Галина Хованская: У нас нормативы на одну и ту же услугу ЖКХ в одной и той же климатической зоне, но в разных регионах, могут отличаться вдвое

Гости
Галина Хованская
член Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству

Антон Алфимов: Ну, итак, поговорим о ЖКХ. Платить за свет, воду, газ и тепло россияне смогут напрямую поставщикам этих коммунальных ресурсов, доступ к деньгам потеряет управляющая компания, в результате чего могут снизиться счета, считают некоторые эксперты. Эту историю будем обсуждать с Галиной Хованской, депутат Госдумы, председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ сегодня у нас в студии. Здравствуйте.

Галина Хованская: Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте, Галина Петровна.

Антон Алфимов: Смотрите, ну это вот то, что во время наших с вами встреч постоянно предлагали зрители: давайте уберем управляющие компании, эти посредников из этого звена, зачем они нужны.

Галина Хованская: И то, что предлагала я в вашей же студии. Но это было в порядке мечты. К великому сожалению, пока до сих пор проекта нет, и поправок этих нет. Обсуждение идет уже полтора года…

Антон Алфимов: А проект на каком уровне?

Галина Хованская: И хочу вам сказать, что, на самом деле, по этой схеме, по этой процедуре мы живем… По крайней мере, по городу Москве мы напрямую платим за электроэнергию. У нас с вами есть книжки отдельные, у большинства, в том числе не только в Москве – во всех больших городах, есть счетчики.

Марина Калинина: Ну, и за воду тоже.

Галина Хованская: И мы платим именно непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая предоставляет…

Антон Алфимов: Многие уже прицепили свои банковские карты к этому Мосэнергосбыту и забыли вообще об этой истории навсегда.

Галина Хованская: То есть электроснабжение и газоснабжение – вот две структуры, которые и сейчас работают с нами напрямую. Но, честно говоря, они работают вне правового поля, потому что Жилищным кодексом предусмотрены прямые расчеты, но не прямой договор, а это очень большая разница. Прямые расчеты предполагают все равно ответственность управляющей организации, вы платите напрямую, но за всех неплательщиков отвечает у вас все-таки управляющая организация, ТСЖ, ЖСК. И дело не только… Вот вы делаете акцент на том, что деньги уйдут от управляющих организаций – так они мечтают, чтобы они от них, эти деньги, ушли.

Марина Калинина: Да как же они мечтают?

Галина Хованская: Они мечтают о том, чтобы эти деньги от них ушли, потому что ни в одном доме вы не собираете 100%, а ресурсоснабжающая организация говорит: "Я вам поставила – будьте добры 100%-ую оплату произведите". Значит, из чего, из каких средств? Это либо вам не предоставляют какие-то услуги управляющая организация, либо качество этих услуг резко снижается, то есть набираются квалифицированные какие-то кадры, которые выполняют определенные работы некачественно, может быть, выполняют, но дешево. Либо третий вариант – это банкротство управляющей организации, потому что, хотя и можно предложить общему собранию как бы компенсировать эту недосдачу, расписать ее по всем жителям дома, но вы видели такое собрание, которое само согласилось на себя взять недосборы с неплательщиков?

Антон Алфимов: Я, честно говоря, собрание один раз всего видел.

Галина Хованская: Ну, собрания сейчас можно проводить не только в очной, но и в заочной форме, то есть если не было кворума, продолжить, может быть, потом – это гораздо упрощает процедуру, поверьте мне, намного проще.

Антон Алфимов: Ну, то есть судя по вашим словам…

Марина Калинина: То есть на сегодняшний день какая ситуация?

Галина Хованская: На сегодняшний день есть прямые расчеты, но нет возможности заключения прямого договора с водоснабжающими и теплоснабжающими организациями. Вот это два ресурсных канала, которые пока в этой схеме не участвуют.

Антон Алфимов: А в чем проблема?

Галина Хованская: Проблема в том, что нет нормы в жилищном законодательстве, вот в чем проблема.

Антон Алфимов: И все?

Галина Хованская: Это очень много, понимаете, потому что…

Антон Алфимов: Или у них, может быть, есть какие-то трудности с подсчетом того, что они поставили?

Галина Хованская: На самом деле, я скажу честно, что ресурсоснабжающие организации некоторые требуют 100%, они считают, что как бы они в своем праве. Казалось бы, да, но на самом деле, с трудом удалось все-таки объяснить, что вы ничего не получите от банкрота управляющей организации, потому что им нечем будет компенсировать эти ваши недосборы. Потому что хорошая собираемость – это где-то на уровне 96%, это очень хорошая собираемость в доме. Редкие исключительные случаи в городе Зеленограде у меня была ситуация, когда 98% собирали, работая с каждой семьей. Если там случалась какая-то ситуация, выплачивали субсидию, делали с рассрочкой платежа погашение вот этого долга, в общем, принимались действительно эффективные меры. Но пока, я еще раз говорю, очень серьезные дебаты, все-таки удалось объяснить ресурсоснабжающим организациям, и они с нами согласились, что все-таки надо переходить на прямые договоры. Какие возражения, какие аргументы против? Ну, вот у электроснабжающих организаций – у них своя абонентская база, с каждым из вас они работают напрямую. Так надо же создать эту абонентскую базу, на это же потребуются средства, потом нужно будет с каждым работать, понимаете? А как удобно – предъявил претензию управляющей организации или ТСЖ и требуй с них 100%-ой выплаты по всем параметрам, которые записаны в соответствующих документах. Ну, вот как бы такие ситуации, они…

Марина Калинина: Но Галина Петровна, ведь управляющие организации они иногда завышают стоимость предоставленных услуг, если они присылают вот эти квитанции. Собственно, почему многие говорят, что если будет напрямую оплата, то тогда счета-то могут и быть поменьше.

Галина Хованская: Вот вы страдаете той же болезнью, что и большинство граждан Российской Федерации.

Антон Алфимов: Это неправда все?

Галина Хованская: Это неправильно, потому что…

Марина Калинина: Или мы просто так думаем, потому что мы не знаем полностью правильных тарифов и так далее, как они начисляются и все остальное.

Антон Алфимов: Или просто жадные.

Галина Хованская: Вот эта тема, кстати, очень интересная и актуальная, потому что, на самом деле, наш платеж он состоит из двух сомножителей: когда вы платите за коммунальную услугу, есть тариф, то есть цена, сколько стоит…

Марина Калинина: Умноженное на количество.

Галина Хованская: Умноженное на объем, потребленный вами. И если нет счетчика, а как раз по воде и по теплу… По теплу-то вообще в каждой квартире сейчас невозможно установить счетчик, это только в новостройках, но общедомовые счетчики вообще достаточно эффективно продвигаются, то вы платите по нормативу. А норматив рассчитывается не по методу аналоговому, который предпочтителен: ну, вот в таком же доме при наличии счетчика сколько, а по расчетному методу, а этот расчетный метод дает большие цифры, гораздо бОльшие, чем вы потребили в своей квартире, вы понимаете? То есть вам выставляют как раз итоговую цифру, она превышает то, что вы на самом деле потребили и за что вы должны заплатить. И сегодня вот вопрос-то к ресурсоснабжающим организациям, в большей степени, чем к управляющей организации.

Антон Алфимов: Вот мне кажется, у людей здесь больше такой подход к этому вопросу… Многие говорят: "Мы готовы платить, но нам нужно знать, за что".

Галина Хованская: Ну, правильно.

Антон Алфимов: Не просто прислала управляющая компания какую-то сумму, и вот заплатите и все. Возможно, и с этими переплатами все согласятся, хотя вряд ли.

Галина Хованская: Вы знаете, вот еще один момент, о котором хочется обязательно сказать, тем более, что мы приняли в трех чтениях буквально вчера на последнем заседании Думы закон о контроле за нормативами, потому что, если за тарифами наблюдает Федеральная антимонопольная служба, у нас в законе есть предельные индексы роста, то есть не превышающий уровень инфляции. Ну, там есть исключения для Москвы, когда себе 7% определила Москва, а не 4%. Ну, это отдельная тема…

Антон Алфимов: Спасибо.

Галина Хованская: …потому что инвестпрограммы… Ну, какие-то, видимо, были аргументы, которые убедили Федеральную антимонопольную службу поднять, но тем не менее, есть контроль, есть предел какой-то, понятно. А вот по нормативам таких документов нет, и контроля нет, поэтому у нас нормативы на одну и ту же услугу в одной климатической зоне одного качества жилья могут отличаться вдвое. И почему должны страдать люди, из-за того что вот не очень добросовестно те, кто определяет норматив, а определяют те же, кто и устанавливает нам тариф, то есть субъекты федерации, главы субъектов федерации утверждают это по предложению региональных энергетических комиссий.

Антон Алфимов: Вот как раз наш зритель Олег из московского региона спрашивает, почему за пять лет норматив тепла увеличился в два раза.

Галина Хованская: Ну, я не знаю, у них, наверное, все-таки речь идет не о нормативе, потому что норматив остался таким же – тариф, наверное, увеличили. Нормативы не менялись, в этом-то все и дело. Сейчас речь идет о том…

Марина Калинина: Ну, просто путаница такая происходит между нормативами и тарифами, люди, наверное, не всегда просто понимают.

Галина Хованская: Цена вопроса – сколько стоит килограмм картошки, вы знаете, что вы покупаете килограмм и знаете цену этого килограмма. По-моему, это все очень просто, чего тут путаться.

Марина Калинина: Понятно, но все равно путаются.

Галина Хованская: Произведение двух сомножителей – цена и объем потребленный. Тариф – это цена.

Антон Алфимов: Звонок, Хакасия у нас на линии. Нина, слушаем вас, здравствуйте.

Нина: Здравствуйте. У меня вопрос. Мне 80 лет, почему я должна платить за капремонт 100%, а потом ждать, когда соцзащита мне их вернет?

Антон Алфимов: Да, спасибо, Хакасия.

Галина Хованская: Значит, это Хакасия, и я хочу сказать, что, к сожалению, в ряде субъектов федерации вообще не предусмотрен закон о компенсации взноса на капремонт. Например, Татарстан. Не самый бедный регион, не дотационный регион – до сих пор закон не принят. Могу назвать еще несколько субъекты, где такие законы не приняты, хотя в федеральном бюджете деньги предусмотрены на компенсацию, но это не льготы. Я хочу объяснить (люди иногда думают, что это льгота) – это не льгота, это компенсация собственнику в таком вот возрасте, который за 80, там есть скидка 50% для тех, кто старше 70 лет. Это предусмотрено федеральным законодательством, но закон принимает субъект федерации – мы право это дали. И более того, в федеральном бюджете предусмотрели деньги. То, что в некоторых субъектах федерации до сих пор не приняты эти законы, это говорит об отношении к старикам в этом субъекте федерации. Вот все, что я могу сказать.

Марина Калинина: Вот сообщение из Краснодарского края, Сочи: "У нас договор напрямую, но цены бешеные. Один кубометр горячей воды 500-800 рублей, отопление заоблачное и такой же свет". Это пенсионерка пишет.

Галина Хованская: Ну, что делать. Насчет заоблачности – может быть, по сравнению с пенсией, которая, действительно, не индексировалась в этом году, а предусмотрена только разовая выплата, цены для пенсионеров кажутся заоблачными. На самом деле, я еще раз говорю, что тарифы… Но они в совокупности, вы понимаете, ограничены. Вот этот ограничитель, о котором я сказала, 4-7% максимум, 4% по всей стране – это средняя цена, это на все коммунальные услуги. То есть, если вы подняли плату за электроэнергию, то уже тепло не так комфортно, а горячей воде еще менее комфортно. Цены повышаются там меньше, а возможно, как раз там подняли цены на те услуги, о которых сейчас говорил наш зритель, наш слушатель. Скорее всего, так. А по нормативам ситуация… Я еще раз хочу вернуться к этой теме, потому что вчера мы буквально утвердили в третьем чтении, сейчас Совет Федерации будет рассматривать закон о контроле за нормативами. И вот здесь разошлись позиции моя и моих коллег из Минстроя, потому что я считала, что на федеральном уровне так же, как по коммунальным услугам, по тарифам должен быть контроль на федеральном уровне. Не надо доходить до каждого дома, но как мне сказал даже руководитель Федеральной антимонопольной службы, мы можем дойти до муниципалитета в контроле, но до домов мы не дойдем: у нас нет ни сил, ни возможностей это делать. И вот здесь должна работать как раз жилищная инспекция, жилнадзор. Но, к сожалению, отклонена была моя поправка, хотя проголосовало очень много депутатов, поддержало меня, но жизнь покажет, что все-таки я была права, что должен быть контроль и на федеральном уровне, потому что жилищный инспектор он подчиняется тому, кто устанавливает этот норматив, понимаете? Писать жалобу на своего начальника, предписание выдавать – ну, знаете… Я не знаю, что будет потом с этим инспектором.

Марина Калинина: Никому не хочется, да.

Галина Хованская: То есть я примерно предполагаю, что будет.

Антон Алфимов: Скажите, а вот этот вот документ, эта инициатива, который предусматривает прямые платежи, все-таки по срокам там есть какие-то…

Галина Хованская: Не прямые платежи, а прямой договор.

Антон Алфимов: Прямой договор, да.

Галина Хованская: Возможность прямых платежей, прямых расчетов есть и сейчас. Принимается решение общим собранием, и вы переходите на прямые расчеты, то есть деньги будут поступать на счет ресурсоснабжающей организации. Но банкротство ТСЖ особенно, ТСЖ – это мы сами, объединившиеся собственники, банкротство, обращение взыскания на имущество на общее, к сожалению, такие прецеденты есть уже. Вы понимаете, я не поверила своим глазам, когда мне сказали, что есть судебное решение о том, что идет обращение о взыскании на общее имущество собственников, это недопустимо. Поэтому мы сейчас будем вносить поправку в закон и включать в перечень тех организаций, на которые невозможно обратить взыскание, обанкротить эти организации и на имущество которых нельзя обратить взыскание, - ТСЖ, товарищество собственников жилья. Потому что это мы сами, еще раз подчеркиваю.

Марина Калинина: Ну, это, собственно, те люди, которые в этом заинтересованы.

Антон Алфимов: История с этими прямыми договорами – какие у нее перспективы, когда, может быть, решение какое-то принято?

Галина Хованская: Давайте честно говорить. Мне обещали год назад сделать, попросили меня снять какие-то мои поправки, для того чтобы прошли другие поправки, сказав… А поправки мои касались прямого договора.

Антон Алфимов: И все равно не прошли?

Галина Хованская: А потом была долгая, длительная дискуссия с ресурсоснабжающими организациями, которые хотели оставаться в том же состоянии, получать, требовать свои 100%, не создавать абонентскую базу, не работать с каждым должником… А ведь для нас это очень серьезные изменения, потому что мы не будем платить за неплательщиков. Потому что в конечном итоге, я вам уже показала, либо…

Антон Алфимов: Платим за всех.

Галина Хованская: Да. Мы заплатим все равно, либо недополучив какие-то услуги, работы не будут произведены, либо они будут низкого качества. Вот и все.

Марина Калинина: У нас есть звонок из Мурманска. Здравствуйте, вы в эфире. Да, Елена, слушаем вас.

Елена: Здравствуйте. Город Мурманск. Вот у нас такая история. Пенсионер Куклина Елена Ивановна, мы живем в общежитии, платим  (25,9 м2) 6600, техобслуживание – 1529, ну, электроэнергия, которую отключили месяц назад, все квитанции у нас оплачены. Говорили на "СТС", выходила эта программа по этому по телевидению, и никому до нас нет дела. Мы уже целый месяц сидим без света, без газовой… электроплиты не работают, стиральные машинки не работают, у нас здесь маленькие дети, пенсионеры и инвалиды. Это здание, общежитие, купил собственник Шубин, купил три этажа, 5 этаж – другой собственник и 2 этаж – другой собственник. И мы остались, несколько семей, в заложниках. И вот мы оплачиваем каждый месяц эти счета, написали в полицию, в прокуратуру, в приемную губернатора, в мэрию – везде, и никому нет дела.

Галина Хованская: Это какой субъект федерации?

Антон Алфимов: Мурманская область.

Елена: Город Мурманск.

Галина Хованская: Удивительно, что губернатор и жилищная инспекция ваша не реагирует на такие…

Елена: И в жилищную инспекцию написали, что шесть лет нет отопления в коридоре, а за все это мы платим, за все.

Галина Хованская: У меня большая просьба. Вот по такой жалобе напишите ко мне обращение, вот эти все факты, к кому обращались, их ответы, потому что это возмутительно, прокуратура обычно в таких случаях реагирует. Я хотела бы также знать, чье это было раньше общежитие, кому оно раньше принадлежало, почему оно перешло в частную собственность. Хотя общежития должны были включаться в жилищный фонд муниципальный. Вот это надо все понять.

Елена: А вот адреса мы не знаем.

Антон Алфимов: Адрес, куда писать.

Галина Хованская: Охотный ряд, дом 1. Зовут меня Хованская Галина Петровна.

Елена: Это мы знаем, мы давно смотрим.

Антон Алфимов: Электронное обращение-то вам можно куда-то написать?

Галина Хованская: Конечно, можно.

Антон Алфимов: Где его найти?

Галина Хованская: Ну, тоже на сайте Госдумы посмотреть. Но если напишут просто Охотный ряд, дом 1, куда угодно пишут – и в Белый дом, и в Администрацию президента. Доходит все ко мне, попадает.

Антон Алфимов: Смотрите, есть несколько сообщений с регионов. Архангельск: "Тариф на воду на 17-й год увеличивают на 30%, губернатор уже подписал". Из Новосибирской области пишут: "Новосибирская Дума уже подтвердила так же с 1 января 17-го года повышение тарифов на отопление, горячую воду и другие услуги на 15-17%. Люди поражены".

Галина Хованская: Значит, вот поражаться не надо, надо просуммировать весь этот платеж и понять, сколько в совокупности идет рост, понимаете? Я еще раз подчеркиваю, что ограничитель работает на все тарифы, то есть, если подняли тарифы на что там – на горячую воду, на тепло…

Антон Алфимов: Отопление, горячая вода, другие услуги.

Галина Хованская: Значит, на электроэнергию и на газ не поднимут плату.

Марина Калинина: Ну, вы же говорите, что 4% - планка, а здесь 15-17%, даже 30%.

Галина Хованская: Вот в совокупности надо посчитать каждую составляющую, потому что если 0 за электроэнергию, то это уже будет не 15%.

Антон Алфимов: А 30%? Сколько же у них там услуг-то?

Галина Хованская: Надо заняться простой арифметикой. Главное – понять принцип, что в совокупности за все коммунальные услуги: электроэнергия, если у кого-то есть газ – газ, отопление, горячее и холодное водоснабжение – вот в совокупности это не должно превышать 4%, в совокупности.

Антон Алфимов: А если не попадает, куда мы идем?

Галина Хованская: Если не попадает, в Федеральную антимонопольную службу, которая есть в каждом субъекте федерации, отделение Федеральной антимонопольной службы. И, кстати, они приводили в чувство тех руководителей регионов, которые превышали вот этот предельный индекс, потому что он определен для каждого субъекта федерации, есть уже такое постановление Правительства на следующий год.

Марина Калинина: Установка приборов учета воды в муниципальном жилье – кто должен это устанавливать?

Галина Хованская: Если это не приватизированная квартира, то это обязанность муниципалитета, обязанность собственников в 261 законе об энергосбережении и об энергоэффективности сказано, что это должен делать собственник. В данном случае собственником является публичная власть, муниципальная.

Антон Алфимов: Еще один звонок, Башкирия на линии. Жанна, здравствуйте, слушаем вас.

Жанна: Здравствуйте. Это город Нефтекамск, республика Башкортостан звонит. Вот нам за коммунальные платежи принесли в ноябре-месяце с учетом авансов, вот мне бы хотелось узнать, а в России тоже что ли с учетом авансов есть такая программа. Почему у нас только в городе, в республике Башкортостан такой… Мы сколько раз обращались в ЖКХ, я звонила туда: идите туда, идите сюда – и никто мне так и не объяснил, что такое с учетом авансов? Люди получают по 8 и по 7 тысяч, я сама пенсионерка, получаю 8 тысяч, а мне принесли с учетом авансов 4 тысячи.

Галина Хованская: То есть, если мы правильно поняли, просят как бы прокредитовать ресурсоснабжающую организацию, да, вперед заплатить с учетом аванса?

Антон Алфимов: А можно так?

Галина Хованская: Ну, вообще нет. До 10 числа следующего за прожитым месяца. Вот и все.

Марина Калинина: То есть услуга оказана, потом она оплачена?

Галина Хованская: Да, да, да. Так что с этим надо разбираться. У меня, кстати, мой один из заместителей по Комитету как раз представляет Башкирию, Башкортостан – Качкаев Павел Рюрикович. Если он вам не поможет, напишите мне, но думаю, что он справится с этой ситуацией.

Марина Калинина: Ну, вот еще такое сообщение, Свердловская область: "У нас в поселке очень много должников по ЖКХ, и управляющая компания никак не может с них стребовать долг". И, соответственно, он перекладывается, видимо, на всех остальных или как это происходит? Как в этом случае?..

Галина Хованская: Во-первых, надо разобраться, за что этот долг. Мы с вами поняли, что в нашей платежке две составляющие: одна – жилищные услуги, и это компетенции как раз управляющей организации, или товарищества собственников жилья, или кооператива жилищного; а вторая часть – это как раз ресурсники, коммунальные услуги, то, за что мы платим: тепло, вода, свет, газ и так далее. Значит, вот из чего возник этот долг, почему он объявился? Теперь, если это просто злостные неплательщики, здесь только одна дорога – в суд. Мы и так настолько смягчили пени, возникновение вот дополнительных расходов граждан за то, что они не заплатили вовремя.

Антон Алфимов: Недавно вроде бы появились.

Галина Хованская: Мы три месяца вообще освободили, раньше пени начинались с первого месяца – мы освободили, причем это была моя жесткая позиция, чтобы ни в коем случае не трогать граждан, не ухудшать их положение в кризис. Потому что месяц – за месяц всякое может случиться: человек мог и заболеть, его могли срочно в командировку направить, мало ли какие обстоятельства, несчастье какое-то в семье случилось. Все бывает в нашей жизни. Так вот первый месяц вообще пени не начисляются, второй и третий месяц начисляются по старому, то есть по очень низкой ставке, а вот дальше уже, через 90 дней, идет уже по коммерческой ставке, как в банке. Потому что были спекуляции, в том числе, на очень низком проценте пени. Так что вот этого больше не будет.

Антон Алфимов: Любопытный вопрос: "Можно ли отключиться от отопления в многоквартирном доме?"

Галина Хованская: Нельзя, сразу отвечаю, нельзя. Нельзя.

Марина Калинина: А почему, интересно?

Галина Хованская: Потому что это единая система, и здесь какая-то самодеятельность чревата.

Антон Алфимов: А если не платить, не платить – и жильца автоматически отключат.

Галина Хованская: Нет, его нельзя отключить, вот в этом все и дело. Дом нельзя оставить без отопления.

Антон Алфимов: То есть, если отключать, то у всех.

Галина Хованская: Живете вы, не живете, платите, не платите – дом должен отапливаться, иначе зимой, особенно в зимний период… Ведь у нас зима наступила как-то рано в этом году.

Антон Алфимов: И очень холодно.

Галина Хованская: Да. И были уже серьезные морозы, и я с ужасом и содроганием ждала информации, что меня попросят прокомментировать какую-нибудь очередную аварию или какой-нибудь очередной несчастный случай. Вот не дай бог. Но, к счастью, сейчас как-то мягче стал климат, в декабре-месяце, ближе к Новому году нам…

Антон Алфимов: Подождите еще пару месяцев.

Галина Хованская: У нас потеплело.

Марина Калинина: Ну, это у нас потеплело, а вот вчера было много новостей.

Галина Хованская: Нет, за Уралом и Челябинск даже…

Марина Калинина: -50, -40.

Галина Хованская: Даже севернее еще хуже: там ниже 40 градусов и еще ниже, ниже и ниже.

Антон Алфимов: У нас осталось совсем немного времени, наверное, последний вопрос успеем задать. "Улан-Удэ. У меня квартира в новостройке, установлен теплосчетчик. В квартире я не проживаю, никто не прописан, почему я обязан платить за тепло по квадратуре?".

Галина Хованская: По той же самой причине: за тепло мы платим всегда, независимо от того, живем мы или не живем в доме. Единственное ваше преимущество, если у вас есть не только теплосчетчик, но и возможность регулировать тепло, вы можете уменьшить подачу тепла и оставить на уровне 14-15 градусов. Приедете – включите снова. И будете платить меньше, по крайней мере, в этой ситуации. Но это редкое счастье, между прочим, это только в новостройках.

Марина Калинина: Тема вечная, нескончаемая, так что еще не раз будем с вами встречаться. Спасибо огромное.

Галина Хованская: Спасибо.

Марина Калинина: Галина Хованская была у нас в студии, депутат Госдумы, председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ.

Галина Хованская: С наступающим Новым годом, всем здоровья и тепла в доме, самое главное.

Антон Алфимов: Спасибо.