Сергей Лесков: В Штатах каждая вторая электролампочка горит благодаря поставкам российского урана

Гости

Антон Алфимов: В студии Общественного телевидения России обозреватель Сергей Лесков. Здравствуйте.

Сергей Лесков: Добрый день.

Антон Алфимов: После нашей вчерашней беседы с академиком Роговым у меня осталось ощущение, что мы что-то недоговорили по поводу американских выборов.

Сергей Лесков: В общем, да. Мы не успели. Тема американских выборов бесконечна, как Вселенная. Мы не поговорили о, может быть, самом важном: что сулит России избрание Трампа. Я предлагаю сегодня в таком блиц-варианте все-таки обсудить эту тему. И, судя по всему, она волнует и наших зрителей. Трамп – бизнесмен. По сути дела это такой первый бизнесмен, который стал президентом США. Там приходили какие-то богатые люди, но они оставляли свой бизнес. А он прямо из бизнеса, от своих миллиардов шагнул в Белый Дом.

Антон Алфимов: Кому же сейчас все это достанется? Неужели первой леди?

Сергей Лесков: Отдаст в какой-нибудь траст. Ведь наши политики тоже каким-то образом оставляют свой бизнес. Которые в Думу приходят.

Антон Алфимов: Или передаст этому мальчику, который зевал на его речи после избрания.

Сергей Лесков: Кстати говоря, это не первый американский миллиардер, который привлекает наше внимание. Вы помните такое замечательное имя – Арманд Хаммер?

Антон Алфимов: Кто это? Наверняка учредитель компании "Хаммер".

Сергей Лесков: Он не имеет отношения к машине. Арманд Хаммер – это американский миллиардер, который встречался со всеми советскими руководителями от Ленина до Горбачева, из чего можно сделать вывод, что этот замечательный человек прожил жизнь Мафусаила просто.

Марина Калинина: Просто Дункан Маклауд просто, я бы сказала.

Сергей Лесков: Это факт. Вот хаммеровский центр международной торговли в Москве был построен Хаммером. Там снимали в советское время все советские фильмы про иностранную жизнь. Вообще человек чрезвычайно колоритный. Он сын, естественно, одесского врача, который перебрался в США, который промышлял в Америке подпольными абортами, за что и сел в тюрьму. А его сын Арманд сколотил безумное состояние на сотрудничестве с Россией, которая была тогда не признана, находилась под санкциями, которые сейчас даже и не снятся. Он приехал к Ленину еще в каком-то 2018 или 2020 году. Он возил сюда пшеницу во время голода. Он построил знаменитую первую карандашную фабрику в стране "Сакко и Ванцетти". Построил какие-то химические заводы на Волге. По-моему, "Пепси-колу" сюда привез. В общем, массу чего он сделал. Сам, конечно, заработал на этом безумные деньги. Кстати, вывез пол-Эрмитажа. Сейчас самая богатая коллекция в Америке – это коллекция Арманда Хаммера.

Я почему вспомнил этого замечательного человека? А не станет ли Трамп вторым Армандом Хаммером?

Антон Алфимов: Причем, он же говорил, что хочет к нам приехать.

Сергей Лесков: Да. Конечно, ему не удастся встретиться с Лениным и с Горбачевым. Но Путин, видимо…

Марина Калинина: И в Эрмитаж он сможет попасть.

Сергей Лесков: Да. Но Путин заменит этих людей с успехом. Если говорить серьезно, то с американским бизнесом нам всегда договариваться было проще, чем с американскими политиками. О причинах этого можно рассуждать долго, но это факт. И в 1930-е годы, когда Сталин проводил у нас индустриализацию, она в значительной мере была сделана благодаря участию американских конструкторских бюро, которые спроектировали и построили под ключ десятки заводов, которыми мы гордимся. И автозавод, например, в Горьком, и Магнитка, и многие другие промышленные гиганты были построены американцами. Америка тогда была в условиях жесточайшего экономического кризиса. И они нашли себя здесь. И сейчас, как говорил академик Рогов, в Америке экономический кризис. Они могут найти здесь область применения.

И, что интересно, Россия находится под санкциями. Мы часто говорим, что санкции бьют и по западному бизнесу. И приводим цифры. И это на самом деле так. Но Запад очень большой. Запад западу рознь. Так вот, эти санкции были инспирированы американцами. Тут за море не ходи. Это факт. Но меньше всего от санкций потеряла Америка. И тому просто есть цифры, которые публикует и Американское министерство торговли, и Федеральная таможенная служба России.

Итак, торговля с Европой снизилась примерно на треть. А торговля с США снизилась совсем ненамного. И в процентном отношении внешний торговый оборот России с США растет. За время санкций американцы поднялись с 7 места на 5-ое.

Антон Алфимов: Как так произошло?

Сергей Лесков: У них просто меньше оборот. Сейчас торговый оборот США с Россией составляет порядка 20 млрд долларов в год. Они находятся на 5 месте. Чтобы не соврать, впереди идут Китай, Германия, Голландия, Италия. США уже наступают на пятки Италии. Сейчас они еще четвертые будут.

Антон Алфимов: Это они у нас. А мы у них на каком?

Сергей Лесков: Мы не входим в число 15 внешнеторговых партнеров США.

Антон Алфимов: 15-то понятно. В сотню?

Сергей Лесков: В сотню входим. В районе 20 места. Вы не можете не спросить, что мы продаем Америке. Мы Америке продаем…

Марина Калинина: Мы умы отдаем Америке.

Сергей Лесков: Мы продаем минеральное сырье, минеральные удобрения, нефтепродукты и сырую нефть продаем, и это очень важно, урановое сырье. В США каждая вторая электролампочка горит благодаря поставкам низкообогащенного урана из России. Мизерное число машиностроительной продукции. Например, двигатель РД-180 для крупнейшей американской ракеты "Атлас-5" производится в Химках. И какие-то еще небольшие вещи. Но в основном это, конечно, продукты наших богатых недр. А американцы сюда продают, как это ни печально признать, продукты высокотехнологичные, несмотря на санкции, и программное обеспечение, в общем, там, где есть какой-то интеллектуальный продукт. Например, Hewlett-Packard, Oracle и масса других компьютерных компаний, полезных вещей, без которых мы обойтись не можем.

Итак, американцы наращивают, несмотря на санкции, свое присутствие в России. Например, компания Boeing недавно учредила огромный центр Сколково. Вложила туда большие деньги. В Тюмени они строят (тоже вложили деньги) большое предприятие, которое будет способствовать импортозамещению в сельскохозяйственных вещах. То есть американцы придумали санкции – европейцы ушли, они пришли на их место. А касательно Трампа мы можем использовать… Этот человек никогда ничего не пронесет мимо своего рта, мимо своего кармана. Без всякого сомнения, если его заинтересовать какими-то выгодными сделками (а Россия – огромный рынок, что тут говорить, это очевидно), то он пойдет и на снятие санкций, и на то, чтобы американский бизнес сюда пришел. Сюда на самом деле довольно много приходит американских инвесторов, пользуясь тем, что европейцы, опасаясь американской реакции, отсюда ушли. Это очень любопытный феномен.

Антон Алфимов: Но Трамп, мне кажется, мыслит несколько другими масштабами.

Сергей Лесков: Он мыслит другими масштабами. Тут, видимо, надо сказать еще о двух вещах. Он обещает поддержку американскому нефтегазовому сектору. Это означает, что замороженные добывающие предприятия на территории своей Америки могут развернуться в полную мощь. Это, конечно, приведет к падению цены на нефть и к какой-то катавасии на нефтегазовых рынках. Да, это первое время может привести, конечно, к некому снижению доходов в этой части, а российский бюджет в значительной мере формируется, мы знаем, за счет углеводородного сырья. Но наш бюджет сейчас сверстан из расчета 40 долларов за баррель нефти, а она, по-моему, 46-48.

Антон Алфимов: Все равно мало.

Сергей Лесков: Хотелось бы больше. Но есть возможности для падения. Но самое главное, что, мне кажется, мы можем извлечь из опыта Трампа и сотрудничества с ним – это как бы пример, который он подает. Ведь у нас не идут реформы. Несмотря на то, что президент Путин поставил задачу об увеличении доли малого бизнеса с 20% до 50%, он в действительности у нас снизился за год до 15%. И сам Путин неоднократно говорил о примерах того, как душат и отжимают малый бизнес. А для Трампа это его электорат. Это тот самый реднек, американский рабочий класс, хозяева маленьких мастерских. И по существу это основа стабильности экономики и в Китае, и в США, основа роста, основа инноваций. Потому что фирмы Билла Гейтса и Стивена Джобса тоже ведь сначала были маленькие. Они тоже начинали из сарая.

Кстати, меня посетила мысль во время этих выборов, что если бы Билл Гейтс баллотировался в президенты США, он победил бы и Дональда Трампа, не говоря уже о Хиллари Клинтон.

Антон Алфимов: Почему?

Сергей Лесков: Я думаю, что это такие знаковые фигуры. Они очень популярны.

Антон Алфимов: Американцы покупаются на бренд?

Сергей Лесков: Это не бренд. Это образ жизни. Я думаю, что вообще современная политика делается не столько политиками, сколько во время переговоров королей информационных технологий. Это значительно более важная теперь область. И то, что там делает Илон Маск, Билл Гейтс, это определяет будущее цивилизации в значительно большей степени, чем политические игры. Но мы можем…

Антон Алфимов: Через 8 лет эти двое могут…

Сергей Лесков: Какой-нибудь интернет развернется на всей планете, и правительства станут ненужными. Собственно говоря, победа Дональда Трампа и говорит о том, что те же информационные технологии, Фейсбук и социальные сети оказались важнее, чем традиционные СМИ, которые трубили в пользу Клинтон. Своего рода победа Трампа – это продолжение площади Тахрир в Египте. Здесь, конечно, есть аналогия.

Таким образом, для нас Трамп может стать каким-то триггер-эффектом для нашей экономики. Это очень важно. У нас наконец-то могут благодаря его победе начаться модернизация и экономическая либерализация, без которой мы обречены на стагнацию. Я думаю, это может быть главным следствием для России победы Трампа.

Марина Калинина: То есть от одного человека зависит будущее огромной страны.

Сергей Лесков: Зависит не будущее огромной страны. От президента США как человека, который обладает самым большим административным ресурсом в мире, очень сильно зависит судьба вообще всей планеты. И хорошо, что президентом США стал живой человек, может быть, с какими-то комическими чертами, а не злобная, нелюбимая всеми старуха. Персонаж в стихотворении Хармса, как известно. Трамп похож на человека. И это большое приобретение не только для России, а для всех 7 млрд, которые населяют нашу замечательную планету.

Антон Алфимов: Скоро увидим. Спасибо, это был обозреватель Общественного телевидения России Сергей Лесков.

Сергей Лесков: До свидания.