но здесь есть большая проблема. Откуда же средства-то берутся у коммунальных предприятий для того, чтобы покупать их технику? А средства-то все бюджетные. Ведь бюджет сегодня, имея определенные площади – дорожные, тротуарные… Хотя тротуар – это и есть дороги. Мостовые – это тоже часть дороги. Мост – это продолжение дороги, если в целом смотреть, да? Зеленые, парковые зоны, да? Ну и так далее. Не будем все с вами перечислять, где используется коммунальная техника.

Везде просчитываются некие нормативы, которые просчитываются потом в финансы, и эти финансы потом закладываются в бюджет. Бюджет проводит соответствующие конкурсы между бизнес-предприятиями, которые приглашаются для эксплуатации соответствующих территорий. И в стоимость, допустим, уборки, в стоимость вывоза мусора закладывается и эта техника. И в конечном счете таким образом поступают средства для того, чтобы покупать технику или выплачивать за нее лизинг. Понятно, эта техника потом переходит в собственность коммунального предприятия.

Марина Калинина: Андрей, давайте Юрия Константиновича спросим. Какие разработки сейчас в процессе? Вы как главный инженер что себе планируете? И что сейчас, уже в ближайшем будущем? И потом еще один вопрос задам.

Юрий Климов: Хорошо. Опять же, мы работаем на конечного потребителя, которому нужна машина, которая нужна в данном хозяйстве. То есть Санкт-Петербург и северные области требуют одно, Москва и Центральный округ – другое.

Андрей Широков: Климатические зоны разные.

Юрий Климов: Юг требует третьего. И мы очень внимательно это все анализируем. И у нас имеются разработки, мы делаем машины для различных вариантов. Если, допустим, в Краснодарском крае где-то идут бахчевые, из отходов вытесняется влага, она течет, это неприятно, это нехорошо, то эти мусоровозы все снабжены устройством для сбора жидкой фракции.

Марина Калинина: То есть насосы какие-то?

Юрий Климов: Ну, специальные устройства.

Андрей Широков: Нет, днища какие-то они делают.

Юрий Климов: Да-да-да.

Андрей Широков: Ну, не будем в технологию уходить.

Марина Калинина: Хорошо.

Юрий Климов: Каждый хозяйствующий субъект говорит: "Вот я хочу такой мусоровоз". Бредовая идея на первый взгляд. То есть если подходить к ГОСТу на мусоровозы, то там даже нет таких терминов. А он говорит: "Я бизнесмен. Я хочу". Собираемся, анализируем, руководство предприятия принимает решение – и работаем в этом направлении. Для создания новой машины нам требуется два месяца. И мы это реализуем под любые нужды, под современные нужды. То есть сейчас есть требования СанПиНа: должно быть так, так и так. И вот мы готовим такие мусоровозы и делаем. Два месяца нам достаточно.

Андрей Широков: Но опять же мы говорим о коммунальной технике, которая относится…

Юрий Климов: Для уборки городов – аналогично.

Андрей Широков: ТКО, твердые коммунальные отходы, которые надо из первичной точки вывезти до какой-то точки, где оно или прессуется и уезжает дальше. Неважно. То есть некий технологический процесс должен пройти. Мы об этом говорим. Но линейка гораздо шире, понимаете.

Марина Калинина: А что с уборочной техникой?

Андрей Широков: Подметание…

Юрий Климов: Есть у нас дорожные машины и для летней, и для зимней эксплуатации, со снегоуборочным отвалом…

Марина Калинина: С насадками меняющимися?

Юрий Климов: И щетки. Есть и поливомоечные устройства, и поливомоечное оборудование, которое позволяет стенки мыть и фасады зданий, и туннели, и потолок, и боковые стены, и бордюрные ограждения. То есть эти мы машины мы выпускаем.

Марина Калинина: Какие проблемы у вас сейчас на предприятии? Наверное, ваши проблемы будут характерны и для других таких же заводов, которые производят подобную технику. И как вы взаимодействуете с Торгово-промышленной палатой? Как-то решаете вопросы?

Юрий Климов: Торгово-промышленная палата является первейшим нашим помощником, потому что без нее нам никуда не деться. Первое – законодательно. То есть мы всего лишь исполнители воли государства. Торгово-промышленная палата – это все-таки государство. Если она велит, что надо так – значит, мы делаем так. Если прошла команда об импортозамещении – значит, мы уменьшаем долю импортных комплектующих. Для нас это, соответственно, дешевле. Для конечного потребителя это опять же дешевле. На торгах машина будет дешевле. И без ухудшения качества опять же. Это раз. Дальше…

Марина Калинина: А проблемы?

Юрий Климов: Проблемы у всех одинаковые. Мы всего лишь третий год после обвала встали с колен или поднимаемся с колен. Всем тяжело. Это проблема общая. Потихоньку…

Андрей Широков: Но вы же все равно упираетесь в те заказы, которые идут с муниципального уровня.

Юрий Климов: Ну, давайте так… Согласен.

Андрей Широков: Вы все равно упираетесь в расценки, которые делают муниципальные уровни. Мы сегодня не должны закрывать глаза и открыто говорить, что сегодня муниципалитеты вместе с губерниями закредитованы на огромные деньги, у них средств сегодня на новое практически нет. Понимаете? Ведь сколько раз, допустим, я в Москве ставил вопрос – проводим конкурс. Почему мы проводим конкурс на подметание, допустим, улиц на предприятии, которое работает только с нашим "Дорсервисом" и приходит к нам без техники? То есть мы как бы в конкурсную программу закладываем, что технику они возьмут нашу, а работать будут по нашим правилам, по нашим расценкам и так далее.

Понимаете, здесь очень много вопросов, которые на сегодняшний день на повестке дня находятся, потому что опять же муниципалитеты, хотели бы мы или не хотели… У нас сегодня все-таки в стране тысяча с лишним городов. У нас сегодня в стране с вами 3 тысячи практически крупных сел, в которых надо использовать технику эту. Я уж не говорю о мелких муниципальных образованиях – там их вообще за 20 тысяч зашкаливает. И всем нужна коммунальная техника.

Марина Калинина: Ну, без этого-то как?

Андрей Широков: И всем нужно находить где-то деньги для того, чтобы эта коммунальная техника к ним приходила. И неважно как приходила – через муниципальное предприятие и бюджетные средства или бизнес приходил с техникой, беря эту технику в лизинговых компаниях.

Марина Калинина: Главное, чтобы эта техника-то была. А ее же надо произвести.

Андрей Широков: Сегодня мы четко понимаем, что российские предприятия весь спектр техники для российского коммунального хозяйства не закрывают. Мы сегодня должны понимать, что крупные города все равно в основном стараются покупать импортную технику, потому что она дешевле в каждодневной эксплуатации. И вот сегодня заводам надо к этому идти и стремиться для того, чтобы каким-то образом с ними конкурировать. Конкурировать тяжело. Попробуй конкурировать с "Мерседесом" "КамАЗу". Невозможно!

Марина Калинина: Но ведь люди стараются, есть стремление, люди работают.

Юрий Климов: Мы немножечко отошли. Мы сейчас разделили на два вектора – мусоровозы и машины по уборке городов. Для мусоровозов… Мы же должны исполнять постановление Правительства о единых операторах по уборке отходов.

Андрей Широков: Да подождите! Это постановление вообще откинули на 2019 год.

Юрий Климов: Почему?

Марина Калинина: Давайте сейчас не будем углубляться. У нас, к сожалению, очень мало времени осталось. Я просто хочу подвести некий итог.

Юрий Климов: Хорошо, по дорожным машинам. Итак, по дорожным машинам. Допустим, ряжские дорожные машины в целях экономии обладают новейшими устройствами, позволяющими экономить реагенты – или противогололедные реагенты, или даже самую простую воду. Если взять простейшую машину по уборке городов для летнего и для зимнего содержания, то они разбрасывают по поверхности дорог такое огромное количество, чрезмерное количество реагентов или воды! У нас автоматическое дозирование по скорости и так далее. На любом светофоре остановка, останавливается машина – расход этих реагентов прекращается.

Марина Калинина: Я поняла. К сожалению, нашу программу на этом вынуждена я закончить. Спасибо вам большое. Юрий Климов, главный инженер компании "Ряжский авторемонтный завод". Андрей Широкой, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ. И давайте посмотрим небольшой сюжет о людях, которые работают, такие производственные портреты на этом предприятии.