Сергей Лесков: В это трудно поверить, но у Швейцарии с Евросоюзом торговый оборот больше, чем у России

Гости

Антон Алфимов: Некоторые срочные сообщения приходят на линии информагентств. В Пакистане потерпел крушение пассажирский самолет Пакистанских авиалиний. На борту было около 50 человек. Сейчас ведутся его поиски. Надеюсь, все подробности мы узнаем в новостях.

В студии ОТР появился обозреватель Сергей Лесков.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Сергей.

Сергей Лесков: Добрый день.

Антон Алфимов: Так же с бесконечно важными новостями.

Сергей Лесков: Я слышу в ваших словах иронию.

Антон Алфимов: Ни в коем случае.

Сергей Лесков: Я бы обратил наши взоры сегодня на Европу. Это такая огромная часть света, где происходят в этом году политические сдвиги, а в следующем, 2017 году, по всему видно, что эти сдвиги будут еще больше.

В 2017 году будут выборы, как мы знаем, во Франции, в Голландии, в Германии и, наверное, в Италии. А в этом году с чем столкнулась Европа? Рекордное число иммигрантов, резкий политический сдвиг вправо. Появился термин "друзья Путина", которые приходят к власти во всех странах попеременно. И Brexit, выход Великобритании из Евросоюза.

Антон Алфимов: Может, еще у кого-то референдум намечается?

Сергей Лесков: Да, конечно. В эти выходные был референдум в Италии.

Антон Алфимов: А, вот.

Сергей Лесков: И те поправки в конституцию, которые предлагал Маттео Ренци, очень молодой и очень симпатичный премьер-министр, они не прошли. Причем, там была какая-то потрясающая явка – 70%. В Европе вообще такой явки не бывает. Вы помните, что на наших последних выборах явка была меньше 40%. Для Европы это тоже нормально. Там было 70%. И подавляющее большинство проголосовало против поправок Ренци. И, по мнению многих наблюдателей, это даже сильнее удар по Евросоюзу, чем Brexit в Англии, потому что Англия всегда косо смотрела на Европу. Мы это знаем по литературе. А Италия – это одна из стран, которая основала Евросоюз, такой фундамент, сердцевина, краеугольный камень. И теперь получается, что там были поправки, которые были инспирированы как бы Брюсселем. Они были выгодны Евросоюзу.

И теперь получается, что и Италия тоже потенциально становится оппонентом Евросоюза.

Антон Алфимов: Но никуда не уходит?

Сергей Лесков: Пока, конечно, об этом рано говорить. Пока никто и не уходит. 28 стран. Но эти центробежные тенденции очевидны. Это их европейские дела. А нам что с этого?

Антон Алфимов: А нам очень интересно.

Сергей Лесков: Конечно, тут надо смотреть на Европу из здоровых эгоистических соображений. Как, собственно говоря, Америка и смотрит наверняка. К власти по тем или иным причинам в Европе приходят, как я уже сказал, друзья Путина, идет поправение. И, судя по всему, во Франции президентом будет Франсуа Фийон, который очень близок к Путину. В Италии с большой вероятностью… Я думаю, что это название нам еще предстоит выучить. Там есть такое "Движение пяти звезд". Черт знает, что это значит. Но самые большие шансы на формирование правительства именно у этого "Движения пяти звезд". А звезда – это вообще хорошо для нас.

Ольга Арсланова: По крайней мере, привычно.

Сергей Лесков: Они вообще стоят за отмену санкций против России, потому что это наносит удар по экономике Италии. Между прочим, Италия, казалось бы, не самая ведущая страна в Европе, но ее торговый оборот с Россией в 3 раза больше, чем оборот Франции и России. В 1.5 больше, чем оборот России и США, например. То есть мы торгуем с Италией очень активно.

Антон Алфимов: Если еще пармезан отдадут.

Сергей Лесков: Пармезан делают не только в Италии, кстати, а во многих других странах. Мы там мебель покупали, например, многие лекарства, одежду.

Антон Алфимов: Вы – это вы себя имеете в виду? Это здорово.

Сергей Лесков: Ладно, не будем в эту тему углубляться.

Антон Алфимов: Что с Германией?

Сергей Лесков: Много критики в адрес Путина по поводу того, что он несменяем. Но столь же несменяема Ангела Меркель. Кстати, видите, Европа вроде бы едина, но свои особенности есть у всех. Немцы – это люди постоянные, порядок. Они не любят смены власти. Она, судя по всему, пойдет на четвертый срок.

Антон Алфимов: Но выберут ли ее после всего того, что случилось?

Сергей Лесков: Да, выберут.

Антон Алфимов: Выберут?

Сергей Лесков: Да.

Антон Алфимов: То есть эти анти…

Сергей Лесков: Да, она уже изменила риторику. Она же комсомолка была. Она же тоже сумела перекраситься. Политический хамелеон – это хорошее свойство для политика. Она очень тонко чувствует эти тенденции.

Антон Алфимов: Но сирийцы из-за того не уехали.

Сергей Лесков: Почему? Она сказала – 100 000 вышлет. Она вышлет 100 000 мусульман. Она сказала, что запретит носить паранджу, хиджаб и буркини. То есть она уже пошла на встречу пожеланиям бюргеров и заняла уже такую антимусульманскую позицию. Нет, у нее нет достойных соперников. И какая-то там партия, которая образовалась в восточных областях, она еще слишком молодая и не имеет веса.

В любом случае, наверное, в следующем году образуется… Сейчас же такой треугольник, Олланд-Меркель-Путин, на переговорах, который решает судьбы Европы. Наверное, к ним подключится еще и Трамп. Многие говорят, что тот же украинский кризис без Америки решить невозможно. И это будет такой прямоугольник. Ну, конечно, со сторонами разной длины. Назовем ромбом. Итак, Трамп, Путин, Фийон и Меркель. И это будет очень интересная, конечно, политико-дипломатическая игра, которая сулит нам много неожиданностей, много сюрпризов. Остается надеяться, что старый политический волк Сергей Лавров сумеет обвести там вокруг пальца и настоять на своем.

Антон Алфимов: Только что пришло сообщение. Журнал "Time" выбрал Трампа человеком года.

Ольга Арсланова: Правда, журналисты назвали его избранным президентом разъединенных штатов Америки и не определились, был ли его вклад скорее положительным или отрицательным.

Трудно поверить, но у Швейцарии с Евросоюзом больше торговый оборот, чем у России

Сергей Лесков: Его вклад еще предстоит оценить. Это пока неизвестно. Мы, кстати говоря, вчера говорили про Сирию и про то, какую свинью напоследок решил подложить Сенат США России. Они, по-моему, приняли решение о разрешении продажи боевикам в Сирию ПЗРК. Это вообще ни в какие ворота не лезет. Системы, которые сбивают самолеты. Но, как известно, у ИГИЛ самолетов нету. А самолеты есть только у России и сирийской армии. Это попутное такое замечание.

Итак, переоценивать роль России как торгового партнера для Евросоюза, конечно же, не стоит. Россия – это 6% торгового оборота Евросоюза. Не так много. Трудно поверить, что у Швейцарии с Евросоюзом больше торговый оборот, чем у России. Притом, что мы продаем на 80% сырье. У нас практически нету обработанных каких-то промышленных товаров. Были, правда, на третьем. Мы из-за кризиса откатились на 4 место. Но Европа для нас на самом деле крупнейший партнер. И поэтому какие-то хорошие крепкие политические связи важны для нашей экономики. Кстати, Путин ведь недавно провел совещание, где красной нитью проходила мысль о том, что слабость внутреннего спроса в самой России не дает подняться нашей экономике, и поэтому он поставил задачу на резкое увеличение экспорта.

Это трудная задача. Как найти новые рынки в той же Европе или на Востоке, где…

Антон Алфимов: Если с тобой никто не разговаривает.

Сергей Лесков: Да. Это тоже политическая задача. Вы не можете не спросить, как, по моему личному прогнозу, сложится судьба санкций, которые не дают России доступа к технологиям, в которых она нуждается, и самое главное – к финансовым рынкам. Мы не можем развиваться без инвестиций, а инвестиции из-за финансовой блокады невозможны. Следующий раунд переговоров по санкциям будет в январе.

Антон Алфимов: Кто с кем?

Сергей Лесков: Евросоюз.

Антон Алфимов: А друг с другом.

Сергей Лесков: Они там собираются всякие министры, капиталисты. И будут решать продление санкций. Решение о санкциях принимается по консенсусу. Если какая-то из 28 европейских стран против, то санкции отменяются. Несмотря на то, что раздаются голоса из многих стран, что санкции пора отменить, я думаю, что все-таки в январе они отменены не будут, потому что хотя бы тот же Трамп еще не вступит в свои владения в полной мере. То есть они посмотрят на погоду в Америке, на отношения Путина и Трампа. А потом еще через полгода будет решаться вопрос о санкциях. Вот, я думаю, что значительная вероятность существует того, что летом 2017 года санкции будут отменены, опять же, из-за изменения политикой обстановки в Европе.

Антон Алфимов: И, видимо, должна подутихнуть Украина и Сирия.

Сергей Лесков: Кстати говоря, насчет Украины очень интересно. Во всех этих предвыборных дебатах, которые идут сейчас в Европе, тема Украины практически отсутствует. Трамп вообще об Украине не говорит. Вы знаете, что его троллили ведущие украинские политики во время избирательной кампании. Они были полностью уверены, что победит Клинтон. А небезызвестный олигарх Коломойский вообще кинул Трампа на 400 млн долларов. У них были какие-то бизнес-интересы, и хитрый Коломойский провел наивного американского миллиардера вокруг пальца.

Антон Алфимов: Обидно, да.

Ольга Арсланова: Вообще интересно напряжение, которое возникло на Украине после избрания…

Сергей Лесков: Самый главный сейчас вопрос на Украине состоит в том, что европейцы объявили мораторий на новые кредитные транши. И этот мораторий входит в противоречие с мораторием на вырубку карпатских лесов. И Евросоюз говорит Порошенко: "Снимает мораторий на вырубку карпатских лесов. Тогда получишь деньги в долг". Взамен на лысые Карпаты. Вы бывали когда-нибудь в Карпатах? Я там катался на лыжах. Конечно, безумно красиво. Причем, там самые дорогие сорта древесины – бук и граб, которые вообще на вес золота. Вот теперь украинская власть стоит перед выбором, как быть.

Антон Алфимов: А Евросоюзу древесины не хватает, что ли?

2017 год принесет, я думаю, обвальное крушение прежних политических ценностей, и совершенно другие муссоны и пассаты будут витать над нашей частью света

Сергей Лесков: Не хватает. Бук и граб где ты еще возьмешь? В общем, отмена евровиз уже не состоялась. Так что, в общем, 2017 год, который не за горами, принесет, я думаю, обвальное крушение прежних политических ценностей и совершенно другие муссоны и пассаты будут витать над нашей частью света. В то же самое время…

Антон Алфимов: Любопытно, какие. Потому что когда этот миграционный кризис начался в Европе, многие говорили, что Европа очень скоро станет правой.

Сергей Лесков: Так оно и есть. Так оно и оказалось. Потому что одна из важнейших точек предвыборной программы Фийона – это резкое сокращение денег, которые получают мигранты. Это социальное пособие. Кстати, социальные пособия получают и французы. И там 25% ведь безработицы среди молодежи. Французам это социальное пособие кажется чрезмерно малым. Они хотят работать. Зато арабам вполне его хватает на жизнь припеваючи без забот.

То есть тут настолько разный подход к жизни, что такие цивилизационные столкновения не могут не привести к кризису. И очень, конечно, маленький экономический рост в Западной Европе. Во Франции, по-моему, 1.5%. Правда, в России вообще падение ВВП.

Антон Алфимов: Спасибо. Это был обозреватель Общественного телевидения России Сергей Лесков.

Ольга Арсланова: А мы скоро вернемся.