Сергей Егоренко: Гречка - удивительный товар. За последние 2,5 года она подорожала более чем вдвое, хотя урожаи и производство растут

Гости
Сергей Егоренко
заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики

Антон Алфимов: Мы продолжаем готовиться к Новому году, который стремительно приближается.

Марина Калинина: Тем более что времени-то совсем немножко осталось.

Антон Алфимов: Сегодня узнаем, во сколько обойдется россиянам новогодний стол.

Марина Калинина: Но не только.

Антон Алфимов: И в целом поговорим о ценах на продукты питания. Дело в том, что Росстат представил данные о том, в какую сумму обойдется этот стол. Значит, среднестатистическая российская семья из четырех человек потратит в этом году 5.5 тысяч рублей – на четверых человек, напомню. Новогоднее застолье обойдется россиянам на 3.6% дороже, чем годом ранее. В Москве продуктовый набор вырос в цене на 2.8%, но в целом будет дороже, чем в среднем по стране – 6863 рубля. В Питере – 5904.

Марина Калинина: Ну и давай представим нашего гостя: у нас в гостях Сергей Егоренко, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики – спасибо, что пришли. Здравствуйте.

Сергей Егоренко: Добрый день.

Марина Калинина: Давайте, наверное, в целом сначала скажем. Год заканчивается – каким он был для россиян в плане цен? Что подорожало, что, может быть, подешевело?

Антон Алфимов: И ждать ли нам чего-нибудь еще в оставшиеся две недели?

Сергей Егоренко: Коллеги, спасибо, рад оказаться в вашей студии накануне новогодних праздников. Вы знаете, мы в последнее время как главное информационное ведомство страны нечасто радуем россиян нашими цифрами. Тем не менее последние наши данные позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. У нас есть данные на ноябрь и за две недели декабря по индексу потребительских цен. Так вот, оказалось, что индекс потребительских цен в ноябре по отношению к декабрю прошлого года составил 105%. Надо сказать, что это наилучший показатель за всю историю наблюдений.

Антон Алфимов: То есть это рост на 5%, получается?

Сергей Егоренко: Рост 5%, да. То есть прирост цен составил 5% в целом по России по всем наблюдаемым товарам. Естественно, по России есть определенные незначительные колебания. При этом, как я уже сказал, это минимальное значение за всю историю наблюдений: мы начали наблюдать индекс потребительских цен в 1992 году, и это самый лучший показатель. При этом если мы посмотрим, как вели себя, скажем, продовольственные и непродовольственные товары, то непродовольственные товары выросли больше (это понятно, там доля импорта выше), соответственно по непродовольственным товарам это составило 6.2%, а по продовольственным товарам вообще всего 4%. Я вот когда был у вас здесь в студии в конце августа и мы разговаривали тоже о том, как же поведет себя инфляция до конца года, мы говорили о том, что, наверное, если инфляция к концу года составит 6-6.5%, это будет очень хороший показатель, который будет свидетельствовать об оздоровлении нашей экономики. Но оказалось, что цифры превзошли наши ожидания. Если мы посмотрим…

Антон Алфимов: Реальные доходы при этом попадали, правда.

Сергей Егоренко: Ну реальные доходы упали, да, безусловно, я сейчас об этом скажу. Но интересно вот что: если мы – а мы будем набирать две недели первые этого месяца, декабря – набираем, по нашим оценкам, по 0.1%. Если так все пойдет и не будет никаких таких существенных, непредвиденных колебаний курса…

Антон Алфимов: Это с учетом ожидаемого продовольственного бума, да?

Сергей Егоренко: С учетом, да. Мы можем экстраполировать на прошлый, на позапрошлый год. Мы можем сделать вывод, что, скорее всего, инфляция не превысит 105.5% до конца года.

Антон Алфимов: Это неплохо.

Сергей Егоренко: Но чтобы наши зрители, значит, понимали общую ситуацию с инфляцией, потому что ведь люди, как правило, сравнивают цены не с прошлым месяцем и даже не с декабрем прошлого года, они сравнивают это с тем периодом времени, когда цены были низкие, то есть с докризисным периодом времени.

Антон Алфимов: Наши зрители иногда сравнивают цены с тем, что было 30 лет назад.

Сергей Егоренко: Вот именно. Ну вот если мы сравним, скажем, как цены изменились по сравнению с докризисным периодом (а мы считаем, что кризис где-то начался в середине 2014 года), то цены выросли более чем на четверть. Именно поэтому, наверное, у наших граждан, наших зрителей отношение к инфляции несколько иное, чем те цены, которые мы публикуем.

Марина Калинина: Давайте тогда по продуктам, может быть, пройдемся.

Антон Алфимов: По лидерам.

Марина Калинина: Да, по каким-то пунктам. Что было для вас критерием в оценке этих изменений?

Сергей Егоренко: Вы знаете, лидеры есть прогнозируемые, есть неожиданные лидеры. Скажем, если вы выведете картинку на экран.

Антон Алфимов: Давайте посмотрим, действительно, есть же данные.

Сергей Егоренко: Естественно, среди лидеров те продукты питания, у которых доля импорта достаточно высока. Продолжают оказывать влияние введенные санкции и контрсанкции, и это сказалось в первую очередь на масле сливочном и на рыбе и всем, что с ней связано: это и рыба свежая, и замороженная, и морепродукты, и консервированные.

Антон Алфимов: Вот объясните мне, при чем тут гречка? Ее как только в России происходит что-то с экономикой…

Марина Калинина: Она как индикатор получается.

Сергей Егоренко: Да, вы знаете, гречка – удивительный товар.

Антон Алфимов: То дефицит, то в рост ушла.

Сергей Егоренко: Наоборот, вы знаете. Гречка – это скорее исключение.

Антон Алфимов: Нет, ну сколько было раз, когда в средствах массовой информации проходили новости, что гречки нет? – все сметают сразу.

Сергей Егоренко: А вот именно поэтому в этом году индекс цен по гречке превысил 20%, а по некоторым регионам, по Москве даже больше чем на четверть.

Антон Алфимов: При том, что она практически вся наша.

Сергей Егоренко: Да. Вот это обратная реакция. Средства массовой информации говорят о том, что ожидается дефицит гречки, цены на гречку резко возрастут, население кидается покупать эту гречку. Соответственно, ажиотажный спрос рождает повышение цен. Мы других причин для роста цен на этот вид продовольственных товаров не видим никаких. Производство гречки…

Марина Калинина: … Ни соль, ни сахар, ни хлеб.

Сергей Егоренко: Производство гречки увеличивается, значит, никаких проблем с урожаем не было, импорта гречки, в общем, не наблюдается: гречку мы в основном производим сами. Мы делаем вывод, что это какие-то, видимо, конъюнктурные вбросы в средствах массовой информации, других причин экономического свойства…

Антон Алфимов: От производителей гречки?

Сергей Егоренко: Возможно. Других причин экономического свойства мы выделить здесь не можем. Кстати говоря, гречка и среди лидеров за 2.5 года с момента наступления кризиса: она подорожала более чем в 2 раза за этот период времени.

Антон Алфимов: Ничего себе.

Марина Калинина: Есть и хорошие новости про то, что что-нибудь подешевело?

Антон Алфимов: Что редкостно.

Сергей Егоренко: Да, действительно. И вы знаете, что интересно? Вы можете видеть сейчас на экране этот список – эти товары подешевели даже по сравнению с серединой 2014 года. Вот, в частности, овощи и фрукты, но у нас, понятное дело, постоянно плодоовощной продукции идут сезонные колебания (где-то в сентябре-октябре цены решительно падают). Тем не менее в этом году более чем на 7.5% подешевели овощи и фрукты. Это объясняется и хорошим урожаем, видимо, этого года, и тем, что меры правительства, которые были приняты по импортозамещению, дали свои определенные результаты уже на этом этапе. Скажем, интересная ситуация с рисом сложилась: рис в прошлом году был самым активно набирающим цену товаром, и, видимо, то, что рис стал очень дорогим, сыграло в обратную сторону в этом году, то есть рис отыграл цены – не в полной мере, а где-то так на треть он отыграл цену за прошлый год.

Антон Алфимов: А сколько рост был в прошлом году?

Сергей Егоренко: Вы знаете, я могу посмотреть, если интересно.

Антон Алфимов: Ну приблизительно.

Марина Калинина: Плюс-минус.

Сергей Егоренко: Да… В прошлом году это было, вы знаете, 27%.

Марина Калинина: Ничего себе. А с гречкой такого не произойдет, что когда-то она подешевеет?

Сергей Егоренко: Вы знаете, пока она стабильно дорожает. Я не знаю, что должно случиться – наверное, наш с вами разговор и срыв покровов относительно роста цен на гречку, наверное, повлияет.

Марина Калинина: Чтобы люди успокоились, что гречки хватит на всех, не надо ее покупать.

Сергей Егоренко: Да, никто не побежит покупать гречку, и она спокойно стабилизируется в цене. Будем на это надеяться.

Антон Алфимов: Так, что же, идем дальше?

Марина Калинина: Ну вот давайте, наверное, к новогоднему столу будем все-таки приближаться.

Антон Алфимов: А потом обсудим подарки, да. Я тоже не выбрал, что дарить.

Марина Калинина: Ну самый, естественно, народный салат – это оливье. Посчитали мы – и вы тоже – стоимость набора продуктов. Ждем от вас цифр.

Сергей Егоренко: Да, вы знаете, мы каждый год делаем так называемый индекс оливье, считаем его. В этом году у нас произошел рост на 5 рублей. Сразу оговорюсь: это такая порция на семью из четырех человек, приличная такая салатница, чтобы хватило и на Новый год, и, может быть, даже на 1 января что-то осталось. Мы руководствуемся стандартным рецептом.

Марина Калинина: А, кстати, какой рецепт вы берете? Их же там миллион.

Сергей Егоренко: Вы знаете, мы берем самый простой.

Марина Калинина: С колбасой?

Сергей Егоренко: Да, с колбасой, с вареной колбасой. На самом деле, если брать мясо, несильно изменится картина. Так вот, если в прошлом году у нас примерно 305 рублей стоил этот салат оливье, то в этом году 310 рублей. То есть рост меньше 2%. С чем этот незначительный рост связан? Он связан с тем, что в наборе оливье присутствуют товары, которые подорожали – это основные составные части оливье (колбаса, майонез и консервированные овощи): они подорожали, но незначительно. Все остальное подешевело.

Марина Калинина: Зеленый горошек вы имеете в виду?

Сергей Егоренко: Да, зеленый горошек консервированный немного подорожал, незначительно. А вот этот вот незначительный рост связан с тем, что все остальное подешевело – как мы уже говорили, вся плодоовощная продукция: и картофель, и морковь, и лук – все это подешевело. И это дало такой вот эффект. Если бы не майонез, я думаю, оливье, если так посмотреть, стоил бы столько же, сколько и в прошлом году.

Марина Калинина: А что вы мандарины не посчитали?

Антон Алфимов: Шампанское?

Сергей Егоренко: Мандарины… Так подождите, мы еще к новогоднему столу не перешли. Давайте мы про оливье сначала. Кстати говоря, с селедкой под шубой ситуация абсолютно такая же: она тоже подорожала на 5 рублей по сравнению с прошлым годом: 149.5 рублей в прошлом году и 155 рублей в этом году. Здесь такая же ситуация: основные составляющие – сельдь и майонез – подорожали, все остальное подешевело.

Антон Алфимов: Так, новогодний стол, да?

Сергей Егоренко: Что касается новогоднего стола, то мы редко делаем такие оценки, и, в общем, это такая не совсем официальная статистика, потому что, как вы понимаете, новогодний стол у граждан разный. Поэтому мы в этом году сделали два варианта новогоднего стола: у нас есть такой богатый, широкий стол – опять же, на семью из четырех человек – он предполагает наличие и рыбных, и мясных копченостей, здесь у нас и икра красная в наборе, конфеты, торт, чай, два вида салатов (оливье, сельдь под шубой), коньяк, естественно, вино. Такой среднего уровня. Так вот если все это посчитать, то получилось – вы уже озвучивали сегодня эту цифру – чуть больше 5.5 тысяч рублей в среднем по Российской Федерации. По сравнению с прошлым годом рост составил 200 рублей, и мы это связываем в первую очередь с тем (и это видно по нашим цифрам), что, как я уже говорил, все, что связано с рыбой, у нас подорожало (и консервы рыбные, и рыбные деликатесы, и икра лососевых рыб). Все это подорожало, причем выше среднего уровня инфляции. Также подорожали соки фруктовые, вода газированные. И сыр подорожал довольно прилично, масло сливочное. И все это привело к тому, что вот этот набор продуктов питания для новогоднего стола вырос. В процентном соотношении это 3.5%, в принципе, опять же, ниже уровня инфляции. Естественно, по регионам это очень сильно отличается.

Марина Калинина: А вот давайте как раз пройдемся по регионам, где дороже всего обойдется стол, а где меньше придется денег потратить.

Сергей Егоренко: Вы знаете, вот какая ситуация у нас здесь. Естественно, среди лидеров у нас регионы Сибири и Дальнего Востока. Там вообще уровень цен выше.

Антон Алфимов: Лидеры – это по росту, да?

Сергей Егоренко: Да, да. Я имею в виду даже не в росте – рост примерно везде одинаковый. Я имею в виду именно саму стоимость этого набора. Естественно, в лидерах Чукотка, Камчатка, Магадан – там в принципе стоимость минимального набора, естественно, выше. Ну разумеется, это связано с особенностями их расположения, туда трудно продукты доставить, там сельское хозяйство не развито, все приходится завозить – естественно, там и уровень цен ниже, это очевидно. И, естественно, среди лидеров Москва, где по нашим оценкам стоимость новогоднего стола будет составлять более 6.5 тысяч рублей. А среди аутсайдеров у нас… Не аутсайдеров, наоборот – лидеров, только с другой стороны, это там, где минимальная стоимость новогоднего стола будет ниже: это Калмыкия, Кабардино-Балкария и Оренбург. Там менее 4.5 тысяч рублей будет стоить новогодний стол. И еще, коллеги, мы сделали оценку скромного новогоднего стола, где мы заменили икру на селедку, коньяк на воду, исключили копчености.

Марина Калинина: Оливье-то оставили?

Сергей Егоренко: Мы, так скажем, набрали продуктов, для того чтобы сделать оливье: морковку, свеклу, лук – чтобы человек купил это и сделал салат. Значит, на четырех человек у нас получилось почти 2 тысячи рублей: 1950 рублей. По сравнению с прошлым годом рост довольно значительный – 165 рублей, в процентном соотношении это почти 4%.

Антон Алфимов: Так. Что дарить?

Сергей Егоренко: Вы знаете, что дарить – советы давать сложно. У нас есть по итогам обследования домашних хозяйств есть представление о том, что люди чаще всего дарят и получают в подарок. Естественно, тут лидеры очевидные, я не открою Америку – это игрушки (с большим отрывом идут на первом месте). Дальше у нас, естественно, косметика и цветы. Вот такие основные…

Марина Калинина: Ну как-то цветы на Новый год? На 8 марта дарят

Антон Алфимов: Лучший подарок – книга, как водится.

Сергей Егоренко: Ну, лучший подарок… Книга не относится, кстати, к числу самых популярных подарков.

Антон Алфимов: Самая дорожающая.

Сергей Егоренко: И это тоже не совсем так. У нас есть информация о том, как дорожали подарки. Надо сказать, что в этом году, конечно, подарки дарить будет дороже, чем в прошлом году, и рост цен именно на товары, которые обычно предпочитают дарить, выше, чем средний уровень инфляции. Скажем, мягкая игрушка стала стоить дороже в среднем по России на 6.5%, чем в декабре прошлого года. Скажем, косметика – мы для примера взяли тушь для ресниц: 9.5%. То есть это выше среднего уровня, но в пределах 10%. Только шоколад у нас превысил 10% – это 11.1%. Ниже уровня инфляции оказались такие виды подарков, как коньяк, например, смартфон (смартфоны вообще подешевели, но это такая общая тенденция для этого вида товаров); еще, пожалуй, наверное, и книги – книги подешевели меньше чем на 5%.

Антон Алфимов: А смартфоны подешевели – вы имеете в виду, оптовые цены из снизились или они у нас в рознице только подешевели?

Сергей Егоренко: Вы знаете, мы ведь смотрим, наблюдаем в магазинах определенный вид смартфона. Естественно, когда мы наблюдаем по длительному ряду, то, естественно, смартфоны дешевеют: один и тот же смартфон, естественно, в течение года постепенно теряет в цене.

Марина Калинина: Вот много сообщений о том, что немного не согласны наши зрители с вашими цифрами.

Антон Алфимов: Капуста, самогон и картошка у многих.

Марина Калинина: Пишут, что очень сильно выросли цены и на молочные продукты, на фрукты, соки, на сливочное масло, на то, что вы сказали – на сыр. Но пишут люди, что и на 20%, и на 30%, в зависимости от региона, наверное, все это происходит. Ну вот в этой связи вы, наверное, уже знаете, если вы смотрите наш канал – мы уже последние несколько недель узнаем у вас реальные цифры, есть у нас такая рубрика "Реальные цифры". Спрашиваем вас на этой неделе – выясняем, во сколько вам обойдется новогодний салат оливье. Возьмем классический рецепт – это консервированные огурцы, морковь, картошка, зеленый горошек, яйца, колбаса вареная, репчатый лук и майонез. Как у вас изменились цены, посчитайте, пришлите нам на наш СМС-портал. Не забывайте только писать регион, в котором вы живете, и, соответственно, цифру, во сколько обойдется вам этот салат в этом году. Ну а мы движемся дальше.

Антон Алфимов: Поговорим о том, кто все-таки помимо новогоднего стола еще собирается куда-то съездить на новогодние праздники.

Сергей Егоренко: Вы знаете, наверное, не только съездить, но еще и куда-нибудь сходить, скажем, в театр, в кино, на выставки. Люди активно проводят длинные выходные. Вот если брать туризм, то внутренний туризм у нас вырос довольно прилично – это стоимость стандартного турпакета – это 4.3% (все равно ниже среднего уровня инфляции), зарубежный туризм практически не дорожал, но это объяснимо: в прошлом году в связи с волатильностью курса, естественно, зарубежный туризм очень серьезно подорожал. В этом году, естественно, люди переключились уже на внутренний туризм, и зарубежный туризм стал постепенно если не дешеветь, то по крайней мере стоимость турпакетов осталась на уровне, так скажем, ноября-декабря прошлого года, если смотреть на текущий период времени.

Марина Калинина: Но это вы какие направления имеете в виду?

Сергей Егоренко: Мы все направления считаем. Мы опрашиваем туристические фирмы, и это среднее значение.

Марина Калинина: А вот по внутреннему туризму какие направления сейчас наиболее популярны и доступны по деньгам?

Сергей Егоренко: Вы знаете, не могу вам сейчас озвучить такую информацию, потому что мы такой детальной информации… Я сейчас не владею, это надо смотреть цифры, потому что, разумеется, это у всех на слуху, я только могу, так сказать, свой личный опыт рассказать, а цифры нужно, естественно, смотреть.

Марина Калинина: Расскажите.

Сергей Егоренко: Я по собственным наблюдениям могу сделать вывод, что сейчас внутренний туризм более предпочтителен с точки зрения цены и с точки зрения качества предоставляемых услуг.

Антон Алфимов: Ну, судя по вашим данным, нет ничего более стабильного, чем туризм зарубежный. Рост в 1%, да?

Сергей Егоренко: Обратите внимание, в прошлом году рост составил 15%. То есть, естественно…

Антон Алфимов: Сейчас, наверное, еще доллар немножко стабилизировался все-таки.

Сергей Егоренко: Разумеется, тут прямая зависимость. К сожалению, не удастся показать слайд… Прямая зависимость курса от стоимости туристических путевок, особенно что касается зарубежного туризма. Ну и хотелось еще несколько цифр привести относительно досуга в новогодние праздники. Если мы возьмем, скажем, поход в театр, то театр подорожал довольно существенно – почти 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Билеты в кино, наоборот, подорожали несильно: в целом по России это чуть больше 2%. Пойти на выставку, скажем, или посетить музей тоже стало стоить несколько дороже, чем средний уровень цен: это примерно на 8%. И вот еще мы еще считаем такие интересные цифры – сколько стоит поужинать в ресторане. Так вот по сравнению с декабрем прошлого года на 3.8% стало сходить в ресторан дороже в целом по России.

Марина Калинина: А вы какие рестораны берете? Какого уровня?

Сергей Егоренко: Вы знаете, мы берем самые разные рестораны. Естественно, это не рестораны быстрого питания, это рестораны в самом прямом понимании этого слова. Причем мы считаем такой праздничный поход в ресторан – с закусками, с алкогольными напитками, с двумя основными блюдами. По Москве у нас получилась в этом году стоимость посещения ресторана превысила 3.5 тысячи рублей на одного человека. Это хорошо…

Антон Алфимов: На одного?

Сергей Егоренко: Да, на одного человека.

Марина Калинина: Сколько-сколько, я что-то?

Антон Алфимов: 3.5 тысячи на одного человека.

Сергей Егоренко: Да. Причем по регионам эта цифра очень сильно разнится. Москва лидером является, естественно. А вот в целом ряде регионов поход в ресторан составляет менее 1.5 тысяч рублей.

Марина Калинина: Ну что же, спасибо. Теперь будем ждать от зрителей, что они пришлют нам – какие цифры, сколько в их регионе стоит оливье. А потом подведем итоги, как всегда. Спасибо большое.

Сергей Егоренко: Вы знаете, нам тоже будет интересно посмотреть на эти цифры.

Марина Калинина: Да, мы с вами поделимся. Сергей Егоренко был у нас в гостях – заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики. Спасибо.

Антон Алфимов: Вот, кстати, спрашивают: салат в каком объеме считать? – 1 кг?

Сергей Егоренко: Вы что имеете в виду?

Антон Алфимов: Салат оливье.

Сергей Егоренко: Как считать порцию?

Антон Алфимов: По весу, да.

Сергей Егоренко: Ну, по весу мы считали салатницу – знаете, я не знаю, сколько она по объему. Наверное…

Антон Алфимов: Берем большую салатницу.

Сергей Егоренко: Большую салатницу, да.

Антон Алфимов: Спасибо.

Сергей Егоренко: Спасибо большое.