Сергей Лесков: Невнимание к американским выборам - это форма суицида, а интерес к ним – это способ выживания

Виталий Млечин: А в нашей студии уже появился обозреватель ОТР Сергей Лесков. Сергей, здравствуйте.

Сергей Лесков: Добрый день.

Виталий Млечин: Что привлекло ваше внимание? О чем мы сегодня будем говорить?

Сергей Лесков: Мое внимание привлекло то же самое, что привлекло внимание всего мира. Там какие-то совершенно невероятные телевизионные рейтинги последних дебатов кандидатов в президенты США. И, в общем, все это еще окутано неким скандалом определенного свойства. В общем, все это чрезвычайно интересно, пикантно, загадочно и привлекательно.

Ольга Арсланова: Мне бы хотелось начать с главного. Чем это отличается от того, что происходит у нас в стране? От тех дебатов, которые мы видим у нас.

Сергей Лесков: У нас дебатов нету прежде всего. И на самом деле сколько бы мы ни острили по поводу американских выборов, там кандидаты на пост президента не стесняются, не опасаются выйти к рамке и предъявить себя публике. У нас, к сожалению, со времен, насколько я помню, Ельцина главный кандидат на пост главы государства в открытых дебатах не участвует. И даже у нас есть стройная теория, почему, дескать, это делать не стоит. Напомню, эта теория состоит в том, что таким образом тень его величия поднимает рейтинг его оппонентов-аутсайдеров, которые стоят за спиной. Мне кажется, что это лукавство.

Невнимание к американским выборам - это форма суицида, а интерес к ним – это способ выживания 

В вашем вопросе есть еще и такой подтекст: "Почему мы должны обращать внимание на американские выборы? Не лучше ли нам заняться обустройством своего собственного хозяйства?". Это справедливая мысль. Но невнимание к американским выборам, насколько я понимаю, является формой суицида. А интерес к ним является способом самовыживания. Дело в том, что американцы диктуют всему миру свою волю. Приходят в каждый дом, говорят, как расставить мебель и в какое окно смотреть. Собственно, они и к России так относятся. Поэтому самым влиятельным политиком или, как это называется, домоуправом на ближайшее время будет американский президент. Как же после этого не обращать внимания на эти самые президентские выборы? К тому же выборы этого года вообще не имеют аналога в американской истории. По двум причинам. Во-первых, одна из главных тем – это Россия. Россия вообще всегда была, может быть, за исключением периода Второй мировой войны. Но там и выборов особенных не было. Так, на окраине американских политических интересов. Сейчас это одна из главных тем. Это тоже увеличивает наш интерес к этим выборам. Но самая главная тема у них какая? Это взаимные сексуальные скандалы.

Ольга Арсланова: Это то, что вызывает критику очень многих экспертов. Они говорят: "Когда уже речь пойдет о политических программах, о серьезных изменениях, которые ждут страну? Зациклились на этом сексистском скандале и за его рамки уже не выходят". Видимо, люди уже не очень понимают, что такое западные ценности, репутация политика. В этом проблема?

Сергей Лесков: Я могу с вами согласиться только отчасти. А что, про какие ценности вы говорите? Самые знаменитые и удачливые президенты в истории Америки – это Франклин Рузвельт, Джон Кеннеди и Билл Клинтон. Каждый из них имел любовниц в Белом доме, как известно. В общем, это все описано историками. Франклин Рузвельт вообще в кресле-каталке совершал свои эротические подвиги. Все это достаточно хорошо известно. И это не мешало им быть хорошими президентами. Я думаю, что это гарнир к политику.

Вы помните знаменитую историю о том, когда к Сталину пришли и сказали, что у маршала Рокоссовского любовница, и что надо делать с маршалом, на что генералиссимус ответил: "Как что? Мы будем завидовать".

И на самом деле он понимал, что когда у человека есть такие успехи в его главном деле, особенности личной жизни надо уважать, прощать. Это не означает, что я говорю о вседозволенности. Но когда второстепенные детали становятся главными, вот это и говорит о том состоянии, в котором сейчас находится Америка и той атмосфере, в которой проходят эти выборы. Я совершенно уверен, что кандидат на пост президента должен говорить о том, почему "я должен стать президентом Америки". А что говорят Клинтон и Трамп? Они говорят о другом. "Почему мой соперник не может стать президентом". И каждый из них вываливает кучу грязного белья.

И у Трампа, и у семейства Клинтон множество этого… Такое впечатление, что они в прачечную не ходили никогда в своей жизни. Я даже сейчас не хочу вспоминать, потому что мы говорим не об этом. А, может быть, и не о чем говорить. Может быть, там и нет особенной позитивной или креативной программы.

Обратите внимание, что и Клинтон, и Трамп имеют рекордные для кандидатов в президенты отрицательные рейтинги. Обычно высок положительный рейтинг. А у них высокий отрицательный рейтинг. То есть 8 ноября Америка будет голосовать не за того кандидата, который ей больше нравится. Она будет голосовать за того кандидата, который ей меньше не нравится. Это тоже весьма своеобразная и незамеченный сюжет в истории Америки.

Виталий Млечин: А как вам слух о том, что за несколько месяцев до голосования могут снять Трампа и кого-то…

Сергей Лесков: Почему месяцев? Меньше месяца осталось.

Ольга Арсланова: Недель.

Сергей Лесков: Да, несколько недель. А что, он более грешен, чем семейство Клинтон?

Ольга Арсланова: По-моему, вы ему симпатизируете?

Сергей Лесков: Нет, я не симпатизирую. Кстати говоря, я думаю, что не исключено, что с ним как с президентом, если он победит, будет даже тяжелее, чем с Клинтон, от которой хотя бы понятно, каких пакостей ждать. Что ждать от столь непредсказуемого и порывистого человека… Как, помните, в "Покровских воротах": "Я такая порывистая, противоречивая". Вот он примерно такой же.

И в этих последних дебатах был, например, такой сюжет, который касался России, когда Хиллари Клинтон стала обвинять Россию в том, что российские хакеры подвергли взлому сайт Демократической партии, это ужасно, "вы, Дональд Трамп, с симпатией относитесь к такому монстру, как Путин". И он не знал, что отвечать. Потому что, в общем-то, его специальность – это стирать грязное белье семейства Клинтон. А что надо было ответить в этом случае? "Когда я стану президентом, я разберусь с этим вопросом. Но в любом случае на этом месте должны стоять не вы, госпожа Клинтон. На этом месте должен стоять Сандерс, потому что взлом этих хакеров, кому бы они ни принадлежали, выявил самую главную проблему: вы использовали административный ресурс, чтобы потопить своего главного соперника в Демократической партии".

Он даже не понимает каких-то весовых коэффициентов, что главное, что не главное. И они спорят об этих второстепенных личностных мотивах. Он ходит, например, со сворой женщин, которые подверглись сексуальным домогательствам Билла Клинтона. Это все смешно для великой страны.

Ольга Арсланова: А американцам, то есть простым избирателям, электорату вообще это интересно? То есть это у них как-то откликается?

Сергей Лесков: Мы с вами несколько месяцев назад, когда начиналась президентская гонка, говорили, что одним из главных привлекательных моментов в американской президентской кампании является то, что это шоу. Эти товарищи отрабатывают шоу на полную, конечно. Кстати говоря, то, что эта тема вышла на первый план, говорит о том, что американскому гражданину уже не столько, наверное, интересны серьезные экономические проблемы, о которых говорили когда-то раньше, а в силу каких-то причин ему интересны личностно-эротические моменты в биографиях кандидатов. Может быть, в Америке так хорошо жить. Но вроде бы там проблем очень много. Там чуть ли не половина населения получает продуктовые карточки.

Хотя уровень жизни на самом деле высокий. Конечно, экономических проблем более чем достаточно. Но эти кандидаты такие своеобразные. Это угроза не только для Америки. Это угроза для всего мира. Потому что на самом деле эти политики будут определять во многом то, как мир, планета будут жить ближайшие четыре года.

Ольга Арсланова: И для нас это важно.

Обострение отношений между Россией и Америкой достигло вообще пика за последние десятилетия. То, что это холодная война, уже ясно. Как бы не оказалось еще хуже

Сергей Лесков: Для нас это тоже важно. Мы же говорили в пятницу о том, что обострение отношений между Россией и Америкой достигло вообще пика за последние десятилетия. То, что это холодная война, уже ясно. Как бы не оказалось еще хуже. И я думаю, что угроза самого трагического сценария больше в случае с Трампом. Какие бы сейчас он ни говорил комплиментарные вещи в адрес президента России и ни поддерживал нашу операцию в Сирии, ох как там может обернуться неожиданно.

Ольга Арсланова: Спасибо вам, Сергей. Завтра продолжим общаться. Посмотрим, что новый день нам принесет, какие новости. Сергей Лесков, обозреватель Общественного телевидения России. Зрители спрашивали сегодня несколько раз: "Где же Сергей? Когда появится?". Вот! Сергей снова с нами. Спасибо.

Сергей Лесков: Спасибо.