Леонид Комиссаров: Сейчас на границе досматривают 50 автомобилей в сутки. А наши системы позволяют досматривать до 1200 машин

Гости
Леонид Комиссаров
генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Наука. Техника. Безопасность» (Системы безопасности «Росскан»)

Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика "Промышленная политика", в которой мы рассказываем об успешных российских предприятиях, которые работают в нашей стране и производит прекрасную продукцию. Сегодня речь пойдет об очень важной теме в нашей жизни – это о нашей с вами безопасности. А в гостях у меня генеральный директор компании "Росскан" ("Наука. Техника. Безопасность") Леонид Комиссаров. Здравствуйте, Леонид.

Леонид Комиссаров: Здравствуйте.

Марина Калинина: Эта компания как раз и делает системы безопасности, то есть разрабатывает их, производит и поставляет, а также обслуживает и обучает персонал, как ими пользоваться. Давайте сейчас посмотрим сюжет об этой компании, а потом поговорим.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Вот такой получился сюжет о вашей компании. А я призываю наших телезрителей звонить нам в прямой эфир, задавать вопросы моему сегодняшнему гостю. Ну, естественно, пишите. Номер телефона прямого эфира есть на ваших экранах, там же номер для SMS-сообщений. Так что пишите и звоните, если вам есть что сказать, высказаться, задать вопрос, пожалуйста.

Ну а мы будем пока беседовать с Леонидом. Не совсем обычный образ работы такой вот, да? Человек, который посмотрел этот сюжет, наверно, спросит: "Ну как? А где огромный офис? А где количество сотрудников?" Вот этот принцип. Вот как вы работаете? Почему так? Почему вы его именно избрали для себя?

Леонид Комиссаров: Ну, это высокотехнологичная отрасль, она требует высокой квалификации от сотрудников, требует специальных знаний. И она, вообще-то говоря, лицензируется. Без специальной лицензии нельзя не только заниматься этой деятельностью, но даже хранить эти системы, утилизировать их, перевозить.

И это особый бизнес. Потому что я занимался разными видами бизнеса – там, где много людей, где экстенсивный характер развития этого бизнеса. А в данном случае это бизнес, где чем меньше людей и чем они квалифицированнее и универсальнее, тем лучше. Потому что значительную часть времени и средств мы тратим на то, чтобы работать с заказчиком, еще не получая от него никаких денег, за свой счет. То есть мы не магазин готового платья, куда покупатель может зайти и выбрать что-то из того, что есть.

Марина Калинина: "Дайте мне вот это розовенькое".

Леонид Комиссаров: Да, "дайте". Они все одинаковые, только разные размеры и, может быть, цвета. Мы работаем как ателье, куда заказчик приходит, как правило, по рекомендации каких-то уважаемых для него людей, со своими задачами, со своими возможностями. И мы разговариваем с ним о том, что он хочет сшить, какие вкусы, какие задачи, какие возможности.

Для начала мы выясняем особенности его задачи (заказчика), неоднократно выезжаем на место, делаем обзоры, позволяющие понять, как подобные задачи решаются в мире именно сейчас и наилучшим образом. Эти материалы мы предоставляем заказчику. Как правило, к нам приходят те, кто заинтересован в работе и хочет повысить свою производительность.

Марина Калинина: Безопасность свою.

Леонид Комиссаров: Да. Это сотрудники спецслужб. Это люди, заинтересованы в повышении эффективности своей работы. С ними приятно иметь дело, потому что они что-то хотят. Но когда они понимают, что им это нужно, когда они проверяют, что это серьезно, наступает второй этап – нам вместе с ними нужно убедить их руководство, что им нужна именно такая система, именно такое решение. Для этого мы делаем, как я сказал уже, обзоры, аналитические материалы. В них входит не только описание работ системное, но и методика работы с ними, но и результаты статистические: что обнаружено, как и при каких обстоятельствах, к чему это привело.

Дальше мы вместе идем к руководству. Как правило, готовится презентация (у руководства нет большого времени). И если руководство одобряет, то мы движемся дальше. Если руководство говорит "обойдетесь", то на этом наша работа заканчивается, мы остаемся друзьями и ждем следующего раза.

Марина Калинина: Ну, понятно, да.

Леонид Комиссаров: Если руководство одобрило, то это опять не конец, потому что если структура государственная, то наступает самый влажный момент – выделение средств.

Марина Калинина: Вот это, кстати, да, потому что такая же штука недешевая, в общем-то.

Леонид Комиссаров: Да, это очень недешевые вещи, но как сказал один из специалистов по безопасности: "Тот, кто не видел результатов авиационной катастрофы, не может судить о дороговизне систем безопасности". Мы идем к финансистам. Если это госструктура, то эти процедуры занимают примерно от года до двух.

И подчеркиваю: всю эту работу мы проводим за свой счет, то есть мы выплачиваем людям зарплату, оплачиваем офис. Поэтому когда мы не работаем над заказом, если заказов мало, мы заинтересованы в минимизации трат. Часть сотрудников мы привлекаем при получении заказа. Иногда с нами работают целые коллективы. Многие работают дома, сейчас это очень удобно: программисты, проектировщики…

Марина Калинина: Ну да, вроде все средства связи есть, можно и дома работать. Главное, чтобы мозги были на месте.

Леонид Комиссаров: Да. Так что это такой своеобразный бизнес.

Марина Калинина: Комплектующие?

Леонид Комиссаров: Комплектующие. Ну, значит, такие системы во всем мире на 80% собираются из однотипных комплектующих, то есть никто их сам не выпускает. Есть гиганты в этой отрасли – это фирмы из США, из Европы, из Юго-Восточной Азии. Так вот, как выглядит производство?..

Марина Калинина: А наши есть?

Леонид Комиссаров: Есть и наши, есть и наши. И, вообще говоря, первая такая система была создана в России.

Марина Калинина: В России?

Леонид Комиссаров: В России, еще в Советском Союзе. В 89-м году в Воткинске был собран первый ДК советско-американский. Он был собран для того, чтобы тестировать боеголовки по договору ОСВ-2: есть заряд, нет заряда. Упрощенный вариант, но это был первый инспекционный досмотровый комплекс в мире.

С этих пор, к сожалению, Россия несколько отстала. У нас есть фундаментальные заделы. У нас есть, еще живы и работают, и успешно работают основатели ускорительной отрасли. В Томске работают люди с возрастом за 80 лет, признанные авторитеты в этой области. К ним стоят в очередь за теми источниками…

Марина Калинина: За консультацией.

Леонид Комиссаров: Может быть, мало кто об этом знает, но более нескольких сотен таких систем собрано на российских источниках излучения. Так что есть российские. Но мы во главу угла ставим качество. Заказчику интересно качество.

Марина Калинина: Понятное дело.

Леонид Комиссаров: Поэтому что его интересует? Эффективность и цена, надежность, плюс еще удобство обслуживания, что тоже немаловажно. Заказчик, выбирая компанию, с которой он работает, он выбирает себе партнера примерно лет на десять, к которому будет обращаться днем, ночью, будет с ним общаться, ругаться, возможно, не дай бог.

Марина Калинина: Ну, смотрите, тут возникает такой вопрос. Вы говорите, что мы отстали за последние годы от мировых тенденций. Но есть такие компании, как ваша, которые продвигают вперед какие-то технологии и делают такие вещи. Почему государство не очень хочет заказывать это все? Это же безопасность людей.

Леонид Комиссаров: Да.

Марина Калинина: Получается, что мы не защищены, если там люди на сканах не видят того, что там есть, в этих чемоданах и прочих вещах.

Леонид Комиссаров: Ну, не все так плохо. Государственный заказ очень важен, и он ценится во всем мире, потому что это те деньги, на которых строятся серьезные программы. Это самый надежный заказчик и самый долговременный заказчик. К сожалению, в 2000-х годах Россия закупала такие системы за рубежом. То есть у нас 93% этих систем сегодня (а их у нас около 70 в России) – это продукция компании Smiths Detection. Это европейская компания. Ускорители – производство США. Руководство ФТС говорит о том, что наша технологическая зависимость по таким системам от зарубежного производителя очень высока. Мы знаем, что делаются попытки создать отрасль по производству таких систем.

Марина Калинина: Но мозги-то наши.

Леонид Комиссаров: Мозги еще есть хорошие, но многие уехали работать за границу. Я побывал во многих таких компаниях, общался с руководством. И в каждой компании, ну, 3–5 человек из России, а некоторые из моего института. Как мы уже говорили в ролике, мы закончили МИФИ. Обидно!

Марина Калинина: Ну да. Еще такой вопрос. Пишут нам наши зрители, что просвечивают эти сканеры. И насколько это безопасно для здоровья человека?

Леонид Комиссаров: Ну, то, что мы показали вот на полигоне, – это системы, которые используют технологию обратно-рассеянного рентгеновского излучения. Эта технология – она уникальна, она характеризуется очень низкой энергией. И эти системы не вредны для человека. Я сам проходил сканирование такими системами несколько раз – и видите, я жив и относительно здоров и бодр. У нас, кстати, повысилась рождаемость в компании после того, как…

Марина Калинина: Да что вы?

Леонид Комиссаров: Да. Так что это "побочный эффект".

Марина Калинина: Как интересно!

Леонид Комиссаров: А если говорить о высокоэнергетических системах, то там сейчас разрабатываются надежные защиты, довольно компактные. И там предусмотрен целый ряд мер безопасности, без которых эти системы не работают. Там исключены какие-либо варианты. Ну, если только человек не скроется среди груза в вагоне или в какой-то фуре.

Марина Калинина: Если говорить о безопасности, в частности в аэропортах нашей странны, тем более в преддверии Чемпионата мира по футболу, который будет уже вот-вот, в июне, что сейчас, какие есть проблемы? И как бы их можно было бы решить? И с какими проблемами вы сталкиваетесь в процессе предоставления своих услуг именно в аэропортах?

Леонид Комиссаров: Если говорить об авиационной безопасности, то есть о системе досмотра, которая обеспечивает недопущение на борт воздушного судна вредных и запрещенных веществ, то здесь все хорошо. Здесь частные владельцы аэропортов обязаны обеспечить свой аэропорт этими системами. За этим хорошо следят, и поэтому техника обновляется. В основном это техника иностранная на сегодняшний день. В этом году такие системы должны быть лицензированы на предмет транспортной безопасности. Это повысит порядок в этой сфере, то есть будут использоваться только качественные системы.

А из изменений, которые бы я заметил в этой сфере, я бы отметил очень уверенный выход на этот рынок юго-азиатских компаний. То есть прошло то время, когда их продукция могла считаться некачественной, контрафактной и так далее. Это мнение десятилетней давности. Сегодня они выпускают продукцию с соотношением "цена/качество" великолепным. И это большая опасность для любых производителей подобных систем. То есть я ожидаю увеличения доли китайских компаний на этом рынке, надо приготовиться. В Европе они, кстати, уже занимают 60% рынка – что самый яркий показатель. Здесь конкурировать надо всерьез.

Марина Калинина: Ну а как конкурировать? Что нужно сделать? Может быть, государство должно что-то сделать, чтобы помочь таким компаниям, как ваша, которые, ну, можно сказать, за свои собственные деньги еще и проводят какие-то работы в ожидании заказов и так далее, так далее? То есть, может быть, что-то с этой стороны должно произойти?

Леонид Комиссаров: Ну, сказать что у нас ничего не заказывают – это было бы преувеличением.

Марина Калинина: Нет-нет-нет, я не к тому…

Леонид Комиссаров: Заказывают.

Марина Калинина: Вы просто рассказывали, что это длительный процесс, и вам приходится из своего кармана…

Леонид Комиссаров: Наши системы стоят в Кремле, в Министерстве обороны, в "Росэнергоатоме", их использует ФСБ, ФСО. Ну, например, я приведу пример, как обстоят с этим дела в США, например.

США закрыли свой рынок для иностранных систем, то есть они используют для национальной безопасности только системы, произведенные в США. Правительство выделяет гранты компаниям, их несколько в США, и на эти гранты компании разрабатывают новые технологические решения. Потом устраивается конкурс, задание дается параллельно нескольким компаниям. Устраивается конкурс, лучшие системы выбираются, приобретаются. Это основной приз. А остальные компании тем не менее то, что они разработали, могут продавать за рубеж. Но если государство захочет купить у них, то оно купит эти системы со скидкой, потому что оно участвовало в финансировании этих работ. Таким образом повышается стабильность этих компаний.

В Китае меня поразил еще более такой мощный подход. Вот я сам из МИФИ. МИФИ – это Национальный ядерный институт. В Пекине есть очень престижный университет Цинхуа. В 97-м году он учредил корпорацию собственную, частную, государственный институт учредил корпорацию. В настоящий момент оборот этой корпорации – примерно 12–13 миллионов долларов в год. Они разрабатывают и производят скоростные поезда, современные телевизионные устройства, и в частности вот системы безопасности.

Мне было обидно, когда я увидел, как живут китайцы, которые преподают в этом университете, работают и занимают должности в этой компании. Они уже получают зарплаты выше, чем в России, и, может быть, даже в Европе. У них прекрасные условия. У них ведомственные дома с охраняемой территории, с восточным садом на территории. Все чисто, аккуратно. Детские сады, подземные парковки. Работай и занимайся наукой.

Марина Калинина: Наслаждайся жизнью.

Леонид Комиссаров: Да, да, да. И неслучайно у китайцев появился лозунг "Сделано в Китае, произведено в Европе". Это новое.

Марина Калинина: О, как интересно!

Леонид Комиссаров: Я не ожидал этого. Они говорят, что они уходят от того, чтобы производить что-то заурядное в Китае, потому что китайские рабочие стали получать большие зарплаты. Они делают ставку на научные разработки, на патенты. У них очень ценятся степени. Когда они видят нашего инженера со степенью, понимая, что это классный специалист, первое, что они пытаются сделать, – это заманить его к себе.

Марина Калинина: Что вы планируете в ближайшее время изобретать? Может, есть какие-то идеи, какие то мысли что-то еще новое привнести?

Леонид Комиссаров: Ну, я считаю, что, как я уже говорил… Есть три подхода, как я говорил: когда страна закупает только свои системы, как США и Китай, полностью свои, начиная от ускорителей и заканчивая конечной сборкой…

Марина Калинина: А главное, что мы же можем все это делать.

Леонид Комиссаров: Мы можем это делать. Но здесь нельзя, погнавшись за вот таким вариантом, упустить время и затормозить оснащение наших государственных структур этими системами. Приведу примеры. Казахстан, как мне кажется, по таким системам начал опережать Россию.

Марина Калинина: Даже так?

Леонид Комиссаров: Да. У них принята программа модернизации пунктов пропуска на 2018–2020 годы, они собираются модернизировать 24 пункта пропуска. При этом сегодня у них тоже неплохо оснащены эти пункты.

Марина Калинина: Вы имеете в виду таможню?

Леонид Комиссаров: Таможню, да. Между прочим, Казахстан – теперь это наша таможенная граница. В связи с Шелковым путем они вкладывают большие деньги, они привлекают частные инвестиции в форме государственно-частного партнерства. И они приняли стандарты, которые на данный момент превышают те требования, которые есть у нас. Ну, например, они поставили задачу – снизить время нахождения транспортного средства на границе с 46 минут до 23. Они планируют к 2030 году повысить собираемость таможенных пошлин на 40%. Это очень большие деньги.

Марина Калинина: Ну да.

Леонид Комиссаров: И почему бы нам не лидировать в этом вопросе? Вот хороший вопрос.

Марина Калинина: Хороший вопрос. А как бы нам лидировать в этом вопросе? Ну, тут опять круг замкнулся. И опять надо, чтобы государство об этом заботилось.

Леонид Комиссаров: Я считаю, что нужна конкуренция в плане заказов. То есть, если государству что-то нужно, такое решение принято, то конкуренция должна быть жесткой, она должна быть жесткой, добросовестный. И тогда мы сможем выбрать лучшие варианты. Я имею в виду Россию.

Марина Калинина: Спрашивают: "Как устроиться к вам на работу? Можно ли?"

Леонид Комиссаров: Ну, надо звонить, присылать резюме. Если вы хотите работать в условиях ненормированного рабочего дня, много ездить, терпеть определенные трудности…

Марина Калинина: И мало получать? Зарплаты у вас неплохие.

Леонид Комиссаров: Зарплаты неплохие, но они ни в какое сравнение не идут с зарплатами за рубежом.

Марина Калинина: Что?

Леонид Комиссаров: Не идут ни в какое сравнение с зарплатами за рубежом.

Марина Калинина: Ну, это понятно, да.

Леонид Комиссаров: У тех же специалистов. Ну, правда, мы уже не молодые специалисты…

Марина Калинина: Да ладно, не прибедняйтесь.

Леонид Комиссаров: Ну, планируем что-то еще сделать полезное.

Марина Калинина: Спасибо вам большое. Удачи вам, новых идей, новых заказов и всего-всего! Спасибо, что пришли.

У меня в гостях был Леонид Комиссаров – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Наука. Техника. Безопасность" (Системы безопасности "Росскан"). Ну и по традиции, в конце – производственные портреты.